Ко дню инаугурации, 7 мая 2000 г., общий план подавления губернаторской партии был готов, но Владимир Путин не считал нужным его раскрывать и, напротив, заявил о позиции, которую дезавуировал через несколько дней. Накануне инаугурации, участвуя в совещании руководителей избирательных комиссий, Путин объявил, что «в настоящее время рассматриваются различные предложения, касающиеся совершенствования структуры и работы Совета Федерации», что «вертикаль власти должна быть усилена и может выстраиваться несколько иначе, но отнимать у людей право избирать своих руководителей было бы ошибкой. Выборность губернаторов означает их ответственность перед людьми, которые за них проголосовали»[120].
В этом выступлении содержались два важных тезиса. Во-первых, говоря о «вертикали власти», Путин в неявной форме апеллировал к неудачно сформулированной статье 77.2 российской Конституции, которая создала основания для последующего разрушения самостоятельности российских регионов. Эта статья гласит: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Кремлевская трактовка была проста: значительная часть полномочий внутри Российской Федерации отнесена к «совместному ведению» Федерации и ее субъектов, а значит, во всех этих вопросах необходимо выстроить «вертикаль власти», то есть систему беспрекословного подчинения губернаторов Москве. Хотя тремя неделями позже Путин сказал: «…Все действия центральных властей и мои действия как президента страны не направлены на ослабление такого важнейшего звена в управлении государством, как региональная власть. Имеется в виду и губернаторский уровень, и уровень представительного органа местной власти»[121], все, что будет делаться отныне в части реформирования федеративных отношений, будет вести к ограничению полномочий региональной и местной власти, к воссозданию в России фактически унитарного государства. Вместо того чтобы обсуждать модернизацию законодательства с российскими регионами, Кремль решил реализовать свою концепцию силовыми методами.
Во-вторых, уже хорошо зная, что предложение о праве президента об отзыве губернаторов оформлено в виде законопроекта и подготовлено к отправке в Думу, Путин подчеркнул необходимость сохранения выборности губернаторов. По словам А. Волошина, в ходе обсуждения законопроектов, когда Путина достаточно быстро убедили, что право отзыва губернаторов ему необходимо для «нормального управления страной», которая никогда не имела традиций управления ею как федерацией и должна сохранять административную вертикаль власти, он (Путин) несколько раз задавал вопрос о том, а почему бы не отказаться от выборности губернаторов вообще. Участники дискуссий объяснили президенту, что такой шаг был бы неправильным, поскольку он противоречит Конституции и демократическому характеру управления, и президент отказался от своего предложения[122],[123]. Но, как станет видно позднее, не забыл о нем. И вернулся к этой идее через четыре года.
Через несколько дней после инаугурации Путин продемонстрировал, что его слова об установлении «диктатуры закона» и «уничтожении регионального законодательного волюнтаризма» были произнесены не случайно. Своими указами он отменил действие ряда решений, принятых руководителями Ингушетии[124], Амурской[125] и Смоленской[126] областей, а также предложил Госсобранию Башкортостана привести положения республиканской Конституции в соответствие с Конституцией Российской Федерации[127].
Через неделю после инаугурации, 13 мая 2000 г., Путин подписал указ о создании федеральных округов и введении должности полномочного представителя президента. Этим решением Кремль показал, что никакого диалога с регионами о принципах федеративного устройства государства он вести не намерен. До этого времени, поскольку существенная часть вопросов, согласно Конституции, была отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в России существовала законодательно закрепленная практика согласования региональными властями руководителей региональных подразделений органов федеральной власти. Это означало, например, что назначение руководителей правоохранительных органов в регионах или руководителей региональных судов было невозможно без получения согласия органов власти регионов. В большинстве случаев это приводило к тому, что такие должности занимали люди в большей мере лояльные к региональным властям, нежели к Москве, и которые в случае конфликтов отказывались защищать интересы федерации, в том числе соблюдать федеральное законодательство.
Само правило согласования руководителей территориальных структур федеральных органов власти не было прописано в Конституции, а существовало на основании договоренностей, достигнутых в 1992 г. при подготовке Федеративного договора. В этой связи решение Кремля предоставить представителям президента в федеральных округах право согласовывать кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих фактически разрушало устоявшуюся практику.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
М. Гаспаров. Записи и выписки. – М.: Новое литературное обозрение, 2017.
2
Steven Lee Myers. The New Tsar: The Rise and Reign of Vladimir Putin. Knopf, 2015.
3
Karen Dawisha. Putin’s Kleptocracy: Who Owns Russia? Simon & Schuster, 2014.
4
Зыгарь М. Вся Кремлевская рать: Краткая история современной России. – М: Интеллектуальная литература, 2018.
5
Fiona Hill, Clifford Gaddi. Mr. Putin: Operative in the Kremlin. Red flag Press, 2015.
6
Masha Gessen. The Man Without a Face: The Unlikely Rise of Vladimir Putin. Riverhead Books, 2013.
7
Garry Kasparov. Winter Is Coming: Why Vladimir Putin and the Enemies of the Free World Must Be Stopped. Atlantic Books, 2015.
8
Слово на погребение Петра Великого 8 марта 1725 г. Феофан Прокопович. Сочинения. – М.; Л.: Академия Наук СССР, 1961. – С. 126.
9
Е. Т. Гурвич, А. Л. Суслина. Динамика собираемости налогов: макроэкономический подход // Финансовый журнал. – 2015. – № 4.
10
Осенью 2013 г. при подготовке проекта бюджета на 2014 г. правительство заморозило пенсионные накопления и конфисковало их в бюджет. Затем оно повторяло это следующие пять лет, фактически ликвидировав накопительную составляющую пенсионной системы и отбросив пенсионную реформу на много лет назад.
11
В натуральном выражении (с 2013 по 2017 г.) экспорт нефти и нефтепродуктов вырос на 6 %, угля – на 30 %, что обеспечило устойчивый рост перевозок по железной дороге.
12
Существенный вклад в улучшение статистики инвестиций вносит Росстат, который, неоднократно меняя свои методологические подходы в этом вопросе, регулярно пересматривал данные, каждый раз улучшая их.
13
От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. – М.: Вагриус, 2000.
14
Многие юристы считали, что Борис Ельцин имел такое право, так как первый раз он избирался в 1991 г. по Конституции РСФСР, а поскольку ограничение в два президентских срока было введено в Конституции 1993 г., то избрание Ельцина президентом в 1996 г. можно было считать началом первого срока.
15
https://snob.ru/selected/entry/103607.
16
Этот скандал получил название «Дело писателей».
17
http://t-yumasheva.livejournal.com/13214.html.
18
Согласно российской Конституции, президент имеет право распустить Думу и назначить внеочередные выборы, в случае если его кандидатура на пост премьер – министра будет трижды отвергнута парламентом.
19
Хотя дефолт по внешнему долгу официально не был объявлен, российский Минфин также прекратил его обслуживать, а осенью 1998 г. начал переговоры о его реструктуризации.
20
http://www.mk.ru/politics/2011/01/31/561957-valentin-yumashev-myi-glotnuli-svobodyi-i-otravilis-eyu.html.
21
Одновременно с этим в январе 1999 г. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело против Бориса Березовского по подозрению в хищении средств компании «Аэрофлот», получив тем самым еще одного сильного и влиятельного противника.
22
Обвинение в адрес генпрокурора строилось на заявлении проституток, заявивших, что их услуги оплачивались не Скуратовым, а другими людьми, и на утверждении Владимира Путина, бывшего в то время директором ФСБ, что видеозапись была признана экспертами его ведомства «предварительно подлинной». Официальная экспертиза видеозаписи впоследствии не проводилась, и позднее обвинение с генпрокурора было снято.
23
Это право существовало у регионов до 1999 г.
24
Судя по всему, Волошин, выступая в Совете Федерации, испытал сильное унижение, что впоследствии стало мотивом той жесткой линии в разгроме «губернаторской фронды», которую он проводил после прихода в Кремль Владимира Путина.
25
История с отставкой генерального прокурора по инерции продолжалась еще несколько месяцев, но она больше не была важной составной частью политического процесса. Кремль назначил Юрия Чайку исполняющим обязанности генпрокурора (по иронии судьбы он и сейчас генпрокурор России), Скуратов был лишен возможности попасть на свое рабочее место в здании Генпрокуратуры и принимать какие-либо решения (хотя зарплата ему продолжала выплачиваться – специальный курьер привозил ее ежемесячно на дом). 13 октября 1999 г. вопрос об отставке Скуратова был снова вынесен на голосование в Совете Федерации, и Кремль снова проиграл: «за» высказалось еще меньше сенаторов, чем в апреле, всего 52. Но, похоже, это уже никого не волновало. 1 декабря 1999 г. Конституционный суд России признал право президента временно отстранять генпрокурора от исполнения обязанностей в случае возбуждения уголовного дела без согласия Совета Федерации. 19 апреля 2000 г., получив утром этого дня соответствующее предложение от избранного за пять недель до этого на пост президента Владимира Путина, Совет Федерации утвердил отставку Скуратова (133 – «за», 10 – «против»).
26
http://www.kommersant.ru/doc/217409.
27
http://www.kommersant.ru/doc/217383.
28
http://www.kommersant.ru/doc/217383.
29
Развал СССР; разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа.
30
По словам Александра Волошина, в то время у Кремля не было возможностей обеспечить принятие положительного для себя решения в Думе, но благодаря специфике парламентских процедур президентская администрация могла в течение длительного времени блокировать вынесение голосования по импичменту на пленарное заседание нижней палаты парламента (выступление в Школе гражданского просвещения, 2013 г., https://www.youtube.com/watch?v=9ijsxdfe0hq).
31
Голосование по импичменту в результате провалилось, ни по одному из вопросов сторонникам отстранения Ельцина не удалось получить поддержку необходимых 300 депутатов. Максимум полученных голосов (283) получил пункт обвинений о войне в Чечне.
32
http://t-yumasheva.livejournal.com/13214.html.
33
https://www.youtube.com/watch?v=xh4owVWFW7E.
34
В конце января 1999 г. премьер Примаков, понимая остроту надвигающегося политического кризиса, подготовил обращение к президенту и Думе, в котором изложил концепцию перемирия: президент должен пообещать не отправлять правительство в отставку, а Дума – не голосовать за импичмент. Однако эта инициатива не нашла поддержки в Кремле, который не захотел ограничивать свои полномочия и стал еще больше подозревать Примакова в президентских амбициях (http://www.kommersant.ru/doc/211831).
35
В какой-то момент Евгений Примаков, по словам Татьяны Юмашевой (Дьяченко), предпринял попытку снять Владимира Путина с должности директора ФСБ за отказ прослушивать телефонные разговоры Григория Явлинского, но не смог добиться поддержки Бориса Ельцина в этом вопросе (http://t-yumasheva.livejournal.com/19015.html).
36
За день до назначения Владимира Путина премьер-министром группа чеченских боевиков вторглась в соседний Дагестан. Путин лично возглавил военную операцию, и через месяц российские войска освободили захваченную боевиками часть Дагестана. Но на этом боевые действия не закончились – российские войска вошли на территорию Чечни. В ответ чеченские террористы организовали взрывы жилых домов в различных городах России (Москве, Буйнакске, Волгодонске), в которых погибли сотни мирных граждан. Началась вторая чеченская война, в которой российские власти и российская армия действовали намного более успешно.
37
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22129.
38
Лаптев И. Д. Российская печать: проблемы и опыт // Актуальные проблемы журналистики: Материалы научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветском обществе» (Москва, 4–7 февр. 1997 г.). – 1997. – С. 7–11.
39
Развитие телевидения сдерживалось среди прочего и техническими проблемами: лимитированное количество эфирных каналов в метровом диапазоне и телевизоры с ограниченным количеством фиксированных программ.
40
https://rsf.org/en/ranking.
41
Кроме того, «Газпрому» принадлежало 30 % акций компании НТВ. Когда премьер-министр Черномырдин попросил газового монополиста выдать кредит телекомпании, руководство «Газпрома» решило дополнительно приобрести эту долю, чтобы защититься от публичной критики со стороны влиятельного медиа.
42
Интервью автора с А. Волошиным 12 января 2016 г.
43
Справедливости ради стоит заметить, что освещение боевых действий было гораздо более подробным, чем в первой чеченской войне; журналистов приглашали в районы боевых действий, у них была возможность встречаться с руководителями военной операции и с рядовыми солдатами.
44
В своем интервью Оливеру Стоуну Путин сказал, что он передал президенту США Джорджу Бушу информацию о поддержке чеченских сепаратистов со стороны ЦРУ, раскрыв имена и показав документы. Буш пообещал с этим разобраться, но через три недели Путин получил письмо из ЦРУ, в котором было написано: «…Мы поддерживали различные политические силы в России и будем продолжать это делать». (Стоун О. Интервью с Владимиром Путиным. – М.: Альпина Паблишер, 2018.)
45
Интервью автора с В. Гусинским.
46
http://www.ng.ru/politics/1999-11-02/3_primakov.html.
47
Следует отметить, что Путин проявляет внешнее уважение ко всем бывшим премьер-министрам (за исключением Михаила Касьянова), не оставляя их без дела и привлекая к работе в государственных структурах. Виктор Черномырдин 9 лет был послом на Украине; Сергей Кириенко сначала был полпредом президента в Приволжском округе, затем руководителем «Росатома», теперь он является первым замруководителя кремлевской администрации; Сергей Степашин 13 лет возглавлял Счетную палату, а потом стал председателем совета директоров госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; Михаил Фрадков 9 лет возглавлял Службу внешней разведки, а потом стал руководителем близкого к Кремлю и этой службе исследовательского центра (РИСИ) и председателем совета директоров госкомпании «Алмаз-Антей»; Виктор Зубков является председателем совета директоров «Газпрома».
48
Интервью автора с В. Гусинским.
49
Через несколько лет Европейский суд по правам человека признал политический характер преследования Гусинского и квалифицировал подписанное соглашение по продаже активов как сделку, совершенную под давлением. На основании этого решения Россия выплатила Гусинскому согласованную компенсацию за утраченные активы (Gusinskiy v. Russia, no. 70276/01, ECHR2004-IV).
50
Родственники погибших составили свой список жертв, состоящий из 174 человек.
51
Правда, очень скоро Березовский пролоббировал приватизацию в свою пользу компании «Сибнефть», аргументируя это тем, что ресурсы компании будут направляться на финансирование ОРТ и, позднее, выборной кампании 2000 г.
52
http://t-yumasheva.livejournal.com/7370.html.
53
Т. Юмашева так, например, описывает поведение Березовского накануне первой чеченской войны: «Первый раз Березовский активно попытался повлиять на политические решения перед событиями в Чечне осенью 1994 г. Он был в ужасе, когда увидел, что силовики пытаются решить возникший конфликт с Чечней с помощью военной силы. Березовский носился с книгами по истории России XIX в., в которых рассказывалось о войнах царской России на Кавказе, приходил с этими книгами к А. Коржакову [начальнику президентской охраны], В. Илюшину [первому помощнику президента], всем тем, до кого мог добраться, и живописал ужасы предстоящего конфликта. Что это – на многие годы, если не на десятки лет – катастрофа для России, что через Чечню конфликт перекинется на весь Кавказ и т. д. Его слова, конечно, в тот момент никто серьезно не воспринимал. Почти все, кто докладывал президенту о ситуации в Чечне, кто анализировал различные варианты сценариев, считали, что если российская армия начнет операцию в Чечне, то все будет под контролем буквально через несколько недель, ну в худшем случае через несколько месяцев» (http://t-yumasheva.livejournal.com/7370.html).
54
http://t-yumasheva.livejournal.com/13320.html.
55
Летом 1999 г. ФСБ возбудила уголовное дело против жены Лужкова, и в Кремле активно обсуждалось предложение об ее аресте накануне выборов в Думу.
56
http://wps.ru/arhiv/elections/elections-2000–03–15/.
57
В таком случае назначались бы новые выборы, в которых не могли бы принимать участие те кандидаты, которые участвовали в выборах, признанных несостоявшимися.
58
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24186.
59
31 мая 2000 г. Березовский опубликовал в газете «Коммерсантъ» открытое письмо президенту Путину, в котором подверг резкой критике президентский пакет законов, предусматривающий реформу федеративных отношений в России, называя эти законы антиконституционными и антидемократическими (http://www.kommersant.ru/doc/149293, http://www.kommersant.ru/doc/149294).
60
https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/11/14/46772-aleksandr-voloshin-171-k-presledovaniyu-gusinskogo-imeet-neposredstvennoe-otnoshenie-genprokuratura-187.
61
Марина Литвинович, работавшая в то время в команде кремлевских политтехнологов, утверждает, что именно благодаря ее давлению Путин принял решение прервать отпуск и вернуться в Москву: «…В те дни, когда был “Курск”, вся страна плакала… А президент… сидит в Сочи… И если бы я… не предложила… то он бы никуда не поехал, наверное. ‹…› Мы на этом совещании злобно, на повышенных тонах, разговаривали с Волошиным. И только благодаря тому, что Добродеев идею поддержал, это получилось. ‹…› Мы настояли, Волошин позвонил, уговорил (уговорил!), и он [Путин] туда поехал» (https://republic.ru/russia/kogda_poyavilsya_putin_komanda_elcina_vospryala_d-591758.xhtml).
62
http://t-yumasheva.livejournal.com/6636.html.
63
Эти показания были даны на процессе «Березовский против Абрамовича» в Верховном суде Лондона в 2011 г. (https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/11/14/46772-aleksandr-voloshin-171-k-presledovaniyu-gusinskogo-imeet-neposredstvennoe-otnoshenie-genprokuratura-187).
64
https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/11/13/46762-snachala-kryshey-abramovicha-rabotal-berezovskiy-a-teper-ochevidno-151-putin.
65
Обвинения в адрес Березовского были более обоснованными, чем в случае с Гусинским: в вину олигарху ставилось хищение средств «Аэрофлота», управление которым в середине 1990-х было отдано под контроль Березовского, – доходы компании от продажи билетов за границей аккумулировались на счетах офшорных компаний, принадлежавших Березовскому. В 2007 г. суд заочно признал Березовского виновным и приговорил к шести годам тюремного заключения. На основании этого решения швейцарский суд вернул «Аэрофлоту» $52 млн арестованных на счетах компаний Березовского.
66
Основанием для иска стала норма закона, предписывающая ликвидацию компании в случае, если ее чистые активы на протяжении последних трех лет были ниже минимального размера уставного капитала. Данная норма была устранена из законодательства через два дня после ликвидации ТВ-6. Через год после этого «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» подал просьбу об отмене решения о ликвидации ТВ-6, и судебный пристав, принявший решение о закрытии компании, отменил его. Но телекомпания уже давно перестала существовать.
67
https://republic.ru/russia/kogda_poyavilsya_putin _komanda_elcina_vospryala_d-591758.xhtml.
68
«Для нас это [цветные революции] урок и предупреждение, и мы сделаем все для того, чтобы это никогда неслучилось в России», – сказал Путин в ноябре 2014 г. «РИА Новости» (https://ria.ru/world/20141120/1034329699.html).
69
В августе 2005 г. «Газпром-Медиа Холдинг» был продан «Газпромбанку», 47 % акций которого принадлежали пенсионному фонду «Газфонд», который, в свою очередь, контролировался управляющей компанией Ковальчука. Мелкая доля в банке, принадлежащая одной из компаний Ковальчука напрямую, обеспечивала акционерный контроль. Кремль продолжал поддерживать жесткий контроль информационной политики НТВ, но Ковальчук контролировал финансовые ресурсы медиахолдинга. Похоже, что эта смена контроля стала неожиданностью для Владимира Путина: через несколько лет правительство вернуло контроль над акционерами «Газпромбанка» и его медиахолдинга.
70
Чубайс был назначен в РАО «ЕЭС» Борисом Ельциным в апреле 1998 г. Путин после прихода к власти оставил Чубайса – который выступал против его продвижения в качестве преемника Ельцина – в этой должности, следуя принципу держать друзей близко, а врагов еще ближе.
71
Владельцем 30 % акций канала стала немецкая компания RTL Group, а два пакета акций по 35 % каждый стали собственностью российских компаний «Северсталь» и «Сургутнефтегаз».
72
Миноритарным акционером НМГ стал еще один приятель президента Путина, Геннадий Тимченко.
73
https://www.kommersant.ru/doc/639674.
74
При президенте Медведеве была запущена государственная программа развития широкополосного интернета, что способствовало проникновению интернета за пределы крупных городов.
75
http://archive.premier.gov.ru/events/news/17330/
76
В интервью Оливеру Стоуну Путин «конкретизировал» свои обвинения в адрес США: «[В 2012-м, американские] дипломатические работники… агрессивно включились в нашу избирательную кампанию: собирали у себя оппозиционные силы, финансировали их, бегали на оппозиционные митинги». (Стоун О. Интервью с Владимиром Путиным. – М.: Альпина Паблишер, 2018.)
77
На середину 2018 г. в реестре Минюста находилось 76 НКО со статусом иностранного агента (http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx). Из 171 организации когда-либо включавшейся в этот реестр лишь 25 подали соответствующие заявления, остальные были включены в него на основании решений Минюста России. В 2017 г. 38 НКО со статусом иностранного агента получили иностранное финансирование в общем объеме 603,5 млн рублей (https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/05/10/769014-novih-inostrannih-agentov). 61 российская НКО подала в Европейский суд по правам человека жалобы на закон «об иностранных агентах».