При родах использовались различные заговоры, например:
«Лада-Мати златы ключи воды проткни, роды начни!»
Ребенка заворачивали не в свежие пеленки, а в отцовскую рубаху, считая, что благодаря этому отец будет больше любить свое дитя, а сам малыш крепче спать. Учитывая, что новорожденный впоследствии встречая знакомый запах, будет успокаиваться.
После появления на свет, отец знакомил ребенка с миром: показывал новорожденного восходящему солнцу, растущему месяцу, огню очага, а также – окунал младенца в проточную воду или обрызгивал его водой из реки. Через несколько дней ребенку давали имя, которое хранилось в секрете, его нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей. Поэтому у славян есть обычай двойных имен: одно имя тайное, даётся при рождении, а другое имя мирское. Мирское имя давалось жрецом исходя из задач ребенка в этой жизни, то есть это имя было временным, а тайное имя – это настоящее имя его души. Нельзя было давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Считалось, что у каждого человека есть свой Лег-хранитель (ангел) и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них. В возрасте от 9 до 16 лет жрец проводил обряд имянаречения ребёнка уже взрослым имением в соответствии с проявленными им наклонностям.
Младенчество (возраст от 0 до 1 года)
«Умел дитя родить, умей и научить» – русская народная пословица. Ребёнок пришёл в мир Яви с врождёнными задатками, наследственными способностями и с ощущениями, накопленными в утробе матери. Задача родителей – создать наилучшие условия для развития своего дитя.
В первые 10 дней ребёнка принято называть новорожденным. Он приспосабливается к новому для него способу дыхания, обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ребёнок соотносит новые ощущения с теми, что были в утробе матери. Родители и близкие люди помогают ему своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой, уходом за его телом. Обстановка спокойная и жизнерадостная. Ребёнку требуется приспособиться к окружающему миру. В первую неделю жизни он находится в «пограничном», беззащитном состоянии, и особо оберегается родственниками.
Первые сорок дней жизни – адаптационный период. Младенец после рождения привыкает к новому пространству, в это время не рекомендуются прогулки. Достаточно пространства, которое его окружает, например, комната. Свет естественный, неяркий. Если маме приходится ночью вставать к ребенку, она включает неяркую подсветку. Избегают резких и громких звуков вокруг малыша.
Мама разговаривает с ребенком, он вспоминает звук её голоса который слышал во внутриутробной жизни. Для разговоров с ребёнком, применяются потешки и пестушки, сопровождаемые ритмическими поглаживаниями и похлопываниями.
Потешки на умывание.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
Утром мы водичкой моем руки, личико.
Плих и плюх, плих и плюх.
Убегай грязь от чистюх.
Водичка, водичка умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Щечки? Мыли.
Носик? Мыли?
А глазки? Забыли.
Постепенно детёныша знакомят со стихиями природы наяву: показывают солнцу и ветру, кладут на землю, окунают в воду, произносят благословения.
К 2—3 месяцам младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он по-своему понимает происходящее, отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Приятные и радостные, минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Следует доверять младенцу, если он не хочет идти к кому-то на руки, с плачем встречает нового человека или игрушку.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает!
Мама объясняет ребёнку всё происходящее, спрашивает его согласия на различные действия, оберегает его от окружающих отрицательных чувств и мыслей.
Ребёнок осваивает пять своих органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Рецепторы этих органов чувств уже у него работают и нуждаются в дальнейшем развитии. Ребёнок дотрагивается до желаемых предметов, прислушивается к новым звукам, ощущает новые запахи, вкусы через молоко матери, воду, прикосновения к губам. Ребёнок видит подвешенные рядом с кроваткой игрушки, особенно, если они движутся.
С 2—3 месяцев до 1 года – ребёнок называется грудным. Молоко матери – основной вид его питания. Добавочное питание начинается со второй или самое позднее с 8-й недели. Грудничок уже много двигается, он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Он осваивает способы общения с окружающими его людьми, животными, окружающим миром. Ребёнок эмоционально общается с взрослым человеком по поводу предметов и игрушек, узнаёт и закрепляет их названия, свойства, местоположения.
Одним из способов реакции двухмесячного ребенка на окружающий мир является плач, постепенно проявляются другие звуки. Малыш с большей охотой начинает агукать и смеяться.
В 3 месяца ребёнок различает основные цвета, формы, объёмы, плоские геометрические фигуры. Развивается речь малыша, ребёнок использует сначала «гуление», потом – лепет, затем – отдельные слова и предложения Грудничка знакомят с окружающими предметами, дают их потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. С ребёнком проводят экскурсии по дому: рассматривают разноцветные овощи на кухне, слушают звуки посуды, трогают и гладят растения, одежду, инструменты, мебель и др.
С 4—5 месяцев общение ребёнка избирательное. Он разделяет «своих» и «чужих» людей, начинает отдавать предпочтение определённым предметам и игрушкам, по-разному относится к различной музыке, вкусовым ощущениям.
С 5—6 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, с ним проводятся системные занятия дома или в домашней группе. Занятия ведутся по четырём направлениям:
1) общая моторика,
2) мелкая моторика и сенсорика,
3) развитие речи,
4) самообслуживание и общение.
Занятия по общей моторике
В первый год жизни тело ребёнка быстро растёт и меняется. В этот год важен здоровый образ его жизни: грамотное закаливание, правильное питание, телесные упражнения, общение со стихиями природы, ритмичность бодрствования и сна.
Здоровый ребёнок с первого дня улыбчив, спокоен, деятелен. У него хорошо развиты врождённые рефлексы: хватательный, толкательный, сосательный. Уже с новорожденным можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой, водным и воздушным закаливанием, плаванием, делать массажи. Физическими упражнениями с ребёнком полезно заниматься отцу.
Н. А. Неволина приводит следующие ориентировочные результаты занятий по общей моторике8.
К концу 3 месяца жизни ребёнок: сидя при поддержке, удерживает голову прямо; лёжа на животике, опирается на предплечья; при удерживании в положение стоя, опирается на ножки, управляет верхней частью тела и головой; начинает переворачиваться со спинки на бок.
В 5 месяцев: лёжа на животике, опирается на вытянутые руки; с живота переворачивается на спину; перевернувшись со спины на бок, остаётся играть в таком положении; лёжа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; хорошо удерживает в руке предмет; сидит без поддержки в течение 1 минуты; стоит на всей ступне, опираясь на что-либо.
В 6 месяцев ребёнок может сидеть в течение 10 минут, руки свободны для игры.
В 7 месяцев: ползает, помогая себе руками; садится из положения для ползания; сидя, свободно поворачивает туловище и играет руками; стоя около чего-либо «пританцовывает».
В 9 месяцев: придерживаясь, передвигается боком вокруг больших предметов; с помощью падения переходит из положения «стоя» в сидячее; стоит при поддержке за одну руку; подтягивается на руках, чтобы встать.
К 1-му году: ребёнок передвигается без опоры; встаёт на колени без посторонней помощи; опускается на пол, придерживаясь рукой за что-либо; сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; использует всевозможные положения сидя. Может карабкаться по лестнице на четвереньках, бросать мячик и другие предметы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Казанцева Д. Б. Основные ценности славянской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №1. С. 22.
2
Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С. 339—349. https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
3
Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. – 2-е изд. [Электронное издание]. – М.: Эйдос, 2023. – 608 с.: ил. – (Серия «Высшее образование»). https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/; Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 406 с. URL: https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
4
Орбини Мавро. Славянское царство. https://clck.ru/35M6j4
5
Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. – М.: ЦДК «Гармония», 2013. – 560 с.
6
Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. – М.: ЦДК «Гармония», 2013. – 560 с.
7
Колыбельная песня ещё не рождённому малышу (Для беременных мам) // АудиоСказки. – 2017. – 3 мин. https://youtu.be/g2Duv8r2ovM
8
Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. – М.: ЦДК «Гармония», 2013. – 560 с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги