Книга По зову Большой Медведицы. С любовью к Тикси - читать онлайн бесплатно, автор Александр Обоимов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
По зову Большой Медведицы. С любовью к Тикси
По зову Большой Медведицы. С любовью к Тикси
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

По зову Большой Медведицы. С любовью к Тикси

Намечавшаяся на лето 1937 года смена личного состава не состоялась, так как ехавшие на смену люди оказались в дрейфе на ледокольных пароходах «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин». Соколов остался на станции с радистом Бабичем, механиком Беном и каюром Гороховым, остальные выехали на материк. Хотя Соколова заверили, что его станция при вывозе людей с дрейфующего каравана будет вспомогательной, он, привыкший жить с запасом прочности, все-таки исподволь начал подготовку к приему самолетов. И оказался прав.

Когда неожиданно поступило указание выпечь тонну хлеба, у Соколова уже был значительный запас. Не застала его врасплох и неожиданная команда принять самолеты с людьми. В отдельные дни население станции вырастало до 150 человек. И всем находилось место, всех кормили горячим обедом. С помощью тройных нар использовали всю кубатуру имеющихся помещений. Пищу готовили на всем, что можно было использовать, в ход пошла даже фотолабораторная посуда. Покидая станцию, полярные летчики Алексеев, Головин и Орлов выразили «глубокую признательность за казавшийся невозможным прием и размещение». В своем приветствии летчики писали: «Мы видим в вас подлинных борцов за освоение Советского Севера, скромно, без шумихи делающих великое дело».


Начальник полярной станции Остров Котельный Соколов В. И.


Летом 1938 года Соколов, не дождавшись смены, отпустил товарищей по зимовке на материк. Он приготовился к четвертой зимовке, когда прибыла смена, и ему удалось выехать на пароходе «Моссовет». В последующем В. И. Соколов несколько лет возглавлял отдел морской гидрологии Арктического научно-исследовательского института. В 1940 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почетному полярнику». Несмотря на сильную близорукость и освобождение от военной службы, он с присущей ему настойчивостью добился в первые же дни Великой Отечественной войны отправки на фронт и погиб осенью 1941 года при защите Петродворца на ближайших подступах к Ленинграду.

В смену В. И. Соколова на Котельном появилось новое название залив Стахановцев Арктики. Поименно все они перечислены в приказе по Главсевморпути №236, который начинался словами: «За отличные образцы стахановской работы, за образцовую постановку хозяйства в 1938 году на полярной станции острова Котельный, что выдвинуло эту станцию на одно из первых мест среди других, работники награждены значком «Почетному полярнику» полярной станции острова Котельный.

В приказе не назван помощник В. И. Авгевича по съемке острова Котельного каюр-якут З. З. Горохов – тогда они выполнили 475 километров съемки побережья. Спешивший для поступления в Московский институт инженеров геодезии, аэросъемки и картографии Авгевич сел на «Г. Седов» и оказался на зимовке во льдах. Весной 1938 года он уже как пассажир самолета снова прибыл на станцию. Этот интереснейший человек до зимовки на Котельном три года работал в экспедиции И. А. Ландина на «Пионере» и много сделал для картографирования Восточного сектора Арктики, а имя его оказалось увековеченным на западе Таймыра в названии небольшой бухточки Витольда.

О результатах работы Авгевича Соколов пишет так: «Съемка побережья острова Котельного существенно изменила прежние представления о его очертаниях, дала ценный материал для работы по освоению этого района Советской Арктики. В 25 километрах от станции была обнаружена замечательная по своим очертаниям бухта, хорошо защищенная от ветра. Бухта «Темп» оказалась вполне пригодной для стоянки морских судов. «В 1938 году здесь шесть суток отстаивался пароход «Моссовет». Были проведены промеры обширной бананообразной лагуны Станции. Летом 1938 года эта лагуна служила базой для самолета полярного летчика Купчины. Дважды на лагуне Станции совершал посадку самолет Героя Советского Союза Головина».

ТАИНСТВЕННЫЙ МИР ДЕЛЬТЫ ЛЕНЫ

Край туманов и миражей, самых северных островков лесов Евразии и гигантских кладбищ древних животных: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов – и все это тут в самом суровом месте Северного полушария, в Северной Якутии. Идея создания крупного заповедника в дельте Лены появилась в начале 1960-х годов, однако пришлось ждать еще около 20 лет, прежде чем создание ООПТ (особо-охраняемой природной территории) стало реальностью. В декабре 1985 года был организован государственный природный заповедник «Усть-Ленский». Главная задача заповедника – сохранение и изучение уникальных природных комплексов дельты одной из величайших рек мира – Лены. В 1995 году на его территории создали первую Международную биологическую станцию «Лена-Норденшельд». Каждый год здесь активно работают ученые, участники российских и международных проектов и экспедиций. В 2000 году территория заповедника внесена в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Мне удалось пообщаться с сотрудниками заповедника, которые провели для меня содержательную экскурсию по визит-центру и рассказали много интересного и познавательного.

Директором Усть-Ленского заповедника в июне 2019 года был назначен Дьячковский Александр Николаевич, который природоохранной деятельностью занимался еще в качестве замдиректора национального парка «Ленские Столбы». Но тут и масштаб совсем другой, да и климат намного суровее. Усть-Ленский занимает шестое место по площади среди заповедников нашей необъятной Родины. С заместителем директора по научно-исследовательской работе Якшиной Ириной Александровной я должен был встретиться еще десять лет назад в одной из моих первых экспедиций, но судьбе было угодно познакомиться нам только сейчас. Она является старожилом Усть-Ленского заповедника – без малого тридцать лет трудится в родных стенах. О своей работе Ирина готова рассказывать часами, видно человек влюблен в дело, которой посвятил всю свою жизнь…

На Лене нет ни гидроэлектростанций, ни плотин, она течет, как и миллионы лет назад, по естественному руслу. Название Лена – русское, а происходит оно от «Элю-Енэ» («Большая река») на эвенкийском языке. Воды ее чисты – их можно пить, просто зачерпнув ладонью. Здесь, на самом краю земли она встречается с Северным Ледовитым океаном. Заповедная территория привлекает туристов со всего света, прежде всего уникальной флорой и фауной.

Заповедник состоит из двух участков: участка «Дельтовый», охватывающего часть территории дельты реки Лены, и горного участка «Сокол», протянувшегося вдоль правого берега реки Лены, куда заходят отроги Хараулахских гор.


На реке Лена


Общая площадь охраняемой территории превышает 1433 тыс. гектар. Дельта реки Лены формируется множеством протоков, отделенных островами. Населенных пунктов и дорог общего пользования в заповеднике нет. Лена является главной водной артерией заповедника. Подмывая берега и растапливая мерзлоту, река обнажает останки животных, обитавших в этих местах в плейстоцене. Это кладбище не только мамонтов – здесь часто попадаются кости шерстистых носорогов, бизонов, лошадей. У береговой части заповедника в последнее время стали вновь появляться лаптевские моржи, которые были почти уничтожены здесь еще в середине XX века, показываются также белухи, нерпы, морские зайцы (лахтаки) и нарвалы.

Природа Усть-Ленского заповедника достаточно сурова. Упомянутая зона лежит в арктическом климатическом поясе. По средним показателям он суровее климата Оймякона, признанного полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в январе (-34ºС на юге и -32ºС на севере, абсолютный минимум -47ºС). Средняя температура июля в северной части заповедника +4ºС, в южной +7ºС, правда максимальная температура достаточна высока и составляет +33ºС. Период снежного покрова занимает здесь от 250 до 270 дней.


Улыбающаяся нерпа


А ведь несколько десятков миллионов лет назад тут было жарко – размножались кораллы и моллюски, отпечатки которых до сих пор можно увидеть на прибрежных камнях.

Горы занимают всего 9% данного ООПТ. Некоторые с юга обнимают крайние банки, но подавляющая (самая возвышенная) группа принадлежит довольно цельному хребту Хара-Улах. С якутского языка ороним переводится «черная вода». Самая высокая отметка – 481 метр над уровнем моря (один из пиков Быр-Дахтах-Хаята). Название означает «Горы, где еще возможна жизнь». Геологические образования сложены песчаником, аргиллитом, глинистым сланцем и эффузивными породами. Склоны будто бы обрублены в местах соприкосновения с речными водами. Иногда, кажется, что это рукотворные пирамиды, так постаралась природа.

