Через филантропию можно раскрывать разные острые темы, которые не принято обсуждать в обществе. Темы расизма, насилия, бедности – все это медиакоролева Америки знала не понаслышке и всегда уделяла им внимание в своих выпусках. Любые болезненные события в жизни могут принести вам много пользы в экспертном пиаре, если они резонируют с темами, которые являются мейнстримными, востребованными в данный исторический период. Опра Уинфри не преследовала цели хайповать на острых историях, она показала, что можно говорить о насилии, расизме, бедности, на примере собственной истории. Стала примером для других.
АНТИКРИЗИСНЫЙ ПИАР КОМАНДЫ ОПРЫ УИНФРИ
Чем ярче ваша публичность и популярность, тем больше ваша уязвимость и тем большее количество людей захочет на вас «заработать», в том числе подрывая вашу репутацию. И об этом имеет смысл задуматься намного раньше, чем кто-то начнет очернять ваш светлый образ в информационном пространстве.
В 2010 году вышла книга Китти Келли «Опра» (Kitty Kelley. Oprah: A Biography). В ней автор разоблачает миф о том, что детство Опры было невероятно тяжелым, что ходила она в обносках и играла с тараканами. Автор ссылается на рассказы кузины Опры – Кэтрин Карр Эстерз, которая утверждала, что никаких тараканов не было и в помине, большого достатка семья не имела, но и нищеты, про которую постоянно говорит ведущая, тоже никогда не было.
В книге много интимных подробностей из жизни Опры Уинфри: лесбийские увлечения, плата бойфренду за молчание о ее брате гее… Автор приводит также слова отца, который тоже, как оказалось, недоволен тем, как Опра играет с правдой.
Интересно, что Опра не подала в суд на автора ее «неправильной» биографии Китти Келли. Репутация ведущей к этому моменту была настолько прочна, а влияние настолько безгранично, что Опра просто позволила поклонникам и героям своих шоу растерзать в публичном информационном пространстве автора своей «альтернативной» биографии.
Разоблачительница легенды о нищете семьи Опры исследовала биографию ведущей три года, собрала около 850 интервью, встретилась с ее родными и людьми, которые работали с ведущей. При этом масштаб личности Опры она не преуменьшала, но указывала, например, на то, что факты о крайней бедности и беременности в 14 лет, скорее всего, были придуманы.
Китти Келли до этого была известна своими книгами – исследованиями биографий Фрэнка Синатры, семьи Буш и других известных личностей.
Подорвать веру поклонников в Опру могли бы ее собственная неуверенность в этой ситуации или открытая борьба с Келли. Опра же сделала краткое заявление: «Мисс Келли торгует сплетнями, и это говорит само за себя».
Прием, который использовала команда Опры в тот момент, можно назвать «Собаки лают – караван идет». Они не стали напрямую критиковать книгу, выпускать какие-либо опровержения и подавать в суд.
Кроме краткого заявления, представленного выше, не было сказано ничего. Но зато они привлекли к агрессивной критике книги тех знаменитостей, которые были героями шоу Опры.
Звезды ругали книгу, не втягивая в это Опру. Все они говорили примерно так: «Да, здесь много страниц сплетен, но это не та Опра, которую знаю я».
Столь уверенное противостояние тем, кто хочет разрушить вашу репутацию, возможно только в том случае, если легенда бренда прочна, как скала, и настолько укрепилась в инфополе, что ее нельзя просто взять и разрушить одной, даже очень убедительной, публикацией или книгой.
Когда Келли выпустила свое расследование, у бренда «Опра Уинфри» уже были свои адепты и большая лояльная аудитория. Ничто так не сближает людей, как рассказанные друг другу секреты. Ведущая поделилась своими ужасными детскими травмами с миллионами людей, и это многократно повысило доверие к ней. Логика людей такова: «Она рассказала мне самое сокровенное, то, чем мало кто стал бы делиться, о таких вещах, как насилие, никто не врет, поэтому я ей верю».
В общем, никто не воспринял «неправильную» биографию всерьез, а некоторые и вовсе назвали текст расистским из-за некоторых высказываний Келли.
Опра – очень сильная личность сама по себе, возможно, в момент «разоблачения» ей даже и не требовалась опора на команду.
Источник: авторская разработка Гаянэ Асадовой
Художник: Марина Байкова
Иммунитет личного брендаЯдро личного бренда (ЛБ) расширяется и растет, обрастает новыми слоями (как наша планета) по мере роста значимости ЛБ. Сфера – защитный слой. Щиты – усиление защитного слоя. Каждый щит разный: легенда ЛБ, репутация, коммуникация, активности и т. д. Если щита нет на своем месте, то в него может попасть вирус (любое внешнее воздействие, хейт, альтернативная легенда, «правда»). Тогда в сфере образуется дыра, которая начинает разрушать другие щиты и наносит вред ядру. Если щит старый (неактуальный) или треснул из-за неправильных действий или высказываний, то он тоже разрушается и образует такую же дыру. Она ослабляет иммунитет ЛБ, начинает болеть весь организм и остальные здоровые щиты. Если от внешнего воздействия пострадали некоторые щиты, то недолго ситуацию может спасать сама сфера. Есть время сформировать новый щит или восстановить старый. Если щита нет, то внешнее воздействие легко пробивает брешь в сфере.
Вероятно, для нее это все было даже забавно, она восприняла это как очередной инфоповод. Поскольку сама ведущая работает в сфере медиакоммуникаций, она хорошо понимала механизм того, что происходит. Люди довольно быстро забывают контекст и тональность, главное – чтобы они говорили.
Чем больше ваша известность, тем лучше вы должны быть подготовлены к разным выпадам против себя. Если ваш личный бренд построен недостаточно прочно и плохо проявлен в информационном пространстве, то его могут «расшатать».
БИТВА ТИТАНОВ
Опра Уинфри активно эксплуатировала тему расизма, как и вопросы, связанные с любыми меньшинствами. Как только подобные темы начинают витать в воздухе, Опра тут же находит героя для шоу из этой области.
Да и сама она отлично подогревает внимание к любой пиковой теме своим поведением. Гениальность ведущей в том, что она мгновенно интуитивно считывает веяния и тренды и понимает, как повернуть любую ситуацию в свою пользу.
Широко разошлась история о том, как Опра Уинфри прибыла в магазин Hermes в Париже через десять минут после закрытия. Персонал не пустил знаменитую ведущую и ее окружение в магазин, поскольку покупатели, вошедшие до закрытия, завершали свои покупки, а бутик готовился к частному мероприятию.
Темнокожая звезда сразу же во всеуслышание заявила, что ее бы пустили в магазин, если бы она была белой. «Я знаю разницу между закрытым магазином и закрытым для меня магазином», – объяснила Уинфри. В отместку она отменила заказ на сумку Birkin. Представитель бренда в США Роберт Чавес, который был гостем «Шоу Опры Уинфри», был вынужден извиниться, обвинив в происшествии грубого сотрудника.
Это пример того, как из простого недоразумения можно умело «раздуть» нужную тему, ну и также пример того, как могут поссорится два крупных бренда – бренд Опры Уинфри и марки Hermes.
В этой истории победила Уинфри со своим влиянием и умелым манипулированием. Hermes, вероятно, понесли бы большие репутационные убытки, если бы марку обвинили в расизме.
Я ТЕБЯ ВИЖУ (I SEE YOU)
Опра Уинфри стала самым востребованным медийным «психологом» современности. Работу своего «кабинета» она ежедневно показывала более чем на 10-миллионную аудиторию. Главный секрет ее фантастической популярности кроется в одном – в искреннем, абсолютном, всепоглощающем внимании к своим зрителям и гостям. Чтобы все заговорили о ней, сначала она говорила о других.
«После тысяч интервью я поняла, что у всех людей есть один общий знаменатель: каждый хочет знать, услышан ли он и имеет ли значение то, о чем он говорит?»
На протяжении всей своей карьеры медиакоролева Америки давала людям то, что они хотели, – возможность быть услышанными. Опра показывала всем своим гостям, что их слова, мысли и чувства значимы. Искреннее внимание к другим людям привело ее на вершину медиаолимпа и сделало одной из самых влиятельных персон в мире.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. MÅNESKIN. ВЫГОДНО СПЛАНИРОВАННЫЙ БУНТ
Если известность Опры пришла к ней благодаря абсолютному попаданию в ценности большинства людей американского общества, то следующая история – о том, как максимально осмеять (хотя бы публично) ценности того общества, в котором ты вырос, отказаться от них, сыграть на этом и тоже заработать всемирную славу.
Как «гопники из Рима» всего за 5 лет прошли путь от уличных музыкантов до победителей «Евровидения» и стали самой известной в мире итальянской группой?
Даже если вам сильно больше 20 лет и вы предпочитаете по утрам включать Рахманинова, вы не могли не слышать о триумфе итальянской рок-группы Måneskin, музыка которой после «Евровидения» 2021 года звучала буквально из каждого утюга. Ни разу не услышать песню победителей «Zitti e Buoni» («Тихие и хорошие») было практически невозможно.
Итальянцам в 2021 году вообще везло. Матч с англичанами в Уэмбли принес им победу на чемпионате Европы по футболу, а выступление Måneskin в Роттердаме сделало Италию музыкальным чемпионом Европы.
И снова мы задаем вопрос: это везение или тщательно продуманная стратегия, следование которой ведет к успеху?
Пиар героев Европейского кубка 21 футболистов – красавчиков Доннаруммы и Бонуччи оставим на будущее. Хотя пиар в футболе иногда увлекательнее, чем сама игра. Сегодня посмотрим на историю музыкантов из Италии, группы Måneskin – четырех «гопников из Рима» (coatte da Roma), как они сами назвали себя на телевизионном шоу «Х-Фактор» в 2017 году.
К слову, главный «гопник» банды, солист Дамиано Давид, до музыки был тесно связан со спортом. Если бы он не стал звездой глэмрока, то вполне мог бы стать звездой баскетбола.
«Он (Дамиано) не очень высокий, около 183 сантиметров, но способный, у него были бы какие-то шансы пробиться. <…> Он был отличным игроком и смышленым мальчиком, которые умел жонглировать собой в любой ситуации и поворачивать все на пользу даже в неблагоприятных условиях», – рассказывал про своего бывшего ученика тренер Коррьере Массимилиано Рикка.
Дамиано вспоминает баскетбол с благодарностью:
«Я играл на позиции разыгрывающего… как только будет возможность, снова начну играть.
Спорт научил меня уважать правила, много работать, понимать, что если я хочу добиться цели, то должен идти на жертвы, с неба ничего не падает. <…> Все смотрят на финиш, а не на трассу, спорт научил меня понимать важность процесса».
И все же как четырем весьма юным ребятам, почти детям, удалось от выступлений на улицах Рима подняться до первого места на «Евровидении» всего за 5 лет? Кто был волшебным помощником «римских гопников» на первых порах?
В сети есть несколько видео, где Måneskin играют на улицах Рима, а также в какой-то репетиционной студии. На кого они похожи? Да ни на кого. Зажатые школьники с претензией на дерзкое поведение, но на самом деле скорее «улетевшие» хиппи, погруженные в себя. От сегодняшних Måneskin там только резкий вокал Дамиано и необычная шляпа басистки Виктории. Остальное – довольно уныло и скованно. Почти ничем особо не примечательные дети из приличного римского Лицея имени Кеннеди играют в рок-артистов.
Абсолютно ничего из того, что вы видели на «Евровидении», – ни провокации, ни яркости, ни внутренней свободы, ни раскрепощенности. И хотя школьники назвали себя coatti, то есть вульгарные, эксцентричные ребята, способные всех забуллить, в реальности это было далеко от правды.
Группу образовали гитарист Томас Раджи и басистка Виктория де Андежелис – итальянка по отцу и датчанка по матери. Харизматичный солист Дамиано Давид появился позже, как и длинноволосый ударник Этан Торкио. Некоторое время ребята выступали на улицах и в барах, благо ресторанов и кафе в любом итальянском городе, и особенно в Риме, – ну очень много.
В 2016 году группа выиграла конкурс Pulse – High School Band Contest, где впервые выступила под название Måneskin. Это датское слово подобрала Виктория, и переводится оно как «лунный свет». В том же году команда дебютировала с первым официальным концертом в Фаэнце – небольшом итальянском городе.
Впервые о Måneskin заговорили всерьез в 2017 году, после того как они приняли участие в 11 выпуске программы «Х-Фактор». Конкурс группа не выиграла, но многим запомнилась, и, судя по всему, именно с этого момента за группу вязалась менеджер Марта Дона и ее компания LaTarma.
Кто стоял за стремительным успехом Måneskin, широкая публика узнала только тогда, когда артисты отказались от работы с менеджером. Это случилось спустя всего две недели после победы на «Евровидении».
Марта объявила об окончании работы с группой в твиттере: «Мы провели четыре незабываемых года, полные смелых мечтаний и реализованных проектов. Я привела вас сюда. С этого момента вы решили продолжать без меня. Мое сердце разбито, но я желаю вам всего наилучшего в жизни».
Марта Дoна и ее компания LaTarma – сейчас одни из самых влиятельных в итальянской музыкальной индустрии. Именно эта команда сделала Måneskin победителями. Интересно, что почти вся команда LaTarma состоит из женщин.
Марта долгое время работала в сфере шоу-бизнеса, в команде Венецианского кинофестиваля и позже менеджером пресс-службы артистов программы «X-Фактор».
В марте 2012 года она с нуля создала компанию LaTarma Management и стала ее генеральным директором. Команда LaTarma уже вела нескольких достаточно известных артистов в Италии, когда они подхватили «гопников» из Måneskin.
Причина отказа от работы с Мартой после «Евровидения» была очевидна – ребята захотели на американский рынок и поняли, что нужно ковать железо (точнее – доллары), пока слава «Евровидения» не остыла. Несмотря на большой опыт работы в музыкальной индустрии, в том числе в компании Sony, менеджер имела опыт продвижения артистов только на итальянский и европейский рынки.
Сразу после громкой победы Måneskin приняли решение работать с Exit Music и продюсером Фабрицио Феррагуццо, представителем A&R Sony Music Italia, музыкальным директором шоу «X-Фактор».
ЧТО СОЗДАЛА КОМАНДА LATARMA ДЛЯ MÅNESKIN
Первое и самое главное, что сделала команда Марты Дона – очень четко определила нишу молодых артистов и в рамках этой сначала узкой ниши создала их дерзкий, бунтарский публичный образ. Менеджер увидела «дыру», незанятую нишу в итальянском шоу-бизнесе, куда ребята отлично вписались.
В итальянской музыкальной индустрии последнего десятилетия рынок делился в основном на две части: это замшелые эстрадные артисты, от которых сильно несло нафталином (вроде наших звезд из «Голубого огонька»), и рэперский мейнстрим, который пробился в официальный шоу-бизнес через интернет, соцсети и блогосферу.
На выступлении 2017 года на шоу «Х-Фактор» Måneskin выглядели как неумытые хиппи с римской улицы, поэтому можно предположить, что волшебного помощника с ними еще не было. Год спустя, когда они выступали на той же самой сцене с пронзительным синглом «Torna a casa», это была уже совсем другая команда: им подобрали визуальный стиль и стиль поведения – модный, сексуальный, раскованный, бунтарский и максимально свободный.
ПРИНЦИП: ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ – ОТКАЖИСЬ
Чтобы обрести все, сначала они отказались от большой части музыкального рынка, пошли в другую сторону и сосредоточились на своем узком направлении глэм-рока, на своей узкой аудитории. Они определили себя как молодежную рок-группу нового поколения, нового тысячелетия и стали «бить» только в эту точку, создавая дерзкий, временами наглый образ, который ассоциировался только с ними. Они определили фокус и не меняли позиционирование.
Вместо того чтобы пойти в мейнстрим, они выбрали другое направление, но это не было бездумным экспериментом. Фокус заключался в том, что они не придумали ничего нового и просто «накачали» старые рок-н-рольные образы – обтягивающие кожаные черные штаны, длинные волосы, татуировки, ярко подведенные глаза – своей неуемной молодой энергией.
Зачем изобретать велосипед, если и старый, проверенный поколениями бунтарей-рокеров, может привезти тебя на самую вершину? И результат оказался ошеломительным. Måneskin стали для молодежи Европы новыми секс-символами, новой свежей свободной волной в постной жиже айфонного потребления. Девочки потеряли головы из-за острых скул и резкого голоса демонического Дамиано, а мальчики стали сходить с ума от дикой эксцентричной красотки Виктории с бас-гитарой, которая модно одевается и не стесняется показывать полному залу голую грудь.
Узкая аудитория вдруг стала не узкой и охватила сначала Италию, а потом и всю Европу. Ребята привлекли внимание не только итальянской молодежи двадцати лет, замученной двойными стандартами консервативного в основе своей, католического государства, но и людей тридцати лет и старше, с которыми давно не случалось ничего по-настоящему эмоционального. Учитывая, что в Европе взросление происходит сильно позже, чем в России, – можно сказать, что поклонниками Måneskin
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги