А мы, поднявшись по крутым ступеням, с наслаждением погуляли по верхнему, высшему ярусу, зажгли свечи в центральной башне Ангкор Вата, под самым небом, оставили подношение в знак благодарности богам за уникальную возможность побывать у того места, где когда-то возвышался Великий Вишну, снесенный злыми людьми несколько столетий назад на землю и сейчас выставленный на обозрение в одних из ворот Ангкор Вата (дальше его вынести не смогли, по словам Вали). Испытали трепет от энергий, которые до сих пор исходят от Центра этого неземного строения, и, наполненные и обогащенные на энергетическом уровне, спустились вниз.
У меня очень много эмоций, я не могу их даже передать, иначе мой рассказ будет бесконечным, одно могу сказать точно – именно здесь я почувствовала, что есть Божественные творения!
Но люди, к сожалению, бездумно, как паразиты, несколько столетий все разрушали, отбивали головы и руки божествам, священным животным, безжалостно срубали лица или носы, сносили золотую штукатурку с барельефами, красочные, разноцветные орнаменты не только на стенах, но и на потолках…
Другие комплексы находятся в еще более плачевном состоянии, особенно храмовая постройка, где снимали фильм про Лару Крофт. Когда-то, вероятно, это был великолепный комплекс, а сейчас он в жутком состоянии – корни гигантских хлопковых деревьев разрывают его буквально изнутри, то есть доделывают ту разрушительную работу, которую не завершили вандалы. Сейчас спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, башни, дорожки, но реставрационных работ практически не заметно на фоне царящего здесь хаоса.
В 1996 году британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришел к выводу, что этот храмовый комплекс представляет собой земную проекцию определенного участка Млечного Пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору его подтолкнула загадочная надпись кхмерского короля на стеле, откопанной на территории храма Байон, где было написано: «Страна Камбу аналогична небу».
Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звезд созвездия Дракона на небе, которые располагались именно так, как возведен храм, по подсчетам ученых, не менее десяти тысяч лет назад.
Сейчас мало кто отрицает, что Ангкор был построен между IX и XII веком нашей эры (по официальной версии). Но тогда откуда могли знать подданные камбоджийских королей, как выглядела картина звездного неба почти за десять тысяч лет до их существования?!
Сплошные вопросы!!!
И вот к какому выводу я пришла: вероятней всего, все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях. Об этом свидетельствуют мегалитические плиты дворцов, полигональные камни, облицовка искусственных каналов, наличие кладки, при которой невозможно даже иголку просунуть между плит, возведение без фундамента (это вообще отдельная тема!), неземное мастерство, если быть более точной, вероятно, компьютерное. Обработанные по неизвестной технологии камни, каменные замки, огромные плиты и блоки, даже кое-где крыши из единого каменного блока с имитацией черепицы и красивыми узорами, и многое-многое другое…
Вот она – связь между Мачу-Пикчу, пирамидами Гизы и, конечно же, непревзойденными пирамидами Мексики!
Да, мне не хватает знаний, чтобы связать все воедино. Но даже при таком дилетантском взгляде видно, что все шито белыми нитками!
Все очень напоминает мексиканские пирамиды и их храмовые постройки, но, конечно, все с налетом индуизма. Какое счастье, что нам хотя бы чуть-чуть дают прикоснуться к Великой Тайне!
Храмы изнутри и снаружи покрыты тонкой резьбой, а огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где между камней невозможно ввести лезвие, мало того, эти камни неправильной формы и даже выгнуты. Некоторые гигантские стены выложены таким образом, что можно разглядеть как будто бы сделанного на 3D-принтере слона, в другом месте – голову Будды. Фантастика!!!
А ведь это всего лишь стены…
Ученые пришли к выводу, что ни одна из современных технологий не способна даже воссоздать былую красоту этих храмов. Почти каждый сантиметр серого песчаника покрыт декоративной резьбой.
