Конечно, не все слепо вверяют свою жизнь мнению общества. Многие отрекаются от этого в юности и либо становятся равнодушными к успеху, либо вечно протестуют. Вы помните, как вели себя в подростковом возрасте? Следовали ли вы общественным нормам и подстраивались под образ «хорошей девочки»? Или периодически вели себя вяло и апатично? А возможно, вы были бунтаркой?
Вне зависимости от того, какими мы были подростками, все мы следуем свойственным нам архетипам. Неважно, протестуем ли мы или подчиняемся, главное – понимать все о том, против чего протестуешь или от чего бежишь.
Важно понимать, что ваша первая идеологическая обработка случилась, когда вы, будучи маленьким ребенком, захотели получить признание, уважение или похвалу. Так воспитывают хороших девочек, которые забывают, кто они на самом деле. Они вынуждены существовать только при определенных условиях.
Узницы гневаУ каждой женщины найдется подобная история. Неважно, какого цвета ваша кожа, какой вы комплекции. Всех женщин объединяет нечто общее. Я имею в виду влияние патриархального общества.
Так как моя история ярко показывает промывку мозгов, которая похоронила мою индивидуальность, я поделюсь с вами несколькими ключевыми моментами устройства общества, в котором я росла. Каким бы ни было ваше детство, уверена, что вы найдете со мной что-то общее.
Пока я пишу эту книгу, с повестки дня не исчезают новости о движении «Black lives matter» («Жизни афроамериканцев ценны»). Я воспитывалась в обществе, в котором процветал культ белой кожи. Самый популярный крем для лица назывался «Сияющая белизна». Он все еще пользуется покупательским спросом. Индийские девушки с коричневой кожей не считались идеальными. Как и их волосы, изгиб бедер или длина ног. Все, что касалось индийских девушек, было «недостаточно хорошим». Добро пожаловать в мир отбеливания кожи лица, длительных диет и выпрямления волос.
Я получала еще больше внимания, так как моя кожа и глаза были светлее, чем у других индийских девушек. Несмотря на то что я была гораздо светлее моих сверстников, я все равно не чувствовала себя достаточно светлой, что порождало ненависть к себе и привычку сравнивать себя со стандартами красоты белых девушек со страниц глянцевых журналов и экранов телевизоров.
Внешняя оценка со стороны окружающих в детстве ставила меня в тупик. На меня обращали пристальное внимание, особенно пожилые мужчины, при этом я не видела ничего, кроме насмешек и презрения от пожилых дам, когда мне не было еще и десяти лет. Помню, как я раздумывала: «Как мне стать настолько непривлекательной и ничтожной, чтобы люди прекратили обращать на меня внимание вовсе?»
Моя лучшая подруга позднее рассказала, как она себя чувствовала рядом со мной в те дни. «Идти с тобой по улице было не очень приятно. На тебя часто обращали внимание прохожие. Люди могли открыто обсуждать цвет твоих глаз или щипать тебя за щеки, а на меня при этом внимания не обращали. Мне казалось, что я невидимка», – признавалась она. Помню, как меня это тронуло. Мне хотелось извиниться перед ней, стать хуже, незаметнее, чем она, чтобы ей стало приятно.
Что заставляло мою подругу думать, что она не так привлекательна, как я, поскольку у нее темнее кожа и глаза? Как перепутано все должно быть в обществе, где девочки растут с осознанием, что они некрасивы, потому что не соответствуют идеализированным стандартам красоты?
Стоит отметить, что многие девушки пострадали от подобных «белых» стандартов красоты. Причина этих страданий кроется в том, что внешность женщины всегда анализируют и оценивают (высоко или низко, неважно). Всегда, когда наша самооценка связана с внешними условиями, мы проигрываем. Мы чувствуем себя прекрасно, когда нас признают, и ужасно, если нет.
Мы ничего не можем с собой поделать, когда начинаем ненавидеть женщин, у которых есть то, что нужно нам самим для признания и уважения в обществе. Я не раз слышала едкие комментарии в свой адрес от женщин на улице. Одна из наших соседок, которую я нежно называла «тетушкой», постоянно меня предупреждала: «Не думай, что всегда будешь такой хорошенькой. Ты просто пока молода». Может быть, она говорила это от чистого сердца, но я слышала только насмешку и презрение. Вряд ли она понимала, что ее слова заставляли меня ненавидеть себя и желать быть такой же, как все остальные.
Когда мне было одиннадцать, я нашла решение проблемы. Я решила растолстеть. Как бы смешно это ни звучало, но это довольно распространенный способ для женщин стать невидимыми для общества. Этой стратегии стала придерживаться и я, и она сработала. В конце концов я избавилась от ненавистного внимания к своей персоне. Хотя я все еще привлекала взгляды мужчин, женщины перестали меня ненавидеть. Я хотела, чтобы люди перестали мне завидовать, я хотела им нравиться.
К тринадцати годам я полностью постигла принципы стыда и услужения. Я выучилась у окружавших меня женщин никогда не выделяться из толпы и не занимать слишком много места. Что интересно, меня этому научили не мужчины, а презрение со стороны женщин. Я усвоила, что лучше быть тише воды, ниже травы, чем стоять во весь рост. Лучше было идти по проторенной дорожке, окончить колледж, может, поработать пару лет, а затем выйти замуж и нарожать детей.
Собственно, мой жизненный путь на этом и оканчивался, ведь материнство и брак были конечными остановками. Свернуть с него казалось пугающим. Зачем женщине совершать социальное самоубийство? Куда проще проглотить эту пилюлю семейного счастья и воплотить в себе образ «той самой женщины».
Очень важно анализировать подобные алгоритмы поведения и понимать, какую токсичную среду создают подобные жизненные принципы. Ведь мы обретаем собственную индивидуальность, лишь испытав разрушительное воздействие культуры подчинения, подавлявшей нас все эти годы. Первым шагом на пути к пробуждению станет осознание мягких лап сна, сжавших нас в своих неумолимых объятиях.
Стать «той самой женщиной»Если задуматься, женщины буквально порабощены тревогами, где бы они ни жили и кем бы ни работали. Все наши попытки добиться блеска и объема волос, лучшей длины и цвета ногтей, состояние, потраченное на косметику и часы, проведенные перед компьютером в поисках видео о секретах макияжа, – все это указывает на колоссальный разрыв между нашим «фасадом» и тем, кто мы есть на самом деле.
Мы прикрываем пустоту внутри разными способами: бесконечными диетами, пуш-ап бюстгальтерами, инъекциями ботокса, накладными ресницами. Добавьте к этому утягивающее нижнее белье, которое мы носим, чтобы изменить природные формы нашего тела, стринги, которые помогают нам выделить ягодицы, неудобную одежду и причиняющую нечеловеческие страдания обувь. Поразительно, сколько времени и энергии мы готовы потратить на «косметическую отделку» нашей внешности. Некоторым из нас это не нравится, и они стараются сломать существующие стандарты красоты. Но, поступая таким образом, мы лишаемся и важного, забывая о заботе о себе.
Если женщина чувствует внутреннюю пустоту, мы должны понимать, что она образовалась в результате того, что женскую природу постоянно недооценивали. Дух женщины был когда-то сломлен. Мы продолжаем слепо верить, что должны следовать нереальным стандартам красоты и благочестия, которые для многих из нас становятся синонимом совершенства. Совершенства, конечно, относительного. Иными словами, совершенство – это внешняя сила, которая заставляет нас быть чем-то большим, чем мы есть на самом деле.
Стандарты распространяются не только на нашу внешность. В конфликте мы стараемся подавить свои порывы. Мы страшимся показать свою независимость, поэтому притворяемся глупее, чем мы есть на самом деле. Более того, нередко женщина не говорит «нет» из-за боязни мести. Все это не дает нам пользоваться сокровищницей внутренних талантов, которыми мы обладаем.
Эту манеру поведения не воспитывают в нас нарочно. Но это и не нужно. Как я упоминала ранее, она растворена в нашей крови и передается через пуповину от матери к дочери. Мы впитываем ее каждой клеткой нашего тела. А так как подобная манера поведения характерна для женщин по всему миру, мы с готовностью признаем, что единственный естественный способ себя вести – быть «той самой женщиной».
Моя задача – дать понять женщинам, что все это не естественный, а культурно и общественно приемлемый способ поведения. Для меня важно показать, в какой мере мы все привыкли вести себя определенным образом под влиянием общества. А затем я хочу объяснить, что мы вовсе не обязаны следовать этим навязанным нам стандартам поведения.
Я знаю, что вы думаете: «На словах все хорошо, но в реальности все по-другому». Ведь моя собственная идея «той самой женщины» поработила меня на целых сорок два года. Она настолько сдавила мне горло, что я могла только шептать. Она сдавила мои ребра жестким корсетом. И поставила мои слабые лодыжки на высокие шпильки. Она обратила мои дерзкие мысли в хныкающие вопросы, полные сомнений, а мою правду – в наглую ложь. Она заразила мою безмятежность бесконечной тревогой, заставив сравнить себя с другими женщинами.
Неважно, как далеко от дома мы живем, кем мы стали, чего мы достигли, насколько смогли похудеть или сколько раз мы настаивали на своем в разговоре с родителями. Мы прочно увязли в стереотипах, которых придерживались женщины, окружавшие нас с самого детства. Эти архетипы – кирпичи и раствор для нашей психики.
Вот почему так важны ранние детские годы. То, что мы впитываем, будучи детьми, определяет форму наших клеток и состав нашей крови. Наши детские уши и чувствительные умы с готовностью запоминают, сумела ли наша мать настоять на своем и перегибал ли палку наш отец. Мы вобрали окружавшие нас архетипы. Они стали фундаментом, на котором мы стоим всю жизнь.
Единственный способ избавиться от них – разрушить. Единственный способ их разрушить – обнажить ложь, которую они в нас породили. Мы должны уничтожить наше прошлое «я», чтобы наше настоящее «я» смогло жить.
Разрушение старых парадигм «той самой женщины» и становление новых – дело непростое. Мы создания баланса, который изначально предпочитает безмятежность приключениям и постоянство хаосу. Только когда мы пронизаны духом свободы, только когда мы готовы начать все сначала, только когда мы готовы меняться – тогда происходят перемены.
Я говорю о настоящем духовном возрождении, причинами которого являются мужество и сила духа. Способ перерождения, о котором я говорю, называется пробуждением раз и навсегда.
3. Что мы знаем о своем теле?
Если ножны пусты, так тому и быть.
Нет в колчане стрел, нечем будет бить.
Нет устрицы в раковине – пустая будет лежать.
Всегда нужен Другой, чтобы цену себе узнать.
Пока женщины подчиняются культурным стереотипам, сила переписывать свою судьбу остается нераскрытой внутри нас. Вот когда на первый план выходит наша способность проснуться раз и навсегда. Чем детальнее мы осознаем наше травматическое прошлое, наш «сон жизни», нашу психологическую зависимость, тем сильнее мы готовы к их преодолению. Чтобы убить своего демона, его надо разглядеть. Только когда мы обнаруживаем их, мы возвращаем себе силу.
Эта книга может показаться банальной компиляцией простых идей, мотивирующих женщин стать лучше или спокойней. Она может показаться коллекцией вдохновляющих рецептов возвращения духовных сил. Многие женщины уже написали подобные книги. Но меня не интересует мотивация. Меня вдохновляет пробуждение женщин раз и навсегда, а это нечто совсем иное.
Пока мы не осознаем, кто мы есть на самом деле, мотивирующие фразы нам не помогут. Это пластырь, не лекарство. Чтобы проснуться, мы должны идти гораздо дальше простого желания стать счастливой, целеустремленной, позитивной. Эти качества, безусловно, прекрасны, но пока мы работаем над собой, нас будут сопровождать успехи и провалы, взлеты и падения. Только через полное внутреннее преображение мы сможем духовно переродиться.
Первый шаг внутренней работы над собой – самоанализ. Инстинктивно мы всегда смотрим вокруг, а не в себя. Но нам надо отключиться от внешнего. По большому счету внутренняя работа заключается в болезненном и тяжелом процессе обнаружения правды и примирения с самим собой.
Что-то подобное происходило после отмены апартеида в Южной Африке и при переустройстве Германии после Второй мировой войны. Там пересказывали мучительные истории событий, зачастую перед самими виновниками. Так и выглядит процесс выздоровления. Чтобы раны зажили должным образом, мы должны вспоминать и говорить о них, запротоколировать и исцелить их. Все начинается с наших страданий. Без них нет пути к счастью. Полное выздоровление подразумевает принятие собственной боли.
Многие стараются миновать этот процесс. Это похоже на «духовный объезд». Это значит, что человек избегает травмирующих, неприятных эмоций и переживаний, чтобы доказать свое духовное превосходство. Но мы не можем «разодушевиться» и начать чувствовать себя хорошо. На самом деле это полная противоположность силе духа.
Многие мои клиентки чувствовали себя подавленными и уязвимыми, когда пытались рассказать о своем внутреннем мире. Им кажется, что они одни испытывают подобные эмоции. Если бы я давала по доллару за каждую историю, подобную тем, которые я рассказываю в этой книге, вы были бы баснословно богаты. Вот насколько наши переживания похожи. В этом наше единство. Как только мы осознаем эту связь, наше единство обратится нашей силой духа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Психологическое явление, сопровождаемое неспособностью человека видеть то, что он физически наблюдает, но не хочет верить в это или принять. (Прим. пер.)
2
Имеется в виду движение MeToo, под хештегом которого можно поделиться своим печальным опытом сексуального насилия и домогательств. (Прим. ред.)
3
Бирьяни – второе блюдо из риса и специй с добавлением мяса, рыбы, яиц или овощей. Распространено в различных вариациях по всей Южной Азии, а также в арабских странах. (Прим. ред.)
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов