Книга Театральная цензура в Ленинграде в годы «оттепели» - читать онлайн бесплатно, автор Чжуан Юй. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Театральная цензура в Ленинграде в годы «оттепели»
Театральная цензура в Ленинграде в годы «оттепели»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Театральная цензура в Ленинграде в годы «оттепели»

160

Из отчетного доклада председателя правления Ленинградского отделения ВТО, народного артиста СССР Н. К. Черкасова // Информационные материалы о работе Ленинградского отделения ВТО. № 18–19. Л., 1958. С. 8.

161

Материалы отчетно-выборной конференции Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества // Информационные материалы о работе Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества. № 18–19. Л., 1958. С. 33.

162

Руководящие органы Ленинградского отделения ВТО // Отчет о работе правления Ленинградского отделения ВТО (1954–1957). Л., 1958. С. 21–24.

163

Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки, 1953–1991. С. 196.

164

Шварц Д. Дневники и заметки. С. 241–242.

165

Там же. С. 195.

166

Михайлов Н. Заметки о театре // Литературная газета. 1956. 1 декабря.

167

О мероприятиях по улучшению работы драматических театров. Приказ министра культуры СССР № 566 от 21 августа 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 416. Л. 188.

168

Там же.

169

Там же. Л. 189.

170

Справки о репертуаре ленинградских драматических театров, их подготовке к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, руководстве и контроле за деятельностью театров Управления культуры исполкома Ленгорсовета // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 96. Д. 143. Л. 27.

171

Материалы смотра творческой молодежи ленинградских театров в 1954 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 381. Оп. 1. Д. 166. Л. 131.

172

Приказ № 96 по Главному управлению по делам искусств Министерства культуры РСФСР от 7 марта 1956 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 261. Оп. 1. Д. 200. Л. 5.

173

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления по организационным вопросам от 20 декабря 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 427. Л. 3–4.

174

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления по организационным вопросам от 20 декабря 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 427. Л. 5–6.

175

Там же. Л. 10.

176

Стенографический отчет совещания Художественного совета Управления по вопросу улучшения работы художественных советов театров. 21 марта 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 705. Л. 78.

177

О художественных советах театров. Приказ министра культуры СССР № 543 от 19 октября 1960 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 974. Л. 49.

178

О художественных советах театров. Приказ министра культуры СССР № 543 от 19 октября 1960 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 974. Л. 49.

179

Приказ министра культуры СССР № 566 от 21 августа 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 416. Л. 188.

180

О художественных советах театров: приказ министра культуры СССР № 543 от 19 октября 1960 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 974. Л. 49.

181

Приказ № 148 Управления культуры исполкома Ленгорсовета от 25 октября 1962 г. «Об утверждении состава членов художественного совета Театра юных зрителей»; Приказ № 164 Управления культуры исполкома Ленгорсовета от 20 ноября 1962 г. «Об утверждении нового художественного совета театра им. В. Ф. Комиссаржевской»; Приказ № 171 Управления культуры исполкома Ленгорсовета от 26 ноября 1962 г. «Об изменении состава художественного совета театра им. Ленсовета» // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1317. Л. 46, 75, 83.

182

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления культуры по обсуждению репертуарных планов драматических театров на конец 1954 г. и на 1955 г. от 13 октября 1954 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 125. Л. 13.

183

Заседание Художественного совета Управления культуры Ленгорисполкома и правления ЛО ВТО от 2 октября 1957 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 584. Л. 20. На самом деле за сезон 1957–1958 гг. спектакль «Талисман» исполнялся в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина шесть раз, и 7800 зрителей посмотрели его. Спектакль не явился главным событием театра, но его премьера вызвала ряд упреков со стороны руководства.

184

Стенографический отчет совещания Художественного совета Управления культуры по вопросу улучшения работы художественных советов театров от 21 марта 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 705. Л. 4.

185

Там же. Л. 44–45.

186

Там же. Л. 75.

187

Стенографический отчет совещания Художественного совета Управления культуры по вопросу улучшения работы художественных советов театров от 21 марта 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 705. Л. 48.

188

Там же. Л. 74.

189

Там же. Л. 45.

190

Там же. Л. 82.

191

«Делить пьесы театрам» – имеется в виду, что в годы «репертуарного голода» бывали случаи, когда два театра или более ориентировались на одну пьесу. Возникал конфликт, за решение которого бралось УК, определявшее, какой театр будет ставить спорную пьесу.

192

Работал руководителем Дома народного творчества, был назначен начальником отдела искусств УК исполкома Ленгорсовета в 1959 г. после И. С. Ефремова.

193

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления и правления Ленинградского отделения ВТО с активом о проблемах репертуара драматических театров Ленинграда в сезон 1960–1961 гг. О проведении смотров, улучшении работы и других вопросах. 27 октября 1960 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 991. Л. 34.

194

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления о работе художественных советов ленинградских театров от 12 февраля 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1627. Л. 5.

195

Там же. Л. 15.

196

Там же.

197

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления о работе художественных советов ленинградских театров от 12 февраля 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1627. Л. 11.

198

Там же. Л. 6–7.

199

Приказ № 24 Управления культуры исполкома Ленгорсовета от 16 февраля 1959 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 820. Л. 59.

200

Там же. Л. 59.

201

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления культуры и правления Ленинградского отделения ВТО с активом о проблемах репертуара драматических театров Ленинграда в сезоне 1960–1961 гг., проведении смотров, улучшении работы и других вопросах. 27 октября 1960 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 991. Л. 59–60.

202

Там же. Л. 63.

203

Там же. Л. 65.

204

Там же. Л. 64.

205

Стенограмма совещания директоров театров, художественных руководителей и театральной общественности, проведенного в обкоме КПСС по итогам театрального сезона и репертуарного плана на сезон 1959–1960 гг. от 22 октября 1959 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 113. Д. 41. Л. 64.

206

Там же. Л. 68.

207

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления культуры совместно с правлением Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества о мероприятиях по подготовке ленинградских театров к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и мероприятиях, связанных со 100-летием со дня рождения великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской от 31 октября 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1629. Л. 9.

208

«Поднятая целина» действительно была включена в репертуар 1964 г. БДТ им. М. Горького. См. http://bdt.spb.ru/о-театре/спектакли-бдт-1956–2013-гг/ (дата обращения: 22.11.2016).

209

Стенографический отчет заседания Художественного совета Управления культуры совместно с правлением Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества о мероприятиях по подготовке ленинградских театров к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и мероприятиях, связанных со 100-летием со дня рождения великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской от 31 октября 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1629. Л. 31.

210

Там же. Л. 24.

211

Там же. Л. 25.

212

Материалы смотра творческой молодежи Ленинградских театров в 1954 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 381. Оп. 1. Д. 166. Л. 1.

213

Заседание художественного совета от 16 июня 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1628. Л. 4–5.

214

Партия и вопросы развития советской литературы и искусства // Коммунист. 1957. № 3. С. 21.

215

Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953 / под ред. А. Н. Яковлева; сост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. М., 1999. С. 592, 594–595.

216

История советского драматического театра: в 6 т. Т. 5. 1941–1953. М., 1969. С. 15.

217

Сталин и космополитизм: документы Агитпропа ЦК КПСС, 1945–1953 гг. / сост. Д. Г. Наджафов, З. С. Белоусова; отв. ред. Д. Г. Наджафов. М., 2005. С. 235–237.

218

Об одной антипатриотической группе театральных критиков // Правда. 1949. 28 января. Цит. по: Сталин и космополитизм: документы Агитпропа ЦК КПСС, 1945–1953 гг. С. 236.

219

До конца разоблачить антипатриотическую группу театральных критиков // Литературная газета. 1949. 29 января; На чуждых позициях. О происках антипатриотической группы театральных критиков // Культура и жизнь. 1949. 30 января.

220

Постановление Совета министров СССР от 4 марта 1948 г. № 537 «О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid =ECBAD93ACACA53A0E1DAAE611143ED76&mode=splus&rnd=UiEsA&base=ESU &n=44979 qXzKueTuMHeMavns1 (дата обращения: 21.05.2023).

221

Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953 / под ред. А. Н. Яковлева; сост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. С. 591–596.

222

Секретарю ЦК ВКП(б) товарищу Суслову М. А. от Ярославского обкома ВКП(б) от 9 октября 1948 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 82. Л. 79–80.

223

Там же. Л. 82.

224

Секретарю ЦК ВКП(б) товарищу Маленкову Г. М. от Хакасского обкома ВКП(б) от 18 ноября 1948 г. // Там же. Л. 103.

225

Там же. Л. 104.

226

Секретарю ЦК ВКП(б) товарищу Маленкову Г. М. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 240. Л. 89.

227

Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С. 233.

228

«Теория бесконфликтности» в принципе не соответствовала соцреалистическому канону, но она появилась после ряда постановлений ЦК ВКП(б) по культурным и идеологическим вопросам в послевоенный период (1946–1948). Есть мнение, что «“теория бесконфликтности” наилучшим образом была сформулирована и институализирована в августовских постановлениях ЦК 1946 г. Авторство этой “теории” принадлежит Сталину и Жданову» (см.: Добренко Е. А. Поздний сталинизм: эстетика политики: в 2 т. Т. 1. М., 2020. С. 397). Но существует и другое мнение: эта теория впервые появилась в работе «За боевую теорию литературы!» В. В. Ермилова, в которой упомянуто следующее: «…у нас нет конфликта прекрасного и реального… прекрасное – это наша живая социалистическая действительность». Далее теория была «разработана в писательской практике, стала своеобразным выражением наметившегося стремления к реорганизации позднесталинского культурного континуума, где ключевое значение приобрели экстралитературные условия» (см.: Цыганов Д. М. «Литературная газета» как один из институциональных механизмов демонтажа послевоенного соцреалистического канона // Текст. Исследования молодых ученых. 2021. № 2 (5) / сост. А. А. Невокшанова; под. ред. А. А. Липгарта, Ю. Л. Оболенской. М., 2021. С. 318).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Всего 9 форматов