banner banner banner
Раннее развитие. Как определить и развить талант. Практика
Раннее развитие. Как определить и развить талант. Практика
Оценить:
 Рейтинг: 0

Раннее развитие. Как определить и развить талант. Практика


В возрасте, о котором идет речь в этой книге, дети не могут удерживать внимание на чем-то одном достаточно долго, их и не нужно заставлять. Можно навсегда утратить интерес к тем вещам, которыми «кормят» против воли малыша. Им интересно все и сразу, поэтому информация, исходящая от Вас, должна быть четкой и краткой и длиться несколько секунд. Ровно столько или даже чуть меньше, чем малыш способен удерживать внимание на том, о чем идет речь. Что бы можно было вернуться к обучающему материалу снова и снова, не утратив интерес к обучению, а стимулируя его.

Только интересуясь, Ваш ребенок сможет познать мир, освоить информацию, обучиться чему-либо. И заинтересовавшись чем-то определенным, достигнет значительно лучших результатов за более короткое время, по сравнению с методом обучения, основанном на принуждении «НАДО». До того, как малышу исполнилось три года, он легко способен выучить все, что его интересует.

Повторение.

Повторение очень важно для нейронных связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд.

Повторение в этот период имеет еще одну важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и, наконец, захочет научиться читать.

Разобравшись в ситуации, поняв важность повторения, я тут же изменила свое отношению к просьбам сына о повторе. Если раньше я уговаривала его послушать другие стихи, сказки и музыкальные диски, потому что думала, что предыдущие надоели нам обоим и нужно двигаться дальше в обучении. Теперь же с удовольствием читаю и показываю по несколько раз то, что просит сын. А переходим к новому, когда предыдущий материал не только освоен, но и неинтересен.

Сравнение.

Когда ребенку исполняется около трех лет, наступает период ассоциаций, сравнения, полета фантазии и воображения. Илья ассоциировал себя с травкой, меня с лебедем, сравнивал расческу с граблями.

Развивайте воображение своего малыша, его фантазия является первым шагом на пути формирования творческой личности. Как-то мы в очередной раз играли с декоративными сплюснутыми бусинками, и я предложила из них создавать какой-то предмет и угадывать его. Моего воображения хватило на единичные предметы: солнышко, потом цветок. Илья из того же количества одноцветных бусинок создал на первый взгляд не совсем понятный для меня и очевидный для себя сюжет: длинная гусеница ползала по разноцветным листьям, опавшим на землю.

Подумайте, что он представляет в своем воображении, когда предлагает вам сделать домик из покрывала и стульев. Или, когда играет с ложкой, крышкой или другим предметом, не представляющим для взрослого ничего интересного. Особенно, как я знаю, дети от года до двух – любители крышечек. Не обязательно каких-то замысловаты. Раньше и не было таких. Но вот несколько белых крышек и пара разноцветных всегда присутствовала в поле видимости ребенка на кухне. Ну и кормление проходило с успехом, когда ребенок воображал себе только ему понятный сюжет с крышкой в главной роли.

Замысловатое видение обычных вещей может привести к новым изобретениям, разумеется, при стимулировании интереса и говорит о высоком уровне интеллектуального развития ребенка.

Дача.

Наличие дачи очень распространено в России. И это здорово! Дача для ребенка важна не только из-за свежего воздуха (хотя это, как известно, очень важно для укрепления иммунитета), но и разнообразием непознанной природы.

Начните с ребенком готовиться к даче весной.

Покупая различные семена, обратите его внимание на картинки. Уверяю, ему будет интересно поучаствовать в процессе выращивания.

Посадите вместе семена цветов для рассады,

поливайте,

ждите всходов,

когда появятся первые ростки, наблюдайте за их ростом.

Весь процесс развития растения объясняйте малышу. Если в год или два он будет пассивным наблюдателем, то в три сам вам все расскажет.

Моему ребенку очень нравилось замачивать семена кабачков и огурцов. Мы следили

за корешками,

их ростом и

разветвлением,

радовались появлению из семян листочков.

После посадки в горшочки с удовольствием поливали и с важностью и восторгом показывали гостям наши великолепные саженцы.

Не менее интересно и собирать урожай. Ведь это выращено своими руками!

Не ограничивайте пребывание ребенка на даче песочницей и качелями. Гуляйте с ним по грядкам и газонам, сейте, поливайте и наблюдайте за культурными и дикими растениями.

Обращайте внимание, где что растет:

морковь в земле,

а петрушка, так похожая на листья моркови, на поверхности.

Яблоки на дереве,

а смородина на кустах.

Что можно трогайте, пробуйте на вкус, изучайте. После цветения, к примеру, выращенных вместе с ним цветов, покажите, семена, которые опять можно «превратить» в замечательные цветы. А сколько насекомых и птиц, лесов, полей и озер!

И это малая часть всего дачного многообразия. Рассказывайте все и неоднократно. Ваша экскурсия будет намного ярче и полезней, чем самая красочная книга. Экспериментируете с посадками, выращивайте, наблюдайте и восхищайтесь! Знакомство с природой вызывает у малыша восторг.

Быть или не быть?

После окончания общих идей и перед началом непосредственно раннего развития ребенка хочу еще раз обратить внимание молодых мамочек или тех, кто только собирается стать ими или их родственников на то, что каждая из вас, без каких-либо сверх усилий может развить свое дитя и физически, и умственно. Никто другой не способен развивать вашего малыша в период роста его мозга, только – ВЫ. А именно в этот период от нуля лет малыш может достичь невероятно высоких знаний, установить логические связи между разными видами получаемой информации. Не откладывайте начало занятий на более поздний срок, не упускайте время – оно очень быстротечно.

Знаю некоторых мам, бегающих по рынкам в поисках парного мяса или уговаривающих мужей отвезти их на другой конец города за коляской определенного цвета и много других, абсурдных для меня ситуаций. Но на это силы находятся, и не малые. Но насколько это нужно и полезно это для того, кого вы все это делаете. Не факт, что вы купите по-настоящему парное мясо, вам все равно продадут то, что хотят продать, а не то, что вы хотите купить. И насколько ребенок станет интеллектуальнее в коляске белого цвета, нежели голубого? Определите для малыша значимость своих поступков для него. На много ли больше силы уйдет на то, чтобы подставить свои ладони под ступни малыша, чтобы он учился отталкиваться, развивая рефлекс ползания? В десятки раз меньше. А пользы будет в сотни раз больше. Или, например, включить с классическую музыку. Эффект в сотни раз сильнее физических затрат.

Вы сами должны понять, что полезного и нужного хотите сделать для своего ребенка. Определяя цель в гармоничном и своевременном развитии ребенка, вы постепенно найдете путь, потому что нет совершенной системы, которая подходила бы всем или хотя бы половине обучающихся детей. Все занятия необходимо подстраивать под вашего ребенка. Пробовать разные пути передачи информации, и эти пути находятся. Учите ребенка тому, что любите вы сами и чему хотели бы научить, что является для вас важным, интересным, необходимым. Лучше переборщить, чем вообще не заниматься с ребенком. По мере подготовки материалов вы сами узнаете и вспомните много интересного. Не зря говорят, что «с ребенком мир открываете заново». В процессе обучения устанавливаются отношения на интуитивном уровне. Как, например, когда вы безошибочно понимаете просьбы и желания малыша, который еще не умеет говорить.

Оглядываясь в прошлое, я стала понимать, что готовиться к развитию ребенка нужно еще до его рождения. Но тогда голова была забита мыслями о родах и бессонных ночах, как думаю у многих. И только через несколько месяцев после рождения, когда произошла адаптация к новому режиму, многие из нас и я сама, в том числе задают себе приблизительно один и тот же вопрос: Как развивать моего малыша?

Некоторые, прочитав несколько книг, с головой окунаются в приготовление материалов, и активно занимаются, например, прочитав Г.Домана и не получив видимых результатов за короткое время, выдохнувшиеся, бросают занятия, усомнившись и в себе, и в малыше. Тем не менее, разговаривать мы начинаем с малышом с момента рождения, а построить диалог получается в среднем через два года. И не получая от него ответа через месяц или два, мы же не перестаем с ним говорить. Так и во время занятий, на то, чтобы понять одно нужно больше времени, на другое меньше. И не следует недооценивать малыша, его развитие может проходить не равномерно, а скачками. Никогда не отчаивайтесь и не бросайте занятия, лучше просто сменить тему или изменить способ передачи информации.

На собственном опыте могу сказать, что до трех лет обучение проходит намного легче, малыш принимает все, что вы ему предложите, а потом у ребенка появляются свои желания и предпочтения. И когда, например, я читаю ему стихи в три года, он не как раньше лежит или сидит рядом со мной, смотрит в книгу и слушает, а катается на самокате, на качелях, с горки или просто разбирает свои ящики с игрушками.

Я считаю, нужно определить для себя и двигаться в таком темпе, чтобы желание открывать мир своему ребенку сохранялось не на месяц и не на год, а значительно дольше. Не доводите себя до изнеможения, не просиживайте ночи на подбор материалов. Все можно сделать намного легче. И помните, что ребенку нужна, прежде всего, здоровая мама.

ЧАСТЬ 2

От 0 до года.

Как выяснилось, многие мамы не подозревают о том, как интересно и познавательно можно провести с малышом первый год жизни. И помимо кормления, укачивания, прогулок и других нужных манипуляций с грудничком, существуют и те, влияние которых оставит отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

С самого рождения вашего малыша относитесь к нему, как человеческому существу, относитесь с уважением, радуйтесь всем, пусть даже и незначительным успехам, поощряйте все его стремления. И помните о том, что это маленькое беззащитное человеческое существо очень сильно нуждается в вашей любви, защите и помощи. Помощи абсолютно во всем, как в питании, так и в образовании.

Успехи, достигнутые малышом по какой-то одной теме, способствуют лучшему усвоению информации по другой теме и как следствие, способствуют развитию всех способностей малыша. И, конечно же, самым важным является ваша любовь, подтверждать которую нужно постоянно, даже если ребенок, как вы думаете, знает о ваших нежных к нему чувствах. С самого рождения малыш нуждается в защите и привязанности к вам, и ваше постоянное присутствие рядом с малышом, ваша любовь придаст ему уверенность в защищенности, так необходимую для его всестороннего развития.

Нет возраста, в котором начинать заниматься с ребенком уже поздно. Просто для каждого возраста подходит своя программа обучения, свои методы и в каждом возрасте ребенок по-разному усваивает информацию. Чем раньше вы начнете, тем легче, больше и быстрее усвоится она. И ваш малыш адаптируется и примет новый образ жизни. Именно меня побудила к образованию сына огромная любовь и стремление сделать его жизнь в какой-то степени краше, разнообразней и увлекательней, чем моя. Вы для малыша ВСЁ. Постарайтесь оправдать его ожидания.