Книга Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Минкевич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом
Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом

Алексей Минкевич, Сергей Дерцап

Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом

Литературный редактор Е. Закомурная

Руководитель проекта И. Позина

Дизайнер А. Маркович

Корректор Ю. Семенова

Компьютерная верстка Б. Руссо


© А. Минкевич, С. Дерцап, 2020

© Оформление. ООО «Интеллектуальная Литература», 2020


Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Предисловие

Почему появилась эта книга и для кого она

Вся наша жизнь состоит из проектов: больших и маленьких, простых и амбициозных, сложных и захватывающих. Все они имеют точку старта и финиша и уникальный результат – продукт или услугу, которые мы создаем в ходе проекта.

Управление проектами – это искусство профессионально, не допуская ошибок пройти путь от начала проекта до его успешного завершения. Так опытный пилот проезжает спецучасток ралли: уверенно, мастерски, красиво. Пусть со стороны это может выглядеть очень сложно, но этому реально научиться.

Помочь вам грамотно управлять своими проектами может только опыт других людей, который накапливался десятилетиями. Ведь все вопросы и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, не новы. Сотни руководителей проектов по всему миру уже все это проходили и знают верные ответы на ваши вопросы.

Эта книга написана в соавторстве Алексеем Минкевичем и Сергеем Дерцапом. У нас на двоих более 20 лет практического опыта управления проектами. Кроме этого, несколько раз в год мы читаем курсы по управлению проектами в качестве хобби.

Чтобы книга не получилась обычной методичкой, мы решили добавить в нее краткое описание нашего карьерного пути: как мы стали руководителями проектов, как учились, ошибались и побеждали и как все это повлияло на нашу работу. Названия этих глав будут начинаться так: «Карьера:…». Если вы предпочитаете канонические учебники, можете смело пролистывать эти главы.

В работе над книгой нам очень помогли Леонид Лосич, Екатерина Гаврилина, Александра Кирпичева, Ксения Антихович.

Кому будет полезна эта книга

Начинающим руководителям проектов. В книге вы найдете необходимую теоретическую базу и терминологию и получите понимание того, что и в какой момент нужно делать руководителю проектов. При этом неважно, в какой отрасли вы работаете. В футбол играют разными мячами и на разных полях, но правила для всех одинаковые. Так и с управлением проектами. Методология отлично работает везде: в строительстве, образовании, медицине, нефтедобывающей отрасли, банковском и ресторанном деле.

Опытным руководителям проектов. Книга поможет заполнить пробелы, упорядочить и структурировать существующие знания. Ведь многие опытные коллеги самостоятельно приходили к лучшим практикам, которые уже кто-то давно изобрел и задокументировал. Любая ваша ситуация или проблема на проекте не уникальна: кто-то в мире уже с ней сталкивался и успешно разрешил. А если и не разрешил, то извлек уроки, которые помогут нам преодолеть эти проблемы. Будем разбирать сложные моменты.

Владельцам бизнеса, которые хотят навести в нем порядок, достичь большей управляемости и получить больше контроля в собственной компании. Мы с Сергеем – айтишники, поэтому и примеры в книге будут из сферы IT. Сейчас эта отрасль впереди планеты всей с точки зрения управления проектами. Настоящие истории успеха в бизнесе сегодня рождаются на стыке отраслей, когда лучшие практики из одной отрасли сочетаются с наработками из другой. Если вы примените в своей сфере, в своей компании лучшие практики управления проектами, то получите значительное конкурентное преимущество.

Тем, кто стоит перед выбором: становиться руководителем проектов или оставаться техническим специалистом. Одни из самых популярных вопросов – «А что меня ждет, если я решу стать руководителем проектов?», «Что изменится?», «Смогу ли я оставаться экспертом-ремесленником, ведь эксперту легко найти работу, а руководителю сложно?». О поиске ответов на эти вопросы мы расскажем на собственных примерах. Главы «Карьера:…» написаны для вас.

Задача книги – поделиться с вами практическими навыками и знаниями, помочь избежать ошибок в проектах и достичь успеха.

Так что в добрый путь! Приятного чтения и учебы.

С уважением,Алексей Минкевич и Сергей Дерцап

Глава 1

Карьера: знакомство, или как я попал в IT

Всем привет! Меня зовут Алексей Минкевич. В настоящее время я возглавляю центр разработки на 100 человек, построенный с нуля. У меня за плечами 20 лет опыта работы в IT: 5 лет продуктовой разработки, 15 лет работы в аутсорсинге, десятки успешных проектов в роли руководителя проектов, тимлида и разработчика. В этой главе я поделюсь с вами тем, как все начиналось. Еще до университета со мной случилось несколько хороших вещей, которые мне очень помогли в дальнейшей карьере и потому достойны упоминания.

Когда я был совсем маленьким, мама настояла, чтобы я учился не в ближайшей школе вместе с друзьями со двора, а в языковой гимназии с углубленным изучением английского. Я помню эти бесконечные десять минут езды на троллейбусе в школу и обратно, изо дня в день. Но, как оказалось потом, это того стоило.

В восьмом классе два моих друга записались в кружок программирования. Там были космические на тот момент персональные 286-е компьютеры. «Вот это да!» – подумал я и напросился в группу. Мы учили язык программирования Pascal. Учили, конечно, очень условно – чаще играли в игры. Правда, всю «старую школу» мы еще застали: запускали компьютеры с дискеты, учили DOS и Norton Commander. Там, в доме Юного Творчества[1] на Макаёнка, я увлекся программированием.

Я хорошо помню момент, который изменил мое отношение к учебе.

Моя мама работала программистом в Научно-исследовательском институте электронно-вычислительных машин (НИИЭВМ). Раз в год в НИИЭВМ проходил день открытых дверей, когда можно было посмотреть на компьютеры, походить по коридорам и даже поиграть пять минут в первые компьютерные игры. В течение нескольких лет я был уверен, что у всех на работе именно так.

В девятом классе я был троечником и хулиганом, но произошло одно интересное событие. На уроке гражданской обороны нас повели на экскурсию в бомбоубежище завода «Термопласт». А после бомбоубежища провели по цехам. Завод выпускал изделия из пластмассы: ведра, дуршлаги и прочие полезные в хозяйстве вещи. Тогда, в 1990-х гг., цеха завода выглядели страшно. Все было в грязи, отовсюду раздавался лязг станков и грохот прессов. Стоял сильный горело-химический запах, и на вдохе покалывало в груди. По углам валялись запчасти, мусор и бракованные изделия. Среди всего этого с унылым видом ходили рабочие в кирзовых сапогах и телогрейках.

Контраст с маминой работой был настолько сильным, что в тот день я четко понял, что на заводе работать не хочу. И стал серьезно относиться к учебе.

И еще я прошел жесткую школу пионерского лагеря. С 12 до 14 лет каждое лето я ездил в лагерь «Звездный» в Радошковичах. Там я учился, как заслужить уважение сверстников в отряде и что бывает, если этого не случилось. Потом, с 15 до 18 лет, я работал в этом же лагере вожатым отряда. За лето проходило четыре смены. Это означало, что тебе нужно было четыре раза стать лидером новой группы детей, подружить их и создать команду, помогать во всем, решать проблемы и нести полную ответственность за этих маленьких людей.

В конце этой недолгой, но очень интересной карьеры детского педагога мне доверили самый маленький отряд из 30 детей пяти-шести лет. Это было замечательно. Главная задача заключалась в том, чтобы спланировать и провести с детьми яркий день, полный занятий и игр. Тогда наградой тебе было дружное сопение в 22:05, через пять минут после отбоя, и у тебя освобождался вечер для друзей и дискотеки, если ты не был дежурным по отряду. Сейчас я понимаю, что именно там, в пионерском лагере в Радошковичах, я получал свои первые уроки работы с людьми, лидерства, эмпатии и психологии.

Первые шаги в IT

К десятому классу мама убедила меня поступать в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР). Поскольку я учился в языковой гимназии, физика и математика у нас были очень слабенькие. Английский, конечно, в меня «вдолбили» хорошо, но для поступления в БГУИР он был не нужен. Отзанимавшись год на подготовительных курсах и с репетиторами, я отлично написал вступительные олимпиады по физике и математике и поступил на факультет информационных технологий и управления. Специальность – «автоматизированные системы обработки информации». По слухам, там было легче учиться.

В середине третьего курса ко мне пришло осознание, что университет в первую очередь дает теоретическую базу и сильную компанию ребят, на которых нужно равняться. Знания для трудоустройства нужно добывать самому, поэтому пора было что-то придумать с работой.

На соседней кафедре работали две студенческие лаборатории крупнейшей на тот момент минской IT-компании – IBA. В них занимались небожители! Я долго набирался смелости и, пересилив себя, однажды зашел в лабораторию Java:

– А можно к вам?

– Нет, все занято.

– Простите…

Вышел.

В тот момент подумал, что терять мне нечего, поэтому постучал в дверь с надписью: «Студенческая лаборатория Lotus Notes».

Вошел. Все были чем-то заняты. Меня заметили минут через пять.

– Тебе чего?

– Я… это… простите… можно к вам?

– Да. Вон свободное место. Садись.

Это было очень круто! Ребята занимались уже больше года и делали серьезные прототипы проектов на Lotus. Я читал, пробовал, спрашивал. Атмосфера была очень приятная и дружественная, все помогали друг другу.

Правда, через несколько месяцев обе лаборатории закрыли. Но в начале весны руководитель лаборатории Сергей Сергиеня позвонил мне и пригласил на собеседование в IBA. Им нужно было отобрать на работу двух студентов.

На интервью пришло человек 12. Все сильно волновались и нервно шутили. По знаниям Lotus я был где-то в середине группы и понимал, что шансов у меня нет. Всех пригласили в комнату к директору отделения. Он был лыс и страшен, как командир звездолета. Нам задали всего один неожиданный вопрос:

– Кто хорошо знает английский?

Руки подняли два человека: я и Лена с параллельной специальности.

– Вы приняты. Остальные свободны.

Вот и все собеседование. Ребята потом сильно негодовали, а я с трудом верил, что получил работу.

Позже, когда я сам стал проводить собеседования и отбирать кандидатов, я понял, что в таком подходе к набору студентов тогда, в 2000-х гг., был определенный смысл. Почти все проекты у нас были для рынка США, поэтому собеседования и все общение проходило на английском. Профильного студента обучить стеку и технологиям проекта проще, чем английскому языку. А в те годы говорящих по-английски студентов было в разы меньше, чем сейчас.

Моя работа в IBA началась с внутренней автоматизации, но скоро я начал работать на проектах IBM. С настоящими, очень крутыми, опытными и добрыми инженерами IBM.

Это лучшее, что могло со мной случиться на старте карьеры. Будучи еще студентом, общаться с такими людьми и учиться у них – это просто замечательная возможность. А еще у меня был прекрасный начальник-технарь Сережа Злобич, который терпеливо объяснял мне, как писать и тестировать код, что такое стиль в коде, как оптимизировать производительность и как развиваться.

Если между проектами возникали паузы, мы всем отделом взахлеб учились и проходили сертификации. Это было своеобразное спортивное соревнование. Вопрос был не в том, сдашь ты экзамен или нет (провалов никогда не было), а в том, насколько быстро ты справишься. Я как-то поставил рекорд и успешно сдал часовой экзамен из 40 вопросов за 16 минут. Впрочем, его скоро побили, установив рекорд в 12 минут. Отличное было время.

В 2006 г. я получил очень желанный и крутой сертификат в линейке Lotus – IBM Advanced Application Developer. Правда, радость и счастье от успешной сдачи экзамена через несколько дней сменились апатией: это был последний экзамен в профессиональной ветке Lotus Notes. Куда расти дальше, было непонятно.

В какой-то момент я набрался смелости и решился поговорить с человеком, который и сейчас является для меня эталоном успеха и мудрости, – директором нашего отделения Виталием Никуленко. Именно тот разговор стал началом моего пути в управлении проектами. Виталий рассказал, что есть два пути развития: вырасти в сильного технического специалиста с разными стеками технологий или начать менеджерскую карьеру и учиться управлять проектами.

С одной стороны, крутых технических специалистов все очень уважали и любили, вокруг них собирались крупные проекты. С другой – насколько я понимал тогда, руководитель проекта отвечал за результат команды, общение на английском с заказчиком и работу с людьми. Мне эта идея понравилась именно за возможность работать с людьми, и я обозначил, что хотел бы развиваться как руководитель проектов.

Через пару месяцев мне повезло: начальник небольшого отдела из семи человек, на проекте которого я в тот момент работал, решил уйти и открыть собственный бизнес. Виталий предложил мне эту позицию. Я с удовольствием согласился. Быстро стало ясно, что я понятия не имею, что делать с этими людьми: не знаю, как их мотивировать, как оценивать работу и согласовывать сроки, как проверять результаты и проводить работу над ошибками. Что вообще такое ошибка и как отличить ее от хорошей работы? Нужно было всему этому где-то научиться. В Минске хороших курсов по управлению не было, и я нашел через интернет очень крутой курс в IBM Москва.

Курс назывался «Основы и принципы управления проектами». Вот об этих основах управления проектами мы и будем говорить в следующих главах.

Алексей Минкевич[2]

Глава 2

Основы управления проектами

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Такое определение дает нам PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) – свод правил по управлению проектами, разработанный американским Project Management Institute (PMI).

В этом определении важны два момента. Первый – это уникальность проекта, то есть создание чего-то нового, чего раньше еще не было. Второй – это ограничение по времени: у каждого проекта есть четкие даты начала и завершения.

Проекты противоположны операционной деятельности, которая является постоянной и направлена на воспроизведение одного и того же результата – продукта или услуги. Примеры операционной деятельности: ежедневная уборка помещений, сервис замены масла в автомобилях и другие повторяющиеся действия.

Чтобы четко представлять себе разницу, рассмотрим пример автомобиля Lada Kalina. Разработка самой модели конструкторским бюро и налаживание производства – это проект, а вот ее серийная сборка на конвейере – это уже операционная деятельность. Другой пример из IT: работа по поддержке существующих систем. Сама поддержка является операционной деятельностью, но если в рамках поддержки необходима доработка системы и исправление ошибок, то эти доработки, собранные в обновления до новых версий, представляют собой полноценные проекты.

Для чего нужны проекты

Любой проект служит определенной цели и решает конкретные задачи бизнеса.

1. Коммерческая цель. Например, бизнес хочет создать и запустить новый продукт, чтобы заработать денег.

2. Требования рынка и соответствие времени. К примеру, у всех конкурентов уже внедрено какое-то решение или функция, а у вас еще нет. Вы теряете клиентов, и это нужно исправить.

3. Запросы пользователей. Клиенты сообщают о том, какой функционал они хотели бы получить, и мы усиливаем конкурентное преимущество нашего решения.

4. Законодательные требования. Допустим, правительство приняло решение, что каждый кассовый аппарат должен отправлять в налоговую данные обо всех операциях в режиме реального времени. Следовательно, мы инициируем проект по внедрению решения, которое приведет работу кассовых аппаратов в соответствие с требованиями закона.

5. Технический прогресс. Появляются новые, улучшенные технологии, а старые отмирают. Следовательно, нам необходимо постоянно поддерживать актуальное состояние. В качестве примера можно привести технологию веб-анимации Flash, которая в свое время была популярна, но потом ее вытеснил более современный и безопасный HTML5.

6. Социальная необходимость. Например, озеленение и благоустройство улиц, обустройство парков или благотворительность.

7. Обновление бизнес-процессов и инфраструктуры. Эта цель ставится в тех случаях, когда компания перестраивает себя изнутри, чтобы повысить собственную эффективность. Например, за счет внедрения Agile, CRM, SAP и других современных подходов и инструментов.

8. Воплощение мечты в жизнь. Например, проект по созданию собственной команды по автоспорту или организация кругосветного путешествия.

На первом шаге бизнес определяется со своей целью. Потом компания начинает рассматривать возможные варианты решения, пытаясь ответить на вопрос о том, как именно можно достичь цели. Если вариантов несколько, то на следующем этапе выбирается один из них – и рождается проект. После того как проект становится реальностью, бизнес проверяет, достигнута ли цель.

Процесс появления проекта

Процесс появления проекта схематически показан на рисунке 1.



Давайте разбираться на примере. Допустим, существует банк. Совет директоров ставит стратегическую задачу: увеличить количество клиентов на 1 млн человек. Каким образом можно достичь этой цели?

Список возможных решений выглядит примерно так:

● установить рекламные билборды по всей стране;

● запустить рекламу на радио и телевидении;

● открыть новые отделения банка в населенных пунктах, где еще нет представительств;

● привлечь новых клиентов из населенных пунктов, где еще нет представительств банка, при помощи мобильных пунктов продаж услуг.

Для последнего варианта нужно разработать мобильное приложение, способное проверить паспортные данные и открыть счет. Идея в том, что сотрудник банка берет мобильный телефон с установленным приложением и сумку с конвертами. В каждом конверте есть кредитная карточка с балансом в 100 руб. Сотрудник едет в населенный пункт, где еще нет отделения, и начинает рекламировать продукт банка – мини-кредит. Те, кто заинтересовался, могут сразу же предоставить необходимую информацию о себе. При помощи мобильного приложения сотрудник банка проверяет эту информацию, открывает счет и привязывает к нему по штрих-коду кредитную карточку с деньгами. Таким образом, человек сразу получает кредит в 100 руб., а банк – нового клиента.

Совет директоров банка принимает решение остановиться на последнем варианте. Важно понимать, что цель бизнеса и цель проекта – это не одно и то же. В данном примере цель бизнеса – миллион новых клиентов. А цель проекта – разработать мобильное приложение под Android OS, которое умеет фотографировать паспорт, отправлять фото паспорта и обмениваться информацией с серверами банка.

Приложение должно позволять сотруднику банка совершать следующие действия:

● пройти авторизацию в приложении;

● используя камеру телефона, сфотографировать паспорт потенциального клиента. Приложение должно распознать штрих-код паспорта, отослать картинку и данные штрих-кода в расчетный центр банка, где за пять секунд потенциальный клиент проходит проверку системы безопасности. Затем принимается решение, можно ли открыть ему кредит с лимитом в 100 руб.;

● если ответ положительный, приложение должно считать QR-код с конверта с картой, создать нового пользователя в банке и привязать к нему кредитную карточку, а потом подтвердить успешность операции.

Важным требованием является возможность работы приложения в условиях медленного мобильного интернета (на тот случай, если в населенном пункте нет 3G).

Только после этого представитель банка может выдать новому клиенту карточку с кредитом в 100 руб. Чтобы активировать ее, клиенту необходимо приехать в ближайшее отделение банка и подписать соответствующий договор.

Проект оказался очень успешным. С его помощью банку удалось привлечь 2 млн клиентов, так что совет директоров был очень доволен.

А кто виноват, если проект выполнен успешно, а бизнес-цель так и не достигнута?

Руководитель проекта несет ответственность только за успех проекта. Если бизнес выбрал неверную альтернативу возможного решения, которая не позволила достичь бизнес-цели, то ответственность за это лежит на бизнесе.

Треугольник управления проектами

Проекты существуют в условиях тройного ограничения: что нужно сделать, к какой дате и за какие деньги. В терминах проектного управления это содержание работ, расписание и бюджет. Эти ограничения часто изображаются в виде треугольника (рис. 2).

Давайте остановимся на каждой из его вершин подробнее.

Содержание работ (Scope). Это список всех работ, которые необходимо сделать в ходе проекта, своеобразный список дел (To do list).



Расписание (Schedule). Проект ограничен во времени: у него есть дата начала работ и дата, к которой он должен быть завершен.

Бюджет (Cost). Объем финансирования, который выделяется на реализацию проекта.

Все три ограничения не существуют в отрыве друг от друга. Изменение одного параметра всегда влечет за собой и изменение двух других.

Давайте посмотрим на примере. Допустим, вы решили реализовать проект «Ужин для друзей».

Бизнес-цель – социальная необходимость: вы давно не видели друзей и хотите пообщаться.

Цель проекта – к 20:00 приготовить ужин на четверых: для вас и троих друзей.

Содержание работ будет выглядеть следующим образом:

1) купить картошку, мясо и пиво;

2) навести порядок в квартире;

3) почистить картошку;

4) приготовить мясо в духовке;

5) сварить картошку;

6) накрыть стол.

Бюджет проекта составляет 110 руб.:

● 1 кг мяса – 60 руб.;

● 2 кг картошки – 10 руб.;

● четыре бутылки пива – 40 руб.

Проект ограничен во времени: стол должен быть накрыт к 20:00, поэтому вам нужно оценить, в котором часу уйти с работы, чтобы успеть подготовиться. По вашей оценке:

1) покупки займут 30 минут;

2) уборка квартиры – 20 минут;

3) почистить картошку – 15 минут;

4) приготовить мясо – 60 минут;

5) сварить картошку – 30 минут;

6) накрыть стол – 15 минут.

Поскольку задачи 1, 2 и 3 выполняются последовательно, то есть друг за другом, в сумме они займут 65 минут (30 + 20 + 15). А вот задачи 4, 5 и 6 вы можете делать параллельно: за 10 минут вы подготовите мясо и поставите его в духовку на 50 минут. Пока будет готовиться мясо, вы сварите картошку и накроете стол. Вот как это выглядит на диаграмме Ганта, или «в колбасках», как нежно и с любовью ее называют некоторые менеджеры проектов (рис. 3).



Таким образом, вам понадобится 2 часа 5 минут на подготовку ужина для гостей, то есть уйти с работы нужно будет в 17:55. Как видите, проект простой и очень понятный.