2. «Мужчины, 30–40 лет, средний достаток…» – целевые аудитории, нарезанные по признакам, которые для вас важны.
3. «Станции техобслуживания с оборотом…» – группы компаний из одной отрасли, с которыми вы собираетесь взаимодействовать и изменение поведения которых будет для вас выгодно.
Ограничений при выборе субъекта нет. Ориентируйтесь на понятность и полезность в вашем конкретном случае. Главное, чтобы у вас были инструменты влияния на этот субъект. А то, как мы собираемся влиять на субъект, нужно подробно описать в гипотезах.
3. Гипотеза
За каждым нашим действием, направленным на достижение цели, стоит какая-то идея. Например, если взять линзу и поставить её между солнечными лучами и бумагой, то бумага загорится. Почему? Потому что сфокусированные солнечные лучи нагреют бумагу так сильно, что она дойдёт до температуры горения[11]. Мы не случайно берём линзу, бумагу и крутим их беспорядочно. Мы реализуем идею фокусировки солнечного света для того, чтобы разжечь огонь.
Аналогично мы должны действовать в проектах и нашей жизни. Мы не можем просто брать и решать задачи в надежде на то, что одна из них приведёт нас к цели. Между задачами и целью обязательно нужно описать гипотезу, которая расскажет нам, почему это должно сработать (рис. 2):
Рис. 2. Место гипотезы в карте
Когда у вас описана идея, то появляется возможность варьировать реализацию. Например, мы можем взять не настоящую линзу, а очки и не бумагу, а картон. Если вы понимаете идею, то задачи можно генерировать уже на месте, подстраиваясь под конкретные обстоятельства, в которых вы оказались.
Кроме этого, описанная идея позволяет передавать такой «план работ» исполнителям без потери смысла. Они, прочитав ваши идеи, поймут суть и смогут действовать самостоятельно, принося вам пользу.
Если же идея нигде не описана, то для вас самих и для исполнителя она может быть не ясна. Тогда всё, что вы сможете сделать, – это взять описанную задачу и выполнить её по инструкции. Вы и исполнители будете ограничены рамками того, что написано в задачах. Даже если у вас под рукой окажутся очки и картон, то вы не сможете разжечь костёр, потому что в задаче чётко было написано, что нужна бумага и линза. Притом что для реализации идеи у вас есть всё необходимое, непонимание сути идеи не даст вам добиться результата.
Если перенести эту мысль на реализацию проекта, то вам становится выгодно как можно подробнее описывать гипотезы во время стратегических сессий. Таким образом вы сможете передать все свои ключевые идеи исполнителям в неискажённом виде. И тогда исполнители, которые поняли, в чём идея, даже не имея доскональных инструкций по задачам, смогут принять все необходимые решения на местах, реализовав максимально эффективный набор задач в их конкретном контексте.
Прочитав гипотезу, любой участник процесса – от инвестора до конечного исполнителя – понимает, за счёт чего мы собираемся побеждать. Достичь этого можно, если соблюдать формат гипотезы.
3.1. Формат гипотезы
Для того чтобы не расплескать идеи от момента стратегической сессии до исполнения, рекомендуется использовать следующий формат описания гипотезы:
Если <действие1> [и <действие2> и…],
то <следствие>,
потому что <идея>
1. Действие – подробно описывает, что нужно сделать, чтобы повлиять на субъекта.
2. Следствие – описание результата Действия. Здесь показывается, каким образом изменится жизнь субъекта. Из описания должно быть понятно, как это изменение повлияет на цель.
Ошибкой будет продублировать в Следствии описание цели. Например, если цель была «повысить эффективность», то в Следствии пишут «если…, то повысится эффективность». Вместо того чтобы повторять цель, конкретнее опишите изменение жизни субъекта. Например, «если…, то рабочие будут использовать технику вместо того, чтобы носить грузы вручную».
3. Идея – раскройте суть идеи, которая объясняет, почему Действие приведёт к Следствию. Эта часть гипотезы делает всю связку легитимной и логичной. Обычно в идее подробно описана мотивация субъекта или причинно-следственные связи между Действием и Следствием.
Эти три элемента – минимальный набор, который обязательно должен быть в каждой вашей гипотезе[12]. Если вы хотите добавить логических элементов или сделать целый каскад из логических конструкций, то это допускается, лишь бы три обязательных элемента не потерялись. Для примера рассмотрим инструмент «Дерево гипотез развития»[13].
Давайте запишем в виде гипотез те примеры, которые уже были озвучены в этой книге. Вот так может выглядеть гипотеза про разведение костра линзой:
Если сфокусировать солнечные лучи на легковоспламеняемом материале,
то этот материал загорится,
потому что сфокусированные солнечные лучи нагревают поверхность до температуры возгорания.
А вот пример про умную лампочку:
Если создать умную лампочку, которая сама знает, когда у неё заканчивается срок работы, и сама себя заказывает в интернет-магазине,
то потребитель будет выбирать её вместо обычных лампочек,
потому что такая лампочка экономит время покупателя на выборе и почти до нуля снижает время без света в доме.
На докладе о Карте гипотез на IT-конференции «Стачка-2023» был сделан пример для организаторов конференций (рис. 3):
Рис. 3. Пример карты для расширения аудитории конференции
Самое важное, что есть в гипотезах, – явное и точное определение идеи и ответ на вопрос: «Почему наша идея сработает?»
Вторая огромная польза – это способность отделить идею от автора и переносить её без искажений между всеми участниками проекта. Благодаря этому карта будет являться основой для дальнейших работ по анализу и реализации проекта.
4. Задача
Гипотеза – это просто идея до тех пор, пока мы не начали воплощать её в жизнь. Как раз для того, чтобы Карта гипотез перешла от идей к действиям, мы описываем список задач.
Каждая задача направлена на реализацию гипотезы. Если мы хотим проверить гипотезу, сформулированную в предыдущей главе, то есть зажечь бумагу с помощью линзы, то нам нужно:
1. Найти линзу.
2. Найти бумагу.
3. Выбрать безопасное для огня место.
4. Дождаться солнечного дня.
5. Сфокусировать солнечные лучи на бумаге.
6. Дождаться, пока бумага нагреется до нужной температуры и загорится.
Бумага загорелась? Значит, гипотеза верна: с помощью линзы вы способны поджигать бумагу. Это знание теперь можно использовать для вашего проекта, оно сформулировано и подтверждено.
Бумага не загорелась? Значит, надо вернуться к задачам: возможно, мы где-то ошиблись в выполнении, поэтому огонь не появился. Может, линза была слишком маленькая? Может, набежали тучи и солнца стало недостаточно? Может, бумага была сырая?
Заодно нужно пересмотреть формулировку гипотезы и самую идею. Возможно, она ошибочна, что и показал нам эксперимент. Если окажется, что мы ошиблись и идея не работает, то это знание теперь тоже можно использовать. Негативный опыт надо записать себе в копилку и использовать его для дальнейшего развития проекта. Ветку на Карте гипотез, которая не сработала, удалять не стоит, потому что это ценный опыт в познании того, как работает наш проект.
Мы рассмотрели довольно простой пример с линзой и бумагой, чтобы показать сам механизм работы с задачами. В этом примере валидацию гипотезы можно разложить на довольно простую последовательность действий.
Так как Карта гипотез может быть использована для планирования масштабных действий, то и задачи будут размером им подстать. Давайте представим, что мы ведём сессию стратегического планирования для группы компаний федерального уровня, где они решают, куда, зачем и почему двигаться следующие пять лет. Выявляются глобальные цели, субъектами воздействия являются целые отрасли и сферы деятельности, формулируются гипотезы. В этом случае на уровне задач будут не конкретные действия, а целые проекты, которые нужно будет реализовывать в течение нескольких последующих лет.
5. Пример создания Карты гипотез
Теперь вы знаете, как устроены все четыре элемента Карты гипотез. Мы будем углубляться в детали в следующем разделе, а пока давайте разберём пример, где придётся построить карту для реальной проблемы, придумать несколько гипотез, проверить их и провалиться, проверить ещё одну гипотезу и победить.
Возьмём старую известную притчу о гончаре. Он столкнётся с проблемой, обозначит цель и попробует сформулировать гипотезы, как ему достигнуть цели.
Притча о гончаре и мальчишках
Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям – ничего не помогало…
У гончара были три основные идеи и две группы людей, на которых он надеялся воздействовать, чтобы достичь своей цели. Изначально его Карта гипотез могла выглядеть так, как показано на рис. 4:
Рис. 4. Первые гипотезы и задачи гончара по достижению своей цели
Каждая гипотеза оформлена по формату, который открывает практическую ценность идеи, показывает её основу. В таком виде гипотезу можно передавать исполнителям или приносить руководству. Она будет понятна без дополнительных комментариев и не потеряет информативности. Это свойство очень важно для планирования и передачи знаний между разными уровнями исполнителей.
Как следует из притчи, гончар проверил все три гипотезы и не добился результата. Не всегда гипотезы приводят к цели – это обычное дело, когда мы создаём продукты. Поэтому гончар продолжил поиск идей:
…Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.
На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил всего 20 коп.
На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». – «Нашёл дураков, бесплатно бить твои горшки!» – возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.
Это очень важный момент! Не смотрите дальше, а самостоятельно сформулируйте гипотезу, которая помогла гончару достичь результата. Вам может помочь ответы на вопросы: «Почему мальчишки бьют горшки? В чём их глубинная мотивация?»
Обязательно используйте формат из главы 3. Опишите гипотезу так, чтобы она была целиком и полностью понятна любому, кто её прочитает. Не оставляйте скрытых смыслов и интерпретаций.
Когда вы запишете гипотезу, то к ней предложите набор задач, которые нужны для её реализации.
Ещё один абзац, пока вы думаете над формулировкой. Соберите коллег и постарайтесь вместе сформулировать гипотезу. Попробуйте записать несколько вариантов. Если у вас получится коротко и ясно записать ключевую идею, то можете считать, что вы готовы сделать Карту гипотез для проекта почти любой сложности.
Надеюсь, что к этому моменту вы сформулировали минимум один вариант гипотезы, которая помогла гончару. На рис. 5 приведён вариант, который кажется достаточно стоящим:
Рис. 5. Появление новой гипотезы у гончара
Когда гончар разочаровался в разговорах с родителями и в угрозах (первые две гипотезы не сработали), ему пришлось искать новую идею, которая привела бы его к цели. Он понял, что бить горшки для ребят – это весело и забавно, поэтому нацелился на основу их мотивации. Он превратил весёлое хобби в работу, а потом перестал за неё платить.
Эта формулировка описывает, что конкретно хочет сделать гончар и на чём основывается его надежда на достижение результата: он надеется сильно снизить мотивацию мальчишек бить его горшки. Похоже, что он отличный психолог!
Нужно обратить внимание, что гончар не просто начал раздавать деньги в надежде, что дети перестанут разбивать горшки. Если бы он ни с того ни с сего начал сорить деньгами, сам не понимая, зачем он это делает, то вряд ли пришёл к результату – у него не было бы траектории достижения цели. А в случае когда он придумал идею и понял механику воздействия на мотивацию ребят, раздача денег началась в русле достижения цели через эту идею.
Такой же ход мысли можно использовать на любом масштабе задачи. Представьте себе, что проблема не у гончара, а у службы охраны труда большой корпорации, где вы работаете вице-президентом и отвечаете за это направление. В вашей корпорации работает 500 000 сотрудников. Вы строите заводы, трубопроводы, работаете с химической продукцией и делаете ещё много другого. У вас есть проблема с тем, что люди убиваются или калечатся на рабочем месте. В этом случае ваша цель понятна – уменьшить количество травм на производстве. Субъектов вы, скорее всего, тоже можете определить – это как минимум сами рабочие и те, кто занимается охраной труда на местах. Более того, вы с ходу можете придумать задачи вроде таких: обязать всех носить каски, разработать новые регламенты по охране труда, чтобы ужесточить контроль, и т. п.
Но вот придумать гипотезы, почему все эти задачи должны сработать, будет очень сложно. Вам нужно очень тонко понять внутреннюю мотивацию людей, которые работают у вас на местах, и попробовать с помощью каких-то идей повлиять на них так, чтобы они стали более внимательно относиться к вопросу своей безопасности. Вам нужно обучить этих людей тонкостям управления рисками во время работы – чтобы они знали, где им может оторвать палец и что их может больно ударить по голове.
Для того чтобы достичь своей цели, вы собираете начальников управлений служб охраны труда со всей страны на большое совещание, где вы все вместе думаете, каким образом можно достичь цели. Вам нужно сформулировать гипотезы, которые изменят поведение субъектов так, чтобы количество травм уменьшилось. Давайте потренируемся и побудем на месте вице-президента большой корпорации (рис. 6). Попробуйте разработать хотя бы одну ветку от задачи до цели через формулирование гипотезы[14]:
Рис. 6. Шаблон для заполнения Карты гипотез по уменьшению травм на производстве
Помните о том, что уменьшение количества травм на 50 % – это огромный успех. Представьте себе десятки людей, которым вы сберегли конечности или даже жизни. Правильно подобранные гипотезы в этом случае окажут сильное влияние на жизни многих людей.
Если вы придумали хотя бы одну стоящую гипотезу, то это отличный результат, потому что задание было достаточно сложное. Этот пример я не придумал – он возник из обсуждения проблемы с одним из вице-президентов большой корпорации. Как он сказал: «У нас, как ты и пишешь, всё понятно с целями и субъектом, и задач куча напридумана, а вот с гипотезами – сложно».
Если у вас не получилось придумать гипотезы, не расстраивайтесь. Во-первых, вы получили опыт работы с Картой гипотез и поняли, что создание идей – сложная задача. Во-вторых, вы почувствовали, что для формулировки гипотез недостаточно просто напрячь мозг, а нужно кое-что ещё. Вернитесь к этой задаче, когда дочитаете книгу до конца, у вас будет больше инструментов для успешного описания карты.
Важно заметить, что даже если у вас на руках появилась Карта гипотез, то это только первый шаг. Дальше карту надо передать исполнителям на места, и очень хорошо бы, чтобы те «ухватили» главный смысл идей, сформулированных на большом совещании. Если исполнители поймут основные идеи, то смогут эффективно направить свои усилия на реализацию гипотез и, как следствие, принесут большую пользу бизнесу.
Именно поэтому рекомендуется описывать гипотезы строго по формату и валидировать то, что написано.
Раздел II. Тонкости составления Карты гипотез
За годы проведения стратегических сессий собраны приёмы, которые дают результат точнее и быстрее, а использование карты в процессе работы становится простым и понятным.
Кроме этого, описаны антипаттерны, которых рекомендуется избегать при составлении карты.
1. Цель
1.1. Показывайте разницу
В описании цели желательно показывать разницу между тем, что есть сейчас, и тем, что вы хотите получить. Другими словами, будущая цель будет яснее видна, если мы знаем разницу с текущим положением дела.
Давайте рассмотрим пример из практики. Летом прошлого года на сессии по составлению Карты гипотез заказчик обозначил, что они хотят получить 20 тыс. новых клиентов в B2B-секторе в течение следующего года. После записи этой цели мы начали формулировать гипотезы, которые имелись у них для достижения этой цели. Записали довольно много идей, выделили субъекты, даже начали планировать задачи…
И здесь неожиданно во время обсуждения выяснилось, что сейчас они в основном работают в B2C, где клиентов сотни тысяч, а вот в B2B, куда они стремятся, клиентов мало. Нужно было уточнить, сколько конкретно сейчас клиентов в B2B, и оказалось, что их пять. Не пять тысяч, а просто 一 пять.
После получения этой информации нам пришлось переделывать гипотезы и искать новые пути достижения цели, потому что им нужно было сделать переход практически из нуля в 20 тыс., а это требует несколько иных усилий и идей, нежели переход, например, от 10 тыс. клиентов к 20 тыс.
Поэтому в целях рекомендуется так и писать: «Получить 20 тыс. пользователей в B2B-секторе, сейчас их 5».
Величина разницы между тем, что есть сейчас и куда стремимся, создаёт соизмеримые этой разнице гипотезы.
1.2. Описание цели по методу SMART
Метод SMART[15] точно будет вам полезен для описания цели. Как минимум его стоит держать в голове; как максимум можно взять его за основу для шаблона описания цели.
Каждая буква означает характеристику, которую надо учесть при описании цели:
1. S – Specific, или Конкретная цель. Цель должна быть точной, конкретной и актуальной. Чтобы сотрудники компании смогли понять задачу и ответить на все вопросы однозначно: какого результата мы хотим достичь; почему именно эта цель поможет в достижении результата?
2. M – Measurable, или Измеримая.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://byndyu.ru/footnote/hm/1
2
https://byndyu.ru/footnote/hm/2
3
https://byndyu.ru/footnote/hm/3
4
https://byndyu.ru/footnote/hm/4
5
Про нейросети в IT, продажу разработчиков и чего хотят заказчики: https://byndyu.ru/footnote/hm/5
6
Impact Mapping: от а до я – https://byndyu.ru/footnote/hm/6
7
Effect Managing It, Ingrid Ottersten, Mijo Balic: https://byndyu.ru/footnote/hm/7
8
Книга «Impact Mapping: Making a big impact with software products and projects», Gojko Adzic.
9
УТП – это часть конкурентного преимущества, на основе которого клиент выбирает компанию или товар исходя из свойств товара или услуги.
10
Есть ещё одна большая тема, связанная с коучингом. Цель в зарабатывании денег скорее ответит на вопрос «что я хочу?», а не «зачем мне это надо?» Например, ответ на второй вопрос может звучать так: «Я хочу попасть в списки Форбс». То есть корневой целью будет попадание в списки Форбс, а уже способом достижения этой цели будет зарабатывание множества денег. На Карте гипотез при возможности мы описываем оба уровня, то есть сначала пишем цель, которая отвечает на вопрос «зачем?», а потом уже от неё идут цели, которые отвечают на вопрос «что?». В этой книге я не буду раскрывать подробности этих нюансов, а порекомендую вам книгу Николая Заостровцева «Семь шагов переосмысления организации. Играй по своим правилам».
11
Если вы знаток Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), то для вас первая часть – это траектория, а вторая – механика, которая объясняет, за счёт каких принципов возможно движение по траектории.
12
Вы можете добавлять другие элементы, которые помогают раскрыть суть идеи или покажут ограничения. Например, в гипотезе об умной лампочке можно добавить «несмотря на более высокую цену», что показывает потенциальное ограничение для покупки.
13
https://byndyu.ru/footnote/hm/12
14
Когда вы перейдёте к следующему разделу и прочитаете более подробно о субъектах, то у вас может возникнуть вопрос, почему сотрудники по охране труда вынесены в субъекты, ведь они являются исполнителями. Это отчасти верно, но есть другой вариант использования этих людей для достижения своей цели. Представьте себе, что вы решили поменять им образ мышления и взгляд на их деятельность и благодаря этим изменениям намерены прийти к своей цели. Тогда эти сотрудники будут уже не исполнителями, а субъектами, на которых мы хотим воздействовать.
15
Надо сделать оговорку о том, что SMART и Карта гипотез призваны работать в разных доменах модели Кеневин. SMART ближе к простому домену, где нужно поставить цель и за определённое время её достичь. А Карта гипотез ближе к запутанному домену, когда через гипотезы и эксперименты нам нужно уменьшить неопределённость и приближаться к цели.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов