Одно из объявлений меня заинтересовало, и это была доставка полсотни средних контейнеров на край сектора. Объявление висело давно, и уже два раза повышалась цена за доставку груза, но желающие почему-то не находились. Из чистого любопытства я позвонил по указанному номеру и немного опешил, когда на экране появилась женщина в домашней одежде и с большой ложкой в руке. Как я понял, женщина приняла звонок по домашнему терминалу и в настоящее время занималась домашними делами. На экране, рядом с женщиной находился стол, на нем лежала гора корнеплодов и нож. И как ни странно, корнеплоды имели различный цвет, хотя по форме были похожи между собой. Чтобы скрыть свое удивление, я поспешил заговорить.
– Извините за звонок. Я по поводу объявления о перевозке груза…
Женщина миловидно улыбнулась, отложила свою большую ложку и спросила.
– Вы на планете?
– Нет. На спутнике.
– Жаль. А так бы, я пригласила бы вас в гости. Но вы, наверное, ошиблись, я ничего не перевожу. Это мой муж занимается хозяйством и вы, наверное, хотите предложить ему свои услуги.
– В объявлении был указан этот контакт.
– Да-да, он часто так поступает. Если вы не спешите, он обязательно свяжется с вами, но немного позже.
Разговор с женщиной меня немного озадачил и заинтриговал. Я более тщательно просмотрел доску объявлений и нашел еще несколько похожих объявлений на доставку в ту же систему ящиков. Что именно пытались доставить в ту систему, нигде не указывалось, но это и было общепринятой практикой. Мало кто указывал наименование груза, но я отметил, что планетарная система одна, а получатели разные. Разнилась и цена за перевозку груза. Общим было количество контейнеров, которые надо было перевезти. По меркам цен, на перевозку грузов, предлагаемая цена была не такой уж и низкой.
Полсотни средних контейнеров, это не так уж и много для моего корабля. А если учитывать практически пустой трюм, то постаравшись, я мог взять и два раза больше контейнеров, и одной ходкой выполнить два заказа. А потому, мне захотелось более подробно узнать о грузе и, выбрав объявление с минимальным количеством контейнеров, я позвонил по указанному номеру.
На мой вызов ответил мужчина в годах и, нахмурившись, удивленно ответил.
– Здравствуйте, я вас не знаю.
– Это естественно. Я прочел ваше объявление по поводу доставки груза…
– А-а-а-а…, – обрадованно протянул человек, – вы хотите помочь мне заработать?
– Вообще-то я хотел это сделать сам. Вы мне платите, а я доставляю ваш груз в указанное вами место.
– И вы согласны взяться за доставку груза в ту систему?
– Будем говорить, не возражаю. Если вы объясните, почему туда никто не хочет лететь.
– Все просто. Большую партию груза, никто собрать не может, а гонять корабль ради пяти-шести контейнеров синюхи, никто не соглашается.
– Что такое синюха?
– Местный корнеплод, который меняет цвет в зависимости от способа приготовления. Даже после мытья в воде разной температуры, он может изменить цвет. Ничего противозаконного или опасного.
– Так я, так и не понял. В чем проблема?
– С корнеплодом? Ни в чем. Просто его надо переправить и продать.
– Вы указали получателя, это реальный человек?
– Конечно. И он, возможно, примет груз.
– Поясните. Что означает «возможно»?
– А то и значит. Груз надо продать. За потерю груза отвечает перевозчик.
– Ах, вот в чем причина. Получается, вы мне платите за перевозку, а я оплачиваю вам стоимость груза, если его не купят. Я правильно понял?
– Совершенно верно. А чем вы недовольны? Так поступают многие перевозчики. Капитан корабля берет на себя ответственность за продажу груза и за это получает определенный процент от продажи.
– И какой это процент?
– Все зависит от договорной цены груза.
– Я, кажется, понял. Вы предлагаете мне разницу в цене?
– Верно. Чем дороже продадите, чем больше получите.
– И какую цену вы назначаете за свой груз?
– Десять тысяч колонов за ящик. Сам ящик тысячу и того, за пять ящиков я хочу получить пятьдесят пять тысяч колонов.
– Очень странный способ торговли. И из названной вами суммы, вы готовы оплатить двадцать тысяч за перевоз груза?
– Вы не правильно поняли. Названную сумму, я хочу получить полностью, а названные вами двадцать тысяч, это предполагаемый вами заработок от продажи груза.
– Я, наверное, не совсем хорошо вас понял. Вы хотите, чтобы я там, неизвестно где, продал ваши корнеплоды и при этом, выплатил вам названную сумму, а сам не получил ничего. Ведь нет гарантии, что я продам ваши корнеплоды по указанной вами цене.
– Ну, да, риск имеется. Но так поступают все.
– Я подумаю. Извините.
Странный способ торговли. Перевозчик выступает в роли продавца, но не своего товара, а чужого. При этом цена товара уже оговорена. А в случай неудачной продажи, перевозчик должен погасить разницу из своего кармана. Может, я чего-то недопонимаю, но это похоже на своеобразное мошенничество. Во-первых, нет гарантии, что товар будет возможность продать. Во-вторых, товар, синюха, может испортиться при перевозке, и в-третьих, неизвестно что, эти хитрецы загрузят в контейнер, и вообще, сколько времени хранятся их корнеплоды. Если посмотреть со стороны на такую операцию, то я должен купить у них товар и на свой страх и риск везти его на край света и та-ам, продать его. Я автоматически превращаюсь из перевозчика в торговца.
А мне это надо?
Рисковать своими деньгами, ради неизвестно чего. Будет прибыль или нет, это еще бабушка надвое сказала…
Не успел я обдумать все хитросплетения предложенной мне авантюры, на мой взгляд, полнейшего обмана, как «затрещал» вызов на мой планшет.
С экрана на меня смотрела женщина с круглым лицом и умным взглядом. Темная, почти черная копна волос на голове и в контраст ей, белоснежная кофточка. На фоне этого сочетания, лицо женщины как бы терялось, но умный, пронзительный взгляд оставался.
– Здравствуйте.
Поздоровалась женщина довольно приятным голосом, и тут же, не дожидаясь моего ответа, продолжила с напором и утверждением.
– Вы интересовались моим товаром.
– Если интересовался, то не товаром, а всего лишь его перевозкой.
Мое возражение не возымело действия на женщину. Она растянула губы в улыбке, и опять же, уверенно, не ожидая никаких возражений, выдала.
– Приблизительно так я и подумала. Чем вас не устраивает предложение?
– Какое предложение?
Лицо женщины стало серьезным, глаза еще больше пронзительными и в какой-то момент показалось, что в меня начнут стрелять. Она строго предупредила.
– Не надо со мной играть. Я региональный представитель по торговым операциям и любой интерес к синюхе я отслеживаю.
– Хорошо. Будем говорить напрямую. Ваши условия меня не устраивают. Я не торговец. Я простой перевозчик. Если вы не понимаете разницы, то нам не стоит продолжать разговор.
– Меня это устраивает. Вы берете груз, доставляете в определенное место и получаете свой процент. Чем вы недовольны?
– А хотя бы тем, что за сохранность и качество груза, отвечаю я. Заметьте, и продаю его, тоже я. Если лично вы, полетите со мной, и будете полностью отвечать за свой груз, тогда я, пожалуй, соглашусь слетать в указанное вами место. И даже больше, подождать вас, пока вы будете продавать свой груз.
– Я? – на лице женщины появилось удивленное выражение, и ее взгляд уже не были столь пронизывающий. – Я не занимаюсь торговлей.
– Представьте себе, я тоже. Так что, наш разговор не имеет смысла. Извините.
– Подождите! Не отключайтесь, – потребовала женщина.
– Уважаемый представитель. Я полностью утерял интерес к вашему предложению. Ваши условия, для меня не подходят.
– Вы меня не выслушали до конца, – возмутилась женщина.
Ну, конечно. Как без этого? Ее, регионального представителя, посмели игнорировать. И! Не выслушать…! Вся гамма ее чувств отобразилась на лице…. Гнев обиженной женщины…
Отчасти мне стало смешно и непроизвольно, на моем лице появилась улыбка. К чему такая игра? И все, ради продажи нескольких ящиков синюхи?
– Хорошо. Я готов вас выслушать.
– Сколько вы сможете взять нашего товара? – вопрос прозвучал как одолжение, и женщина дернула подбородком в сторону.
– Сложно ответить. Допустим, около сотни средних контейнеров. Что это меняет?
– Многое, – она тут же выставила условие. – Если вы возьмете более ста контейнеров, я смогу отправить с вами нашего представителя. Но имеется обязательное условие. Вы обязаны вернуть его обратно, иначе вы не получите оплату.
– Вся ответственность за груз, за его качество и продажу, ложится на вашего представителя. А оплату за перевозку, я получаю по возвращению. Я ничего не упустил?
– В общем, правильно.
– Тогда, и у меня будут условия. Заправка корабля топливом и возможные проблемы с грузом, берет на себя ваш представитель. А так же, возможный ремонт корабля, полученный при транспортировке груза.
– Что это означает?
– Космос, это слишком опасная среда. Пока я буду перевозить ваш груз, на корабль могут напасть и повредить его. И цена перевозки, может быть не совместима со стоимостью ремонта.
– Вы предлагаете, в случай нападения пиратов, отремонтировать ваш корабль?
– Вы очень догадливы.
– Я согласна, но только при перевозке нашего груза. Когда мы сможем заключить договор?
– Сейчас я нахожусь на спутнике…
Я замялся, не зная как правильно сориентировать женщину и определить свое место стоянки. Женщина снисходительно улыбнулась и заверила.
– Я предполагаю, на каком спутнике вы находитесь. Я подам заявку и добьюсь разрешения на вашу загрузку, или вам разрешат изменить место стоянки.
Ох, как не хотелось соглашаться, и я сделал последнюю попытку.
– Имеется еще одна проблема. Мой корабль достался мне вполне законно, но меня забыли предупредить, что он в розыске. Перелет ближе к центральным районам сектора, не желателен.
– Я решу эту проблему. Так вы, согласны?
А куда я денусь? Если обложили со всех сторон. С одной стороны можно взбеситься от безделья, с другой стороны донимают предложениями о настоящем пиратстве, а с третьей стороны, эта настойчивая баба…
Через три дня мой корабль получил временную регистрацию, на время перевозки груза. Трюмы корабля забили под завязку, под самый потолок, при этом пришлось отключить гравитацию в трюме. И в результате, мне загрузили сто двадцать шесть средних контейнеров в основной трюм. И еще двадцать контейнеров, распихали по различным вспомогательным помещениям. Кроме груза, я получил семейную пару, так они представились, и покинул систему Гролиза.
Я никогда не думал, что мой корабль настолько вместительный, чтобы смог взять на борт почти полторы сотни средних контейнеров. А еще, меня удивил способ загрузки, но теперь, мне придется лететь без гравитации в основном трюме.
Если смотреть по общей карте сектора, то мне указали направление ниже и в сторону. Мы направились к условным границам сектора, но одновременно, не удалялись от центра галактики. Хотя все эти границы и направления чисто условные и некоторые слои общества, плевали на эти границы и направления. Но по карте, мы направились именно в сторону границ сектора.
Два коротких прыжка через гипер и наша семейная парочка потребовала посетить планетарную систему Ушкай. Планетарная система не очень большая и не отличается оживленностью. В ней имелась материнская планета и три спутника на орбите этой планеты. Два из них естественного происхождения и один построенный людьми. Вот на этот рукотворный спутник, нам и предложили прибыть.
Со стороны спутник был похож на странное сооружение. Он имел неопределенные формы, половина поверхности спутника покрывало непонятно зачем построенная решетка, а вторая половина, напоминала выпуклый горб, на котором трудно было отыскать ровное место. И вообще, спутник имел вытянутые формы. Как таковых причальных ферм у спутника не было, но имелись приемные боксы – огромная дыра в теле спутника без видимой защиты от космоса. В первые мгновения, выйдя из корабля, мне захотелось активировать скафандр. Весь вход в полость, в дыру, перекрывало силовое поле и без привычки, было немного жутковато смотреть в открытый космос. А если случайно, перестанет работать силовая установка, обеспечивающая защиту…? Для меня, такое зрелище было немного жутким.
Пока я «любовался» открытым космосом, ко мне подошел мужчина в поношенном, сером комбинезоне и поинтересовался.
– Нравится?
От неожиданности я вздрогнул и честно ответил.
– Не очень. Как-то не привычно.
– Вот и мне не нравится. Надоело до … …
– Так кто тебя здесь держит? – с насмешкой упрекнул я.
– Долги, – спокойно ответил человек и пояснил. – Я должник и меня сюда, направили на принудительные работы. Прошло уже два года, и я просто задыхаюсь здесь.
– Не надо было воровать.
Я сразу потерял интерес к человеку и сделал пару шагов в сторону, не желая дальше вести с ним разговор. Мужчина с обидой произнес мне в спину.
– Я не воровал! Воров отправляют на рудники, а я должник.
– Велика разница?
Произнес я с упреком, даже не повернув голову в сторону мужчины и добавил.
– Если бы не воровал, сюда бы не направили.
– Кредиты, – немного печально сообщил он.
– Вот я и говорю. Нахапал кредитов, а отдавать не хотел – вор.
Не оглядываясь, я направился в сторону корабля, но меня буквально толкнули в спину и по коже пробежали мурашки. Было такое ощущение, как от настоящего толчка, вот только я мог предположить, как это можно сделать. Я медленно развернулся и в упор посмотрел на мужчину. Его душила обида, и он стоял, сжимая кулаки. Очень хотелось ответить ему той же «любезностью», но по виду и состоянию мужчины, я понял, толкнул он меня неосознанно и можно сказать, не понимал, что произошло, что он сделал. Я подошел к нему и сказал с легким упреком.
– Воровать не хорошо. Ты чего хотел от меня?
– Я не вор, – произнес он с обидой и злостью, – я инженер.
– Инженер? – удивился я. – А что здесь делаешь?
– Работаю за еду и жилье.
– Это я понимаю. А что ты здесь делаешь как инженер?
– Ничего. Меня лишили возможности быть инженером.
– Хорошо, я спрошу немного по-другому. Инженер, в какой области?
– Технические разработки. А здесь, младший техник. Забери меня отсюда.
– Вот так сразу? Забери? Кто мне разрешит это сделать?
– Поговори со своим капитаном. Я не буду лишним на корабле.
– Тогда, капитан станет вором. Ты не подумал об этом?
– Ты просто поговори. Если он согласится, я тайком проберусь на корабль. Никто даже знать не будет. Чуть что, я всю вину возьму на себя.
– Чудак человек, – немного насмешливо произнес я. – Везде хватает видеонаблюдения. Что здесь, что на корабле. Ка-ак, ты собрался тайком пробраться на корабль?
– Это моя забота. Ты главное поговори, чтобы потом не выкинул в космос.
– Хорошо.
Согласился я и вовсе не из жалости к этому человеку. Меня заинтересовала его способность и одновременно, я посчитал, что иметь на корабле квалифицированного специалиста, инженера, мне не помешает. Тем более, в человеке не чувствовалось гнили, черноты, озлобленности. И я предупредил.
– Корабль простоит здесь несколько дней. Я предупрежу капитана, но все остальное на тебе.
– Я согласен.
Коротко ответил человек и отошел от меня. Странное поведение человека, натолкнуло меня на мысль, а почему бы не попробовать пополнить экипаж корабля за счет парочки должников с этой планеты. Но когда вернулась семейная парочка, после их странного сообщения, мысли о должниках вылетели у меня из головы. Их товар согласились принять, но не весь и по цене, чуть ли не в два раза дороже обусловленной отправителем. Меня это заинтересовало, и я спросил у мужчины.
– Чем вы недовольны?
– Тем, что они не хотят забрать весь товар сразу. Нам придется посетить другие планеты.
– Причина только в этом? Но, насколько мне известно, это планировалось изначально.
– Не только. Они согласились взять разовую партию, а заключить договор на постоянные поставки, отказались.
– Не понимаю причины расстройства. Чему вы удивляетесь? Люди не знают ваш товар и настороженно относятся к нему. Надо повторно прилететь сюда и уже тогда, заключать договор о постоянных поставках.
– Вот еще! – возмутился мужчина. – Только летать по планетам, мне не хватало. У меня на это нет времени.
– Но вы можете обеспечить себя сбытом и доходами на будущее.
– Мне надо это обдумать. Еще, вы лишаетесь части дохода.
– Какого дохода?
– Дохода с продажи нашего товара.
– Я не совсем понимаю.
– Вы читали составленный договор?
– Да. В нем отмечена ваша заправка и плата за перевозку.
– Плата за перевозку, это и есть часть вашего дохода от продажи.
Я недовольно засопел, но спорить не стал, и спросил.
– Что значит, теряю часть дохода?
– Оговоренную плату за перевозку, вы получите, когда вернетесь, так указано в договоре. А процент с дохода от продажи, вам уменьшается в пять раз.
– Я не совсем вас понимаю. Поясните, что это означает.
– Доход от продажи восемнадцати контейнеров, составил сто шестьдесят тысяч колонов. Согласно договору, вы должны были получить тридцать процентов от дохода. Теперь, ваш процент от дохода уменьшается в пять раз и он составляет шесть процентов от причитающейся вам суммы дохода.
– Позвольте узнать почему?
– Оговоренная сумма за перевозку нашего груза, составляет одну десятую часть от предполагаемого дохода. На данный момент, доход превысил оговоренную суму и согласно договору, вы должны были получить тридцать процентов от этой суммы, сверх выплаты за перевозку. С нашей стороны было внесено предложение о сокращении вашего дохода от прибыли в пять раз, при одном условии – если доход от продажи, превысит оговоренную сумму. Вы плохо изучили договор, – упрекнул он меня.
И действительно, договор я прочел не внимательно, и честно говоря, даже сейчас, я не совсем точно понял их хитросплетения. Я в основном внимательно просмотрел основные положения договора и удовлетворился ими, а все их если…. И если, мне и впредь придется заниматься торговыми операциями, не помешало бы подучиться. В данный момент, продажа их синюхи принесла не плохую прибыль, но что будет на других планетах…?
Уход с этой планетарной системы у нас получился немного странным. Перед самым выходом со спутника, к нам заявилась настоящая проверка. Шесть человек в одинаковой одежде, но не военные, нагло взошли на мой корабль, и потребовали вернуть трех человек. Если бы они потребовали вернуть одного человека, я бы мог предположить о ком идет речь, но троих(?), это для меня прозвучало странно. Больше скажу, для меня такое заявление прозвучало неожиданность, и я предложил им самим проверить весь мой корабль. На что один из их, выпучил глаза, и с удивлением спросил.
– Вы отказываетесь?
– Вовсе нет. Можете проверить записи наших сканеров наблюдения и при желании, просветить весь корабль изнутри. Ни о каких трех беглецах мне не известно.
– Но других кораблей в этом боксе нет, – возмутился говоривший со мной.
– Это так. Согласен, других кораблей нет. И по этой причине, я готов предоставить вам свой корабль для проверки. Почему вы посчитали, что кто-то пробрался на мой корабль без моего ведома?
– Пропало три человека. Они обслуживали этот бокс и были склонны к побегу.
– Сочувствую. Проверяйте.
Проверить любой корабль, на мой взгляд, достаточно просто. Стоит только отключить на полчаса систему жизнеобеспечения или просто откачать с корабля хотя бы часть воздуха. И если у человека нет индивидуального скафандра, то он начнет задыхаться и сам выскочит из корабля. А использовать сканеры, в груде металла, это настоящая профанация.
Пришедшие не захотели, заниматься проверкой, или не догадались о простом способе проверки, и ушли, предупредив нас на прощание, о взятии нашего корабля на контроль. Лично мне, их предупреждение было как мертвому припарки, а торговые дела моей семейной пары, меня меньше всего интересовали.
После выхода в подпространство, мне доложили о появлении на корабле «гостей-бегунков». Знакомый инженер и двое с ним, стояли передо мной с виноватыми выражениями на лицах. Я рассматривал новичков и в душе радовался пополнению моего экипажа. Когда я договаривался с инженером, я надеялся заполучить квалифицированного инженера на корабль, а в результате, получил еще и двух техников. Это не могло меня не радовать, но показывать свою радость не стоило, и я строго поинтересовался, глядя на инженера.
– И как это мне понимать?
Но вместо инженера, мне ответил другой беглец. Более плотного телосложения, более уверенный в себе, и с хмурым взглядом.
– Это я посылал его к вам.
Я удивленно посмотрел на сказавшего, и он продолжил.
– Если мы будем для вас обузой, оставьте нас на любой планете или спутнике.
– Ты считаешь, что я занимаюсь извозом беглых должников?
– Я не должник, – возмутился он. – Мой долг покрыла моя семья сразу после приговора, но меня все равно не освободили и отправили на спутник. Они сказали, что компания выкупила меня, заплатив мой долг, и что я, должен его отработать. В течении двух месяцев я пытался опротестовать действия компании. Потом они выдвинули встречный иск, по которому я должен был им выплатить образовавшуюся задолженность за мое кормление, одежду и содержание пока я находился на спутнике. А я все это время работал…
Плотный мужчина с вызовом посмотрел на меня, но мне были совершенно безразличны его оправдания.
Бывает, – немного безразлично согласился я и с насмешкой добавил. – Наверное, хорошо работал, если они не захотели тебя отпускать. А третьего, зачем прихватил? Как я вижу, он совсем не горит желанием сбежать.
– Если бы сбежали без него, заложил бы.
– Тогда, и мне он не нужен.
– Не в этом смысле. Он сам предложил сбежать со спутника, вот и выставил условие, если без него мы соберемся сбежать, он заложит. Молодой еще, глупый, романтика в одном месте играет.
Это был самый молодой этой троицы, и я чувствовал от него исходящую радость и ожидание. Чего мог ожидать молодой человек от полетов в космосе? Естественно, чего-либо необычного и я посмотрев на него, спросил.
– Ну, и зачем бежал?
Он как будто ждал этого вопроса и вывалил на меня всю свою мечту о полетах в космосе. Полеты от звезды к звезде…, полеты к другим планетам…, сражения с пиратами…, и не забыл рассказать, о смертной скуке на спутнике, около родной планеты. Вся эта чушь, которой он где-то набрался, меня смешила и мне вспомнились свои мысли, когда я работал шахтером. Не сказать, что я мечтал о чем-то похожем, но я воспринимал свое положение шахтера, как смертельную скуку. И меня тоже тяготила работа шахтером, и хотелось перемен. Конечно, не так ярко…, и я выдал.
– Мне обуза на корабле не нужна. Четыре стандартных года на корабле, а потом можете валить куда угодно. Так, устраивает?
Троица гостей одновременно кивнули головами, а самый молодой из них, спросил.
– Извините, можно мне стать пилотом корабля?
– Для этого надо учиться. Если осилишь учебу, тогда и поговорим.
После очередного пребывания в гипере, корабль вынырнул в обычное пространство и я чуть не начал плеваться. В первые мгновения мне показалось, что я опять попал в ту планетарную систему, в которой меня пытались задержать.
Три красных точки просигналили и сдвинулись в нашу сторону, а Мустами тут же доложил.
– Капитан, у нас требуют лечь в дрейф и заглушить двигатели.
– Опять?! – скривившись, возмутился я. – Шрага, готовь курс корабля и уход из этой системы. Как только все будет готово, прыгай.
– Одну минутку, Капитан, – подала голос Коли. – Что-то мне подсказывает, что это не по наши души. Разреши мне поговорить с ними.
– Пробуй, – согласился я, а для Шраги поправился. – Ты все же рассчитай курс ухода и будь готов к прыжку.
– Форсаж?
– Нам бы заправиться, а после форсажа, можем зависнуть надолго. Но это не исключай.
– Капитан, – почти радостно обратилась ко мне Коли. – Эти, согласны нас принять.
– Что сказали?
– Дали двое стандартных суток на разгрузку.
– Вояки?
– Не совсем, но я предупредила, что мы с Гролиза.
В этой системе мы полностью распрощались с грузом синюхи, и можно было возвращаться. Заправили нас полностью и можно было совершить полный прыжок к сторону Гролиза. Конечно, двадцати двух дней в гипере не хватит, чтобы достичь системы Гролиза, но мы можем пройти большую часть пути.
Корабль вынырнул в обычное пространство, и нам предстояла болтаться в этой системе некоторое время, чтобы дать время на остывание гиперпривода. Вот в чем неудобство долгих прыжков на гражданских образцах кораблей. Их строители, не особо заботятся выносливостью кораблей, и честно говоря, надежностью тоже. Общепринятое мнение, что кораблям гражданской направленности не обязательна спешка. И они, корабли, вполне могут между прыжками немного «отдохнуть», побездельничать. В нашем случае, этот отдых необходим более десяти часов. Затем, можно опять разгоняться и опять в подпространство.