Чтобы избежать отказа в выполнении просьбы и дополнительно мотивировать ребенка к действию, облеките вашу просьбу в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»). Однако здесь не следует перегибать палку. Этот прием следует использовать только в исключительных ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение малыша выходит из-под контроля. В остальных случаях ведите себя нейтрально («Пойдем / пора есть»).
3. Определить границы.
Они спасительны и жизненно необходимы ребенку. И дело даже не в удобстве других людей. К сожалению, сейчас мы с вами все реже задумываемся об этом и живем по принципу «Главное, чтобы моему чаду было хорошо». Границы защищают ребенка, помогают себя сохранить, учат ладить с другими людьми, комфортно жить в социуме, быть принятым и понятым. Вот самые простые приемы:
начните с себя, ведь дети лучше всего учатся, наблюдая за нами;
если ваш ребенок дошкольного возраста, старайтесь заменять вопросительные интонации на утвердительные: вместо «Ты идешь гулять?» – «Сейчас пойдем гулять»;
будьте уверены в своих словах, избегайте излишних объяснений ваших решений;
установите последовательность действий и строго ей следуйте: «Сейчас ты позанимаешься, потом мы перекусим, а затем поедем домой».
говорите правду, учитывая возраст ребенка;
вы и только вы можете принимать решения о лечении, обучении, развитии, питании;
разрешайте в определенных местах вести себя так, как не разрешается в других. Кричать в лесу (а не в общественном месте), брызгаться в реке (а не в туалете театра), валяться в снегу (а не на проезжей части), лежать на траве (а не на полу магазина);
давайте право выбора там, где это возможно, при небольшом количестве вариантов: «Ты какую юбочку хочешь надеть – желтую или красную?», «Какой сок будешь – персиковый или яблочный?»
придумайте вместе с ребенком Правила семьи (образец Правил вы найдете в ПРИЛОЖЕНИИ 6);
требуйте от ребенка только то, что он в состоянии сделать (задание соответствует возрасту, и вы научили, как его выполнять);
всегда благодарите за усилия и помощь;
умейте попросить прощения, если это необходимо;
всегда помните, что в семье взрослый – это вы, и несете ответственность вы, а не ребенок.
Постепенно, по мере взросления вашего чада, эти пункты будут меняться и расширяться, и вполне естественно будет спросить у подростка: «Какие у тебя планы?», «Чем займемся в выходные?»
4. Научить терпеть и ждать.
Для этого следует находить время для полного включения в ребенка. Это может быть и три минуты, и 30 минут – в зависимости от ваших возможностей, но в этот момент вы не должны отвлекаться ни на что другое. Если ребенок беспокоит вас, когда вы заняты, реагируйте на это без лишних эмоций. Просьба подождать может сопровождаться или не сопровождаться предложением альтернативы. Важно самим демонстрировать пример терпеливого ожидания. Одинаково важно вмешаться тогда, когда требуется помощь, и не вмешиваться, когда ребенок увлечен и может справиться сам.
Проявляя терпение, ребенок прилагает большие усилия и часто добивается успеха, поэтому родители стремятся воспользоваться этим, чтобы успеть сделать что-то еще. Пока ситуация не выйдет из-под контроля, потому что ребенок не может больше ждать. И вы будете вынуждены осудить его неконструктивное поведение или уделить ему внимание, которого он так жаждал. Этим мы сами создаем ситуацию неуспеха и стимулируем негативное поведение – чтобы получить желаемое, нужно покапризничать, пошуметь или любым способом обратить на себя внимание. Получается, что мы и наши дела важны, а ребенок – не важен. Наша же задача найти баланс, при котором и наши дела будут важными, и потребности ребенка в нашем внимании будут учтены.
5. Научить выполнять монотонную работу.
Тишина, повторяющиеся движения, размеренный темп не только дают нам время подумать, но и развивают грубую и мелкую моторику, повышают выносливость, усидчивость, помогают успокоиться и почувствовать себя в безопасности. Когда ребенком овладевает скука, можно подкидывать ему идеи по оптимизации процесса или смены последовательности действий (мытья посуды, протирания полок, приклеивания наклеек, чистки картошки, работы в прописях). Можно сопровождать монотонную работу любимой музыкой, и тогда даже глажка белья может превратиться в зажигательный танец и принести удовольствие. Поощряйте ребенка похвалой или попросите его придумать вознаграждение.
6. Научить видеть мир с позиции другого человека.
Или хотя бы задумываться, о том, что существуют разные взгляды на устройство мира. Просто потому что мы все разные. Люди часто судят о других по себе, что порождает немало конфликтов и недоразумений. Для того чтобы сформировать эту способность, достаточно наблюдать, анализировать, делать выводы, задавать наводящие вопросы. Но самое главное – научиться самим позволять другим иметь собственный взгляд на вещи, основанный на личном опыте. Тогда и детям это будет даваться проще.
7. Оставлять в покое.
В идеале у ребенка в возрасте 5–12 лет должно быть не менее двух часов свободного времени. Свободное время – это время, когда ребенок предоставлен сам себе и самостоятельно решает, чем ему заняться. Лежание на диване и ничегонеделание должно восприниматься как редкая возможность помечтать, поразмышлять о себе и о своей жизни, что в конечном итоге способствует самоидентификации. Кроме того, отдых даст ребенку возможность более качественно и в сжатые сроки выполнить любую последующую работу. Для школьников особенно важно дать мозгу отдохнуть и таким образом правильно усвоить информацию. У подростков должно быть больше свободного времени (т. е. организованного ими самими, а не родителями, исходя из их потребностей и увлечений).
8. Обеспечить достаточную физическую нагрузку.
Дозированная физическая нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, в организме начинают выделяться эндорфины. «Гормоны счастья» снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, подскакивает.
Особенно хороши занятия на свежем воздухе, когда в результате активизации окислительно-восстановительных процессов все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность. Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья. Двигательная активность дошкольников и школьников стимулирует не только физическое, но и умственное развитие.
9. Научить выполнять домашние обязанности.
Мы часто думаем, что такие простые вещи, как уборка или приготовление еды, не требуют особого внимания. Ребенок и так должен все это уметь. Но, как и в случае с игрой, общением, чтением и письмом, этим вещам необходимо сначала научить. У ребенка должна быть возможность сначала наблюдать за тем, как вы выполняете работу по дому, а затем выполнять ее вместе с родителями. Если ребенок маленький, ему нужна подробная инструкция, как сделать это самостоятельно (можно проиллюстрировать). Затем ребенок выполняет эту работу в одиночку, но под присмотром взрослых, и только после этого он может быть готов к самостоятельному и регулярному выполнению нужного действия. Похвала – лучший стимул для того, чтобы ребенок повторил действие снова.
10. Общаться с ребенком.
На любые темы. Беседа – самый универсальный способ общения. В общении важно не только говорить, но и уметь слушать и слышать. Благодаря активному слушанию мы можем понять, что происходит с ребенком, о чем он думает, чему удивляется или сопротивляется. При этом лучше избегать формальных вопросов типа «Как дела в школе?», «Почему такой кислый?». Если вы не знаете, как начать разговор – расскажите о себе. О своих проблемах на работе, о радостях сегодняшнего дня, о планах и мечтах. А затем уже внимательно выслушайте – без советов, осуждений и высказывания своего мнения без просьбы со стороны ребенка. Молча.
ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
Дети восхищаются своими родителями и мечтают быть похожими на них. Поэтому важно стать для них тем примером, которому хочется подражать. Стать лучшей версией себя. Ребенок должен убедиться, что взрослость дает ощутимые преимущества. Для ребенка огромная радость видеть счастливых родителей, которые могут и умеют больше, чем он: добиваться целей, решать множество задач, помогать другим, учиться новому и радоваться жизни.
Суть воспитания заключается в гармоничном сочетании власти и заботы. От качества, безопасности и надежности привязанности зависят ваши отношения с ребенком. С одной стороны, родители заботятся, опекают, помогают, защищают, а с другой – устанавливают границы, руководят и обучают. В таких условиях у ребенка обычно возникает естественное желание следовать, слушаться, подчиняться и принимать заботу. Наша главная задача – не заставить ребенка слушаться, а научить его этому. Приказы, наказания, угрозы, давление приведут лишь к лести, шантажу, лжи, манипуляциям и саботажу. Мы можем перестать командовать, поучать и стыдить, и тогда ребенок будет послушным не из-за страха наказания или желания получить награду. И в этом нам поможет наш естественный авторитет и иерархичная позиция.
Если отношения в порядке, ребенку будет спокойно и хорошо рядом с вами. У него будет много познавательной энергии, любознательности, он будет успешно развиваться и хорошо учиться. В каждом ребенке заложено естественное желание быть хорошим для своих родителей, слушаться их. Ведь когда ребенок чувствует, что его потребности принимают и слышат, он постепенно учится считаться с потребностями других людей. И если такой ребенок и делает что-то не так, то это не намеренно, и родителю обычно легко удается исправить ситуацию, ведь ребенок ему доверяет и готов прислушиваться к его советам.
1.4. Чему и как учить детей в XXI веке
В мире высоких скоростей и информационного шума, неопределенности и многозадачности вполне естественно испытывать тревогу, задумываясь о том, к чему готовить наших детей. Сегодня как никогда возросла роль семьи в обеспечении необходимой опоры, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Как мы можем помочь себе и своим детям быть счастливыми в этом изменчивом мире? Первое, что мы можем сделать, – это определить, что для нас важно. Важно конкретно для каждого и для общества в целом.
На мой взгляд, первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это состояние. В условиях неопределенности довольно сложно развить в себе гибкость и способность адаптироваться к изменениям, и все же реалии нашего времени доказывают эту необходимость. Я не возьмусь судить о том, какие языки следует изучать и понадобятся ли они нам вообще в ближайшем будущем. Равно как и не возьму на себя ответственность указывать, что нужно преподавать в школе, а что уже не имеет никакого смысла.
В вопросах образования своих детей я придерживаюсь политики невмешательства: радуюсь возможности получать бесплатное образование и любыми способами «размять мозги». Мне скорее хотелось бы понять, чем конкретно я могу помочь своим детям быть успешными при любых обстоятельствах. Интуитивно, отрефлексировав свое детство и юность и честно задав себе вопрос «Что именно помогло мне состояться как родителю, специалисту, женщине?» я пришла к выводу, что именно семья дала мне силы пробовать, добиваться, трудиться, научила любить и принимать любовь, помогла стать мне тем, кто я есть. Поэтому я чувствую ответственность за то, что я как родитель могу сделать здесь и сейчас для того, чтобы мои дети были счастливы.
ЧТО МЫ МОЖЕМ
1. Быть в контакте с собой и своими ценностями.
Ценности – это то, что человек считает важным и правильным, то, что имеет наибольший вес в ситуации выбора. Когда мы находимся в контакте с собой, своими ценностями и чувствами, нам легче понять, что нам нужно, а что не подходит. В мире рекламы умение ориентироваться в ценностях и критическое мышление поможет вам не стать жертвой манипуляций при принятии решений. Если навык этот отработан и вы понимаете, что для вас важно, то вы никогда не сделаете выбор, основываясь на чужом мнении. Главным фактором в принятии решений будет ваше личное отношение, а не мода или пример других людей.
Дети не могут не подражать, они развиваются через подражание, приспосабливаясь таким образом к условиям окружающей среды (одежда, книги, музыка, формы поведения). Задача взрослого – дать им возможность «попробовать» то, что ценится в группе, и в то же время дать пищу для размышлений о собственном выборе. Хорошо бы научить этому детей, но сначала неплохо было бы научиться этому самим. Безоценочному отношению к себе и другим, толерантности к чужому мнению и вообще к любой отличной от нашей позиции или взгляду на вещи. Для этого нужно учиться постоянному узнаванию себя: каковы ваши способности, темперамент, слабые и сильные стороны, что вам тяжело или легко дается, в чем проявляются особые таланты, что важно и что неважно конкретно для вас. Показывайте детям, что это нормально – изучать себя, нормально – иметь собственное мнение, нормально – подвергать сомнению любую информацию, нормально – опираться на свои ценности и личный опыт.
2. Учить строить и поддерживать отношения.
Мы отражаемся в других людях, понимаем себя через них, получаем обратную связь, чувствуем свою значимость. Поэтому отношения для нас жизненно необходимы, и вряд ли это изменится в ближайшем будущем. Важно уметь строить семейные, дружеские, рабочие и партнерские отношения. Это тоже навык, которому можно научиться. Если в семье сложились стабильные, поддерживающие отношения – это уже отличный пример для ребенка. Не ограничивайте детей в социальных связях. Чем шире круг общения, тем больше возможностей узнать о мире отношений: как можно конфликтовать, что делать в ситуации неравенства, что такое настоящая дружба и как отличить любовь от влюбленности.
3. Внушить детям неприятие любых форм жестокости.
Откуда берутся истоки ненависти и неприязни, откуда возникает зависть и злоба, откуда в детях столько жестокости и цинизма? От того, что в мире взрослых дети часто сталкиваются с мизантропией, нетерпимостью к чужому мнению, ценностям и взглядам. Раздувание народного самолюбия, ненависть к чужеземцам поощряются и культивируются в СМИ. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: позаботьтесь о круге интересов своих детей, особенно младших школьников. Ограничьте просмотр боевиков и компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии. Старайтесь избегать физических наказаний.
Родители собственным примером могут донести до сознания сына или дочери: зрелость и сила заключается не в способности разрушать, подвергать насилию, унижать физически и морально, а в умении созидать, утешать, любить. Духовно зрелый человек отвечает за себя сам, не зависит от других и рассчитывает на собственные силы. Задача семьи – объяснять детям, что все мы – жители одной планеты, одной Вселенной, наша связь невидима и необъяснима, и все же она существует.
Если ребенок подвергся жестокому обращению, нужно не только суметь защитить его, но и дать ему возможность проанализировать свое поведение (не сделал ли он что-то, что вызвало такую реакцию у окружающих, пусть даже нечаянно). Необходимо объяснить, из-за чего люди могут так себя проявлять (из-за неуверенности в себе, из-за неумения выражать злость другим способом, от обиды и т. д.). Дети должны понимать и помнить, что жизнь – это не только права и свободы, но и ответственность за свои поступки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги