Книга АБеВеГа любви - читать онлайн бесплатно, автор Alexander Sosnovsky-Baubo. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

АБеВеГа любви


Согласно античной традиции, Г. считается олицетворением беспредельной скорби и страданий женщины-матери. Одна из героинь поэмы Гомера «Илиада», трагедий Еврипида («Троянки», 415 г. до н.э.), Софокла, Энния, Йоста ван ден Вонделы («Амстердамская Гекуба», 1626) и др.

“…И все из-за чего?

Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,

Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?” У.Шекспир. Гамлет.


ГЕМЕЛЛЫ, см. ЭФЕБЫ


ГЕРА /греч. Hera/ (волоокая), в древнегреческой мифологии царица богов; соответствует рим. Юноне. См. также Божества любви.

Одна из самых почитаемых богинь античного пантеона. Старшая дочь Крона и Реи, сестра Посейдона, Аида, Деметры, Гестии; сестра Зевса, ставшая его супругой. Повелевала силами природы и плодородием земли. Покровительствовала бракам, беременным женщинам и родильницам.

Обладала властным, жестоким и ревнивым характером. Преследовала возлюбленных Зевса и его внебрачных детей: превратила Ио в корову, Каллисто - в медведицу, погубила Семелу и Алкмену. Мстила Парису за то, что он отдал предпочтение Афродите.

«Эпитеты, применяемые к Гере по сей день, – «гордая», «властная», «ревнивая», «высокомерная» и «злопамятная». В искусствоведческих разговорах ее частенько награждают тремя неприятными эпитетами с составной частью «-образная»: «статуеобразная», «рубенсообразная» и, по ее римскому имени, «юнонообразная».<>

Вольно ж нам относиться к Гере как к тирану и зануде – ревнивой и подозрительной, скандалистке и брюзге, самом? воплощению сердитой бабищи (так и воображаешь себе, как она мечет фарфоровые статуэтки в бестолковых клевретов), что настигает своим злобным возмездием нимф и смертных, которые ей не угодили – спалили недостаточно животных у нее на алтаре или, что хуже всего, совершили преступление, сойдясь с Зевсом (желали они того или нет, она никогда не прощала их и злиться могла не одну жизнь подряд). Но при всей ее несомненной заносчивости, спеси, зашоренной приверженности иерархиям и нетерпимости к яркому и дерзкому – архетип многих тетушек в литературе и вдовствующих герцогинь в кино[70] – занудой Гера уж точно не была. Свирепость и решимость, с какими она шла против бога, способного испепелить ее одним ударом молнии, показывают и уверенность в себе, и отвагу». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.


Образ Г. многократно отражен в мировой живописи (А.Корреджо, П.Рубенс, Д.Тьеполо, Н.Пуссен и др).

“Гера со мною, чиста, неизменна,

Здесь, на Олимпе, меж вечных богинь». В.Брюсов. Иксион и Зевс.


ГЕРАКЛ /греч. Herakles; букв. «гонимый герой»/ (лат. Hercules – Геркулес), один из самых знаменитых героев древнегреч. мифологии.

 Сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены (1) тиринфского царя Амфитриона. При рождении получил имя Алкид. Отличался необыкновенной физической силой и отвагой.

«Имя «Геракл» означает «Слава богини Геры». Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам, но после Алкмены, матери Геракла, – уже ни к кому. Геракл должен был спасти богов Олимпийцев в войне за власть над миром против восставших на них земнородных Гигантов: было пророчество, что боги победят Гигантов, только если к ним на помощь придет хотя бы один смертный человек. Таким человеком и стал Геракл. Гера должна была бы, как все боги, быть ему благодарна. Но она была законной женою Зевса, покровительницей всех законных браков, и внебрачный сын ее мужа, да еще и самый любимый, был ей ненавистен. Поэтому все сказания о земной жизни Геракла – это сказания о том, как преследовала его богиня Гера». В.Новиков. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения.


Г. совершил двенадцать великих подвигов, известных по описаниям Гомера, Гесиода, Пиндара и др.:

– убил немейского льва, который наводил страх на всех местных жителей;

– победил лернейскую гидру, которая пожирала заблудившихся путников;

– победил стимфалийских птиц, которые разоряли деревни, убивали людей и скот;

– доставил живой и невредимой священную керинейскую лань;

– победил эриманфского вепря;

– очистил Авгиевы конюшни;

– победил критского быка;

– обуздал коней Диомеда;

– добыл пояс царицы амазонок Ипполиты;

– пригнал стада коров могучего великана Гериона;

– похитил золотые яблоки Гесперид, которые возвращали вечную молодость;

– укротил пса Цербера, который охранял вход в царство мертвых.

Менее известен тринадцатый подвиг Г., который заключался в том, что за одну ночь он оплодотворил пятьдесят дочерей беотийского царя Тестия. Через положенный срок на свет появился 51 младенец, поскольку одна из царевен родила близнецов.

Культ Г. существовал во всем античном мире. Празднества  в его честь (гераклеи) устраивались в  Сикионе,  Фивах  и др. Сохранились изображения Г. в объятиях царицы Лидии Омфалы с надписью «Amor vincit omnia» («Любовь побеждает все»). По утверждению Аполлодора, Гая Валерия Флакка и др. античных авторов, Г. не был чужд эфебофилии. В бою с царем дриопов Тейодамантом Г. завоевал его сына Гиласа (Hylas). Золотоволосый юноша сопровождал Г. в походе за Золотым руном, однако был похищен нимфами в Мизии. Поиски не дали результата и Г. очень тяжело переживал утрату. Гомосексуальный аспект личности Г. не раз привлекал внимание художников и поэтов (рисунки Микеланджело, А.Поллайоло; картины А.Мантенья и др.). А.Полициано в «Сказании об Орфее» (1480) с одобрением высказывается о любви к мальчикам: “К этой святой любви и Геркулес призывает”.

Образ Г. является одним из самых популярных в мировом искусстве: живопись Д.Романо, Д.Вазари, Л.Кранаха Старшего, Рафаэля, П.Рубенса, Г.Рени, Ф.Сурбарана, Ш.Лебрена, Т.Жерико и мн. др.; скульптура Я.Сансовино, А.Канова, Э.Бурделя и др. В музыкально-драматическом искусстве: пьесы Ж. Ротру, Ф. Мармонтеля, П. Метастазио, Ф.Ведекинда, Ф.Дюрренматта; оперы П.Кавалли, Ж.Люлли, П. Кайзера, А.Вивальди, К.Глюка; кантата И.С.Баха, оратории Г.Генделя, симфонические поэмы К.Сен-Санса и др.

«Да ведь тут весу пудов с триста! Алексей Григорьич, да вы, ей-богу, Геракл». В.Шишков. Емельян Пугачев.


ГЕРКУЛЕС, см. ГЕРАКЛ


ГЕРМАФРОДИТ /греч. Hermaphroditos; лат. Hermaphroditus/, в древнегреч. мифологии прекрасный юноша, сын Гермеса и Афродиты. См. также Гибристика.

В пятнадцатилетнем возрасте вызвал страстную любовь нимфы Салмакиды, но не ответил ей взаимностью. Безутешная Салмакида упросила богов соединить ее с возлюбленным в единое двуполое существо. Культ Г. был популярен в начале IV в. до н.э. в Аттике.

«Но день стоял ясный, и Гермафродит, разгоряченный и вспотевший от этого отваживания назойливого духа, счел, что она убралась подальше, разделся и нырнул в прохладные воды ручья, чтобы освежиться.

Салмакида, вернувшаяся под прикрытием тростников, немедля прыгнула к нему, как лосось, и намертво вцепилась в его нагое тело. Он с отвращением забился, заплескал, задергался, чтобы освободиться, а она вскричала:

– О боги всевышние, да не расстанемся мы никогда с этим юношей! Пусть мы навеки будем единым целым!

Боги услышали ее молитвы и отозвались с черствой буквальностью, какая, похоже, испокон веку их развлекала. Вмиг Салмакида и Гермафродит действительно стали единым целым. Пара слилась в одно тело. Одно тело, два пола. Не стало наяды Салмакиды и юного Гермафродита, возникло существо обоеполое, мужское и женское в одном. Хотя римляне сочли подобное состояние отклонением, угрожавшим строгим милитаристским нормам их общества, более открыто мыслившие греки воспевали, праздновали и даже поклонялись полу гермафродитов. Монументальные творения, а также керамические работы и храмовые фризы показывают нам то, чего римляне страшились, а греки, похоже, считали восхитительным». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

Г. – постоянный образ художественной культуры: скульптуры в Национальном Музее Термы в Риме и в Лувре; живопись Я.Госсарта “The Metamorphosis of Hermaphroditus and the Nymph Salmacis” (1505; Б.Спренгера “Salmacis and Hermaphroditus” (1581); Ф.Албани “Salmacis Falling in Love with Hermaphroditus” (ок.1660) и “Salmacis Kissing Hermaphroditus in the Water” (1660); Ф.-Ж.Наве. “The Nymph Salmacis and Hermaphroditus” (1829) и др. В эпоху средневековья и Ренессанса образ Г. широко использовался в качестве символа союза противоположностей, алхимической эмблематики, иллюстрации медицинской аномалии и др. Ср. Андрогины.

“Есть подобный зачатию момент творения, в котором участвует божество-гермафродит, оплодотворяющее само себя». В.Пелевин. t.


ГЕРМЕС /Hermes/, один из наиболее многозначных и почитаемых богов античности. См. также Божества любви.

Сын Зевса и плеяды Майи; соответствовал рим. Меркурию. Первоначально бог скотоводства и пастухов; позднее вестник олимпийских богов, покровитель торговли, проводник душ умерших. Также Г.-Трисмегист (трижды величайший) покровительствовал оккультным наукам и тайным (герметическим) обществам. Создатель лиры и пастушеской флейты. По утверждению Диогена Синопского, обучил Пана занятию мастурбацией. За помощью к Г. обращались мужчины, желающие восстановить или усилить свою потенцию.

Главными атрибутами Г. являлись крылатые сандалии, дорожная шляпа с крылышками и кадуцей – трость с двумя обвившимися вокруг нее змеями, символизирующая фаллос.


Антестерии – весенние праздники в честь Г.

Образ Г. – постоянный сюжет мирового искусства (фрески Рафаэля; статуи Праксителя, Джамболонья, Б.Торвальдсена; живопись А.Корреджо, Я.Тинторетто, П.Веронезе, П.Рубенса, Я. Иорданcа, Д.Веласкеса, Рембрандта, К.Лоррена и др.).

«О Гермес Трисмегист, троекратно великий учитель,

Бог наук и искусств и души роковой искуситель!» К.Бальмонт. К Гермесу Трисмегисту.


ГЕРМЫ /греч. hermes/, во времена античности четырехгранные колонны, увенчанные головой Гермеса, Вакха или Пана.

По описанию Платона, Павзания и др., на лицевой стороне Г. помещалось изображение фаллоса, иногда в эрегированном состоянии, как символа плодородия.

«А вот, казалось бы, совершенно нелепый вопрос: «А что появилось раньше: статуи Гермеса или гермы?» Вопрос совершенно не праздный! И ответ на него очень многое объясняет. Вначале-то были гермы! То есть груды камней или вертикально поставленные каменные глыбы на перекрестках дорог, на местах погребений, у ворот домов, выполнявшие функции охранительного фетиша.

Герма – первоначально символ бога Гермеса изготавливалась из закругленного ствола, в виде столба, увенчанного грубо или тщательно обработанным изображением головы. Согласно Гиппарху, гермы устанавливались на дорогах из Афин как дорожные вехи, с указателями расстояний и популярными сентенциями, и повсеместно почитались. Многие частные лица помещали гермы в своих домах. Со времен Праксителя гермы стали поясными статуями и не представляли больше бога Гермеса. Популярны были гермы двойные, с портретами великих поэтов и мыслителей. Их ставили на виллах и в библиотеках. Грубо говоря, именно верстовым столбам – гермам мы во многом обязаны появлению бюстов – скульптурных портретов». Б.Алмазов. Повести каменных горожан.

Повреждение Г. считалось святотатством и сурово каралось. В период упадка Империи Г. использовались как межевые знаки и дорожные указатели; в Европе с XVI в. – как элемент декоративной парковой скульптуры. См. также Символизм половой (1).

“Изуродование герм (у большей части их в одну и ту же ночь были отбиты выдающиеся части) испугало многих, даже из числа тех, которые обычно пренебрегают подобными приметами”. Плутарх. Избранные жизнеописания.


ГЕСТИИ, см. ВЕСТАЛКИ


ГЕТЕРИЗМ, 1) институт гетер в Древней Греции;

Крупнейшие центры Г. находились в Коринфе, Афинах, Абидосе, Лесбосе, Милете и др.

«Никогда характер королевы не отражался так сильно на поданных, как характер Аспазии отразился на афинянах. Она управляла всеми делами народа, решала мир и войну, разрешала все спорные вопросы искусства и литературы, задавала тон жизни мужчин, была законодательницей мод для женщин. В ней гетеризм получил свое лучшее выражение, свое высшее торжество». Э.Дюпуи. Проституция в древности.


2) мировоззрение и образ жизни, свойственный гетерам;

3) термин, введенный швейц. историком И.Я.Бахофеном ("Материнское право", 1861), для обозначения неупорядоченных половых отношений на ранней стадии развития человеческого общества; то же, что промискуитет. Некоторые современные исследователи подразумевают под Г. пережитки гостеприимного, группового и искупительного брака.

«Самая ранняя стадия характеризовалась Бахофеном как состояние совершенно неупорядоченных отношений полов. Через эту стадию (он назвал ее эпохой гетеризма, или добрачной ступенью) прошли, по его мнению, все народы». Ю.Семенов. Происхождение брака и семьи.


ГЕТЕРЫ (от греч. hetaira – подруга, любовница), в Древней Греции свободные незамужние женщины, существовавшие за счет богатых покровителей. См. также Куртизанки.

Г. занимали привилегированное положение в обществе. По определению поэта Архилоха (VII в. до н.э.) являлись “всеобщими подругами». Ок. 343-340 до н.э. оратор Демосфен определил статус Г. в речи против Неэры: «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц – ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен мы берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества.»

Г. получали всестороннее образование, недоступное большинству женщин той эпохи. Обучались гимнастике, танцам, музыке, философии, поэзии, красноречию и др. В выборе покровителей нередко руководствовались собственными симпатиями. В отличие от обычных проституток, не ограничивались оказанием сексуальных услуг. Активно участвовали в общественной и культурной жизни, пользовались уважением выдающихся политических деятелей, ученых, поэтов и т.д.  Имена целого ряда Г. вошли в историю: Аспасия; Лаиса; Таис; Фрина.

Профессиональная деятельность Г. строго регламентировалась и облагалась налогом. По закону они обязаны были носить белокурые парики и подвергались др. социальным ограничениям. Наиболее успешные Г. извлекали из своего занятия значительный доход. Героиня комедии Менандра «Льстец» хвасталась, что зарабатывает больше десяти проституток. По утверждению писателя Авла Геллия (ок. 130-180), некоторые Г. получали за одну ночь до десяти тысяч драхм. Сократ восхищался роскошью Феодотии, подруги Алкивиада («Memories». III, 11, 4). По сообщению Геродота, фракийская Г. Родопис, любовница брата Сафо Харакса, из собственных средств оплачивала строительство пирамид в Египте.

Образ жизни Г. привлекал всеобщее внимание и породил немало исторических анекдотов. По рассказам, прекрасная Архидика отказала молодому богатому египтянину. Разочарованный юноша попросил Венеру ниспослать ему ласки Архидики хотя бы во сне. Богиня исполнила его желание. Узнав об этом, Архидика обратилась в суд с требованием оплатить услуги, которые клиент получил во время сновидения. Однако, судьи решили, что она сама должна Венере, которая выполнила ее работу.

«Большая часть гетер обязана своей славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Среди таких гетер мы назовем следующих:

Герпилис  была любовницей Аристотеля, от которого у нее родился сын. Родоначальник философии сделал ее еще при жизни своей единственной наследницей.

Лагиска.  Учитель красноречия Исократ, друг Филиппа, царя Македонского и соперник Демосфена, не сумел противостоять чарам этой прекрасной девушки.

Мегалострата  – восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера, который злоупотреблял половыми наслаждениями и впоследствии заболел питириазисом.

Леонция.  Афинская гетера, последовательница и любовница Эпикура, прославилась своим красноречием; ею страстно увлекся поэт Гермасианакс; пользуется известностью ее горячая полемика с философом Теофрастом.

Таиса . Когда Александр взял Афины, Таиса, афинская гетера, покорила его своей красотой и последовала за ним в Азию. Она участвовала в знаменитой оргии Александра, после которой победитель предал Персеполис огню. Затем Таиса стала любовницей Птоломея, впоследствии царя Египетского. Птоломей включил ее в число своих законных жен и прижил с ней троих детей.

Вакхис.  Эта верная любовница оратора Гиперида была известна своим бескорыстием и добротой. Ее называли «добрая Вакхис». Гиперид пишет, что Вакхис облагородила имя куртизанки.

Теодетта  нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести.

Гликерия.  Менандр посвятил ей лучшую из своих комедий. Она часто говорила: «Я предпочитаю быть королевой Менандра, чем владычицей Тарза» – города, в котором она, окруженная царской роскошью, жила на содержании у правителя азиатских провинций.

Агафоклея  безраздельно владычествовала над Птоломеем Филопатором и перевернула вверх дном все его государство.

Археанасса  подобно Нинон пользовалась любовью до глубокой старости. Платон любил ее, забывая ради нее суровые принципы своей философии. Говорят, что он посвятил ей следующие стихи:

Прекрасная Археанасса достойна любви,

Лицо ее покрыто морщинами,

Но рой амуров играет в них.

Вы, которые видели ее, когда жестокое время

Не причинило еще такого урона ее красоты,

Да не будет вам теперь тягостен ее вид.

Аристагора  – коринфская куртизанка, любовница Димитрия Фалерского. Этот последний, назначенный гиппархом на празднества Панафиней, приказал воздвигнуть для своей любовницы трон выше статуи Гермеса. На открытии Елевзинских таинств он поместил ее у самого входа в святилище. Димитрий за свою расточительность был вызван на суд ареопага: «Я живу, как и подобает жить человеку благородного происхождения, сказал он. Если моя любовница одна из прелестнейших женщин Греции, это еще не оскорбляет ничьей чести. Я пью хиосское вино, веду рассеянный образ жизни, но я трачу только свое состояние. Я не занимаюсь ни мздоимством, ни прелюбодеянием, как некоторые из вас, господа судьи», и он назвал при этом некоторых из судей трибунала. После этой речи Антигон назначил Димитрия тесмотетом.

Бедион  – разорила поэта Антагара и очень разбогатела. Симонид написал на Бедион и двух ее подруг следующую едкую эпиграмму:

Бегите, бегите,

Нимфы, от этих опасных берегов,

У которых живет сирена,

Жадная, как морской разбойник.

Любовники Бедион и Таисы

Могут рассказать вам о том, как они их обобрали;

Они плачут, они разорены,

Идите, взгляните на картину их ужасных бедствий!..

Клеонисса  написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас работ по философии. Она погибла случайно, пораженная кинжалом Павзания, в покой которого она пошла ночью без предупреждения.

Мания  – ее называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию. Вся внешность ее и осанка отличались необыкновенной грацией, голос – мелодичностью. Ее окружало множество поклонников, как соотечественников, так и чужеземцев. Греки называли ласки ее любви «сладким безумием». Димитрий попросил ее однажды дать ему возможность взглянуть на ее скрытые прелести, которым могла бы позавидовать сама Венера. «Любуйся, благородный сын Агамемнона», сказала она, оборачиваясь к Димитрию и пародируя стихи Софокла, «прелестями, которые всегда были предметом особого твоего поклонения». Она изменила своему любовнику Леонтику ради двух молодых людей, приняла их в одну и ту же ночь и отдалась одному вслед за другим, так чтобы они этого не знали. «Мне любопытно было узнать, говорит она по этому поводу, как в эту ночь поведут себя со мной два молодых атлета – оба победители на олимпийских играх».

Мильто , которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью. История ее такова: она была похищена одним Сатрапом и отвезена в Сарды во дворец: Кира, где евнухи поместили ее в отделение царских жен. Плачущая Мильто ясно представляет себе ожидающую ее судьбу. С негодованием отвергает она принесенное ей в дар ожерелье; она с молитвами обращается к богам и родителям своим, умоляя о мщении. Ее схватывают и ведут в залы пиршества. Кир находится в состоянии полного опьянения. Мильто борется со всеми покушениями на свою честь, но затем, когда Кир для достижения своей цели прибегнул не к насилию, а к ласке – она уступила. Кир предложил ей щедрые дары, но она ответила ему следующими, необычными в устах куртизанки, словами: «эти щедрые дары принадлежат твоей матери Парисатиде, эти деньги и ценности – твоему народу. Мне же принадлежат сокровища твоего сердца». Мильто воздвигла золотую статую Венеры, которую считала своей покровительницей. После смерти побежденного Кира Мильто попала в плен к победителю Артаксерксу, который пленился ею и сделал ее своей любовницей, но Мильто не сумела полюбить своего нового властелина который одновременно пылал страстью к прелестной Мильто и к отвратительному евнуху.

Леена  – гетера-философ, любовница Гармодия, составила с ним заговор против тирана Гиппия. Пытками хотели вырвать Леены имена ее сообщников. Не чувствуя в себе достаточно сил, боясь выдать тайну, Леена зубами перегрызает свой язык и бросает его в лицо своим мучителям. В ее честь был воздвигнут возле афинской крепости медный памятник, изображающий львицу с раскрытой пастью, без языка.

Таргелия  отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и как пишет Плутарх, стала, благодаря своему уму и красоте – королевой Фессалии.

Пигарета  – была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой.

Теорида  – отдала свою любовь престарелому Софоклу. Демосфен с целью отомстить ей за пренебрежение, добился того, что она, в качестве жрицы храма Венеры и Нептуна, была приговорена к смерти по ложному обвинению в оскорблении божества.

К Теориде же относился написанный престарелым Софоклом «Гимн Венеры»: О, богиня, внемли моей мольбе! Сделай Теориду нечувствительной к ласкам юношей, которым ты так покровительствуешь. Удели часть своего обаяния моей седине, сделай, чтобы Теорида предпочла им всем старца. Силы его, правда, уже истощены, но уму его не чужды еще юные порывы.