Сергей Попов
Бизнес-тренер
Предисловие
Попробую объяснить, что у вас в руках.
Эта книга написана о бизнес-тренерах. Наверное, вы знаете или даже помните времена, когда писали книги о кочегарах, плотниках и монтажниках-высотниках. Так вот, эта книга о бизнес‑тренерах. Почему бы не рассказать людям о том, кто такой тренер и что он делает на работе?
Вы любите подсматривать в замочную скважину, наблюдая за людьми? А заглядывать в окна чужих квартир? Я люблю. Всегда хочется узнать, что делают люди, когда не знают, что за ними наблюдают. В какой-то степени чтение этой книги равносильно подсматриванию. Я даже не думал, о ком писать, я же тренер. Кроме того, написать о том, что делает Курникова, Путин или Мадонна я не могу, так как не знаком с ними.
Вначале существовали отдельные рассказики, но постепенно они слились в некоторую последовательную историю. Однако, вы можете читать их в любом порядке. В книге вы обнаружите рассказы трех типов. Первые – юмористические, в стиле Интернет-баек. Вторые – философские зарисовки о смысле жизни и о дорогах, которые мы выбираем. Третьи – рассказы-связки, повествующие о том, что происходит с тренерами и с бизнесом.
Наверное, можно назвать мой труд дневниковыми заметками. Публикует же Бриджит Джонс свои дневники. Но, с другой стороны, мои записки могут служить руководством к действию начинающему тренеру.
Предполагаю, что книга будет интересна бизнес-тренерам и бизнес-консультантам, но надеюсь, что и белые воротнички прочтут её с удовольствием. Такова целевая аудитория.
Все рассказы абсолютно правдивы, но всё же – это литературное произведение, так что я приукрасил и исказил отдельные моменты реальной истории для лучшего восприятия.
Чуть не забыл, сейчас модно выражать благодарность всем сопричастным процессу создания. Выражаю! Спасибо жене, ребенку и теще. Спасибо Римме Рудольфовне, Анатолию Дмитриевичу, Владе и Юле. Они были первыми читателями этого «шедевра», однако не ругали, а восхищенно расхваливали. Без них мой энтузиазм иссяк бы на второй странице. Спасибо, друзья!
И вам спасибо за то, что уже читаете.
Трудоустройство
Резюме
Как бы ни было хорошо на свободе, а надо идти искать работу. Куда идти? Кому продаться? В целом технология поиска понятна. Пишем резюме и … нет, не пишем, не резюме.
Вначале было СЛОВО – желание изложить о себе всю правду. А именно, я написал, что у меня есть знания и опыт в следующих областях: менеджменте, маркетинге, обучении персонала, программировании, радиотехнике и даже балансовый отчет могу изобразить. Всё подробно изложил, без утайки.
Первым читателем моего труда стала знакомая моих знакомых, менеджер по персоналу одной крупной западной компании. Прочитав внимательно резюме, она вопросительно и подозрительно уставилась на меня, после произнесла классическое: «Не верю!». Далее объяснила, что на земле не существует людей, которые всё это могут выполнять одновременно и на профессиональном уровне. А что мне прикажете делать? Я же действительно всё это выполнял. Я же действительно за полгода работы маркетологом, поднял продажи компании в два раза. Я же действительно в одиночку обслуживал сто восемьдесят компьютеров, да так что юзеры даже не жаловались, а уважали. Вы тоже не верите в мою гениальность? А зря.
Так как работодатели ушли от неё не далеко, то пришлось следовать совету знакомой знакомых и определяться с тем, кем я хочу быть. Невероятно длительно время я решал, кем же хочу быть. Целых десять или пятнадцать минут затратил на размышления! И решил: быть мне бизнес-тренером.
Чтобы задуманное случилось, нужно мысленно нарисовать свое будущее, вжиться в выбранную роль, полюбить себя в ней и тогда произойдет то, что называется «футура практикс». Future practices, это когда мы сами создаем будущее. Это как в тайм-менеджменте, ставьте себе цель жизни, тогда все ваши поступки будут вести именно к выбранной цели. Резюме, это уже второй шаг.
Я написал резюме согласно выбранной мной цели. Хочу быть бизнес-тренером!
Бизнес-тренер, это не тот, кто тренирует собак и спортсменов. Бизнес-тренер тренирует сотрудников различных компаний правильно исполнять свои обязанности. (Исполнять обязанности желательно результативно и эффективно.) Но в целом, очень даже похоже на тренировку собак. Главное, не говорить тренируемым о своих сочных сравнениях. :)
Опять не понятно, кто такой бизнес-тренер? Тогда попытаюсь объяснить еще раз – последний. Бизнес-тренер похож на тамаду. В комнате собираются сотрудники компании и примкнувшие к ним граждане. Вы мысленно надеваете на себя «костюм розового зайца» и, как в рекламе батареек «Энеджайзер», скачите перед ними до бесконечности. Говорите умные слова, если можете. Заводите песнь на тему: «А что скажет Петя?» или: «Дима, почему ты считаешь, что продавать тяжело?» и так далее.
Меня в тренеры позвала любовь к людям, талант поучать других и хорошая зарплата белого воротничка. Сидишь, трындишь, а тебя все слушают. Зарплату получаешь, в командировки летаешь, большим человеком себя считаешь.
В резюме всю жизнь уложил на одном листе, чтобы работодатель, читая, не уснул от подробностей. Затем начал свой PR.
Тут-то мне и мое британское образование по маркетингу пригодилось. Определил я целевой сегмент, составил информационное послание (резюме), разработал медиаплан с выбором каналов распространения и – начал компанию по привлечению работодателей.
В соответствии с медиа планом рассылаю я, значит, резюме по факсу. Газетки с объявлениями о приеме на работу покупаю. Звонков от работодателей жду. Работаю с десяти и до пяти вечера.
Прошел целый день. На второй день жена сказала, что мы не в Англии живем, а в стране победившего азиатского менталитета. Что надо забыть умные словечки, типа «промоушен» и «коммуникейшн», и надо искать знакомых. Что как раз у неё есть знакомая в агентстве по подбору персонала «Союз» Галина Спасова. Позвонила она ей и договорилась, что я подъеду в агентство для личного знакомства и начала делового сотрудничества. Встреча была назначена через пару дней.
В этот же день на меня вышли из крупной компании «Четверка-Контакт» – видимо факс прошел, и предложили приехать на собеседование. Поехал.
«Четверка-Контакт»
Особнячок, чуть ли не на Арбате. Трехэтажный. Видимо, очень ценный памятник архитектуры. Двери с бронзовыми стеклами, что за ними не видно, а изнутри меня можно рассмотреть. Охранники долго пялят глаза в мой паспорт и водят авторучкой по строкам журнала учета посетителей. Интересно, они читать-то умеют или знакомые фамилии воспринимают образно, как китайские иероглифы? Это не мудрено, так как я иду к сотруднику Каримпашиеву, а его фамилию они успели выучить. Фу, пропустили. Комната номер 18 на втором этаже. Везде евроремонт, всё красиво и блестит. Между первым и вторым этажами висят картины. Мусорницы и те позолоченные.
В переговорной тесно, круглый стол занимает почти всю комнату, Рузави Каримпашиев оказался мулатом. Видимо, мама у него была йогом, а папа – танкистом. Небольшой, стройненький, смуглый, костюм с отливом, рубаха белая и галстук при нем. То есть мой фейс-контроль он прошел. Видимо, в компании белые воротнички водятся. Мое мнение о наличии белых воротничков укрепилось, когда я увидел, как мимо переговорной пробежали на совещание несколько индусов, или индейцев, или азербайджанцев, и все были как на подбор, офисными сотрудниками в костюмах.
Такая атмосфера меня немного прибила к земле. Уж не очень ли я нагл со своим свиным рылом да в калашный ряд. Но пока держусь, надуваю щеки.
Вот пройдоха! Вот менпоперсу! Он не рассказывает мне, кто им нужен, а всячески изводит меня расспросами о моей персоне. Как же я ему презентую себя как средство удовлетворения его потребностей, если не знаю, в чем они заключаются? Хреново. Считываю разочарованные мимику и жесты Рузави. Он мне все задает вопросы про то, как я могу организовать внешнее обучение сотрудников, как я могу найти компании, которые всех обучат. Получается, что им нужен администратор, который организует обучение, я же ему рассказываю, как я замечательно провожу тренинги самостоятельно и какой кайф я получаю от процесса публичных выступлений. Не в потребность работаю. Не так сидим.
Расстаемся. Обмениваемся обещаниями созвониться через день, и понимаем, что не судьба.
Может к лучшему? Ну скажите, зачем мне всех организовывать, я хочу живой работы с людьми, хочу романтики путешествий и оваций аудитории, а он ищет крысу канцелярскую.
Дома сказал, что им нужен другой. Огорчил жену. Она так хотела видеть меня в этой компании! Она раньше контактировала с ними, её поразил их размах и кошелек. Хотела, что бы я тоже был белым человеком, вернее мулатом, и рассекал по Москве на авто с личным водителем.
Первый блин комом, как и положено.
«Союз»
Поиск работы – это процесс. Ходишь на собеседования, продаешь себя, получаешь по мордам, и так до тех пор, пока не найдешь работу. Вот и я получил по морде от Рузави – менеджера по персоналу. Немного постонал, пожалел себя, посетовал на несправедливость мироустройства и отправился в агентство по подбору персонала.
Галя Спасова согласилась со мной переговорить и поработать. Я для неё почти блатной клиент: жена меня рекомендовала. Встретились, поговорили, заполнили анкетку. Время потратили немного. Галя заявила, что она с понедельника в отпуске и будет только через две недели. Чтобы я не скучал, предложила съездить на собеседование в одну крупную российскую компанию, в «Лидер». Так сказать, развеяться и опыта ведения переговоров набраться. Вроде как не очень я им по резюме подхожу, но попытка не пытка и за спрос не бьют в нос.
В понедельник Галя отправилась в отпуск, а я на собеседование. От станции метро Петровско-Разумовская на оленях (маршрутке) пятнадцать минут. Далее вход на завод. Всё как при социализме, проходная, работяги, анкеты по форме №4 и тому подобное. Пустячок, а приятно, знакомо.
«Лидер»
От станции метро Петровско-Разумовская на оленях (маршрутке) пятнадцать минут. Далее вход на завод. Всё как при социализме: проходная, работяги, анкета по форме №4 и т.п. Пустячок, а приятно, знакомо.
Минут сорок я беседовал с девушкой Лизой из отдела подбора. Все рассказывал, всячески себя продвигал и старался произвести впечатление. Вроде получилось, им нужен был тренер, а я тренером себя и презентовал. Наконец-то сошлись потребности покупателя и выгоды продавца. Лиза куда-то позвонила, поговорила с боссом и сказала мне, что босс сейчас мной займется, а именно сразу проведет второй тур собеседования, первый я успешно прошел. И еще сказала, что босс не будет являться моим начальником, моя возможная начальница в отпуске.
Через десять минут в комнату вбежал маленький и прыткий очкарик. Сказал, что он Дима и начал расспрашивать про мои достижения. Очень он меня возмутил: спрашивал практически тоже самое, что и Лиза. Рассказывать ему по второму разу, кто я такой и как могу осчастливить всех их, драйва уже не было.
Так что я сухо и кратко изложил смысл моего первого выступления. В результате мне сказали, что любая уважающая себя компания, прежде чем принять тренера на работу, устраивает смотрины. А именно, собирает человек пять-шесть в качестве мини-группы слушателей, а кандидат в тренеры развлекает их как может в течение одного-двух часов. Еще Дима зачем-то спросил, понимаю ли я, что им нужен тренер, а не начальник отдела. А-а, понял! Он увидел мое крутое резюме. По информации из резюме моего опыта хватало и на управленческую должность. Так что пришлось его успокоить, заявив, что карьера меня не интересует.
В среду я прибыл на смотрины. В проходной меня встретила Лида. Она сказала, что работает в этой компании тренером. Худенькая, молоденькая, брюнетка – расфуфыренная. Подпольная кличка – Стриж.
Когда мы поднялись в учебный класс, то она предложила мне воды. Произнесено это было тоном заговорщика и с подтекстом, что воду для тренингов у них выдают даже в бутылочках. Видимо мне надо было понять, как они круты и какое невероятное внимание мне оказано Лидой. Пить не хотелось, а вот поскорее обустроить пространство для публичного выступления очень не терпелось. Я разложил фломастеры, слайдики, план, беджи и стал ждать публику.
