● ПРИМЕР
Вот что сказал мой клиент, руководитель логистической компании, после наших коуч-сессий: «Теперь, познакомившись с практической психологией, я многое о себе понял. Всегда считал себя неудачником. Думал, что недостаточно быстро работаю с цифровыми данными, хотя люблю математику и закончил технический вуз. Что плохо выступаю, хотя регулярно делаю бизнес-презентации для широкой аудитории. Что плохо руковожу людьми, хотя из моей команды никто не уходит добровольно. Сейчас я понимаю: в детстве меня никогда не хвалили за успехи. Наоборот, родители постоянно указывали на то, что мне не удалось. И я постепенно уверился в том, что действительно ничего хорошо сделать не способен. Но, осознав теперь причины своей глубинной неуверенности, я стал по-иному воспринимать себя, свои действия. Жизнь изменилась. Я стал отличать свои успехи от реальных неудач. Успехов, к счастью, оказалось больше…»
Кроме всего прочего, хороший коуч обязан давать своим клиентам обратную связь, раскрывающую те самые «слепые зоны» – качества, которые заметны внимательному глазу, но не всегда очевидны нам самим.
● ПРИМЕР
Ко мне обратилась руководитель департамента одной крупной государственной корпорации. Ее проблема звучала так: «Мне не удается завоевать авторитет у подчиненных. Они ответственные, исполнительные, выполняют свои обязанности и мои указания. Но в глубине души я чувствуют, что они не считают меня лидером». Действительно, яркого лидерства ей не хватало. Она была собранной, организованной, но не очень энергичной. Однако важным оказалось не только это. В конце первой коуч-сессии я поняла: эта женщина чувствовала себя в так называемой позиции жертвы. Роль жертвы характеризуется тем, что человек ощущает себя беспомощной жертвой негативных обстоятельств, чужих ошибок или манипуляций. Ему всегда плохо. А главное, в этой позиции человек не может и не стремится что-либо изменить. Какой уж тут авторитет? Но мне надо было собрать «вещественные доказательства», чтобы предоставить клиентке ту наглядную обратную связь, которую она примет и которая будет ей полезна, без догадок и лишнего «психологизма». Вскоре мы договорились о моем присутствии на коротком внутреннем совещании клиентки с ее сотрудниками. Это было правильно: материал для обратной связи сам шел ко мне в руки. Вот что все слышали из уст руководительницы в течение 20 минут: «Как я устала», «У меня болит голова от нерешенных проблем», «Я ничего не успеваю», «Лето, а у нас такой завал по проектам», «Пощадите меня!», «Ну, хоть скорую помощь вызывай», «Я-то помогу, а кто потом меня спасать будет?». Конечно, она говорила это неосознанно, но, когда после совещания услышала свои реплики от меня, пришла в ужас и прозрела. Мы работали с клиенткой несколько месяцев, но самым мощным толчком к осознанию проблем и дальнейшим изменениям стала именно эта обратная связь.
Оставшись сам с собою,
Присмотрись к обоим.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦИногда лучший путь самопознания – одиночество. Путешествия в одиночку, соло-походы, в которых можно не только получить впечатления от новых мест, но и лучше узнать себя, увидеть не таким, как в повседневной жизни. Перед лицом новых, неожиданных обстоятельств человек ощущает себя иным, сталкивается с необычными чувствами, совершает необдуманные, непредсказуемые поступки, которыми будет гордиться или вспоминать со стыдом. В одиночестве есть и время для внутреннего диалога, требующего сосредоточенности и тишины. В такие моменты все наши истинные ценности и желания становятся отчетливыми, явственными. Это время духовных открытий и главных жизненных выборов – конечно, для тех, кто к этому готов.
Иногда возникают и очень практические «озарения». Вот выдержки из рассказа руководителя консалтинговой компании: «По натуре я умеренный интроверт. А моя работа связана с людьми. В какой-то момент я начал замечать, что устаю от контактов, бегу от них. Я осознал, что мне нужно одиночество, оно необходимо, чтобы восстановить „заряд батарейки“, – и стал ежегодно ходить в одиночные походы. Вот один из уроков, который я понял в них и перенес в рабочую жизнь: когда устаешь, нужны промежуточные, выполнимые цели. Прежде, попадая на трудный участок, я цеплялся глазами за далекую вершину или гребень горы. Затем силы предсказуемо кончались, и я садился отдыхать. Постепенно стало понятно: цепляться взглядом нужно за ближайший камень. В этом случае достижение каждой промежуточной вехи дает удовлетворение, восстанавливает силы и намерение идти дальше».
Глава 2
Жизнь замечательных людей… со стороны
Каждый человек рано или поздно выдумывает себе историю, которую считает собственной жизнью.
МАКС ФРИШ, ШВЕЙЦАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ДРАМАТУРГОсновные личностные качества закладываются в раннем детстве. Потом они обретают форму, развиваются, проявляются, изменяются, улучшают (или ухудшают) жизнь. А она, в свою очередь, состоит из внешних и внутренних событий – и нашего отношения к ним.
Вот неожиданная плоскость психологической оценки и диагностики: как мы воспринимаем свою жизнь в целом? Она легкая или трудная? Веселая или грустная? Если свободно рассуждать о своей собственной судьбе, какие события и чувства придут на ум первыми? Как их изложить собеседнику или читателю? По общей канве автобиографии и ее настрою можно сделать довольно точные выводы об авторе. Давайте попробуем.
Помните, лет двадцать, а то и тридцать назад во многих семьях на книжных полках стояли книги серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ»)? Издавать биографии известных людей еще до революции начало издательство Ф.Ф. Павленкова, а известной нам серии положил начало Максим Горький в 30-е годы прошлого века. Книги, особенно написанные известными писателями, до сих пор пользуются большой популярностью. Вырастают новые авторы, появляются новые герои, переосмысляются судьбы прежних.
Жанр биографии всегда привлекал меня, как привлекает чужая жизнь с ее событиями, переживаниями, поворотами. Ведь именно прикосновение к бытию других позволяет расширить рамки собственного, помогает испытать новые эмоции, получить непосредственный доступ к уникальному обогащающему опыту. Конечно, не каждая биография так работает. Нужно, чтобы герой был небезразличен, близок, очень интересен.
Проводя индивидуальную оценку для своих клиентов-бизнесменов, я, по сути, тоже читаю их биографии. На самом деле – с не меньшим удовольствием, чем книги серии «ЖЗЛ».
В ходе психологической оценки (executive assessment) я провожу «глубинное интервью», в котором руководитель рассказывает о себе и событиях своей жизни. Один из параметров оценки, на который я обращаю пристальное внимание, – способ преподнесения автобиографии. Как человек рассказывает о себе? На чем делает акценты? Интересно ли его слушать? И главное, на что похожа его жизненная история?
● УПРАЖНЕНИЕ ПО САМОДИАГНОСТИКЕ
Проведем небольшой эксперимент. Вспомните время, когда вы учились в школе – скажем, в старших классах. Выберите удобный момент и расскажите немного про этот период друзьям или родным. Двадцатиминутный «экскурс в прошлое» с удовольствием послушают и дети. Можете рассказать о любом другом периоде жизни – и выбрать любого слушателя, даже случайного попутчика в соседнем кресле самолета, если он будет склонен к общению.
После рассказа попросите слушателя оценить, насколько интересен был ваш рассказ. На какой литературный жанр он похож?
Получив обратную связь, подумайте: а как бы вы изложили свою биографию полностью? К какому жанру можно отнести вашу жизнь? Как вам кажется, чего в ней больше – хорошего или плохого?
Выслушав великое множество жизненных историй, я выделила пять наиболее частых «жанров» изложения собственной биографии. Попробуем чуть подробнее рассмотреть каждый.
«Трагедия»Есть люди, которые живут со стойким ощущением, что на их долю выпали неимоверные трудности. Я не говорю сейчас о тех, в чьей жизни реально происходили страшные трагедии: им хочется только пожелать мужества и стойкости. Гораздо большее внимание психолога-диагноста привлекают те, кто лишь представляет свою биографию как беспрестанную борьбу за выживание, череду преодолений несправедливостей судьбы, описание ужасающих псевдонесчастий, свершившихся или грядущих, а то и вполне реальных, но «спровоцированных» мрачным видением своей судьбы. Обычно «злоключения» начинаются уже с детства. Когда человек рассказывает про лишения, нищету и прозябание во вполне благополучной советской семье с любящими родителями, я предчувствую: вот-вот передо мной развернется воистину трагическая биография. И это только начало. Неприятности рассказчика продолжаются в школе: «сотрясение мозга от удара мячом и больница на два месяца», «перелом ноги в драке со старшеклассником – вот, до сих пор хромаю», «неприязнь учителей, которые снижали оценки, так как терпеть не могут возражений и свободомыслия». Бедный школьник живет в постоянной борьбе с враждебным миром. Другие, более позитивные, впечатления на таком мрачном фоне отступают. Во взрослой жизни зло только набирает обороты: «с начальником не повезло – относится предвзято, требует невозможного», «коллеги-конкуренты плетут интриги и любыми способами пытаются меня выжить»… Конечно, после вопиюще несправедливых увольнений, унижений и проигранных битв наш герой вправе рассчитывать только на поддержку семьи и близких друзей. Но коварный друг предает, а неверная жена уходит в самый тяжелый час… Конечно, это лишь элементы трагической биографии. Если бы она вся состояла только из многократных фиаско и потерь, передо мной сидел бы не руководитель, а убитый горем больной человек. Естественно, были и успехи, победы, высокие должности. Но какова цена всех этих взлетов на фоне «злодейки-судьбы»? История подходит к концу, в глазах клиента застыли слезы: «Не удивлюсь, если Ваша оценка тоже окажется негативной. Но ничего, я привык…» Кстати, человек с «трагической биографией» как раз часто находится в позиции жертвы, о которой мы говорили ранее. С такими людьми сложно: во-первых, они не умеют конструктивно справляться с проблемами, «зависают» на них, драматизируют, преувеличивают масштаб происходящего вместо того, чтобы спокойно преодолевать трудности. Во-вторых, они изначально ощущают себя беспомощными жертвами, у них преобладает «внешняя референция» («меня обижают»). Из жертв не вырастают уверенные лидеры. В-третьих, у «несчастных» чаще всего дурной характер. Зачастую авторы «траурных биографий» нарциссичны, конфликтны, неуживчивы, злопамятны, не умеют работать в команде. В общем, с «бедолагами» лучше не связываться, особенно если они пока что кандидаты – в супруги, коллеги, подчиненные. Не стоит приглашать на работу управленца, который воспринимает и излагает события собственной жизни в черном цвете. Вряд ли такие сотрудники, сколь угодно профессиональные, могут быть полезны и успешны. Они замучают окружающих. И в мужья или жены их брать рискованно: скорее всего, они превратят семейную жизнь в очередную трагедию. Их взгляд подобен взору мифологического чудовища, которое правым глазом видело все недостатки и проблемы, а потом безжалостно испепеляло тех, на кого смотрело.
Вот отрывок из такой автобиографии: «Очередная драма разыгралась, когда я пришел на новое предприятие. У моего начальника случился инфаркт, и мне сразу пришлось не только погружаться в работу, но и принимать серьезные решения. Помню, несколько недель спал по 3–4 часа, остальное время читал книги по металлургии и торчал в круглосуточно работающих цехах. Несмотря на все мои старания и неплохие результаты, вскоре я почувствовал опустошение, заставившее меня двинуться по жизни дальше. И путь мой снова был нелегок…»
«Приключение»Это совсем другая история. Знаете, как захватывающе некоторые люди умеют рассказывать о своей жизни? Получается настоящий приключенческий роман – почти Жюль Верн, Роберт Стивенсон или Майн Рид! Эти истории тоже начинаются с детских воспоминаний. Например, так: «Все детство я провел в селе, на Урале. Однажды, когда мне было шесть лет, я один пошел прогуляться в лес. Меня всегда манила природа. Стояла ранняя осень – в лесу было много грибов, на полянах – ягод. Не задумываясь, я лакомился сладкими дарами леса, слушал пение птиц и шум листвы… пока не заблудился. Сразу вспомнилось множество сказок и реальных историй, в которых дети оказывались одни-одинешеньки в темном лесу. Сказки помогали мне не терять надежды и присутствия духа… Вы не представляете, но я прожил в лесу четыре дня! Питался ягодами, пил из ручья, спал под деревьями. Пережил нападение дикой свиньи, испытал все кошмары ночного леса. Прямо как в сказках Шарля Перро! Наконец меня нашли односельчане и милиция – кстати, не так далеко от села». Передо мной сидел повзрослевший мальчик, ставший руководителем, – и мне нужно было дать ему оценку. Другое запомнившееся мне повествование скорее походило на книги Конан Дойля, Агаты Кристи или Жоржа Сименона: старшеклассник из Выборга принимал участие в расследовании убийства соседки. Отец его друга был следователем по уголовным делам, и иногда ребята могли оказать милиции неоценимую помощь. Именно их находчивость (они реально следили за главными подозреваемыми) помогла найти преступника. Школьное увлечение привело этого человека на юридический факультет. Сколько невероятных юридических коллизий ждало его в бизнесе! Подобной биографии я не слышала ни до, ни после этой встречи. Как легендарный сыщик Мегрэ, мой собеседник смело выводил на чистую воду коррупционеров и нарушителей закона. А сколько незабываемых историй рассказали успешные руководители, которые успели в молодости поработать в экзотических местах: на азиатских базарах и роскошных пляжах, в темных шахтах Кузбасса, даже в моргах. Некоторые отличились на военном поприще, и их упоминания о боях в горячих точках, даже скупые, мгновенно рисовали передо мной картины, достойные лучших художников-баталистов. Люди, которые предпочитают излагать автобиографию как приключенческий роман, активны, жизнелюбивы, экстравертны и позитивны. Они прекрасные рассказчики. Они легко переносят невзгоды, верят в светлое будущее, с удовольствием осваивают новый опыт, не боятся перемен. К ним тянутся другие. Но есть и настораживающие моменты. Насколько такие люди способны кропотливо и усердно работать? Насколько серьезно относятся к своим обязательствам? Не заскучают ли они в обыденности? Не станут ли превращать в очередную авантюру каждый новый проект? Развита ли у них лояльность – хоть к работодателю, хоть к мужу или жене? Или их быстро охватит неудержимое (и часто бессознательное) желание снова оказаться в водовороте невероятных событий? Во многих случаях эти вопросы требуют тщательной психологической проверки.
«Драма»Мне кажется, это самый подходящий способ изложения собственной биографии. Драма сочетает в себе любопытные события, увлекательные сюжетные линии и повороты, разные проявления характера «героя» и взвешенный подход, краткий анализ значимых выборов, живой интерес к реакции собеседника и слушателя. «Автор драмы» обычно легко и непринужденно отвечает на вопросы, умеет привлечь и удержать внимание, «смягчает» негатив, говорит по сути, не злоупотребляет деталями, добавляет эмоций, когда нужно. От таких автобиографий остаются запоминающиеся впечатления, на основании которых можно выдвигать гипотезы о характере человека. Вот, например, воспоминание из школьного детства одного управленца-«драматиста»: «Это было начало девяностых. Небольшой промышленный город. Мы постоянно дрались с ребятами из соседнего района. Иногда драки были жестокие и плохо заканчивались. Я устал от вечного напряжения и страха, да и другие ребята тоже. И я предложил главным нашим „врагам“ переместить поле боя из мрачных подворотен на хоккейную площадку. Идея была хорошая: согласились все, даже самые агрессивные. А играть я обожаю всю жизнь. С тех пор начались такие спортивные баталии! Мы и характер закалили, и настоящим искусством сражаться на льду овладели: почти всех наших ребят потом приглашали в профессиональный спорт». Другой руководитель рассказывал о своей взрослой жизни: «Я человек общительный. Наш руководитель пытался меня вызывать к себе в кабинет и расспрашивать – кто из сотрудников что про него говорит, за что ругает. Мне такое наушничество было чуждо, но и помочь руководителю увидеть себя со стороны хотелось. Он был неплохой человек, но проблемный, нестабильный. Я несколько дней мучился, даже хотел уволиться. А потом узнал, что существует оценка методом „360 градусов“ – люди анонимно указывают друг другу на недостатки. Ну, и на достоинства, конечно. Руководитель заинтересовался, потом засомневался, но решился на эту процедуру. Да, вначале были сложности – люди боялись, ожидали неприятностей. Но потом все заработало. Я и сам тогда столько нового узнал о себе! В этой организации давно не работаю, но оценку там проводят регулярно. А главное – руководитель изменился и продолжает меняться в лучшую сторону, отчасти – с моей скромной подачи». А вот третья драматическая история: «Я продавал наши строительные услуги по всей стране. Неоднократно случались казусы. Однажды, в начале 2000-х, я прилетел в далекий северный город в командировку, забыв в цейтноте и волнении взять презентацию для клиента, ради которой и ехал. Понял это только в последний момент, когда вошел в приемную руководителя предприятия. С одной стороны, я очень испугался, с другой – как-то мобилизовался и за 40 минут смог получить эту презентацию из Москвы. Пришлось звонить соседу по этажу: распечатка лежала у меня дома на столе. Слава Богу, сосед нашел ключ и смог оперативно привезти презентацию на машине в мой офис. Секретарь ее отсканировала и прислала по электронной почте в приемную клиента. Страшно нервничая, я начал встречу, договорившись, что презентацию мне принесут в кабинет директора, как только получат. И что вы думаете? О моем недопустимом промахе даже не догадались. К сожалению, порой такие „провалы в памяти“ со мной случаются…»
Человек, способный достоверно «подать» собственную жизнь в драматическом ключе, обычно умен и сообразителен, решителен и находчив (и приведенные примеры это доказывают). Он обаятелен, умеет заинтересовать собеседника, добивается результата, порой действуя нестандартно. Он не боится нового опыта и умеет действовать в условиях неопределенности. Часто «драматисты» обладают выраженными лидерскими качествами. Конечно, у таких людей есть и недостатки. Некоторые из них небрежны, недостаточно организованны, некоторые стремятся любой ценой оказаться в центре внимания. Чтобы все-таки не упустить их проблемные стороны, нужны объективность и острый глаз.
«Научный труд»Бывают случаи, когда люди рассказывают о своей жизни, будто читают лекцию. Каждое событие своей жизни они подвергают анализу, делают выводы по каждому этапу, легко выделяют «реперные точки», в которых судьба могла повернуться так или иначе. Их голос монотонен, взгляд холоден. Они относятся к своей жизни как исследователи – не столько проживают ее, сколько оценивают, обдумывают, рационализируют. Их рассказ о себе, может быть, и не лишен интереса, но совершенно лишен эмоций, энергии, витальности. Кажется, что жизнь, о которой они рассказывают, уже прожита, все точки над «i» расставлены. Такие люди хладнокровны, спокойны. Они подавляют свои эмоции, сознательно снижают «градус» чувств, смотрят на происходящее с ними словно со стороны: «Эмоции бессмысленны», «Анализируй это», «Не стоит переживать, со временем сегодняшние горести покажутся мелкими, незначительными». Обычно «ученые» обладают хорошими аналитическими способностями. Они системны, дисциплинированны, рациональны, рефлексивны, любят во всем искать закономерности. Приведу пример «научной» автобиографии: «В школе у нас преподавали и английский, и немецкий, и французский. Но выбирать было бессмысленно: весь мир уже заговорил на английском. Все умные дети пошли именно в эту группу. С юных лет я научился анализировать и рассчитывать: каков оптимальный путь к наилучшему результату? Какие ресурсы мне нужны? Потом, в институте, с первых дней семестра прогнозировал, как правильнее готовиться к экзаменам – прочитать книгу или найти хороший конспект лекций. Просил старшекурсников делиться опытом. Всегда четко знал, сколько надо посетить лекций, чтобы прилично сдать сессию. Я ведь уже тогда начал работать. Пройдя тесты на внимание, я понял, что моя работоспособность максимальна с 11 до 13 часов, и старался именно в это время выполнять самые сложные задачи. Кстати, так я действую и сейчас…»
Из таких людей получаются отличные профессионалы в технических областях, выдающиеся финансисты, неплохие стратеги. Гораздо менее успешны они на лидерских позициях, где надо вдохновлять, поддерживать, воодушевлять окружающих, вселять в них веру. Впрочем, тут бывают исключения – и довольно многочисленные: «научники» – эмоционально холодные лидеры, но они умны и могут изобразить нужные проявления чувств, которых не испытывают. Чтобы управлять людьми эффективно, вовсе не обязательно их любить – лишь бы подчиненные не чувствовали, что руководителю на них наплевать! В роли супругов представители этого типа бывают занудны, крайне бережливы, педантичны, глухи к чужому настроению. Зато они надежны, преданы семье и дому.
«Отчет»У некоторых клиентов автобиография превращается в рапорт о проделанной работе. Вместо того, чтобы интересно рассказать жизненную историю, они нудно отчитываются перед собеседником. Старательно, добросовестно… Хочется сказать «как на исповеди», но как раз на нее такой рассказ не похож – люди говорят не о себе. Они вспоминают множество лишних и неинтересных деталей, ненужных дат, цифровых показателей, тягомотно разглагольствуют о компаниях, в которых работали, зачем-то вспоминают имена всех своих одноклассников, учителей, коллег и руководителей, подробно перечисляют должностные обязанности. Если собеседник (консультант) пытается скорректировать повествование и попросить рассказать о собственной жизни, достижениях, эмоциях, клиент вскоре все равно «скатывается» на рассуждения исключительно о среде, в которой существует. Да, «отчетникам» очень трудно отделять себя от окружения. Автобиография звучит примерно так: «Период работы в министерстве был длительный. Целых 17 лет. Мы готовили информацию, на основании которой формировалась общая картина отрасли. За эти годы я изучил более 6000 документов по соответствующей тематике. Часть этих документов – архивные. В архиве мы с помощником работали еженедельно минимум 15 часов. Новые же документы обрабатывались в определенном формате, на основе цифр строились прогнозы. Что мне нравилось в работе? Не знаю. Задумываться о том, что нравится или не нравится, мне некогда. И тогда было некогда, и тем более сейчас. Я изучал поступающие данные и к концу рабочего дня еще делал цифровые таблицы. Могу поделиться статистическими выводами того времени по отрасли, кое-что я помню…» Эти люди обычно малорефлексивны, не развиты психологически, плохо понимают себя. Их внутренняя жизнь полностью и безвозвратно поглощается внешней. Не чувствуя и не зная самих себя, они вряд ли способны стать мудрыми, толковыми руководителями для других. В личной жизни они суховаты, от них тянет формализмом, но в то же время они ведомы, управляемы, могут попасть под влияние сильного партнера или супруга.
Немного полезной теории. Нарративная психология
В 70–80-х годах прошлого века на небосклоне психологических и психотерапевтических направлений появилась новая звезда – нарративная психология (основоположники – Майкл Уайт и Дэвид Эпстон). То, как каждый из нас осмысливает свой опыт и рассказывает самому себе историю собственной жизни, оказывает большое влияние на нашу психологическую реальность: самооценку, эмоциональный статус, мотивацию, восприятие внешнего мира и т. д.
Предтеча нарративной психологии, социолог Джером Брунер, утверждал: «Мы организуем свой опыт и память о жизненных событиях преимущественно в форме повествований – историй, оправданий, мифов…»[2] Каждый человек пишет свою субъективную историю жизни, разворачивая и акцентируя те моменты и события, которые соответствуют внутренним установкам (например, «Я неудачник, и моя жизнь – наглядная история провалов – подтверждение этой простой истины», «У меня нет силы воли, но есть множество ярких реальных примеров собственного безволия»). В любой истории мы ищем подтверждения сформированным представлениям о себе – живем в соответствии с «выбранным сюжетом». События, которые противоречат этой картине, люди предпочитают не замечать, забывать, подавлять или воспринимать как незначительные исключения из правил.
Психологи, работающие в нарративном подходе, стремятся изменить самовосприятие и негативные способы мышления клиента, проработать травматические события – через новые, вдохновляющие, позитивные, трансформирующие внутреннюю реальность истории с жизнеутверждающими акцентами.