Изучение личностных качеств эффективных лидеров не выявило корреляции между каким-то определенным набором черт и успехом. Этот вопрос не подлежит обсуждению. Это – научно обоснованный факт. Если кто-то старается убедить вас, что существует определенный набор моделей поведения, которые при их реализации, несомненно, приведут вас к успеху, то он или витает в облаках, или хочет ввести вас в заблуждение. Основная причина кроется в изменчивости ситуаций.
Попытки определить список моделей поведения, результатом которого может быть успешная, производительная работа, сталкиваются с сотнями факторов, отличающих одну работу от другой. Например, считается, что назначение конкретных сотрудников ответственными за определенный участок работы неизбежно приводит к высокой производительности. Но что, если люди, которые назначены ответственными за ту или иную работу, не обладают необходимыми навыками и умениями, знаниями или ресурсами для ее выполнения? Это равноценно тому, чтобы просить неспособного сделать невозможное, и результат заведомо обернется катастрофой.
Именно ситуация определяет эффективность той или иной модели поведения. Если вы расскажете подробно, как добраться до какого-то пункта человеку, который никогда раньше туда не ездил, не знает, какой маршрут выбрать, он будет вам за это благодарен. Сделайте то же самое с тем, кто знает все маршруты вдоль и поперек, кто часто ездит, и увидите, что по меньшей мере он будет раздражен, в худшем случае посчитает себя оскорбленным.
Сделать какую-то работу или исполнять роль означает, что надо выполнить определенные функции. У всех видов работы есть так называемые поведенческие требования, т. е. специфическое поведение, необходимое для эффективного выполнения работы. Для каждого вида деятельности существует определенный набор этих требований. Одна работа может требовать пристального внимания к планированию, другая – чтобы все участники вносили свой вклад в принятие решений, следующая – чтобы один сотрудник показал пример поведения, которому будут следовать остальные члены команды, что приведет к росту производительности. Эти модели поведения отличаются одна от другой. Если работа требует, чтобы ее исполнитель привлекал других специалистов к принятию решений, а подробные планы, составленные самим исполнителем, не предусматривают участия других сотрудников в работе, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому для успешного выполнения той или иной роли вам надо иметь четкую картину поведения, которое требуется для этой роли, чтобы делать то, что приведет к повышению производительности, а не то, что будет ее тормозить.
Эффективность работы каждого на рабочем месте, т. е. достижение высокой производительности, зависит от степени соответствия поведения моделям, необходимым для выполнения данной работы. Это проиллюстрировано на рис. 1.1. Чем больше зоны совпадения двух кругов, тем выше уровень производительности.
Производительность и адаптивность
В Harvard Business Review (январь 2005 г.) была опубликована статья Дэна Киампа под заголовком «Почти готовы: продвижение лидеров». В ней шла речь не о продвижении лидеров по служебной лестнице, а рассматривалось движение к должности генерального директора. Хотя статья в основном была сфокусирована на одном примере карьерного роста, главное, чего она касалась, заключалось в том, что все работы отличаются друг от друга, а поведение, в результате которого человек может быть успешным в одной работе, не обязательно приведет к успеху в другой. Главным для эффективности работы является способность адаптировать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам.
Мы следили за карьерой и поведением около 100 менеджеров одной канадской компании в течение семи лет и просили их в конце каждого года и/или каждый раз, когда они меняли работу, заполнять анкеты поведения. Те менеджеры, которые изменяли образ действий в соответствии с требованиями работы, показывали продвижение вверх по карьерной лестнице. Те, поведение которых относительно не менялось в течение какого-то периода времени, оставались на той же должности или уходили из компании.
Неспособность постоянно трансформировать свои поступки чревата печальными последствиями. Как сказал Эдвардс Деминг, основоположник движения за качество, «нет необходимости меняться. Ведь выживание не обязательно». Жизнь постоянно изменяется. Конкуренция становится жестче с каждым годом. Вы должны работать лучше, чем работал ваш предшественник, и если вы не хотите получить уведомление об увольнении, тем самым уступив дорогу какому-то незрелому преемнику, вам надо постоянно совершенствоваться.
Повышение производительности означает, что надо пересмотреть свое поведение в настоящий момент, определить, что надо делать другим способом, найти новые идеи и сознательно изменить свое поведение, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым работой. Именно это и делает каждый успешный бизнесмен и высококлассный спортсмен. Они знают, что если не станут работать эффективнее, то не смогут выдержать конкуренцию.
Мотивация к изменению поведения
Решение изменить поведение исходит либо из стремления к идеалу, либо из горького опыта. Прибегая к метафорическому языку, это утверждение можно выразить так: люди меняют вид деятельности или когда они видят свет, или когда им становится жарко.
Человек никогда не меняет свое поведение, если его не привлекает свет или если он не спасается от жары. Если ему комфортно, зачем что-то менять? Народная мудрость гласит: «Если что-то не поломалось, зачем это ремонтировать?» Разница только в том, что между отлично работающим механизмом и поломкой существует континуум[2], когда происходит медленное, незаметное изнашивание механизма. В процессе функционирования изнашиваются подшипники, расходуется смазка, но механизм все еще работает исправно, пока подшипники не отказывают окончательно. Мы говорим о том, что ваша работа, какой бы она ни была, постоянно меняется. Изменяются цели, процессы, совершенствуются технологии, меняются ожидания клиентов, ужесточается конкуренция. Но все это происходит длительно и незаметно для невооруженного глаза, пока вдруг на экране не появится яркое свечение, и тогда все силы бросают на борьбу со сложившейся ситуацией.
Некоторые изменения в поведении могут быть совершенно случайными, но в общем они появляются согласно закону эффекта, как назвал его психолог Эдвард Торндайк. В соответствии с этим законом поощрение совершенствует поведение, наказание его ослабляет. Другими словами, поведение модифицируется последствиями. Если можете, выполняйте ту работу, которая дает положительные результаты, и прекратите делать то, что чревато негативным итогом.
В эпической поэме Гомера «Одиссея» каждая песнь начинается прекрасной строкой: «Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос». В деловой версии «Одиссеи» каждая песнь могла бы начинаться словами: «Изменения набрасываются на вас яростно с острыми когтями». Иногда изменения можно сравнить с землетрясением. Внезапно происходят слияния компаний или их переход из одних рук в другие, компании уменьшаются в размерах, появляются новые процессы, новое корпоративное видение, новые цели, новые угрозы конкурентов, радикальный сдвиг во вкусах клиентов, новые технологии, заманчивые предложения. Игра не просто характеризуется решительностью в достижении цели – она становится совершенно новой игрой с другими правилами.
Однако в большинстве случаев стих должен начинаться так: «Изменения подползают молча, с мягкими сплетенными щупальцами». Перемены обычно имеют характер нарастания. Они только кажутся внезапными и оглушительными, потому что вы не заметили мельчайших движений множества мелочей, пока вдруг они не предстали перед вами в виде огромной стены, которая может обрушиться на вас. В нашей повседневной работе мы сталкиваемся с постоянно изменяющейся ситуацией. Если вы посмотрите на рис. 1.2, то увидите, что происходит, когда требования к работе продолжают изменяться, а ваши действия (ваше поведение) – нет.
Подумайте о работе, которую вы выполняете сейчас, и о той, которую вы выполняли 12 месяцев назад. Подумайте, что осталось без изменения, а что изменилось. Список того, что изменилось, – именно что-то новое, что вы делаете для выполнения работы, – удивит вас. Если вы думаете, что сейчас выполняете работу самым эффективным способом и лучше уже не сделаете, вы, очевидно, уже замедлили темп и начали отставать.
Всем известна парабола лягушки. Если какой-то садист поместит лягушку в сосуд с теплой водой и начнет медленно нагревать воду, лягушка не заметит увеличения температуры и сварится. Этот пример свидетельствует о том, что мы похожи на лягушек. Но не совсем. Если у лягушки нет способности следить за изменениями температуры, то у нас она есть. У нас есть сенсоры, при помощи которых мы чувствуем как тепло, так и свет. Если надо, мы можем определить по показаниям термометра или счетчика, когда температура повышается, а свет становится ярче. Просто надо следить за показаниями и действовать в соответствии с ситуацией. В качестве аналогии можно привести контроль веса. Если хотите контролировать свой вес, взвешивайтесь ежедневно. Если набрали фунт веса, с ним легко можно справиться. Если же набрали двадцать фунтов, процесс похудания будет сложнее.
Непрерывное повышение производительности
Изменение поведения приводит к повышению производительности. Никогда люди не будут менять что-то, чтобы снизить производительность. Игроки в гольф тренируются, отрабатывая удар по мячу. Продавцы товаров не будут делать ничего, что снизило бы уровень продаж. Банки не выдадут кредиты, которые, по их мнению, никогда не будут погашены. Но существует большая разница между тем, что называют повышением производительности в виде большого взрыва – радикальное изменение программ, всеобъемлющие инициативы по повышению производительности, тотальная реструктуризация и т. д., – и непрерывным повышением производительности. Первое носит травматический характер и отличается высоким уровнем потерь. Последнее избегает любого взрыва. Оно не травматично и бескровно. Ему не требуется план борьбы, который сводится к тому, чтобы «вырваться из лап смерти», так как оно защищает людей и организации от внезапности и замешательства.
В данной книге мы будем говорить, как создать непрерывное повышение производительности как на личностном уровне, так и на уровне организации. Речь будет идти не о «большом скачке». Это пытался сделать Мао Цзэдун, у него это не получилось. Мы будем говорить о важности непрерывного, нарастающего повышения, которое обеспечивает вам и вашей организации постепенное продвижение вверх, делает вас лидерами, которые не сдают своих позиций! Все мы подвергались, вольно или невольно, воздействию различных одноразовых инициатив, дающих на короткое время быстрый рост активности и результативности. Но они немного напоминают модные диеты: быстро теряешь вес, а затем так же быстро его набираешь. Суть непрерывного повышения производительности заключается не в том, чтобы на таблице продемонстрировать крутой подъем, а затем резкий спад. Вместо этого он показывает кривую, которая не только идет вверх, но и делает это с равномерным и постоянным ускорением.
Непрерывное повышение производительности (НПП) сконцентрировано на том, что вы можете сделать и что вы можете изменить, а также на том, что находится в диапазоне вашего контроля. Именно вы являетесь в центре внимания. Это не теория, это научный подход, основанный на поведении. Он опирается на точные, а не приблизительные измерения. Он основан на жестких данных, а не на субъективном мнении. Это процесс, который доказал свою жизнеспособность во всех типах организаций.
Выводы
Производительность труда имеет значение. Все и всё измеряется производительностью. Вы знаете, как стать результативным в работе? Что является результативным и что нет из многообразия того, что вы ежедневно делаете? Поведение является движущей силой производительности: важно то, что вы делаете. Высокая производительность является результатом того, что вы делаете нужное дело в нужное время.
Черты личности не прогнозируют производительности. Уолтер Мишель, профессор Стэнфордского университета, в своем выдающемся исследовании пришел к выводу, что личность менее чем на 10 % определяет поведение. Если мы считаем, что поведение – это движущая сила производительности, то личность ничего не объясняет. Производительность определяется тем, что вы делаете (поведение), а не тем, кто вы есть (личность). А поведение определяется ситуацией. Требования, предъявляемые работой, определяют ваше поведение на работе. Ваша эффективность поэтому является вопросом соответствия между вашим поведением и требованиями к работе.
Способность адаптировать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам является сутью высокой производительности. Улучшение показателей – это оценка требований ситуации, изучение вашего нынешнего поведения, чтобы определить, соответствует ли оно тому, что вы делаете для достижения цели.
Люди меняют свое поведение или когда видят свет, или когда чувствуют жару. Изменение является непрерывным, но постепенным; все вокруг меняется незаметно, но постоянно. По мере изменения требований работы – технологии, конкуренция, цели, ресурсы, ответственность, профессиональные навыки, знания и т. д. – должно меняться и поведение человека, чтобы соответствовать этим требованиям.
Глава 2
Изменение поведения
Кто принимает перемены, тот и выживает.
Чарльз ДарвинНельзя управлять тем, что нельзя измерить. Нельзя измерить то, что нельзя описать.
Роберт Каплан и Давид НортонПочетный профессор Гарвардского университета Фриц Ротлизбергер говорил: «Вред причиняет не незнание, а осознание того, что в действительности это не так». Общепринятые рассуждения о переменах не всегда целесообразны: в их основе лежит ценностный подход, имеющий предписывающий характер и не подкрепляющийся практикой. Они окутаны духом покровительства и святости. Если вы планируете читать об этом, будьте готовы поцеловать не одну лягушку, пока не встретите принцессу.
Однако если вы хотите начинать с принцессы, попробуйте почитать книги Джона Коттера (см. список литературы). Они основываются на широком, жестком исследовании и касаются реальной жизни. Исследование Коттером основных проблем, меняющих лицо инициатив, привело его к выводу: «Главным вопросом не являются стратегия, структура, культура или системы. Все это, несомненно, важно. Но сутью перемен всегда является поведение людей» (выделено автором).
Читая данную главу, вспомните, о чем мы говорили в предыдущей: изменение поведения – это личный вопрос. Не меняются ни группы, ни команды, ни компании; трансформируются люди. Команды меняют методы работы, если каждый член команды меняет свои. Компании меняют методы работы тогда, когда люди, работающие в них, меняют свое поведение. Любая дискуссия о переменах, даже на самом общем уровне, никогда не должна упускать из виду тот факт, что перемены имеют место, когда люди сами решают, что поведение надо изменить. Энди Уорхол правильно отметил: «Всегда говорят, что время меняет все, но в действительности все изменяете именно вы».
Наука об изменении поведения
Одной из главных проблем перемен как сферы изучения является то, что у них нет научной основы. Во-первых, изменения в поведении почти никогда не измеряются. Считается, что поведение просто не может быть измерено: оно имеет качественные, а не количественные характеристики. Нонсенс! Поведение можно измерить. Игнорирование этого представляет опасность, как отмечает Чарльз Хэнди, выдающийся мыслитель и автор книг по вопросам организации, потому что известно, что в счет не идет то, что нельзя посчитать. Он говорит: «Если люди не рассматриваются как источник доходов, сколько бы мы об этом ни говорили, а считаются статьей расходов, то предпринимаются все попытки снизить эти расходы, а не увеличить доходы».
Любая наука предполагает следующее: описание явлений, их объяснение, прогноз и контроль над ними. Возьмем, например, баллистику как науку. Она может описать траекторию полета, объяснить ее, спрогнозировать и осуществлять над ней контроль. Этим занимается NASA при запуске ракеты. Так как оно строго следует законам физики, запуски, за редким исключением, всегда успешны. Когда же случается ошибка, она происходит из-за нарушения работы механики, а не из-за изменения в динамике движения и полета. Точные науки (в противовес социальным) основываются на принципах и законах, согласно которым проводятся наблюдения и замеры. Проведение измерений имеет большое значение, а так как бывает трудно измерить то, что нельзя видеть (хотя физики разработали очень сложные методы измерений невидимых частиц), то изучение явлений, которые можно наблюдать, является чрезвычайно важным, особенно в социальных науках.
До сих пор не было науки об изменении поведения. Сейчас она есть. Она называется кинетикой поведения. Изучая изменения на научной основе, она концентрируется только на тех данных, которые подлежат наблюдению и измерению. Это означает, что она фокусируется на поведении, а не на личности, так как, как мы указывали в предыдущей главе, можно видеть поведение, но нельзя видеть личность. Что касается личности, можно видеть лишь то, что она демонстрирует, т. е. поведение, на основании которого вы делаете умозаключения о личности. Поведение можно видеть, а поэтому его можно измерить. Можно ли подвергнуть личность измерениям или нет, является предметом дискуссии.
Кинетика поведения – это научный подход к изменению поведения, потому что он способен осуществлять четыре основные функции науки: описывать, объяснять, прогнозировать и контролировать. Кинетика поведения основывается на семи принципах:
1. Поведение – движущая сила производительности.
2. Связь между поведением и производительностью зависит от специфики работы.
3. Стартовой точкой изменения является признание поведения в данный момент времени.
4. Единственным истинным экспертом считается человек, который выполняет работу.
5. Важным для успеха является авторство изменения, т. е. кто его инициировал и внедрил.
6. Изменение эффективнее всего проходит, когда применяется подход АТ (спроси), а не ТТ (расскажи).
7. Успешное изменение поведения основано на данных, которые можно наблюдать и измерять.
Мы рассмотрели первый пункт в главе 1. Главное – это то, что вы делаете, а не то, как вы себя чувствуете, что вы думаете или как бы вам хотелось действовать. Именно ваше поведение является движущей силой производительности. Это хорошо начинаешь понимать, когда наблюдаешь за несколькими людьми, выполняющими одну и ту же работу, например агенты колл-центров, продавцы, продающие одни и те же товары похожим клиентам, официанты в одном и том же ресторане и т. д. Во всех подобных случаях одни работают продуктивнее других. Если все они имеют одинаковый уровень подготовки, то чем можно объяснить разницу в результативности их труда? Ответ простой: поведением. Работники А отличаются от работников Б и В. При тщательном изучении можно увидеть, почему именно они работают по-разному.
Второй пункт также рассматривался в предыдущей главе: связь между поведением и производительностью зависит от специфики работы. Производительность – это не результат какой-то работы; это результат нужной работы, выполненной в нужное время и в нужной ситуации. Каждый вид работы в зависимости от своей специфики предъявляет различные поведенческие требования к работнику. Чтобы достичь высокой производительности, ему необходимо эти требования выполнять. Результат дает только та работа, которая считается важной, нужной. Ненужная работа результата не дает. Главное – определить, какое поведение будет важным в любой данной ситуации, а затем сконцентрировать свою энергию и усилия на нем.
Попытаемся объяснить остальные основные принципы кинетики поведения.
Стартовая точка изменения – это признание поведения в данный момент времени
Нельзя повысить производительность, не зная, что вы делаете в настоящее время. Это настолько очевидно, что люди и не задумываются об этом, и это часто является краеугольным камнем проблемы. Организации предпринимают нерациональные попытки обратить внимание на данный вопрос, проводя анализ производительности, но он в основном проводится на основе оценочных методов, намного позже после критических действий, и во многих случаях носит субъективный характер. Никто не станет отрицать тот факт, что самым оптимальным критерием производительности являются постоянная обратная связь, дискуссии и оценки, но по некоторым необоснованным причинам менеджеры рассматривают их как пустую трату времени. Таким образом, ежегодный обзор и оценка продолжаются, все проходят через эти этапы, как через какой-то ритуальный танец, призванный вызвать дождь. Выучил движения, проделал их ежегодно, но они редко приносят дожди.
Существует старая шутка: «Если бы я пытался добраться до нужного мне места, я бы отсюда не отправлялся». В ней есть доля правды.
Если вы пытаетесь добраться до какого-то пункта, вам надо знать, откуда отправляться. Литература об изменении поведения предлагает массу «карт», которые якобы покажут вам пути успешного изменения, но они зачастую не показывают, откуда начинать движение.
Отправной точкой любых перемен в поведении, влияющем на производительность труда, является четкое понимание, что именно вы делаете в данный момент. Если вы не знаете, что делаете сейчас, как вам знать, что надо делать в дальнейшем, чтобы повысить производительность? Или, как метко сказал один менеджер, не зная, где вы находитесь, вы не можете понять, куда вам идти. Наше поведение часто понятно другим, но не всегда нам самим. Люди стараются не концентрировать свое внимание на том, что они делают и как. Не всегда понимают и последствия своего поведения. Мы имеем представление о себе, знаем, к какому типу личности принадлежим, как ведем себя, какими нас воспринимают другие, и наше решение изменить себя основывается на этом представлении. Точное понимание своего поведения, того, что вы делаете чаще всего, является решающим для принятия решения изменить свое поведение. Поведение, которое вы демонстрируете постоянно, влияет на формирование у окружающих восприятия вас. Когда их спрашивают: «Как Х справляется со своей работой?» – они могут описать то поведение, которое чаще всего видят.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
2
Континуум (от лат. continuum – непрерывное, сплошное) – непрерывность, неразрывность явлений, процессов. – Прим. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги