Книга Развивалка.ру для детей 4-5 лет - читать онлайн бесплатно, автор Эльвира Николаевна Панфилова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивалка.ру для детей 4-5 лет
Развивалка.ру для детей 4-5 лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивалка.ру для детей 4-5 лет

Эльвира Панфилова

Развивалка.ру для детей 4-5 лет

Пояснительная записка

Целью программы является стимулирование познавательного развития дошкольника, стимулирование положительной мотивации к обучению через формирование элементарных математических представлений.

Поэтому основными задачами программы являются:

Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), навыки самоконтроля правильности выполнения заданий.

Тренировать умение находить варианты, оптимальные способы решения поставленных задач, применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивать образное мышление, воображение, творческие способности.

Содействовать увеличению объема внимания и памяти.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, обучать правилам диалога.

Создавать положительную мотивацию к обучению.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать положительные нравственные качества.

Формировать экологическое сознание через воспитание бережного отношения к растениям и животным, своему организму.


Отличительные особенности Программы

В основе программы лежит технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», предполагающая активное задействование в образовательном процессе развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», сказочных персонажей, развивающих игр. Занятия осуществляются с учетом традиционных разделов, описанных в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: «Количество», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Добавлен раздел, условно названный «Логические задачи», где выделены упражнения на развитие конструктивного, логического и комбинаторного мышления.


Основные принципы обучения

Обучение проводится согласно системе принципов, сформулированных авторами в сфере деятельностного метода и развивающего обучения (Л.Г. Петерсон):

Принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса).

Реализуется за счет наличия сказочной среды «Фиолетовый лес», что позволяет проводить обучение в игровой форме, «разворачивать» в рамках образовательной деятельности сюжетные линии. Психологи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.), оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Сюжет позволяет удерживать активное внимание дошкольника на образовательной деятельности, стимулирует познавательную активность. Знакомая (узнаваемая) среда дает ребенку чувство безопасности. В рамках сюжета дети «имеют право» на ошибку, на получение помощи от педагога, других детей, сказочных персонажей.

Принцип деятельностного подхода (введение нового знания не в готовом

виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

Зачастую сказочные персонажи обращаются за помощью, что требует от дошкольника применять полученные знания в новой ситуации или самостоятельно «добывать» новые знания, чтобы выйти из затруднения. Отсутствие довлеющей роли педагога, дает возможность детям раскрыться и чувствовать себя естественно, без боязни неправильно ответить. Ошибка воспринимается как путь рассмотрения ситуации с другой стороны, особенно, если «ошибка» может привести к новому неординарному решению.

Принцип минимакса (обеспечение возможности разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом).

Различные уровни выполняемых заданий и их разнообразие дают возможность дошкольнику проявиться и почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности.

Принцип формирования целостного представления о мире (при введении нового знания раскрытие его взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира).

Несмотря на сказочность сюжетов, они является отражением окружающего мира. Занятия разрабатываются с учетом лексических тем. Знания переносятся в бытовую обстановку.

Принцип вариативности (формирование у детей умения осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия).

Большая часть заданий предполагает несколько вариантов решения. Альтернативное решение приветствуется.

Принцип творчества (ориентировка процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Развивающие игры – наиболее эффективное средство для осуществления этого принципа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает три этапа:

подготовительный (сентябрь) включает в себя диагностику знаний, обучение принципам работы с играми и пособиями В.В. Воскобовича, развитие мелкой моторики рук, знакомство с материалом программы, формирование навыков работы в коллективе;

основной (октябрь – март) включает в себя освоение детьми основного материала программы;

заключительный (апрель – май) включает в себя повторение пройденного, закрепление полученных навыков и умений, различные способы проверки знаний воспитанников.


Формы и режим занятий (НОД).

Форма организации занятий – групповая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 занятия в месяц, январь – 3 занятия).

Продолжительность занятия – 18 минут (при условии обязательного чередования видов деятельности).

Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:

компетентность педагога в вопросах, развивающего обучения;

наличие необходимых комплектов игр и пособий.


Ожидаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы ребенок:

способен называть несколько свойств объекта (цвет, форма, величина, наличие (отсутствие) углов и т.д.);

умеет выделять его по заданным свойствам, аргументировать свое решение;

умеет классифицировать предметы по указанному свойству, называть другие критерии классификации;

способен применить данные знания в другой «бытовой» ситуации;

сравнивает группы предметов путем наложения, сопоставления и счета;

имеет представление о различных величинах объекта длина, ширина, высота, толщина;

может сравнивать величины объектов различными способами путем наложения и приложения;

знает фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), их свойства, сходство и различие; способен находить фигуру по описанию свойств; имеет представление о четырехугольниках, многоугольниках;

ориентируется на плоской поверхности в направлениях направо, налево, вверх, вниз;

решает простые логические задачи, способен применять знания в нестандартной ситуации, обладает развитым воображением и фантазией;

заложены основы для дальнейшего изучения состава числа.

В целом, у дошкольника сформирована высокая познавательная активность, положительный настрой к обучению, формируется способность продумывать алгоритм решения посильных задач и прогнозировать результат деятельности.

Для проверки эффективности реализации программы дополнительного образования используются диагностические материалы Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» (проводит педагог-психолог).

Учебно-тематический план









Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Каждое занятие имеет свой сказочный сюжет в рамках развивающего пространства «Фиолетовый лес». Персонажи, населяющие этот лес, просят детей о помощи, приглашают в гости, знакомят с играми, учат и учатся у детей, и т.д. Такой подход оживляет, одухотворяет образовательную деятельность, что позволяет решать разнообразные воспитательные задачи. В начале и конце учебного года совместно с психологом ДОУ проводятся диагностические занятия.

Описание структуры конспекта занятия

Следует отметить, что цели занятия каждый педагог может определить самостоятельно, опираясь на целевые ориентиры и конкретные потребности в подготовке дошкольников к дальнейшему обучению. Постановка цели влияет и на то, как педагог будет взаимодействовать с детьми, какие акценты будет расставлять в данном конкретном занятии. Например: реализация одного из пунктов «ребенок способен к волевым усилиям» целевых ориентиров «Примерной основной образовательной программы ДО» требует от педагога проявления терпения, т.е. необходимо дать ребенку время решить поставленную перед ним задачу. Часто дети «пасуют» перед задачами, которые они не могут решить сразу. В этом случае педагог должен стимулировать ребенка к поиску, проявлению волевого усилия для преодоления трудностей, а не предлагать готовое решение. Приведу еще один пример, для успешного обучения в школе дошкольник должен научиться слышать инструкцию с первого раза. Следовательно, от педагога также требуется делать на этом акцент – инструкция дается один раз, второй для самоконтроля. Учитывая индивидуальные особенности детей, можно ее повторить, но уже не для всей группы, а в индивидуальном порядке.

Познавательные и развивающие задачи могут варьироваться в зависимости от уровня освоения материала на предыдущих этапах.

Исходя из вышеизложенного, в конспектах перечисляются только образовательные задачи в соответствии с разделами по РЭМП: количество, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В задачах присутствует условный раздел «Логические задачи», который объединяет в себе логические, комбинаторные, нестандартные задачи. Такой подход дает возможность отслеживать в течение года логику и полноту предлагаемого материала.

Часто на занятии делается акцент на конкретную лексическую (речевую) тему («Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы» и т.д.). Это не только позволяет интегрировать материал из разных образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования, но и в дальнейшем решать задачи познавательного развития (классификация, выделение лишнего предмета, определения критерия деления множества объектов на группы, составление и решение текстовых задач с этими объектами).

Далее перечисляются необходимые демонстрационные и раздаточные материалы. «Наведение порядка» на рабочем месте означает, что оно должно принять первоначальный вид. Данным пунктом не стоит пренебрегать, т.к. во-первых, это облегчает работу педагога, а во-вторых, дает дошкольнику сигнал об окончании занятия и приучает его в конце деятельности приводить место этой деятельности в порядок.

Затем излагается ход занятия. Первая часть занятия может начинаться с работы в игровой зоне Фиолетовый лес. Дети сидят на ковре. В Фиолетовом лесу, закрепленном на стене, разворачивается начало сюжета. Проводятся игры. Далее дети переходят за столы, на которых разложены игры раздаточного материала. Поскольку сюжетность, целостность предлагаемых занятий позволяет назвать каждое дидактической игрой, то возникает сложность с классификацией этапов занятия. Одна и та же деятельность может осуществляться как в рамках изучения нового материала, так и в упражнении, в зависимости от подготовки дошкольника. Поэтому этапность занятия основана на материале образовательных разделов. Например, «количество, согласование окончаний» или «свойства предметов».

В любом случае, она подчинена в сознании ребенка основной цели – развитию кульминации сюжета, т.е. преодоление сложностей, в процессе которого дошкольник и обучается, приводит к «награде», а именно креативному заданию.

Примерные конспекты занятий (НОД) приведены в Приложении. Данные методические разработки являются отправной точкой для творчества педагога.

Следует отметить, что в процессе данной образовательной деятельности задействованы оба полушария головного мозга – «логическое» и «творческое», поэтому каждый ребенок способен почувствовать себя успешным, по крайней мере, в одном виде деятельности. Это способствует повышению самооценки, стимулирует познавательную активность, дает ощущение комфорта и безопасности. Внимательный педагог увидит много поводов похвалить работу каждого ребенка.

Для каждого занятия предлагается тематическая физкультминутка. Тексты некоторых физкультминуток полезно выучить заранее.

В некоторых занятиях предложены дополнительные задания, выполнение которых зависит от уровня подготовки детей.

Игры с развивающими пособиями могут быть продолжены в самостоятельной детской деятельности.


Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы для средней группы

Реализация Программы предполагает использование индивидуальных и фронтальных форм работы. В следующих таблицах приведено рекомендуемое количество пособий из расчета на 20 детей в группе. Дополнительные пособия позволяют организовать библиотеку развивающих игр.

Технология развивающих игр «Сказочные лабиринты игры»


Другое оборудование

Использованная литература

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, издание пятое, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: Мозаика синтез, 2019.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», В.В. Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Фейзуллаева и др., Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017 г.

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», методическое пособие под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой, Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017 г.

Развивающие игры для детей: справочник / сост. Н. Ехевич, конс. Б.П. Никитин. – М.: Физкультура и спорт», Томо, 1990.

Физкультминутки, загадки/ Электронный ресурс: http://nsportal.ru.

Загадки / Электронный ресурс: http://eti-deti.com.


Приложение

Конспекты занятий (НОД)Занятие 1. Фрукты

Задачи:

количество: один, два, много, по одному; согласование окончаний существительного и числительного;

форма: круг, треугольник;

логические задачи: сравнение свойств предметов; конструирование по схеме.


Материалы:

демонстрационный: персонажи гномы Кохле (красный), Желе (желтый), Зеле (зеленый) и Селе (синий), по 2 яблока и 2 груши (желтого, зеленого цвета);

раздаточный: РИ «Чудо-крестики 1».


Ход занятия:

1. Свойства предметов. Сегодня мы отправляемся в гости в Фиолетовый лес. Вот подарки для наших друзей. Педагог показывает приготовленные фрукты.

Вопросы:

– Что это? (яблоки, груши) Как их назвать одним словом? (фрукты)

– Сколько фруктов на тарелке? (много)

– Они одинаковые? (нет). Дети сравнивают пары фруктов, чем похожи и в чем различие (цвет, форма – груша треугольная, яблоко круглое).

К нам пришли гномы. Будем их угощать. Дети по очереди дают гномам фрукты в соответствии с описанием, Например, Кохле дадим желтую грушу.

– Сколько груш у Кохле? (одна груша) и т.д.;

– На тарелке фруктов стало меньше?

У каждого гнома по одному фрукту. Сколько фруктов осталось на тарелке? (ни одного).


2. Сенсорное развитие. Цвет. Дети проходят за столы, на которых лежит игра Чудо-крестики 1. У каждого гнома в игре есть свой дом такого же цвета. Красный (синий и т.д.) гном вошел в дом. Дети показывают соответствующий крестик.


Конструирование (рис.1).



Синий гном хочет сделать тарелку под фрукты. Дети конструируют тарелку по схеме, используя только синие детали.


4. Физкультминутка.

Солнце сверху пригревает (поднимаем руки),

Посмотри скорее ввысь (смотрим вверх, тянемся).

Дождик землю поливает (опускаем перед собой прямые руки вниз)

Урожаю удивись (удивляемся, поднимаем плечи).

Фрукт на дереве растет

Высоко, высоко (поднимаем руки).

Дотянуться до него

Нелегко, нелегко (тянемся вверх).


5. Количество.

– Положите на тарелку одно яблоко и одну грушу. Дети кладут на тарелку треугольник и круг.

– Сколько фруктов на тарелке? (два)

– Если съесть яблоко, что останется на тарелке? (одна груша)

– А если съесть и грушу? (ничего, тарелка пустая).


6. Тренировка памяти и внимания. Дети собирают игру. Гномы играют в прятки. Педагог прячет одного гнома. Дети показывают домик спрятавшегося гнома на игре «Чудо-крестики».


6. Заключение. Гномы благодарят и прощаются.

Занятие 2. Овощи

Задачи:

количество: один, два, три; согласование окончаний существительного и числительного;

форма: круг, треугольник;

логические задачи: сравнение свойств предметов; конструирование по схеме.


Материалы:

демонстрационный: персонажи гномы Кохле (красный), Желе (желтый), Зеле (зеленый) и Селе (синий), набор овощей (например, треугольные перец и морковь, круглые свекла и помидор);

раздаточный: РИ «Чудо-крестики 1».


Ход занятия:

1. Количество, согласование окончаний. Мы отправляемся в гости в Фиолетовый лес. Нас опять встречают гномы. У них в ящике что-то лежит. Педагог показывает приготовленные овощи. Дети называют овощ, согласовывая окончания числительного и существительного

Вопросы:

– Что это? (один помидор, одна морковка и т.д.) Как их назвать одним словом? (овощи)

– На какую фигуру похож помидор (перец)? (круг, треугольник)

– Слева положите круглые овощи, справа треугольные.

– Сколько овощей слева (справа)? Их поровну.


2. Сенсорное развитие. Цвет. Дети проходят за столы, на которых лежит игра Чудо-крестики 1. Гномы наводят порядок в доме. Дети достают детали соответствующего крестика. Кохле достал красные детали, Желе – желтые и т.д.


3. Конструирование (рис.2).



Зеленый гном хочет сделать ящик для овощей. Дети конструируют ящик по схеме, используя только зеленые детали.


4. Физкультминутка.

Солнце сверху пригревает (поднимаем руки),

Посмотри скорее ввысь (смотрим вверх, тянемся).

Дождик землю поливает (опускаем перед собой прямые руки вниз)

Урожаю удивись (удивляемся, поднимаем плечи).

Овощи растут на грядке,

Лук, капуста и редис (наклоняемся),

Собираем по порядку,

Низко к грядке наклонись (тянемся вниз).


5. Количество.

– Назовите овощи круглой (капуста, помидор), треугольной (морковь, перец) формы.

– Положите на тарелку одну свеклу и один перец. Дети кладут на тарелку треугольник и круг.

– Сколько овощей на тарелке?

– Добавьте еще один помидор? (второй круг можно сконструировать из двух половин)

– Сколько стало овощей? (три)


6. Заключение. Дети собирают игру. Гномы благодарят и прощаются.

Занятие 3. Путешествие в Фиолетовый лес

Диагностическое.

Цель: выявление уровня знаний и умений детей в аспекте формирования элементарных математических представлений на начало учебного года.


Задачи:

количество: счет и отсчитывание предметов, сравнение групп предметов по количеству;

форма: знание фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; свойства: цвет, форма, размер; соотнесение формы предмета и фигуры;

ориентировка в пространстве: расположение предметов на листе, (перед собой, слева, справа от предмета); правая, левая рука;

логические задачи: прохождение лабиринтов; конструирование человека по схеме (разрезной) «Фонарики».


Материалы:

демонстрационный: коврограф «Ларчик» (Ларчик), разноцветные веревочки; персонажи Незримка Всюсь (мальчик), ворон, медвежонок, лягушонок, кот; РИ «Фонарики-Ларчик»;

раздаточный: РИ «Фонарики».


Ход занятия:

1. Фигуры. Ориентировка в пространстве. К детям в гости пришли жители Фиолетового леса: мальчик (Незримка Всюсь), ворон, медвежонок, лягушонок, кот.

Педагог предлагает детям отправиться вместе с ними в гости в Фиолетовый лес. Для этого нужно составить поезд.

Вагоны – большие фигуры игры «Фонарики».

Положите перед собой круглый вагон, справа от круглого – прямоугольный и т.д. Всего 5 вагонов.

Вопросы по ходу выполнения задания:

– Сколько вагонов?

– Поровну пассажиров и вагонов?


2. Фигуры. Соотнесение формы.

Рассаживаем пассажиров в вагоны демонстрационного поезда (рис. 3).



За столами дети закрывают соответствующее окошко фигурой красного цвета.

Вопросы:

– В котором вагоне едет медвежонок и т.д.?


3. Физкультминутка «Поезд».

Дети ногами идут на месте; руками, согнутыми в локтях «крутят колеса» и проговаривают «Чух-чух». Работают руки, ноги, язык (физкультминутка пройдет эмоциональнее, если менять темп).


4. Тренировка памяти. Мы приехали в Фиолетовый лес. Педагог тоже закрывает «окошки» фигурами красного цвета. Наступил вечер, и пассажиры включили свет. Пассажиры спят. Дети закрывают глаза. Проснулись – открыли.

Вопросы:

– В котором вагоне едет лягушонок (медвежонок и т.д.)? Дети открывают соответствующее окно в поезде. Фигуры кладут на игровое поле «Фонарики».


Соотнесение формы предмета и фигуры. Кот-волшебник принес угощения для своих друзей: зеленый треугольный перец, красный круглый помидор, зеленое круглое яблоко, зеленый овальный огурец (рис. 4).



Дети поднимают соответствующие маленькие фигуры игры «Фонарики»).


6. Лабиринт. К ворону, медвежонку, мальчику и лягушонку проведены пересекающиеся кривые линии к овощам и фруктам.

Какой формы предмет принес персонаж? Дети глазами «проходят» по дорожке. Ответ – фигура игры «Фонарики».


7. Заключение. Дети собирают игру, наводят порядок и прощаются.


Занятие 4. Собираем урожай

Задачи:

количество: согласование окончаний существительного и числительного; счет в пределах 4; понятие «поровну», сравнение приложением;

форма: знание фигур: круг, треугольник; знакомство с овалом; свойства: цвет, форма, размер; соотнесение формы предмета и фигуры;

ориентировка в пространстве: расположение предметов слева-справа; правая, левая рука;

логические задачи: сравнение свойств предметов; классификация фрукты-овощи.


Материалы:

демонстрационный: персонаж Всюсь; муляжи фруктов и овощей круглой и треугольной формы (большой зеленый кочан капусты, маленькое зеленое яблоко, морковь, болгарский перец, помидор и т.д.), овальная картофелина; две корзинки; на коврограф: 4 морковки на грядке, 5 яблок на яблоне (одно отличается от остальных); животные заяц, пчелка, еж; яблоко, морковь, гриб; разноцветные веревочки;