Почему одни в это верят, если есть другие, кто подтверждает, что это не так?
Потому что мозг первых уже сталкивался с какой-то неприятной ситуацией, связанной с деньгами. И на основе прошлого опыта делает такой вывод. Примерно так это работает.
А как этот процесс происходит в головах ваших клиентов? Что они думают относительно вашего продукта или услуги, какой у них был опыт? Какие мифы есть вокруг вашей сферы, чего они могут не понимать, что они могут драматизировать?
Это в ваших силах – на это восприятие реальности влиять. И здесь у вас два варианта. Первый – вы предоставляете аудитории максимальное количество информации, чтобы они могли сделать правильные выводы о вас. Второй – вы ничего не делаете, и выводы будут сделаны против вас.
Потери оценивается почти в два раза весомее выгоды.
Это напрямую объясняет нам, почему страх и боли во многих сферах в продажах используются значительно чаще, чем описание чего-то хорошего, такого розово-ажурного и позитивного.
Потому что ощущение потери для человека весомее, чувствительнее и важнее, чем вероятность получить что-то хорошее. Это просто так устроено.
Проводился эксперимент, в котором людям предлагалось выбрать один из вариантов:
1) Выигрыш 5000 с вероятностью 60 %;
2) Выигрыш 50 000 с вероятностью 6 %.
При такой постановке вопроса большинство выбирало первый вариант – 78 %.
Когда же условия изменились на:
1) Потеря 5000 с вероятностью 60 %;
2) Потеря 50 000 с вероятностью 6 %.
Большинство выбирало второй вариант – 64 %.
Несмотря на то что вероятности одинаковые, люди предпочитали те варианты, где они могут с большей вероятностью получить больший выигрыш. В случае неизбежных потерь выбирали вариант с меньшей вероятностью потери, несколько на значительно большую сумму. В случае с потерями люди более склонны рисковать, чтобы попытаться потери избежать.
Это значит, что нам с вами нужно просчитывать возможные потери человека в случае, когда он принимает неверное решение или медлит в принятии решения. Вы обладаете большим опытом. Вам проще просчитать разные варианты и пояснить вашим клиентам, к каким последствиям могут привести их решения.
Не стоит тешить себя надеждой, что вы можете продавать, только обращаясь к хорошему и позитивному.
Попробовать можно. Но вернемся к фактам – потери оцениваются в два раза весомее выгоды. Это не значит, что единственный путь – драматизировать и эксплуатировать страх на максималках. Но и отказываться от обращения к страхам вовсе не стоит.
Эмоциональный мозг – лимбическая система – отвечает за то, на что мы решаем обратить внимание.
А это значит, что вам придется обращаться к эмоциям во всех коммуникациях с аудиторией, если вы хотите добиться успеха и выделиться среди конкурентов.
Это не значит, однако, что о цифрах и рациональных доводах следует забыть.
Помните – эмоции влияют на выбор объекта, на который мы направим свое внимание. После того как на вас обратили внимание – вы можете использовать любые аргументы.
На вашем месте я бы использовала и эмоциональные, и рациональные.
Наши знания и опыт хранятся в памяти в виде историй.
Истории проще запомнить, ими проще оперировать, их проще передавать. Они содержат эмоции, а не голые факты.
Именно поэтому сторителлинг – использование историй в тексте – так хорошо работает.
Причем работает не только на привлечение внимания или запоминание вас и ваших историй, но и на продажи тоже влияет положительно.
Подводя небольшой итог: наша с вами задача воздействовать на сознание и подсознание.
Чтобы это сделать, нам необходимо правильно определить глубинные драйверы поведения конкретно вашей аудитории. Потому что то, что работает на вашу аудиторию, может не работать на аудиторию ваших конкурентов или коллег и наоборот. И нам нужно разобраться именно с вашими клиентами.
Когнитивные искажения и как они влияют на ваш бизнес
Откройте любой блог или книгу по продажам. Что вы там увидите? Миллионы материалов о том, как:
• понять клиента;
• залезть клиенту в голову;
• надавить на его боли;
• продать клиенту.
Фокус внимания всегда на клиенте. Логично, но есть нюансы. Продажи и маркетинг имеют дело с людьми. А значит, в дело вступает человеческий фактор.
Люди видят рекламу, люди на нее реагируют, люди читают предложение и принимают решение. Это не алгоритм, выполняемый машиной, а живые люди с их глубоким внутренним миром. А раз мы работаем с чувствами и эмоциями живых людей – всегда есть доля непредсказуемости.
Что с этим делать? Изучать поведение и его причины, конечно. Но не ограничиваться только поведением клиента.
В любом бизнесе с одной стороны – представитель бизнеса (предприниматель), с другой – клиент. И это всегда игра в две стороны. А значит, нам нужно разобраться не только с клиентом, но и… с собственным мышлением. Да, да, с вами, если вы выступаете главным драйвером продаж в проекте.
Точно так же, как у ваших клиентов есть определенные убеждения об этой жизни, их конкретной ситуации и идеальном ее решении – у вас есть убеждения о вашем проекте и продажах в нем. Точно так же, как ваши клиенты испытывают когнитивные искажения – им подвержены и вы. Влияет ли это на результат? Конечно!
Мы привыкли доверять своим ощущениям и мыслям. Видеть причинно-следственную связь. Объяснять себе те или иные события вполне очевидными (нам) фактами.
Предположить, что наш мозг играет с нами в игры? Нет, не может быть… или может?
Знакомьтесь, когнитивные искажения.
Когнитивные искажения – ошибки в процессе мышления, мешающие объективному принятию решений и рациональному восприятию реальности.
Сначала мы думали, что информация, заботливо собранная нашими органами чувств и передаваемая через нервную систему в головной мозг, формирует человеческое восприятие себя, окружающего мира и происходящих ситуаций.
Пока не стало очевидно: мозг систематически нас обманывает.
В процессе эволюции определенные шаблоны поведения гарантировали человечеству выживание. Мы обеспечили себе жизнь, но шаблоны продолжают работать изо дня в день.
В 1972 Амос Тверски и Даниель Канеман ввели понятие когнитивных искажений, чтобы описать ситуации, в которых наш мозг работает не так, как мы привыкли считать.
Не всегда то, что мы видим, является таким, каким мы это воспринимаем.
Когнитивные искажения влияют на вашу способность рационально оценивать происходящее, анализировать результаты собственных и чужих действий, делать объективные выводы.
И если сейчас вы подумали, что к вам это не относится, и уж вы-то точно рационально оцениваете мир вокруг вас и события в нем, то… спешу вас расстроить, вы под влиянием эффекта «слепого пятна», когнитивного искажения, под воздействием которого человек считает себя менее подверженным влиянию когнитивных искажений по сравнению с остальными.
Все люди лгут, и мы с вами тоже.
Как возникают когнитивные искажения
Причина 1: Перегруз информациейИнформационный шторм обрушивается на вас всякий раз, как вы открываете глаза.
Мегабайты информации выливаются на наши головы каждую минуту, как только мы включаем телефон или просто выходим на улицу. Вывески, радио по дороге на работу, назойливая реклама. Когда мозг не может справляться с объемом данных, он предпочитает отсечь часть информации и оставить только тот кусок, с которым может справиться в единицу времени.
Но какую информацию он «скроет» от восприятия и дальнейшего анализа? Ту, которая пригодится с наименьшей вероятностью. По версии мозга, естественно.
Причина 2: Сложность пониманияВ любой момент времени мы видим и воспринимаем лишь маленькую часть всей существующей информации. Видим лишь часть огромного мира и событий в нем. Это не отменяет необходимости ежедневно принимать миллионы решений и микро-решений, чтобы выжить. Поэтому наш мозг обрабатывает полученную через органы чувств информацию, а «слепые пятна» заполняет самостоятельно.
По сути, наша голова – полноценная виртуальная реальность с надстройками воображения.
Мы видим закономерности даже при маленьком количестве данных.
Так как мы знаем лишь маленькую часть происходящего, наш мозг воссоздает возможную картину мира у нас в голове для того, чтобы иметь возможность принимать решения.
Мы заполняем пробелы догадками, обобщениями и знаниями из прошлого опыта.
Когда нам не хватает какой-то информации, мозг строит аналогии на основе уже прожитого опыта.
Мы больше ценим знакомые и приятные глазу вещи и людей, чем незнакомые и неприятные.
Мозг добавляет допущение о качестве, стоимости, ценности на основе того, что мы видим.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги