Книга Письмо длиною в десять лет - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Савельева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Письмо длиною в десять лет
Письмо длиною в десять лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Письмо длиною в десять лет

– Не понял. Это, кто тут вякает? – пробасил Шмель. – А ну, брысь отсюда, малявка.

Шмелев в один момент подскочил к Саше и нанес удар, сила которого унесла маленького защитника прямо к ногам вовремя подоспевшей Роботовны.

Если бы не Нателла, Сашке бы здорово досталось. Казалась, что все обошлось. Но это было только началом их войны с Яшкой Шмелевым…


3 глава


Светлый, залитый майским солнцем кабинет класса гитары Детской школы искусств напоминал палубу корабля. Окрашенные в бежевый цвет стены были оклеены афишами известных исполнителей – гитаристов, рядом располагалась морская навигационная карта, фотографии с изображением морских пейзажей и корабельной техники Черноморского флота. Мальчишки – ученики всегда с интересом разглядывали фрегаты, корветы, эсминцы, корабли.

В шкафу, где обычно лежали нотные сборники, уместились бинокль, компас и «Справочник моряка». На следующей полочке – бескозырка, капитанская фуражка. Стол учителя был заставлен моделями миниатюрных парусников и субмарин. Даже на ежедневнике преподавателя Безгодова Анатолия Ивановича красовались штурвал и якорь. В кабинете не хватало только капитанского мостика.

Страсть своего учителя к морскому делу ученики заметили давно. Сначала это было неожиданно для них. Сочетание музыкальной атмосферы, царившей в школе, и морская тематика не укладывались в их мировоззрении. Затем все как-то свыклись с его увлечением и даже вместо привычных букетов цветов на традиционный праздник «День учителя» стали дарить Безгодову книги о моряках и навигациях. Анатолий Иванович даже называл своих учеников юнгами.

– Юнга, какое произведение сегодня выучил наизусть?

– В пьесе надо отработать гитарный прием, юнга.

И юнги – ученики добросовестно учили произведения, старательно отрабатывали приемы, штрихи, гаммы, не имея права подвести своего капитана корабля.

Двадцать четвертого декабря школу искусств лихорадило – сдавали экзамены – академические концерты.

– Юнги, – обратился Анатолий Иванович к ученикам. – Не волнуемся. На сцену выходим уверенно. Зачем беспокоиться, если все выучено, отшлифовано? Главное, собраться с духом и своей игрой на инструменте убедить комиссию. Настоящие артисты – они как моряки: смелые, сильные, целеустремленные, – напутствовал перед выступлением учеников Безгодов. – Идем в открытое море.

Открытое море, в понимании Анатолия Ивановича, означали концертный зал и экзаменационный процесс.

Сам же Безгодов всегда волновался перед выступлением своих учеников. Но, стараясь, чтобы его волнение не передалось «юнгам», держался с ними непринужденно, подзадоривая ребят.

– Итак, я надеюсь, что все сегодня получите штурвалы! – пошутил Безгодов.

Юнги прекрасно понимали, что имел в виду преподаватель. Якорь – сыграл неуверенно, неубедительно. В оценочном эквиваленте – четверка. Штурвал символизировал движение вперед, отличное исполнение программы. Это означало: молодец, пять!

После экзамена все собрались в классе – каюте.

– Юнга Полевых – оценка пять, штурвал! Юнга Муромцев – тоже штурвал, молодец пятерка, юнга Макаров – пять! – называл оценки Безгодов.

– Штурвал, – подсказал кто-то из ребят.

Оказалось, что из одиннадцати учеников класса, только второклассник Ефремов получил оценку четыре.

– Якорь, – мрачно вздохнул тот, и грустно посмотрел на капитана. – В следующий раз не подведу.

– Я верю в тебя, юнга Ефремов, – поддержал ученика Безгодов.

– Отличный результат! – похвалил Анатолий Иванович учеников. – Идем правильным курсом. Корабль – вперед!


***


Безгодов заочно приготовился к баталиям экзаменационной комиссии. Он предвидел, что некоторые недоброжелатели будут препятствовать хорошим отметкам его учеников, однако, этого не произошло. Все преподаватели отметили качественную подготовку гитаристов его класса. Мнение членов комиссии сводились к одному – ребята заслужили пятерки. Преподаватель остался доволен таким решением экзаменационной комиссии.

– Молодцы парни, – похвалил безгодовских учеников директор музыкальной школы. – Показали класс! Блестящие виртуозные выступления! Будем ждать отчетного концерта. Нужно больше привлекать мальчишек в класс гитары. Это отвлечет их от плохого влияния улицы.

Директор мог еще долго продолжать свою речь о пользе музыкального искусства и о его влиянии на становление подрастающего поколения, но его отвлек телефонный звонок.

– Через полчаса в администрации? Но? Почему? – сопротивлялся директор своему телефонному начальству. – Что за срочность? Какова повестка внеочередного заседания?

Он понял, что спорить с невидимым голосом бесполезно и быстро вышел из концертного зала.

Члены комиссии недоумевали.

– Что – то случилась? – задал вопрос старенький завуч. – Таким я давно его не видел.

– Подождем, увидим, – хмыкнул противный заведующий отделением.

Его ухмылку отметили многие преподаватели. Все прекрасно знали, что заведующий отделением с благозвучной фамилией Соловейчик давно претендует на место директора школы и ждет не дождется, когда тот уйдет на пенсию.

Соловейчика недолюбливали многие, в том числе и Безгодов. Все прекрасно знали его ревностное и завистливое отношение к успехам коллег. Получить пятерку у Соловейчика – равносильно уложить противника на обе лопатки.

Безгодов приготовился дать отпор заведующему, но тот, вопреки всем ожиданиям, вдруг залился в похвалах.

– Отличное, яркое выступление учеников класса! Ребята молодцы – подготовились к экзамену, показали высокую культуру исполнения! – разглагольствовал Соловейчик.

Но, в своей речи он почему – то не отметил работу преподавателя Безгодова. Можно подумать, что ученики самостоятельно научились играть на гитаре.

Анатолий Иванович решил не зацикливаться на игнорировании его педагогических заслуг. Он понимал, что спорить с заведующим отделом бесполезно, и пока тот красноречиво воспевал достоинства других гитаристов, преподаватель отрешенно смотрел в окно. Мысли его были далеко. Что-то царапало и сверлило Безгодова изнутри. Эту тревогу Анатолий стал ощущать недавно, с того момента, как к ним в музыкальную школу привели на прослушивание двух мальчишек – близнецов. Безгодов прослушал ребят, отметил в них незаурядные музыкальные способности и пригласил их на обучение в класс гитары.

Простучав в ладошки ритмические рисунки и повторив мелодические обороты, мальчишки были отправлены на школьный двор, где им строго – настрого было велено вести себя прилично и дожидаться отца. Соблюдение правил приличия близнецами было тут же проигнорировано и сейчас они просто повисли на школьном заборе, раскачиваясь на нем, как на турнике.

Отец с тревогой поглядывал в окно. Сорванцы, заметив грозный взгляд взрослых, уныло поплелись к скамейке.

–Это приемные дети. Мы с женой усыновили их два года назад. Жалко было их разлучать, пришлось взять двоих. Жена в них души не чает, а мне приходится быть строгим отцом. Она – пряник, я – кнут. Так и воспитываем, – откровенничал с Безгодовым отец близнецов.

– Без кнута никак нельзя? – полюбопытствовал Анатолий. – Это дети, а не машины. У них должно быть детство – шаловливое, озорное, веселое.

– Им дай волю, быстро на шею сядут, – прервал размышления Анатолия отец близнецов. – Я их строго держу. Ремень на видном месте висит.

Преподаватель поморщился. Он вспомнил своего приемного отца Ивана Федоровича Безгодова. Вот кого искренне любил и уважал Анатолий!

Безгодовы усыновили маленького Тольку, когда тому стукнуло семь лет. Парнишка сначала находился в доме малютки, а по достижении трехлетнего возраста его перевели в детский дом.

Иван Федорович работал неподалеку. По вечерам, возвращаясь с работы, мужчина встречал грустный недоверчивый взгляд темных мальчишеских глаз. В это время детей выводили на прогулку.

Старенький, убогий участок, на котором громоздились ржавая беседка и такие же качели, производил на мужчину угнетающее впечатление.

– Дети, не балуйтесь. Алексеев, не лезь на дерево! Афонина, не сиди на снегу! – командовала воспитательница.

Безгодова коробило такое обращение к воспитанникам детского дома.

– Неужели нельзя к детям по имени обращаться? – злился мысленно Иван. – Это же ребятишки, а не солдаты. Вот если бы у меня был сын…

Он уже заранее знал, как будет воспитывать собственного сына. Они бы занимались спортом и музыкой, ходили на рыбалку, в лес за грибами, по вечерам встречали мать с работы и помогали ей по хозяйству. Всегда вместе, объединенные общими семейными заботами.

Мечта была несбыточной. Его жена Элла Владимировна не могла иметь детей. Уже давно погасли огоньки надежды, и супруги постепенно смирились со своей участью. Они намерено проходили мимо магазинов с детскими товарами, какими бы яркими и зазывающими не были витрины и рекламные щиты торговых заведений.

Постепенно жизнь супругов становилась вялой и пресной. Они почти не разговаривали друг с другом и уходили с головой в работу, стараясь заглушить мечту о детях.

– Все, я устала. Я не могу больше ходить по больницам! – не выдержала первой Элла. Мне скоро сорок! Бесконечные капельницы и уколы сведут меня в могилу раньше времени. Надо принять тот факт, что у нас не будет детей, собственных детей!

Как принять такой факт Иван Безгодов не понимал. Разве это семья, где нет детей? Дом без детского смеха, топанья маленьких ножек, разбросанных игрушек, размазанной по столу кашей – разве это дом?

Дом Безгодовых – полная тишина и замкнутость. Каждый сам по себе. Пара дежурных фраз утром и вечером, ужин в тишине – вот все общение супругов Безгодовых.

А ведь была любовь! Большая, всепоглощающая! Их влекло друг к другу, чувства не помещались в простые, ясные слова. Они шли навстречу с огромным желанием соединить свои руки, души, судьбы.

Тогда, девятнадцатилетние студенты музыкального училища Ваня Безгодов и Эллочка Волкова совершенно потеряли голову от любви. Даже музыка отошла на второй план. Вместо занятий в музыкальном училище они, держась за руки, гуляли в городском парке, кормили лебедей в пруду. Эллочкина скрипка и Ванина гитара бесцельно лежали на деревянной скамейке.

Отрезвление пришло внезапно. Мама Эллочки позвонила матери Безгодова и потребовала, чтобы гитарист отстал от ее дочери.

– Мне сегодня преподаватель по классу скрипки сообщила, что моя дочь пропускает занятия! Это все из-за Вашего сына! Он мешает Эллочке учиться. И это четвертый курс! Нужно готовиться к выпускным экзаменам. Хоть бы бед не натворили. Расхлебывай потом за них. Скорее бы, Вашего Ивана забрали в армию! – с надрывом в голосе сказала Волкова.

Это было сказано таким тоном, будто Иван был преступником, и ему грозила тюрьма.

Мудрая Безгодова не стала спорить с истеричной Эллочкиной матерью и, проявив чудеса выдержки, молча выслушала женщину, а потом долго сидела, задумавшись, возле окна, прижав телефонную трубку к уху. Гудки, доносившиеся из недр телефона, сверлили ей мозг. Мысли метались, наскакивая одна на другую. Глаза уставились в одну точку.

За окном бурлила жизнь. Ярко светило послеобеденное весеннее солнце. По тротуару гуляли молоденькие мамаши с колясками, в песочнице карапузы строили замки и лепили куличики. На лавочках уютно устроились бабушки, которые всегда знали, что происходит в их доме и за его пределами. Белое здание педагогического техникума, располагавшееся рядом, сверкало нарядными новенькими дверьми. Стайками выпархивали студентки и торопились на остановку двадцать пятого автобуса. Новенький «Икарус» – гармошка переливался своей желтизной и, передвигаясь по дороге, походил на огромного оранжевого бегемота. Поток машин, напоминавший разноцветную мозаику, застревал перед красным глазом светофора.

Всей этой весенней прелести Безгодова не замечала, хотя и сидела возле чистого, недавно помытого окна.

– Вырос сын! Музыкант! Талант! Попалась, наверно, легкомысленная девушка и Ваня голову потерял. Надо вечером с сыном поговорить, определенно надо!

Безгодова старалась выкинуть неприятный разговор из головы. Она верила сыну. Он ее опора и надежда. Никогда Иван не поступит плохо и не сделает подлость.

Татьяна Безгодова воспитывала сына одна. Женщина никогда не жаловалась на трудности. Когда Иван подрос, записала его в музыкальную школу и на последние деньги купила гитару. Сын оправдал ее надежды, учился старательно и затем поступил в музыкальный колледж.

– Такого сына надо заслужить! – гордилась женщина.


4 глава


Вечером Иван Безгодов возвращался домой. Он шел по узенькой аллее, выложенной брусчаткой. Высаженные с каждой стороны в один ряд кустарники создавали плотный заслон и придавали дорожке особую живописность.

Гитарист Иван Федорович работал в музыкальной школе. Он был одним из немногих, кто в девяностые годы остался верен профессии. Многие музыканты этого поколения переквалифицировались в бухгалтеров, строителей, продавцов. Даже его любимая Эллочка подалась в Турцию за товаром, который затем удачно реализовывала на местном рынке и постоянно терроризировала Ивана за то, что он мало зарабатывает, а она, бедная, вынуждена таскать тяжелые сумки и обеспечивать семью.

Безгодов с женой не спорил. Молча собирался по утрам и уходил в школу, где пропадал целыми днями. Зарплата была маленькая, и он был вынужден подрабатывать частными уроками.

Проходили недели, месяцы, годы. Дом, работа, Эллочкины истерики, пустота…

Из состояния монотонности и однообразия Безгодова вывел детский резкий крик.

– Дяденька! – вдруг услышал Иван Безгодов. – Дяденька! Постой!

Безгодов остановился, осмотрелся. Ему показалось, что голос доносится откуда – то из – под земли.

– Ох! Помогите! – опять донеслось до Ивана.

Он явно услышал чей – то стон и детские рыдания.

– Где – ты? Ты кто? – Иван судорожно раздвигал ветки кустарников и искал того, кто просил о помощи.

Плотная стена растений и вечерняя темнота мешали Безгодову. Мужчина присел на корточки, и как снайпер, руками, стал ощупывать землю. Он боялся пропустить каждый сантиметр земляного покрова, но ощущал под пальцами только камни, ветки, опавшие листья.

Вдруг рука наткнулась на что-то мягкое и одновременно мокрое. Мужчина продолжал перебирать руками. Темнота все больше устанавливалась над городом, затрудняя поиски.

– Кто здесь? Отзовись! Ты где? – пытаясь казаться спокойным, спросил Иван.

Он хотел определить нахождение ребенка по голосу и специально задавал тому наводящие вопросы. То, что это был ребенок, Безгодов не сомневался.

– Эй, парень, – опять позвал Иван. – Тебя как зовут?

В ответ он услышал короткий, напоминающий вздох, стон.

Неожиданно луч фары проезжающей синей девятки осветил кустарник, за ним высокий забор детского дома.

Теперь Иван услышал стон, доносившийся с правой стороны. Доверяя собственному музыкальному слуху, мужчина двинулся вправо и вскоре увидел парнишку лет семи. Он лежал на земле, свернувшись калачиком. Лицо и руки измазаны кровью. Губа разбита, ноги в кровоподтеках.

Безгодов ринулся к мальчонке.

– Кто-тебя так, парень? – проглатывая ком в горле, судорожно спросил Безгодов.

– Пацаны из детдома. Я не брал. Я.., – тихим слабым голоском ответил мальчик, теряя сознание.

Безгодов уже не слушал ребенка. Он подхватил парнишку на руки и выбежал на проезжую часть, пытаясь остановить машину, но все было безрезультатно. Вечернее шоссе словно замерло.

Так прошло двадцать минут. Через некоторое время на трассе показалась карета скорой помощи.

– Слава Богу, – выдохнул Безгодов.

Машина остановилась.

– С ума сошел? – налетел на Ивана водитель. – Мы женщину в реанимацию везем. Хоть бы успеть. А ты тут дорогу загородил!

– Ребенок погибает. Избили в детском доме. Он без сознания. Я его на улице нашел, – пытался описать ситуацию Иван.

Сильные руки врача подхватили худенькое тельце ребенка.

– В травматологию, – коротко бросил он то – ли водителю «Скорой», то – ли Ивану Безгодову.

Безгодов поймал такси и поехал следом за «Скорой».

В больнице ему задали несколько дежурных вопросов – имя, фамилия, отчество, место работы, где и во сколько обнаружил ребенка, какие действия предпринимал.

В приемном покое мальчишка пришел в себя. Оказалось, что его зовут Толькой, ему семь лет. Как появился в детском доме, он не помнит.

– Странно, – помахал головой врач – травматолог. – Из полиции не было сообщений, что ребенок из детдома пропал, и бригаду «Скорой» тоже не вызывали.

– Вы кем ему приходитесь? – неожиданно спросил врач у Анатолия.

– Буду ему отцом! – уверенно ответил Безгодов.

Мужчина ни на минуту не сомневался, что станет для Тольки отцом. Настоящим отцом.

Он навещал парнишку каждый день. Сначала тот смотрел на Безгодова затравленно и испуганно, но Ивану удалось разговорить мальчика.

Оказалось, что Тольку избили детдомовцы – пятиклассники. Один из них украл деньги у воспитательницы. Они долго следили за пожилой женщиной и когда та вышла из кабинета, оставив сумочку, ватага негодяев вытащила всю зарплату. В краже обвинили Тольку, а чтобы он нигде не проговорился, решили его убить. Они били его жестоко – пинали ногами, толкали, а когда тот потерял сознание, отнесли и бросили его за забором детдома. Избитый парнишка долго лежал без сознания, пока его не нашел Безгодов.

Элла и Иван Безгодовы оформили юридические документы об усыновлении Тольки. Теперь в их семье появился сын – Безгодов Анатолий Иванович.


5 глава


Саша проснулся рано, еще до рассвета. Долгожданный январский день обещал быть интересным и насыщенным разными событиями.

Начало января в южном приморском городе выдалось очень теплым. Температура доходила до плюс пятнадцати градусов. Готовились к цветению айва и азалия, можжевельник тоже не хотел отставать. На магнолии пока были видны маленькие бутоны, она зацветет только в марте. Еще какие-то неизвестные растения радовали мальчика буйством красок.

В воздухе пахло утренней свежестью. Темнота начинала рассеиваться. Пока еще совсем слабый, но смелый лучик солнца прорезывал тьму. Потом еще один и еще. И вот уже множество солнечных нитей искрится на утреннем небосклоне.

Так же осторожно, как первый луч, где – то далеко, еле слышно, начинает петь птица. Вслед за ней незамысловатый мотив подхватывает целый хор птичьих голосов, к нему присоединяется гул машин. Город просыпается…

– Оказывается, что дворники и повара в столовой очень рано начинают работать, – размышляет и удивляется мальчишка. – Пока мы спим, нежимся в постели, видим сны, дядя Лёня уже весь двор подмел, а в столовке уже готовы каша, булочки и компот.

Сердце забилось чаще, когда сквозь слабый утренний туман Саша Ремезов увидел желтый автобус с надписью «Дети», который парковался у ворот детского дома.

– Приехали, приехали! Привет! Привет! – закричал он. – Света, Гришка! Ура! Закончились каникулы!

– Странно, да? Обычно дети грустят, что отдых закончился, а у этих все шиворот навыворот, – делился размышлениями с водителем автобуса дворник дядя Лёня. – Ээх, вот ведь, житуха- пожитуха!

– Ремезов, ты куда? – крикнул дворник вслед выскочившему из входной двери мальчишке.

Но Сашка, не обращая внимания на добродушный окрик дворника, уже мчался со скоростью света к долгожданному желтому автобусу.

– Гришка, привет! – приветствовал друга Саша. – А Светы почему нет?

– Привет! Не знаю! Наверное, позже приедет. У Автобуса ведь еще один рейс на вокзал.

– Ааа, понял! – Саша немного огорчился, выдержал паузу, а затем продолжил. – Здорово, что ты приехал, а то, такая скукотища была!»

Друзья похлопали друг друга по плечу и вприпрыжку побежали в здание детского дома.

– Сашка, давай, на задний двор заглянем, кроликов посмотрим. Я так по Пушистику соскучился, – предложил Гришка.

– Давай, только быстренько, пока воспиталки нас не спалили…

Мальчики побежали по дорожке, вымощенной серой, тротуарной плиткой, которая петляла между стволов высоких яблонь, побеленных известью. Им предстояло преодолеть еще детскую площадку и вот, казалось, они уже у клетки с Пушистиком.

Вдруг Сашка ощутил, что земля уходит из – под его ног, он теряет равновесие и падает. Боль, резкая боль пронзительно распространяется по его коленям и правой руке.

– Эй, ты! – мерзкий, противный голос пронзает тишину.

Сквозь боль Сашка слышит Яшкины ругательства и визжащий вопль Гришки, которого тянут за ухо и ведут на летнюю веранду. Сашке тоже велено идти туда. Он с трудом поднимается, ноги еле слушаются, хотя горят от царапин, а вот рука изнывает от резкой боли в кисти.

Сначала компания из двух человек, «шестеривших» у Яшки, требовала у малышей проставиться за «заезд с каникул» по пятьсот рублей с каждого.

Вторым пунктом в требовании значились «сиги» – на их сленге так назывались сигареты. Ну а когда хулиганы поняли, что не получат ни того, ни другого, так как у мальчишек этого просто нет, стали их бить и пинать.

Резкий крик Нателлы Робертовны остановил негодяев. Пинки и тычки прекратились.

– Будете должны по тысяче! – напоследок подытожил Яшка и убежал догонять свою компанию недорослей, которые докуривали свои сигареты и громко ржали над пострадавшими.

– Что с рукой? – спросила Нателла Робертовна.

– Упал, – стараясь держаться, чтобы не заплакать от боли, произнес Сашка.

– А ты?

– Я тоже… Упал, – поднимаясь с колен, ответил Гришка.

В медицинском кабинете, проведя все манипуляции с бинтами, средствами дезинфекции, медицинская сестра сказала, что Саше нужно делать снимок в травмпункте, а Гриша отделался синяками и ссадинами.

Так распорядилась жизнь: в долгожданный день, вместо музыкального прослушивания, Сашка поехал в больницу.

Перелома кисти не оказалось, но для занятий музыкой растяжение связок и ушиб руки не сулили ничего хорошего. Месяца на три точно можно было забыть о репетициях, а уж о прослушивании – тем более.

На обратном пути из больницы они заехали на вокзал, чтобы встретить вторую партию приехавших с зимних каникул ребят.

Радостная и долгожданная встреча с друзьями была омрачена болью от полученных травм, а самое главное, обидой и безысходностью ситуации.

Жаловаться нельзя! Физически с негодяями не справиться, понятно, что силы не равны.

Света как могла, подбадривала Сашку, убеждая его в том, что ничего страшного не произошло и рука быстро заживет. Но парень был безутешен.

Большая обида и жажда мести Шмелю – вот что занимало все мысли мальчика. Ни о чем другом теперь он думать не мог. Хулиганы – подростки сделали ему больно, очень больно, настолько больно, что в этот раз он решил ответить им тем же, а точнее, превзойти их, сделать еще больнее и восстановить справедливость.

– Все! Хватит терпеть! Надо с Гришкой обсудить. Мы обязательно должны что – то придумать, – засыпая, твердил про себя Саша Ремезов.

Тело его сотрясалось от немых рыданий. Он, чтобы его не услышали соседи по комнате, тихо плакал в подушку «сухими» слезами. Главное, что в этот момент ему требовалось лечить не кисть руки, а израненную душу, в которой прочно укреплялось недоверие к людям выше него ростом.

Он понимал, что ему необходим такой взрослый, который смог бы убедить его в том, что справедливость существует, а зло должно быть наказано.

Но пока такого человека на горизонте Сашкиного жизненного пути не наблюдалось.


***


На обдумывание и подготовку плана мести ушло почти три месяца.

Друзья решили дождаться, когда кисть руки у Саши заживет, и тогда они приступят к осуществлению возмездия.

Что могли придумать смелые и отважные семилетние мальчишки? Конечно, детский, немного наивный план действий, но в их понимании дерзкий и гениальный.

Первый удар мести они нанесли однажды вечером, пока «старшаки» были заняты какой-то подготовкой к спортивной эстафете. Гришка незаметно проник в комнату обидчиков и выпустил каждому обидчику под одеяла по пробирке муравьев. Сашка стоял на отвлекающей позиции. Если что, то он должен был разыграть какой-нибудь спектакль, вроде того, что у него резко заболел живот или что-то в этом роде.

Пробирки с муравьями купили в зоомагазине. Такие продают для муравьиных ферм. На покупку пошли деньги, которые Гришке дал дядя еще на январских каникулах.

После удачной вылазки маленькие мстители долго смеялись, представляя себе, как долговязых хулиганов кусают муравьи и как негодяям будет «приятно» засыпать при этом.

Уходя из комнаты Шмеля, Гришка прихватил с собой банку с пеной для бритья из Яшкиной тумбочки.

– А банка зачем? – на бегу заговорщицки тихо спросил Сашка.

– Забыл, что ли? Ладно. Потом объясню, – быстро и деловито ответил Гришка.

Спустя два дня они осуществили вторую часть плана. И Яшкина банка с пеной для бритья сыграла в этом ключевую роль.