Книга АБеВеГа любви - читать онлайн бесплатно, автор Alexander Sosnovsky-Baubo. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

АБеВеГа любви

АНТЭРОТ – юный покровитель самоотверженной безусловной любви[125].

ЭРОТ – вожак эротов, бог физической любви и полового влечения.

ГЕДИЛОГ – дух языка любви и слов нежности; ныне он, видимо, отвечает за «валентинки», любовные письма и романтическую прозу.

ГЕРМАФРОДИТ – заступник женственных мужчин, мужеподобных женщин и тех, кого мы ныне именуем людьми с более пластичным гендером.

ГИМЕРОТ – воплощение отчаянной, порывистой любви, любви, какой не терпится быть утоленной, иначе она того и гляди взорвется.

ГИМЕНЕЙ – покровитель супружеской спальни и свадебной музыки.

ПОФОС – персонификация любовной тоски, любви к отсутствующему или бывшему.

Самым влиятельным и убийственным был Эрот, в его власти и возможностях было сеять недоразумения и раздоры. О его происхождении и личности есть две истории. В одной, где говорится о рождении Космоса, Эрот вылупился из яйца, отложенного Никтой, и выбрался оттуда, чтобы рассеять жизнь по всему Мирозданию. Если так, его следует считать одним из первобытных духов, запустивших каскад творения. По более распространенному в античном мире мнению, он был сыном Ареса и Афродиты. Под своим римским именем КУПИДОН он обычно изображался смешливым крылатым ребенком, собирающимся запустить стрелу из серебряного лука, – образ, очень узнаваемый и поныне; Эрот, таким образом, возможно, самый известный из всех богов античности». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

“Кругом летят эроты, игры ―


И гимны в честь ему поют”. А.Пушкин. Торжество Вакха.


ЭРОТОПЕДАГОГИКА, см. ЭРОМЕНЫ


ЭФЕБЫ /греч. ephebos; лат. pueri meritorii/ (гемеллы; пафики), в древней Греции юноши 16-18 лет, проходящие военную подготовку в гимнастических школах (палестрах).

В дальнейшем термин приобрел специфическую коннотацию и распространился на лиц, занимающихся проституцией мужской. Э. завивали волосы, пользовались косметикой, избавлялись от оволосения лица и т.п. См. также Кинеды.

«Может быть, это влияние Платона, учителя, который так любил разгуливать в роще академии в сопровождении юных эфебов и делиться нестандартными мыслями?» С.Есин. Маркиз Астольф де Кюстин. Почта духов, или Россия в 2007 году.


Ю


ЮНОНА /Juno/, в древнерим. мифологии высшее божество, супруга Юпитера.

Соответствует Гере. Покровительница браков и рожениц; расширительно – женщин вообще. Праздник Ю. (матроналии) отмечался ежегодно 1 марта. См. Божества любви.

«Юнона выступала как страж женских сексуальных функций; но она была, в частности, также богиней брака и в этом качестве имела особое имя для каждой функции. Как Итердука она приводила домой невесту; как Унксия или Цинксия наблюдала за умащением невесты; как Пронуба играла роль подружки невесты и как Луцина присутствовала при рождении ребенка». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.


“То – ослепленная зарницей,

Внемля раскатам громовым,

Юнона правит колесницей

Перед Юпитером самим». А.Блок. В ночи, исполненной грозою…


Я


ЯБЛОКО РАЗДОРА, см. ПАРИС


БИБЛИЯ

Библейские заповеди и христианские наставления.

"Не прелюбодействуй". Библия, Исход. 20:2-17.


А


АДАМ /от древ. евр. adamah – пыль, прах/, первый человек, отец рода человеческого.

Сотворен Господом в шестой день творения мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Бытие, 2, 7). Вместе с Евой пребывал в райском саду Эдеме. Пользовался расположением Создателя до тех пор, пока по наущению Евы не вкусил запретный плод с древа познания добра и зла.

«Здесь, где сливаются Тигр и Евфрат,

Стояло библейское древнее древо,

А вокруг был тот самый райский сад,

В котором грешили Адам и Ева». Л. Ошанин. Яблоко.


Нарушив запрет Господа, А. навлек божью кару на себя и на весь род людской: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:23). В дальнейшем А. явился прародителем всего человечества. Отец Каина, Авеля и Сифа; согласно Библии, прожил 930 лет. В апокрифической и художественной литературе нередко характеризуется как жертва простодушная, женского коварства и искушения. См. также Лилит.

«Меж милых ног супруги молодой

Заботливый, неловкий и немой,

Адам искал восторгов упоенья». А. Пушкин. Гаврилиада.


Образ А. достаточно широко освещен в Священных Писаниях, легендах и мифах о сотворении мира, философии и искусстве. Наиболее значительные произведения: эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона (1667); «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая» Ганса Сакса (первая пол. XVI в.); Фридрих Клопшток «Смерть Адама» (сер. XVIII в.); Йост Вондел «Адам в изгнании» (XVII в.); Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада» (1790—1793) и др. В рус. литературе: поэзия Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Сергея Городецкого и др.


Адамово яблоко (яблочко), вторичный половой признак мужчины; выпуклость на передней поверхности горла, образованная щитовидным хрящом гортани; то же, что кадык.

«…вижу и очень подвижное между крахмальными отворотцами адамово яблоко, и змееобразное, с опалом, кольцо вокруг узла светлого галстука». В. Набоков. Другие берега.


«За яблочко его! За яблочко! Ну, кто ж так душит!» Т. Златогорова, А. Каплер. Ленин в 1918 году.


Ребро Адама, согласно Библии, материал, из которого была создана первая женщина.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». Книга Бытия, 2, 22—25.


«Я никак не пойму отчего

Так я к женщинам пагубно слаб;

Может быть из ребра моего

Было сделано несколько баб?» И. Губерман.


АДАМОВО ЯБЛОКО, см. АДАМ


АСКЕЗА, см. АСКЕТИЗМ


АСКЕТИЗМ /от греч. askesis упражнение, подвиг/, сознательное ограничение или подавление влечения, присущее религиозному и философскому мировоззрению.

На практике А. заключается в жестком воздержании (1), безбрачии, сохранении девственности, умервщлении плоти (1) и т.п. Достигается методами бичевания, флагеллянтизма, добровольного перенесения физической боли, одиночества, лишений и др. См. также Синдром богомолки. Ср. Асексуальность.


«Аскетизм как цель есть величайшая нелепость. Он есть покров ханжи и лицемерия. Настоящий аскетизм является сам собой, как морщины на лбу, как следствие глубочайших переживаний». М. Пришвин. Ранние дневники.


«Чем настойчивее попытки установить контроль над сознанием, наложить большие ограничения на тело и половые потребности, а также отдалить от них собственное Я, тем упорнее мысли возвращаются к запретной теме. Это явление хорошо известно всем аскетическим системам. В христианстве оно описано под названием "ночь безумств". З.Лев-Старович. Нетипичный секс.


Аскеза – в Древней Греции различные спортивные упражнения, направленные на укрепление здорового образа жизни; позднее – исполнение трудных обетов в целях духовного совершенства. В широком смысле, то же что А.

«Еще об отношении к тому, что называют «жизнью», и об аскезе. Физиологические потребности никогда не казались мне безотлагательными, все мне представлялось зависящим от направленности сознания, от установки духа. Близкие даже иногда говорили, что у меня есть аскетические наклонности. Это неверно, мне, в сущности, чужд аскетизм. Я был с детства избалован, нуждался в комфорте. Но я никогда не мог понять, когда говорили, что очень трудно воздержание и аскеза». Н. Бердяев. Самопознание.


Аскеты – 1) монахи-подвижники, отшельники;

В «Житиях святых» описаны подвиги святых Макария Александрийского и Феодосия, которые терпели укусы оводов и ядовитых насекомых. Симеон Столпник связывал себя веревками и принимал пищу только раз в неделю. Прославился тем, что тридцать лет простоял на высоком столбе.

«Эти отшельники, или аскеты (подвижники), как их называли в Греции, даже нарочно старались изнурять свое тело голодом, жаждою, зимою подвергали себя холоду, а летом жгучему зною: тело, по понятиям их, было только обузою, бременем для души, помехою для душевного спасения; на земную жизнь смотрели они, как на временное испытание для души. Жизнь праведника, по их взгляду, должна была состоять в неустанной борьбе с телесными потребностями, при помощи которых лукавый искушал людей и старался ввести их в грех». В.Сиповский. Родная старина.


2) лица, придерживающиеся принципов А.

«Гуртьев – вояка хороший, – сказал немного захмелевший Саврасов, грамотный честный. Но в чем беда – жуткий аскет! Монастырь завел». В. Гроссман. Жизнь и судьба.


Аскетический (-ая; -ое) – имеющий свойства А.

«…я веду почти аскетический образ жизни». Л. Гурченко. Аплодисменты.


