– Это центральная площадь нашего города, – пояснил Двар, – Вон вход в городскую таверну, там варят превосходное пиво и настойку. Конечно это не единственная таверна в городе, но зато самая большая и моя самая любимая, – заулыбался Двар.
– Прямо за ней находится тоннель, где располагаются городские кузницы, позже я покажу тебе их работу. В одной из кузниц работает мой троюродный брат. Он прекрасный кузнец. Думаю, что он будет не против показать тебе свою работу. У него сейчас большой заказ на оружие. А вон там слева тоннель, где работают ювелиры. Туда мы тоже обязательно заглянем, тебе будет очень интересно посмотреть на работу гномьих ювелиров. Те несколько тоннелей, что справа, жилые. А дальние тоннели – рабочие, они ведут в самые нижние уровни к железным рудникам. Там добывается руда и минералы для наших кузниц и ювелирных мастерских, – продолжал объяснять Двар, пока девушка восхищённо рассматривала огромную пещеру. Девушка пыталась разглядеть окончание колонн, но так и не смогла. Колонны были освещены лишь наполовину, а дальше терялись во мраке потолка пещеры.
Двар заговорил и вывел девушку из ступора.
– Хирна сравнительно молодой и небольшой по протяжённости и количеству уровней город. Наши рудники расположены не так глубоко и далеко от центра города. Сейчас рабочий день и ты не увидишь на площади большого количества народа. Все гномы на работах.
– Я заметила, что даже проходящие мимо нас гномы, не обращают на нас никакого внимания, – шепнула девушка.
– Гномы не привыкли слоняться без дела и лезть в чужие дела, – согласно кивнул Двар, – Но в выходные или праздники, на площади не протолкнуться, место в тавернах сложно найти, ведь гномы умеют и любят отдыхать. Шумно и даже иногда с мордобоем. Любим погорланить застольные песни, потанцевать и приударить за женщинами, – Двар мечтательно покрутил ус, усмехнулся каким-то своим мыслям, почесал нос и продолжил:
– Как ты уже знаешь, я племянник Браина седьмого – главы нашего Клана или старейшины Рода, или короля Восточных гор – называй как тебе удобно. Вот к нему во дворец мы сейчас и отправимся.
– Мне кажется, что этому странному гному есть до нас дело, – ещё тише шепнула девушка, косясь в сторону.
Двар проследил за её взглядом и увидел направляющегося промо к ним гнома.
– Кто это? Я ещё никогда не видела такого гнома.
Приближающийся гном и правда отличался от всех виденных до этого Тланой гномов. Он был одет в длинную и просторную сутану с капюшоном, подпоясанную кожаным ремешком, концы которого свободно болтались почти до самого пола. В его руке был красивый, резной посох, высотой почти с самого гнома.
– Это наш жрец, по гномьи – годи, – заметил Двар.
Годи подошёл и поздоровавшись со всеми гномами, оценивающе оглядел Тлану и приветливо кивнул ей.
– Твой дядя ждёт вас во дворце, поторопитесь, – обратился он к Двару.
– Ты пойдёшь с нами? – поинтересовался у него Двар.
– Прости, но у меня слишком много дел на сегодня. Но мне приятно было увидеть тебя и твою спасительницу.
– Как видно в Хирне уже все в курсе моего спасения, – улыбнулся Двар.
– А как же может быть иначе? – Подмигнул ему годи и поклонившись Тлане и Двару, удалился.
Глава 3.
Попрощавшись с годи и со своими спутниками, Двар и Тлана отправились к одному из боковых туннелей, ведущих с площади.
Дворец Браина оказался непривычным для Тланы, в её понимании о дворцах. Тлана видела немало таурумских, шондарских, тоскарских и лавадийских дворцов, но все они были совсем не такие.
Они прошли несколькими коридорами и тоннелями с отполированными стенами, которые были украшены искусно вырезанными в камне всевозможными узорами и рунами. Затем, по длинной и очень широкой лестнице с полусотней ступеней и без намёка на какие бы то ни было перилла, они поднялись на более высокий уровень и оказались на просторной площадке перед миниатюрной копией городских входных ворот. Эти ворота были так же красивы и так же изрисованы гномьими рунами, узорами и знаками неизвестными Тлане.
Только перед этими воротами, ни от кого не скрываясь, стояла стража из четырёх гномов в чёрной броне с серебристыми насечками. Двар шепнул девушке, что это королевская стража, самые лучшие воины гномов. Королевские стражники были вооружены шипастыми молотами и большими, металлическими, круглыми щитами под цвет брони. Ворота плавно открылись и их спокойно пропустили. Тлана робко прошла мимо грозной стражи, но бородатые и хмурые стражники, даже не посмотрели на неё.
За воротами оказался просторный и длинный зал, украшенный высеченными прямо в стенах, красивыми барельефами с изображениями гномов во весь рост.
Ворота за их спиной также плавно и бесшумно закрылись. Двар принялся объяснять девушке, что на барельефах изображены все короли Восточных гор, которые правили до Браина седьмого. Тлана захотела как следует рассмотреть фрески гномьих королей, но Двар потянул её дальше, сказав, что у неё ещё будет на это достаточно времени. Пройдя первый зал, они оказались во втором, абсолютно круглом зале, который, как и предыдущий, был украшен барельефами. В этом зале их встретил совсем старый, седой гном и попросил немного подождать. Тлана даже обрадовалась такой задержке. Она с увлечением принялась разглядывать каменные барельефы с изображениями гномов, которые украшали этот зал.
Воспользовавшись заминкой, Двар увлечённо принялся рассказывать, что в этом зале изображены не правители гномов как в первом зале, а исторические личности их Рода, которые, так или иначе, прославляли их Род.
– Лучше расскажи мне о том жреце, который встретил нас, – попросила Тлана.
– У гномов есть свои жрецы – годи, служители культа Махала, они носят амулет в виде треугольника, как и многие гномы, но с изображением глаза внутри треугольника. Жрец не обязательно выбирается из родовой знати, это может быть и самый простой гном. Власть годи основана на доверии к нему и его авторитете среди гномов. Годи не имеет права принуждать гномов к чему бы то ни было. Его власть номинальна и держится на уважении к нему со стороны гномов. Если он не оправдывает доверия гномов, его смещают, но такое происходит крайне редко. Годи содержит храм и алтарь на средства, собранные у города, который и является общиной годи, поддерживает мир в своём городе, предводительствует на жертвенных пирах и на тинге – это собрание гномов. Покидая храм, годи надевает на руку священное кольцо и берёт священный посох, которые обычно лежат на алтаре в храме. В каждом поселении или городе гномов есть храм с алтарём и у каждого храма своё название, которое связано с именем Махала или с его деяниями.
Есть Верховный годи всего Рода, причём эту должность может занимать и женщина. Верховного годи избирают не гномы, а сами годи и оповещают об этом остальных гномов.
Я уже говорил тебе о священном для гномов числе три, так вот, по старой традиции годи в городе всего три, не считая Верховного годи, но на всех жрецах лежит масса обязанностей и функций.
В обязанности Верховного годи входит поддержание мира и справедливости в городе "на высшем уровне", это общение со светской властью, которая, кстати, у гномов по определению выше религиозной, содержание храма за счёт сборов в его пользу, проведение служб и ритуалов, принесение жертв, ведение жертвенных пиров, а также выполнение обязанностей, присущих другим жрецам.
Как я уже говорил, реальной военной или управленческой власти ни один жрец, в том числе Верховный годи, не имеет, он может попросить, но не может приказать.
– То есть он совсем ничего не может? – удивилась девушка.
– Самое страшное, что есть в силах жреца – побить неугодного гнома церемониальным посохом, символом любого гномьего годи или проклясть именем своего храма. При этом ни один гном, какого бы ранга он не был, не может дать сдачу жрецу, а обязан стойко вынести взбучку. Но даже если какой-либо гном, по мнению годи, прогневает Махала словом или каким-то деянием, то не допустить гнома к жертвенному алтарю ни один жрец не может. Человеческие священники могут предать анафеме или отлучить от церкви, а у нас в любое время у любого гнома есть возможность попасть в храм и к алтарю.
Годи у нас не просто священники. Каждый гномий жрец – лекарь, мудрец и летописец. Каждый жрец может лечить раненых и больных, способен дать необходимый совет, решить тяжбу, спор и помочь гномам почти в любом деле. Любому жрецу вменяется в обязанность решать мелкие частные проблемы отдельных семей и гномов. Но по всем серьёзным поводам нужно будет всё равно идти к Верховному годи. Жрецы ведут летопись Рода, от одного жреца к другому передают рассказы, предания, легенды и мифы о минувших веках и эпохах. Все жрецы – своего рода историки, и одна из их обязанностей – распространять эти знания.
Годи поют на жертвенных пирах, а также обучают этому искусству всех желающих. Жрецы сочиняют, разучивают и записывают новые песни и предания, поют священные песнопения во время жертвенных пиров и вообще всячески эти пиры оживляют.
Кроме того, жрецы могут ходить по гномьим поселениям и городам к жрецам других Родов и "проповедовать". То есть рассказывать о своём храме, петь старинные песни, делиться между собой мудростью, рассказывать сказки и легенды, можно даже за деньги, часть которых останется местному храму, а часть уйдёт в пользу своего храма.
Помимо годи, при каждом храме есть хранитель святых регалий, в его подчинении находится храмовая стража. Хранитель регалий и его стража подчиняется только Верховному годи.
– Даже король не может им приказывать?
– Даже король, – отрезал Двар, – Хотя, – гном почесал затылок, – Теоретически такое возможно, но лишь в военное время.
– А в ваших храмах служат службы? – снова полюбопытствовала Тлана.
– Конечно. Распорядок дня жреца примерно таков:
1. Утренняя служба проводится на рассвете и в ней участвуют все присутствующие в городе жрецы. Она очень короткая.
2. До полудня – выполнение прямых обязанностей, решение споров между гномами и так далее. То есть лекари лечат, мудрецы мудрят и так далее.
3. После полудня – либо написание летописей, помощь гномам в разрешении споров, подготовка ритуалов или другая работа на пользу храма.
4. Вечерняя служба проводится на закате, в ней также участвуют все присутствующие в городе жрецы.
5. Вечером и ночью – либо проведение ритуалов, либо подготовка и участие в жертвенных пирах.
Этот распорядок, во-первых, может изменяться, неизменно только время утренней и вечерней служб, а во-вторых, не распространяется на Верховного годи, который редко покидает пределы храма и постоянно занимается всякими религиозными и духовными делами.
Что касается светской жизни жрецов и жриц, то гномьи служители культа имеют полную свободу действий. Можно вступать в брак, а можно и не делать этого. Можно жить в храме, а можно – за его пределами. Единственно, в чём выдерживается единообразие среди жрецов – одежда и внешний облик.
Вернулся старый гном, который встречал их. Он сказал, что их ждут и жестом пригласил пройти в следующий зал.
Третья пещера оказалась более просторной, чем предыдущие. Правильный четырёхугольник с колоннами по краям, в виде гномов великанов, подпирающих потолок и большими барельефами во все стены, изображающими какую-то битву гномов с драконами. В конце пещеры был небольшой подиум, к которому вело несколько ступеней. В середине подиума стоял большой, искусно высеченный из камня, трон, украшенный гномьими рунами. По краям и чуть позади трона стояли два стража в чёрно-серебристых доспехах, таких же, как и у стражи при входе во дворец.
На троне сидел совсем старый гном, с большой седой бородой и всклокоченными седыми бровями. Его седую голову венчала золотая корона с тремя длинными, острыми гранями, украшенная крупными драгоценными камнями. Восседавший на троне Браин седьмой смотрел на вошедших и по-доброму улыбался. Двар и Тлана медленно подошли к подиуму.
– Дорогой Двар, племянник, я рад видеть тебя и твою спасительницу, – он внимательно посмотрел на Тлану.
– Воистину дядя Браин, новости бегут впереди нас, – с улыбкой ответил ему Двар и низко поклонился.
Тлана, покосившись на Двара, тоже поклонилась. Девушке сразу понравился этот старый король гномов.
– Я знаю всё только в общих чертах, – заговорил Браин, – от гномов, прибывших из Корансы раньше вас, но мне не терпится услышать весь рассказ со всеми подробностями, из первых уст.
Двар ещё раз поклонился и принялся в красках излагать историю своего счастливого спасения. Тлана стояла и краснела от смущения, а старый король кивал головой и снова по-доброму улыбался, слушая Двара и поглядывая на девушку.
Король восхищённо прищёлкнул языком, когда Двар дошёл до места, где Тлана так ловко метнула свой кинжал и сразила вожака орков. Но когда Двар дошёл до места, где он подарил Тлане медальон, брови Браина удивлённо взметнулись вверх, а потом сползлись к самой переносице, он нахмурился и резко перебил Двара.
– То есть ты хочешь сказать, что "Лафик" теперь находится у этой девушки? Ты подарил ей "Лунную Силу"?
– Если так называется медальон, который я подарил за своё спасение девушке, то да, – Двар явно смутился и взволнованно жестикулируя, принялся объяснять дальше, – Мне нечего было подарить ей, у меня не было ничего подходящего под рукой. Орки украли все золотые украшения, которые мы везли на продажу. Оставались только броня и оружие, поэтому мой медальон был единственным подарком, который можно было подарить этой юной девушке. Но если вы считаете, что этот подарок её недостоин, то я обещаю исправиться и более достойно награжу свою спасительницу.
Двар, сильно смущаясь и даже немного заикаясь, продолжил:
– Дядя, ведь вы не будете обижаться, что я передарил ей ваш подарок? – спросил Двар и снова поклонился.
В зале повисла гнетущая тишина. В наступившей тишине, король Браин седьмой резко поднялся и сурово произнёс:
– Ты совершил ошибку племянник. Пусть неосознанно, но ты совершил очень, очень большую ошибку! – король опустился на трон и прикрыл глаза рукой.
Тлана непонимающе переводила взгляд, то на залившегося пунцовой краской и низко опустившего голову Двара, то на сдвинувшего свои кустистые брови, сурово смотрящего на него Браина.
Собравшись с духом, девушка решительно сделала шаг вперёд.
– Простите, что перебиваю вас, ваше Величество, – поклонилась девушка, – Но объясните мне, пожалуйста, что происходит? В чём виноват Двар? Он не должен был дарить мне этот медальон? Если он так дорог вам, то я могу отдать его обратно. Одно только посещение вашего прекрасного подземного города, это та награда, о которой я даже и не могла мечтать.
Тлана ещё раз поклонилась старому королю и осторожно принялась снимать с шеи медальон.
– Нет. Стой. Не снимай его, – остановил её Браин, вскинув руку, поднимаясь и тяжело сходя со ступеней подиума, – Что сделано, то сделано. Не стоит делать того, чего ты не можешь знать. Ты спасла жизнь моему племяннику и совсем не виновата в том, что так неосознанно совершил Двар.
Старый король спустился с подиума и подойдя к девушке, положил ей на плечо руку.
– Ты ни в чём не виновата, – сказал он более мягким голосом, – Но пойми девочка, можно передавать "Лафик" от хранителя к хранителю, но подаренный "Лафик" нельзя вот так просто отдать обратно, – быстро затараторил Браин, – Всё гораздо сложнее. Это очень серьёзная магия в которой могут разобраться только эльфы, а никак не гномы.
– Магия? Это какой-то магический амулет? – переспросила девушка.
Браин ничего не ответил девушке. Он тяжело вздохнул, развернулся и медленно поднялся обратно на подиум.
Затем король движением руки отпустил стражу, которая сразу же покинула тронный зал, выйдя через небольшую дверь в один из боковых коридоров. А сам Браин подошёл к другой небольшой двери, находящейся прямо за троном и поманил Двара и Тлану за собой.
Они непонимающе переглянулись и последовали за ним. Поднявшись на подиум, они проследовали к двери, за которой уже скрылся Браин.
Комната, в которой они оказались, была довольно просторной, но скромно обставленной. Небольшой стол, горящий камин, вокруг которого располагались несколько резных кресел накрытых какими-то шкурами. В углу стояла большая кровать, покрытая теми же шкурами что и кресла, большой шкаф с книгами и два объёмных резных комода.
Браин не спеша подошёл к столу, со вздохом снял с головы корону, повертел её в руках, словно рассматривая и положил её на стол. Старый гном неторопливо разлил что-то из стоящего на столе высокого кувшина с узким горлом, в три красивых металлических кубка, украшенных драгоценными камнями. Тяжело вздохнув, он с кряхтением присел в одно из кресел. Сняв с подлокотника тёплый, вязаный плед и развернув его, он накрыл им свои ноги. Жестом показав своим гостям на наполненные бокалы, он пригласил их тоже присесть в кресла и приложился к своему кубку. Пока Двар и Тлана брали со стола кубки и располагались в креслах, король не проронил ни слова. Он молча смотрел на пламя в камине и прикладывался к кубку.
Глава 4.
– Вроде и не холодно, а я мёрзну. Стар я уже стал. А для старого гнома нет ничего лучше, чем сидеть у камина в компании с друзьями, чарочкой крепкой настойки и рассказывать легенды, – медленно произнёс король Браин, смакуя крепкий напиток.
Старый король уже не был так суров, морщины на его лбу разгладились. Перед Тланой сидел тот же самый старый гном с доброй улыбкой, который встретил их в тронном зале, сидя на каменном троне.
Браин посмотрел на потрескивающие в камине поленья, зажмурился от удовольствия, ещё раз глотнул настойки, прищёлкнул языком и внимательно посмотрев на своих гостей, начал свой рассказ:
– Я начну издалека, но послушайте меня внимательно. По легенде появления нашего мира, Создатель всего сущего, Великий Эрату сотворил наш мир Айнон. Никто из богов не мог сравниться с ним в силе и сделать подобное. Эрату очень понравилось своё творение. Но Эрату очень устал после сотворения мира. Он попросил младших богов помочь ему заселить и украсить этот чудесный мир. Его сестра Ланэя создала животных, птиц и рыб. Его сын Альгонел – создал небо. Лесх создал леса. Лер создал моря и реки. А младший брат Эрату, Махал – создал горы.
Когда они выполнили его просьбу, Эрату пришёл в восторг от сотворённого ими и решил заселить получившийся мир разумными существами.
Богам очень понравилась идея Эрату. Но больше всех обрадовался младший брат Эрату, Махал – прародитель гномов. Ему очень хотелось поскорее увидеть приход в Айнон разумных существ, которых обещал расселить там Эрату. В нетерпении, не дождавшись брата, он создал из камня своих собственных существ и вдохнул в них жизнь. Но Аргус, хозяин подземного мира, узнал об этом. Он подговорил младших богов и те рассказали Эрату о своевольном поступке Махала. Эрату очень рассердился на брата и сильно отругал Махала за его нетерпение.
Раскаявшись в содеянном и попросив у Эрату прощения за своё нетерпение, Махал принял решение уничтожить свои создания и сказал об этом брату. Но их сестра Ланэя, уговорила Эрату простить младшего брата и не наказывать его слишком строго, ибо он сделал своих существ из-за нетерпения, а не со зла и не из-за первенства перед Эрату. Великий Эрату согласился с сестрой и пожалел своего брата и его созданий.
Он не стал уничтожать сотворённое братом и не разрешил Махалу уничтожить их, но по его решению, создания Махала должны были уснуть и пробудиться лишь только после того, как на Айноне появятся перворождённые – эльфы, которых Эрату решил поселить на Айноне первыми. Махал, послушался старшего брата Эрату и усыпил свои создания в трёх разных пещерах. Среди них были и три Великих праотца всех гномов.
Старый гном посмотрел на заслушавшихся его рассказом Тлану и Двара и неторопливо пригубил свою настойку. Сделав несколько глотков и промочив горло, он снова продолжил:
– Махал очень обрадовался решению Эрату, ведь ему нравились те, кого он сотворил, но он всё ещё переживал и искренне раскаивался в своём своевольном поступке. Поэтому Махал не рассчитал силы, когда усыплял свои создания и они пробудились не после появления эльфов, а лишь после появления на Айноне первых людей. После пробуждения его любимцев, трёх Великих гномьих праотцов, Махал создал им женщин, от них и пошли три рода гномов.
Наш Род – Крепкий Кулак, пошёл от Кхима, пробудившегося в горах юга, в Габил-Думе. Остальные два рода это – Камнеступы, живущие в Кар-Даготе на западе и Длинные бороды, живущие на юго-востоке в Фелек-Думе, недалеко от эльфийского Великого леса. Все три рода гномов по сей день живут в этом мире в порядке и здравии. С тех самых давних пор, три – это священное число для любого гнома. Это число праотцов и Родов гномов и для гномов это наиважнейшее из всех чисел.
Старик снова ненадолго приложился к своему кубку и продолжил:
– Я немного отвлекусь от истории сотворения нашего мира, но вернусь к ней чуть позже. Отвлекусь я, чтобы рассказать вам историю нашего Рода. Рода, который ведёт свои корни с южных гор.
Браин печально вздохнул и принялся рассказывать:
– В давние-давние времена, живущий в подземном замке Бардор, который стоял в Жёлтой пустыне около Южных гор, величайший тёмный маг Равэн, натравил халдов на гномов юга. Равэн убедил халдов, что гномы убивают слишком много драконов и могут уничтожить всех драконов, которых халды подчиняли себе с помощью своей магии подчинения.
Халды напали на наш, самый многочисленный в те времена Род. Вместе с халдами против нас вышли гримтурсы и подчинённые халдам драконы. Халды, живущие в южных горах, были наши соседи и никогда не нападали на гномов, поэтому их вероломное нападение получилось неожиданным для южных гномов и остальные Роды гномов просто не успели придти к нам на помощь.
При Величайшей Битве за Габил-Дум, которую гномы называют "Битвой Печали", погибло множество гримтурсов, халдов и подчинённых им драконов. Защищая свой дом, мы бились отчаянно, но были разбиты и покинули юг, уйдя на восток. С тех пор мы живём здесь в Хирне и храним память о Габил-Думе, как о Величайшем Подземном Королевстве гномов.
Браин погладил свою бороду и печально покачал головой. Он грустно вздохнул и наклонив кубок, пролил несколько капель на каменный пол.
– Павшим в боях предкам, – тихо шепнул старый гном.
Двар, а затем и Тлана, повторили за ним его действия и слова.
Глядя на девушку, повторяющую его действия и слова, старый гном одобрительно кивнул, снова пригубил напиток из своего кубка и продолжил:
– В мире есть ещё и четвёртый клан гномов, живущий за Южными горами на самом краю океана. Их Род идёт не от прародителя всех гномов Великого Махала. Их хозяин – древний маг Равэн, который перевоплотил их из обычных гномов и подчинил себе. Он вселил в них зло, что бы они служили ему в его тёмных делах. Они перестали поклоняться Махалу, их богом стал сам Равэн и всё то тёмное, что он в себе воплощал.
Люди называют их тёмными гномами. А по-нашему – это клан Черноголовых. Сейчас у гномов нет открытой войны с ними, они замкнуто живут за Южными горами на самом берегу океана и почти не появляются в мире. Но при любой встрече они постараются убить нас, а мы постараемся убить их. Это очень древняя вражда и она касается только нас, гномов и никого больше. Даже столь ревностные ценители любой жизни – эльфы, не лезут в этот древний конфликт между нами.
Старый гномий король откинулся в кресле, поправил вязаный плед, вытянул ноги к угасающему камину и снова приложился к своему кубку. Немного помолчав и отдышавшись, он снова продолжил свой рассказ:
– Вернёмся к легендам о сотворении мира. Эрату, несмотря на все старания Ланэи, хоть и не показывал вида, но был всё ещё сердит на Махала и первая попытка заселить Айнон эльфами у Эрату не получилась. Ему не понравились получившиеся создания. К сожалению, легенды не сохранили то, какими были эти первые создания. Но они чем-то не понравились Эрату, и он прогнал их с глаз. А затем Эрату и вовсе уничтожил их или убрал из нашего мира.
Эльфы с гордостью считают себя перворождёнными, но они появились на Айноне только со второй попытки.
Но даже если предположить, что про первых неудавшихся созданий Эрату легенды врут, то гномы всё равно появились раньше эльфов, хоть и уснули потом на долгое время, – хитро улыбнулся Браин и подмигнул Тлане.
Двар, тоже с улыбкой, согласно закивал головой, а Браин продолжил своё повествование:
– Когда же, наконец, появились эльфы, которых поселил на Айноне Эрату, он поселил их в Великом Лесу и эльфы изначально жили там, в мире, согласии и с любовью ко всему живому.
Но часть перворождённых эльфов, будем называть их так, – снова улыбнулся Браин, – была недовольна последующим появлением на Айноне людей, которых заселил в наш мир повелитель стихий Альгонел, сын Эрату. Не желая знаться с людьми, они ушли на северо-запад в Сумеречные Леса. С тех пор люди так и стали назвать их сумеречными эльфами. А гномы и эльфы Великого Леса зовут их дроу или отступники. Сумеречные эльфы не желали общаться с появившимися на Айноне людьми и отгородившись от всего мира, перестали общаться со своими братьями лесными эльфами, которые спокойно приняли появление на Айноне людей. С тех самых пор сумеречные эльфы живут замкнуто и напрямую ни с кем не ведут никаких дел. Открыто они никогда не поддерживали тёмного мага Равэна в его тёмных происках, но и никогда не поддерживали своих бывших братьев, лесных эльфов, в противостоянии с ним.