Растения Усть-Ленского заповедника – это, в первую очередь, полярно-тундровая растительность, колонизирующая моренные поверхности (мхи и лишайники). Однако в южной половине ученые насчитали целых 402 вида сосудистых растений, а остров Тит-Ары покрыт даже небольшими островками леса. В западной его части произрастают невысокие лиственницы Каяндера (даурской). Хвойные деревья отличаются мягкими, быстро опадающими, но при этом огромными иголками. В отличие от остальных типов хвои даурская меняет цвет – желтеет осенью. Принято считать, что на Тит-Ары растет самый северный лес на планете.

Кое-где на Приморском кряже Хара-Улаха реально обнаружить полынь куропаточью – местный эндемик. Он попал под строгий надзор. Вся флора относится к гипоарктическому типу. Одним из самых красивых северных цветов Усть-Ленского заповедника считается камнеломка супротивнолистная (Saxifraga oppositifolia). Цветет она очень рано, поскольку цветковые почки закладываются еще осенью и зимуют под снегом.

В Усть-Ленском заповеднике обитают больше ста видов птиц, многие из них являются «краснокнижными». Хищные птицы Усть-Ленского заповедника тоже являются запретными для охотников. Речь идет о соколе, полевом луне, зимняке и беркуте. Тут можно также встретить орлана-белохвоста, кречета, сапсана, белую сову. В орнитофауне заповедника особое место занимает розовая чайка. Якутское название розовой чайки «чэкэ» звукоподражательное, но содержит и игру слов: «чэкэ» по-якутски – «хорошенький», «красивый», «прекрасный», применительно к детям и женщинам. По якутской легенде, розовые чайки – души прекрасных девушек, ставших жертвами злой шаманки. Розовая чайка, называемая в легендах «Дочерью Солнца и Снега», имеет подаренное полярным днём оперение из розовых лучей восхода Солнца для того, чтобы путник увидел её даже ночью. А чтобы люди видели её днем, полярная ночь подарила этой удивительной птице чёрное ожерелье. Достоверных сведений о гнездовании розовой чайки в дельте Лены не было до 1982 года, когда ее обнаружили здесь в значительном количестве, причем на всем пространстве дельты. По словам местных жителей, розовая чайка гнездится в дельте с давних пор.

Наземные животные Усть-Ленского заповедника разнообразием намного уступают птичьему базару. В заповеднике обитают 27 видов наземных и пять видов морских млекопитающих. Аборигенами тундровой зоны являются шесть видов: белый медведь, песец, дикий северный олень, копытный и сибирский лемминги, полевка Миддендорфа.

Есть два акклиматизированных к здешним условиям «завозных» зверя – овцебык и снежный баран. Обе популяции были завезены в 90-ых годах прошлого столетия и дают неплохое потомство. На отел и летний выпас в гирло Лены приходит северный олень (до 70 000 особей с разных земель Булунского района). Морские животные Усть-Ленского заповедника ассоциируются с моржом моря Лаптевых. Уничтоженные еще в середине ХХ-го века лаптевские моржи в последние годы возвращаются на береговые лежбища. Постепенно восстанавливают свою численность белуха и нерпа.


Черношапочный сурок (фото И. Якшиной)


Усть-Ленский заповедник имеет свои транспортные «ворота» – это поселок Тикси. Отсюда туристы и ученые разъезжаются по урочищам. Поэтому как раз здесь находится дирекция заповедника. В нем участники туров и знакомятся с государственными инспекторами, которые сопровождают их по всему маршруту

Усть-Ленский государственный природный биосферный заповедник имеет пункт мониторинга хищных птиц. Он даже прозван соответственно – «Сокол». Здесь, на крайнем северо-западе Приморского кряжа открываются поразительные панорамы. Особенно если взобраться на «видовки» – ближайшие уступы склона. Как раз их и любят гордые пернатые, привыкшие парить на высоте. Если надежно спрятаться «крылатые братья» подойдут поближе.

На «перекрестке» водных дорог, где могучая река разделяется на множество проток, разбегающихся в разные стороны, расположен остров Столб, который символизирует величие дельты реки Лены. Этот остров является одной из главных достопримечательностей Усть-Ленского заповедника. Высотой 114 метров, он состоит из пород, возраст которых превышает 400 млн лет. Настоящая кладовая для ученых.


Остров Столб


Какие немыслимые силы, какие дальновидные замыслы природы и Творца смогли поднять из недр земли подобную махину? Великий Творец вновь напомнил нам, о своем незримом присутствии, водрузив по центру мощного потока Лены символ несгибаемой воли и торжества созидания – «верстовой столб», означающий окончание голубого меридиана Якутии, могучей и прекрасной «Елюне».

В народных приданиях и заветах сказано, что на вершине острова находятся могилы самых известных шаманов Якутии, вошедших в мир и канувших в небытие столетия тому назад. Из великой и недосягаемой пустоты они следят за жизнью своего народа. Когда они не в духе, тогда река ощетинивается штормом, на небе сходятся неистовой грозой свинцовые тучи, а на землю льются огненные дожди, под громкие удары шаманского бубна. Северный ветер верещит раненной росомахой, и наступают сумерки, озаренные полярными всполохами небесного кострища. Забраться на вершину острова довольно сложно, неприступные скалы охраняют подступы к нему. И лишь в северной части острова по крутому откосу, заросшему мхом и пышным разнотравьем можно покорить его. С вершины острова открывается великолепная панорама дельты Лены с её многочисленными протоками и мозаикой зеркальных озер.

Остров Столб – осколок Харалулахского хребта, он является своеобразной точкой, означающей окончание реки Лены и перехода ее в дельту. На самой вершине установлены три кучи каменных плит высотой полтора метра, сложены они в форме довольно правильных параллелограммов. Плиты обросли желтым мхом и красными лишаями. Рядом находится развалившийся крест, на одном из уцелевших кусков можно различить следы каких-то букв церковно-славянской азбуки.

Существует негласная традиция, забравшись на остров, необходимо оставить, что ни будь на память, любую мелочь: стреляную гильзу, коробку спичек или денежную купюру. Сей добрый жест, призван задобрить духов хранящих великое таинство могучей реки. Приняв подарки, духи земли позволят беспрепятственно войти в дельту и завершить намеченный маршрут. История острова Столб овеяна таинственными легендами и преданиями. Одно из них гласит, что в доисторические времена он соединялся с сушей тонким болотистым перешейком. Спасаясь от преследователей, добрались до острова мамонтенок и его мать. Однако зыбкое болотистое место не пропустило взрослого животного, и мать погибла. Мамонтенок остался один на большом необитаемом острове. Местные жители начали поклоняться мамонтенку и считать его символом удачной охоты. На протяжении тысячелетий сохранилось почитание духа рыжего мамонта (вот откуда эмблема заповедника). По якутскому поверью, это место – обитель таинственных духов. Возле острова Столб часто можно увидеть миражи. Эти оптические эффекты возникают здесь в результате соприкосновения относительно холодных масс воздуха с тёплой поверхностью воды. Есть в этой точке на Земле нечто сакральное, что-то трудноуловимое, едва заметное сквозь обыденность бытия. Место, действительно, таинственное и загадочное.

На вершине острова с древних времен здесь существовало святилище – сложенная из камней горка с шестом по середине. С вершины скалы открывается великолепный видна дельту Лены с лабиринтом проток и островов и на устьевой участок Лены.

Природа Усть-Ленского заповедника достаточно сурова. Упомянутая зона лежит в арктическом климатическом поясе. По средним показателям он суровее климата Оймякона, признанного полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в январе (-34ºС на юге и -32ºС на севере, абсолютный минимум -47ºС). Средняя температура июля в северной части заповедника +4ºС, в южной +7ºС, правда максимальная температура достаточна высока и составляет +33ºС. Период снежного покрова занимает здесь от 250 до 270 дней. А ведь несколько десятков миллионов лет назад тут было жарко – размножались кораллы и моллюски, отпечатки которых до сих пор можно увидеть на прибрежных камнях.

Горы занимают всего 9% данного ООПТ. Некоторые с юга обнимают крайние банки, но подавляющая (самая возвышенная) группа принадлежит довольно цельному хребту Хара-Улах. С якутского языка ороним переводится «черная вода». Самая высокая отметка – 481 метр над уровнем моря (один из пиков Быр-Дахтах-Хаята). Название означает «Горы, где еще возможна жизнь». Геологические образования сложены песчаником, аргиллитом, глинистым сланцем и эффузивными породами. Склоны будто бы обрублены в местах соприкосновения с речными водами. Иногда, кажется, что это рукотворные пирамиды, так постаралась природа.


Река Лена


Растения Усть-Ленского заповедника – это, в первую очередь, полярно-тундровая растительность, колонизирующая моренные поверхности (мхи и лишайники). Однако в южной половине ученые насчитали целых 402 вида сосудистых растений, а остров Тит-Ары покрыт даже небольшими островками леса. В западной его части произрастают невысокие лиственницы Каяндера (даурской). Хвойные деревья отличаются мягкими, быстро опадающими, но при этом огромными иголками.

РОЖДЕНИЕ ПОРТА ТИКСИ

Приказ начальника ГУСМП О. Ю. ШМИДТА о вступлении в строй действующих арктических портов Главного управления Северного морского пути порта в бухте Тикси датирован 1 января 1934 года. Но освоение Арктики началось раньше. Появились полярные станции, безжизненная прежде территория стала активно осваиваться. Набирал силу Северный морской путь, а значит, нужны были и порты. Именно тогда пароход «Колыма», ведомый капитаном В. Г. МИЛОВЗОРОВЫМ, пробился сквозь льды в бухту Тикси, доставив в Якутию первые в советские времена грузы водным путём.

В 1933 году была произведена перевалка значительного по тем временам объёма грузов на речные баржи, выполнена бункеровка морского каравана углем, который был доставлен в Тикси с верховий Лены. В следующем году, когда уже порт получил официальный статус, пришли суда второй Ленской экспедиции, затем третьей. Так началось освоение арктического побережья Якутии, и это было результатом государственной политики в отношении Севера. Через порт Тикси снабжались полярные станции, другие населённые пункты.

Вскоре после создания СНК СССР Управления Главсевморпути было решено начать с 1933г освоение самого трудного, центрального участка Северного морского пути – вдоль побережья моря Лаптевых. В этот район и была направлена Лено-Хатангская экспедиция. Она начала формироваться уже с 1 февраля 1933г. В ее задачи входило провести портовые изыскания в районе дельты Лены, сделать гидрографическое и топографическое описание побережья от устья Лены до Хатанги, произвести геологическое обследование прилегающих районов. В связи с освоением Северного морского пути порт в устье Лены должен был стать основной перевалочной базой Якутии.

В состав экспедиции были включены гидрографические, портоизыскательские и геологические отряды (из двух партий – сезонной поисковой и зимовочной по разведке булунских углей), лоцмейстерский, охотоведческий, строительный, транспортно-энергетическая группа, радиостанции «Тикси» и «Дунай»; центральная экспедиционная база (склады, бухгалтерия, фотолаборатория, амбулатория и т. д.). В ее состав были включены также морские шхуны «Темп», «Прончищев», «Дмитрий Лаптев» и «Челюскин». Это была самая крупная экспедиция ГУ СМП, – в работах экспедиции в дельте Лены в 1933 г. приняло участие около 220 человек.

К приходу судов из Архангельска все отряды экспедиции, за исключением геологов, выгрузившихся в поселке Булун, и строителей, находившихся в пути, сосредоточились в бухте Тикси. Кроме двух домиков полярной станции в заливе Сого, никаких строений в Тикси не было. К одному из домиков полярной станции мы сделали из собранного на берегу плавника пристройку, в которой разместилось около 30 человек. Уплотнили жилые помещения команд на шхунах, и все же около 100 человек пришлось устроить в палатках летнего типа.


Тиксинский морской торговый порт


В состав экспедиции были включены гидрографический, портоизыскательский и геологический отряды (из двух партий – сезонной поисковой и зимовочной по разведке булунских углей), лоцмейстерский, охотоведческий, строительный, транспортно-энергетическая группа, радиостанции «Тикси» и «Дунай»; центральная экспедиционная база (склады, бухгалтерия, фотолаборатория, амбулатория и т. д.). В ее состав были включены также морские шхуны «Темп», «Прончищев», «Дмитрий Лаптев» и «Челюскин». Это была самая крупная экспедиция ГУ СМП, – в работах экспедиции в дельте Лены в 1933 г. приняло участие около 220 человек.

К приходу судов из Архангельска все отряды экспедиции, за исключением геологов, выгрузившихся в поселке Булун, и строителей, находившихся в пути, сосредоточились в бухте Тикси. Кроме двух домиков полярной станции в заливе Сого, никаких строений в Тикси не было. К одному из домиков полярной станции мы сделали из собранного на берегу плавника пристройку, в которой разместилось около 30 человек. Уплотнили жилые помещения команд на шхунах, и все же около 100 человек пришлось устроить в палатках летнего типа.

Наступил сентябрь. Суда первой Ленской транспортной экспедиции были уже в море Лаптевых. Но у берегов Тикси уже появилась шуга, и ленские речники забеспокоились. Не став дожидаться подхода морских судов и оставив на рейде в заливе Булункан несколько барж с углем, буксиры ушли на Лену, торопясь поспеть в Якутск до ледостава. А пароходы «Володарский» и «Товарищ Сталин» с экспедиционными грузами были проведены на рейд Булункана лоцмейстерами экспедиции, встретившими суда у острова Муостах.

Пароход «Товарищ Сталин» прибыл с горящими трюмами. Положение осложнялось тем, что палуба парохода была загромождена грузами, в том числе бочками с бензином, керосином, маслами, аммоналом. В горящем трюме находился ящик с детонаторами и порохом, но никто не мог сказать, где именно он лежит и как близко от очага пожара. Судно могло взорваться в любой момент. Справиться с огнем своими средствами не удалось. Выяснив у наших портоизыскателей, что под килем парохода только около одного метра воды, а далее четыре метра мягкого ила, начальник первой Ленской экспедиции Т. В. Лавров во избежание катастрофы решил затопить трюмы парохода и посадить судно на грунт.

Разгружать пароходы на баржи начали с первого дня их прибытия. Некоторые баржи подводили к берегу и там их разгружали. Никаких причалов еще не существовало, буксиров не было. Безвыходное положение заставило мобилизовать всех сотрудников экспедиции на разгрузку судов. Баржи буксировали к берегу слабосильными экспедиционными катерами, изношенными предыдущей работой. Приходилось впрягать по два катера в каждую баржу. На осенней штормовой волне это удавалось ценой огромных усилий.

Приход 12 сентября в Тикси буксирного теплохода «Первая пятилетка» сильно облегчил положение. Много груза принял лихтер, много рейдовых работ проделала «Первая пятилетка». 16 сентября разгрузка морских судов была закончена. Состоялся торжественный митинг, на котором представители Якутии отметили огромное значение для своего обширного края работы экспедиций. Морские пароходы погрузили уголь для себя и ледокола, самолет Линделя, запас продовольствия на год на случай возможной зимовки и ушли на запад к проливу Вилькицкого.

В это время из Якутска пришло известие о том, что пароход «Кальвиц» довел баржу со стройотрядом и строительными материалами только до острова Столб, откуда расходятся все протоки Лены и, опасаясь приближения зимы, оставил ее там и ушел обратно в Якутск.

Положение действительно создавалось сложное. Наступала арктическая зима. Кроме летних палаток, жилья для большей части людей не было. Продовольствие, одежда и экспедиционное снаряжение, выгруженные из затопленного трюма и сваленные на берегу в почерневших от копоти и обугленных ящиках, требовали немедленной разборки и перетаривания, иначе все это могло быстро смерзнуться, его могло занести снегом, и тогда уже не определить, что есть, а чего нет. А ведь экспедиция должна не только перезимовать, но и успеть выполнить до будущей навигации очень большую работу.