Б


БИБЛИЯ / анг. The Bible, букв. – «книга»/, священная книга христиан.

Создавалась на протяжении нескольких столетий в период с VIII в. до н.э. по II в. н. э. Авторство большинства текстов не установлено. Первые пять книг Ветхого завета (Танах; Тора; еврейская Библия) почитаются как священное писание в иудейской религии. Посвящены космогоническим темам создания мира, существования рая и др. Также включают в себя историю грехопадения Адама и Евы, религиозную и любовную поэзию и др. (см. Песнь Песней). Новый завет состоит из Четвероевангелия, Деяний Апостолов, Писем Апостола Павла и Апокалипсиса (или Откровения Иоанна Златоуста). Хронологические рамки Нового Завета охватывают значительный период времени, начиная с правления иудейского царя Ирода и до I—II в. н.э.

Б. является ценным источником информации о половой жизни на ранних этапах истории человечества. Содержит множество свидетельств духовной слабости человека и его приверженности порокам. Праотец евр. народа Авраам отдал свою жену (1) Сару фараону (Бытие, 12:10—20), а затем царю Авимелеху (Бытие, 20:2—18): «И было хорошо Аврааму ради Сары, жены его: и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды» (Бытие, 12:16; 20:14). Фамарь обманом завлекла своего свекра Иуду и забеременела от него (Бытие, 38, 8—10). Царь Давид соблазнился красотой Вирсавии и фактически погубил ее мужа Урию Хеттеянина, приказав бросить его на поле боя: «… чтоб он был поражен и умер» (Вторая книга царств, 11—15).

Б. предостерегает от прелюбодеяний и похоти: «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, – и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притчи, 5:3—14).

Суровому осуждению подвергаются блудницы: «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: „кто глуп, обратись сюда!“ и скудоумному сказала она: „воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен“. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». (Притчи, 9:13—18). Грешников ожидает суровое наказание: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.» (Второзаконие, 22:22—24). См. также Огола и Оголива.

Страшная кара уготована содомитам: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит, 18:22). «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Послание к Римлянам, 1:26—27). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакиини мужеложники…» (Первое послание к Коринфянам, 6:9). См. также Содом и Гоморра.

Б. содержит категорический запрет на инцест: «Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.» (Левит, 20.19—21); а также на скотоложество: «И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно» (Левит, 18:23).

Основные принципы христианской половой морали сформулированы в Десяти заповедях, данных самим Богом Моисею (Исход, 19:10—25). Позднее Иисус Христос разъяснил отдельные нормы в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (От Матфея, 5:27—32)

Б. является неисчерпаемым источником художественного вдохновения. В музыке: И.-С. Бах, Г. Гендель, Л. Бетховен, К. Вебер и др.; живописи и скульптуре: Рафаэль, Леонардо, Микельанджело, Рубенс, Рембрандт, С. Дали и др.; литературе: Данте, Мильтон, Д. Байрон, Т. Манн, П. Лагерквист и др.; кино: фильмы Г. Костера «Багряница» (1953), П. Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964), Н. Джуисона «Иисус Христос супер стар» (1973), М. Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988) и др. Эротический роман Г. Мирабо «Erotica Biblion» (1878).

«О, книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомленный дух – тебе!

В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста —

Твоих страниц проникновенных

Младенческая простота!

Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой – искушенье Змия,

С голубкой возвращенной – Ной!

Все, в страшный час, в горах, застыли

Отец и сын, костер сложив;

Жив облик женственной Рахили,

Израиль-богоборец – жив!

И кто, житейское отбросив,

Не плакал, в детстве, прочитав,

Как братьев обнимал Иосиф

На высоте честей и слав!

Кто проникал, не пламенея,

Веков таинственную даль,

Познав сиянье Моисея,

С горы несущего скрижаль!

Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих —

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь – алтарь пред человеком,

О Библия! о книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – откровенье, ты – завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!» В. Брюсов. Библия.


БЛУД /англ. Whoredom/ 1) /устар./ (блудодействоблудодеяние), один из смертных грехов, осуждаемых религией и обществом; то же, что похоть.


«Начать хотя бы с того, что в словаре В.И. Даля слово блуд со всеми производными своими заключает в себе двоякий смысл. Во-первых, уклонение от прямого пути, в буквальном и переносном значении. Во-вторых, нечто, относящееся к незаконному, безбрачному сожитию, к любодейству. Отсюда, блудить предполагает по одной ветви синонимы блуждать, колобродить, скитаться, шататься, сбиться с дороги, проказить, шалить, шкодить. Другая ветвь также расходится по двум направлениям церковно-славянского языка: любодействовать и отпадать от истинной веры. Оказывается, блудник не только любодей или прелюбодей, но и пакостник, развратник, проказник, еретик. Наверное, не случайно блудливая свекровь и невестке не верит». А.Манаков. Блуд на Руси.


«Не даром блуд вершится тайно,

Скрывается необычайно,

И всяк кто это совершит

Потайно знает, что грешит». Е. Кропивницкий. Кара.


Блудить (блудодействовать) – предаваться Б.

«С офицерами блудила —

Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!

Сердце ёкнуло в груди!» А. Блок. Двенадцать.


«…мельничиха завела себе вздыхателя кузнеца Вавилу и блудодействует с оным пьяницей двадцать лет». В. Шишков. Емельян Пугачев.


Блудни /устар./, любовные похождения; то же, что шашни.

«Но тебе и грешить хочется и в холодке, в тени, хочется остаться, чтобы никто про твои блудни не знал». М. Шолохов. Поднятая целина.


Блудник (блудень; блудня; блудодей; любодей; прелюбодей) – лицо, предающееся Б.; то же, что развратник (-ца).

«Я стал тем, что называют блудником. А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек – блудник». Л. Толстой. Крейцерова соната.


«Быть бы ненастью,

но дождь помешал.

Быть бы любви,

да любовник сбежал.

Бегает бедный под теплым дождем,

Богу помолимся и подождем.

Куры кудахчут, мяукает кот.

Бедный любовник сушиться идет.

Печь деревянную я затоплю,

высушу блудня и погублю:

пусть не мешает плескаться дождям,

курам кудахтать, мяукать котам». Д.Бавильский. Городской романс.


«Блудни ты, блудня, куда хуже египетской девки…» В. Личутин. Раскол.


«Солнышко мое! Недостоин я тебя, гад, блудодей!» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.


Блудница – лицо жен. пола, предающееся Б.; то же, что развратница.

«Вереницы мечтаний порочных

Озарили гнилые темницы:

В озарении свеч полуночных

Обнаженные пляшут блудницы». Ф. Сологуб.


Великая блудница см. Вавилон.


Блудный (-ая; -ое) (блудливый; блудящий) – присущий или свойственный Б.

«Причина заварушки всей как день ясна:

рогатый муж и блудная жена». У.Шекспир. Троилий и Крессида.


«Блудливая она – Варька, – сказал однажды Пика.– Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит…» А. Фадеев. Разгром.


«Катерина Львовна дрожала. Ее блудящий взор сосредотачивался и становился диким». Н. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.


Заблудший (-ая; -ое) – лицо, ставшее на путь порока (2) в силу обстоятельств.


«Авось, – думал смотритель, – приведу я домой заблудшую овечку мою». А.Пушкин. Повести Белкина.


Приблудный (-ая; -ое) /разг./ – свойственный или произошедший в результате Б.

«А детей этих звали приблудными». Н. Кочин. Девки. Парни.


2) то же, что непотребстворазвратраспутство.

«Остальные члены свиты разобрали оставшихся танцорок и начался русский блуд – бессмысленный и беспощадный». Ю. Поляков. Небо падших.


БЛУДИЛИЩЕ /устар.; англ. Whorehouse; Den of iniquity/, место совершения блуда; то же, что публичные дома.

«Где, в каком блудилище столько думают о похоти, как в келье аскета или в каморке старой девы?» И. Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито.


В


ВАВИЛОН /древ.-евр. «балал» смешивать/ (шумерское Кидингирра, аккадское Бабилу; букв. «врата бога»), город-государство в северной части Месопотамии, на берегу Евфрата; один из крупнейших центров древней цивилизаций. Развалины В. сохранились в 25 км к юго-зап. от современного Багдада, близ города Хилла.

Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тысячелетие до н.э.). Построен Нимвродом, сыном Хуша (или Куша) из колена Хама. Со временем превратился в политический, экономический и культурный центр всей Передней Азии. В XIX—VI в.в. до н.э. столица государства Вавилония (Халдея). Висячие сады вавилонской царицы Семирамиды считались одним из семи чудес света. В 598 до н.э. царь В. Навуходоносор II завоевал и разрушил Иерусалим. В свою очередь, В. также неоднократно подвергался нашествиям и разграблению (Кир, Дарий, Ксеркс, Александр III Македонский, Селевк и др.).