banner banner banner
Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0
Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0
Оценить:
 Рейтинг: 0

Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0

Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0
Коллектив авторов

Управление бизнес-процессами (BPM) – это концепция управления, рассматривающая деятельность организаций через призму процессов (или административных регламентов в случае органов государственного и муниципального управления). В ней принимается, что цели организации достигаются через описание, проектирование, контроль процессов и их непрерывное совершенствование. Методы и подходы BPM нацелены на достижение нового уровня конкурентоспособности и взаимоотношений с клиентами, поставщиками и сотрудниками.

Ведь отличных результатов можно достичь только благодаря отлично отлаженным процессам.

В этой книге достаточно подробно разбираются основные понятия, подходы, методы и средства управления бизнес-процессами. Полезный и важный бонус – подробный англо-русский глоссарий BPM-терминов.

Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0

Научные редакторы Белайчук А. А., Елифёров В. Г.

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректоры Н. Витько, Е. Чудинова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка shutterstock.com

© ABPMP, 2013

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Вступительное слово: Конни Мур (Connie Moore), вице-президент и главный аналитик, Forrester Research

Я очень горжусь тем, что Ассоциация ABPMP[1 - Association of Business Process Management Professionals – Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами. – Прим. пер.] попросила меня написать предисловие к третьей версии Свода знаний ABPMP CBOK[2 - Common Body of Knowledge – Свод знаний. – Прим. пер.]. Почему? Потому что работа по сертификации, начатая ABPMP, является одной из наиболее важных инициатив в области BPM[3 - Business Process Management – Управление бизнес-процессами. – Прим. пер.]. Мы в Forrester Research знаем, что подготовленных профессионалов в области BPM явно недостаточно для покрытия растущего спроса на квалифицированных и опытных специалистов, а отсутствие опытных профессионалов сдерживает дальнейшее использование BPM в преобразовании и совершенствовании процессов.

На фоне того, как количество рабочих мест в Европе и в Америке непрерывно сокращается, а безработица, неполная занятость и стагнирующие зарплаты приобретают хронический характер, дефицит специалистов со знаниями в области ВРМ – не просто хорошая, а отличная новость для людей, ищущих работу или стремящихся сделать карьеру в бизнесе или в IТ. Причем речь идет не только о тех, кто хочет изучить BPM для повышения собственной квалификации – компании не просто заполняют вакансии, но и планируют в ближайшее десятилетие расширить программы обучения, чтобы обеспечить персоналом программы BPM-трансформаций. Это означает, что предприятия и государственные учреждения должны вплотную заняться проблемой адекватной подготовки большого числа знающих BPM-профессионалов, а профессиональные организации – предоставить желающим возможности развивать и совершенствовать свои навыки.

И это еще не все. Недавно аналитики Forrester Research пришли к выводу, что процессно-ориентированный бизнес будущего потребует от организаций переноса центра тяжести BPM на Большие процессы[4 - Big Process. – Прим. пер.]. Под этим мы понимаем следующее.

Изменения в организации эволюционируют от изолированных проектов BPM и локальных усовершенствований к долгосрочной программе процессной трансформации масштаба предприятия, поддерживаемой высшим руководством.

Мы пошли дальше и сформулировали пять принципов мышления, основанного на Больших процессах.

Принцип 1: Преобразовывать, а не просто улучшать процессы.

Принцип 2: Давать рычаги управления клиентам.

Принцип 3: Делать процессы глобальными, стандартизованными и «человечными».

Принцип 4: Использовать большие данные[5 - Big Data. – Прим. пер.].

Принцип 5: Удвоить ставку на процессные компетенции.

Следование этим принципам означает, что организация с удвоенной энергией привлекает и выращивает сотрудников с компетенцией в BPM, а опытные специалисты расширяют и углубляют свои знания, осваивая применение в BPM таких новых методов, как, например, управление ожиданиями клиентов или большие данные. И здесь оказываются востребованными ABPMP и СВОК, роль которых становится критически важной.

Забавно: сегодня утром, собравшись поработать над этим предисловием, я открыла электронную почту и в первом же письме (полученном из Великобритании) увидела:

«Прочел Вашу статью о BPM и заинтересовался профессиональным развитием в этой области. Как мне лучше действовать, чтобы приобрести необходимую квалификацию?»

Мой ответ:

«Я рекомендую ознакомиться с программой сертификации Ассоциации BPM-профессионалов ABPMP. У них есть свод знаний CBOK, который можно скачать с сайта или купить в бумажном виде, а затем пройти тест для получения сертификата. Я думаю, это очень хороший первый шаг».

Это отличная иллюстрация того, что люди по всему миру хотят – просто жаждут – получить материалы BPM CBOK.

Почему я лично уверена, что на компетенции BPM есть большой спрос.

Процессные «острова» внутри организаций. Работая с крупными компаниями и государственными учреждениями, я сталкивалась с множеством отдельных групп с глубокими процессными познаниями и с опытом в таких методологиях, как бережливое производство, шесть сигм[6 - Lean, Six Sigma. – Прим. пер.] и др. Обычно они относятся к бизнес-подразделениям, иногда – к IТ. И удивительно, как часто эти превосходные специалисты в области повышения эффективности и совершенствования процессов понятия не имеют о системах BPMS и о дисциплине BPM. На мой взгляд, использовать весь этот процессный интеллект и всю эту мощь на то, чтобы улучшать или преобразовать процессы без использования программного обеспечения, – это ошибка. Потому что тяжело на постоянной основе менять процессы, не отражая изменения в программном обеспечении, с помощью которого люди делают свою работу. BPM-профессионалы должны видеть и оборотную сторону медали – программное обеспечение для управления процессами.

Нишевые применения технологий BPM. Аналогичным образом, в изолированных областях внутри организации – обычно в IТ – можно найти специалистов по программному обеспечению BPM. Эти специалисты (а много их не бывает) понимают, как работает программное обеспечение BPM, и рассматривают его как часть платформы разработки приложений нового поколения, реализующих бизнес-процессы. Обычно у таких специалистов базовое образование – программирование. Они разбираются в технологических аспектах бизнес-правил, обработки событий, анализа, в социальных сетях и мобильных технологиях, и BPMS они воспринимают как еще одну технологию, которую надо освоить. Но хотя разработчики приложений и архитекторы могут быть знакомы с концепцией бережливого производства (воспринимая ее со стороны гибкой разработки)[7 - Agile. – Прим. пер.], им недостает знаний основных методологий дисциплины BPM. Они должны изучить и другую сторону медали – ту, которую видят эксперты по бережливому производству и шести сигмам.

Путаница в представлениях о квалификации аналитика BPM. Критичными для программы BPM являются четыре роли: 1) инициатор программы BPM, задающий видение и драйв и обеспечивающий спонсорство; 2) бизнес-архитектор или гуру, который видит всю большую картину трансформации процессов; 3) архитектор процессов, который понимает, как множество процессов связаны друг с другом, и помогает спроектировать новые процессы; 4) процессный аналитик (или бизнес-аналитик), описывающий процессы «как есть» и «как будет» и разрабатывающий процессы один за другим. Многие считают, что бизнес-аналитики с опытом составления требований – скажем, для систем ERP или CRM – легко могут перейти на должность процессного аналитика BPM. Но из общения на конференциях и дискуссий с ведущими авторитетами в области BPM я выяснила, что большинство бизнес-аналитиков не способны просто перейти на эту должность: одним недостает технических навыков, другим это не интересно. Но у некоторых есть и то и другое, и они хотели бы изучить проектирование процессов в BPM. Поскольку квалифицированных специалистов хронически не хватает, у них должна быть возможность поднять свою квалификацию, принять участие в проекте BPM и подниматься по карьерной лестнице дальше.

Сейчас интересное время для тех, кто работает в области BPM. Много новых должностей на высшем уровне появляется уже сейчас, а дальше, по мере признания концепции Больших процессов и роста числа процессно-ориентированных компаний, их будет появляться еще больше. Подготовка людей на эти должности – это то, что сейчас нужно, это отличная перспектива, и это хорошо для экономики. И я воодушевлена тем, как ABРMP справляется с задачей.

Предисловие президента ABPMP

BPM – это быстро развивающаяся дисциплина, которая меняет взгляд бизнеса на управление процессами и на роль автоматизации в управлении процессами и потоками работ внутри и между предприятиями. Для многих из нас эта развивающаяся дисциплина в совокупности с автоматизацией стала революцией в реализации быстрых изменений и инновационной возможностью оптимизировать работу и взаимодействие с клиентами, поставщиками и сотрудниками. Методы и подходы BPM дают возможность достичь нового уровня в операционном менеджменте, в мониторинге и измерении эффективности на всех уровнях компании. У тех, кто осваивает эти подходы, методы и средства, меняется взгляд на окружение: новая парадигма, основанная на быстрых итерационных изменениях, заставляет по-новому смотреть на производительность и результативность бизнес-процессов. Сейчас BPM дорос до поддержки функций масштаба предприятия, позволяя управлять ими в рамках концепции постоянного совершенствования. Эта новая способность поддерживать быстрые изменения стимулирует новый уровень взаимодействия между бизнесом и IТ-профессионалами, которым необходимо понимать стратегический эффект внедряемых изменений.

Преимущества сочетания подходов, приемов и методов BPM с технологией BPMS воспринимаются все лучше по мере того, как все более обыденными становятся истории успеха в различных отраслях. В свою очередь, это вызывает рост признания BPM, который, как мы считаем, будет продолжаться на протяжении многих лет.

Третья версия ABPMP CBOK® – это ответ на растущий спрос на информацию о том, как на самом деле работает BPM и чем реально он может помочь компаниям в глобальной конкуренции. Позиция ABPMP как ассоциации заключается в том, что в компетенциях BPM есть два очень разных аспекта. Первый мы называем базовыми концепциями, они основаны на теории и на некотором обучении. Это важная составляющая компетентности, но это далеко не все, что требуется для успеха. Вот почему в этой книге и в нашей профессиональной сертификации BPM мы фокусируемся на знаниях и опыте практиков. Мы считаем, что в основе BPM должен лежать обширный и глубокий практический опыт, ведь именно он дает организации уверенность в успехе. Как следствие, эта книга – не только теория. Разумеется, она содержит информацию о концепциях и об основах, но также советы о том, что необходимо сделать, и рекомендации, какие подходы использовать. Это превращает ABPMP CBOK® в уникальный труд.

В подобных книгах очень ценен опыт авторов и рецензентов. Она представляет собой результат совместных усилий множества авторов, рецензентов отдельных глав и книги в целом, каждый из которых является опытным практиком. Большинство из них являются сертифицированными BPM-профессионалами (CBPP®)[8 - Certified Business Process Professional. – Прим. пер.]. Каждый из них день за днем проводит в окопах BPM.

Кроме того, все авторы – люди дела. На любом уровне, от стратегии до сервис-ориентированной архитектуры, они работают засучив рукава. Это определяет особую точку зрения: CBOK®– не компиляция того, что автор почерпнул из общения с другими людьми, и не изложение частного опыта, а практическое, докапывающееся до глубин обсуждение широкого круга вопросов BPM.

Как и в любой зарождающейся дисциплине, терминология и концепции BPM далеки от стандартизации. Расхождения наглядно проявляются на конференциях и встречах ABPMP, и терминология CBOK® не исключение. Осознав эту растущую проблему, ABPMP снабдила книгу глоссарием. Помимо этого, мы разрабатываем словарь BPM с более широким охватом терминов и определений. Пока отрасль BPM не достигла зрелости и стандартизации, при чтении каждой главы придется сверять использование терминов с тем, к которому привыкли вы.

В работе над третьей версией мы придерживались практического подхода, рассчитывая, что он даст читателям новые идеи и концепции.

Главы, составляющие свод знаний, относительно независимы друг от друга, и каждая охватывает определенную область BPM. Хотя многое можно почерпнуть, прочтя книгу от начала до конца, от корки до корки, она может дать больше. Структура книги рассчитана на то, что ее будут не просто читать, но и использовать в качестве справочного пособия. Это конспект знаний и опыта в области BPM и трансформации бизнеса, к которому следует обращаться по мере необходимости, сталкиваясь на разных этапах проектов BPM с разными вопросами.

Мы понимаем, что эта информация, как и любое рассмотрение BPM и трансформации бизнеса, однажды устареет. В этой книге рассматривается мир BPM сегодняшний и ближайшего будущего. Это основательный рассказ о методах, которые работают, от людей, каждый день заставляющих их работать. Но концепции, методы и средства меняются, и ассоциация ABPMP стремится идти в ногу с изменениями. Поэтому мы планируем периодически рассылать нашим членам обновления этого Свода знаний. Но обновления – это всего лишь обновления, и мы уверены, что будут востребованы четвертая, а потом и пятая версии.

От имени ABPMP я благодарю вас за интерес к этому исследованию BPM. Присоединяйтесь к нам в качестве члена и делитесь опытом с другими на мероприятиях отделений ABPMP[9 - В России действует отделение ABPMP Russian Chapter: Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (АПУБП), www.abpmp.org.ru. – Прим. ред.]. Я думаю, вы получите удовольствие от подобных обсуждений с коллегами.

    Тони Бенедикт (Tony Benedict), CBPP Президент ABPMP International

Об этой книге

История написания версии 3 CBOK®