Во время моего пробного тренинга ничего особого не происходило. Я старался за полтора часа выдать максимум информации по теме тренинга, а меня периодически спрашивали, почему я хочу работать тренером. Одна из участниц просмотра оказалась моей будущей начальницей, которая сегодня вышла из отпуска. Звали её Кристиной. Она была тихая, после отпуска не сразу все резко включаются в проблемы комплектования штата.
Всё закончилось типовой фразой, смысл которой сводился к тому, что им надо обсудить меня и что мне позвонят. Забегая вперед, сообщаю: взяли меня.
Ожидание
Из «Лидера» позвонили на следующий день с положительным ответом–предложением. Сразу ясно, что вначале надо взять паузу на обдумывание, а затем долго не тянуть, так как кандидат может убежать. Зашевелились. Еще бы, у меня есть опыт, и по деньгам я пальцы не гну.
Сказали, что мне надо пройти контроль безопасности и медкомиссию. Работать на заводе пищевых продуктов без медицинской книжки не положено. Вдруг я носитель холерного эмбриона или спидотеррорист, что тогда?
Медкомиссия оказалась совковая. Классическая поликлиника, очереди, в очередях работяги, тоска. Меня продули, укололи, просветили, поставили все печати о пригодности к нелегкому труду тренера-дегустатора и отправили через всю Москву слушать лекцию на тему: «Гигиена и разборчивость в связях».
Однако через пару дней позвонил рентгенолог и сказал:
– У вас пятна на легких, но вы не волнуйтесь, снимок надо переснять, может это просто дефект пленки.
На этом моя жизнь завершилась! Вы думаете легко узнать, что вы обречены? Накрылась работа, перспективы, а приблизилась больничная койка и два квадратных метра. Я старался не ныть и не приставать к жене со своими страхами и перспективами. Все, кто знал о данном факте, смотрели на меня, как на человека, который обречен. Бессонная ночь с тяжелыми мыслями. Я ворочался, видел себя в гробу в белых тапочках. Утром отправился на повторный снимок. Чувствовал себя подсудимым, которого вводят в зал суда для оглашения приговора.
Ура!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Действительно все Ок, это всего лишь брак в пленке. Наверное, надо было подать в суд на поликлинику за нанесение морального вреда. Но от счастья я даже забыл, что такое пленка и суд. После таких приключений появляются седые волоски и начинаешь ценить жизнь.
Еще через день мне позвонили из «Лидера» и сказали, что нет времени на ожидание результата проверки безопасности, надо в понедельник уже быть на рабочем месте. Формулировка «нет времени» должна была меня напрячь, но не напрягла. Для чего нет времени? Вся жизнь впереди! На дворе сентябрь, солнце и пятна на легких отсутствуют. Надо было конечно, дедуктивным методом прийти к выводу, что меня ждут для решения сложной производственной задачи, что сроки прошли, и меня будут погонять как коня во время скачек. Но не догадался, туповат, свежий воздух свободы сыграл со мной злую шутку. А ведь действительно прошли сроки выполнения поставленных задач. В «Лидере» создали учебный центр в январе. Написали план работ на год. Только на календаре уже сентябрь, а за восемь месяцев было проведено два тренинга и обучено целых 20 человек… Не порядок. Диме нужны результаты, а они отсутствовали.
Через пару лет я присутствовал на смотринах других тренеров. «Лидеру» потребовалось еще пушечное мясо. Просмотрели человек 10 и все ни как. Почему-то моя начальница, да и другие коллеги очень сильно мочили кандидатов. Прямо издевались над ними, а те брыкались и кусались. Я спросил мнение Лиды о причинах такого поведения. Меня ведь не мочили, когда я проходил смотрины, мы мирно и радостно общались. Лида сказала:
– На тебя невозможно было агрессировать. Когда тебя подначивали, ты этого не замечал и старательно объяснял «тупым» слушателям материал тренинга. Т.е. конфликтогены в твоих словах отсутствовали напрочь. Материал ты тоже знал, всем было понятно, что это твой тренинг, а не стыренный у старшего коллеги.
А еще она сказала:
– Когда Дима беседовал с Кристиной, то они решили, что хватит искать. Дима выразился, в духе: «Шепелявит немного, да ничего страшного, главное, чтобы тренинги мог вести». Думаю, то, что ты работал в «Кодаке», очень ему понравилось. Представь, как Дима хвастается, что у него тренеры из инофирм набраны. Круто! Дима даже звонил в «Кодак», так сказать, спрашивал мнение о тебе и получил хороший отзыв.
Вот так. Москва большая, а найти людей, которые знают других людей, которых ты берешь на работу, можно за 5 – 30 минут. Мне, например, раз в полгода звонят люди и спрашивают отзыв о ком-либо. Однажды позвонили из Новосибирска и спросили, что я думаю о человеке, который живет в Санкт-Петербурге. Велика страна, а спрятаться от тренера негде.
Технология и групповая динамика
Первый рабочий день тренером
День как день, день как у всех. Однако не заставляли читать и учить «положение об учебном центре». Уже хорошо. Еще лучше оттого, что компьютер есть, стол и стул есть.
В комнате вместе со мной четыре человека. Лидка на козырном месте у окна. Александр, расчетчик зарплаты, тоже у окна, напротив Лидки. В центре – Сергей, второй расчетчик зарплаты, и я – у двери, почти как «у параши».
Стол покрыт пылью, в ящике стола следы тараканов. Как позже выяснилось, мышки тоже не обходят заведение стороной. В комнате два шкафа, но в них тоже пыль и газеты «Советский спорт». Спрашиваю:
– Чьи шкафы?
Отвечают:
– Ни чьи, так что бери любой и пользуйся.
Спрашиваю у Лиды:
– Где тренинги?
– Вот есть один по продажам, сделан на основе тренинга MTI, а больше нет.
Получил задание от начальницы, через неделю надо провести тренинг «Навыки разработки и проведения презентаций».
Маленький шаг и огромное достижение
Четыре месяца пришлось вкалывать. На создание тренинга выделялась одна, в лучшем случае две недели. Создал – и бегом в аудиторию за острыми ощущениями.
Материалов не было. Литературу по тренингам в 2000 году в магазинах не купить. В Интернете тоже не разбежишься, только реклама чужих курсов.
Сканировал, рисовал, набирал одним пальцем тексты, боролся с бюрократией.
Лида занималась тем же. Она раньше тренингов не создавала, а тут нас так приперли, что пришлось и ей и мне шевелиться по полной программе, двигать задами.
Раз в две недели в комнату забегал Дима и спрашивал:
– Как дела, бездельники?
Такое начало шокирует любого изнеженного и доброжелательного тренера. Я старался показывать ему созданные тренинги, объяснять, какое замечательное групповое упражнение мы проводим на 171 минуте от завершения кофе-паузы. Он зевал, глазки начинали бегать по предметам небогатой обстановки и спрашивал:
– Сколько обучили сотрудников? Сколько тренингов провели?
При этом его грудь распрямлялась, голос становился твердым и начальственным, а мы, я и Лида, начинали лихорадочно вспоминать прошлое и таблицу умножения. После моего невразумительного ответа в стиле «примерно восемь групп по 12 человек…, эээ…, наверное, человек сто», Дима говорил:
– Мало! Надо больше и быстрее!!! Т.е. тренингов надо больше. Создавать их надо быстрее. Обученных должно быть значительно больше!
И убегал.
– Уффф, пронесло. Лида, что будем делать? Ведь уволят! Почему он решил, что тренинг с нуля можно сделать за неделю, что за цели? Как он не понимает, что тренер – это не дойная корова, а творческая личность? Вот сам бы пошел и провел тренинг.
Технология создания тренингов
Анекдот: «Если вас застал муж любовницы в квартире вашей любовницы, отрицайте, отрицайте все, отрицайте очевидные факты! Но главное, главное!!! Успейте надеть трусы!»
Что главное в тренинге?! Главное – это понять, кого и чему вам надо обучить. То есть сперва составьте портрет слушателя, нарисуйте его в своей голове. Например, Петя из сметанного цеха: рост метр с кепкой, образование восемь классов, кроме разводного ключа ничего в руках не держал. Затем выясните, чему надо обучить Петю, определите не тему тренинга, а именно, чему обучить. После этого можно приступать к креативным действиям.
Секрет любого хорошего тренинга очень прост. Если вы его знаете, то пропустите раздел, если нет, то прочтите, узнайте и никому не рассказывайте. Незачем плодить конкурентов.
Так вот:
Первое слагаемое: «Продукт». Тренинг подобен пьесе. Надо написать хорошую пьесу. Должны быть: описание тренинга, план тренинга, слайды, тетрадь тренера, раздаточный материал, описание упражнений и заданий с комментариями для тренера, анкета обратной связи или выходной тест. Возможны еще некоторые мелочи в виде листа оборудования, но это уже не так принципиально.
Второе слагаемое: «Актер». Хорошую пьесу можно загубить плохим исполнением. Я думаю, что мы все актеры хоть куда.
Третье: «Адаптация». Это значит, что пьесу надо явить нужным людям в нужное время и люди должны желать посмотреть её. Представьте, что вы пришли в театр на комедию. А вместо этого вам дают драму. Ну как? Поняли? Если драма хороша, а актеры играют мастерски, то вы, конечно, не пожалеете, но всё же фурор будет только если вам на высоком уровне представят комедию. У тренеров иногда возникают дебаты на предмет, как заставить людей желать учиться именно на вашем тренинге. Отвечаю – кнутом и пряником. Нет, не так, правильнее пряником и кнутом. Желательно в качестве кнута использовать третью силу, например отдел оценки, который проводит регулярную аттестацию. Тогда раздавать пряники достается вам. А кто же не любит руку дающую! Даже кошки мурлыкают, если их почесывают.
Любой начинающий тренер считает, что самое важное – это «Продукт». Продукт подобен костылю. Тренер может хромать, падать, метаться по теме, но имея «костыль», на него можно опереться. Хороший продукт гарантирует некоторый результат. Имея хороший продукт, можно не волноваться о том, чем занять слушателей, а это уже хорошо. За что ещё любят продукт начинающие тренеры, так это за то, что костыли можно одолжить у опытного тренера. То есть один сделал и отшлифовал своим телом, пропитал своим потом, а другой берет готовенькое – и, чаще всего, портит. Например, спрашивает, а что такое «активное слухание». Поубывал бы!!!
Вот и мы с Лидой начали с создания продуктов.
Разложили на столе шаблон плана двухдневного тренинга. Один лист – один день. В плане указали перерывы, темы и задания. Начали, конечно, только с перерывов. Темы и задания стали вписывать в пустые места.
Затем начали читать умные книги и просматривать раздаточные материалы с других тренингов по аналогичной тематике. Это чтобы заполнить столбец правильными темами. Необходимо, чтобы тема занимала полтора часа – одну сессию, или две, но только не три темы за пятнадцать минут. Иногда подобное тематическое деление можно взять из Интернета. На сайтах тренинговых компаний присутствуют описания предлагаемых тренингов. Любое описание содержит тематический план – то, что нам надо. Так как у нас с Лидой описаний было на так много, – не те времена, чтобы Интернет нес светлое и бесплатно, то чаще всего приходилось переписывать часть оглавления из умной книги на заданную тему.
К каждой теме подбиралось упражнение – то, что мы называли «активностью группы». Можно два упражнения, всё зависит, от времени, затрачиваемого на выполнение упражнения. Получалось так, что мы брали теорию и добавляли задания.
Вся теория изображалась в виде слайдов в программе Power Point, в этой же программе есть режим заметок. Включив подобный режим, можно под слайдом написать суфлерские комментарии. Если распечатать слайды с комментариями, то получается тетрадь тренера. На тренинге мы показываем слушателям слайды с «лозунгами», а сами водим пальцем по заметкам и вспоминаем, о чем надо говорить в это время. Получается супер.
А еще, если все материалы распечатать, подшить в толстые папки, на корешках написать название тренингов и поставить на полку, то можно демонстрировать Диме и прочим ТОПам результаты своего героического труда. Грамотный PR достижений – это полшага к повышению вашей заработной платы.
Что еще осталось из необходимого? Раздаточный материал? Ну, это не сложно. Сканируете полкниги, вставляете в текст картинки ваших слайдов, оставляете места для заметок – и все готово. Участники тренинга – люди земные, а значит, захотят на память унести с тренинга кусочек знаний. Раздатка – это именно то, что они и унесут. Какую раздатку хотят получить слушатели? Конечно, с картинками, в обложке, чтобы внутри все умные мысли были зафиксированы, чтобы не конспектировать, и толстую, чем толще, тем лучше.