Итак, посмотрим на экономическую политику глазами американцев.
Обменный курс национальной валюты
Не бывает просто высокого или низкого обменного курса. И когда мы говорим о высоком курсе национальной валюты, мы фактически говорим о том, что его курс завышен по сравнению с неким эталоном. В качестве эталона я рекомендую использовать паритет покупательной способности. Некоторые рекомендуют индекс биг-мака, рассчитываемый известным журналом Economist (The Economist's Big Mac index). Информацию о нем можно найти на сайте http://www.economist.com/markets/Bigmac/Index.cfm. Но всемирно известный гамбургер все-таки не самый презентабельный товар.
Мы можем однозначно говорить о динамике валютного курса – его росте либо падении – и соответственно его влиянии на финансовое состояние провластных групп.
Рост валютного курса невыгоден экспортерам и внутренним производителям, конкурирующим с импортом. Так как доллар США является мировой резервной валютой, то его курс практически всегда завышен относительно его покупательной способности. Выигрывают или проигрывают США от завышенного курса доллара? Конечно, выигрывают, так как их потребительская экономика зависит от импорта. «Хлеба и зрелищ» – импортного хлеба, конечно же. И чем дороже доллар, тем больше «хлеба» смогут купить американцы. Ну а зрелища обеспечит Голливуд.
Кстати, Япония и Китай, наоборот, стремятся поддерживать заниженный курс своих валют. Это объясняется тем, что их экономики заточены на экспорт. Почти все экспортно ориентированные страны стремятся удерживать положительное сальдо торгового баланса и поддерживать своих экспортеров за счет слабой валюты.
США давно уже живут с дорогой национальной валютой, что постепенно приводит к снижению экспортного потенциала страны. Но это позволяет привлекать капиталы для финансирования бюджетного дефицита и дефицита торгового баланса, хотя одновременно повышает зависимость страны от притока иностранных капиталов. А значит, американцы должны либо завышать процентные ставки, либо разгонять рынок акций (как в 1995–2000 гг.), либо проводить мягкую налоговую политику для стимулирования притока прямых инвестиций. При низких процентных ставках это сопровождается вывозом капитала за рубеж (характерный пример: Япония 1980–1990-х гг.).
Низкий обменный курс (заниженная стоимость национальной валюты) невыгоден импортерам и внутренним потребителям. Это приводит к повышению цен на импортные товары и способствует усилению инфляции. После распада СССР инфляцию импортировали все страны постсоветского пространства. Дорогой доллар приводит к заниженной стоимости импортных товаров, а значит, к уменьшению инфляции в США.
Можно видеть достаточно широкие движения курса доллара не только против валют развивающихся стран, но и евро, японской иены и других ведущих валют мира. Это говорит о невозможности властных групп США полностью контролировать валютный рынок, а также о периодической смене их интересов – перехода от политики сильного доллара к слабому, и наоборот. Хотя порой эти переходы происходят неосознанно – так складывается ситуация. Ведь в итоге провластных американцев не интересует значение курса доллара, который для них является скорее инструментом, а не целью экономической политики.
Учетная ставка
Учетная ставка также является инструментом, а не целью экономической политики государства. ФРС США через учетную ставку регулирует темпы роста денежной массы, стимулируя либо приостанавливая экономический рост.
Высокая учетная ставка приводит к удорожанию денег и, как следствие, к снижению темпов экономического роста, а в своих крайних значениях – к экономическому спаду. К росту учетной ставки центробанки прибегают для борьбы с растущей или просто высокой инфляцией. Дорогие деньги невыгодны всем заемщикам, особенно финансовому сектору США, использующему сложные финансовые схемы. Финансовый сектор развивающихся стран, как правило, получает выгоду от высоких процентных ставок.
Низкая учетная ставка удешевляет деньги и может привести к оттоку капитала из страны и обесцениванию национальной валюты. Она является следствием снижения инфляции и зачастую сопровождается спадом деловой активности.
Инфляция
Высокая инфляция – безусловно, плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность экономики и предопределяют перераспределение капитала от производственного сектора к торговым посредникам. Это происходит вследствие вымывания оборотных средств. Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции.
Дефляция – это также плохо, так как будут страдать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как потребители не хотят покупать товары, которые в цене не растут, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за аномально низких процентных ставок, характерных для дефляции – смотрите пример Японии на рубеже XX–XXI вв. Так как в США порядка 60 % экономики занимает сектор розничной торговли товарами и услугами, то дефляция способна вызвать экономический спад в этой стране, так же как и в Японии.
Оптимальное значение инфляции (сегодня признается около 2 %) – хороший фактор, так как при стабильно высокой эффективности производственного сектора остаются возможности для выгодного ведения дел и у посредников, и у производителей, т. е. сохраняется ситуация «и волки сыты, и овцы целы».
Безработица
Высокая безработица – это плохо, так как падают доходы населения и соответственно покупательная способность. Она способствует социальной напряженности и уменьшению среднего класса – так называемой опоры демократии. Бедность населения, вызванная высокой безработицей, тормозит рост экономики. Поэтому рост безработицы, например в США, рынок интерпретирует как негативный сигнал о тенденциях развития американской экономики.
Низкая безработица – тоже плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду, падает производительность труда, а следовательно, начинают падать прибыли работодателей. Можно ли достичь нулевого уровня безработицы? Нет, так как всегда найдутся люди, не желающие работать.
Оптимальное значение уровня безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп – работодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп могут привести к революционному решению вопроса. Работодатели нуждаются в дешевой и квалифицированной рабочей силе, а значит, заинтересованы в достаточно высокой безработице. Хотя розничный сектор, наоборот, расцветает в периоды низкой безработицы и роста доходов населения. И не стоит забывать, что безработные также являются избирателями.
Бюджетный дефицит
Дефицит возникает, когда расходы государственного бюджета оказываются больше доходов, что характерно для современных государств. В неразвитых экономиках бюджетный дефицит зачастую приводит к инфляции, так как финансируется за счет денежной эмиссии. В развитых странах и, конечно же, в США дефицит покрывается за счет выпуска государственных ценных бумаг. На рынке ценных бумаг Министерство финансов как эмитент гособлигаций вступает в конкуренцию с корпоративными и муниципальными эмитентами облигаций, что приводит к росту процентных ставок и тормозит экономический рост. Впрочем, государственные расходы стимулируют экономический рост, хоть и паразитического типа. Поэтому, кстати, краткосрочные победоносные войны (как война США с Ираком в 2003 г.) оживляют экономику. Главное – не затянуть войну, а уж тем более не проиграть.
Большой бюджетный дефицит (как правило, более 2 % ВВП) приводит к росту государственного долга и может стать катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными растущими расходами госбюджета, либо снижением темпов роста доходов. Отсюда вытекают два способа решения проблемы бюджетного дефицита – снижение расходов (как правило, в первую очередь страдают социальные статьи расходов – на здравоохранение, образование и т. п.) или повышение налогов. В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором – за счет налогоплательщиков. Республиканцы в США предпочитают первый путь решения проблемы, а демократы – второй. И вообще демократический стиль правления основывается на более сдержанной бюджетной политике и стремлении уменьшить бюджетный дефицит. Республиканцы более расточительны и делают ставку в первую очередь на экономический рост и соответственный последующий рост налоговых поступлений, допуская временное увеличение дефицита бюджета. Если долгое время не решается проблема высокого бюджетного дефицита, правительство раскручивает маховик инфляции, и, как следствие, страну ждут рост процентных ставок и последующий экономический спад.
Незначительный бюджетный дефицит или же профицит говорит, как правило, или о завышенных ставках налогов, или о неоправданно низких расходах государства. В первом случае страдает вся экономика, во втором – получатели бюджетных средств и, к сожалению, инфраструктура. Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции, что также может создать проблемы. Так как военно-промышленное лобби в США оказывает значительное влияние на формирование бюджета, то снижение дефицита американского федерального бюджета, как правило, делается за счет социальных программ. И поэтому перед парламентскими и президентскими выборами ждите роста дефицита.
Эффективный бюджетный дефицит в 2 % основан на умеренной инфляции (те же 2 %) при соблюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп влияния.
Платежный баланс
Глобализация и международное разделение труда вывели данные о платежном балансе стран в заголовки новостей. Движение капиталов, товаров и услуг между различными странами и целыми регионами приобрело глобальный характер, обогащая одних и разоряя других. Роли в мировой экономике распределены англосаксонской моделью следующим образом:
• США являются крупнейшим потребителем импортных потребительских товаров, а для финансирования дефицита торгового баланса – и крупнейшим импортером капиталов;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Сорос Дж. Алхимия финансов. – М.: ИНФРА-М, 1996.
2
Данные на 2003 г.
3
Торгово-взвешенное среднее значение. До 1999 г. – 25 стран; после 1999 г. страны – участницы EMU обработаны как единый блок.
4
Исторически название «кабель» для котировок GBPUSD возникло как сленговое отражение того факта, что первоначально международная торговля валютами была сосредоточена в основном вокруг валют старой (Великобритания) и новой (США) супердержав и физически проходила по телеграфному кабелю, проложенному по дну Атлантического океана. Кстати сказать, этот кабель принадлежал компании Reuters. Так как котировки GBPUSD передавались по телеграфному кабелю, это соотношение стало называться «кабелем».
Разговор двух брокеров много лет назад мог звучать примерно так:
– Что там у нас по «кабелю»?
– 2.125 на 2.137.
5
Неидентифицированные резервы – нераскрытые отдельными центробанками (в том числе Народным Банком Китая) перед МВФ данные по структуре валютных резервов.
6
См.: http://www.petersoninstitute.org.
7
Обычно их называют фондами (funds).
8
См.: Сорос Дж. Алхимия финансов. – М.: ИНФРА-М, 1996.
9
Группа десяти (Group of Ten – G10) была создана в 1962 г. В нее вошли Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Италия, Канада, США, Франция, Швеция и Япония.
10
Дивиденды (dividends) – часть чистой прибыли, подлежащая распределению между акционерами. Решение о размерах и выплате дивидендов принимается на очередном общем собрании акционеров по окончании финансового года компании, на котором право голоса обладают все владельцы обыкновенных акций пропорционально их доле в уставном фонде компании. Размер и порядок выплаты дивидендов для владельцев привилегированных акций определен заранее уставом компании.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги