Книга Быть счастливой и (ли) выйти замуж? - читать онлайн бесплатно, автор Анна Олейникова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Быть счастливой и (ли) выйти замуж?
Быть счастливой и (ли) выйти замуж?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Быть счастливой и (ли) выйти замуж?

– Посмотри, какие мужики слабаки. Они ничего не могут сами сделать. Ничего не могут добиться. Козлы бесполезные.

Алина пребывала в уверенности, что родители ненавидят друг друга из-за неё, ведь она была непослушной девочкой и часто баловалась.

Развод! Это непонятное слово стеклянным звоном раздавалось в детской голове, постепенно обретая форму, вес и плотность.

Жизнь малышки изменилась. Она почти перестала жить дома: бабушка забрала её к себе и стала воспитывать, как дочку. Мама совсем ушла в работу. Периодически она уезжала за вещами в Польшу, чтобы потом продать привезённую одежду на местном рынке. Алина безумно любила эти яркие наряды, ведь благодаря им она всегда была самой красивой в школе.

– Ты всё сможешь. Ты- моя королева! – повторяла мама в редкие встречи.

Женщина была убеждена, что делает всё, чтобы дочка росла счастливой, а значит, она отличная мать.

Алина окончательно перебралась к бабушке, когда пошла в школу. Так всем стало гораздо удобнее. Вечно занятая мама не могла следить за уроками. К тому же в доме у бабушки царили уют и тепло, а её нежная забота была способна заменить материнскую любовь. И имя бабушка носила подходящее – Любовь Ивановна.

Девочка даже обрадовалась, что больше не придётся жить с мамой, потому что выдерживать её истерики становилось с каждым разом всё сложнее, как и выслушивать гневные тирады, посвящённые «отцу-придурку». Алина считала, что вычеркнула этого мужчину из своей жизни навсегда, хотя оскорбления матери в его адрес её цепляли.

Отец пытался наладить контакт с ребёнком, но Алина не хотела и слышать о нём. Особенно после того как он заявился на её десятый день рождения и тут же стал поливать грязью мать.

Бурные скандалы и взаимные оскорбления превратились в нечто обыденное, поэтому, приходя в гости к подруге Наташе, которая тогда ещё была дошкольницей, она словно попадала в другой мир.

Подруга жила совсем рядом – через дорогу. Атмосфера в её семье была наполнена гармонией и пониманием: родители улыбались друг другу, а папа держался обходительно и галантно как с мамой Наташи, так и с бабушкой. Несмотря на то что они впятером ютились в одной небольшой квартире, их отношения оставались доброжелательными.

Эта семья отличалась от той, что привыкла видеть Алина, и иногда она завидовала подруге. Ей казалось, что подобной идиллии не встретишь больше нигде, а Наташа – самая счастливая девочка в мире, которой повезло попасть в сказку. Мама обожала папу, папа обожал маму и бабушку, бабушка и дедушка проявляли доброту и всех поддерживали. А ещё к ним часто приходили гости: какие-то троюродные сёстры, пятиюродные тёти и даже соседи сверху. И Алина любила там играть. Искренняя приветливость, сердечная теплота и приятные домашние хлопоты, в которые она окуналась в этом доме, казались картинкой из телевизора. Она никак не могла поверить в реальность происходящего, настолько чуждого и невероятного.

У бабушки тоже было вполне уютно, но она жила одна, поэтому общение с людьми происходило вне дома. Несмотря на свой возраст, Любовь Ивановна не слыла домоседкой, продолжая вести активную жизнь со всевозможными встречами и поездками. Ну а мама заглядывала к ней очень редко. Совсем другие впечатления получала девочка от бабушкиного уюта.

Наташа и Алина дружили так крепко, что всё время старались проводить вместе, не разлучаясь ни в школе, ни в любую свободную минуту. Они как будто дополняли друг друга: яркая и эффектная Алина, привлекающая внимание мальчиков, и скромная, симпатичная, более домашняя и хозяйственная Наташа, которая с увлечением играла на фортепиано.

Алина любила сбежать к подружке и пожаловаться на папу, на маму и на другие проблемы, пока Наташа гоняла бесконечные гаммы. Бабушке она не хотела всего этого говорить, чтобы лишний раз не расстраивать. Любовь Ивановна стала самым близким человеком в жизни девочки, заменив обоих родителей. Алина её просто обожала и меньше всего желала обсуждать с ней такие неприятные темы. То ли дело подружка, которой можно рассказать всё без прикрас.

Наташу очень рано отдали в музыкальную школу. Она являлась тем редким ребёнком, который готов с удовольствием сидеть за инструментом и безостановочно играть. Хотя так долго заниматься, конечно, сложно. Но Наташа наслаждалась прикосновениями к клавишам, их вибрацией и теми волшебными звуками, которые рождались из-под пальцев. Она уже тогда поняла, что всю свою жизнь посвятит музыке. Даже мечтала о том, как у неё родится дочка, которую она научит играть на фортепиано. Вдвоём они будут выступать на большой сцене и непременно станут известными. Наташа испытывала восторг, превращая странные закорючки, запечатлённые на разлинованной бумаге, в мелодии, ласкающие слух. В музыке девочка находила отдушину, ведь только наедине с фортепиано она могла быть по-настоящему свободной, открытой и окрылённой.

Алине хорошо запомнился Наташин день рождения – тринадцатилетие. Не круглая дата, но родные подруги почему-то решили отметить это событие пышно. И пусть Алининой семье, где не считали каждую копейку, подобная пышность казалась дешёвой, но это было неважно. Непередаваемая атмосфера праздника увлекала за собой и вселяла веру в чудеса.

В тесной гостиной почти всё свободное пространство занимал овальный стол. Его покрывала молочная скатерть с игриво свисающей бахромой, которая мягко ложилась на колени. Все сидели в весёлой тесноте. Дедушка рассказывал фронтовые байки. Бабушка с озорной улыбкой повторяла: «Ври больше». Мама беспрестанно бегала на кухню: то приносила очередные вкусности, то подкладывала всем нежнейшее картофельное пюре. А папа пытался усадить её на стул, чтобы она наконец-то могла отдохнуть. Все с любовью смотрели на Наташу и радовались, что она привела в гости подружку. Хотя бабушка в шутку говорила, что уже пора женихов приводить, а не только подружек.

После вкусного и сытного обеда все приготовились слушать «Турецкое рондо». Наташа с пяти лет ходила в музыкальную школу и подавала большие надежды. О её успехах свидетельствовала стена над фортепиано, плотно увешанная разнообразными похвальными грамотами.

Длинные пальцы быстро и легко скользили по Ля-мажору, будто поглаживая чёрно-белые клавиши. Алина тоже когда-то хотела так играть, но её одолевала лень от одной мысли, что придётся стучать по клавишам часами. Куда приятней было ходить по магазинам и тратить на ерунду деньги отца.


– Умерла, – произнесла бледная Алина, на ватных ногах заходя к Наташе в комнату.

В тот вечер четырнадцатилетняя Алина ушла на свидание и осталась ночевать у мамы. Она не подозревала, что больше никогда не увидит бабушку. Утром маме позвонили из больницы и сообщили эту печальную новость. Оказалось, что у бабушки ночью прихватило сердце и она вызвала скорую. Но врачи приехали слишком поздно: пожилая женщина уже не дышала.

Алина винила себя за то, что в этот момент отсутствовала и не помогла бабушке. Не успокаивали и разговоры о том, что Любовь Ивановна скончалась скоропостижно и любой, кто находился с ней рядом, ничего не смог бы изменить. Но Алина продолжала чувствовать свою вину. Она могла бы побыть с бабушкой в последние минуты. Отягчающим обстоятельством девочке казалось то, что из дома она уходила после небольшого скандала: бабушка и внучка повздорили из-за немытой посуды. Любовь Ивановна тщетно просила Алину о помощи по дому, ведь та всегда считала домашние хлопоты ниже своего достоинства. Она вовсе не хотела расстраивать любимую бабушку, но так уж сложилось в её подростковом сознании.

После потери столь близкого человека жизнь Алины вновь изменилась, а тот день стал новой чернотой в её воспоминаниях. Алине опять пришлось жить с мамой, которая полностью ушла в свою работу. После трудового дня мама возвращалась домой измотанной и нередко наливала себе бокальчик вина, чтобы расслабиться. Со временем вино сменилось более крепким алкоголем – коньяком или водкой. В конце концов она стала уже с работы приходить нетрезвой, после чего закрепляла эффект тем, что хранилось в домашнем мини-баре, и засыпала на диване со стаканом в руках. Утром женщина мучилась жутким похмельем и, чтобы поднять настроение, которого у неё никогда и так не было, она стала опохмеляться. Алина пыталась прятать алкоголь от матери, но безрезультатно, поэтому оставила эту затею. Всё чаще она ловила себя на том, что ругает собственную мать за её внешний вид и отчитывает за безалаберность.

Неожиданную поддержку Алина получила там, где никогда и не думала. Она случайно встретила ненавистного отца в магазине, и тот с участием выслушал и подбодрил словами. С этого дня девочка стала иногда созваниваться с ним и даже пару раз сходила в гости.

Алина расцвела довольно рано и вскоре познала всю прелесть и силу своей красоты. Она быстро сообразила, как следует себя вести, чтобы девушки завидовали, а парни готовы были все сокровища мира сложить к её ногам. В свои пятнадцать лет она легко привлекала внимание мужчин своим шармом. Самые видные парни школы звали её на свидание, да и те, кто постарше, засматривались на неё, мечтая завладеть. Задрав свой симпатичный носик, Алина игриво перебирала ухажёров: «Сегодня я с тобой, а завтра с другим. Кто из вас сможет меня завоевать?» Во многом такому поведению способствовал отец. Он потакал всем её капризам, дарил подарки и постоянно повторял: «Ты – моя королева!»

Подростковый период Алины проходил насыщенно и бурно. Конечно, ей было совсем не до учёбы, что вызывало постоянные конфликты с учителями. Она регулярно прогуливала уроки, а домашние задания выполняла через раз и с откровенной небрежностью. Классный руководитель пыталась жаловаться то маме, то папе о школьнице, отбившейся от рук, но никакого толку это не давало.

Наташа не понимала Алину. Как можно так обращаться с парнями: играть с их чувствами, использовать для своих целей? Но вдаваться в подробности чужой личной жизни у неё совсем не хватало времени. Всё своё внимание она сосредоточила на подготовке к поступлению в музыкальное училище. Мечта стать профессиональным музыкантом с каждым днём становилась ближе, незаметно отделяя Наташу от подруги. Будучи целеустремлённой и серьёзной, она с трудом воспринимала ветреность Алины. Так интересы девочек постепенно разошлись.

Между тем мать Алины всё чаще уходила в запой, заставляя девушку сбегать подальше от постыдного зрелища. Поначалу она стихийно оказывалась в доме отца, встречая там радушие и поддержку. Когда же её визиты стали систематическими, отец выделил беглянке комнату, обустроив так, как она хотела. Мужчина невероятно обрадовался долгожданному сближению с дочерью. Он не ругал её за долгие прогулки с парнями, спокойно забирал из клубов или отвозил на свидания. И вообще всегда был готов помочь своей красавице.

День за днём Алина вынужденно принимала эдакий контрастный душ: отец искренне восхищается, а пьяная мать бесконечно унижает. Девушка начала открыто презирать свою мать и теперь общалась с ней свысока, оскорбляя теми же словами, что и отец. Даже перестала называть её мамой, будто та больше не достойна этого звания. В лучшем случае звучало просто имя. Тем не менее, Алина прекрасно чувствовала меру и мастерски переключала тон, если ей вдруг что-то становилось необходимо заполучить от родительницы.

Взгляд психолога

Когда в семье происходит развод, на ребёнка это оказывает колоссальное влияние, глубина и скорость которого зависит от возраста. Малыш до пяти лет может вовсе не отреагировать на развод родителей, потому что ещё сильно привязан к маме и остаётся в слиянии с ней. Но в дальнейшем существует опасность, что такие дети не сепарируются. Они нередко остаются инфантильными и не развиваются, потому что разведённая мать не даёт им возможности взрослеть. Это связано с тем, что женщина пытается удержать ребёнка рядом с собой, желая избежать боли от потери партнёра и последующего одиночества. Её жизнь замыкается на заботе о беспомощном маленьком создании, которое поначалу остро в ней нуждается, и она не готова разорвать этот круг даже спустя годы.

Если развод, как у нашей героини, пришёлся на возраст от пяти лет, то это как раз период, когда происходит эдипальный конфликт. Тут ребёнок постепенно обнаруживает, что рядом находится кто-то третий: у него есть теперь не только мама, но ещё и папа. Тогда он начинает выбирать, с кем из них ему лучше. Ребёнок, чьи родители разводятся, когда ему от 5-ти до 7-ми лет, пребывает в состоянии растерянности. Именно состояние растерянности не позволяет ему с кем-либо соединиться в будущем. Он переживает невидимое взросление, понимая, что маме с папой не до него, а значит, для них обоих есть нечто важнее, чем он. Следует помнить, что в этом возрасте дети всегда берут вину на себя.


Эдипальный конфликт. Суть заключается в метаниях ребёнка от одного родителя к другому при том, что мальчики начинают противопоставлять себя отцу, мечтая полностью завладеть вниманием мамы, а девочки соперничают с матерью, желая сближения с папой. Таким образом ребёнок выделяет родителя противоположного пола и одновременно соотносит себя с родителем своего пола. Эдипальный конфликт разрешается, когда ребёнок наконец осознаёт, что папа с мамой состоят в крепкой паре. Теперь представьте себе, что испытывают дети, на глазах которых эта пара распадается.

Вырастая, эти мальчики или девочки очень многого добиваются, потому что понимают, что остались одни и им не на кого рассчитывать. Они уже умеют выживать, всё берут на себя и стараются вести дела так, как будто сами за всё отвечают. Что по ходу сюжета и произойдёт с нашей героиней Алиной.

Сам по себе эдипальный конфликт выполняет несколько важных задач:

Во-первых, когда ребёнок понимает, что в союзе с мамой есть ещё третий (папа), то возникает триада. Впоследствии непройденный эдипальный конфликт ведёт к разного рода «треугольникам» созависимых отношений.

Во-вторых, в эдипальной ситуации ребёнок ещё раз сталкивается с принципом реальности: мама любит не только его, но и папу. В мифе об Эдипе правда становится известной после того, как преступление уже состоялось. Фантазия о реальности разбивается самой реальностью. В эдипальной ситуации ребёнок вынужден признать страшную правду о том, что он не взрослый. У многих взрослых непройденный эдипальный конфликт продолжается через иллюзии или ожидания, которые тормозят развитие.

В-третьих, если ребёнок понимает, что он всё же теперь не главный, а есть родительская пара, то тогда он начинает формироваться как отдельная личность.

В-четвёртых, с разрешения эдипального конфликта начинается формирование Супер-Эго, в дальнейшем это и есть взрослая позиция.

Хочется также отметить серьёзную закономерность: когда жена, в данном случае мать, неуважительно относится к своему мужу, то ребёнок всегда будет проецировать такое отношение на дальнейшее взаимодействие с партнёром. Поэтому если женщина в семье не уважает мужчину, скорее всего, девочка не будет уважать мужчин, в том числе и отца. Тогда в ней разовьётся анимус, её мужская часть, и она начнёт самостоятельно справляться с трудностями без помощи мужчин. Она будет невероятно успешной, но безумно несчастной как женщина. Что же касается других женщин, то с ними у неё возникнет перманентная конкуренция.


Анимус – это мужской дух в женщине. Анима – женская душа в мужчине. Анимус – это то, что позволяет женщине структурировать себя и двигаться дальше. Анима – это то начало, которое позволяет мужчине проявлять чувства и эмоции, заставляя его совершать решительные действия.

Принято считать, что у женщин изначально не развиты убеждения и им требуется построение реалистичной картинки. Если в двух словах, то женщина в основном живёт в эмоциях, а её неразвитые убеждения создают помехи. Выходит так, что она не может воспринимать мир в его полноте и свободно действовать в нём. Тогда ей требуется работа с анимусом, при которой кристаллизуются женские убеждения и женщина начинает управлять своим эмоциональным состоянием.


Итак, ситуацию с родителями Алины я обрисовала, но перед нами есть и противоположная семья Наташи, в которой царит некая идиллия. И эту идиллию наблюдает Алина – ребёнок из неблагополучной семьи. Но часто в гармоничных на первый взгляд семьях присутствует то, что скрыто от посторонних глаз. В данном случае есть бабушка, на которой всё держится. А когда семья проживает на общей территории с матерью одного из супругов, в большинстве случаев получается, что этот взрослый не сепарирован. Здесь бабушка, вероятнее всего, контролирующая либо через явное подавление, либо посредством чрезмерной заботы, отчего контроль становится невидимым. Регулируя отношения внутри семейной системы, бабушка берёт бразды правления в свои руки, и если её сына (или дочь) такое положение вещей устраивает, то сепарация не происходит.


Сепарация – это процесс отделения ребёнка от родителей, в дальнейшем приводящий к обретению самостоятельности и независимости. Он протекает сложно для обеих сторон: ребёнку приходится самостоятельно совершать «первые шаги» и нести ответственность за свои поступки, разбираясь с последствиями, а родители вынуждены смотреть, как их чадо оступается, набивает шишки и порой действует не по сценарию. И те и другие сталкиваются с непредсказуемостью и собственной беспомощностью, поэтому для многих семей сепарация сопровождается неизбежными конфликтами.

Сепарации часто мешает жёсткий контроль со стороны бабушки или же его невидимый вариант, не дающий внукам возможности взрослеть и воспринимать реальность объективно: они развиваются, пребывая в иллюзии, что в мире всё хорошо. Потом, когда эти дети вырастают, им сложно разглядеть и принять жизнь с её суровыми проявлениями, трудно смириться с тем фактом, что люди могут значительно отличаться друг от друга. Выросшие в этих, я бы сказала, розовых сердечках перед глазами девочки и мальчики становятся ранимыми. Они видят, что папа с мамой так и остались при бабушке, которая выступает главной, а значит, у них формируется понятие, что мама с папой всегда будут главными для них самих. В результате дети не хотят сепарироваться, а когда находят партнёра противоположного пола, то он оказывается властным. Неспособные оценить истинную строгость бабушки, они нуждаются в том, чтобы кто-то взял над ними контроль, в котором они выросли, когда воспитывались.


Слияние. Маленький ребёнок всецело зависим от значимого взрослого. Период полной зависимости длится от рождения и примерно до трёх лет. Часто значимым взрослым является мама. Но если она, например, учится, уезжает куда-либо, заболевает, то эту роль берёт на себя папа, бабушка или ещё кто-то. В случае, когда вынужденная замена происходит в течение первых трёх лет жизни маленького человека, заменяющий взрослый является для него номинальной мамой. Разрыв между настоящей матерью и малышом, приходящийся на указанный возраст, нарушает процесс слияния и пророчит выросшему ребёнку созависимые отношения с другими людьми. Те, кто был разлучён с матерью до трёх лет, как правило, в дальнейшем страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков, азартных или компьютерных игр и тому подобного. Они всегда ищут «материнскую любовь» – место, где смогут расслабиться и получать удовольствие. Корень этого удовольствия был заложен на оральной стадии, когда мать прикладывала ребёнка к груди.


Как я писала ранее, в возрасте 5—7 лет в жизни ребёнка появляется ещё один взрослый, кроме мамы (родной и номинальной), запуская процесс отождествления и конкуренции с родителями. При нормальном стечении обстоятельств сепарация с ними должна произойти в подростковый период.

На примере второй семьи мы можем заметить, что у отца Наташи сепарация не произошла. Он прикрывает это состояние любовью к маме: остаётся верен ей и бережёт её. В таких случаях мужчина попадает в некий капкан: он находится между двумя женщинами, и обе чрезвычайно важны. Одна ЕГО родила, и он ей безмерно благодарен, а другая ЕМУ родила, и он трепетно относится к ней. Мужчине приходится ежеминутно совершать выбор между матерью и женой, что весьма осложняет жизнь. В таких семьях накапливается высокий уровень напряжения, которое тем или иным способом, но всё равно выливается наружу. Женщины изо дня в день не могут поделить одного мужчину, и это становится почвой для регулярных конфликтов.

Это тот случай, когда мать не в состоянии отпустить своего сына, несмотря на то что у него есть собственная семья, а сын остаётся с матерью из-за чувства вины, хотя на первый взгляд причины выглядят иными: материальные трудности, помощь с детьми, желание позаботиться о стареющих родителях. На деле мужчина не сепарирован, ему не хватило порыва в подростковом возрасте уйти от матери и сформироваться уже как отдельная взрослая личность.

Именно для того чтобы сепарироваться, дети в идеале должны после школы уехать в другие города учиться. И родителям надо их отпустить, не препятствуя процессу ни физически, ни психологически.


Когда в семье происходит развод, ребёнок чувствует себя ненужным. В пятилетнем возрасте он уже чётко понимает, что у него два родителя, но представление об отце как о мужчине ещё не сформировано. Пока дети являются дошкольниками, а игровая деятельность не поменялась на учебную, они всё воспринимают в форме игры. Детство резко заканчивается, если развод выпадает на этот период. Надеясь продолжить пребывание в детской беспечности, они ищут какого-то другого значимого взрослого, который заменит им отца. Так Алина видит, что у неё остаётся мама, и теперь в качестве второй любящей фигуры девочка воспринимает бабушку. Это нередко происходит, когда после развода ребёнка начинает кто-то жалеть. Чаще всего это делают бабушки, потому что родители пребывают в стрессе и не способны контактировать с ребёнком, как раньше. Стресс даёт о себе знать в том числе и через злость, которая у мужчины может выражаться, например, в форме зависимости, а у женщины – в том, что она наказывает мужчину, лишая его ребёнка.

Здесь ещё нужно знать такое правило: если женщина не захочет отдать ребёнка, то мужчина никогда ничего не сделает, даже если он по суду отвоюет себе какое-то время для общения с ним. Как я уже говорила, отношение к отцу закладывается только матерью. Отзываясь о бывшем муже уважительно, женщина оберегает ребёнка от травмы. Чего не скажешь о женщине, включающей эмоции обиды и транслирующей установки, что отец плохой. В результате ребёнок либо втайне жалеет отца, либо втайне жалеет мать, оказавшись вынужденным встать на сторону одного из родителей.

Нашей героине Алине стало очень тяжело выслушивать то, что мать говорит об отце. В попытках обрести внутреннее равновесие девочка находит пристанище у бабушки, которая заменяет ей любящую мать и компенсирует отца. Маленькому ребёнку этого достаточно.


В наши дни есть девочки и мальчики, которые воспитываются в большой семье. Раньше большие семьи считались нормой: в них было много детей, несколько поколений жили вместе. Но сейчас время поменялось, а параллельно поменялись устои и правила в семейных отношениях. В прошлом уважение к старшим воспринималось как само собой разумеющееся и это даже не обсуждалось. В настоящем же другие приоритеты: часто деньги зарабатывает не мужчина, а женщина, и в зависимости от того, кто в семье располагает финансовыми средствами, у того больше эмоциональных прав.

В данном случае Наташа видит отношения между родителями, которые находятся в любви. Есть ещё взрослые – бабушка с дедушкой, которые также любят друг друга. Наблюдая такую идиллию, она воспитывается в некой сказочной обстановке, где весь мир транслирует любовь и все люди живут только так.

Для ребёнка это, с одной стороны, хорошо, но с другой – не очень. Часто эти дети, подрастая, остаются наивными. В подростковом возрасте и в молодости их легко можно обмануть, но речь здесь именно о доверчивости, а не об инфантильности. Этой доверчивостью во взрослом состоянии нередко пользуются окружающие. Тем, кто вырос с ощущением тотального доверия к миру, приходится пройти свой жизненный путь, набив шишки. Только так они могут понять, что мир имеет и другую сторону, не все вокруг доброжелательны, а опыт многих людей разительно отличается от того, что они видели в своей семье. Получается, чтобы открыть и принять недостающие пазлы целостной картины, этим доверчивым ребятам нужны отличные от них люди, то есть являющиеся инаковыми по отношению к их привычному видению.


Если в подростковом возрасте ребёнок теряет кого-то из значимых людей, а значимыми являются мама, папа, бабушка, дедушка, то есть те, с кем ребёнок проводит большую часть времени, то это накладывает неизгладимый отпечаток на его самоощущение. Так случилось с героиней Алиной. Её воспитала бабушка, практически заменив девочке мать. Переживаемая в 14 лет смерть бабушки стала равна смерти матери. Так произошло, потому что у девочки нет с мамой эмоциональной связи. Не чувствуя в подростковом возрасте эмоциональной связи с родителями, но остро нуждаясь в ней, ребёнок трансформирует эту нехватку в потребность что-либо забирать. Здесь складываются эдакие товарно-денежные отношения, когда подросток просто использует мать. В прежнее время мать сама использовала подобным образом своего мужа, а то, что делается по отношению к другому партнёру, дети будут транслировать в дальнейшем взаимодействии с людьми.