Татьяна Якубовская
Как найти любимое дело. 12 историй людей, которые нашли призвание. Книга-мотиватор
Благодарности автора
Выражаю свою искреннюю благодарность за восхитительные мотивирующие истории, вошедшие в книгу, Артуру Китаеву, Алене Герасимовой, Александре Клименко, Владимиру Евтушенко, Екатерине Горячих, Ивану Лекомцеву, Ксении Старковой, Лисе, Нине Обшариной, Ольге Гороховой, Сергею Акимову, Юлии Клещинской. Герои погрузили меня в необыкновенный и неповторимый опыт своей профессиональной деятельности, показав, что никогда не поздно начать заниматься любимым делом, независимо от возраста и обстоятельств.
Благодарю своего супруга Андрея Якубовского, который всегда поддерживал меня на пути к любимому делу. В нем я чувствовала (и продолжаю) внешнюю опору и уверенность в том, что все получится.
Благодарю своих детей за то, что, столкнувшись с неудовлетворенностью в материнстве, в том числе, продолжала идти вперед и непрерывно училась.
Пусть этот труд стольких людей станет источником вдохновения для всех, кто ищет или уже определился со своим делом, но пока не решается им заняться. Искренне надеюсь, что в душе читателя не потеряются те позитивные эмоции, с которыми передавалась каждая история профессионала, нашедшего свое призвание.
С уважением,
Татьяна Якубовская
Введение
Для многих людей найти свое истинное призвание в профессии – одна из главных жизненных целей. Что может быть лучше, чем заниматься любимым делом, доставляющим истинное удовольствие и радость каждый день? Для одного человека такой результат является смыслом, а для другого – только лишь мечтой, осуществление которой кажется невыполнимым.
Люди стремятся искать свой путь в профессию, но не всегда он прямой, без препятствий и ям. В моей книге вы прочтете не только о психологических аспектах трудовой сферы, но и познакомитесь с вдохновляющими историями людей. Все они – сильные личности разных возрастов и специальностей, проживающие в разных точках Российской Федерации.
Вас ожидает увлекательное путешествие в мир 12 удивительных мужчин и женщин, которые, вопреки препятствиям, смогли дойти до цели, реализовать свои таланты и заняться делом по душе. Путь каждого уникален и достоин восхищения. Истории наполнены разными обстоятельствами и испытаниями, с которыми сталкивается человек, стремящийся найти свое дело. Надеюсь, вы увидите, что в поиске себя нет ничего невозможного, а препятствия преодолимы.
Издание состоит из двух частей.
– «Психология профессиональной деятельности». Здесь вы узнаете о мире профессий и месте личности в нем. Поймете, почему возникает желание сменить работу и когда наступают кризисы профессионального становления. С помощью простых диагностик узнаете о своих рабочих предпочтениях, поймете, чем хотите заниматься. Если решитесь что-то поменять, то рассмотрите возможные дальнейшие действия по поиску призвания или морально подготовитесь, чтобы получить работу мечты.
– «Истории людей, которые нашли призвание». Тут вы найдете вдохновение и мотивацию, пожелания и рекомендации. Узнаете, какие шаги предприняли профессионалы, чтобы преодолеть сомнения и страхи, и как они нашли удовлетворение в своей сфере деятельности.
Книга поможет вам вдохновиться и убедиться в том, что найти любимую работу доступно каждому, кто готов открыть свой разум и сердце. Верю, опыт героев зарядит вас энергией и уверенностью, и вы, вопреки сомнениям, попробуете отыскать дорогу к своему предназначению и достигнете счастья и успеха.
Часть 1. Психология профессиональной деятельности
Глава 1. Человек в мире профессий
В современном обществе выбор профессии для многих людей – непростая задача, с которой сталкиваются еще в юном возрасте. В дальнейшем этот выбор влияет на достижения, успехи, удовлетворение, отношения и вознаграждение за труд на рабочем месте. Прекрасно, когда, поступая в вуз, молодые юноши и девушки всерьёз относятся к предстоящей профессиональной деятельности, чувствуют интерес и влечение к выбранному пути в мир труда.
А что, если выбор уже предопределен взрослыми? Или сами молодые люди находятся в растерянности и не знают, в каком направлении двигаться?
Такие случаи в большинстве оправданы. Сегодняшняя реальность стремительно меняется, появляются новые специальности и должности. Одни становятся более востребованными, другие – менее, а некоторые исчезают с рынка труда. Сориентироваться в разнообразии профессиональных умений без определенных знаний очень сложно, можно запутаться. Нужна хотя бы минимальная база понятий о профессии и ее классификациях, что является главным ключом в выборе. Для этой цели существует профориентация. О ней мы более детально поговорим в других главах. А сейчас давайте рассмотрим понятие профессии в разрезе имеющихся трактовок разных исследователей. Погружение в информацию, приведенную ниже, даст возможность лучше понять себя как человека, ищущего любимое дело.
Профессия – это форма деятельности, которая требует определенных знаний, умений, навыков, характерных способностей и особенностей личности. Каждая профессия включает в себя группу специальностей. Например, профессия – повар, специальность – повар-кондитер, профессия – врач, специальность – врач-стоматолог. Квалификация работника может быть выражена в классах, категориях, разрядах, званиях и показателях. Должность представляет собой конкретное место в организации, которая наделяет должностными правами, обязанностями, функциями.
Для систематизации профессий иногда применяется «формула профессий», разработанная Е. А. Климовым (Введение в психологию труда. Климов Е.А., 1988). Он создал 5-мерное пространство профессий, исходя из следующих характеристик:
● Главный предмет труда: природа, техника, человек, знаковые системы, художественный образ.
● Основные цели: гностические, преобразовательные, изыскательские.
● Орудия и средства труда: теоретические, механические, автоматические, ручные, функциональные.
● Трудовые условия: вредные и экстремальные условия, бытовой микроклимат, открытый воздух, необычные, с высокой моральной ответственностью.
● Необходимый уровень образования: образование не требуется; требуется начальная профессиональная подготовка, высшее образование, особая подготовка.
Эта модель труда была улучшена Н. С. Пряжниковым, добавлены новые признаки и параметры. Например, он предложил включать в категорию «предмет труда» такие дополнительные элементы, как «материалы и заготовки». В отношении категории «человек» он предложил разделить детей и взрослых, добавить трудности и препятствия, с которыми сталкивается профессионал. По его мнению, человек может иметь одновременно несколько предметов труда и целей.
Как человек превращается в профессионала
Процесс становления личности в профессии начинается с момента ее выбора и происходит всю трудовую жизнь. Для того чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо пройти четыре стадии (Т.В. Кудрявцев):
● Развитие и формирование профессиональных целей.
● Обучение определенной профессии.
● Профессиональное становление и вхождение в сферу деятельности.
● Самореализацию в области труда.
Развитие личности в профессии – это не только улучшение навыков, умений и способностей, но и вероятность угрозы профессиональных деформаций и негативных состояний. К примеру, эмоциональное выгорание, стресс на рабочем месте – те частые трудности, с которыми обращаются к психологу.
Что влияет на выбор профессии?
– Мотивация. Люди могут быть мотивированы разными факторами, такими как деньги, статус, самореализация, социальная значимость или любимый вид деятельности. Понимание своей мотивации является важным шагом в процессе выбора специальности.
– Индивидуальные способности, умения, навыки. Каждый человек обладает уникальными талантами, которые раскрываются в выбранной деятельности. Человек, владеющий хорошим голосом и артистическими данными, сможет найти призвание на сцене. Если есть влечение к языку, литературе, истории и культуре народов, может стать успешным филологом.
– Предпочтения и интересы. Одним нравится работать в команде, другие склонны к индивидуальной деятельности. Некоторым комфортно при выполнении трудовых функций общаться с людьми, а кому-то – работать с предметами или идеями. Понимание своих интересов помогает чувствовать удовлетворение и способствует успеху в выбранном деле.
– Мнения родителей, учителей и сверстников оказывают влияние на старшеклассника, когда он принимает решение, выбирая профессию. Повезет, если эти взгляды объективны.
– Знание видов профессий. Отсутствие осведомленности о современных профессиях мешает определиться в сфере труда.
– Четко сформулированная цель. «Кем я хочу быть в будущем?», «Зачем мне это нужно?», «Какие задачи нужно поставить перед собой для достижения конечного результата?»
Практика
Прямо сейчас вы можете проанализировать каждый пункт и понять, что когда-то повлияло на ваш выбор профессиональной деятельности.
Глава 2. Почему возникает желание поменять работу
Нередки случаи, когда взрослый человек, уже получивший профессию, стоит перед дилеммой: искать себя в какой-то другой деятельности или остаться и терпеть там, где он сейчас находится. Эти противоречия эмоционально выматывают и препятствуют получению удовлетворенности от жизни в целом.
Знакомлю вас с историей Ольги Гороховой, которая столкнулась с подобными переживаниями.
Ольга, 47 лет, имеет две профессии: фельдшер и финансовый менеджер. Сейчас занимает должность главного специалиста информационного центра сети медицинских клиник.
Мечта и реальность
Ребенком хотела быть артисткой, ветеринарным врачом, художником, путешественником. Однако в 11 классе я уже не знала, кем хочу стать. Все границы были стерты, осталось лишь ощущение растерянности и потерянности: что я могу, что хочу, кем собираюсь быть. В итоге за меня все решила мама.
История становления в профессии
Стаж моей трудовой деятельности около 25 лет. В начале карьеры вакантных должностей в больнице не имелось, и я замещала всех, кто был в отпуске, на больничном, на учебе. В общем, временно работала на скорой помощи и в приемном отделении. Через два года меня перевели на постоянное место. Потом я переехала в другой регион и устроилась на работу там. Вскоре поменяла еще пару должностей в сфере медицины.
В 2013 году я спонтанно уволилась и устроилась на госслужбу в полицию вольнонаемным. В 33 года стала задумываться, своим ли делом занимаюсь. Хотелось чего-то нового. Пошла обучаться на финансового менеджера. В 40 лет поступила в академию на психологический факультет, но по определенным обстоятельствам так и не закончила. Временами жалею, что не получила диплом.
В 2019 году я снова переехала в другой город и сменила работу. В целом за это время я работала в шести местах, в два из которых возвращалась по второму кругу. К своим годам я так и не определилась, какое мое любимое дело. Но есть хобби: рисовать, гулять и наслаждаться красивыми местами, архитектурой, природой, историей. Мечтаю путешествовать, обожаю экскурсии, фотографировать что-то необычное.
Рабочий день: чувства, переживания
День начинается с принятия и решения сложных вопросов, разбора жалоб, контроля почты (четырех ящиков), помощи операторам и других трудовых обязанностей. Иногда испытываю чувство тревоги, если что-то сделаю не так. Плюс нет желания идти на работу из-за руководителя: он вечно наводит негатив, сталкивает сотрудников лбами и вгоняет в чувство вины. От этого я ощущаю в теле дискомфорт, похожий на состояние, когда ты заболеваешь. Мне тяжело разбирать жалобы пациентов, описывать ситуации и звонить им с объяснениями и извинениями.
Что мешает поискам своего дела или решению сменить место работы
Меня всегда останавливали страхи. Я так и не научилась ставить цели.
У меня много знакомых, которые трудом и упорством сами дошли и нашли свое любимое дело. Преодолели внутренние противоречия и боязнь перемен.
Желание поменять профессию может возникать по разным причинам. Это и неудовлетворенность текущей деятельностью, и невозможность двигаться вверх по карьерной лестнице, и низкая оплата труда, и конфликты с коллегами, и несоответствие профессии личным интересам и ценностям. Рассмотрим эти причины более детально.
● Неудовлетворенность. Работа, не приносящая удовольствия, доводит человека до усталости и разочарования. Он может стать безынициативным, равнодушным к выполнению трудовых функций, уязвимым к стрессовым ситуациям. Заложенный потенциал не раскрывается, а базовая потребность самореализации не удовлетворяется. В таких случаях желание поменять профессию может быть свидетельством стремления к новым вызовам, большим возможностям и разнообразию.
● Отсутствие перспективы роста и развития в текущей профессии может тормозить процесс достижения поставленных когда-то целей. В таком случае работник, не видящий шансов на повышение по службе и совершенствование профессиональных навыков, явно захочет изменить сферу деятельности.
● Противоречие труда интересам и ценностям. Если трудовая деятельность не соответствует личным увлечениям, не вызывает эмоционального отклика или противоречит внутренним убеждениям, то это приводит к дискомфорту и негативным эмоциям.
● Заработная плата, несопоставимая с затраченными усилиями. Отсутствие достойного вознаграждения зачастую подрывает уверенность в своих качествах и умениях, влияет на материальное благополучие семьи, провоцирует образование долгов и кредитов.
● Конфликты и сложные отношения на рабочем месте. Рабочая среда, где царит напряженная атмосфера и отсутствует взаимопонимание, вызывает у работника желание уволиться и оказывает негативное воздействие на психологическое состояние. В такой обстановке непросто нормально выполнять трудовые функции и совершенствоваться как профессионал.
● Возрастной кризис, когда человеком пересматриваются взгляды, ценности, подводятся итоги достигнутого, осмысляется опыт прожитых лет.
В целом, желание поменять профессию или рабочее место является естественным проявлением стремления к самореализации и удовлетворенности в сфере труда. При правильном подходе к выбору новой деятельности, при учете своих интересов, качеств и потребностей такая перемена способна стать продуктивным шагом для развития личности и профессионального совершенствования.
Глава 3. Кризис профессионального становления
Развитие личности в труде происходит неравномерно. Этому процессу свойственны нормативные кризисы, во время которых она формирует свое профессиональное самосознание и деятельность. Кризис – это неотъемлемая часть жизни, независимая от профессии, и не стоит относиться к нему негативно. В течение жизни любой из нас может столкнуться с разными трудностями, которые повлияют и на работу, и на психологическое состояние. Для каждого человека переживание кризиса будет индивидуальным. Один может увидеть в нем точку роста, а другой «застрять» в поисках хоть какого-то выхода.
Многие исследователи-психологи придерживаются следующей классификации профессиональных кризисов.
1. Возраст 15-17 лет
Причины кризиса: неуспешное формирование профессиональных намерений. Подросток сомневается в выборе учебного заведения, специальности, боится совершить ошибку.
Решение: определяется, куда поступать и на кого учиться.
2. Возраст 18-22 года
Причины кризиса: ошибка в выборе учебного заведения и будущей профессии, ожидания студента расходятся с действительностью.
Решение: смена факультета, специальности, удачная тема диплома и импонирующий научный руководитель.
3. Возраст 23-25 лет
Причины кризиса: создание семьи, повлекшее ухудшение материального благополучия, неудовлетворенность рабочим процессом, должностью, условиями труда, отсутствие перспективы карьерного роста.
Решение: повышение квалификации, саморазвитие, смена работы, обучение новой специальности. Неэффективным решением кризиса является уход в семейную жизнь, в бытовые вопросы и в занятия хобби.
4. Возраст 30-33 года
Причины кризиса: переосмысление своей жизни и места в мире, неудовлетворенность профессиональным статусом.
Решение: самообразование, переквалификация, увольнение с предыдущей и выход на новую работу. Уход от карьеры в семью и в данном случае неудачный выбор.
5. Возраст 38-42 года
Причины кризиса: нет удовлетворения своими возможностями реализации себя как профессионала, ухудшение физического и психического здоровья, профессиональные деформации, изменение смыслов и ценностей.
Решение: переход на новую работу или выбор другой должности, выполнение деятельности, предполагающей изобретения, новаторство, творчество. Если в этот момент кто-то вступает в новый брак или впервые женится – кризис разрешается.
6. Возраст 55-60 лет
Причины кризиса: угасание трудовой деятельности, проблемы со здоровьем, ожидание выхода на заслуженный отдых или, наоборот, печаль о скорой пенсии.
Решение: активность вне работы, подготовка к новому статусу при поддержке специалистов помогающих профессий.
7. Возраст 65-70 лет
Причины кризиса: невозможность привыкнуть к большому количеству свободного времени, ощущение себя ненужным, уменьшение финансовых возможностей.
Решение: общественно-полезная активность, освоение новых видов деятельности.
Кризисы профессионального становления – это нормальная и неизбежная часть жизненного пути любого человека. Не стоит относиться к ним с осторожностью, лучше смотреть на них как на возможность для роста, саморазвития и совершенствования. Только через преодоление разного рода трудностей можно стать сильным и компетентным профессионалом, любящим свое дело.
Практика
Предлагаю выполнить упражнение из арт-терапии и нарисовать кризис. Это поможет лучше понять, что происходит в данный момент и какие возможности у вас появляются. Проживание кризиса будет ценным опытом, если сейчас вам актуальна самореализация и саморазвитие.
Ход упражнения
– Приготовьте цветные карандаши, краски, листы бумаги. Сядьте в удобное положение и расслабьтесь. Вспомните момент, когда вы испытывали кризис в профессии. Каковы были ваши чувства? Что нового появилось в вашей жизни? Что вас тревожило? Нарисуйте свой прошлый кризис. Разрешите себе произвольно выбрать цвет и следите, как ваши руки ведут линии.
– Вспомните еще один кризисный момент и свое состояние тогда: чувства, переживания, решения, мысли. Нарисуйте кризис.
– Отражение настоящего. Теперь вернитесь к своим сегодняшним переживаниям. Ощущаете ли вы нынешнее состояние как кризисное? Нарисуйте свой текущий кризис.
– Каждый из этих рисунков относится к определенному жизненному этапу. Разложите их в хронологическом порядке.
– Взгляните на рисунок с первым кризисом и спросите себя: «Что новое родилось тогда? Какие ценности, смыслы, осознания были приобретены?» Запишите рядом с рисунком те ответы, которые пришли вам в голову. Повторите то же самое со вторым и третьим рисунком.
Вопросы, которые следует задать себе:
– Видите ли вы связь между вашими кризисами?
– Обнаружили ли вы изменения в себе, которые ранее были не заметны?
Глава 4. Любимое дело. Как найти?
В современном мире все больше людей-профессионалов стремятся найти свое жизненное призвание, дело по душе. И это неудивительно. Большую часть времени проводить там, где есть дискомфорт, напряжение, негативные эмоции, плохое самочувствие, скука – это обрекать себя на душевные страдания. Другое дело – трудиться там, где работа приносит удовольствие, позитив, вдохновение и смысл.
Исследование SuperJob, результаты которого были опубликованы 15.06.2022 на интернет ресурсе РИА Новости (https://ria.ru/20220615/rabota-1795346061.html) показало, что каждый четвертый россиянин не любит свою работу. Однако более половины граждан все-таки занимаются тем, что им нравится. В опросе приняли участие три тысячи трудоустроенных представителей экономически активного населения из всех округов страны.
В исследовании говорится, что 53 процента россиян любят свою нынешнюю работу, а 25 процентов вынуждены заниматься нелюбимым делом. Женщины относятся к работе с теплыми чувствами чаще, чем мужчины (56 процентов против 49 процентов соответственно). Также обнаружено, что респонденты старше 45 лет чаще находят удовлетворение от своей работы, чем молодые люди в возрасте до 34 лет (соответственно 58 и 48 процентов).
Чтобы найти любимое дело, необходимо начать с себя. Для этого стоит попробовать:
● Провести инвентаризацию своих увлечений и интересов, которые действительно приносят радость и удовольствие. Может быть, это музыка, литература, писательство или работа с людьми. Осознание своих предпочтений поможет определиться с направлением, в котором стоит двигаться.
● Приобрести навыки и умения в выбранной области. Занятие любимым делом требует мастерства. Необходимо постоянно совершенствовать свои способности, обучаться, практиковать. Это поможет развиваться и расти в выбранной сфере.
● Оценить текущую реальность. Не всегда любимое дело может принести стабильность и достаток. В этой связи так важно составить список своих возможностей и ресурсов. Вероятно, потребуется совмещать дело по душе и выполнение основных рабочих обязанностей для обеспечения себя и своей семьи материальным достатком. Другой вариант – сделать свое увлечение источником постоянного дохода, оформив бизнес в соответствии с законодательством. Важно понимать, что нужна готовность к решениям и к последующей адаптации к переменам.
● Окружить себя людьми, которые смогут поддержать в трудные моменты. Общение в теплой поддерживающей среде избавит от страхов и станет источником вдохновения и мотивации.
● Развивать решительность и упорство – качества, помогающие придумать, организовать и совершенствовать свое любимое дело. Успех приходит с трудолюбием и настойчивостью, верой в себя. Преодоление сложных ситуаций и решение возникающих проблем позволят достичь поставленных целей и чувствовать удовлетворение от дела, к которому влечет.
При поисках призвания важно помнить, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны. Используйте имеющиеся таланты, будьте открыты для новых возможностей и готовьтесь расти и развиваться. Искренне и с любовью погрузитесь в то, что вам действительно нравится. Ведь через призвание можно достичь настоящего счастья.
Практика
Выполните упражнение «Мое будущее». Оно помогает осознать, какие действия ведут к желаемому, а какие – к нежелаемому будущему. И как избежать ненужных для себя последствий.
Ход упражнения
В своем воображении представьте две ситуации:
– Будущее, которое вы хотите видеть через три года.
– Опыт, который вы не желаете иметь через три года.
Попробуйте в обеих ситуациях вообразить место, где вы находитесь, того, кто находится рядом, ваше занятие, испытываемые при этом чувства.
А теперь взгляните на желаемое будущее и спросите себя: «Какие шаги я могу предпринять для того, чтобы это случилось?» Запишите действия, которые приведут к желаемому результату.
Далее определите поступки, которые приведут к нежелаемому будущему. Напишите список действий, которые станут препятствием на пути к достижениям. Полученные результаты помогут проанализировать и понять, на каком этапе вы сейчас находитесь.
Глава 5. Тесты на профориентацию
Найти свое призвание непросто, когда нет понимания того, к какой профессии действительно влечет. Психологической наукой разработаны разные опросники, тесты и диагностические материалы для облегчения этой задачи. Давайте рассмотрим некоторые из них.
1. Диагностический опросник Е.А. Климова предлагает определить, в какой из пяти основных сфер деятельности вы будете наиболее успешны. Эти сферы: человек – человек, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ и человек – природа. Предлагается 20 вопросов, представляющих пары разных профессий. Время на выполнение – от 5 до 10 минут. В каждой паре вы должны выбрать предпочтительную для себя работу. Исходя из ваших выборов, происходит ранжирование по пяти сферам деятельности.