Книга Рынок облигаций. Анализ и стратегии - читать онлайн бесплатно, автор Фрэнк Дж. Фабоцци
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рынок облигаций. Анализ и стратегии
Рынок облигаций. Анализ и стратегии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Рынок облигаций. Анализ и стратегии


Фрэнк Дж. Фабоцци

Рынок облигаций. Анализ и стратегии

Перевод А. Левинзон

Научный редактор А. Дзюра

Редактор Е. Дронова

Руководитель проекта М. Шалунова

Технический редактор А. Бохенек

Корректоры И. Васильева, Е. Дронова

Компьютерная верстка С. Соколов, Ю. Юсупова

Художник обложки М. Соколова


© Pearson Education, Inc., 2007.

All rights reserved.

© Издание на русском языке, перевод, оформление.

ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007

© Электронное издание. ООО «Альпина», 2012



Фабоцци Ф.Д.

Рынок облигаций: Анализ и стратегии. 2-е изд., испр. и доп. / Фрэнк Дж. Фабоцци; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

ISBN 978-5-9614-2207-8


Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие к русскому изданию

Уважаемые коллеги!

Изменения, происходящие на рынке, повышают уровень профессиональных требований, предъявляемых к активным участникам рынка. В настоящий момент российский рынок облигаций стремительно развивается не только количественно, за счет роста объемов, но и качественно.

Банк ЗЕНИТ был и остается одним из наиболее активных участников российского рынка fixed income, начиная с самых первых дней его становления. Мимо нас не прошли ни эйфория на рынке ГКО в середине 90-х, ни печальный опыт дефолта в 1998, ни первые робкие попытки российских эмитентов восстановить доверие инвесторов и выйти на публичный долговой рынок в 1999–2000 годах. Все это время рынок рос, изменялся и взрослел. И вместе с рынком (а иногда и опережая) рос и профессионально развивался коллектив нашего Банка.

В настоящий момент, на наш взгляд, можно утверждать, что российский рынок, как самостоятельный сегмент мирового рынка, состоялся. Более того, в 2000-е годы наблюдается наиболее быстрый рывок в его развитии. Рынок применяет новые, сложно структурированные инструменты. За счет внедрения новых технологий и совершенствования законодательства происходит эволюция рынка облигаций к рынку инструментов с фиксированной доходностью. СLN, LPN, СDO, производные инструменты, ипотечные и залоговые облигации – все это становится неотъемлемой частью рынка.

Следовательно, все более востребованным становится серьезное специализированное образование, понимание не только сиюминутных тенденций, но глубоких фундаментальных сил, влияющих на рынок. В условиях высокой конкуренции процесс самообразования становится неотъемлемой частью жизни любого профессионала, а изучение специальной литературы – одним из обязательных атрибутов современной бизнес-культуры.

Мы сочли необходимым принять участие в совместном проекте с издательством Альпина Бизнес Букс по выпуску новой дополненной редакции монографии Фрэнка Дж. Фабоцци «Рынок Облигаций: Анализ и Стратегии». Доктор Ф. Фабоцци – один из самых авторитетных специалистов в мире в области финансового анализа, структурных продуктов и инструментов с фиксированной доходностью, адъюнкт-профессор Школы менеджмента Йельского университета и редактор Journal of Portfolio Management. Помимо активного участия в исследовательской и публицистической деятельности, Ф. Фабоцци является активным участником фондового рынка и входит в совет директоров ряда инвестиционных фондов. Это послужило для нас мотивом выбора работы Ф. Фабоцци в качестве книги, которая может стать прекрасным подарком, как для профессионалов рынка – портфельных менеджеров, трейдеров, аналитиков, так и для тех, кто только начинает свою карьеру в сфере fixed income.

Мы уверены, что эта книга способна дать широкому кругу читателей возможность развиваться «быстрее рынка», осваивая известные на Западе, и постепенно находящие все более широкое применение на российском рынке разнообразные финансовые инструменты.

Роман Викторович Пивков,начальник инвестиционного департамента ОАО Банк ЗЕНИТ

Предисловие

Первое издание книги Bond Markets, Analysis and Strategies (Рынок облигаций: анализ и стратегии) было опубликовано в 1989 году. Цель книги – описание финансовых инструментов облигационного рынка, аналитических методов оценки облигаций и их чувствительности к изменениям процентных ставок, а также портфельных стратегий, отвечающих различным инвестиционным целям. В последующих трех изданиях и в настоящем издании каждая тема, затронутая в первом издании, была уточнена и дополнена. В части книги, посвященной финансовым инструментам, дополнения в основном касались новых видов ипотечных ценных бумаг, а также ценных бумаг, обеспеченных активами. В части аналитических методов был дополнен материал, посвященный оценке облигаций со встроенными опционами, а также методам определения риска процентных ставок для сложных финансовых инструментов. В каждом издании также был уточнен и дополнен материал, посвященный стратегиям достижения определенных инвестиционных целей, особенно с использованием производных инструментов.

В новом издании были учтены пожелания и замечания читателей и преподавателей высших учебных заведений, использующих книгу в своих курсах. Кроме того, в работе над книгой оказались весьма полезными многочисленные беседы с управляющими портфелями и аналитиками и мой опыт в качестве консультанта и члена совета директоров нескольких фондов. Новый материал перед включением в книгу «обкатывался» на различных презентациях для групп институциональных инвесторов в разных странах, а также в курсе по рынку фиксированного дохода, который я читаю в Йельской Школе менеджмента.

Я уверен, что шестое издание, продолжая традицию пяти предыдущих, снабдит читателя самой свежей информацией о рынке облигаций и инструментах управления портфелем облигаций.

ДОБАВЛЕНО В ШЕСТОЕ ИЗДАНИЕ

• Три новые главы:

– Модели процентных ставок (Глава 16)

– Анализ кредитного качества корпоративных облигаций (Глава 20)

– Моделирование кредитного риска (Глава 21)

• Доработан и добавлен материал в главы:

– Ценные бумаги, обеспеченные активами (Глава 14)

– Сквозные ипотечные ценные бумаги (Глава 11) – содержит подробное описание моделирования досрочного погашения

– Производные кредитные инструменты (Глава 29) – рассматривает единичный дефолтный своп и дефолтный своп индекса.


С сайта издательства «Альпина Бизнес Букс» (www.alpina.ru) можно скачать дополнительные приложения к Главе 20 «Анализ кредитного качества корпоративных облигаций» с реальными примерами.

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Для преподавателей доступны дополнительные ресурсы. Для получения информации обращайтесь на сайт www.prenhall.com/fabozzi.


Центр ресурсов для преподавателей (IRC)

Зарегистрируйтесь. Получите логин и пароль для доступа к дополнительным материалам.

С сайта Центра ресурсов для преподавателей (www.prenhall.com/irc) можно скачать дополнительные материалы для занятий.


Помощь

Технические специалисты (http://247prenhall.com) готовы ответить на вопросы по загрузке медиаприложений к данной книге.

БЛАГОДАРНОСТИ

Я благодарен Орену Чейетту и Алексу Левину, просмотревшим и прокомментировавшим главу 16, и Тиму Бэкшеллу за его комментарии к главе 21. Некоторые из материалов главы 20 я почерпнул из работы с Джейн Хауи.

Я благодарю компанию Wachovia Securities за то, что она позволила мне включить в качестве Приложения А к главе 20 отчет об исследовании, составленный Эриком Селом и Стефани Ренегар, а также Мартина Фридсона, позволившего включить в качестве Приложения В к той же главе рекомендации «дорого/дешево» из своих еженедельных публикаций Leverage World. Дональд Смит (Boston University) указал на ошибку в оценке нижних и верхних границ процентной ставки, допущенную в предыдущем издании. Я благодарен ему за то, что он нашел время указать на ошибку и сообщить правильный метод.

Я глубоко признателен коллегам, поделившимся со мной своими идеями относительно материала, составляющего содержание данной книги: Марку Энсону (British Telecommunications Pension Scheme and Hermes Pensions Management Ltd.), Уильяму Берлинеру (Countrywide Securities), Ананду Бхаттачарья (Countrywide Securities), Джону Карлсону (Fidelity Management and Research), Мураду Чаудри (KBC Financial Products), Дуайту Черчиллю (Fidelity Management and Research), Сильвэну Фелдстайну (Guardian Life), Майклу Ферри (George Mason University), Серджио Фокарди (The Intertek Group), Лори Гудман (UBS), Дэвиду Горовицу (Morgan Stanley), Фрэнку Джоунзу (San Jose State University), Эндрю Кэлотэю (Andrew Kalotay Associates), Драгомиру Кржину (Morgan Stanley), Мартину Лейбовицу (Morgan Stanley), Джеку Мэлви (Lehman Brothers), Стивену Манну (University of South Carolina), Лайонелу Мартеллини (EDHEC), Яну Мэйлу (TIPS), Уильяму Маклелланду, Кристиану Мену (Cornell University), Эду Мерфи (Merchants Mutual Insurance), Уизли Фоа (The Capital Group Companies), Марку Питтсу (White Oak Capital Management), Филиппу Приоле (HSBC and University of Evry Val d’Essonne), Скотту Ричарду (Morgan Stanley), Рону Риану (Ryan ALM), Ричарду Уилсону, Дэвиду Юэну (Franklin Advisors), Полу Жао (TIAA-CREF) и Ю Шу (China Europe International Business School and Fore Research & Management).

Я также получил много чрезвычайно полезных отзывов о книге от моих коллег из академической среды и хотел бы особенно поблагодарить за помощь при подготовке предыдущих изданий:


Сенай Агса (George Washington University);

Майкла Дж. Алдерсона (St.Louis University);

Джона Эдмундса (Babson College);

Р. Филиппа Джилса (Columbia University);

Мартина Хо (Columbia University);

Дебору Лукас (Northwestern University);

Давиндера К. Малхотру (Philadelphia University);

Джона Х. Спитцера (University of Iowa);

Джоэла М. Вандена (Dartmouth College);

Расселла Р. Вермера (University of Colorado at Boulder);

Ксиаокуинг Элеонор Ксу (Seton Hall University).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Автор будет рад получить от Вас мнение о книге. Вы можете отправить свой отзыв по адресу college_finance@prenhall.com. В теме сообщения укажите «Feedback about Fabozzi 6e».

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

В этой главе читателю будут представлены сведения:

• о фундаментальных характеристиках облигаций;

• о типах эмитентов;

• о сроках погашения облигаций и их значимости;

• о ценных бумагах с фиксированной и плавающей ставкой;

• об облигациях с встроенными опционами и влиянии встроенных опционов на денежный поток облигаций;

• о типах встроенных опционов;

• о конвертируемых облигациях;

• о видах рисков, которым подвергается инвестор, осуществляющий вложения в ценные бумаги с фиксированным доходом;

• о вторичном рыноке облигаций;

• о некоторых способах классификации финансовых инноваций.


Облигация – это долговой инструмент, обязывающий эмитента (называемого также должником или заемщиком) в течение установленного промежутка времени выплатить кредитору/инвестору взятую взаймы сумму плюс процент. Для типичного («plain vanilla» – «без затей») облигационного выпуска США устанавливаются: 1) фиксированная дата возврата долга (номинала) и 2) установленный размер процентных выплат, осуществляемых, как правило, раз в полгода. Дата, определенная для возврата номинала, носит название даты погашения. Если эмитент не объявил дефолт или не погасил выпуск раньше, чем предполагалось, инвестору, планирующему держать облигацию до даты погашения, обеспечен заранее известный денежный поток.

Целый ряд причин (подробнее о них речь пойдет далее в этой главе) обусловил в 1980-х – 1990-х годах развитие многочисленных структур облигационных займов. В частности, существенные изменения претерпел рынок ипотечного кредитования, на котором появились неизвестные ранее типы облигаций. В настоящее время заметно расширилась практика слияния индивидуальных ипотечных кредитов для образования особого рода ценных бумаг с фиксированным доходом. Используя базовые инструменты рынка ипотечного кредитования, эмитенты создают разнообразные деривативы, удовлетворяющие нуждам широкого круга институциональных инвесторов. Среди производных инструментов подобного рода особой популярностью пользуются долговые обязательства, обеспеченные ипотеками, а также стрипы данных ценных бумаг.

СЕКТОРЫ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ США

Американский рынок облигаций – это крупнейший мировой рынок ценных бумаг с фиксированным доходом. Его принято делить на шесть секторов: сектор казначейских облигаций США, сектор правительственных агентств[1], муниципальный сектор, корпоративный сектор, сектор ценных бумаг, обеспеченных активами, и, наконец, сектор ипотечного кредитования. Сектор казначейских облигаций включает ценные бумаги, выпущенные правительством США. Это казначейские векселя, ноты и облигации. Казначейство США – крупнейший мировой эмитент ценных бумаг. Данный сектор исполняет ключевую роль в оценке облигаций и установлении процентных ставок по всему миру.

Сектор правительственных агентств включает ценные бумаги, выпущенные организациями, имеющими федеральный статус, а также предприятиями, получающими спонсорскую помощь от государства. Разница между двумя типами эмитентов описана в главе 6. Ценные бумаги такого рода не обеспечены каким-либо залогом – они носят название необеспеченных облигаций правительственных агентств (agency debenture securities). Данный сектор является наименьшим на рынке облигаций.

Муниципальный сектор служит для привлечения денежных средств в бюджет правительств штатов и местных органов власти. Два наиболее значимых сектора внутри данной категории облигаций – сектор необеспеченных облигаций и сектор облигаций, обеспеченных бюджетными поступлениями. Облигации, принадлежащие муниципальному сектору, как правило, освобождены от федеральных налогов на прибыль. Соответственно, муниципальный сектор принято также называть безналоговым.

Корпоративный сектор включает ценные бумаги, выпущенные американскими корпорациями, а также неамериканскими корпорациями в США. Ценные бумаги второго типа принято именовать «янки-бонды» (Yankee bonds). На корпоративном рынке эмитенты выпускают облигации, среднесрочные ноты, структурированные ноты и коммерческие бумаги. Корпоративный (коммерческий) сектор поделен на сферы инвестиционного класса и неинвестиционного класса. Часть индексов, оценивающих рынок облигаций в целом (все они представлены в этой книге), называют коммерческий сектор «кредитным сектором».

Альтернативой корпоративному сектору, цель которого – сбор средств на нужды коммерческих предприятий, является сектор ценных бумаг, обеспеченных активами. В данном секторе корпоративный эмитент объединяет в пул выданные им самим кредиты или свою дебиторскую задолженность и использует эти пулы активов в качестве обеспечения для выпуска облигаций. Типы ценных бумаг, обеспеченных активами, подробно описаны в главе 14.

Сектор ипотечного кредитования – это ценные бумаги, обеспеченные ипотеками. Ипотечные кредиты могут быть взяты частными лицами на покупку жилья или юридическими лицами на приобретение коммерческой недвижимости (т. е. недвижимости, генерирующей доход). Таким образом, сфера ипотечного кредитования поделена на два сектора, а именно: сектор жилищного ипотечного кредитования и сектор коммерческого ипотечного кредитования. Организации, занятые составлением классификаций секторов рынка облигаций, дают различные дефиниции сектора ипотечного кредитования жилья. Так, создатели индексов облигаций включают в сектор жилищного ипотечного кредитования только обеспеченные ипотечными пулами ценные бумаги, выпущенные организациями, имеющими федеральный статус, или предприятиями, получающими финансовую помощь от государства. Ценные бумаги, обеспеченные ипотеками на приобретение жилья, эмитентами которых являются корпорации, специалисты часто относят к группе ценных бумаг, обеспеченных активами. Жилищное ипотечное кредитование и ценные бумаги, обеспеченные этими ипотеками, обсуждаются в главах 11 и 12. Коммерческое ипотечное кредитование и ценные бумаги, обеспеченные коммерческими ипотеками, составляют тему главы 13.

Неамериканский рынок облигаций включает рынок евробондов и национальные рынки облигаций. Речь о них пойдет в главе 9.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЛИГАЦИЙ

Предлагаем читателю обзор наиболее существенных из присущих облигациям черт. Более подробное описание каждой из характеристик можно найти в тексте последующих глав. Тип обязательств, принимаемых на себя эмитентом, закрепляется в контракте (indenture), который заключают между собой сторона, выпускающая облигации, и держатель ценной бумаги.

Типы эмитетов

Свойства каждой облигации определяются, в первую очередь, типом ее эмитента. Эмитенты облигаций делятся на три группы: федеральное правительство и его агентства, муниципальные органы власти, а также корпорации (американские и иностранные). Внутри муниципального и корпоративного рынков различают множество более мелких подгрупп, каждая из которых обладает характерными свойствами, позволяющими ей особым образом исполнять обязательства перед кредиторами.

Срок до погашения

Сроком до погашения принято называть число лет, в течение которых эмитент обязался исполнять закрепленные контрактом требования. Датой погашения считается день, в который долг перестает существовать, т. е. дата, установленная для выкупа облигации путем выплаты ее номинальной стоимости. На рынке облигаций срок до погашения принято называть просто длительностью (maturity) облигации или ее сроком (term). Мы покажем в дальнейшем, что контракт может включать положения, позволяющие либо эмитенту, либо держателю облигации менять ее длительность.

Облигации, срок до погашения которых варьирует в промежутке от одного до пяти лет, считаются краткосрочными. Облигации с длительностью от 5 до 12 лет называются среднесрочными, и наконец, облигации, срок до погашения которых превышает 12 лет, носят название долгосрочных.

Срок до погашения имеет первостепенную важность при оценке любой облигации. Во-первых, он ограничивает временной период, в течение которого держатель предполагает получать купонные выплаты, и обозначает число лет, оставшееся до полного возвращения долга. Во-вторых, доходность облигации напрямую зависит от ее длительности. В главе 5 приводится кривая доходности, наглядно демонстрирующая связь этих двух параметров. И наконец, изменения доходности, происходящие в течение срока жизни облигации, заставляют колебаться ее цену. В главе 4 подробно рассказано о том, какое влияние на волатильность цены оказывает срок до погашения. Заметим, что при прочих равных, чем больше длительность облигации, тем больше волатильность ее цены, обусловленная изменением рыночных доходностей.

Номинальная стоимость и купонная ставка

Номинальная стоимость (или попросту номинал) облигации – это сумма, которую эмитент обязуется выплатить держателю облигации в день погашения. Это количество денег называется иногда основным долгом или лицевойстоимостью.

Купонная ставка, известная также как номинальная ставка, представляет собой процентную ставку, которую ежегодно обязуется выплачивать эмитент. Ежегодная сумма процентных выплат, получаемых владельцем облигации в течение срока ее жизни, носит название купона. Купонная ставка, помноженная на номинал, дает размер купона в денежной форме. Скажем, облигация с купонной ставкой, равной 8 %, и номинальной стоимостью $1000, обеспечит держателю ежегодные процентные выплаты в размере $80. В Соединенных Штатах и Японии широко распространена практика выплат купона двумя порциями раз в шесть месяцев. Облигации, выпущенные на некоторых европейских рынках, предполагают осуществление выплаты раз в год.

Заметим, что периодические купонные выплаты присущи всем типам облигаций, кроме одного. Держатель облигации с нулевым купоном получает свой «процент» за счет покупки облигации по цене более низкой, чем ее номинальная стоимость. «Процент» выплачивается в этом случае в момент погашения: его размер равен разнице между номиналом и ценой, по которой облигация была приобретена. Причины, побуждающие эмитентов выпускать облигации с нулевым купоном, объясняются в главе 3.

Облигации с плавающей ставкой – это облигационные выпуски, купонная ставка которых периодически (в назначенную дату) пересчитывается в соответствии с установленной формулой. Используемая формула носит название формулы перерасчета купона и выглядит следующим образом:

референсная ставка + котируемый спред.

Под референсной ставкой здесь подразумевается доходность определенного финансового инструмента или рынка. Котируемый спред – это дополнительная процентная ставка, которую эмитент согласен выплачивать вдобавок к референсной ставке. Допустим, например, что в качестве референсной была выбрана месячная ставка предложения лондонского межбанковского рынка (LIBOR) – процентная ставка, свойства которой мы подробнее опишем в следующих главах. Допустим также, что котируемый спред составляет 150 базисных пунктов. Подставим указанные значения в формулу перерасчета купона:

месячная LIBOR + 150 базисных пунктов.

Таким образом, если в дату перерасчета купона месячная LIBOR равна 3,5 %, купонная ставка на этот период составит 5,0 %.

Референсной ставкой для большинства ценных бумаг с плавающими купонными ставками является процентная ставка или индекс процентных ставок. Существует, однако, несколько облигационных выпусков, сконструированных иначе. Референсной ставкой для них является определенный финансовый индекс, скажем Standard & Poor’s 500, или нефинансовый индекс, такой как цена на товар. Методы финансового инжиниринга позволяют эмитенту структурировать ценные бумаги с плавающими ставками на основе референсных ставок самых разных видов. В ряде стран существуют облигации, купонная формула для которых привязана к индексу инфляции.

Купонные ставки облигаций с плавающим купоном, привязанным к процентным ставкам, как правило, растут с ростом выбранного в качестве эталона инструмента или рынка и падают, если такой инструмент или рынок падают. Между тем существуют облигации, купонные ставки которых движутся в направлении, обратном направлению движения процентных ставок, принятых в качестве референсных. Такие облигации получили название облигаций с обратными плавающими купонными ставками.

В 1980-х годах на рынке высокодоходных (бросовых) облигаций появились новые структуры, позволившие изменить привычный порядок осуществления купонных платежей. Одной из причин возникновения новых форм стали жесткие ограничения денежных потоков, дававшие себя знать в ходе поглощений компаний с помощью привлечения заимствованных средств или рекапитализаций, финансируемых за счет выпуска высокодоходных облигаций, требующих затем обременительных процентных выплат. Для ослабления нежелательного эффекта корпорации, вовлеченные в описанные процессы, начали выпуск облигаций с отсроченными купонными платежами – финансовый инструмент, позволяющий эмитенту в течение некоторого количества лет не тратить наличные средства на выплату процентов. Существует три типа структур, предполагающих отсрочку платежей: 1) облигации с отсроченными купонными платежами; 2) облигации с повышающимся купоном и 3) облигации с выплатой натурой. Еще одна распространенная на рынке высокодоходных облигаций структура предполагает перерасчет купонной ставки, совершаемый таким образом, чтобы облигация торговалась по установленной цене. Структуры облигаций с высокой доходностью составляют предмет главы 7.