Враги ближние и дальние
В 1996 г. бен Ладен издал фетву «Декларация джихада против американцев, оккупировавших земли двух святых мест». Этими двумя местами считались расположенные в Саудовской Аравии Мекка и Медина, где после первой войны в Персидском заливе все еще находились американские и коалиционные войска. Декларация представляла собой синтез предложенных Аззамом и аз-Завахири толкований термина «священная война». Что касается Афганистана, «Аль-Каида» заявляла, что готова и здесь бороться с неверными оккупантами мусульманской земли, но в этом случае «оккупанты» оказались здесь по приглашению и к радости мусульманского правительства, прежнего союзника бен Ладена по борьбе с русскими.
В начале 1990-х действия «Аль-Каиды» были направлены против американских солдат на всем Ближнем Востоке и в Африке – от Йемена и Саудовской Аравии до Кении и Танзании{50}. Перед организацией была поставлена задача стать подразделением джихада, действующим против «далекого врага», но при этом с нее не снималась обязанность убивать любых мусульман, сотрудничавших с демократической сверхдержавой. Желавший террористическими методами бороться в Иордании исключительно с мусульманами, аз-Заркави по-прежнему был в лагере тех, кто действовал против «ближнего врага». Таким образом, он находился на тех позициях, на которых за 10 лет до этого пребывал аз-Завахири, – их расхождение во мнениях было скорее возрастным, чем идеологическим. К тому же аз-Заркави гораздо более широко определял кафиров («неверных»), относя к ним всех шиитов и некоторых суннитов, не соблюдавших строгий салафитский завет. А бен Ладен прежде никогда не выступал против этих категорий мусульман, поскольку его мать была из сирийских алавитов, представителей шиитской секты.
Тем не менее такое неудачное начало не помешало тому, что между этими двумя джихадистами был-таки заключен союз. Этому способствовал Саиф аль-Адель, начальник службы безопасности «Аль-Каиды», который считал важнейшим оружием исламского терроризма широкую сеть полезных контактов. К тому времени аз-Заркави располагал как раз такой сетью контактов в Леванте, и аль-Адель убедил бен Ладена в том, что они могут быть полезны «Аль-Каиде». Одним из «контактеров» был Абу Мухаммад аль-Аднани, ставший сегодня официальным представителем и пресс-секретарем ИГИЛ{51}.
Таухид Валь-Джихад
К 2000 г. аз-Заркави был назначен начальником тренировочного лагеря в Герате, третьем по величине городе Афганистана, расположенном на границе с Ираном. Этот лагерь был построен на деньги, выделенные «Аль-Каидой». По оценке бывшего аналитика ЦРУ Нады Бакос, бен Ладен выделил аз-Заркави 200 000 долларов в виде «займа» – сущие гроши в сравнении с финансовыми возможностями, которыми располагала «Аль-Каида»{52}. «Все, что требовалось, это небольшой участок земли, пара перекладин для подтягивания и группа парней, бегающих вокруг с автоматами АК-47, – рассказывает Ричард, ранее занимавший ответственный пост в Пентагоне. – Речь не шла ни о какой-то исключительной подготовке, ни даже о стандартной тренировке морских пехотинцев. Лагерь в Герате занимался тем, что просто выявлял желающих воевать»{53}.
Аз-Заркави готовил боевиков, в основном выходцев из Палестины и Иордании, к тому, чтобы они стали «джунд-аш-Шам» (воинами Леванта), но на знамени, висевшем над входом в лагерь, был начертан лозунг, который позже стал названием террористической ячейки в Ираке: «Таухид валь-Джихад» («Единобожие и джихад»){54}. Как следует из названия, в лагере воинов Леванта готовили к предстоящим террористическим операциям в Израиле / Палестине, Иордании и других арабских государствах. Конечной целью этих операций была смена существующих режимов{55}. Некоторые из «выпускников» лагеря действительно приняли участие в громких терактах, таких как убийство Лоуренса Фоли, сотрудника Агентства международного развития США, в 2002 г. в Аммане, и получивший широкую известность заговор, целью которого был взрыв в иорданской столице в 2004 г. химических бомб, заложенных в офисе премьер-министра, штаб-квартире ГРУ королевства и в американском посольстве{56}. Иорданские власти утверждали, что в случае успеха этой операции число погибших составило бы не менее 80 000{57}. Аз-Заркави взял на себя ответственность за неудавшиеся операции, но отрицал, что при этом предполагалось использовать химическое оружие.
Группировка «Джунд аш-Шам» росла в геометрической прогрессии, и это производило большое впечатление на аль-Аделя, ежемесячно посещавшего Герат для того, чтобы докладывать бен Ладену об успехах грантополучателя{58}. Возможно, именно тогда бен Ладен несколько изменил свое мнение об аз-Заркави. Между 2000-м и 2001-м он неоднократно просил аз-Заркави вернуться в Кандагар и совершить байят – принести клятву верности, что являлось непременным условием полного и окончательного зачисления в ряды «Аль-Каиды»{59}. Аз-Заркави многократно отказывался{60}. «Я никогда не слышал, чтобы он хвалил кого-либо, кроме Пророка, – таков был характер Абу Мусаба аз-Заркави. Он никогда не следовал ничьим указаниям, а всегда направлялся туда и делал то, что, по его мнению, следовало делать», – вспоминал один из его прежних сподвижников{61}. То ли в силу надменности, то ли из-за разногласий со своим благодетелем, но до 2004 г. аз-Заркави предпочитал держаться от «Аль-Каиды» на расстоянии вытянутой руки и ограничиваться сотрудничеством на меркантильной основе{62}.
«Ансар Аль-Ислам»
Одним из помощников аз-Заркави в Герате был молодой иорданец Абу Абдель Рахман аш-Шами, которому было поручено расширение сети на север Ирака через Иран для создания там движения, подобного «Талибану». Этот частично автономный район Курдистана был в то время объявлен международным сообществом зоной, запретной для полетов, – для защиты от армии и ВВС Саддама{63}. Созданная аш-Шами джихадистская группировка, известная под названием «Джунд аль-Ислам», контролировала область площадью 500 кв. км в северной гористой части этого региона, подчинив себе около 200 000 человек, для которых в одночасье под запретом оказались алкоголь, музыка и спутниковое телевидение.
После террористических атак 11 сентября и вторжения Соединенных Штатов в Афганистан «Джунд-аль-Ислам» объединилась с другими террористическими ячейками, чтобы превратиться в «Ансар аль-Ислам»{64}. Целями новой организации стали баасистский режим в Багдаде и Патриотический союз Курдистана (ПСК), возглавляемый Джалялем Талабани, первым президентом Ирака после свержения Саддама{65}.
За несколько недель до начала войны в Ираке, 3 февраля 2003 г., Колин Пауэлл, госсекретарь США, выступая в ООН, заявил, что нахождение группировки «Ансар аль-Ислам» в северном Ираке, о которой сообщала курдская разведка, подтверждает связь «Аль-Каиды» с режимом Саддама{66}. Созданная аз-Заркави сеть, утверждал Пауэлл, производила в оккупированном ею районе площадью 500 кв. км рицин[11] и химическое оружие, в то время как аз-Заркави, которого высокопоставленный дипломат ошибочно назвал палестинцем, уже в течение нескольких месяцев находился в Багдаде, где за государственный счет проходил курс лечения. Ему якобы требовалась ампутация ноги и подбор протеза после тяжелого ранения, полученного при воздушной бомбардировке Афганистана.
Впоследствии многие важные и мелкие факты, о которых говорил Пауэлл, не нашли подтверждения, после того как американские войска вторглись в Ирак и захватили множество документов иракской разведки, а также допросили сотрудников бывших иракских спецслужб. Впрочем, среди тех, кто работал в Администрации Буша, некоторые никогда не доверяли сказанному Пауэллом. «Мы впервые узнали о Заркави в 1998-м или 1999-м году, и нам было известно, что он собой представляет, – рассказывал нам Ричард. – После его возвращения из Афганистана было ясно, что он готов действовать, но мы не предполагали, что он направится в Ирак. Мы думали, что он вернется в Иорданию. Что касается его пребывания в Ираке, я не верю во всю эту историю с багдадским госпиталем в том виде, в каком Администрация ее преподносит. Мне кажется, это что-то из серии фантазий Дика Чейни»{67}.
Хотя он и направил в Курдистан аш-Шами и других моджахедов, подготовленных в Герате, отношение аз-Заркави с «Ансар аль-Ислам» были более свободными, чем это казалось американцам. Фактически их основу составляли личные связи – именно то, что сблизило самого аз-Заркави с бен Ладеном. «Джихадисты больше выигрывают от дружбы и близкого знакомства, чем от нахождения в одном списке какой-то террористической ячейки, – говорит Ричард. – Посмотрите на сегодняшнюю ИГИЛ или на группировки в Сирии – насколько они взаимосвязаны. “Ансар аль-Ислам” обеспечила Заркави убежище в [иракском] Курдистане, потому что они знали его и хорошо к нему относились. Ему всегда хорошо удавалось налаживать контакты с различными криминальными и клановыми структурами»{68}.
Когда Соединенные Штаты и НАТО начали войну в Афганистане, лагерь в Герате подвергся осаде силами поддерживаемого Западом Северного альянса, и аз-Заркави бежал в Кандагар, где пострадал во время воздушной бомбардировки города ВВС Коалиции. Но его ноги остались целы, он всего лишь сломал несколько ребер, как рассказал один из боевиков, прошедших подготовку в его лагере, Ийяд Тобаисси. После этого аз-Заркави в сопровождении примерно 300 боевиков покинул страну и направился в Иран, где на неделю задержался в городе Захедан, после чего перебрался в Тегеран, где воспользовался гостеприимством одного из старых друзей – Гульбеддина Хекматияра. Это был еще один полезный контакт, установленный аз-Заркави во время его первой поездки в Северо-Западный приграничный регион{69}.
Нур Ад-Дин и Ирак
По словам одного из сопровождавших аз-Заркави в этой поездке, «Абу Мусаб видел в Ираке новую арену для джихада; он предвидел, что здесь произойдет столкновение с американцами, поскольку война в Афганистане была закончена, и всемогущий Бог дал ему силы на то, чтобы стать новым джихадистским лидером в Ираке… Он планировал это в течение долгого времени»{70}. Саиф аль-Адель, руководитель службы безопасности «Аль-Каиды», который лоббировал более тесную связь аз-Заркави с организацией, позднее говорил, что на решение этого иорданца перебраться в Ирак повлияла древняя история ислама: «Я думаю, что он [аз-Заркави] читал о Нур ад-Дине, и желание начать свою кампанию именно из Мосула побудило его перебраться в Ирак после падения Исламского эмирата в Афганистане»{71}
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в РФ запрещена.
2
Организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (сокращенно ИГИЛ) больше не существует. Теперь ее официальное название – «Исламское государство». Мы использовали название ИГИЛ просто для удобства, зная о том, что сейчас идут горячие споры по этому поводу. Термин «Даеш», который мы также использовали, представляет собой звуковую аббревиатуру арабского названия «Ад-Дауля аль-Исламийя фил Ирак ва Шам» или «Исламское государство Ирака и Аль-Шама». Хотя этот акроним не несет в себе особого смысла, но считается уничижительным из-за жесткости звуков при его произношении. Такое сочетание букв в арабском языке ассоциируется с жестокостью и грубостью.
3
Езиды – курдская этноконфессиональная группа. Религия езидов – езидизм (на основе зороастризма). В основном проживают на севере Ирака и в странах Европы. – Здесь и далее прим. пер.
4
Пешмерга (в переводе с курдского «идущие на смерть», «глядящие в лицо смерти») – курдские военизированные формирования в Иракском Курдистане.
5
Хадис – сборники преданий и легенд о поступках и высказываниях исламского пророка Мухаммеда.
6
«Международная амнистия» – организация по защите прав человека.
7
«Наблюдение за соблюдением прав человека» – частная американская организация, следящая за соблюдением прав человека.
8
Плодородный полумесяц – условное название региона на Ближнем Востоке, славящегося плодородными землями, а формой напоминающего полумесяц.
9
Ильич Рамирес Санчес, также известный как Карлос Шакал, – международный террорист, осуществлявший террористические операции в интересах «Народного фронта освобождения Палестины», «Красных бригад», «Красной армии Японии», Организации освобождения Палестины. В настоящее время отбывает пожизненное заключение во французской тюрьме Клерво.
10
Форт Дикс – база армии США в штате Нью-Джерси. Используется в основном для переподготовки резервистов.
11
Рицин – белковый токсин растительного происхождения.
Комментарии
1
Loretta Napoleoni, Insurgent Iraq: Al-Zarqawi and the New Generation (New York: Seven Stories Press, 2005) 29–30.
2
Napoleoni, Insurgent Iraq, 260.
3
Mary Anne Weaver, “The Short, Violent Life of Abu Musab al-Zarqawi,” The Atlantic, July 1, 2006, www.theatlantic.com/magazine/archive/2006/07/the-short-violent-life-of-abu-musab-al-zarqawi/4983.
4
Loretta Napoleoni, “Profile of a Killer,” Foreign Policy, October 20, 2009, foreignpolicy.com/2009/10/20/profile-of-a-killer.
5
Weaver, 2006.
6
Jean-Charles Brisard, Zarqawi: The New Face of Al-Qaeda (New York: Other Press, 2005) 16.
7
Fawaz A. Gerges, The Far Enemy: Why Jihad Went Global (New York: Cambridge University Press, 2005), 135.
8
Lawrence Wright, The Looming Tower (New York: Vintage, 2007); Gerges, The Far Enemy, 134.
9
Gerges, The Far Enemy, 76.
10
Peter L. Bergen, The Osama bin Laden I Know: An Oral History of al Qaeda’s Leader (New York: Free Press, 2006), 64–65.
11
Bergen, The Osama bin Laden I Know, 63, 66–67.
12
Bergen, The Osama bin Laden I Know, 93.
13
Weaver, 2006.
14
Brisard, Zarqawi, 17.
15
Brisard, Zarqawi, 21.
16
Brisard, Zarqawi, 21; Bergen, The Osama bin Laden I Know, 32.
17
Weaver, 2006.
18
يواقرزلا بعصم وبأ ـ سانلل نايب اذه YouTube video, 34:05, posted by ansaralshari3a, March 25, 2012, www.youtube.com/watch?v=EUrLMFautCI.
19
Brisard, Zarqawi, 22.
20
Brisard, Zarqawi, 23–24.
21
Brisard, Zarqawi, 24.
22
“KSM trains at Sada camp,” GobalSecurity.org, last modified January 11, 2006, www.globalsecurity.org/security/profiles/ksm_trains_at_sada_camp.htm; “Hambali trains at Sada camp,” GlobalSecurity.org, last modified January 11, 2006, www.globalsecurity.org/security/profiles/hambali_trains_at_sada_camp.htm.
23
Napoleoni, Insurgent Iraq, 55.
24
Brisard, Zarqawi, 28.
25
Brisard, Zarqawi, 29.
26
Brisard, Zarqawi, 36.
27
Brisard, Zarqawi, 37.
28
Jeffrey Gettleman, “Zarqawi’s Journey: From Droupout to Prisoner to Insurgent Leader,” New York Times, July 13, 2004, www.nytimes.com/2004/07/13/international/middleeast/13zarq.html
29
Brisard, Zarqawi, 226–27.
30
Brisard, Zarqawi, 39.
31
Weaver, 2006.
32
Napoleoni, Insurgent Iraq, 64–65.
33
Brisard, Zarqawi, 43.
34
Weaver, 2006.
35
Brisard, Zarqawi, 48.
36
Gettleman, 2004.
37
Brisard, Zarqawi, 48.
38
Brisard, Zarqawi, 48.
39
Gettleman, 2004.
40
Napoleoni, Insurgent Iraq, 70.
41
Napoleoni, Insurgent Iraq, 75–76.
42
Weaver, 2006.
43
Bruce Riedel, The Search for Al Qaeda: Its Leadership, Ideology, and Future (Washington, D. C.: Brookings Institution Press, 2010), 93–94.
44
Интервью с бывшим высокопоставленным офицером отдела по борьбе с терроризмом, декабрь 2014 г.
45
Brisard, Zarqawi, 57.
46
Brisard, Zarqawi, 59.
47
Napoleoni, Insurgent Iraq, 97.
48
Brisard, Zarqawi, 67.
49
Bryan Price, Dan Milton, Muhammad al-Ubaydi, and Nelly Lahoud, “The Group That Calls Itself a State: Understanding the Evolution and Challenges of the Islamic State,” Combating Terrorism Center at West Point, December 16, 2014, www.ctc.usma.edu/posts/the-group-that-calls-itself-a-state-understanding-the-evolution-and-challenges-of-the-islamic-state.
50
Bergen, The Osama bin Laden I Know, 197.
51
Price et al., 2014.
52
Brisard, Zarqawi, 71–72.
53
“Tracking Al Qaeda in Iraq’s Zarqawi Interview With Ex-CIA Analyst Nada Bakos,” Musings on Iraq blog, June 30, 2014, musingsoniraq.blogspot.com/2014/06/tracking-al-qaeda-in-iraqs-zarqawi.html.
54
Интервью с бывшим высокопоставленным офицером отдела по борьбе с терроризмом, декабрь 2014 г.
55
Brisard, Zarqawi, 72.
56
Weaver, 2006.
57
Napoleoni, Insurgent Iraq, 125–26; Brisard, Zarqawi, 88.
58
Napoleoni, Insurgent Iraq, 125–26; Weaver, 2006.
59
Weaver, 2006.
60
Napoleoni, Insurgent Iraq, 98–99; Weaver, 2006.
61
Napoleoni, Insurgent Iraq, 98–99.
62
Weaver, 2006.
63
Brisard, Zarqawi, 77.
64
Brisard, Zarqawi, 115.
65
Napoleoni, Insurgent Iraq, 106–07; Brisard, Zarqawi, 115–16, 122.
66
Napoleoni, Insurgent Iraq, 116–17.
67
Интервью, взятое одним из авторов, декабрь 2014 г.
68
Интервью, взятое одним из авторов, декабрь 2014 г.
69
Napoleoni, Insurgent Iraq, 109.
70
Napoleoni, Insurgent Iraq, 109.
71
Price et al., 2014.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги