Екатерина Соколова
#От быта до бытия 3
Об авторе
Екатерина Соколова, автор книги «#От быта до бытия 3», родилась в Самаре, живет и работает в Геленджике и Москве. У нее трое детей разного возраста, родившихся в разные годы для страны. Первый ребенок рос в 90ые, когда психологии совсем не было. Второй, в 2000ые, когда психология набирала обороты. Третий, в расцвет психологии. Это были совсем разные подходы, и всегда лучше сверяться с наукой, изучать новое и пользоваться актуальными знаниями.
Екатерина Соколова имеет медицинское, психологическое и юридическое образование. Закончила Медицинское училище Куйбышевской железной дороги по специальности «медсестра общей практики». Работала в Центре артериальной гипертонии и сосудов. Уже позже получила высшее образование, закончив Самарский государственный педагогический университет с квалификацией «Психолог. Организационная психология». После диплома получила образование по кататимно-имагинативной психотерапии, имеет диплом психотерапевта. В её практике координационная работа по учебным программам в Самарской области.
Стремление к дополнительному образованию привело к получению диплома юриста. Она так же прошла полный курс обучения в Научно-исследовательском центре корпоративной безопасности и получила диплом по профессиональной переподготовке в Академии «Профайлинг. Нейротехнологии и детекция лжи». Автор данной книги также обучалась в Австрийской школе этикета и имеет сертификат о прохождении курса «Этикет и элегантность манер». Сертификатом отмечено прохождение курса по телесно-ориентированной терапии Доктора Леша, в Потсдаме, в Германии (IKP-O).
Следует упомянуть работу в сфере бизнеса с полным циклом сопровождения от рекламы до обучения сотрудников. Так же Екатерина Соколова была автором выставки «Тайны человеческой психики», на которой представляла работы клиентов, выполненные в ходе психотерапевтических занятий в технике «Символдрама» и «Арт-терапии». Это мероприятие произвело на посетителей ошеломительное впечатление. Все работы были собраны с разрешения клиентов и выставлялись без подписи, а в течение трёх дней, пока показывалась экспозиция, проводились мастер-классы.
У Екатерины Соколовой разработаны и регулярно проходят рецензированные авторские программы и тренинги «Школа женского здоровья и красоты». В работе с пациентами и клиентами ею используются только современные знания и сертифицированные методы, внесённые в основной реестр, основанные на научной классической базе. Она имеет более 500 часов личной терапии, около 150 часов групповой терапии, опыт супервизий и интервизий, официально допущена к частной практике.
Работа с детьми занимает особую нишу в практике. Много лет назад, когда психология только начала развиваться, молодые мамы приглашали Екатерину Соколову к себе домой. Им хотелось, чтобы она помогла разобраться, как быть с ребёнком, как правильно его кормить, как создать режим дня, понять, чего малыш хочет. Вдруг они его уже избаловали?
Мамы порой совсем не понимали, что происходит, почему их дитя плачет, не ест, не спит. Мамочки часто задавались вопросом: почему не получается, если они так стараются?
Находясь с ними вместе, подсказывая, направляя, акцентируя внимание на эмоциях малышей, на то, как они плачут, когда и почему, можно было разобраться с моделью ухода и развития этих детей, дать родителям рекомендации на будущее. Папы и мамы приходили на приём с детьми на руках. Некоторым было по 6, 8, 11 месяцев, а родители пребывали в полном отчаянии и не понимании, что происходит.
В жизни некоторых семьей царил полный хаос. Мама с папой ругались, никто не спал. В результате ребёнок – плачет, мама – плачет, папа не знает, как помочь. Екатерина Соколова садилась и полностью разбирала ситуацию вплоть до мелочей. Пока шла терапия, она следила за ребёнком, за реакциями на него родителей, анализировала и возвращала свои наблюдения в виде «инструмента».
Так же ей пришлось много работать с учащимися младшей школы, особенно с первоклассниками и детьми с СДВГ. Их обычно приводили к ней в середине или в конце октября. К этому времени учителя уже понимают, что не могут справиться с ребёнком, и настоятельно рекомендуют родителям перевести детей на домашнее обучение. Для активного ребенка хуже этого варианта нет ничего.
Когда автор этой книги начинала практиковать, семейное обучение считалось постыдным. К нему прибегали в крайнем случае. Екатерине Соколовой приходилось делать всё возможное, что бы оставить ребёнка в школе.
Сейчас семейное обучение вышло на новый уровень. Многие пользуются им и имеют отличные результаты.
Автор изучила и эту тему, хорошо знает, как устроена подобная система и сейчас часто обсуждает с родителями переход на онлайн-образование. Уже имеются хорошие показательные результаты. Работа с подростками и со всем, что есть в этом возрасте, тоже знакомо автору. У подростков много проблем. Встречаются булимия, анорексия, неврозы, гормональные нарушения и тому подобное.
Работе с детьми и с взрослыми, автор часто сотрудничала с врачами и другими специалистами, если того требовали симптомы или клиническая картина. Врачи занимались своей медицинской частью, а Екатерина Соколова – психологией, коррекцией поведения, и эмоциональной сферой.
Отдельной сферой деятельности можно назвать практику, где приходилось работать с детьми, у которых в силу разных обстоятельств нет мамы. Бывало, что мама – есть, но она не живёт с ребёнком, либо её нет совсем. К таким случаям относятся также усыновлённые малыши, дети из приёмной семьи и те, которые живут либо с отцом, либо с отцом и с мачехой, либо с бабушкой или няней. Это направление одно из самых эмоционально сложных в психологии.
Как мы видим, у автора – огромный опыт, как по теоретической части, так и с практической точки зрения.
Глава 1. Ребенок как таковой
Развитие. Взросление
В природе всё имеет этапы, циклы и среду. Детский возраст расписан по месяцам до года, по годам и периодам до 18 лет. Ребёнок развивается естественным образом в зависимости от набора генов, от среды, в которой он родился, и от участия родителей. Благоприятные условия для развития – это когда ребёнку обеспечена безопасность, уход, кормление, забота, и это все совпадает с его возрастом.
Проблемы начинаются с нарушением этих составляющих. Даже если соблюдаются три, а одно – нет, могут начаться проблемы. Плохо, что редко кто проводит четкую параллель между состоянием ребёнка и соблюдением условий его полноценного гармоничного развития. Ничего не бывает просто так. У всего есть порядок и критерии, по которым можно сверяться.
Чтобы понять, как возникают психологические травмы у детей, и чем они отличаются от зоны развития, важно знать простые вещи, которые необходимо соблюдать. Желательно ознакомиться с ними до планирования беременности.
Период новорожденности – от первого дня до года. В этот период малыш всегда должен видеть маму. Время, которое он может оставаться один – это буквально пару минут, когда он начал открывать глаза после сна. Если маме необходимо уйти, например, к врачу, то лучше выбрать время, когда малыш спит. В самых крайних случаях ребёнок должен видеть человека, заменяющего маму. Знакомство малыша с новым лицом необходимо сделать при маме, а не по факту.
От месяца до трех – грудной возраст. В этот период ребёнок может находиться один от пяти до десяти минут. Уйти по важным делам мама может на час. К трем месяцам период можно увеличить до двух часов при условии, что есть конкретный человек, заменяющий маму. Малыш должен его узнавать и реагировать спокойно. К этому периоду ребёнку в одиночестве можно оставаться в комнате не более 5-10 минут.
От трех месяцев до шести продолжается грудной возраст. Для психики малыша безопасно не видеть маму два часа в день. К шести месяцам можно увеличить время разлуки до 2-3 раз в неделю. Речь идет о большой необходимости уйти из дома. Время, которое ребёнок может играть один без мамы в 3-6 месяцев – от 10 минут но не больше 20. В шесть месяцев дети уже сидят, и долго они одни уже не могут оставаться. Это так же необходимо из соображений безопасности.
От шести месяцев до года – грудной возраст. К году дети обычно ходят, и с 6 месяцев оставлять ребенка одного даже в манеже небезопасно. Если маме нужно уйти из дома, без проблем для психического здоровья ребенка можно оставлять его с бабушкой или няней на 2-3 часа три дня в неделю.
От года до трех – период созревания когнитивных функций, приобретения и развития навыков. Малыш может играть один в комнате по 30-40 минут. К трем годам и по часу, и по полтора. Ребёнка можно оставлять на развивающем занятии в кружке. В три года он может обходится без мамы в совокупности 3 часа в день по три раза в неделю.
В период от трех лет до школы ребёнок по-прежнему нуждается в маме, но вполне может побыть полдня у бабушки, на занятиях в кружке и поиграть самостоятельно в своей комнате.
Возраст до года является определяющим для формирования здорового развития психики человека. Если в этот период малыш не был травмирован большим промежутками времени нахождения без мамы, резким отлучением от груди, отсутствием режима, частой сменой «замещающих объектов» (теми, кто заменяют маму, когда её нет), то можно быть спокойным за его гармоничное и здоровое развитие.
От года до трех привязанность к маме большая и важная, тесная и близкая. Ребёнок отдалится сам, когда придет время.
В природе все придумано до нас. Иногда достаточно просто не мешать. Любое искусственное вмешательство и попытки изменить ход событий скажутся на психике малыша так или иначе.
Дошкольники – тоже мамины дети. К школе они должны подойти в спокойном, психологически зрелом состоянии. Готовность к этому периоду не определяется умением читать и писать. Происходит она не от подготовительных курсов и не от садика. Она формируется все шесть лет, дома, в семье, в зоне развития ребёнка, которую создали родители.
О видах нарушения привязанностей, думаю, уже все знают либо слышали.
Возможно ли защитить ребёнка от всех невзгод? От всех – нет. От многих – да. Пока малыш находится в грудном возрасте, так и должно быть.
Защитой от бед на всю жизнь будет являться элементарное соблюдение вышеупомянутых условий. Для женщины, родившей дитя, это не должно вызывать никаких противоречий ни внутри, ни снаружи. Желание постоянно быть рядом с малышом, заботиться, держать его на руках – это естественное желание. Оно единственно верное, и оно же указатель верного пути к счастливому материнству и детству.
Необязательно быть психологом, чтобы вырастить здорового ребёнка. Опыт других мам, подруг, соседей, соцсетей, телевизор тоже могут помочь. Обязательно нужно спрашивать, советоваться, читать и узнавать. Главное – сверяться с собственными внутренними ощущениями. Тогда не будет неврозов у малыша и депрессии у мамы, всё будет течь плавно и по ходу жизни.
Как формируется травмы
Есть фрустрации, а есть психологические травмы. Фрустрации – это промежутки времени, когда желание уже возникло, но еще не реализовано. В это время возникает развитие личности, и для каждого возраста оно своё. Мы сейчас говорим только о детях. Допустимые и развивающие фрустрации для каждого месяца и года жизни я описала.
Если маленький человечек находится в ситуации, когда он не понимает, что происходит и где взрослые, где он находится и когда все это кончится, – это формирует невроз.
Вы когда-нибудь лежали, смотря в белый потолок в непонятном помещении, мокрый, холодный и голодный? Вокруг странные звуки, то резкие, то шуршащие, то хлопки, то шаги. Кто иногда войдет – неизвестно, да войдет ли? Как ощущения? Именно это и чувствует грудной ребёнок. В отличие от нас он не знает, что такое шаги, что может шуршать, что такое разные комнаты. Вчера для него был белый потолок, сегодня – голубой.
«Не бери на руки, а то привыкнет», «пусть кричит», «пусть лежит один, повесь ему игрушки» – эту дикость из нашей прошлой жизни нужно как можно быстрее забыть и двигаться в сторону здоровья и просвещения.
Рассказы о том, как «я в первый месяц вышла на работу», уже давно не вызывают восторга и не могут быть примером. Не такое бывает и было во времена, когда все строили страну. То же и с рассказами про тренажерный зал после родов. Это не те занятия после родов, которые важны, нужны и полезны. Есть много других, действительно необходимых условий для здоровья тела и психики в этот период. Побег на работу, в зал, неистовое желание вернуть прошлую жизнь, общаться, как прежде, с подружками – это бегство от себя, и лучше его не подпитывать. Всему свое время. Если уж совсем плохо дело, то надо обратиться к специалисту.
Поговорим о яслях. Я работала там психологом. Не знаю как рассказать про это. Там не привыкают и не адаптируются, там отвыкают от вас, причем навсегда, и смиряются с реальностью, заглушая чувства и эмоции. Это – первый вариант. Есть еще вариант – болеть.
Садик даёт то же самое. Три года – это возраст очень маленького ребёнка. Раньше было одно устройство государства, сейчас – другое. При первой же возможности родителям лучше растить малыша самим, в своей семейной системе. Со своим традициями, пирогами и блинами. Ваш отпрыск должен играть с братом и котом.
Социализация сейчас есть на каждом шагу. Секции, кружки, что угодно… Если вообще нет возможности, тогда – детский сад. По большому счету, до школы лучше мамы и семьи никто никогда ничего не даст и не сделает для малыша.
Если есть возможность нанять няню – это отличная помощь маме и семье. Важно помнить, что малыш, возможно, будет разговаривать как няня, делать и мыслить, как она. Такое возможно, если няня находится постоянно с ребёнком.
С момента, как малыш родился, попытки его куда-то отдать, всегда будут возвращаться желанием ребёнка добрать своё. Вариант «я не понимаю, как такое произошло, и почему он такой» не пройдёт. Либо сейчас, в детстве, уделяешь воспитанию время, либо – потом. Возможно, это будут уже не такие приятные хлопоты.
Гены. Социогенетика и биогенетика
Изучение этого вопроса до сих пор ведется учёными и будет изучаться ещё долго. «Весь в отца, вся в мать». «Вся в отца, весь в мать». Это расхожее бытовое ругательство и очень удобная отговорка для детей. «Отец – козёл, я —тоже. Мать – дура, и я – дурак». Дурное усваивается быстрее и лучше, так как оно основано на простых механизмах восприятия.
Что наследуют дети:
– есть моменты, которые в быту и в суете воспитания незаметны, и на них не принято заострять внимание (нос – заметно, интеллект – заметно, убрал кровать или не убрал – заметно);
– типы реагирования, интенсивность, продолжительность, амплитуда реакций, вспыльчивость, раздражительность или, наоборот, холодность и так далее;
– обороты и паттерны, манера речи, манипуляции;
– отношение к здоровью;
– отношение к благополучию, ценность красоты и успешности вокруг себя;
– умение быть счастливым.
Список очень большой, и это – всего лишь часть, но даже её иногда достаточно для нормальной жизни.
Если есть заинтересованность и тяга к познанию, то процесс воспитания может из нервозной рутины превратится в творческо-научное исследование жизни и личности.
Влияние генов нельзя недооценивать. Дети, которые не живут со своими родителями, очень сильно на них похожи. Это не только внешнее сходство.
Итог такой: воспитывать или нет, как и сколько – каждый решает сам. Результат тоже будет у каждого свой.
С детей я бы тоже не снимала ответственность. У них есть выбор: брать от родителей хорошие качества или плохие, как поступать с ними и нести ответственность.
Дети – энергия жизни. Есть те, кто ведёт себя как исследователи. Везде, всегда, всюду бесконечно в движении. Даже когда сидят, они тоже что-то исследуют. В них есть лёгкость, драйв, улыбка, смех до слёз. Они плачут горько, но недолго. Упал, промок, уронил, сломал, потерял, забыл, разбил… Такие дети доставляют хлопоты, с ними спокойно не бывает. Но они всегда отвечают за то, что сделали. Иногда – слезами, упорным молчанием, иногда – прося прощения. Они никогда не делают подлости своим близким. Если что произошло, то это – в ходе жизни.
Есть другое развитие событий. Упорное нежелание слушать и слушать, понимать, принимать, анализировать. Если в первом варианте – разлил, в следующий раз повтора не будет. Разобьёт? Да, но случайно. В данном случае будет делать одно и тоже, но малыш никогда не признает своей вины. Накопление опыта не происходит. «Виновата лавочка» должно закончится в 3,5 года. В противном случае это качество останется навсегда.
На первый взгляд: и там разлил, и там. Там упал, и там упал. На выходе принципиально разные ситуации. В первом варианте, скорее всего, с возрастом все перейдёт в результативную деятельность. Во втором варианте может перейти в более серьёзные проблемы.
Терпения – родителям! Лучше проявить упорство и настойчивость в воспитании в детском возрасте, чем всю жизнь после проявлять только терпение. Остальное не пригодится.
Дети в терапии
Вариантов реакции родителей на терапию детей не так много. Практикующие психологи знают, что чаще всего ребёнка забирают из терапии при появлении явных признаков изменения и улучшения. Мало кто идёт дальше. Например, малыш родился более эмоциональным, чем мама. Той непонятно, что происходит и зачем это нужно. Она прожила 30-40 лет без особых эмоций, а тут надо понимать что-то и принимать.
Большое количество родителей с появлением ребенка расцветают и преображаются, открываются, начинают ярче и разнообразнее жить. Так случается при хорошем развитие событий, когда материнство понято и принято в полной мере. Но есть и другой вариант, в котором женщина остается такой же закрытой, малочувствительной и непонимающей эмоции.
Что происходит с ребёнком? Такие дети и правда лучше себя чувствуют в детском саду. Там и общение, и эмоции – всё есть. Кружки, секции тоже отличный вариант реализации их внутренних потребностей.
Ещё есть вариант накопить страхи и комплексы. Зажатые, скомканные, смятые, непрожитые эмоции летят в «корзину». Психика день и ночь распределяет информацию по файлам, но в основном получаются: «корзина», «черновики» и «спам». Малыш идёт к маме, а она не реагирует. Ребёнку хорошо и весело играть, а у мамы на лице нет эмоций, и непонятно: нравится ли ей игра или нет. То ли она устала, то ли заболела, то ли игра не та, то ли «я не тот». Болеет, устал, плачет? Но малыша встречает тоже самое выражение лица и слова такие же.
В результате малыш не понимает: «Болеть – это хорошо, или плохо, или так же, как играть? Уставать можно или нельзя?»
Почему я больше говорю про маму? Потому что папа – на работе. Даже если он менее эмоционален, мамой это всё в какой-то степени компенсируется.
Непрожитые и непонятые ребёнком эмоции начинают искать способ как-то обозначиться в психике и занять своё место. Они же есть – эти эмоции. Так как места у них своего «на полке» нет, то они могут выглядеть в виде страхов и неврозов. Это все можно видеть в рисунках и в сновидениях детей.
Самое лучшее, что можно дать малышам – это умение понимать свои эмоции и чувства. Этому научиться никогда не поздно, в любом возрасте навык доступен каждому. Надо только помнить, что жизнь уже не будет прежней.
Возвращаясь к месту, где детей забирают при появлении улучшения. «Моя дочь такая же, как и я. Все женщины в нашей семье не выражают свои эмоции!» – звучит семейственно и с гордостью поколений. Проблема в том, что не могут рождаться из поколения в поколения в разные эпохи одни и те же женщины-шизоиды. Они не могут оставаться ими всю жизнь. Нет. Это чаще всего заданная модель старшей женщины семьи, которая передается по поколениям. Удобнее просто перенять эту модель и гордиться.
Есть другой путь. Можно оставить из этого рабочие, здоровые и адаптивные механизмы и добавить к ним что-то новое. Обновлённую модель передавать своим детям, а не старую пыльную «перьевую подушку».
В ходе терапии ребенок учится понимать, принимать и проживать свои состояния, учится понимать других.
Естественно, дома часто происходит сбой матрицы:
«Мы все очень весёлые»;
«Мы все очень грустные»;
«В нашей семье все терпеливые».
Скромные, необщительные, нелюдимые… «Мы гостей не любим», «Наш дом всегда открыт для всех», «Мы, Петровы, всю жизнь едим этот суп» и так далее.
Традиции, правила и устои семьи – необходимая основа для воспитания поколений. Их и надо передавать потомкам. Часто вместо этого передаются комплексы, страхи и ригидность с радикализмом. Традиции не передаются, а это – пожалуйста. Традиции сложнее, их надо соблюдать, они про порядок и содержание. Комплексы выдаются автоматом. С ними думать не надо, делать – тоже. Просто: «копировать» – «вставить».
Чаще всё происходит неосознанно, и родители забирают ребёнка, так как бессознательно чувствуют угрозу семейной системе. Если мама с папой не готовы к переменам (нет сил, желания, интереса, понимания), то, значит, не сейчас. Ребёнок получил информацию на личной терапии и будет ею пользоваться и встраивать в свою жизнь. Вырастет и, если захочет, уже сам придёт к психологу. Это один из вариантов развития событий в детской терапии, но есть и другие.
Один ребенок в семье
Бытовало мнение, что ребенок, растущий в семье один, без братьев и сестёр, будет эгоистом. Требовалось родить второго, чтобы из малыша не получился эгоист.
Раньше «просто так» рожать детей было не принято. Обязательно следовала оговорка: «Так надо!» Для родителей надо внука. Для первого – второго. Для сестры – брата. Для мальчика – сестру. «Пока не поздно!» Чтобы женщина сказала: я, мол, хочу ребёнка, это – нонсенс. Подруги тут же начинают утверждать, что ещё не время. Мать в страхе, как будто слышит такое в первый раз. Муж молчит. Как будто не знал, что подобное – бывает. Отец – против. Просто – против.
После первого ребёнка риторика меняется. Нужен второй, чтобы «не испортился» первый. Ещё, говорят, нужна кошка, чтобы малыш рос добрым. Нужны внуки, а «то не увидим».
Вдруг, на тебе, младший вырос эгоистом. Надо третьего, чтоб не избаловать первых двух. Кошка и та не справляется с поставленной задачей! Все дерутся, и кто-то один в итоге обязательно получается избалованным.
Трехлетние дети – отличный возраст! Дети научились делать всё! И ходить, и говорить, и есть, и играть. Теперь надо всё это встроить в общество. Дети (понятное дело) не знают об этом и встраиваются, как считают нужным для себя. Про границы, типы личности и подстройки они пока не читали, их границы формируется «лопаткой по голове» на улице и «в угол носом» – дома. Впрочем, по-моему, в угол уже не ставят, так как это – не модно. Но суровые угрозы от родителей и грозные выражения лиц вряд ли непонятны. Малыш понимает: ему не конфет хотят дать.
За этим следует частое обращение к психологу. Родители в ужасе: «У нас был такой хороший мальчик, а сейчас думаем сдать назад, в роддом». Сдают в результате в детский сад, а он – звено системы. Это помощь родителям, которые пошли работать. Это, увы, не рекомендация для полноценного развития ребёнка. Это возраст, когда, мол, «ладно уж, теперь не так жалко отдавать, да и воспитателям не так сложно».
В этом возрасте дети уже могут снять, надеть, поесть. Но это не специально задумано природой для сада. Многие решают, что почему-то и с чего-то «так надо в три года».
Обожаю трехлеток! У них такая энергия, море эмоций, вихрь бесконечной движухи. Всё вокруг кипит, бурлит, варится, сыпется, льётся… Куклы едят, спят, наряжаются, красят ногти. Машинки попадают в аварии, их чинят. Из кубиков строятся дома, а конструктор создает космические корабли. Кошки и собаки, и те активные участники всех процессов. На них возят, их возят, их наряжают и тоже кормят, как кукол, пластиковыми пирогами и запчастями от «Лего». Как можно всё это пропустить?! Что может быть в жизни интереснее этого?! Где еще можно получить такие эмоции?!
Это всего год! Год интенсивного развития и формирования задела на всю жизнь. Там и гендерная идентичность, и типы личности, и характер, и эмоциональный интеллект, и речь, и мышление, и взаимодействие в социуме, и построение новых отношений с мамой и папой. Начало, задел, фундамент – всё именно там.
Малыши наряжаются, выбирают себе одежду, ненавидят стричься, проверяют, где можно кричать и насколько громко и долго. Они учатся вести себя при маминых подружках в кафе за маминым кофе. Учатся выбивать покупки всеми возможными способами. Они приобретают опыт первых манипуляций, прибегают к шантажу и давлению на слабые места родителей. Знают, где они у каждого члена семьи получить 100% выгоды для себя. Они придумывают, как настроить бабушку против её дочери, по совместительству его же матери. Они соображают, как выманить из деда денег и крутую поездку в парк. Догадываются, как обходить отца, чтоб не попало самому виновнику.