– Это не совсем корректный вопрос, адмирал. Мы обсуждаем капитуляцию Японии, а не самолеты фирмы «Аэрофлот Степана Гирса». Если считать в «Фарманах-15», то примерно 45 «фарманов», по мощности, а если по грузоподъемности, то 210 «Фарманов» S-10 или 15. Я взял те модели, которые есть у вас. Ваши самолеты могут пощекотать нам пятки, максимум, наши прекрасно топят ваши корабли, и сносят старинные замки. Вас постигла та же участь, что и Россию 16 лет назад. Тогда вы сумели закупить у Англии корабли и новые орудия, и находились рядом со своим домом. А нам не дали закончить кругбайкальскую магистраль наши «союзники». Мы, как известно, создали Антанту, куда, по настоянию Франции, включили Англию, против которой и была создана «Антанта». Поэтому в 1917-м году мы покинули это «общество», убедили Германию, что мы выходим из войны не потому, что побеждены, а в связи с тем, что у нас сменилось правительство, которое более играть в эти «игры» не собирается. Немцы нам особо не поверили, продолжили наступать и были разгромлены в Финляндии, на Северо-Западном и Западном фронтах. Затем мы разбили Австро-Венгрию и, уже совместно с Германией, восстановленную Британией, Польшу. Заодно навели порядок на Кавказе, и подписали договор с Турцией, которая отделилась от Центральных государств, отказалась от претензий на побережье Черного моря, и закрыла проход проливами для всех, кроме нас. Осталось урегулировать вопросы с Японской империей. Вопросов к ней накопилось очень много, начиная с 1854 года, когда Англия и ее союзники напали на нас в Черном море и по всему миру. Собственно, это и была Первая Мировая война. Россия в то время очень сильно отстала от передовых стран в плане развития индустрии. Этим противник и воспользовался. Сейчас мы этот разрыв преодолели, кое в чем значительно опережаем весь мир. Особо воевать мы не рвемся, нам хотелось бы заняться народным хозяйством и закончить начатую индустриализацию страны. Чисто из этих соображений мы согласились на переговоры с вами. Позвольте перейти к ситуации, в которой оказалась Япония, решившись на нас напасть по наущению британцев и «правительства генерала Хорвата», который, собственно, интересы России и не представляет. Согласны?
– Хорошо, господин вице-адмирал. – согласился господин Такаси. До этого он почти конспектировал слова нашего переводчика.
– По нашим сведениям, вы упустили возможность быстро разделить Китай и поссорились с Гоминданом, хотя именно Япония приложила максимум усилий для создания революционной партии Китая.
– Вы забываете, что Сунь Ятсен долго проживал на Гавайях, этот вопрос мы несколько не учли, поэтому им удалось отказаться от тех обещаний, которые они дали нам. – сказал маршал.
– Вы в курсе того, что я недавно посещал Китай и мы имеем, как и Соединенные Штаты, договор с Гоминданом.
– Да, у нас есть такие сведения, но исполнение договоренностей пока не началось.
– Вы ошибаетесь, Гоминдан выполнил первую часть контракта, и началось обучение его ВВС на территории СССР. Нас интересовал чай, шелк и некоторые другие материалы, традиционно закупаемые нами в Китае, поставки которых прерваны генералом Хорватом и так называемой пекинской военной кликой, целью которой является отчуждение Китай-Восточной железной дороги и разрыв аренды Маньчжурии, куда вложены достаточно большие деньги нашими банками и государством. Как вы понимаете, военной силой Сунь Шичан или Сюйджень не обладает. По договору с Сунь Ятсеном, мы можем быстро нарастить свое присутствие на юге и на севере Китая. С нашей территории любая точка Вашей страны находится в зоне действия нашей авиации, начиная от острова Формоза до острова Хоккайдо. И, как вы могли сами убедиться, флот вам ничем помочь не может. Теперь немного об экономической ситуации. Собственные запасы нефти у вас примерно 16,5 тысяч тонн в районе Ниигаты, Акита и Нитсу. Это, опять-таки, примерно, одна десятая процента мировой добычи нефти. С углем ситуация чуть лучше, но из запасов в 8 миллиардов тонн только 2,6 миллиардов находится на японской территории. К тому же, уголь из Кюсю – не коксующийся, а уголь Хоккайдо расположен в центре острова, ежедневная добыча его маленькая, транспортировка дорогая. Железная руда почти полностью импортная. То есть, и вы, и мы понимаем, что ваша попытка решить проблему с поставками из других стран, с помощью военной силы и захвата территорий, провалилась. При большом желании мы можем блокировать любые перевозки в вашу страну, как со стороны Желтого и Японского морей, так и со стороны Тихого океана. На собственных ресурсах вы выжить не в состоянии. Это цена вашей «белой революции». Индустрию вы создали, а питать ее нечем. Вы со мной согласны, господин Премьер?
– Да, собственные запасы полезных ископаемых у нас невелики. Но я пока не понимаю: к чему Вы клоните?
– У нас с полезными ископаемыми проблем нет. Попытка взять их силой – провалилась. Что умные люди делают, когда отнять нет возможности, но есть готовый продукт?
– Они пытаются наладить торговлю.
– О чем неоднократно говорилось в японском парламенте и в японской прессе. Вы, правда, называли их оппонентами и оппозицией. Поэтому мы заберем только то, что принадлежало нам, а вы думайте: сможете ли вы прожить без торговли с нами. Учтите, что теперь и за рыбу придется платить. Мы же заинтересованы в поставках нам оборудования для низконапорных ГЭС, станков для тяжелой промышленности, автомобилей, судов, воспользуемся и вашими инженерами. Вот и прикиньте, что выгоднее: получать безответные удары по своей территории или мирно торговать к общему благу?
– Нас интересуют концессии…
– Нет, господа, никакого иностранного присутствия на нашей территории не будет. Максимум того, что более или менее приемлемо: строительство автомобильных и железных дорог. Это у Вас неплохо получается, судя по Сахалину. Но с нашей колеей.
– Но вы требуете очень многого!
– Мы забираем только то, что вы у нас отняли. Если вы не согласитесь – последует разгром. В этом суть наших предложений. И придется заплатить за 16 лет оккупации южного Сахалина.
– Но там много чего построено!
– Если не хотите платить, то забирайте своих людей. Мы все равно их переселим, здесь они не останутся. Мы же прекрасно помним, что еще совсем недавно японцев на Хоккайдо просто не было, а теперь там практически исчезли айны. Некоторое время назад ваша страна попыталась достичь Южного полюса. В 1912 или 13-м году в газетах были публикации на эту тему. Что больше всего поразило, так это то, что японцы выгоняли двух каюров-айнов из палаток, в которых спали участники экспедиции, спать на мороз к собакам. До полюса они не дошли целых 10 градусов, не удивительно, при таком отношении к людям. Теперь Вы понимаете: почему мы не пустили сюда вашего будущего императора? Чтоб ни у кого никаких ассоциаций не возникало. Русские казаки из Якутска пришли на остров первыми в 1640 году, под предводительством атамана и землепроходца Ивана Москвитина. На острове жили только нивхи и айны. О Японии здесь никто даже и не слышал. Вас тогда и на Хоккайдо не было.
Утром, после завтрака, вся делегация, проще сказать: весь город выскочил на улицу, встревоженный грозным гулом самолетов. Три четких тройки огромных четырехмоторных машин, рядом с которыми шла восьмерка истребителей, а замыкали строй более маленькие пикировщики, тоже девять, и еще восемь истребителей. Вот такой воздушный парад! Три машины сели на Малое Чибисанское озеро, остальные ушли обратно на север. Мы показали машины только официальным членам делегации, остальные «специалисты» так и остались во Владимировке.
Когда мы подъехали к Чибисанскому посту, то самолеты уже стояли у небольшого причала, к ним подкатили трапы, экипажи вышли из машин и были построены. Один из бомболюков был открыт, там достаточно густо были подвешены бомбы различного калибра: от маленьких до 500 килограммов. Премьер Такаси похлопал рукой в перчатке по колесу правой основной стойки.
– Как я вижу, господин вице-адмирал, в полную силу вы нас не бомбили.
– Мы, вообще, не любим обижать маленьких.
– Заметно. Господа, думаю, что требуется сделать фотографию рядом с этой махиной, иначе будет не объяснить, почему мы вынуждены согласиться с предложением Советской России. Но, судя по тому, что мы услышали на переговорах, мы от этого только выиграем.
Сам он прошел в машину после фотографирования, а маршал и адмирал заглянули вовнутрь. После этого мы переехали обратно в мэрию Владимировки. Предварительные требования были подписаны всеми, затем начали бодаться по датам и срокам, но лично меня это уже не слишком волновало: основное дело было сделано, а частности меня не слишком касались. Переговоры завершились через трое суток, за это время в районе Уссурийска была подготовлена полоса для приема ГТ-4м на лыжах. Туда должна была быть переброшена японская делегация, которая подписала все договоры с нами, как военные, так и по экономическому сотрудничеству. Оставалась одна подпись и ратификация в парламентах. К этому времени циклон разрушился и установилась нормальная погода. Но теперь «закапризничал» младенец-император. Вместо Владивостока, пришлось отправлять японцев обратно в Ниигату, а оттуда лететь пустыми во Владивосток. Меня все укоряли, что я разрушил и сорвал всё. Но адмирал Того, выходя из самолета, попросил меня потерпеть от трех до 10 дней, в зависимости от настроения в парламенте и регента. Через сутки после прилета японский парламент приступил к слушаниям по этой теме. Прения длились три дня, и встал вопрос с назначением другого регента, тайный совет предложил на этот пост 17-тилетнего второго сына погибшего императора принца Титибу. После этого старший «сломался», но во Владивосток так и не полетел. Нам пришлось забрать полностью подписанный и ратифицированный японской стороной документ, который доставили маршал и премьер в Ниигату. Теперь осталось разобраться с пекинской кликой. Но это уже без меня! «Мне в Париж, по делу, срочно!» (Гатчина по мне плачет!)
Глава 5. «Трудовые будни – праздники для нас»
Успешные действия корпуса, без всякого сомнения, радовали, но накопилась и куча проблем. В первую очередь с устаревшими лодками «Ша-6» всех модификаций. Они были сделаны еще в 1912-м году, и в 19-м, на фоне «ГТ-4м», выглядели архаизмом. Им не хватало дальности, грузоподъемности и новых навигационных приборов. Плюс, чувствовалось по всему, что весь мир сейчас срочно займется ПВО, вопрос с которым пока более или менее решен в Германии. Остальные почивают на лаврах, но бросились в погоню. Шнейдер объявил, что со следующего года возобновляются соревнование на кубок его имени. Реджинальд Митчелл вот-вот будет назначен главным конструктором «Supermarine Aviation Works». Макки в Италии уже подтвердил свое намерение бросить вызов Шаврову. Пора и нам стряхнуть пыль с ушей и заняться, наконец, авиацией. Хватит самураев и беляков гонять по степям да морям. 28 января я получил разрешение наркома Фрунзе вылететь в Москву. Подружиться с ним мне так и не удалось, так как, в отличие от переговоров с Турцией, здесь он выглядел несколько не в своей тарелке, и был отодвинут от переговоров, и мной, и японской делегацией. Ататюрк, в некотором смысле слова, был увлеченным революционером, как и Фрунзе. С ним можно было поговорить о том, как увлечь народ и повести за собой. У Фрунзе это получалось, а вот с весьма консервативными и крайне антикоммунистическими японцами говорить о прогрессивной роли пролетариата было бессмысленно. Их революция произошла сверху, практически бескровно, при полной поддержке как правящего класса, так и низших слоев общества. Этим нас пытались упрекнуть на переговорах. Пришлось парировать тем, что возникновение революционной ситуации пришлось на годы войны и поражений на втором этапе Мировой войны, а люди, затеявшие свержение власти, были агентами влияния английской разведки. В результате их действий армия развалилась и возникла угроза оккупации европейской части страны. Большевикам пришлось взять власть в свои руки, и в кратчайшее время реорганизовать свою армию. Этим мы предупредили как готовившуюся интервенцию, так и попытки бывшего правящего класса вернуться к власти. Сам Фрунзе в своих требованиях к РККА напирал на политическое воспитание и пропаганду. Это действует, в случае успехов, и мгновенно разваливается, если победа ускользнула. Возникает паника и поражение. И тогда ничем, кроме карательных действий, армию в порядок не привести. Бежали и будут бежать. Недавнее отступление в Харьковской области это наглядно показывает. Но это уже все в прошлом, только что взлетели из Омска, но лечу я не в Москву, а в Харьков. Удалось связаться с человеком, который мне срочно нужен. Зовут его: Иван Павлович Бардин. Мне требуется жаропрочная сталь или что покрепче, иначе поднять потолок заказанным бомбардировщикам не удастся. Летим «на лыжах», в Омске переобулись, так как в Харькове сейчас стоят легкие машины, и все может быть. Сделать на коленке «лыжно-колесное» шасси не получилось, ни времени, ни оборудования на востоке страны еще нет. Честно говоря, там такая «глушь»! Отдельные «двери в цивилизацию» имеются, но в остальном: жуть и кошмар. Одно хорошо, целенаправленной работы по спаиванию населения Дальнего Востока уже не будет. Начинаем восстанавливать дореволюционное устройство Маньчжурии. Председателем Совета Народных Депутатов Маньчжурского округа назначен товарищ Луцкий, проверенный большевик, комиссар войск охраны КВЖД. То есть, военно-политическая власть сейчас у него, и это «наш человек», инженер и полиглот.
С Иваном Павловичем встретились в каком-то странном помещении на ипподроме в районе Основы. Это примерно в полутора километрах от станции Предузловая, на восток от нее. Лицо у него было не слишком довольным. На улице легкий морозец, изморозь сыпется, но мы разбудили окрестности, поэтому ему пришлось топать эти километры, чтобы встретиться. Больше там негде было сесть.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: