Н. М. Геворгизов
Жизнь после смерти
Предисловие
На наших глазах за время одного-двух поколений жизнь на Земле принимает новый облик. В мире меняется не только образ жизни людей, меняются и сами люди. Мы видим феноменальный и быстрый рост материальных знаний и материальных возможностей, но наряду с этим теряются духовные ценности, развилось и усиливается пренебрежение к миру духовному, и уход от него приводит к материальному обогащению при обнищании духа.
Одновременно с угасанием духовной жизни растёт безразличие, а иногда даже враждебность ко всему духовному. Теряется вера не только в Бога и бессмертие души, но и во всё, что выше материи. Нормы поведения, данные всеми великими религиями, уходят в прошлое. Рекомендуются, принимаются новые нормы, более лёгкие и приятные, чем те, которыми люди жили несколько тысячелетий. У людей всё больше прав и всё меньше обязанностей. Повсюду в мире умирает свобода – политическая, экономическая и личная. Свобода нужна человеку для осуществления его высших духовных творческих запросов. Для пользования материальными благами творческая свобода не нужна. Есть много людей, которые свободу не ценят и в ней не нуждаются.
Всё больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь, ни за что не отвечая.
В ряде стран правят люди, главная цель которых
– сохранение и расширение своей власти, а не благосостояния подвластного им населения. Правители же демократических стран, зная и понимая, что происходит, заботятся главным образом о выгодных сделках с любыми режимами. Этот порядок вещей вошёл в привычку и никого больше не удивляет.
Войны стали более кровавыми и безжалостными, чем раньше.
Меняется облик самого человека, меняются отношения между людьми и сами люди. Теряются глубинные связи и понимание между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми.
Основой достойной человеческой жизни всегда была семья. В наше время семья быстро разрушается. Молодая супружеская пара не торопится иметь детей: сперва нужно обеспечить себе полный комфорт, а дети – это обуза, новые обязанности, скорее, затруднение, чем счастье и радость.
Всё больше мужчин и женщин приобретают богатый опыт половых сношений, ни разу не испытав чувства настоящей любви. Нужно уметь получить удовольствие, не связывая себя никакими обязательствами. Мы перестаём уважать себя и других, даже близких нам людей.
Меняется наше отношение к труду и творчеству. Всё больше не любят люди трудиться. Труд, даже творческий, не приносит радости. Любое усилие неприятно и кажется ненужным. Жизнь сводится к непрерывной погоне за развлечениями и поисками всё новых ощущений, пусть даже мимолётных и никчёмных. Однако жизнь, лишённая внутреннего содержания, оказывается ненужный и пустой.
Конечно, не всё на Земле плохо, есть и хорошее. Есть много людей, которые нашли какую-то опору и сохранили душевное спокойствие.
Живут по-человечески, трудятся на благо себя и других. Но таких всё меньше. Поток грязи, порока, безразличия к добру или злу затопляет нашу планету. При пышном расцвете материальных возможностей мы живём в эпоху моральной деградации и потери духовности. Из мира уходят любовь, забота о других, искренность в отношениях, честность, достоинство человека. Жить становится холодно и одиноко.
Религия в упадке. Бога больше нет. Загробная жизнь – сказки для утешения умирающих. Упоминание какой-либо духовности свидетельствует о вашей отсталости.
Материалисты учат, что человек состоит полностью из материи. Жизнь – это поток разных химических молекулярных процессов, происходящих в тканях организма; даже мысль – это что-то вроде секреции мозговых клеток. При умирании материя, из которой состоял человеческий организм, распадается и существование личности прекращается.
Вот и вся философия материализма. У учёных-материалистов всё просто и ясно. Они не задают себе вопроса – зачем же всё это и в чём тогда смысл жизни.
Всё, даже очевидные проявления духовной жизни, игнорируются или высмеиваются. Трансцендентальные духовные способности, включая предчувствия, предвидения, мистические состояние, состояние одержимости, пророческие сны и видения, ясновидение, яснослышание и так далее, для материалистов не существует.
В ряде стран материализм стал государственной философией и поддерживается правителями этих стран, так как бездуховное население послушнее. Сами правители прекрасно понимают, что Вселенная много больше, чем только материя. Так, например, проблемы жизни вне тела и другие трансцендентальные феномены изучают в специальных государственных институтах. Труды эти держатся в строгом секрете от населения. Это понятно, так как здесь наглядно доказывается, что какая-то часть человека может выходить из тела и жить вне какой-либо связи с материей.
