Книга Чтобы не было мучительно больно… - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Харитонова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Чтобы не было мучительно больно…
Чтобы не было мучительно больно…
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Чтобы не было мучительно больно…

– Ох эти взрослые! – проговорил он.

Мужчина встал, тихонько отнес ребенка и положил на диван. В этот миг Лия проснулась и опять испугано прижалась к деду.

– Деда!

– Ничего, милая. Я здесь, – ответил он, – позволяя девочке прижать к себе его большую и крепкую ладонь.

Прижав к себе руку дедушки, Лия опять уснула, теперь уже мирно и спокойно. Когда Тимофей и Мария вернулись со служения, дедушка рассказал о том, что он увидел. Виктор и Рина успели вернуться с прогулки к возвращению родителей. Но в этот раз их уловка не удалась, в доме оказался свидетель их халатности.

Глава 3

В деревне Бог живет не по углам,


как думают насмешники, а всюду.


Он освящает кровлю и посуду


и честно двери делит пополам….

И. А. Бродский

Больше родители не рисковали оставить малышку со старшими детьми без присмотра. Кровь на ручке ребенка говорила громче всех слов об опасности подобных действий. Но малышка не запомнила физической боли, в сознании маленькой Лии навсегда осело страшное чувство «одиночества и отвержения», которое позже не раз всплывало из глубин памяти, отравляя ее жизнь.

Когда дедушка Лии умер, многие считали, что малышка ничего не понимает, но она помнила эту потерю всю жизнь. Ведь он был единственным пожилым человеком из их родни, она не знала больше ни бабушек, ни дедушек. И он очень много значил для маленькой девочки.

***********

Вспоминая во время болезни свое ранее детство, Лия лишь вздохнула.

«Я так четко помню свои детские чувства. Так жалко было потерять своего единственного дедушку. И я все понимала! Но взрослые только отмахивались от моих слез. А я всегда знала, что дети все понимают».

Лия сидела у окна и смотрела вдаль, на горизонт. Где-то там, вдали осталось ее детство, с его горестями и радостями. С тех самых пор она никогда не говорила, что дети ничего не понимают. Ведь в ее памяти до мельчайших подробностей навсегда запечатлелась боль утраты любимого дедушки. И это чувство не исчезло с годами. Она просто привыкла жить с ним, словно со столбом посередине комнаты, к которому привыкают, а мудрые люди обустраивают жилище так, чтобы он не мешал, а помогал жить дальше.

***********

Вернувшись с фронта,Тимофей продолжал трудиться в швейной мастерской. Мастер высокого класса всегда и везде мог найти себе работу, но быть верующим в стране воинствующего атеизма было не просто. Для того, чтобы избежать преследований за веру, им пришлось переехать. На новом месте некоторое время можно было жить спокойно, без давления со стороны властей. Многих верующих сажали в тюрьмы за их убеждения. Тимофей не хотел оставлять свою семью без кормильца и проходить новые испытания. Но и отрекаться от своей веры не собирался. Он нашел другой способ выжить. Семья просто переехала на новое место жительства в Беларусь.

Открыто судить за веру власти не решались, ведь они провозглашали свободу вероисповедания в стране. Но за верующими следили, используя любой предлог для того, чтобы заставить человека отречься от убеждений или серьезно пожалеть о том, что начал посещать собрания верующих. Ведь поодиночке людей проще подавить, и уничтожить их веру.

Мария также, как и до войны, вела домашнее хозяйство, вязала пуховые платки и шали. Ее теплые носки ценили многие, и семья не бедствовала. Но жена постоянно тревожилась за супруга, ведь ему приходилось ходить на работу и общаться с теми, кто ненавидел верующих, считая своим долгом «перевоспитать» их или посадить в тюрьму «для перевоспитания».

Через некоторое время на работе все же поняли, что Тимофей – верующий человек. Сначала начальник попытался его «перевоспитать», но поняв, что сотрудник не поддается, заявил на него в милицию. Сфабриковать дело было просто. Как сказал герой одного советского фильма: «Был бы человек, а статья всегда найдется».

********

Воспоминания детства невольно вызвали у Лии тяжелый вздох. Намного позже она поняла то, что теперь было для нее ясно как день.

«А ведь тогда я совсем не понимала, что происходит. Больше правительству доверяла, думала, что папа действительно что-то противозаконное сделал. Как же мы иногда бываем слепы!»

Лия вышла на улицу и села в свое любимое кресло, которое дочь заботливо поставила недалеко от двери, чтобы мать могла дойти до него даже тогда, когда ощущает слабость. С этого места открывался чудесный вид на окружающую природу. Свежий ветерок шевелил волосы и Лия прикрыла глаза. Она была рада, что сейчас живет в покое и что ни ей ни детям или внукам ничего не угрожает, что они могут молиться Богу беспрепятственно.

********

Тимофея осудили по ложному обвинению и посадили в тюрьму. Но к счастью, он был в тюрьме лишь два года, после чего его реабилитировали. В те времена немало было тех, кто был оправдан через десять или пятнадцать лет тюрьмы, когда почти вся сознательная жизнь прошла за колючей проволокой.

Осознав, что преследования не прекратятся, если семья останется жить в городе, Громовы вернулись на Украину, но не в знакомую деревню, а в город Никополь. В городе всегда легче затеряться.

Война своими бедами и страхами долго не отпускала и взрослых, и детей. Однажды, спустя несколько лет после окончания войны, у маленькой Лии поднялась температура. Сквозь болезненный бред, увидев пламя в печке, девочка кричала:

– Война! Война!


Тимофей с Марией выбрали для жизни хорошее место. Родители продолжали трудиться, старясь дать детям все, что необходимо для жизни и роста. А детвора радовалась долгожданному миру и свободе. Отец был дома и сейчас никто не грозился посадить в тюрьму защитника и кормильца семьи, и это было главным. Недалеко от дома протекала речка, куда дети убегали купаться. Нередко они убегали, не спросив разрешения у родителей. Детвора резвилась и играла, чувствуя мир и свободу. Лия росла открытой и общительной девочкой. Она дружила не только со своими ровесниками, но и с друзьями старшего брата и сестры. Она находила общий язык со всеми.

Лия помнила, как старший брат, Виктор, посадил ее на велосипед. Он объяснил сестренке как крутить педали, но не научил тормозить. Лия раскрутила педали, наслаждаясь ветром, растрепавшим ее волосы. Девочка была счастлива. Она летела над асфальтированной дорогой, по которой было так удобно ехать на велосипеде. Лия подъехала к перекрестку, где ей наперерез ехал грузовик. Только теперь девочка сообразила, что не знает, как затормозить. Брат не научил ее делать это.

Теперь ее прекрасная поездка мгновенно превратилась в ужас, нарастающий каждое мгновение! Лия не могла не только остановиться, но даже сбросить скорость не могла. Теперь девочка уже не крутила педали, но к ее ужасу, в этом месте у дороги был небольшой уклон к лесу.

Водитель машины, заметил девочку, приближающуюся к перекрестку. Сначала он думал, что ребенок затормозит, но потом понял, что столкновение неизбежно, если он не затормозит. Но машина шла с большой скоростью и, ударив по тормозам, водитель едва не перевернул ее. Раздался громкий скрип тормозов и шины оставили черный след на асфальте.

Девочка, будто нарочно, не сбавляя скорости, проскочила прямо перед носом остановившейся машины и помчалась дальше, к лесу. Разъяренный водитель, смахнув холодный пот со лба, открыл дверь и выскочил наружу. Он увидел, что девчонка врезалась в кучу песка, сваленную у лесочка, и остановилась. Теперь у мужчины появилось жгучее желание задать трепку этой неразумной маленькой хулиганке. Он побежал к тому месту, где остановилась девочка. Но Лия поняла, что сейчас случится то, что ей точно не понравится. Она бросила велосипед и припустила к лесу.

Поняв, что ему не догнать шустрого ребенка, водитель выругался, махнул рукой и пошел обратно к машине, волнуясь, что оставил двигатель включенным и водительскую дверь – открытой.

*********

Прервав поток воспоминаний, Лия оглянулась на полку с книгами, где лежали ее тетради:

«Надо записать эту милость Божью. Ведь моя жизнь могла прерваться, не успев даже начаться» – подумала она и запила водой таблетку от тошноты.

Есть не хотелось, но нужно было себя поддерживать, и она старалась.

