ПРАМОРАЛЬ, в эпоху первобытности контроль за нормами пол. поведения, осуществляемый с помощью коллективной воли орды.
«Контроль выражался в коллективной воле орды, которая и составляла прамораль древнейших людей. Коллективная воля как прамораль определяла нормы взаимоотношений и сводилась к системе запретов, так называемых табу, нарушение которых каралось с неумолимой жестокостью». А.Сосновский. Лики любви.
ПРОМИСКУИТЕТ /англ. Promiscuity, от лат. promiscuus – смешанный, общий/, 1) в эпоху первобытности предполагаемая стадия беспорядочных, нерегламентированных отношений между полами, предшествовавшая установлению семьи и брака; то же, что гетеризм (3). См. Прамораль.
«…промискуитет не сводился к одновременному и беспорядочному соитию, а лишь предполагал общность владения самкой в ожесточенной конкуренции с соплеменниками». А.Сосновский. Лики любви.
2) в сексологии неупорядоченность и хаотичность пол. связей. Ср. Плюрализм сексуальный.
«Промискуитет. Этот термин означает частую смену сексуальных партнеров в связях, не базирующихся на чувствах, а также множественность половых контактов. На вопрос, насколько распространена такая форма сексуальной активности, ответить нелегко. Трудность обусловлена несколькими причинами. Во-первых, лица, ведущие такой образ жизни, чаще всего чувствуют себя вполне нормальными и здоровыми, поэтому не видят необходимости в помощи специалиста и даже, наоборот, испытывают чувство превосходства над другими. Во-вторых, если они и хвастают своим богатым сексуальным опытом, то им в большинстве случаев не верят, так как мнимые "половые герои" – явление достаточно распространенное. В-третьих, они очень редко называют истинное число своих партнеров, потому что не все из них ведут "личный учет".
И все-таки сколько интимных связей могут иметь лица, практикующие такую форму сексуальной активности? Дону Жуану приписывается свыше 2000 любовниц. Мадам Монморанси имела 4694 кавалера (она вела подробный дневник). Я начал, естественно, с рекордсменов в этой области. У части таких людей общее число сексуальных партнеров в течение жизни достигает примерно 500—1000 человек, но для подавляющего их большинства эта цифра не превышает 100—200». З.Лев-Старович. Нетипичный секс.
«Когда на Западе заговорили о сексуальной революции, в России уже буйствовал безудержный промискуитет, маскируемый лицемерной и ханжеской идеологией». А.Зиновьев. Русская судьба, исповедь отщепенца.
Р
РОД, 1) коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. См. также Фратрия.
Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Несколько Р. объединялись в племена; счет родства велся в соответствии с матрилинейностью или патрилинейностью. Распался с возникновением классового общества. Пережитки родо-племенного деления сохранились до настоящего времени.
В широком смысле – то же, что семья, представленная в нескольких поколениях.
“Точно так же, как любовь к жизни предназначена от природы для сохранения отдельного лица, половая любовь предназначена для сохранения рода”. И.Кант. Метафизика нравов.
2) (род людской) расширительно все человечество в целом.
«Вы говорите, род человеческий как будет продолжаться? – сказал он… Зачем ему продолжаться, роду-то человеческому?» Л.Н.Толстой. Крейцерова соната.
3) в слав.-рус. мифологии бог-родоначальник жизни. См. также Божества любви.
Родовой (-ая; -ое), 1) присущий или свойственный Р.
«Добро бы наш брат боярин или родовой дворянин; а то какой-то смерд, бобыль, простой мясник… срам и позор для всей земли русской!» М.Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.
2) присущий или свойственный родам.
«Все как природой предписано, через естественные родовые пути, без особых проблем». Т.Соломатина. Девять месяцев, или «Комедия женских положений».
Т
ТАБУ /англ. Taboo; от полинезийского, тонганского Tapu/, в первобытно-общинном обществе система запретов на совершение определенных действий, использование ряда предметов, произнесение некоторых слов и т.п.
Т. регламентировали важнейшие стороны жизни половой, обеспечивали соблюдение экзогамии и эндогамии. По суеверным представлениям, нарушение Т. каралось божественными силами. В дальнейшем большинство Т. было усвоено мировыми религиями в качестве регуляторов общественной морали. В настоящее время к сексуальным Т. относятся: аборт, адюльтер, гомосексуализм, мастурбация, скатология, сношения во время менструаций и целый ряд др.).
«Некоторые думают, что запреты – табу – присущи лишь диким народам, и особенно африканским, тогда как европейские народы никаких табу не имели и не имеют. Это будто бы свидетельствует о превосходстве белых людей. На самом же деле подобные рассуждения неграмотны. Табу были и у европейских народов, причем не в такой уж седой древности, а совсем недавно». С.Мазуркевич. Великие заблуждения человечества.
С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда "Тотем и табу" («Totem und Tabu», 1913). См. также Тотем.
Т. в широком смысле – общественный запрет на нарушение установленных приличий.
«Поэтому табу то место, откуда появляются дети». Ю.Нагибин. Моя золотая теща.
ТОТЕМ /на языке северо-амер. индейцев “от-отем”; букв. “его род”/, в первобытно-общинном обществе группа людей, ведущих свою родословную от одного и того же мифологического предка: животного, растения, явления природы и др. (напр., Т. змеи; Т. пшеничного зерна; Т. грома и т.п.).
«Сегодня я решилась расспросить Шамана о том, что меня интересовало больше всего.
– Что такое тотем?
Он стал охотно отвечать мне. Похоже, эта тема тоже одна из его любимых.
– Тотем – это сакральная связь между людьми и планетой. Посредством своего тотема мы (в далеком прошлом) могли на время превращаться в животное, растение и т. д. Этот факт достаточно четко отражен в наших сказках: например, когда добрый молодец мог оборачиваться в птицу; когда он чувствовал мир природы, беседуя со стихиями, которые с любовью помогали ему выполнить волшебное предназначение. Знания о тотеме (тотемах) дают возможность вернуть веру в то, что мы можем исполнить свои детские мечты, почувствовать себя в энергиях животных, растений, минералов, стихий, которые бережно хранят для нас важные знания. <>
– У всех ли людей есть тотем?
– Да, абсолютно у каждого. Тотем может быть один, но ярко выраженный. Или у человека может быть несколько тотемов. Все тотемы – это Опыт воплощений в этих образах на этой или другой Планетах». Н.Сумирэ. Тень дракона. Дневник ученицы мага.
С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда "Тотем и табу" («Totem und Tabu», 1913). См. также Табу.
"Ласточка – это тотем, священная птица, убить ласточку большой грех". Г.Садулаев. Одна ласточка еще не делает весны.
Тотемизм – комплекс вероучений, обрядов и обычаев, связанных с Т.
Ф
ФРАТРИЯ /греч. phratria – братство/, на этапе первобытности союз нескольких родов (1); в греч. городах-государствах гражданское объединение с общностью культа и владения собственностью.
«И что уж говорить о чужеземных странниках: если не стоит за их плечами могущественная фратрия или племя, с которым ссориться небезопасно даже сильным вождям…» И.Ефремов. На краю Ойкумены.
«Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи. Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью». К.Резников. Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей.
«Внутри соседской общины отдельные родовые группы объединялись в филы и фратрии, которые были основными военными и политическими ячейками общины. Фратрия представляла собой военный отряд, объединявший членов нескольких родов в общине. А несколько фратрий образовывали филу. Вся военно-политическая деятельность члена общины протекала во фратриях и филах: в их составе он и совершал военные походы, и участвовал в народном собрании. По Гомеру, человек, не принадлежащий ни к одной фратрии, стоял вне общества. У него не было очага, т. е. домашнего хозяйства, которое и давало ему основу для полноценного участия в жизни общины». Б.Ляпустин. Древняя Греция.
ЯЗЫЧЕСТВО И ОККУЛЬТИЗМ
Дохристианские культы, верования, черная магия.«Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам». Уильям Шекспир. Гамлет.
А
АДИТИ, см. БОЖЕСТВА ЛЮБВИ
АЛУКА, см. ИНКУБЫ-СУККУБЫ
АНАТ (Ашера), в финикийской мифологии богиня плодородия, любви и войны; возлюбленная своего брата Ваала. См. также Божества любви.
По значению и функциям близка Астарте. Отличалась жестоким и необузданным нравом. Согласно преданию, убила серпом бога смерти Мота и молотила его на гумне до тех пор, пока не добилась воскресения Ваала. Культ А. был распространен со II-ого тысячелетия до н. э. Известен благодаря раскопкам города-государства Угарит в Рас-Шамре (современная Сирия).
«….они отождествляют мать Самегара с жадной до крови угаритской богиней любви, девственной Анат». Грейвз Роберт Ранке. Иудейские мифы.
«Семь девиц умащали Анат, благовония в кожу её втирая, и от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда. Закрыв ворота дворца, вышла на поле Анат, где её ожидали юнцы, войско богини, а вместе с ними сыны городов. Сокрушала Анат в долине врагов, истребляла народ. Поражала она горожан и людей, что с моря явились, истребляла пришедших с Востока. Пробивалась она сквозь недругов строй. С обеих сторон были головы павших, словно живые. Руки над нею взлетали, как саранча, кисти храбрых падали в кучи. Головы она бросала себе за спину, кисти рук отправляла в чрево свое, по колено стояла в крови, в крови храбрецов она омывала ножные цепочки. Старцев жезлом гнала, как овец. Лук свой приставив к бедру, стрелы она метала.
Затем возвратилась она во дворец, но сердце её убийствами не было сыто, не было сыто резней, что она учинила врагам. Кресла швыряла она в храбрецов, в воинов кидала столы, скамейки метала в могучих героев. При виде трупов блаженство её охватило, вспухла печень её, ибо она погружала колена в кровь храбрецов, ножные цепочки в ней омывала.
Потом она в чаше омыла руки свои, очистила их в небесной росе, а также дождем Скачущего на облаках. И, завершив омовенье, вновь призвала девиц семерых. Кожу они умастили Анат. И вновь от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда. Аромат благовоний разносился на тысячу поприщ в течение дня». А.Немировский. Мифы древности.
АРГХЬЯ, см. ЙОНИ
АСТАРТА /Astarte; греч. Αστάρτη/ (Ассера; Ашера; Аштарт; Дева солнечного пути), в финикийско-сирийской мифологии богиня любви и плодородия. См. также Богиня-мать; Божества любви.
В ассиро-вавилонской мифологии соответствует Иштар, в Армении – Анаитис. В эллинский период А. отождествлялась с греч. Афродитой и рим. Юноной; считалась женой Ваала. Обычно изображалась в виде воинственной обнаженной женщины с луком. Почиталась в Сирии, Палестине, Египте, Малой Азии, Кипре, Карфагене и др. Центр культа находился в Сидоне и Угарите. Храм А. богини в Каппадокии владел шестью тысячами рабов и обширными земельными угодьями. Атрибутами А. были деревья и колонны в форме эрегированного фаллоса. Некоторые подробности культа А. описаны в сочинениях средневекового философа и проповедника Августина. Обрядность поддерживалась жрицами-иеродулами и кедешами; включала проведение оргий (1) и поклонение Адонису.
Культ А. сурово осуждался в Библии: «Сыны Израилевы продолжали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам» (Книга Судей, 10:6; см. также: Суд. 2:13; 1 Цар. 31:10; 7:4; 12:10; 3 Цар. 11:5; 4 Цар. 23:13), Тем не менее, просуществовал до эпохи Теодора Великого. Главный храм богини в Карфагене был разграблен между 399 и 407 н.э.
«В Сидоне, столице Финикии, Астарта – или „Великая Астарта“, как здесь называли ее, – была верховным божеством и покровительницей города. Самые свойства этой финикийской богини, по общему значению сходной с Ваалит и Ашерой, были, в существе, совершенно отличны. Эта богиня была Девственница, Virgo Caelestis, – в противоположность Ашере. Характер ее – суровый и мрачный, а культ требовал воздержания и самоистязаний, и соединялся обыкновенно с культом Молоха. Ее поклонники обязывались к целомудрию и должны были приносить ей в жертву свою страсть и свои чувственные пожелания». В. Розанов. Люди лунного света.
Печать Астарты – то же, что пояс верности.
АШЕРА, см. АНАТ; АСТАРТА
АШТАРТ, см. АСТАРТА
Б
БААЛ, см. ВААЛ
БАЛУ, см. ВААЛ
БАПТЫ, см. КОТИС
БАСТ, см. БОЖЕСТВА ЛЮБВИ
БЛОКУЛА, см. ШАБАШ (1)
БОГИНЯ-МАТЬ (греч. Megale Meter; лат. Magna Mater Deum – великая матерь богов), изначально малоазийская богиня; впоследствии обобщенный образ главы большинства индоевропейских религий, отождествляемый с теми или иными мифологическими персонажами.
«Богиня мать – главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и – более широко – с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Б.-м. – верхнепалеолитические « Венеры» – статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками, явно культового назначения; <>
Малоазийская Кибела, Великая матерь богов, первоначально была отождествлена с функционально близкими ей греческими и римскими богинями: Реей, Геей, Деметрой, Теллус, Церерой и др., каждая из которых характеризовалась лишь частью объединённых затем Кибелой признаков. В поздней же античности известна единая синкретическая Б.-м., ипостасями которой выступают различные локальные божества. <>
Основная характеристика Б.-м., определяющая её место в мифологической модели мира, – созидательная функция, которая имеет несколько аспектов. Во-первых, как супруга бога-творца Б.-м. участвует в творении мира (в этом качестве она обычно идентифицируется с землёй). Во-вторых, Б.-м. участвует в создании населяющих вселенную существ: богов, людей, животных, чудовищ и т.д.» Е.Рабинович. Мифы народов мира.
В культах Анат, Астарты, Кибелы, Иштар, Изиды, инд. Кали-Дурга и др. почиталась прежде всего как родоначальница всего сущего, мать богов и людей. В греч. и рим. культах Афродиты, Бона Деи, Венеры, Деметры, Геи на первый план выдвинулись витальные функции (деторождение, фертильность). Б-М. обычно изображалась в окружении диких зверей; обрядность предусматривала проведение оргий (1). См. также Божества любви; Венеры первобытные.
«Богиня-мать или богиня-возлюбленная блуждала по земле, напрасно разыскивая бога, и оплакивала его в безмерной скорби». В. Вересаев. Аполлон и Дионис.
БОЖЕСТВА ЛЮБВИ, персонажи языческих культов, народных поверий и легенд, отвечающие за функции прокреации.
Объекты религиозного поклонения, которые олицетворяют различные аспекты половой жизни человека, а также связанные с ними суеверия. Пантеон Б. Л. в разных регионах мира весьма обширен и включает несколько сотен персонажей, в т.ч.:
– Адити; Рати – Б.Л. в Индии;
– Анаитис – в Армении, Персии, Скифии, Лидии и др. богиня, культ которой включал проституцию культовую;
– Баст (Бастет) – в Древнем Египте богиня красоты, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой;
– Илития – древнегреч. богиня плодородия, культ которой отправлялся в Эфесе;
– Кори – богиня луны у древних галлов;
– Мардук; Нанайя – в Древнем Вавилоне Б. Л., культ которых включал оргии и флагелляцию;
– Мерем Дида – северо-африканское божество, родственное Венере.
– Милда – литовское божество любви;
– Митра – двуполое божество в Древней Персии;
– Пан-Чинлин; Тцувана – покровители проституток и содомии в древнем Китае;
– рожаницы — древне-славянские покровительницы рода (1), семьи, домашнего очага;
– Сахлис – божество-покровитель супружества в Древней Грузии;
– Сильван – латинское сельское или лесное божество, родственное сатирам;
– Фрея – древне-германское божество любви;
– Фрида (Фригга; Фриза) – древнескандинавское божество любви;
– Хатор – в Древнем Египте богиня луны, плодородия и любви;
– Югатинус; Стимула; Стрения – древнерим. божества укрепления супружества;
См.также: Адонис; Амур; Анат; Астарта; Аттис; Афродита; Баубо; Богиня-мать; Бона Деа; Ваал; Вакх; Венера; Гера; Гермес; Гименей; Деметра; Дионис; Изида; Иштар; Кибела; Котис; Кукер; Купидон; Лада; Лакшми; Лель; Либер; Милитта; Мин; Мутун; Пан; Приап; Сатир; Силен; Таммуз; Тласольтеотль; Фавн; Эрот; Юнона; Ярило. Ср. Инкубы-Суккубы.
«Скажите мне, ваше божество – божество любви? А угрызения вашей совести – наказание божества, наказание из любви?» Ф. Ницше. Песни Заратустры.
В
VAGINA DENTATA, см. ВАГИНА ЗУБАТАЯ
ВААЛ /семитское b’l – господин, владыка/ (Ба‘ал; Баал; Балу), шумеро-аккадское двуполое божество солнца, плодородия и войны, покровитель водной стихии; брат или муж Анат; Астарты.
Иногда отождествлялся с Озирисом, Адонисом, Молохом. Обычно изображался в виде человека с головой быка. Являлся верховным божеством ханаанеев, у которых был известен под именем Бэл. Почитался в Древнем Египет, Вавилоне, Сирии, Финикии, и др. Фаллические символы В. – две усеченные серебряные и золотые колонны хранились в главном святилище в Тире. В дальнейшем культ В. распространился в Карфаген, Израиль и Иудею. По месту расположения носил имена собственные В.-Гад, В.-Меон, В.-Фегор и т. п. В 218 культ В. был установлен в Древнем Риме императором Гелиогабалом.
«Ваал-Фегор – языческое божество, которому стали поклоняться некоторые израильтяне, когда на пути в Землю обетованную они остановились в Ситтиме. Поклонение это выражалось в том, что «начал народ блудодействовать» с местными женщинами. «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору».
То ли приказ Моисея не был выполнен, то ли даже казни не смогли пресечь жажды плотских утех с чужеземками, но грех поклонения Ваал-Фегору продолжался. Тогда разъяренный Бог наслал эпидемию на вышедший из повиновения возлюбленный народ. Но и этого оказалось недостаточно: «некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания». И лишь когда благочестивый Финеес, внук Аарона, в порыве праведного гнева «встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее», эпидемия прекратилась. К тому времени от эпидемии умерли 24 тысячи евреев». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.
Согласно Библии, обрядность В. включала проституцию культовую, проведение оргий, флагелляцию и др. (Книга пророка Иеремии. 19, 5). Также предусматривались жертвоприношения девственности и человеческие жертвы. Жрецы В. (иеродулы, кедеши) разводили огонь внутри пустотелой медной статуи и совершали ритуальное сожжение первородного ребенка.
«Верь: настанет пора – и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!» С. Надсон.
ВАГИНА ЗУБАТАЯ /лат. vagina dentata; англ. Toothed vagina/, легендарный артефакт в мифологии целого ряда народов мира.
Женский половой орган в виде всепожирающей зубатой пасти. Устрашающий образ жен. естества; олицетворение входа в загробный мир и ад. Почиталась в Индии, Южной Америке, Восточной Азии, Древней Греции и Риме. По суеверным представлениям, В.З. способна искалечить мужчину и откусить у него член во время пол. акта.