Секреты воспитания детей: учебник
Марианна Ковалева
У вас родился ребенок – любимый, желанный, самый лучший в мире! Вы готовы сделать все, чтобы он вырос здоровым и счастливым человеком.Увы, одного желания и любви не всегда достаточно. В воспитании есть много больших и маленьких хитростей, которые облегчат жизнь родителей и сделают развитие малыша идеальным. Родителям необходимы педагогические знания, которые в полном объеме даст им этот учебник. Он поможет вам правильно воспитать ребенка. Опытный педагог-психолог даст полную информацию об особенностях общения с малышом, поведении в сложных ситуациях, практические советы, описания развивающих игр. Учебник поможет понять, что необходимо сделать для гармоничного развития здорового и счастливого малыша. Как научиться общаться с ним на понятном ему языке. Определить особенности вашего ребенка и подобрать правильные методы воспитания. Выяснить, какие ошибки в общении с малышом недопустимы и как их исправить. Узнать, какими способностями обладает ребенок и как помочь ему их развить.
Марианна Ковалева
Секреты воспитания детей: учебник
Часть 1. Микроклимат в семье и детская психика
Глава 1.
Особенности психики ребёнка на разных этапах взросления
В каком возрасте формируется психика ребенка? Нам, родителям, следует знать ответ на этот немаловажный вопрос, чтобы иметь более глубокое представление о психологии собственных детей, их со временем меняющихся потребностях, не только физических, но и эмоциональных, духовных.
Благодаря этому мы сможем правильно влиять на процесс воспитания, а также своевременно давать ребенку то необходимое, что в силу возраста и индивидуальных особенностей нужно для его полноценного развития.
Чтобы разобраться во всем этом, давайте рассмотрим психическое развитие детей, начиная с момента зарождения плода и появления ребенка на свет. Затем мы сможем поэтапно проследить возрастные изменения, происходящие в сознании малыша и в восприятии им мира, выявим, в каком же возрасте необходимо обращать на ребенка особое внимание, когда в его психике происходят существенные перемены.
Поймем такие значимые вопросы как то, насколько же быстро ребенок способен познавать мир, его первые реакции, когда он может нас слышать, когда видеть и воспринимать, когда складывается логика и мышление, что присуще именно вашему малышу.
Физиологами давно установлен тот факт, что задолго до появления на свет младенца, у плода уже наблюдается зарождение многих процессов, а в частности чувствительности, развитие мышечного аппарата, происходит также и созревание нервной системы. Многие заблуждаются думая о том, что ребенок, рождаясь, попадает в мир звуков из мира «тишины».
В действительности же это не так: зародыш на достаточно раннем этапе своего развития уже слышит слова, обращенные к нему извне, музыку, пение. Поэтому нужно разговаривать с ребенком еще до его рождения, говорить ему о том, что его любят и ждут.
Плод особенно хорошо ориентируется в интонациях. Ссоры и конфликты между родителями пугают малыша, а доброжелательная беседа успокаивает. Положительный эмоциональный фон очень важен в период формирования зародыша, поскольку развивающееся существо не просто запоминает сенсорную информацию, но и в памяти его клеток сохраняются данные эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
Доказано, что прослушивание музыки также благоприятно сказывается на состоянии плода (классической либо любой мелодичной структурированной мелодии), развивает задатки музыкальных способностей и слуха будущего малыша. Рекомендуется при этом слушать музыку, ориентируясь на собственные музыкальные симпатии (скрипичная, органная, фортепианная, симфоническая и др.).
Не лишним является и выполнение мамами специальных ритмичных упражнений. Следовательно, еще до появления на свет ребенок уже нуждается в вашей заботе и общении с ним, он уже способен многое воспринимать, пусть пока не осознанно, а мы между тем уже в полной мере влияем на его формирование и развитие.
Итак, наш долгожданный ребенок появляется на свет. Можно условно разделить период развития малыша на следующие этапы:
Период младенчества.
Период раннего детства.
Младший дошкольный период (3-5 лет).
Старший дошкольный период (5-7 лет).
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Подростковый возраст (11-16 лет).
Давайте подробнее остановимся на каждом из них.
Период младенчества
Период младенчества включает в себя два этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и непосредственно само младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психологическое развитие малыша в этот период определяется тем, что он абсолютно беспомощен в биологическом и социальном плане, полностью зависим от взрослых в удовлетворении своих потребностей.
Новорожденный младенец рождается с ограниченным запасом безусловных рефлексов, однако среди присутствующих из них можно отметить реакцию ребенка на яркие вспышки света.
Он начинает при этом щурить глаза, возникает хватательный рефлекс: новорожденный бессознательно сжимает пальцы рук, когда в них что-то вкладывается, поворачивает голову набок, если ребенка перевернуть на живот – этот природный рефлекс позволяет малышу дышать.
Именно благодаря рефлексам младенцы способны выжить в первое время после рождения, с возрастом некоторые их виды исчезают. В первые недели жизни малыш плохо видит и слышит, его движения слабы и хаотичны.
Он пока не понимает и не осознает себя, собственно, также не может выделить и других людей из окружающей обстановки, его поведение это лишь цепь реакций на изменяющиеся ощущения от восприятия мира. Таким образом, в психике и мышлении ребенка еще не присутствует разделение на субъекты и объекты, он не способен находить причинно-следственную связь между событиями, не может сконцентрировать внимание и искать взглядом объект, издающий звуки.
Период новорожденности – это период, когда младенец учится фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося предмета, улыбаться, держать голову в положении лежа. Как только ребенок научится улыбаться в ответ на голос мамы, это свидетельствует об окончании данного периода и начале младенчества.
На этом этапе у малыша устанавливается особо прочный контакт с матерью, особая общность. Вскоре он с помощью родителей начинает осознавать себя и различать окружающих людей; начиная с пяти недель, ребенок уже узнает маму по голосу.
Нам важно быть в постоянном диалоге с новорожденным младенцем и на протяжении всего периода его взросление. Но особенно это касается первых лет жизни малыша, что является залогом его дальнейшего развития.
Дети, лишенные общения в первые годы жизни, не развиваются, тому свидетельствуют феномены детей Маугли, которые вследствие отсутствия общения с людьми фактически останавливались в своем движении вперед в культурном и социальном плане.
Как правило, в год (или чуть позже) ребенок учится говорить первые слова. В период младенчества те слова, что произносит малыш, им не осознаны, ребенок, не видя в них смысл, все же пытается их повторить, подражая родителям.
Таким образом, младенцы перенимают у родителей навыки речи, копируют их поведение, жесты. Именно подражание является существенным фактором формирования основных необходимых жизненных навыков у детей.
Нужно также понимать: для того, чтобы малыш плодотворно развивался в этот период, а также для поддержания у него положительного эмоционального состояния, ему необходимо движение. Оно оказывает непосредственное влияние как на его физическое, так и общее состояние.
Неподвижность утомительна для малыша, поскольку связана с нагрузкой на одни и те же мышцы. Чтобы создать условия для своевременного развития движений малыша, мы должны предоставить ему полную свободу для этого и ни в коем случае не ограничивать его активность. К концу 1-го и началу 2-го месяца полезно освободить младенца от одеял и пеленок.
Для крохи наиболее благоприятны те движения, которые возникают у него при хорошем настроении, сопровождаемые улыбкой, блеском глаз, звуками; как только ребенок начинает проявлять радость, его подвижность значительно возрастает. Чем активнее он познает мир, чем больше предметов видит, тем быстрее он развивается.
Период раннего детства
В возрасте 1-3 лет малыш приобретает некую самостоятельность: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, активно исследует различные посторонние предметы. На данном этапе важны игры родителей с ребенком, в которых малыш принимает непосредственное участие. Через подражание взрослым ребенок обучается способам работы с предметами.
Важно, чтобы взрослые на глазах у ребенка что-то делали с предметом или игрушкой и просили малыша повторить это действие. Хорошо подойдет для этого такая деятельность, как построить башню из кубиков, собирать пазлы, клеить аппликации и т.д.
В дошкольном возрасте полезно развивать мелкую моторику пальцев рук – это сказывается также на общем развитии малыша. Ребенку нужно приобретать полезные предметы, игрушки, рассчитанные для исследования при помощи пальцев, которые в то же время можно рассмотреть с разных сторон.
Например, игрушку, сделанную из различных видов ткани с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками. Это будет способствовать изучению малышом предметов, исследуя при этом его разные свойства, особенности.
К тому времени ребенок видит себя в действии и начинает выделять самого себя как субъект деятельности. К трем годам при выполнении каких-либо совместных действий с малышом мы нередко можем услышать от него «Я сам».
Именно в этом возрасте происходит формирование личности, собственного «Я». Вместе с тем появляется и самооценка, самосознание и самоуважение. Также к трем годам у ребенка значительно увеличивается словарный запас, он уже пытается строить предложения с учетом согласованности слов.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
В 3-5 лет ребенок, видя манеру и стиль поведения взрослых, пытается их перенимать: в данный период основное место в его ежедневных занятиях занимают сюжетно-ролевые игры. Для малыша это не просто игра, это отображение жизненных ситуаций, взаимоотношений, своего рода модель действительности.
При этом ребенок переносит свойства одних предметов на другие (например, картонная коробка – телевизор). Эта способность очень важна в развитии малыша, поскольку свидетельствует о появлении у него абстрактного мышления. К концу данного этапа такие игры становятся более «режиссированными», теперь он не просто отображает ситуацию, но и сам участвует в ней.
В данном возрасте существенным изменением в психике ребенка является то, что он уже способен принять культурные и нравственные нормы не только как данность, но и во многом осознавая их. В этом отношении можно говорить о немалом развитии собственного сознания малыша и значительной оценки им событий.