banner banner banner
Корабельные будни офицера 7-го ВМФ
Корабельные будни офицера 7-го ВМФ
Оценить:
 Рейтинг: 0

Корабельные будни офицера 7-го ВМФ


В своем письме Виталий подробно и не без литературного таланта, рассказал Лиде, что видел в Севастополе на празднике Дня Военно-Морского Флота:

« 25.07.49 г. г. Севастополь.

…В 9 часов был парад кораблей. Шикарная красивая картина, личный состав все в белом, корабли украшены флагами расцвечивания. После парада был звездный заплыв. Тоже очень красивое зрелище. Стройными рядами плывут матросы, буксируя впереди стенды и портреты вождей. Плывут со всех сторон к Водной станции, после заплыва на Водной станции спортивные состязания и шлюпочные гонки и т.д., а на кораблях в это время выступают артисты, прибывают делегаты, гости, идет веселье».

Во второй половине дня начались торжества на городских площадях. Перед севастопольцами выступали приглашенные на празднование Дня Военно-Морского флота столичные артисты.

Еще задолго до заката солнца жители города собрались на холме, где в Первую оборону Севастополя стояли батареи 4-го бастиона, и где возвышается памятник генералу Тотлебену, руководившему инженерной обороной города в 1854-1855 годах.

С вершины этого холма хорошо видно бухту, корабли и праздничный салют. При свете прожекторов и корабельной иллюминации завершился праздничный день в Севастополе. Виталий описал это так:

«… И вот в момент, когда последний луч света от солнца скрылся за горизонтом, вместе со спуском флага, загорается иллюминация. Какая красота, какой чудесный вид. На воде стройными рядами стоят огненные корабли. Весь силуэт кораблей очерчен горящими лампочками, их многие тысячи и они мириадами блестков отражаются в воде. Вместе с включением иллюминации начинается грандиозный карнавал. Представь себе картинку: десятки шлюпок, украшенных флагами, цветами и освещенных светом лампочек на мачтах, фалах и бортах. Играет музыка, оркестры, аккордеоны, пение, пляски и все это на шлюпках, которые медленно движутся по кругам в одну и в другую сторону, а в середине этих сверкающих бриллиантовых кругов прямо из воды бьют фонтаны, освещенные прожекторами красного, синего, зеленого и желтого цвета. От этого брызги сами становятся цветными каплями, переливающимися всеми цветами радуги.

В 21 час был произведен салют над морем. Это особенно красиво. Главное, вечер был тихий – тихий и поверхность воды была просто зеркальной…. Сколько романтики и красоты».

Далее в своем письме Виталий делился ближайшими планами:

«На берегу буду, наверное, нечасто особенно следующий месяц. Уйдем отсюда и придем только к концу, так что пиши Лидочка на корабль т.е. в/ч 34291-А».

Линкор «Севастополь» снова уходил в море. Предстоял переход к берегам Кавказа в Батуми и Сочи. Стажировка продолжалась. Во время похода линкора учебные тревоги сменяли одна другую. Матросы аварийных партий тренировались в тушении пожаров, ликвидации учебных пробоин, боролись за живучесть корабля, воевать и работать на боевых постах уменьшенным составом.

Все виденное настраивало корабельного курсанта без «пяти минут» лейтенанта Виталия Лозу на философские размышления, которые он излагал своей любимой:

«…Сижу на БП и вспоминаю Лидочку. Вот она сейчас где-то там далеко- далеко спит и во сне улыбается… Лидочка спит, а я бодрствую, оберегая ее сон…

Ради нее, ради многих других наших славных девушек мы сейчас не спим, а учимся, учимся днем и ночью, учимся воевать и побеждать, чтоб всегда, всегда у Лидочки сон был спокойный и чтоб никто не посмел его нарушить».

На переходе из Севастополя в Батуми несколько раз играли боевую тревогу для расчета автоматических пушек на крыше 4-й башни главного калибра. В Черном море, в те годы, были нередки встречи с плавающими минами, как нашими, так и немецким, поэтому при обнаружении мины, по ним проводилась стрельба из автоматических пушек. Стреляли несколько минут, пока не топили мину.

Описывая переход в Батуми, Виталий писал:

«5.08.49 г. г. Батуми.

… Вот я опять в Батуми. Пришли сегодня и будем здесь стоять наверно дней десять. Вот так в нашей моряцкой жизни получается. Сегодня здесь, а завтра уже там… Все эти пять дней ходили по морю, и каждый день учения, тревоги, опять учения и опять тревоги».

5 августа 1949 года. Рейд Батуми. Линкор «Севастополь». Море – штиль, ветер «зюйд» 2 балла. Время – 11 часов 35 минут. По корабельному распорядку, заведенному еще со времен царского флота, командиру корабля подали пробу обеда, который через пятнадцать минут корабельные коки начнут выдавать «бачковым». Дежурный по камбузу держал перед командиром поднос, на котором стояла глубокая тарелка с первым блюдом и тарелка с порцией второго. Рядом с командиром находились дежурный врач линкора и дежурный по кораблю, за ним дежурный по камбузу и кок в белом переднике и колпаке. Снятие пробы пищи командиром корабля – это старинная морская традиция, идущая еще со времен парусного флота, когда команда на желудке своего капитана проверяла качество выдаваемой на обед солонины.

Командир линкора попробовал первое блюдо, затем – второе и, наконец, пригубил поданный в стакане, компот.

– Добро! – произнес командир и расписался в журнале, поданном дежурным по камбузу, разрешив выдачу обеда команде. Недоеденную командиром пробу унесли на камбуз на хранение.

По корабельной трансляции разнеслась команда, и «бачковые» выстроились с бачками у раздаточных окон камбуза, для получения обеда. Бачок с первым, бачок со вторым, чайник с компотом и хлеб «бачковые» доставляли в кубрик, где на подвешенных к подволоку столах, матросы обедали, разливая борщ по тарелкам, затем в эти же тарелки раскладывали второе – макароны по-флотски, запивали компотом из сухофруктов, разливаемым из чайника по алюминиевым кружкам.

Матросы «бачковали» на броненосцах Российского Императорского флота, на кораблях Рабочее-Крестьянского Красного флота и Военно-Морского флота СССР не только в конце 40-х годов. Еще много лет такая организация системы питания личного состава бытовала в советском флоте. И мне, в 1969 году на Черноморском флоте довелось «бачковать» на крейсере «Слава» – бывшем «Молотове», во время первой курсантской морской практики.

Линкор пробыл на рейде Батуми несколько дней. 7 и 8 августа личный состав уволили в город. Батуми показался Виталию Лозе небольшим, чистеньким и зеленым городком. На улицах было много цветов, кипарисов, пальм. Вершины гор, окружавших полукольцом Батумскую бухту, красиво выделялись на фоне неба.

Виталий подробно рассказал Лиде, о увиденном в Батуми:

« 09.08.49г. г. Батуми

…Вчера и позавчера был в городе. Сначала пошел на пляж искупался, позагорал с хлопцами, если можно назвать это загаром, когда все небо закрыто плотными тучами и «боженька всевышний» плакал с неба мелким дождем, но купание понравилось. Сверху капает мелкий теплый дождь, а снизу теплая черноморская вода. Сразу и душ, и ванна. Потом пошли на Приморский бульвар, а затем завернули в Приморский парк. Вот где мне понравилось. Столько зелени, столько цветов, Какие чудесные аллеи… Как все же богата природа особенно здесь. Деревья, растения, цветы – все такое сильное, свежее, ароматное. Всюду жизнь, бойкая, радостная жизнь.

Здесь мы пробыли до 7 часов вечера, снова купались, а потом решили сходить в кино, посмотреть «Мишку-аристократа». Замечательная комедия, выпущена венгерским кинематографией на сюжет оперетты… Смеху было жуть много. Вся публика в зале просто держалась за животы от смеха.

…Уволены мы были до 24 часов, а посему решили после кино зайти куда-нибудь на танцы. Пошли в клуб Моряков. Станцевал пару танцев, посмотрел, как вообще танцуют бальные танцы. Здесь за весь вечер было всего три-четыре вальса, а все остальные «па-де-катры», венгерки и прочие «миньоны», которые к великой моей серости я танцевать не мог. …Я не особенно жалею, ну а после – соответственно на корабль».

Следующее письмо Виталия было уже из Севастополя:

«18.08.49 г. г. Севастополь

Милая Лидочка здравствуй!!!

Как долго я не получал от тебя писем. Перед уходом из Севастополя, кажется числа тринадцатого и вот теперь, когда, снова окончив длительный поход, вернулись сюда.

…Ты, наверное тоже уже получила мое письмо от девятого числа из Батуми. Мы тогда простояли еще два дня, а потом пошли в Поти. Из Поти опять в Батуми, а потом пошли вдоль всего побережья Кавказа. Сутки стояли в Сочи, там к нам на корабль приходили делегаты от пионерской организации города, был на корабле и сын Сталина, генерал – лейтенант Василий Иосифович. Приходили артисты и выступали. Мы остались очень довольны. Дальше Виталий рассказывал, как они побывали в Новороссийске.

А в понедельник были уже в Новороссийске. Мне он жутко не понравился. Попали как раз в момент этой знаменитой «Боры» Ветер жуткий, днем еще ничего, терпимо, а вечером просто ужас. Был я здесь на берегу. В матросском парке играл наш оркестр… посмотрели немножко, а потом пошли с хлопцами в театр. Выступал ансамбль русской песни и пляски.

Понравилось очень, правда и здесь донимало ветер. Пыль везде, весь воздух какой-то тяжелый и мутный от пыли, и как только люди здесь живут? Я им просто сочувствую.

Возвращение линкора «Севастополь» после многодневного похода в Главную базу Черноморского флота Севастополь 18 августа 1949 года вызвала у курсантов, в том числе и у Виталия Лозы, прилив радостных чувств:

А вот теперь опять Севастополь, и от того, что мы здесь просто душа радуется. Все кажется таким близким, родным в нем. Так уж привыкли к нему, и все эти снующие катера, буксиры с утра до вечера, шлюпки, яхты, – чувствуется кипучая жизнь приморского города, столицы моряков.

Завтра опять наверно уйдем на «Тендру» и числа до 25 будем там, а потом снова сюда и будем здесь уже до конца. 25 числа начинаются уже зачеты и экзамены. Нужно сдать 7 зачетов и 2 госэкзамена за практику. Задача нелегка, но я спокоен…

Длительная морская стажировка без конкретных обязанностей, загруженности и ответственности начала тяготить корабельных курсантов. Это чувствуется из письма Виталия от 25 августа:

«25.08.49 г.г. Севастополь

…Такое висячее положение, в котором мы находимся, уже начинает надоедать.

Ну, сама представь, никому до нас дела нет. Стажируйтесь мол, и все. И вот мы стажируемся. Висим, что называется между небом и землей».

Корабельная служба тяжела не только выходами в море, учениями и тревогами… Тяжела она и физически – в стальном чреве линкора жарко, тесно, шумно:

«… Быть все время в атмосфере с температурой от 35 градусов и выше, совсем маленькое удовольствие. Да многие штатские, да и военные сухопутные товарищи представляют себе жизнь моряцкую, как что-то веселое, полное романтики, молодой удали и бесшабашности. Что у моряков де не жизнь, а рай земной. Как они ошибаются. Если б кого-нибудь из этой публики, так мыслящей, да посадить сюда на месяц хотя бы, что бы они запели.

… Я помню в Батуми к нам пришла делегация береговых офицеров, и один из них, обойдя корабль далеко не полностью, а только по верхней и средней палубе, заявил от сердца,

что я лучше буду сидеть в степи на кочке, чем служить здесь. Жарко мол, кругом все шумит, того и гляди, обо что-нибудь ударишься головой. Кстати, он наверно испытал это, ибо при этих словах он с чувством потрогал голову.

Да, это все правда. Тяжело, жарко, тесно, шумно.».

Особенно жарко было на боевых постах линкора во влажном климате субтропиков Батуми и Поти.

Практически, в 1949 году экипаж линкора «Севастополь», служил в тех же условиях, в каких служили на нем офицеры и матросы Российского Императорского флота, хотя линкор прошел модернизацию в 1933-1938 годах на Севастопольском морском заводе.