«Боже, я так не хочу долго лежать без движения! У моей дочери столько забот! Многодетной маме некогда даже присесть иногда, и, если я слягу, она собьется с ног, ухаживая за мной и управляя хозяйством. Помоги мне, Господи! Дай мне уйти к Тебе в силе! Прошу тебя во имя Иисуса Христа!»

Помолившись, Лия не стала откладывать исполнение возникшей идеи. Она очень хотела, чтобы обо всех милостях Господа, которые она видела в своей жизни, кто-то из детей или внуков прочитал. Взяв свой «Дневник милостей Господних», она принялась записывать свои воспоминания.

«Возможно тогда они тоже захотят запоминать или записывать милости Божии, – подумала женщина. – Ведь ощущение счастья в нашей жизни напрямую зависит от нашего доверия Богу и благодарности Ему за многие, большие или маленькие милости Его к нам.

**********

Записав еще один эпизод из жизни, женщина осторожно поднявшись вновь вышла из своей комнаты решив провести немного времени в любимом кресле на улице и отнести горсть хлебных крошек задорным синицам, что весело гомонили напротив ее окна. Высыпав из ладони принесённое подношение на стоящий рядом с креслом пень, который нередко служил столиком для чашки чая или книги и опустившись в кресло, она вновь погрузилась в картины далёкого прошлого.

*******

В тот день Лие очень повезло. Ее поездка на велосипеде обошлась ей парой ссадин на коленках, да исцарапанными до крови локтями.

Тогда девочка еще не могла понять, что старшие брат и сестра и в остальных ситуациях поступали также. Они позволяли ей «разогнаться» свои чувства, но не объясняли, как научиться «тормозить» и контролировать их.

Лия очень любила читать. Виктор и Рина, которые были намного старше ее, давали сестренке читать все книги, которые у них появлялись. Нередко это были взрослые романы, которые не следовало ребенку позволять читать. Старшие брали Лию на свои взрослые вечеринки с алкоголем и табаком, также ничего не говоря ей о последствиях. И это во многом повлияло на жизнь их младшей сестры, Лия рано повзрослела и в первый раз влюбилась.

Позже, когда Виктор и Рина повзрослели и у них появились свои дети, молодые люди поняли свои ошибки и научились более ответственно относиться к информации, которую давали детям. Но, как нередко бывает, – прежние ошибки люди могут исправить только в своем характере, но прошлого уже не вернуть.

Повзрослев, Лия дружила со своими племянниками и с удовольствием общалась с братом и сестрой. Семья была дружна всю жизнь, они любили друг друга и всегда старались поддерживать. Старшие брат и сестра не желали зла младшей. Просто тогда они были слишком молоды и неопытны.

Дети с удовольствием бегали в ближайший лес за грибами и ягодами, нередко озорничали. Лия всегда старалась быть в компании «своей» и ей всегда это удавалось. Когда девочка пошла в школу, она уже умела читать. Через время учительница вызвала Марию.

– Ваша дочь не хочет учиться. Она постоянно отвлекается и разговаривает! – возмущенно пожаловалась женщина.

– Хорошо, я поговорю с ней, – ответила мать.

Дома Мария спросила у Лии:

– Дочь, ты знаешь, для чего дети ходят в школу?

– Чтобы дружить и разговаривать! – убежденно ответила девочка.

– Знаешь, милая, ты ошибаешься, – едва сдержала улыбку женщина, стараясь придать своему голосу наибольшую строгость. – Дети идут в школу для того, чтобы учиться.

– Но это же так скучно! – возразила Лия.

– И все же, если ты будешь болтать на уроках и мешать проводить занятия, нам с папой придется тебя наказать.

Предупреждение возымело действие. Лия решила, что неприятности ей не нужны и нашла способ объединить необходимость и свои желания. Она всегда брала в школу книжки и читала их, пряча под парту. Ведь в этом случае у нее получалось молчать. Девочка была способной и ей не просто было дождаться, когда другие, менее способные ученики, поймут материал. Поэтому, прослушав тему, она доставала книжку и читала, пряча ее в парту. Нередко она читала художественную литературу даже на контрольных. Ведь помогать другим ученикам все равно было запрещено и за это наказывали. Также нельзя было отвлекать одноклассников. Поэтому, быстро выполнив задание, Лия снова доставала из сумки книжку.

Кроме обычной школы девочка посещала музыкальную. Она училась играть на баяне. Но кроме баяна отец купил физгармонь, и Лия с радостью освоила и этот инструмент. Отец сам учил ее играть на новом инструменте. Она так и не научилась играть на нем профессионально, но выучила несколько христианских псалмов, которые запомнила на всю жизнь и позже, когда девушка попадала в помещение, где стояло фортепиано или физгармонь, она садилась за инструмент и играла те самые псалмы, которые выучила в детстве.

Ее старшие брат и сестра тоже очень любили читать и всегда снабжали девочку книгами, особенно такими, которые в школьной библиотеке ей никогда не бы дали почитать. Поэтому недостатка в интересных книжках у Лии не было никогда.

Девочке особенно легко давалось изучение языков и литература. Она училась без напряжения, почти не обращая внимания на процесс обучения. Ее сочинения почти всегда получались лучшими в классе. В конце четверти в четвертом классе, когда учительница объявляла отметки за четверть, Лия удивилась, что у нее вышли все четвертные пятерки. Одноклассники не удивились, но рассердились:

– После школы мы тебя побьём, подлиза! – повернулся к ней один из мальчишек.

Всех отличников одноклассники считали подлизами.

– И тогда я совсем не буду помогать вам на контрольных, – парировала Лия.

Ребята решили, что лучше «не рубить сук, на котором сидишь», ведь из-за того, что Лия не стремилась быть отличницей, она не боялась потихоньку помогать во время контрольных тем, кто не справлялся, рискуя навлечь на себя гнев учительницы. Ведь книжка в парте была не настолько увлекательной, чтобы ради нее стоило забыть о друзьях. Для Лии отношения с друзьями всегда много значили.

Скоро Лия нашла еще один способ общаться в школе. Она записалась оформлять школьную стенгазету. Теперь уже «официально» девочка могла задерживаться в школе после занятий. Нередко, отец, вернувшись с работы вечером, спрашивал у жены:

– И где твоя девка до сих пор пропадает?

Мария спешила в школу, забрать дочь, забывшую о времени.

Иногда отец, пребывая в особо веселом настроении, поддразнивал младшую дочь. Мужчина видел, что малышка растет красавицей и, как многие отцы того времени, когда все твердили о том, что в советском государстве всё должно быть одинаковым, переживал, что девочка возгордится. Кроме обычного советского воспитания, Тимофей и в церкви часто слышал об опасности гордости и пытался каким-то образом обезопасить своего ребенка от этого порока.

Сидя за столом, Тимофей улыбаясь смотрел на дочь. Девочка сразу догадывалась, что сейчас он станет подтрунивать и заранее хмурилась. Она не раз замечала, что отец любуется ей, но не могла понять, почему он вслух говорит только о ее недостатках?

– Ну и нос! – шутливо поглядывал Тимофей на дочь, – на семярых рос, а одной достался.

– Мам! – жалобно тянула Лия, – ну что папа опять дразнится! Не буду я есть!

– Дочка, ну что ты! Папа же любя это говорит, – смеясь утешала девочку Мария.

– Любя не дразнятся, а хвалят! – возмущалась Лия.

– А когда часто хвалят, тогда дети гордые вырастают, – чуть серьезнее говорил Тимофей.

«Но ты хотя бы иногда хвалил» – грустно отмечала девочка, но сказать не решалась. Ведь в этот момент ей было совсем не смешно, и не до шуток.

Отец не замечал, что слишком редко хвалил детей. Страх сам по себе – плохой советчик в жизни и воспитании. Человек не может видеть реальную картину жизни, если им движет страх. Советское общество часто руководствовалось страхами и это, к сожалению, проникало в церкви.

Страх и любовь – словно два крыла птицы, поднимают душу человека. Страх удерживает от зла и греха в моменты, когда на душе человека темно. Любовь поднимает, наполняя его жизнь радостью и желанием делать добро. И когда оба стремления живут в балансе, когда человек духовно растет, он поднимается в духовной жизни словно птица над землей.

Самая низкая ступень страха – это боязнь быть наказанным. Низшая ступень любви – жажда получать только материальные блага.

Поднимаясь духовно, человек в страхе вырастает до боязни огорчить Бога, а в любви до того, чтобы полюбить не подарки, которые получает, а руку дающего.

Еще более высокая ступень страха – боязнь потерять близкое общение с Творцом, прервать процесс познания Его. В любви человек дорастает до жажды познавать Творца все больше, до желания слиться с Ним, мечтать о том, чтобы воля Божия стала волей человека, чтобы полностью покориться воле Божией, от всего сердца.

Оба эти крыла в балансе и гармонии способны подарить самые лучшие поступки, и родить самые мудрые решения в жизни человека. Но нередко люди, как раненные птицы, или живут в страхе, забывая о любви, или стремятся только к любви, отвергая страх. И тогда их жизнь, как полет раненной птицы, вызывает лишь сострадание.

Как и многие мужчины советского времени, Тимофею трудно было выражать свои чувства. В обществе, где подавлялось проявление личностных качеств, где все стремились к однообразию, считалось неприличным выражение чувств. Люди того времени очень скупы на похвалу, а их дети, устав от критики родителей, нередко «захваливали» своих детей, также получая проблемы с детьми. Ведь только баланс даёт настоящую жизнь и настоящее счастье.

И все же Тимофей не был жестоким, он умел сопереживать и сочувствовать. Если кто-то плакал, мужчина всегда подходил, гладил по голове и тихо приговаривал:

– Не горюй, моя дорогая, все образуется!

Лия с детства вела дневник, которому доверяла все свои детские и девичьи тайны. Она писала в нем не каждый день, но старалась оставлять на его страницах все самые важные события своей жизни. Позже, повзрослев, женщина долго сохраняла свой дневник, и он остался для нее окном в юность, в ее счастье и тревоги.

Лия на всю жизнь запомнила, что в доме ее родителей была старая Библия. Она была издана еще в тысяча девятьсот восемнадцатом году с иллюстрациями Гюстава Доре. Тимофей сшил для нее кожаный переплет и очень бережно хранил эту книгу. Никому не разрешалось выносить ее из дома. С особой осторожностью позволялось листать и смотреть книгу, но только тем, кто обращался с ней бережно. Эта драгоценная книга прожила в семье до следующего столетия, переходя от родителей к детям.

Она осталась семейной реликвией и тогда, когда праправнуки Тимофея и Марии женились и выходили замуж. Но не только сама книга бережно хранилась в семье. Самое главное то, что истины, записанные в ней, весь род хранил больше, чем старые пожелтевшие страницы. Именно эти истины ведут людей к счастью, миру и любви не только в семье, но и со всеми окружающими людьми, к жизни в благословении и благоденствии.

Когда Лия уходила от Бога и жила вне Его Заповедей, она почти забыла о старых пожелтевших страницах семейной Библии. Но позже, так и не найдя того, что так искала, повзрослевшая женщина вернулась в тому, о чем слышала с детства и о чем читала на ее страницах.

В городе Никополь Лия закончила школу и впервые влюбилась. Девочке было лишь четырнадцать лет, когда она без ума влюбилась в Толика. Мальчик был крепким и сильным. Он занимался скалолазанием и много времени проводил на тренировках и на скалах. Толик был на год старше Лии и в начале ребята лишь переглядывались на переменах. Лия не знала, обратит ли он внимание на девочку, которая младше его? Толик был «звездой», лидером, командиром. Этот мальчик всегда добивался всего, что задумал. Лия была в восторге от сильного мальчика, но она не понимала, что оборотной стороной этого характера всегда будет отсутствие чувствительности и сопереживания, эгоизм и требовательность.

Толик не привык чего-то долго ждать или оставлять «на потом». Заметив, что интересующая его девочка, тоже с поглядывает в его сторону, мальчик подошел и предложил:

– Я провожу тебя домой после школы?

– Ага, – кивнула Лия.

По дороге домой ребята разговорились, они познакомились ближе, рассказывали друг другу о себе и своих мечтах и планах. Оказалось, что у них много общего, хотя девочка не занималась спортом. Но она так восхищалась спортивной фигурой Толика, что он невольно выпятил грудь, чтобы лучше были видны сильные мышцы.

На следующий день после того, как Толик проводил Лию домой, утром в коридоре школы, ее встретила учитель математики. Она видела, как вчера Толик и Лия покидали двор школы вместе.

– Лия, можно я задам тебе маленькую задачку?

– Сейчас? Это письменно или устно? – вопросы посыпались как из рога изобилия, но было видно, что девочка готова решить любую задачу.

– Девушка собирает в поле два килограмма ягоды в час. Парень – полтора килограмма в час. Но если поставить их вместе, они соберут один килограмм. Вопрос: Почему?

Лия, в начала слушавшая задачу внимательно, после поставленного вопроса покраснела. Она поняла, что ответ учителю не нужен.

– Вы видели, что мы с Толиком вчера вместе ушли? – уточнила Лия.

– Да. Я рада за вас. Дело молодое. Только я очень волнуюсь, чтобы вы не забросили учебу. Мне кажется, у вас обоих большое будущее. Вы хорошо учитесь и было бы жалко, если бы ваши встречи помешали вам обоим найти свое место в жизни.

– Не переживайте. – Убежденно ответила Лия. – Мы будем хорошо учиться и хотим вместе в институт поступить.

– Будем надеяться, что все так и останется, – лицо женщины осветила добрая и немного грустная улыбка. Она знала, как часто мечтам юности не суждено бывает сбыться.

И все же Лия с Толиком создавали впечатление целеустремленных молодых людей. И учительнице хотелось верить, что мимолетное увлечение не сломает жизнь им обоим.

С этого дня мальчик стал провожать ее со школы домой почти каждый день. Когда у кого-то из них раньше заканчивались уроки, они ждали друг друга, чтобы возвращаться домой вместе. Нередко Лия, после школы прибегала домой, быстро делала уроки и бежала к Толику на скалодром, чтобы вместе пройтись со спортивной секции до дома. Ведь после тренировки Толику также нужно было делать домашнее задание и на общение у него было не много времени.

Глава 4

Остановить мгновение – значит

рассмотреть картину жизни во всех деталях…

В. Синявский

Молодые люди искали любой способ, чтобы хотя бы немного времени побыть вместе. Но их договоренность не бросать занятия, оставалась в силе.

Скоро их детская дружба переросла в бурную влюбленность. И все же их чувства не мешали ребятам хорошо учиться. Они старались доказать друг другу, что могут достичь чего-то большего. И преподавателям это было «на руку», оценки обоих ребят были не хуже, чем до того, как они встретились.

Сначала любовь молодых людей казалась безоблачным счастьем. Они бежали на встречи, словно в первый раз. Но со временем Лия заметила, что Толик стал с интересом поглядывать на других девочек. Девочки всегда баловали красивого мальчика своим вниманием, но раньше Толик не обращал на это внимание. А теперь нередко она замечала, как он беседует, то с одной девочкой отведя ее в сторонку, то с другой. Лия стала ревновать, но пыталась уговорить себя, что это ей только кажется.

В отношении профессии Лия не задумывалась всерьез, кем хотела бы стать, потому что в их окружении было модным выбирать профессию инженера.

– Я пойду учиться на инженера, – сказал мальчик во время одной из их встреч.

– Я тоже буду инженером, – решила Лия.

Она ни в чем не хотела отставать от любимого и не могла представить, что будет учиться в каком-то другом институте, а рядом с Толиком будут другие девушки.

Толик был очень романтичным. Несмотря на то, что молодые люди часто виделись, Толик нередко писал Лии записки, а иногда и большие письма. Особенно когда он уезжал на сборы или на соревнования. Он был из тех парней, которым всегда нужен адреналин и приключения. Молодые девочки нередко теряют голову от таких ребят, несмотря на то, что эти парни часто оставляют на своем пути много разбитых сердец и пролитых женских слез. Ведь им нужны новые свершения, всегда свежие эмоции, невозможные завоевания и покоренные вершины. Молоденькая девочка не могла еще знать об опасности связи с подобными людьми, и поэтому мечтала выйти замуж за Толика и прожить с ним всю свою жизнь. Она не представляла себе жизни без этого мальчика.

– Мам, вы с папой дадите разрешение нам с Толиком пожениться, когда мне исполнится шестнадцать? – спросила она однажды у матери. – А то нам сказали, что до восемнадцати без специального разрешения родителей не разрешают пожениться.

– Да какая вам свадьба?! – возмутилась Мария, – вы же школьники! А кормить, одевать, обувать вас кто будет? А жить вы где собираетесь?