– Понятно, – скептически соглашается с ним Сергей, уже не надеясь, что эта речь, льющая как из рога изобилия, скоро иссякнет, поскольку видно, что Павел довольно основательно подготовился, чтобы выдать всю теорию об межличностных отношения мужчины и женщины залпом.
– Человек должен осознавать свою вину, – продолжает воодушевленно Павел, – чтобы принимать наказание от жены как должное. Вот она мне истерику, она мне капризы, а про себя знаю, что я виноват, ведь у меня любовница, а значит мы с ней как бы квиты. Вот, запомни это, что главное, чтобы муж и жена были квиты. Знаешь, если б мужья не изменяли им, они бы давно развелись. В браке главное, чтобы муж и жена были квиты, тогда их брак нерушим, и ему ничто не угрожает. Кто станет терпеть такое просто так, если уж терпеть, то надо за что-то терпеть. У тебя так, что молчишь? Вы уже квиты, или кто-то пока лидирует?
– По-разному, – с тоской отвечает Сергей, не расположенный говорить о женщинах с Павлом, а уж тем более по душам.
– Так что, у тебя сейчас никого нет, чтобы терпеть жену? – останавливает он свой взгляд на Сергее, сидящем за столиком и не особенно проявляющему интерес к заявленной теме. – Что, настал период между любовницами? – произносит Павел, не обращая внимания на официанта, принесшего им еду.
– Пока ты будешь болтать, все остынет, – не слишком вежливо произносит Сергей, для которого слушать пространные речи своего коллеги занятие весьма утомительное.
Сергей и Павел – партнеры по бизнесу, у них своя адвокатская контора одна на двоих, а когда у них была женщина одна, которая вначале встречалсь с Сергеем, а потом стала встречаться с Павлом, он на ней и женился. Это странноватая история. Когда-то Сергей встречался с женщиной, и, конечно же, не собирался связывать себя с ней узами брака, это были несерьезные отношения. И, видя такое дело, она переключилась на его партнера по бизнесу, а потом он узнал, что она вышла за него замуж. И, может, Сергей порадовался бы за нее, но он не мог этого сделать, потому что опасался за себя. Он предчувствовал, что женщина, вмешавшаяся в его бизнес, это мина замедленного действия, особенно если предположить, что она это сделала из мести ему. Почти у каждой женщины в жизни Сергея была своя месть для него, а Наталья, теперешняя жена его партнера по бизнесу, выбрала месть окольными путями. Сергей отдает себе отчет, что рано или поздно часовой механизм сработает, но он не дергается. В конце концов, чему быть, того не миновать, и легкое игровое отношение к жизни всегда служило ему плохую службу, не раз выручало. Павел и Сергей часто обедают вместе, потому что они вместе работают. А знают они друг друга еще дольше, с институтской скамьи, если вообще корректно говорить о том, что один человек знает другого.
Сергей не смотрит на Павла, но он видит, как он перемалывает челюстями креветочно мяско, пребывая в самом настоящей счастье. Он как будто сидит в облаке счастья, и вся его пищеварительная система функционирует в этом облаке счастья, брови дергаются, шевелится рот, руки берут новую креветку. Если бы счастье было подобно газу, то он бы воспламенился, если бы кто-то прикурил возле него. Да, Павел действительно счастлив, и Сергею очень забавно на это смотреть. Но счастливым Павел стал относительно недавно, около двух лет назад, с тех самых пор, как в его жизнь вошла Наталья. Наталья вошла в его жизнь, и в его жизнь обрела смысл, и он стал счастлив. А Сергею всегда было забавно смотреть на счастливых людей, потому что он смотрит на их счастье, как на нелепое заблуждение, которое постепенно будет рассеиваться в воздухе. Он даже немного сочувствует Павлу, потому что сам еще Павел не знает, что все пройдет, а Сергей уже видит, что скоро ласковое болото ложных наслаждений поглотит его целиком. И когда это болото дойдет до горла и перекроет ему кислород, тогда ему мало уже не покажется. Нельзя сказать, чтобы Сергей понял это недавно, наверно, правильнее было бы сказать, что он уже родился с пониманием этого.
Павел никогда не пользовался успехом у женщин, успехом пользовался только Сергей. А Павел был тихим и даже робким мальчиком, а веселым и искрящимся он стал только после того, как его заприметила былая подружка Сергея Наталья. Для нее Павел – это легкая добыча, а вот Сергей ей оказался не по зубам. Павел сразу же оказался во власти этой роковой женщины, точнее это для Павла она была роковой, а для Сергея самой обычной. И, наверное, сам Павел думает, что сумел отбить ее, увести у своего товарища, но Сергей сделал вид, что все понимает. Он и вправду все понимал, но понимал совсем не то, что думал Павел. Сергей чувствовал и сейчас чувствует, как счастье Павла висит на волоске, который со временем становится все тоньше и тоньше. После того, как Павел увидел, что им могут интересоваться женщины в лице Натальи, он стал другим. Он стал много шутить, говорить, и был уверен, что выглядит лаакомым куском для женщин, но таковым он являлся только в своих глазах. Наталья позволяла ему казаться себе таким, но на самом деле он был обычным мужчиной, которым играют ради осуществления мести другому мужчине. Сам же Сергей никогда не был многословен, именно поэтому в нем чувствовался какой-то накал страстей, который притягивал к нему женщин, но он ничего не делал для этого, ему и не надо было ничего делать, потому что его эмоциональный фон шел впереди него.
– Человек ищет, где лучше, а рыба, где глубже. Или наоборот, – смеется Павел, рассказывающий Сергею о своих планах на жизнь. После женитьбы Павел стал считать, что теперь он может разговаривать с Сергеем о чем угодно и рассчитывать на понимание. – Вот я и думаю, что, может быть, мне стоит уже расширять свои горизонты? Я думаю, может, мне стоит открыть ресторан. А еще я всегда мечтал об издательстве.
Сергей слушал Павла с легкой степенью брезгливости, потому что все сказанное Павлом – это пустая теория, не применимая к жизни. Все, что он говорил о женщинах, о взаимоотношениях с ними, почерпнуто из того, что он где-то видел и слышал. Наталья вселяет в него уверенность в том, что он может многое, что его пределы ограничены только его сознанием, и он в это верит, точнее пытается верить. У него сейчас некое подобие эйфории перед громким и жестоким падением на грешную землю, и Сергей это понимает. А еще он понимает, что только очень ненавидящая Павла женщина может внушать ему, что он может все, потому что без Сергея Павел практически ничего не может. Павел в бизнесе, как слепой котенок, пытающийся заигрывать с аллигаторами и акулами. Только Сергей является направляющей и все определяющей рукой в их совместном бизнесе, а Павлу кажется, что эти успехи в бизнесе и его заслуга тоже.
Сергею искренне жаль, потому что он понимает, насколько его партнер по бизнесу может прогореть во всех своих начинаниях, если однажды решить расширять свои горизонты и уйдет из-под его опеки. И это все только из-за какой-то одной мстящей Сергею женщины. Конечно, если Павел уйдет из бизнеса, то Сергею придется искать новых партнеров, но это не страшно для него. Его бизнес спокойно это переживет, но вот самому Павлу придется не сладко. В нем нет такой деловой жилки, как у Сергея, нет такой хватки, и нет такого почти животного чутья на успех. Павел просто неплохой парень, у которого есть деньги и образование, и на этом его заслуги заканчиваются. Но деньги легко потерять, и тогда вряд ли кому-то будет нужен просто хороший парень. Но Павел, окрыленный любовью, там много всего хочет, так щудро планирует свое будущее: и детей в браке, и счастья, и расширения бизнеса. Он на пределе своей эйфории, он счастлив, но внутри уже наметилось легкое предчувствие чего-то непоправимого, на которое он старается не обращать внимания. Потому он говорит много и громко, чтобы своим голосом и мнимой уверенностью в себе заглушить это отдаленное предчувствие. Он боится потерять свою женщину, а почему боится и сам не знает. Вроде бы между ними сейчас все хорошо, но слишком уж идеально, хорошо, без ссор и скандалов, и что-то в этом есть искусственное. Внешне все выглядит хорошо, но подсознание Павла, вероятно, считывает какие-то тревожные сигналы, которые заставляют его бояться всё потерять.
– А с чего ты взял, что человек знает, где лучше, – перестав есть, смотрит Сергей на Павла, как будто предупреждая его об опасности. – С чего ты взял, что человек знает, где ему лучше?
Павел поднимает голову и внимательно смотрит в глаза Сергею, мысль о том: а уж не завидует ли его энтузиазму Сергей, бесконечно радует Павла в глубине души. Уже с самых институтских времен Павел очень хотел, чтобы ему хоть капельку когда-нибудь кто-нибудь позавидовал, а уж если ему позавидует сам Сергей – это предел его мечтаний. Павел с трудом признается в этом желании самому себе. Но, конечно же, он многое сделал, чтобы доказать Сергею, что он тоже чего-то стоит. Он усердно работал, но все же Павел – не генератор идей по психотипу, а исполнитель. И его речь о любовницах – всего лишь пустая болтовня для того, чтобы как-то сравняться с Сергеем, быть в чем-то с ним на одной волне. Он знает, что у Сергея много же, но сам бы Павел изменять никогда не стал, он очень дорожит Натальей и никогда бы, даже под страхом смертной казни, не изменил ей. Он очень боится изменять и пытается прожить часть вольной жизни через Сергея, потому что это исключает риск быть пойманным с поличным. Ему хочется быть похожим в чем-то на Сергея, но быть похожим на него очень опасно. Может быть, даже опасно для жизни, потому что умение рисковать у Сергея в крови. Есть часть людей, которые любят подглядывать, не решаясь участвовать в каком-либо процессе самим.
– Я думаю, человек это чувствует, – торжествующе произносит Павел.
– Ну да, – скептически произносит Сергей, убеждаясь, что Павел – это тяжелый случай. – Когда человек чувствует любовь, – улыбается на последнем слове Сергей, придавая ему явно ироничный оттенок, – то для того, чтобы чувствовать все остальное у него не остается ресурсов, – добавляет он, щелкая зажигалкой.
Павлу выгодно думать, что Сергей это все говорит из зависти, потому что думая так, Павел повышает свою значимость. Павел как бы внешне спокоен, но в глубине души ему все же не дает покоя, что Наталья встречалась с Сергеем до него, и он приходит в ужас от того, что она может их сравнивать. Павел хочет добиться больших успехов, чем у Сергея, ему нужно ощущение собственной важности, чтобы доказать Сергею, что он, по крайней мере, не хуже его, и доказать Наталье, что он достоин ее любви. Природа одарила Павла внешностью, может быть, даже лучшей, чем у Сергея, но внешность ничего не стоит, если ее озаряет харизма.
Павел тратит свои жизненные ресурсы впустую. Он дышит, ест, пьет, ходит на работу, справляет нужду, занимается сексом иногда, любит жену, общается с родственниками, курит эпизодически (чтобы не навредить здоровью), беря плохой пример со своего партнера по бизнесу, и все это для того, чтобы что-то кому-то доказать.
КириллКирилл смотрит на нее мельком, а потом снова отводит взгляд в сторону, но разум его по-прежнему не в силах принять того факта, то она существует. И что-то закипает в его душе так, что ему становится трудно дышать. Раньше он и не думал, что она может существовать в реальном мире, существовать на правах реальной женщины в этом мире, а оказалось, что она есть, настоящая, реальная. И только один вопрос подступает к его горлу: зачем? Зачем она здесь существует, в этом реальном мире? Вначале он испытал ни с чем не сравнимую радость оттого, что она есть, а теперь он думает: зачем она существует, потому что если она существует, то вся его жизнь – ничто, если рядом с ним не будет ее.
Если бы ее не было, то ему бы не так было больно жить в этом мире. Ему бы было не так обидно не иметь ее рядом с собой, но осознание того, что она существует невыносимо и беспощадно повышает цель его существования, наполняет его жизнь даже не смыслом, а миссией, заключающейся в том, чтобы быть с ней. Никогда два таких бесконечно сильных чувства он не испытывал практически одновременно: радость и горечь, взлет и полный провал. Взлет, потому что он никогда не представлял себе, что может увидеть ее вживую, а провал, потому что его прежняя система ценностей рушится.
«А, может, из-за бессонной ночи мне она померещилась? – ловит себя он на мысли». И он снова поднимает глаза на нее. Она по-прежнему существует, она что-то разглядывает, ему видно ее лицо, исполненное гармонии. Ее руки, волосы, плечи и взгляд, – все так, чтобы он больше не мог жить без нее в этом мире. Он слишком долго мечтал о ней, и в его мечтах она была не совсем четкой. Он рисовал ее в своем воображении постоянно, не надеясь ни на что. Вначале она жила в его снах и мечтах на уровне ощущения, потом звука, постепенно обретая более явные черты, он жил и взрослел, чтобы однажды вот так поднять глаза и увидеть ее в реальности. Вначале он рисовал, прояснял ее образ в своем воображении, а потом на картинах, которые писал, чтобы вот так, просто поднять однажды голову и случайно увидеть ее, такую недосягаемую и вполне реальную женщину-ангела, которая живет на правах человека в этом мире и даже может ходит в магазин, в котором он сидит за кассовым аппаратом. И, может быть, для этого он родился, взрослел, простужался время от времени, ел котлеты, занудствовал, испытывал на себе все прелести пубертатного периода, чтобы она стала явью. Теперь ему действительно кажется, что исполнение желаний часто дается в наказание за возможность мечтать. «Да, это она, – убеждается он, еще раз взглянув на нее, – нет никаких сомнений». Но она даже не смотрит в его сторону, но он уже в точности знает, как звучит ее голос, он знает, как она пахнет. И эти ее глаза точно такие же, как он представлял, а потом рисовал их на многих картинах.
У многих женщин он видел такие же плечи, как у нее, такие же волосы, они выглядели почти так же со спины, со стороны, но они были другие. Он знал, что они обернуться, и он поймет, что это другие женщины, что ее здесь в реальном мире не существует. Он даже ждал этого, понимая, что судьба шутит с ним, а когда они повернуться, у него будет возможность посмеяться вместе с судьбой. Но в этот раз судьба смеялась одна. Судьба даже не смеялась, а как будто насмехалась над ним, дав ему возможность осознать, как он ошибался. Посмотреть на других очень похожих, но на нее, но все же других, не таких, как она, было забавно, а посмотреть на ту самую женщину, которую он рисовал и которая была для него идеалом, сродни выбиванию почвы из под ног.
Он привык к шуткам судьбы, иногда игнорируя их, чтобы однажды вот так совершенно случайно увидеть ее. Один единственный поворот головы, который все изменил и которого лучше бы не было, но все же он был. Кирилл не сумел за двадцать два года сломать себе шею или испортить глаза, потому что судьба хотела, чтобы он в этот день, в этот час в этом магазине он повернул голову, поднял глаза и увидел ее. Судьба предпочла бы, чтобы он сломал себе жизнь, посмотрев на нее, а не голову или шею, потому что судьба всегда играет по-крупному. И она там, эта темноволосая женщина-ангел возле полок с продуктами звучала ему как приговор, самый сладкий и самый горький, самый нежный и самый жестокий, самый правильный и самый непоправимый приговор в его жизни.
– Молодой человек, вы что, уснули, вы будете меня рассчитывать или нет? – звучит сердитый, нордический женский голос возле него.
– Да-да, – с задержкой произносит Кирилл, еще окончательно не придя в себя, и начинает "проводить" товары, лежащие на кассе. Он "проводит" сыр, колбасу, конфеты в какой-то большой упаковке, чай, капусту. И этот писк прибора, читающег щтрих-коды, когда он проводит товары, звучит для него, как тревожный сигнал, как будто он вторгся мыслями не туда, куда следует, это предупреждение об опасности. Но он не обращает внимания на опасность. Он уже не смотрит в ту сторону, где увидел ее, но она до сих пор стоит в его воображении, как вбитый гвоздь в его голову, от которого он вполне может не дожить до окончания смены.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги