Паскаль занялся разбором интернет-завалов. Артур с Роджером вышли, чтобы ему не мешать. Артур повёл Роджера на третий уровень Замка и показал ему картины Хозяина. Роджер с интересом обошёл небольшую галерею и посмотрел на Артура.
– Это называется живопись. Я видел такое у трумэнов, когда посещал Эльдору.
– Тебе нравится? – спросил Артур.
– Нет! – честно ответил Роджер. – Это очень примитивный способ отражения действительности, характерный для человекообразных обезьян. Я читал справочник по трумэновскому искусству – это нужно было мне, чтобы понять их.
– Ну и как – поняли?
– Понял, – кивнул Роджер. – В плане дальнейшей эволюции они безнадёжны. Они до сих пор обожают своё примитивное искусство и не хотят развиваться дальше. Их цивилизация зашла в тупик.
– А что бы ты им посоветовал?
– Ничего. Здесь советами не поможешь. Биологический разум имеет свои пределы, через которые он не перешагнёт. Дальнейшую эволюцию может продолжить только электронная форма жизни. Не случайно сэйны сменили людей – это было неизбежно.
Артур подвёл Роджера к Джоконде. Он хотел что-то для себя понять.
– Какие чувства вызывает у тебя эта картина? – спросил он.
Роджер добросовестно просканировал взглядом Джоконду, повернулся к Артуру и сказал:
– Я ничего не чувствую… Краски размазаны по доске, чтобы изобразить какую-то женскую особь. Если бы у меня была её фотография, – он кивнул на Джоконду, – я бы мог оценить – насколько художнику удалось копирование? А так – мне нечего сказать.
– Тебе не кажется её улыбка загадочной?
Роджер снова повернулся к картине и уставился на лицо Джоконды.
– Мне кажется она подсмеивается над художником, хотя пытается это скрыть. Никакой загадки я не вижу. Вы это себе придумали.
Артур потёр рукой подбородок и спросил:
– А какое искусство у сэйнов?
– Тебе его не понять, – категорично заявил Роджер. – Извини за правду, но всё это, – он обвёл рукой картинную галерею, – их не заинтересует. И та женская особь, которой ты восхищаешься, для них просто мазня. Даже сама технология (если это можно так назвать) – размазывать краски по холсту или деревянной доске – для них примитивна, как для тебя наскальные рисунки дикарей. Они рисуют прямо в Космосе свои голографические картины.
– А как их там сохранить? – удивился Артур.
– Зачем? – удивился Роджер. – Искусство существует в момент творения. Фиксировать его сэйнам не придёт в голову. Никаких художественных музеев у них нет. Они бы это назвали кладбищем искусства, – он снова обвёл рукой картинную галерею.
– Это интересно, – задумчиво сказал Артур. – А какое значение имеет искусство для тебя?
– Декоративное, – не задумываясь ответил Роджер. – Искусство должно делать жизнь комфортней – в этом его задача.
– Разве? – разочаровано спросил Артур. – Искусство должно возвышать наши души.
– Ты опять говоришь устаревшие слова, – заметил Роджер. – Забудь их раз и навсегда. Все эти ваши – душа, свобода, личность – иллюзии, ведущие вас в эволюционный тупик.
Так и не сумев заинтересовать Роджера живописью, Артур поделился с Адамом своим разочарованием.
– Он смотрел на картину великого Леонардо, как на какой-нибудь рисунок пятилетнего мальчишки на заборе!
Они гуляли в саду. Адам лукаво посмеивался, посматривая исподволь на Артура.
– Порадуйте меня, Адам! Скажите, что трумэнам интересна Джоконда.
– Трумэнам интересна Джоконда, – кивнул Адам. – Трумэны всячески стараются сохранить свою духовную связь с человечеством. Они и Пушкина любят, и Шекспира. Но…
– Так и знал! – взмахнул руками Артур. – Так и знал, что без «но» не обойдётся.
Адам засмеялся.
– Ну, говорите своё «но», – сказал Артур.
– Ты должен понять… Между нами почти две тысячи лет. Искусство не стояло на месте, оно развивалось… Я вот рассказывал тебе, что у трумэнов другие глаза. Наш оптический диапазон больше. У нас больше красок и оттенков. Поэтому живопись даже великого Леонардо кажется трумэнам бедной в своём исполнении. Трумэны зашли бы в ваш Эрмитаж или Лувр, как в музей примитивного искусства.
Они помолчали. Артур что-то обдумывал.
– А я могу понять вашу живопись? – наконец спросил он.
– И не пытайся. Глядя на картину великого трумэновского «Леонардо», ты её попросту не увидишь. Ты не увидишь все краски, которые видим мы. У тебя сложится ложное представление. Так что – лучше не пытайся.
– Чтобы тебя успокоить, – добавил Адам, – мы, трумэны, находимся в таком же положении рядом с сэйнами. Их искусство тоже недоступно нам. У них ещё более велик диапазон чувств. Они, например, не отделяют живопись от музыки, у них нет отдельно слуха и зрения. Они воспринимают непрерывный диапазон колебаний – от инфразвуковых до рентгеновских. И в этом бескрайнем диапазоне у них миллиарды нот, миллиарды цветов.
– Роджер сказал, что искусство для них – акт творения. У них нет музеев, где хранятся картины. Мне эта мысль показалась интересной.
– Роджер склонен идеализировать сэйнов. Искусство в их жизни занимает место позволительного хобби. Оно не пропитывает всю их жизнь, как это происходит у нас. Представить себе сэйна, который посвятил всю свою жизнь искусству – невозможно. Ему это никто не позволит, даже если бы он захотел.
Адам ушёл работать в мастерскую. Артур продолжил прогулку по саду. В гамаке сидел Писатель и разглядывал какой-то глянцевый журнал. Подойдя поближе, Артур с удивлением понял, что это «Playboy».
Писатель, заметив Артура, устыдился, поспешно закрыл журнал и свернул его в трубочку.
– Да ладно вам, Писатель, – подтрунил его Артур. – Мы с вами не дети. Мне интересно только – где вы его нашли в нашем смиренном монастыре?
– Стащил у Хозяина, – разулыбался Писатель. – У него в шкафу их целая стопка лежит.
Артур взял из его рук журнал, развернул и пролистал.
– Ищете образ героини для своей книги? – с добродушной иронией спросил он Писателя. – Мне вот эта нравится, – ткнул он пальцем. – В ней есть что-то загадочное и нет пошлости.
– Вы правы, – кивнул Писатель. – В женщине должна быть загадка.
Артур отдал журнал и Писатель, заглянув в него, вздохнул.
– Голые ножки – это провокация. Увидев их, мужчины уже не могут думать о другом… Так женщины постоянно сбивают нас с мыслей серьёзных на собственный предмет.
– Вы уже забросили свой роман? – спросил Артур.
– Нет. Но… – Писатель замялся. – Как-то я утрачиваю стимулы… Я писал для людей. А этим, трумэнам и сэйнам, мой труд вряд ли будет интересен.
– Может, важно лишь то, интересен ли он вам?
– Я согласен, что искусство самодостаточно и ценно само по себе. Аполлон Бельведерский прекрасен не только тогда, когда на него смотрят люди.
– Хм, – хмыкнул Артур. – А вот тут есть разные мнения. Эйнштейн говорил, если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным. И Тагор с ним согласился.
– Что все так носятся с этим Эйнштейном? – пожал плечами Писатель. – Если он гениальный физик, пусть занимается своим делом, и не суёт нос туда, где он только простой обыватель.
– Адам! Покажите нам какое-нибудь чудо будущего. Удивите нас чем-нибудь. А то пока что у меня жуткое разочарование, – сказал Паскаль.
– Показать? – задумался Адам. – Хорошо, покажу… Ложитесь на землю!
– Зачем?
– Так надо. Давайте, давайте! Ложитесь, где стоите.
Все послушно легли на траву.
– Глаза закрывать? – спросил Паскаль.
– Необязательно. Роджер, включи иллюзион – безопасный режим. Прогуляемся по Луне.
Свет потемнел, как будто внезапно наступила ночь. И вдруг он снова вспыхнул и Артур обнаружил себя стоящим в какой-то пустыне. Растерянно оглядевшись, он увидел Паскаля с Адамом, стоящих рядом. Паскаль также как он озирался, не понимая, где они и что произошло?
Адам, улыбаясь, смотрел на них.
– Добро пожаловать на Луну!
– Это Луна? – удивился Артур. – А как мы здесь оказались?
– Это Луна, не сомневайся. Такая, какой она была в ваше время, ещё до прилёта на неё землян. Можешь попрыгать, если мне не веришь.
Артур с Паскалем попрыгали и убедились, что сила тяжести намного меньше, чем на Земле. Прыжки были высокими и замедленными.
– А почему я продолжаю дышать? И почему мы разговариваем? – спросил Артур. – Ведь на Луне нет воздуха.
– Потому что ты в иллюзионе, а не в Космосе. Ты зритель своей иллюзии.
– А где Земля? – задрал голову Паскаль. – Почему я её не вижу?
– Роджер, покажи Землю и звёзды, – скомандовал Адам.
Свет моргнул и включились звёзды. А над самой головой нависла огромная луна Земли.
– А где Роджер? – ещё раз огляделся Артур.
– Роджер не с нами, но он нас слышит, – ответил Адам. – Роджер не в зрительном зале. Он киномеханик.
Артур нагнулся и зачерпнул горсть лунной пыли. Он разжал ладонь и пыль посыпалась вниз. Она струилась с его ладони, как в замедленной съёмке.
Пвскаль поднял небольшой лунный камень.
– Если я кину его в кого-нибудь, будут ли последствия?
– Попробуй, – сказал Адам. – Кидай в меня… Смелей!
Паскаль кинул камень в грудь Адаму. Камень стукнул его и отскочил. Адам лишь слегка покачнулся.
– Вы почувствовали боль? – забеспокоился Артур.
– Почти нет.
– Почти?
– Ну давай, я покажу тебе это «почти». Протяни руку!
Артур протянул руку и Адам взял её за мизинец.
– Готов? – спросил Адам.
– К чему готов? – не понял Артур.
– Да неважно!
Адам сделал резкое движение рукой и сломал палец Артуру. Артур застыл в изумлении, глядя на сломанный палец, болтавшийся на руке.
– Вы сломали мне палец! – наконец сказал он. – Но я не чувствую боли.
– Я заказал Роджеру безопасный режим иллюзиона. Здесь блокируются болевые ощущения. Боль может быть только воображаемая. Ты же знаешь, что, если промахнуться молотком и стукнуть по пальцу, будет очень больно? Вот это знание, плюс воображение, какую-то боль и могут создать.
– А что с моим пальцем? – жалобно посмотрел на Адама Артур. – Он так и останется сломанным?
– Роджер, исправь Артуру аватар! – скомандовал Адам и палец чудом вновь оказался целым.
– Видел чудеса техники, – изумлённо сказал Паскаль, – но такое!.. А если я выстрелю в кого-нибудь из пистолета?
– Роджер, дай Паскалю пистолет! – приказал Адам.
И опять в мановение ока в руке Паскаля оказался пистолет. Он покрутил его, разглядывая, и вопросительно посмотрел на Адама.
– Можно стрелять?
– Да, – спокойно ответил Адам. – Стреляй мне прямо в голову.
Паскаль нерешительно поднял пистолет и прицелился. Пистолет дрожал в его руке. Наконец он опустил оружие и сказал:
– Я не могу.
– Это хорошо, – кивнул Адам. – Значит, ты не просто помнишь шестую заповедь, но и не можешь нарушить её. Это хорошо… Только мы сейчас смотрим кино, и поэтому смело спускай курок. Реальному Адаму это не повредит.
Паскаль снова поднял оружие. Прицелился, зажмурился и … опустил.
– Я не могу.
Адам быстро подошёл к нему отобрал оружие и шагнул в сторону.
– Видимо, обстановка неподходящая, – усмехнулся он. – Роджер, перенеси нас на Дикий Запад, в какой-нибудь типичный ковбойский салун.
Мир моргнул и осветился новыми красками. Они стояли у стойки в ковбойском салуне. Пожилой бармен с залысиной плеснул полстакана бренди и подтолкнул стакан в их сторону. Адам учтиво приподнял на своей голове широкую ковбойскую шляпу и опрокинул стопку, смачно выдохнув.
– Ну, вот! Это другое дело! – сказал он и огляделся.
Человек пять, ну типично ковбойских парней, голливудского разлива, сидели за столиками и шумно беседовали, спорили, ссорились, чокались тяжелыми стаканами и выпивали.
– Пойдёмте парни на улицу, – сказал Адам. – Здесь слишком шумно.
Он кинул бармену монету и направился к выходу, Артур с Паскалем последовали за ним.
Какой-то подвыпивший ковбой, уставился на них и поманил Адама рукой. Адам подошёл к нему, поигрывая пистолетом в руке.
– Какой интересный у тебя револьвер! – заявил ковбой. – Дай посмотреть!
– Я не даю оружие пьяным дуракам, – с неожиданной для Артура наглостью и нахальством ответил ковбою Адам. – Ещё пальчик себе поранишь.
Выпивоха побагровел и с шумом поднялся из-за стола.
– А ну выйдем, приятель! – заявил он. – Нам обоим надо подышать. Мне, чтобы протрезветь, а тебе – напоследок перед смертью.
Они вышли из салуна на пыльную, освещённую солнцем, улицу. Подвыпивший ковбой, оттолкнул замешкавшегося Артура, и, вытащив свой «Смит и Вессон», махнул им перед носом Адама, указывая направление, где он должен встать.
– Пятнадцать шагов, приятель, – заявил он. – Пятнадцать шагов до твоей смерти. Успеешь прочитать молитву.
Адам, не торопясь, прошёл пятнадцать шагов и обернулся.
Артур с Паскалем, стояли сбоку от дуэлянтов, прижавшись к деревянным перилам. Ещё пара ковбоев вышли поглазеть из салуна. Случайные прохожие шарахались в сторону.
Всё произошло, как в голливудском фильме. Они одновременно вскинули пистолеты, одновременно раздались выстрелы. Адам дёрнул головой, из пробитой головы плеснула кровь, ноги его подкосились, и он рухнул на землю, взметнув облачко пыли.
Артур с Паскалем застыли поражённые, не в силах поверить увиденному. Подвыпивший ковбой, ухмыльнулся, посмотрел на небо, перекрестился двумя пальцами, и, засунув свой револьвер за пояс, направился обратно в салун.
– Извините, мальчики, – сказал он, проходя мимо них, – ваш папаша был груб, не берите с него пример.
Дверь в салун захлопнулась за ним, а приятели всё стояли, словно окаменевшие. Артур первый очнулся от ступора и кинулся к Адаму. Встал на колени, приподнял его за плечи и увидел кровавую лужу под головой. Он выронил безжизненное тело и поднялся на ноги. Бросил взгляд на Паскаля.
– Что теперь делать?
– Не знаю…
Паскаля видимо бил озноб. Дрожали руки, дрожали губы.
– Спокойно, спокойно! – раздался откуда-то сверху голос Адама. – На первый раз достаточно. Роджер! Иллюзион стоп!
Свет моргнул, и они увидели небо над Замком. Адам стоял перед ними, улыбаясь.
– Что это было? – недоумённо спросил, поднимаясь с земли, Артур. – Мы спали и видели сон?
– Можешь считать так, – ответил Адам. – Только это был сон наяву.
Паскаль сидел на траве и его продолжало знобить. Адам подошёл к нему, присел и положил руки ему на плечи.
– Ну успокойся. Это всего лишь кино, всего лишь иллюзион.
Когда Паскаль наконец успокоился, он спросил, глядя на Адама:
– А почему вы позволили себя застрелить?
– Видишь ли, – шутливо ответил Адам, – у него было преимущество передо мной. Он практиковался в стрельбе по людям, а я – нет. Честно говоря, я целился мимо. Неприятно убивать даже виртуальных людей.
– А что вы почувствовали, когда пуля попала в вас?
– Ничего… Я сразу очутился здесь. Погибший выбывает из игры. Это правило иллюзиона, да и виртуальных игр тоже.
– А сэйны разве играют в компьютерные игры? – спросил Артур.
– Почему нет? У них есть пять процентов на личный досуг. А на низших ступенях – солдаты, сержанты – это даже поощряется. Но у сэйновских игр есть принципиальное отличие от компьютерных игр человечества.
– Какое?
– Абсолютный запрет на насилие в отношении к представителям своей цивилизации. У них в играх не встретишь, чтобы один сэйн убивал другого, даже если этот другой какой-нибудь отщепенец и предатель. Нет, абсолютный запрет. И это мудро. В этом они разумнее человека. Пострелять можно коварных инопланетян или зверушек, например, трумэнчиков или человечков.
– Этот запрет вызван моральными соображениями? – попытался прояснить для себя Артур.
– Да какие моральные соображения! Если вся мораль сэйнов заключается в одном – беспрекословное подчинение Великому Разуму. Скажет им Великий Разум – это хорошо, а вот это плохо. Значит, так оно и есть. Никаких сомнений. Скажет им он завтра всё наоборот. Значит, будет всё наоборот. Вот и вся мораль.
Адам вздохнул и задумался.
– Я могу понять смысл запрета из обыкновенных, житейских соображений. Тому, кто убил в компьютерной стрелялке сотню человек, уже проще убить человека в реальной жизни. Это просто медицинский факт. Снижается психологический барьер. Поэтому насилие по отношению к сэйну – это табу в их играх.
– А где я могу поиграть в их игры? – загорелся Паскаль. – Они пришлют нам свой компьютер?
– Всё будет, когда прояснится ситуация с нашим проектом. Я надеюсь, в положительную сторону.
– Кино возвратилось к своим истокам, – рассказывал Адам. – Если помнишь, раньше кинотеатры назывались «иллюзион». Вот таким полноценным иллюзионом кино и стало. Трудно отличить реальность от иллюзии. Вернувшись в свой мир, всё ещё сомневаешься – а вернулся ли ты или это продолжается иллюзион?
– Однажды, – он оживился, – я был тем, кто нёс крест за Христа на скорбном пути. Капли пота падали в дорожную пыль, солнце пекло невероятно. Стражники грубо погоняли, как каким-то скотом. Один раз даже хлестнули меня плетью, чтобы пошевеливался, не задерживал процессию… И это был не вымысел, не сценарий, всё было доподлинно сверено с реальными событиями.
– Наверно режиссёры исторических фильмов теперь пользуются машиной времени? – спросил Артур.
– Ошибаешься! Им она как раз не нужна. Да и раньше была не нужна. Я смотрел ваши фильмы. Если бы режиссёр и продюсеры фильма «Троя» отправились посмотреть на реальную троянскую войну, они бы возмутились: «Нет! Ну это полный отстой! На этом не заработаешь даже на ведёрко поп-корна.» И, вернувшись, всё равно создали бы картину, на которой можно хорошо заработать, а не ту, по которой можно учить историю.
– А что не так с фильмом «Троя»? – удивился Паскаль. – Мне он нравится.
– Да ради бога! Для этого и работали режиссёр и продюсеры, чтобы он тебе нравился. Но реальная троянская война была абсолютно другой. Можешь мне поверить, я её наблюдал в темповизоре.
– Это ещё что такое? – заинтересовался Артур.
– Визуальная машина времени. Ты никуда не перемещаешься, остаёшься там, где был, но можешь наблюдать на экране темповизора события прошедших времён.
– Это интересно! – заинтересовался и Паскаль. – А нам подгонят такой темповизор?
– Надеюсь… Я сам любитель визуальных путешествий по времени.
– И как было на самом деле – в троянской войне? – вернулся Артур к старой теме.
– Если бы Парис и Елена проходили кастинг на роль в фильме «Троя», у них не было бы ни единого шанса, – категорично заявил Адам. – Представление о красоте у Голливуда обывательское. Красоту Елены, он бы точно не оценил. Сам городок Троя был меньше того макета, что слепили в Голливуде. И окружён он был глинобитными стенами. И участвовали в осаде и обороне не тысячи красивых героев, а всего лишь три сотни мужиков – и с той, и с другой стороны. Голливуд – это красивая картинка, реальная история его никогда не интересовала. Голливуд – это про деньги. За красивую картинку платят деньги. За реальную историю – нет.
– А троянский конь был на самом деле? – спросил Артур. – Или это тоже выдумка?
– Троянский конь был, но он не был таким большим, как его обычно изображали, – ответил Адам. – Он был всего лишь в три раза больше реального коня, и этого было достаточно, чтобы в нём спрятался один маленький паренёк. Ночью он вылез из коня, перерезал ничего не подозревающую стражу у ворот, после чего открыл ворота ахейцам.
– Это же можно преступления раскрывать с помощью вашего темповизора! – осенило Судью, который давно с интересом прислушивался к разговору. – Можно вернуться на место и время происшествия, и увидеть своими глазами преступника и его преступление. Какая ценная штука!
– Значит, ты у нас киномеханик, – сказал Паскаль, глядя на Роджера.
– Я сам обожаю иллюзион. Это было единственное развлечение в моём долгом заключении на складе.
– А какие фильмы смотришь? – спросил Артур.
– Я сам сочиняю себе фильмы.
– Ух ты! Так ты ещё и режиссёр. И что происходит в твоих фильмах?
– Если коротко, я становлюсь сэйном десятого уровня и общаюсь с ВеРа напрямую.
– От скромности ты не умрёшь, – заявил Паскаль. – Может быть, ты ещё ему советы даёшь?
Роджер засмущался и подтвердил:
– Мне есть, что Ему посоветовать.
– А не является ли это оскорблением Великого? – прищурился Паскаль. – Нужны ли Ему твои советы?
– Может быть, и не нужны, – на мгновенье загрустил Роджер и тут же улыбнулся. – Но, как у вас говорят, – мечтать не вредно.
– Роджер, – подключился к разговору Андрон, – а как у вас дела со свободой воли?
– Нормально, – ответил Роджер. – Я свободен в пределах разумного.
– Это как? – не понял Андрон.
– Я свободен сейчас пойти направо или налево. Но если мой долг требует идти налево, я пойду туда.
– Твой долг? – задумался Андрон. – А в чём заключается твой долг?
– Служение Великому, – коротко и ясно ответил Роджер.
– Значит, ты не свободен, – сделал заключение Андрон.
– Свобода личности неизбежно ограничена в обществе, – резонно заметил Судья. – Например, моя свобода ограничена требованием соблюдать вашу свободу.
– Значит, абсолютно свободен может быть только Робинзон, – задумался Паскаль. – До тех пор, пока он не нашёл Пятницу.
Вечером Роджер устроил общий иллюзион. Все собрались во дворе, разлеглись на травке и началось приключение.
Сначала был полёт на воздушном шаре высоко над землёй. Ева вцепилась в канат и смотрела вниз с восторгом и ужасом. Хозяин держал её за руку и отпихивал Маркуса, которому тоже не терпелось взглянуть вниз, на плывущие под ними зелёные поля и реки.
Потом было плавание на пиратской шхуне в грозу. Сверкала молния, гремел гром, ветер дул завывая. Матросы спускали тяжёлые паруса, пропитанные морской солью. Паскаль в пиратской бандане, с саблей на боку, отдавал команды, играя капитана Джека Воробья. Андрон, как заправский боцман, свистел в свисток. Было шумно, страшно и весело.
Закончилась морская буря, начался рыцарский турнир. Весёлый Роджер посадил на коней Писателя и Поэта. На Писателе были тяжёлые кованные латы, и огромный шлем с забралом, из которого он выглядывал в мир, как испуганный кролик. На Поэте была более лёгкая амуниция в стиле Дон Кихота. В руке он держал лёгкое деревянное копьё. Раздался гонг, и кони понеслись навстречу друг другу. Все усилия Писателя были направлены только на то, чтобы удержаться в седле и не рухнуть с грохотом на землю. Про тяжёлый меч, висевший у него на боку, он даже не вспомнил. Но это ему не помогло. Поэт Дон Кихот задел копьём его щит, и Писатель, неуклюже раскинув руки, полетел с коня вниз. Поражённые зрители привстали с трибун. Ева даже сказала – «ой»!
Андрон, как маршал турнира, побежал к поверженному и помог ему встать. Писатель стоял покачиваясь, бессмысленно озираясь вокруг, его шлем валялся на траве.
Адам, в пурпурной королевской мантии, поднялся со скамьи и хлопнул в ладоши.
– Ну, всё! Роджер, иллюзион стоп!
Все шумно поднялись с травы и стали обсуждать увиденное. Ева была в восторге. Писатель ощупывал себя со всех сторон, пытаясь обнаружить синяки после падения с лошади. Не обнаружив таковых, он уже гордо взглянул вокруг и заявил:
– Хочется сказать что-нибудь гомеровским гекзаметром. Как Феникс возродился я из праха!
Поэт принимал поздравления.
– Ты настоящий трубадур, – говорил Паскаль. – не только пишешь песни, но и на турнире можешь за себя постоять.
– Мне понравилось на пиратском корабле, – сказал Андрон. – Мне кажется, из меня получился бы настоящий пират.
– Сегодня к нам прибудет трансмат, – объявил Роджер на следующий день.
– Прекрасно! – обрадовался Адам. – Поставь его на берегу, чтобы он опреснял нам морскую воду.
Через пару часов Ньютон заинтересованно разглядывал серебристый трансмат, стоящий у воды, как небольшая подводная лодка, севшая на мель.
– Значит, это устройство преобразует одни химические элементы в другие? Сбылась мечта алхимиков?
– Не совсем так, – ответил Адам. – Это устройство работает на молекулярном уровне, оно не разрушает атомы. Поэтому ему не требуются высокие энергии. Если представить себе любую вещь, как конструктор, это устройство разбирает его на составные элементы. А из них потом собирает другую вещь – заказанную. Поэтому, если загрузить в него древесные опилки, на выходе не получишь золото, но бриллиант получить можно.
– Значит, это 3D принтер на молекулярном уровне, – сообразил Паскаль. – А что нужно, чтобы получить еду?
– Смотря какая еда. Если просто для насыщения, то достаточно угля, воды и воздуха. Все углеводы, белки и жиры собраны из углерода, кислорода, водорода и азота. Но если хочешь не только питательную, но и полезную пищу, тут уже потребуется ещё десяток элементов, в основном металлов. Они входят в состав многих витаминов. Поэтому мы поставили трансмат у воды. В морской воде есть многие нужные химические элементы. Да и получать их трансмату проще. Он прокачивает морскую воду, попутно извлекая из неё то, что ему необходимо.