Мир устроен разумно, а не случайно, и языки всех народов Земли свидетельствуют о том, что в мире существуют понятия материальные и понятия духовные. Есть вещи, которые можно измерить и взвесить, можно видеть, слышать, воспринимать одним или всеми нашими органами чувств. И есть понятия другого порядка: любовь, ненависть, сострадание, зависть, желание, отвращение, чувство совести, стыда… Ни взвесить, не измерить их нельзя, но все они существуют и более реальны, и более важны, чем все вещи и понятия мира материального.
Лучшие умы человечества видели духовную сторону мира и верили в Бога и бессмертие души человека.
Что случилось с людьми? Можно, конечно, объяснить по-разному, но основная причина очевидна – это потеря веры во всё духовное. Если нет бессмертной души, вообще нет души, а есть только тело, то в чём тогда смысл моей жизни на Земле?
В самом деле, ведь если со смертью кончается моё существование, так что больше не будет ничего для меня, ни меня самого, так для чего же тогда что-то планировать, трудиться, стараться создать что-то новое и постоянное? Ради чего приобретать новое знание, воспитывать в себе новые качества, зачем вообще думать о будущем? Пока ещё есть время, нужно взять от жизни всё, что она может дать – нужно есть, пить, «любить», добиться власти и почёта и так далее. Нужно не думать ни о чём трудном и неприятном и уж конечно, не допускать мыслей о смерти. Так многие делают.
Индустрия развлечений в небывалом расцвете. Развлечений и отвлечений всякого рода сейчас больше, чем когда-либо раньше.
Однако счастья, радости, покоя и равновесия это не приносит.
Отсюда алкоголизм, наркомания, изощрённый разврат, бессмысленные преступления и самоубийства. А позади этого глубокий инстинктивный страх смерти – не помнить о ней, не думать.
Совсем не думать о смысле жизни всё-таки невозможно. Каждый хоть иногда задаст сам себе вопрос:
«Ну, а дальше что? В каком мире будут жить наши дети?»
В истории народов бывали периоды, похожие на наше время. Достаточно прочитать Библию или историю Рима, чтобы понять, как или почему гибли великие цивилизации. Причиной была болезнь народа – потеря духовности, за которой следовала неизбежная гибель. Губили не столько пороки и разврат сами по себе, сколько терпимость и безразличие народа к любому пороку.
Есть ещё немало честных пастырей церкви, писателей, учёных, которые зовут нас подумать, остановиться и сделать выводы. Но крупицы истины тонут в массе самых разнообразных противоречивых мнений. Экраны телевизоров, радио, газеты, популярные лекции – о чём говорят и чему учат все эти средства промывания мозгов? Много лжи, много призывов ко всякого рода удовольствиям.
Всё это приводит к тому, что люди привыкают не верить ничему, кроме того, что они могут проверить своими пятью органами чувств. Всё меньше людей верят в бессмертие души и жизнь души после смерти тела. Современный человек верит только осязаемой реальности, только фактам. Он не верит ничему нематериальному, и требования религии для него несущественны и необязательны. Мир для него – это материя, при том материя неодухотворённая.
Труды современных нам врачей-реаниматоров позволили взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, чем мы знали до сих пор.
Медицинская наука наглядно показала нам, что после смерти тела наша личность, наше «Я» не умрёт, а будет продолжать существование, хотя и в совершенно новых условиях. Это существование будет пассивным, личность будет развиваться или хотя бы изменяться подобно тому, как она это делала во время своей земной жизни.
Этому всегда учило христианство, но многие с детства воспитывались на материалистических теориях, привыкли не придавать религии большого значения. Материалисты всегда противопоставляли религию и науку. И вот вдруг наука подтверждает то, чему всегда учило христианство.
Новые методы реанимации, то есть возвращения к жизни недавно умерших людей, позволили учёным-медикам приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть немного больше, чем было возможно до сих пор. Оказалось, что смерть тела ещё не конец существования личности. Какая-то часть человека покидает умершее тело и продолжает жить в новых условиях. Исследователи были поражены полученными результатами и сперва встретили их с недоумением, почти с недоверием. Но новые данные были не плодами фантазии, а неоспоримыми добытыми фактами.
Христианскому учению можно было верить или не верить, христианский образ жизни принять или отбросить, и жить, как будет удобнее. С фактами так поступить не удастся. От них можно отворачиваться, но они останутся, и через некоторое время новое знание неизбежно станет достоянием всех.
Ну вот становится очевидным, что смерть – это не конец существования личности. Моя жизнь на Земле – это только часть всей моей жизни, только начало развития моих свойств и меня самого.
Для широких масс современных людей эти открытия настолько неожиданны и огромны, что для понимания и усвоения их значения потребуется время. Но новое знание уже с нами, и оно обязательно охватит весь мир. На смену мёртвому материализму идёт иное, более полное и светлое понимание мира и судеб каждого человека.
Раз смерть не конец, то смысл жизни на Земле будет восприниматься мной по-иному, независимо от моей воли, даже если я буду стараться не думать об этом. Образ жизни на нашей планете начинает меняться. Люди станут более ответственными, будут с большим вниманием относиться к самим себе и к другим, и это сделает наше существование здесь чище и лучше. Личность, наше существенное «Я» продолжает жить и после смерти тела. Понимание этой изначальной истины входит в мир, и чем скорее оно станет достоянием всех людей, тем будет лучше для нас и наших детей.
Хотим приобщаться к космическому, вечному, Божественному – будем жить вечно, потому что человек имеет в сердце своём и в своей душе образ вечной жизни.
Ни один человек на Земле, никогда не мог ограничиться пределами земной жизни. Взор его всегда устремлялся к вечности, которой не подвластно физическое разрушение.
В человеческом сердце есть и любовь, и радость, есть прощение, есть вечная жизнь, что есть в небесном мире.
Цели жизни
Большинство проживающих на Земле людей переживают великий духовный кризис, выражающийся в форме скуки, недуга разочарованности, отчуждения от других человеческих существ и природы. Царящие повсюду страдания, горе и нужда швыряют людей в тревожный водоворот жизни и смерти.
Тяжёлый труд и враждебность окружающих лишили его чувства надежды и веры в будущее, наполнили недоверием и корыстолюбием, под воздействием которых усилились человеческие страсти и алчные аппетиты людей. Если в прежние времена целью человеческой жизни являлось нравственное совершенство, то современного человека больше волнует совершенство технологий производства материальных предметов. Вместо того чтобы оставаться «истинным» человеческим существом, человек стремится только к материальным благам, богатству и славе.
Несмотря на то, что в настоящее время значительно больше людей верующих и посещающих святые храмы, однако такая религиозность скрывает в себе аспект глубокой материальной заинтересованности. Изучая скрытые побудительные причины, характеризующие поведение человека, можно прийти к заключению, что вера человека во всемогущего Бога исходит из того, что, основываясь на вере, человек обращается к Богу за помощью, чтобы преодолеть беззащитность своего существования.
Однако человек, веруя в Бога, должен надеяться на самого себя и спасать сам себя, преодолевая собственный эгоизм, стремясь к любви и беспристрастности, покорности и уважению в жизни. Это – цель, в которой есть призвание человеческого существа. Человек должен понимать существующие действующие в нём инстинктивные силы, чтобы силой воли сознательно доминировать над ними и контролировать их. Это удастся ему тогда, когда человек будет иметь всеобъемлющие знания об истине, а это значит наличие познания и реальность действительности, что является единственно верным путём для выявления истины.
Сколько народов и великолепных городов, названия которых нам даже неизвестны, исчезли навсегда и превратились в пустынные развалины?
Для чего же тогда борьба, муки, труд и возмущение людей, что если конец всему – могила?
В физической оболочке человека мы выделяем два фактора: «окружающий свет» и «внутренний свет».
«Внутренний свет» – это основной свет, данный человеку в момент рождения, постоянно сопровождающий его в течение жизни и помогающий ему в духовном развитии. «Внешний свет» человек приобретает благодаря деяниям, совершаемым им в течение всей жизни. Степень ограничения возможностей человека зависит от меры его «потребности получения для тела», то есть от плохих инстинктов, страстей, злобы. Насколько велика злоба человека и насколько велики его страсти, настолько ограниченны его возможности.
«Окружающим светом» человек овладевает постепенно, что выражается в развитии его духовного мира
– приобретение мудрости, доброты души». Возможно, что плохие условия жизни и физические страдания необходимы, чтобы человек побыстрее достиг высот духовного развития.
Правда – это мощная сила, которой можно воспользоваться не только для борьбы со злом, но и для представления её там, где царят необразованность и предвидение. Для того чтобы материальный и духовный мир был ясным, понятным и надёжным, необходимы проникновенность и постижимость мысли. Только лишь высокий уровень знаний не может удовлетворить духовные потребности человека, если он лишён способности выполнять нравственные нормы.
Мир, в которым мы живём, считается внешним миром, с которым тесно связан внутренний мир. Оба эти мира представляют собой взаимосвязанное и взаимовлияющее целое. Здесь возникает вопрос – как мы своим обычным пониманием и своими своеобразными средствами можем описать этот внутренний мир, который не имеет ни формы, ни внешней оболочки, мир, который, говоря на нашем языке, называется миром голой правды, который не подвергается какому-либо изменению во времени и пространстве и является первичной причиной всех причин и следствий?
Суть окружающих нас предметов невозможно понять с помощью логического анализа, так как наше обычное восприятие и ежедневный опыт не дают возможности выявлять и предавать её. И когда она появляется в виде физической оболочки, воплощенной во внешнем мире, только тогда мы в ограниченной мере получаем представление об этом. Следовательно, разумность, мудрость дают возможность понимания сути явления, приближаясь к абсолютной правде и чётко представляя действительный мир, в котором мы живём. Когда мы понимаем суть каждого предмета и явления этого мира, тогда мы убеждаемся, что следствие не выходит за пределы причины, лежащей в основе данного явления, то есть между причиной и следствием всегда существует соответствие и гармония.
Следовательно, проникнув в причину, лежащую в основе любого предмета или явления, и поняв ее, можно найти тот узкий, но прямой путь, который приведёт нас к абсолютной истине.
Религия и наука стремятся понять истину, однако их методы исследования различны и, следовательно, различны и выводы.
Религия рассматривает две сферы жизни: духовную и материальную, которые являются для неё целью следования и анализа. Религия настаивает на том, что эти сферы существуют не отдельно друг от друга, а между ними есть тесная связь.
Происходящие в нашем мире явления характеризуются присущими этому миру понятиями в том случае, когда явления, которые происходят за пределами нашего чувственного восприятия, частично могут быть понятными на основе имеющегося у нас определённого личного опыта.
Каждый человек осознанно или подсознательно воспринимает или толкует свой опыт, проводя его через призму своих субъективных представлений, поэтому разным является понимание одного и того же явления у разных людей.
Мы считаем добрым того человека, который даёт нам то, чего мы не имеем и в чём нуждаемся.
Этим может являться материальный предмет (подарок) или душевное спокойствие, которые приносят нам удовлетворение.
Это свойство «отдавать», которое помогает человеку удовлетворять часть своих желаний, рассматривается как наличие явления доброты и факт его проявления.
Бог добр, его главное свойство – отдавать всю свою доброту. Действительно, современный мир существует благодаря тому, что Бог всегда и постоянно даёт миру жизнь, а это удовлетворяет наши желания, и мы можем отдавать всё это хорошее и доброе окружающим нас людям.
Корень зла скрыт в недостатке чего-то. Мы убеждены в этом и можем привести многочисленные примеры из повседневной жизни, когда зависть, злоба, ненависть возникают из-за неудовлетворения наших физических и духовных потребностей.
Процесс распространения или передачи доброты Бога в святых книгах именуется также «распространением света». Обобщая вышесказанное, можно прийти к заключению, что понятия «доброта», «положительная энергия», «свет» являются ничем иным, как различными проявлениями, выражающими суть Создателя.
Мы почти потеряли основную цель своего существования в этом физическом мире, в котором только удовлетворение наших эгоистичных потребностей имеет более важное значение, чем стремление к душевной доброте.
Желание «получить» и желание «отдать» считаются противоположными силами, которые мы называем причиной и следствием. Если есть равновесие между этими двумя противоположными силами, то оно даёт возможность сохранять устойчивое, постоянное течение энергии. Смысл желания «отдать» – это любовь.
Люди, души которых имеют пороки – зависть, ненависть к близким людям, недоброжелательность, становится причиной ограничения возможности «получить», так как, не желая отдавать добро, хорошее они так же не могут получить. Если любишь кого-то, то пожелаешь отдать ему что-нибудь, а отдавая – получишь
сам. Желание «получить» – это нужда в чем-либо, недостаток чего-либо, в результате которых у человека возникает душевная дисгармония и отчаяние, что приводит к возникновению злости.
Зло, в свою очередь, является препятствием, ограничительным экраном для проникновения и воздействия духовного света.
В нашем физическом мире удовлетворение собственных потребностей человека, будь они материальными или духовными, не может считаться разрушительным, если будет сопровождаться доброжелательностью, и, наоборот, когда оно ограничивается (жадность) что и приводит к нарушению гармонии, то есть отключает себя от источника духовной энергии.
Такие эгоистичные люди живут только для самих себя, получая удовлетворение и удовольствие от доставшихся им любых материальных благ.
Слепо отдаваясь удовольствиям и наслаждениям и думая лишь о себе, предавая безразличию окружающих его близких людей, человек утрачивает доброту своей души, постепенно озлобляется. Озлобляясь, он теряет свойство любить ближнего.
Причина всех наших грехов, ошибок и преступлений кроется только в наших эгоистичных желаниях, что характеризуется также как «левое поведение». Основное определение такого поведения выражается следующим образом: неудовлетворённость, недостаточность. Следовательно, энергия, представляющая «левое поведение», считается эгоистичной тогда, когда она лишена доброты.
Доброе сердце или добросердечность, которая проявляется в добрых делах и доброте, – это энергия, характеризующая «правое поведение», которое выражается в желании «отдать».
Если «левое поведение» не эгоистично, то в нём есть доброта, которая и является той средней силой, которая может уравновесить эти две противоположные силы, то есть дать возможность «левому поведению» использовать энергию «правого поведения» без его разрушения, несения ей вреда.
Эта промежуточная сила, это свойство, когда человек, получая что-то, логически понимает, что должен отдать, поделиться с другим, дает возможность наполнять сердце добротой. Такое свойство можно назвать красотой, к которой должны стремиться наши души. Для того чтобы человек был способен выполнять предназначенную ему роль в этом физическом мире, он правильно должен организовать свою жизнь в зависимости от этих трёх сил, предварительно познав те пути и законы, по которым действуют эти силы.
Духовный мир, который одновременно существует внутри нашего материального мира и за пределами нашей материальной действительности, имеет свою особую структуру, свои собственные законы движения и средства связи. Это невидимый мир, который вступает во взаимоотношения с нашим чувственным миром так же, как душа взаимодействует с телом. Мы должны помнить, что все слова Евангелия или Библии являются ничем иным, как символами, выражающими тайны смысла Созидания, что невозможно выразить только словами.
Так что заповеди являются не устрашающими религиозными законами, а путями, как электрические провода, по которым текут силы, энергия, которыми выражается величие Божественного и мудрость Созидательности.
Значит, понимание заповедей, их толкование находится за пределами известных нам суждений. Познав их смысл, давая им логическое объяснение и выполняя их как законы, мы можем разъяснить ту вечную истину, которая сокрыта в святых книгах – в каждом слове Евангелия и Библии, – единственную и ясную истину, которая не имеет никаких возражений. Так как наши умственные способности ограничены во многих областях, следовательно, нет возможности углубляться, проникать в чудеса и тайны Божьего мира и понимать их.
Однако в пределах наших умственных возможностей нам удаётся выявлять многие законы благодаря нашим познаниям в метафизической области.
Современная религия – это путь, который проложили мудрецы прошлого благодаря их великой мудрости. Они заранее предвидели те трудности и западни, стоящие перед верующими, избравшими этот путь и слепо, со страхом, идущие по нему. Поэтому они оставили нам, последующим поколениям, свои советы и заветы. Отклонение от этого прямого пути приводит к дисгармонии в физическом теле человека, а также к нарушению духовного мира (смятение, раздражение, беспокойство).
Следовательно, человеком духовным, человеком религиозным является тот, кто осознает воздействие этой высшей системы и знает, как она претворяется в жизнь в нашем материальном мире.
Выполнение Божьих заповедей и религиозных обрядов приводит нас к следующей философской мысли: «Не делай своему ближнему того, чего не пожелаешь себе, и возлюби его так, как любишь самого себя».
Таков смысл всей святой книги, всё же остальное является лишь толкованием.
А для того, чтобы человек стал добрым, возлюбил ближнего как самого себя, он должен выполнять Божьи заповеди и жить по установленным Им законам, что приводит его к самосовершенствованию и самоконтролю. При выполнении этих заповедей у человека развивается духовный мир – добрые свойства души. Чистота души зависит от уровня духовного сознания человека – насколько высок уровень духовного сознания, настолько чиста его душа.
До достижения совершеннолетия человек во всех своих деяниях руководствуется только эгоистическими желаниями. Подобными желаниями руководствуется и ребёнок, который хочет получить что-то для себя, не принимая во внимание близких и не желая делиться с кем-либо. Когда ребёнок достигает совершеннолетия, у него появляется доброта, что связано с логикой. Эта доброта проявляется в левом полушарии головного мозга, то есть в логической его части, что является проявлением свойством «получить» и сопровождается желанием «отдать». Начиная с этого возраста, принцип «Возлюби своего ближнего так, как любишь самого себя» становится связующим звеном высшего и низшего миров. Человек – это путь, посредством которого Бог передаёт нашему материальному миру свою доброту, силу и энергию. И желание «отдать» является конечной целью полного слияние души с Богом (благодаря
совпадению свойств Бога и души человека).
Бог создал человека с многочисленными недостатками, и создал святые книги, понимая которые и живя по которым человек, благодаря силе своей воли, освободится от них, преодолеет их, то есть преобразует плохое в хорошее.