Следствием этой логики стала очевидная разница в трактовке целей развития компании. Если бухгалтерская модель во главу угла ставит рост прибыли в абсолютном (Gross Profit, Operation Profit, EBIT, EBITDA, Net Profit и др.) и относительном (EPS, ROA, ROE, ROS, EBITDA Margin и др.) выражении, то стоимостная модель стратегически ориентируется на показатель стоимости (Enterprise Value, EV), увеличение которого основано на росте свободных денежных потоков и достижении компанией требуемой со стороны инвесторов отдачи на вложенный капитал.
Именно эта идея стала фундаментом современной финансовой аналитики и управления. Рост стоимости компании обеспечивается ростом суммарной прибыли, снижением трансакционных и других видов издержек, увеличением объемов продаж, формированием конкурентных преимуществ и т. п. Таким образом, ориентация на стоимость не противоречит функциональным целям операционной, маркетинговой, инновационной и финансовой деятельности. Став продолжением стоимостной аналитики, стоимостная модель управления (Value Based Management, VBM) получила свое развитие в 1980-е гг. не только в США, но и в Европе, и в Японии, а в 2000-х гг. ее активно стали использовать российские компании.
При этом изначально целевой функцией данной модели управления было обеспечение роста благосостояния акционеров (Shareholders Wealth Maximization Model), что в свою очередь привело к возникновению целого ряда финансовых метрик (FCF, TSR, MAR, OAR, TBR, WAI, EVA, MVA, SVA, CVA), способных с разных сторон показать произошедшие изменения и помочь оценить эффективность действий менеджмента. Развитием этой целевой функции стала модель максимизации стоимости (ценности) компании (Stakeholder Wealth Maximization Model) как для акционеров, так и для других поставщиков капитала – стейкхолдеров[6], к которым относятся сотрудники, поставщики, клиенты, общество и другие заинтересованные субъекты. Важнейшая причина подобного рода изменений – расширение понятия «капитал». Сегодня это уже не просто финансовый ресурс, предоставленный собственниками или кредиторами. Это все ключевые ресурсы, компетенции, без которых невозможно устойчивое развитие компании и рост ее стоимости. В эпоху цифровизации, информационных технологий наряду с финансовым и материальным капиталом возник и неосязаемый, нематериальный капитал как некое понятие, объединяющее все то, что может стоять за нематериальными активами компании. Для совокупной характеристики этих видов капитала я использую термин «треугольник стоимости компании», где каждый из трех образующих его элементов прямо или косвенно влияет на ее стоимость (рис. 1.4).
Рассмотрим нематериальный капитал и составляющие его элементы более подробно.
Чем более технологичным бизнесом занимается компания, тем выше должен быть профессионализм сотрудников, подбор, адаптация, мотивация и удержание которых – сложнейшая задача. Это человеческий капитал компании, именно он производит продукт или оказывает услугу. И от того, насколько качественным он будет, напрямую зависит удовлетворенность клиентов, а значит, и результаты продаж, что в итоге влияет на стоимость.
Помимо компетентности операционных сотрудников, крайне важны слаженные действия (единство) управленческой команды, стандартизированность, понятность и прозрачность для сотрудников бизнес-процессов компании, их интеграция в единое информационное пространство. Система должна работать, даже если кто-то из топ-менеджмента отходит от дел. Здесь мы имеем дело с организационным капиталом компании. В эту категорию можно также отнести и так называемый административный ресурс, использование которого позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, ускорить процессы, добиться необходимых разрешений.
Очевидно, что в основе развития бизнеса лежат продажи. От того, насколько устойчивым и прогнозируемым будет их рост, зависят будущие денежные потоки и стоимость компании. В этом контексте ее задача – сформировать свой клиентский капитал. Важно не только наращивать число клиентов, но и добиваться их лояльности к компании, повторных покупок, роста среднего чека. Необходимо стремиться к достижению устойчивого спроса на продукт, формировать очередь заказов, чтобы без потерь проходить сезонные колебания спроса, реализовывать искренний сервис (приоритетнейшая задача, особенно для компаний, специализирующихся на оказании услуг), добиваться долгосрочных отношений с клиентом.
Важным элементом нематериального капитала является инновационный капитал – перспективные разработки, проекты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла (от идеи и прототипирования до опытных образцов). Доведенные до стадии промышленной эксплуатации, они могут привести к технологическому взрыву, появлению новых отраслей, снижению затрат и росту эффективности в действующих отраслях. Уникальность разработки будет напрямую влиять на будущий рост. И даже с появлением конкурентных аналогов через некоторое время статус первопроходца позволит поддерживать лидерство компании и интерес к ней клиентов на протяжении длительного времени.
Бизнес на копировании, или История успеха Xerox[7]
Основанная в начале XX в., компания Xerox сумела занять свою нишу на рынке и войти в историю, приучив весь мир называть копировальные машины ксероксами. Впрочем, история Xerox знала немало падений и опрометчивых решений. Например, в свое время руководители корпорации за бесценок продали Apple революционную технологию.
Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ им. Ломоносова:
«В маркетинге “дженериками” называют бренды, которые дали название целой отрасли. Типичный пример – “Аспирин”. История компании Xerox, полная взлетов и падений, началась в 1906 г., когда она была основана в городке Рочестер (штат Нью-Йорк) под названием Haloid. Фирма занималась производством и продажей фотобумаги. Знаменитый аппарат, который копировал изображения, появился лишь через 50 лет. После этого компания быстро стала миллионером, окупив вложения так долго веривших в Xerox инвесторов.
В 1969 г. именно эта фирма изобрела лазерный принтер. Самое интересное, что мышь и графический интерфейс компьютера также придумали в Xerox, однако руководство компании не оценило потенциала этих идей. Зато оценил Стив Джобс. Всего за $1 млн он получил эти технологии для компьютера Apple Lisa. “Они даже не понимали, что было у них в руках”, – говорил Джобс. Затем Xerox сумела сфокусироваться на любимом деле – изготовлении копировальных аппаратов. Прорывом стала возможность подключать их к компьютерным сетям. В настоящее время компания является лидером рынка с ежегодным оборотом более чем $20 млрд».
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
«Самое главное – компания поняла потребность людей и оперативно заняла столь ожидаемую ими нишу. Тем не менее попытки выйти в смежные сегменты обернулись полным провалом из-за недальновидности руководства. Кстати, в середине 1980-х Xerox была почти куплена корпорацией Apple. Будучи лидером в своем сегменте, помните – к выходу на новые рынки стоит относиться максимально ответственно».
«Коммерсантъ FM», 17.08.2012 г.Формируемая годами деловая репутация – репутационный капитал – также оказывает непосредственное влияние на поведение клиентов, их заинтересованность в сотрудничестве с компанией. Это во многом связано с тем, прислушивается ли менеджмент к пожеланиям клиентов, вносит ли изменения в действующие процессы, придерживается ли принципов открытости и честности в отношениях с клиентами и партнерами.
Ниже представлен пример того, как действия руководителей автомобильного концерна Volkswagen, нарушивших принципы открытости и честности, привели к серьезному падению стоимости компании и значительным незапланированным расходам.
Как Volkswagen потерял треть капитализации за два дня[8]
Германский автомобильный концерн Volkswagen, лидер мирового авторынка, оказался в центре глобального скандала, в результате которого компания потеряла треть капитализации за два дня и может дополнительно понести убытки в размере десятков миллиардов долларов.
Расследование в США и по всему миру
Неприятности Volkswagen начались в прошлую пятницу, когда Агентство по охране окружающей среды США раскрыло информацию о том, что концерн использовал программные методы для занижения показателей во время тестирования автомобилей с дизельным двигателем на выбросы вредных веществ.
Уже во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что министерство юстиции США начало расследование действий компании, по итогам которого Volkswagen могут быть предъявлены уголовные обвинения.
Слушания по делу планируется провести в конгрессе США. Также о начале проверки автомобилей компании объявило правительство Германии. Министр экономики земли Нижняя Саксония (крупнейшего акционера Volkswagen с 20 % голосующих акций) Олаф Лис призвал к всеобщей проверке, которая бы затрагивала и других автомобилестроителей.
Кроме того, собственное расследование планирует провести правительство Южной Кореи. По информации BBC, южнокорейские власти проверят до 5000 автомобилей Volkswagen моделей Jetta и Golf, а также автомобили Audi A3 2014–2015 гг. выпуска, и, если в них будут выявлены проблемы, проверка коснется всех машин компании, оснащенных дизельными двигателями.
О намерении проверить автомобили немецкой компании на соответствие экологическим стандартам сообщили также Франция и Италия.
Убытки компании
Поначалу речь велась о сравнительно небольшом числе автомобилей, проданных в США за последние 7 лет, – порядка 500 000 машин. Затем Volkswagen объявил, что намерен устранить нарушения на всех машинах с дизельными двигателями, проданных в мире, а это около 11 млн автомобилей. На эти нужды компания зарезервировала €6,5 млрд, которые будут отражены в ее финансовой отчетности.
В США Volkswagen фактически нарушила два пункта Закона о чистоте воздуха и по американским законам может быть оштрафована на сумму до $37 500 за каждый проданный автомобиль, что в совокупности составляет порядка $18 млрд – больше, чем годовая прибыль концерна.
Также вероятны многомиллиардные штрафы в связи с ведущимся расследованием минюста США и многочисленные иски от обманутых покупателей.
Свою озабоченность ситуацией выразила и Европейская комиссия, активно продвигающая меры по снижению вредных выбросов от автомобилей в атмосферу. Впрочем, о начале ее собственного расследования говорить пока слишком рано, отметила пресс-секретарь ЕК Люcия Коде.
Падение акций в автомобильном секторе
В понедельник цена бумаг Volkswagen рухнула почти на 20 %, со €163 за бумагу до €132 за акцию. В ходе торгов во вторник падение составляет также порядка 20 %, а акции торгуются на отметке €107. Таким образом, за два дня капитализация компании рухнула на треть.
Котировки акций Daimler опускаются на 5,7 %, BMW – на 4,8 %.
Рыночная стоимость Peugeot упала на 7,3 %, Renault – на 5,4 %.
Германский фондовый индекс DAX 30 в ходе торгов во вторник потерял 3 %, французский CAC 40 – 3,1 %. Сводный индекс крупнейших предприятий Западной Европы STOXX Europe 600 опустился на 2,5 % и может завершить торги на минимальном уровне с августа.
«Интерфакс», 22.09.2015 г.Наглядной иллюстрацией может служить график поведения цены за акцию компании Volkswagen AG на Франкфуртской фондовой бирже (рис. 1.5).
Падение цены акций компании Volkswagen AG произошло с уровня €167,6 до €102 за акцию. На восстановление цены к уровню €167 за акцию потребовалось более двух лет. В период с 8 июня 2018 г. по 23 августа 2019 г. (дата формирования графика) цена лишь тестировала уровень €160, однако вернуть свои значения на тот момент так и не смогла. Таким образом, потеря репутационного капитала может влиять на стоимость компании ощутимо и долгосрочно.
Кроме того, к нематериальному капиталу я отношу и территориальный капитал. В особенности это касается компаний, оказывающих услуги. Их территориальное расположение при прочих равных (материальная база, прейскурант услуг, набор и квалификация специалистов) может оказывать серьезное влияние на поведение потребителя, стимулируя его приток в случае удачно выбранного местоположения, которое само по себе может обеспечивать дополнительный спрос.
Акцентируя внимание на элементах треугольника стоимости компании в процессе финансового анализа, особенно на составляющих нематериального капитала, потенциальные инвесторы могут избежать ненужных рисков, повысить обоснованность выбора объектов инвестирования в пределах допустимого уровня аппетита к риску, получать объективную оценку стоимости компании-цели. Например, инвестиционная компания «АТОН», реализуя стратегию прямых инвестиций, декларирует следующие факторы, определяющие выбор объектов инвестирования (рис. 1.6).
У разных типов компаний соотношение между входящими в треугольник стоимости элементами может существенно различаться (рис. 1.7).
Так, компании, занимающиеся материалоемким производством с невысокой добавленной стоимостью, имеют, как правило, значительную материальную базу, многоцеховое производство, однако для выпуска продукции высококвалифицированный персонал им не требуется. Напротив, компаниям, занимающимся инновационным производством (например, в области ИТ-технологий, разработки программных средств), не требуется серьезных капитальных вложений, их основной ресурс – высокопрофессиональные кадры.
Ниже приведены выдержки из годовых отчетов крупнейших компаний мира, которые ясно свидетельствуют, что стоимостная модель управления в разных вариантах является базовой для современной управленческой практики.
Что говорят руководители о целях своих компаний
«Наша стратегия выходит за рамки чисто финансовой стоимости: речь идет о создании долгосрочной стоимости для всех заинтересованных сторон».
ABM AMRO Annual Report 2018, p. 10[9]«В соответствии с реализуемой стратегией “5С” мы намерены предложить нашим клиентам самый передовой опыт и продолжить усилия для повышения благ наших сотрудников, партнеров и инвесторов».
Daimler Annual Report 2018, p. 5[10]«Наша цель: создание долгосрочной и устойчивой стоимости для акционеров и конечных собственников компании».
CLP Holdings Limited, Annual Report 2018, p. 23[11]«Наши основные цели заключаются в создании устойчивой ценности для клиентов, акционеров, сотрудников и других заинтересованных сторон».
Credit Suisse Group, Annual Report 2018, p. 191[12]«Компания ожидает, что реализация стратегии еще более усилит ее позиции в качестве ведущей в отрасли материаловедения компании, будет способствовать улучшению отношений с клиентами, что приведет к повышению доходности вложенного капитала, увеличению свободного денежного потока (денежного потока от операционной деятельности за вычетом капитальных затрат) и повысит стоимость компании для акционеров».
The Dow DuPont Inc., Annual Report 2018, p. 9[13]«Наша цель – значительное увеличение выручки и денежного потока, генерируемого бизнесом».
ExxonMobil, Summary Annual Report 2018, p. 2[14]«Ценности компании в области финансов и инвестиций: усиление качества инвестиционного, проектного управления; удержание лидерства по операционной эффективности; обеспечение высокого уровня доходности акционеров».
ПАО «НК «Роснефть», годовой отчет 2018, с. 9[15]Обратим внимание на еще одно важное обстоятельство. В коммюнике «Заявление о цели корпорации», опубликованном на сайте Business Roundtable – площадке, созданной в 1972 г. группой генеральных директоров крупнейших американских компаний, – руководители 181 компании из США в 2019 г. утвердили совместное обновленное заявление о своих корпоративных целях[16]. Вот его текст.
Заявление о цели корпорацииАмериканцы заслуживают экономики, которая позволяет каждому человеку добиться успеха честным трудом и творчеством, вести осмысленную и достойную жизнь. Мы считаем, что система свободного рынка является лучшим средством создания надежных рабочих мест, сильной и устойчивой экономики, инноваций, здоровой окружающей среды и экономических возможностей для всех.
Предприятия играют жизненно важную роль в экономике, создавая рабочие места, стимулируя инновации и обеспечивая производство необходимых товаров и услуг. Предприятия производят и продают потребительские товары, производят оборудование и транспортные средства, поддерживают национальную оборону, выращивают и производят продукты питания, обеспечивают здравоохранение, производят и поставляют энергию, предлагают финансовые, коммуникационные и другие услуги, которые поддерживают экономический рост.
В то время как каждая отдельная компания служит своей собственной корпоративной цели, вместе мы разделяем фундаментальные обязательства перед всеми нашими заинтересованными сторонами. Мы обязуемся:
● Обеспечивать стоимость (ценность) для наших клиентов. Мы будем продолжать традицию американских компаний, стремящихся соответствовать или превосходить ожидания клиентов.
● Инвестировать в наших сотрудников. Это начинается с предоставления им справедливой заработной платы и иных важных преимуществ. Это также включает в себя поддержку их через тренинги и образование, которые помогают развивать новые навыки для быстро меняющегося мира. Мы поощряем разнообразие и интеграцию, достоинство и уважение.
● Обеспечивать справедливое и этичное отношение к нашим поставщикам. Мы стремимся быть хорошими партнерами для других компаний, больших и малых, которые помогают нам выполнять наши миссии.
● Поддерживать сообщества, в которых мы работаем. Мы уважаем людей в наших сообществах и защищаем окружающую среду, применяя методы устойчивого развития в нашем бизнесе.
● Создавать долгосрочную стоимость для акционеров, которые обеспечивают компании капиталом, позволяющим им инвестировать, расти и внедрять инновации. Мы стремимся к прозрачности и эффективному взаимодействию с акционерами.
Каждая из наших заинтересованных сторон имеет для нас большое значение. Мы обязуемся обеспечить ценность для каждой из них, для будущего успеха наших компаний, наших сообществ и нашей страны.
Август 2019 г.Вектор развития действительно изменился, и то, что мы наблюдаем в современном корпоративном управлении и финансах последние годы, наконец, приобрело определенный формальный статус. Как уже отмечалось, приведенное выше заявление подписано главами крупнейших американских компаний. Очевидно, что следующим шагом станет декларирование в качестве финансовой цели роста стоимости этих компаний в годовых отчетах в интересах всех заинтересованных сторон, а также обновление форм корпоративной отчетности, где, помимо отражения результатов деятельности для акционеров, необходимо будет показывать предпринятые компанией усилия по обеспечению стоимости (ценности) для клиентов, инвестированию в сотрудников, установлению справедливых отношений с поставщиками. Это в свою очередь может привести к появлению новых финансовых метрик, показывающих интегральный эффект от приложенных усилий.
Кроме того, такая тенденция чревата витком революции в корпоративной отчетности: появлением новых видов корпоративных отчетов или новых разделов в действующих отчетных формах компаний, операционных и финансовых KPI. Например, изменения могут коснуться стандартов программы «Глобальная инициатива в отчетности» (The Global Reporting Initiative Standards, GRI Standards), разработанной специалистами PWC и насчитывающей уже 36 отчетных форм[17]. Еще одной возможной новацией может стать расчет добавленной стоимости с целью отразить влияние элементов нематериального капитала на изменение стоимости. Иными словами, следует ждать появления финансовых метрик, характеризующих поведение стоимости компании.
Пересмотр целевых установок происходит в корпоративном управлении и финансах на протяжении уже длительного времени, и идей по этому поводу было высказано немало. Сегодня смещение аналитических и управленческих акцентов в пользу показателя стоимости очевидно. Учитывая это, обратим внимание на следующее обстоятельство. Все решения, которые принимает компания в области управления своими финансовыми ресурсами, их аналитические обоснования должны реализовываться через призму стоимостного управления (рис. 1.8).
Иными словами, залог успешного наращения стоимости, обеспечения роста благосостояния акционеров компании и других стейкхолдеров в лице менеджмента, сотрудников (работников), кредиторов, государства и т. д. напрямую связан с эффективностью ведения операционной деятельности компанией, проводимой ею инвестиционной политикой, ее отношениями с кредиторами, позволяющими привлекать капитал на выгодных для компании условиях. В этом смысле действия аналитиков должны быть направлены на использование таких аналитических процедур, таких финансовых метрик и ковенант, которые в наилучшей степени смогут отразить результаты стоимостного управления и эффективности действующего бизнеса. Неслучайно многие компании, и прежде всего крупные вертикально интегрированные корпорации, проводя декомпозицию своих стратегических целей, устанавливают в качестве целевых KPI не только бухгалтерские, но и стоимостные финансовые показатели (например, TSR).
В качестве примера приведу перечень коллективных показателей эффективности компании и индивидуальных показателей эффективности главного исполнительного директора ПАО «НК “Роснефть”», установленных на 2018 г.[18]:
● доходность на средний задействованный капитал (ROACE);
● объем добычи и производства углеводородов;
● показатель травматизма;
● производительность труда;
● сохранение совокупной доходности акционеров ПАО «НК “Роснефть”» (TSR) не ниже среднеотраслевого уровня компаний Российской Федерации;
● снижение затрат отчетного периода относительно прошлого периода в сопоставимых условиях;
● коэффициент долговой нагрузки (чистый долг/EBITDA);
● интегральный показатель эффективности инновационной деятельности;
● коэффициент выполнения поручений совета директоров и правления.
Обратим внимание также на то, что показатель TSR может выступать в качестве KPI не только сам по себе. Так, в годовом отчете ПАО «НК “Роснефть”» за 2015 г.[19] в перечень коллективных показателей эффективности компании и индивидуальных показателей эффективности председателя правления был внесен показатель, характеризующий отношение совокупной доходности акционеров ПАО «НК “Роснефть”» (TSR) к среднеотраслевому уровню совокупной доходности акционеров по компаниям РФ.
Вместе с тем уровень современной финансовой аналитики не стоит на месте, и, возможно, скоро мы увидим формализацию целей управления на основе ожиданий. По сути, инвестиционные и финансовые компании, банки, вкладывая средства в те или иные ценные бумаги, ориентируются именно на собственные ожидания роста этой бумаги. Рост курсовой стоимости акции происходит в том случае, если инвестиционное сообщество понимает, что фактические результаты компании будут выше ожидаемых (запланированных), и этот рост в пределах ожиданий закладывается в фактический рост цены. Вот почему по факту выхода финансовой отчетности мы часто не видим существенного изменения котировок – рынок уже отразил свои ожидания в цене и лишь «отыгрывает» дополнительный новостной фон.
Как отмечают авторы концепции[20], менеджмент на основе ожиданий (Expectations-Based Management, ЕВM[21]) помогает существенно улучшить взаимопонимание с инвесторами, разработать внутренние стандарты деятельности компании и откорректировать стратегию.
ЕВМ отличается от других управленческих концепций тем, что превышение фактической эффективности над ожидаемой является для нее главным фактором создания стоимости для акционеров. Этот критерий, безусловно, субъективен, поэтому требует гораздо больше времени на планирование и бюджетирование, реорганизацию модели оплаты труда, оценку ожиданий рынка и формирование взгляда на создание стоимости как на поиск способов превзойти возложенные на компанию ожидания.
Пересмотр финансовых моделей, а значит, и ожидаемого прогноза, происходит на постоянной основе по факту выхода обновленной отчетности, публикации операционных результатов, значимых колебаний валютных курсов, цен на сырье. Задача такого пересмотра – получение как можно более точной оценки стоимости компании, расчет ключевых мультипликаторов, их сопоставление со средней величиной предшествующих значений (при наличии ретроспективных данных как минимум за последние 5 лет).