На одной из колонн храма изображен стегозавр – травоядный динозавр, существовавший сто сорок пять – сто пятьдесят пять миллионов лет назад. То, что этот барельеф – не подделка, ученые доказали. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? И точно ли кхмеры?..
Кстати, я сфотографировалась около этого стегозавра и около резьбы, которая над ним. Наша Валюшка сказала, что это история развития жизни на Земле – от низшего к высшему. Я уже писала в предисловии, что там главное – все внимательно рассмотреть: начинается все с химеры мужского пола, затем зародыш, затем динозавр, затем млекопитающее, затем прибывшие откуда-то «боги», затем манипуляции «бога» с мозгом примата и в завершение – человек, «венец творения»! Впечатляет, если задуматься и сопоставить все, что есть в мире…
Это картина сотворения мира, не испорченная в течение нескольких веков, дошедшая до наших дней! Уникальная находка! Барельеф, на удивление, не был разрушен варварами и дошел до наших дней практически в первоначальном виде! Уникальная находка, подарок небес, который мы увидели благодаря Вале! Никто из тысяч туристов не подходил к этому месту, не рассматривал барельеф, потому что мало кто из гидов знает о его существовании, а нам, как всегда, повезло! Да и вообще, немногих интересуют эти темы, всем в основном хочется пройти по следам знаменитого фильма.
А мне предстоит все это еще осмыслить, поскольку тема просто неисчерпаемая…
Храмовый комплекс Ангкор Вата окружает ров с водой шириной сто девяносто метров (!), берега которого укреплены мегалитическими плитами в виде двенадцати ступеней, каждая высотой метр (!), образуя остров квадратной формы. На территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной сторон храма. Главный вход в Ангкор Ват представляет из себя широкий тротуар, построенный из массивных блоков песчаника, а с двух сторон небольшие озера, в одном из которых отражается храм.
Высший уровень Ангкора Вата и его галереи только подчеркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид фантастическим. Центральная башня, или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор Ват был изначально индуистским храмом, лишь значительно позже перестроенным в буддистский, в ней когда-то находилась статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в одних из ворот, к которой наша Валя также заставила нас прикоснуться и пройти ритуал!
Отдельно хочется написать об удивительном Вишну (не как о индуистском божестве, а как о символе Бога на земле!), который навсегда у меня в сердце!
У кхмеров существовал древний обычай делать подношения Богу в виде золотых листиков или маленьких (и не очень, судя по отверстиям!) драгоценных камней, которые вставлялись в углубления под статуей бога и в стены вокруг. К сожалению, за прошедшие века эти подношения были разграблены, как и многое другое.
Представляю, как здесь все сверкало и переливалось, моя бурная фантазия постоянно держит меня на грани реальных и нереальных сказочных видений, которые вновь и вновь возникают в моем мозгу. У меня как будто бы происходит раздвоение – живу здесь и сейчас, а в какие-то моменты проваливаюсь ТУДА… Мне постоянно приходится себя возвращать в реальность, я как будто вижу миражи… Фантастика, да и только!
Странное место, нереально волшебное!
Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор Ват в особенности, как сказала Валя, являются душой кхмерского народа, символом процветания кхмерской цивилизации. Изображение храма Ангкор Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является ее символом (что неудивительно).
По преданиям, эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие, особенно самые продвинутые, считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и что это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. Храмы огромные, дверные проемы гигантские, ступени около метра высотой – все говорит о том, что это наследие атлантов. Это уже мне нравится, ближе к истине, но Валя очень неохотно говорит об этом, предпочитая версию сотворения всего этого величия их богами. Вопрос только, кем были те боги?
Они предпочитают об этом не думать, молясь Будде…
Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры. В храме Байон и в храме Прокаженного царя очень впечатляют гигантские головы улыбающихся святых, или, как говорит Валя, лики, которые почему-то назвали ликами Будды, смотрящие на четыре стороны света, но их лица практически один в один схожи с огромными головами ольмеков в Мексике, которые скрывают, не показывают туристам. Эти огромные каменные головы, очень смахивающие на негроидную расу, украшают башни с четырех сторон, и все они разные, вернее выражают разные эмоции. Говорят, что ночью при лунном свете у них меняется выражение лиц и они начинают значительно отличаться от дневных ликов.
Везде прослеживается священная геометрия!
Вот мои эмоции зашкаливают точно! Всего не опишешь, здесь впечатлений на целую книгу…
На обратной дороге Валя решила показать нам Тонлесап – самое большое пресноводное озеро на полуострове Индостан. Это не входило в нашу программу, мы были измучены – прошли пешком почти тринадцать километров, более шестнадцати тысяч шагов, но мы не могли отказаться увидеть чудо, которое мало кому из туристов показывают!
Надо было успеть до заката солнца, водитель несся как угорелый, в порту бежали, успели купить билеты в последний момент. Прыгнули в деревянную лодку, и молодой жилистый кхмер погнал так быстро, как только мог! Валя сама была в шоке, но старалась не показывать нам свой страх, чтобы не пугать, поэтому на какое-то время замолчала и напряженно наблюдала за манипуляциями «капитана». Он резко повернул в протоку от основного русла мутной реки, по которой двигался поток лодок. Протока метра три-четыре шириной, лодка с подвесным мотором практически цепляла дно, но успокаивали ловкие движения, бесстрашие и опытность нашего необычного «капитана», смахивающего на шуструю обезьянку! Он постоянно оглядывался на нас и улыбался, как бы успокаивал.
И вот перед нами открылась картина, от которой захватило дух, – бескрайняя водная гладь везде, куда ни глянь! А в небе бордовый диск солнца, медленно опускающийся и окрашивающий воду красным цветом! А-а-а-а-а-а!!! Эмоции опять зашкаливали!
И Валя, и капитан захлопали в ладоши, ликуя, что мы успели!
Восторги передались нам – это было так здорово, красиво, радостно, просто супер!
Мы успели сделать буквально несколько снимков, и солнце скрылось за горизонтом, как будто бы кто-то невидимый выключил лампочку. Резко потемнело. Возвращались по окружной дороге среди множества других лодок. Движение очень активное, поскольку на озере расположена огромная, самая большая в Камбодже плавучая деревня, масштаб которой трудно передать. У них есть и плавучая школа, и даже плавучий храм, и многое другое. Потом Валя рассказывала, что жители этой деревни испокон веков до шести раз в год то уходят далеко от берега, то возвращаются к берегам при большой воде. Их жизни не позавидуешь, не дай Бог…
Это озеро размером в длину сто шестьдесят восемь и шириной сорок восемь километров!
Валюшка с гордостью называет его пресным морем – кормильцем кхмеров!
Оно буквально кишит рыбой, которой здесь более ста пятидесяти видов, плюс множество моллюсков, ракообразных и черепах, а цапли по берегам – как откормленные коровы, и такие же ленивые, буквально топчущиеся по рыбе!
Мы находимся во время сухого сезона, когда все рыбачат и делают запасы, а в сезон дождей озеро разливается, оно становится глубже на пятнадцать-семнадцать метров и увеличивается в семь (!) раз, заливая окружающие огромные мангровые леса и равнины, и продолжается это с мая по ноябрь. Рыба в это время идет на нерест, никто не рыбачит, поэтому запасы ее никогда не уменьшаются!
А сейчас глубина озера всего-то три-семь метров, вот и кажется, что оно кишит рыбой, – в общем, нескончаемый круговорот жизни!
Это озеро уникальное, таких масштабов разлива больше нигде нет, оно такое единственное в мире! Но об этом попозже…
В отель буквально заползли…
Но рано утром Валюшка опять ждала нас на ресепшен, впереди была долгая дорога до священного водопада с волшебной водой!
Ехали достаточно долго среди живописных гор, по пути Валя по собственной инициативе, предварительно согласовав с нами, остановила машину, и мы, заплатив чисто символическую сумму солдатам, которые охраняли неведомо что (!), прошли сквозь джунгли к тайне, которую Валя не захотела открыть нам преждевременно, пока сами не увидим. И вот нашим глазам открылся великолепный вид! Дух захватывает!
Мы очутились на каменном плато, а под ногами отвесные скалы несколько сот метров вниз. И перед глазами как на ладони долина, окруженная скалами и огромными валунами, оторванными от гор миллионы лет назад и разбросанными на разное расстояние!
Наша простодушная Валюша с упоением рассказывала, что расщелины между скалами сделала «сильная вода», а скалы имеют оплавленный вид и создают «лунный» пейзаж, потому что солнце ярко светит, а вообще-то это историческое место, поскольку является карьером, откуда кхмеры якобы брали строительный материал для постройки Ангкор Вата: как будто бы они пилили здесь железными пилами блоки и везли их на слонах по бездорожью, через джунгли за сто-двести километров… Какая наивность!
Ну и что, что нет следов штолен, разработки карьера, дорог и вообще никаких подтверждений этой теории…
Даже если и слоны, то кто, простите, грузил многотонные каменные блоки на них?!
Наивная Валя, в точности повторяющая то, чему ее учили!
Мое впечатление: мы оказались на краю древнего жерла вулкана или воронки от гигантского взрыва; камни оплавлены температурой не одной тысячи градусов, а расщелины с ровными, как листы бумаги, отвесными стенами, уходящие глубоко внутрь каменных глыб, появились под действием все тех же высоких температур и подземного движения плит. Долина, расстилающаяся внизу, покрыта непроходимыми джунглями, а солнце палит так, что хочется скорее бежать от горячих камней, чтобы не соскользнуть в один из бездонных разломов…
Продолжили свой путь в горы. Движение по дороге до 12:00 только в одну сторону – вверх, она очень узкая, каменистая, ни о каком асфальте не может быть и речи, паль из-под колес красного цвета – земля сильно насыщена железом. Сезон сухой, и все это железо витает в воздухе, застилая лобовое стекло нашего «лексуса».
Добрались до водопада, который расположен среди огромных валунов в одном из горных развалов. Водопад считается священным, поскольку начинается далеко в горах. Но об этом – отдельная история!
Священный водопад произвел неоднозначное впечатление, видимо, потому, что ему трудно конкурировать с водопадом в Лаосе, о котором я рассказывала выше.
Но тем не менее, сдав одежду под «надежную» охрану – в железный ящик с чемоданным замком, мы пошли купаться в красные воды водопада. Песок под ногами красный от большого содержания железа, а поскольку сейчас сухой сезон, воды мало и она очень теплая, поэтому камни все скользкие от разросшихся водорослей. Надо было встать под ниспадающие струи воды, прижавшись спиной к камням, и сказать заветные слова духам воды, как научила Валя!
Хорошо, что мы приехали очень рано, – народу было еще мало, в основном все просто глазели и ждали, когда солнце подогреет родниковую воду.
Искупались, я особо не почувствовала никаких энергий, как-то все было размыто. А затем Валюша повела нас туда, где с каждым шагом душа начинала петь! Туда, откуда берет начало священный водопад.
Это место называется плато Кулен – самое священное место в Камбодже, каждый кхмер должен хотя бы раз в год обязательно посетить его в качестве паломника.
Сакральность этого места связана с тем, что именно здесь, по преданию, и зародилась древняя Кхмерская империя. На плато Кулен протекает река тысячи лингамов (символических изображений бога Шивы, одного из главных богов индуизма), которая заканчивается тем священным водопадом, купание в котором должно заряжать силой и удачей, ниспосланными древними богами. Но на каком-то этапе, очень давно, было что-то нарушено. Я на водопаде ничего не почувствовала, а вот чем дальше мы от него уходили, тем больше энергий я ощущала!
На этом плато была воздвигнута первая столица основателем древней Кхмерской империи.
Минут через сорок добрались до истоков, начали подниматься по тропинке вдоль ручья, который, постепенно набирая силу, превращается в реку, спокойную сейчас и бурную в сезон дождей, которая падает с высоты на огромные валуны, разбрасывая миллиарды брызг во все стороны, создавая красивейший водопад…
Тайна священной воды в том, что она протекает по руслу, все дно которого выложено ровными прямоугольными и квадратными двух-трехметровыми плитами с удивительными орнаментами, четко подогнанными друг к другу!
Рисунков в основном два вида – квадратики с углублением в центре и квадратики с выступающими полушариями в центре. Уложены плиты таким образом, что возникают мысли об останках каких-то подводных техногенных сооружений, очень смахивающих на лего…
Когда мы проходили мимо русского гида-нелегала (я позже с ним поговорила), он рассказывал двум девицам, что это была станция, как бы мы сейчас ее назвали, по своеобразной «ионизации» воды, то есть эти сооружения непостижимым образом делали воду «живой»!
Я так думаю, что эти сооружения каким-то немыслимым образом восстанавливали кристаллическую божественную решетку воды.
Там же есть еще один закрытый источник, который генерирует «мертвую» воду, но туда не водят. Не зря в определенные даты все местные спешат окунуться в святой источник, получить заряд энергии!
А посвященные, я думаю, сначала все сбрасывают в «мертвую» воду. Вот только где она?.. Не так все просто, как кажется!
Кое-где видны под водой на плитах вставленные между ними «лего» (как я их назвала) – вырезанные фигуры бога Шивы в виде его символических изображений (тысяча линг), изображения бога Вишну, его жены Лакшми, бога Брахмы и дев-апсар (так называли танцующих нимф), тысячи изображений которых мы видели на стенах храмов Ангкора.
Валюша рассказала, что эта река символизирует поклонение фаллосу, символу плодородия, поскольку раньше, до тотального разграбления, на плитах, где остались углубления в квадратике, стояли тысячи и тысячи фаллосов! Постепенно они были все вырублены и растащены по миру, и одному лишь Богу известно, так ли это…
В кхмерской мифологии квадрат с кругом в центре олицетворяет женское начало, а фаллос, естественно, мужское. И соответственно, фаллос в центре углубления в квадрате символизирует слияние мужского и женского – начало жизни!
По преданию, это и делает воду целебной и священной: вода, омывая символы зарождения жизни, обретает особые свойства, восстанавливая свою кристаллическую гармоничную решетку, и затем вливается в великую реку Меконг, при этом по дороге дарует здоровье и процветание тем, кто окунается в священных водоемах и омывается в упругих струях ниспадающих потоков водопада, тем, кто находится в гармонии с природой и собой.
По дороге к источнику мы проходили мимо руин самого древнего храма Камбоджи, следы постройки которого уходят в глубину веков, он, опять-таки по преданию, и дал начало Великой империи, от которой, к сожалению, мало что осталось.
Сейчас вокруг руин хибары, халабуды, непонятные домишки, которые и домами-то назвать нельзя, они больше смахивают на будки собак нерадивого хозяина, некоторые на сваях; везде грязь, мусор, худые псы и голодные орущие коты… И после этого Валя будет рассказывать нам о том, что кхмеры были великими инженерами и мастерами по каменной кладке и резьбе, непревзойденными архитекторами…
Да они даже не могут использовать те каменные блоки, которые сотнями валяются в округе, чтобы построить себе достойные жилища или хотя бы использовать их для фундамента. Очень похоже на то, как будто бы обезьян одели в драные грязные одежды и те подражают людям…
Чистота и порядок вокруг зависят от каждого человека. Если бы каждый, кто там живет, собрал мусор и прибрался хотя бы вокруг себя на десять метров, было бы все по-другому!
Не верю я, что это предки тех, кто воздвиг комплекс Ангкор и сделал дно реки произведением искусства, да еще и изобрел устройство, которое не только радует глаз, но и делает (или делало) воду живой и целебной!
Напрашивается вопрос, зачем растащили каменные фаллосы, или по-другому – лингамы? И растащили ли? Может быть, варварски уничтожили, чтобы лишить силы эти воды, которые в итоге напитывали всю оросительную систему страны.
Много вопросов…
Лингам… Почему ему уделяется столько места в легендах?
Вообще, практически во всем мире, а не только в Камбодже, очень трепетно относятся к лингаму, символу мужской силы. Здесь в каждом храме есть его каменное изваяние, а то и не одно, которому повсеместно поклоняются. Символы устремлены вверх, олицетворяя мужскую силу и приношение семени в дар Богам, в отличие от Мексики, где они расположены вниз, олицетворяя дар Земле.
Река произвела неоднозначное впечатление – вот откуда начинаются все тайны! Но дно расчищено только в нескольких местах, а плиты покрыты тиной.
Кто и зачем уложил все дно реки на протяжении нескольких километров этими плитами?! Валя сказала, что выше по реке есть места, где еще и каменные берега, на которых высечены красивые фигуры и орнаменты.
Итак, сочетание лингамов и йони, являющихся символом женского начала, и символизирует источник жизни, а энергия «плодовитой резьбы» с водой должна была попадать в каналы Ангкора, затем на рисовые поля, позволяя собирать высокие урожаи, и, наконец, растворяться в озере Тонлесап – в том прекрасном пресном море, на котором нам посчастливилось побывать. Фантастика!
Однако, к сожалению, реальная картина окружающего выглядит весьма печально…
Государство совершенно не вкладывает средства в развитие туристической индустрии, хотя везде входные билеты стоят не менее пятидесяти долларов! А памятники архитектуры восстанавливаются на деньги, поступающие из других стран, – «демократия», одним словом!
Хотелось везде все рассмотреть, походить по дну реки, по каменным плитам, прислушаться к своим ощущениям, но зоркие охранники не давали даже прикоснуться к воде, потому что якобы недавно кто-то из нерадивых туристов разбился насмерть, поскользнувшись на скользких плитах.
Однако шустрая Валя провела нас по невидимой тропинке выше, туда, где не ходят туристы и нет охраны, и мы смогли походить по реке, истоки которой уходят в Гималаи, посидеть на корнях деревьев, опустив ноги в прозрачные воды, понаблюдать за множеством разноцветных бабочек, прислушиваясь к шепоту джунглей в ласковых лучах солнца, которое не было таким палящим, как на открытом каменном плато, поскольку рассеивалось через ветви деревьев.
Передохнули и пошли к новым приключениям – нас ждали окаменевшие гигантские корабли!
По преданию, на месте, куда мы прибыли, когда-то было море, о чем свидетельствует огромное количество ракушек под ногами, а две громадные каменные глыбы с усеченными основаниями были кораблями. Вроде бы один из богов превратил их в камни за то, что монах, находившийся в то время на корабле, ослушался и, проплывая по узкому месту этого моря, открыл глаза, чтобы подглядеть за жизнью богов, что категорически запрещалось делать всем.
И вот итог непослушания – каменные глыбы!
Теперь это место окультурили, расчистили, поставили каменные фигуры и фигурки сотен всевозможных божеств из индуизма и буддизма, всю землю покрыли плиткой, и люди ходят, зажигают благовония, поклоняются богам. Но самое интересное нас ожидало на вершине одного из каменных «кораблей» – под черепичной крышей возлежал огромный позолоченный Будда, высеченный прямо из камня, якобы его здесь таким и нашли, когда забрались на вершину этой импровизированной окаменевшей лодки. Обнаружили там Будду где-то примерно между 800 и 900 годом нашей эры, покрыли золотом, сделали навес, ступени, чтобы можно было к нему легко подняться. Эта фигура Будды – самая древняя в мире.
Но позвольте, какое может быть каменное изваяние Будды в то время, когда буддизм только начал зарождаться как религиозное течение?!
А если уж совсем абстрагироваться от всех религий, то вот размер лежащей фигуры человека действительно поражает воображение!