Ударные авиагруппы американских авианосцев, взлетевшие с интервалом в 10 минут, потеряли друг друга в условиях плохой погоды, с летевшими на большей высоте японцами они разошлись в дождевом шквале не заметив друг друга. Группа «Йорктауна» летевшая первой состояла из 24 пикировщиков и 9 торпедоносцев под прикрытием 6 истребителей, с «Лексингтона» было отправлено 22 пикировщика, 12 торпедоносцев и 9 истребителей, общее количество самолётов ударной волны было 82. Американские пикировщики постепенно набрали высоту 5 километров, торпедоносцы со своим тяжёлым грузом тащились в два раза ниже, истребители должны были прикрывать и тех и других. Эскадрильям авиагруппы «Йорктауна» удалось не потерять друг друга, а в группе «Лексингтона» три истребителя и 18 пикирующих бомбардировщиков эскадрильи VВ-2 заблудились и так и не нашли противника, хотя лейтенант-коммандер Диксон продолжал находясь над японским соединением передавать его координаты и на всех самолётах имелось радио.
“Дзуйкаку” Счастливый журавль.
Пикирующие бомбардировщики «Йорктауна» первыми обнаружили корабли японцев в 9:32, но до 9:58 ждали подхода торпедоносцев, за это время все остававшиеся на палубах «Зеро» были подняты в воздух. Японские авианосцы шли на расстоянии 6–8 миль друг от друга, каждый под прикрытием крейсера и трёх эсминцев и пока американцы готовились к атаке, флагманский “Дзуйкаку” (Счастливый журавль) вошёл в дождевой шквал и все самолёты ринулись на «Сёкаку» (Парящий журавль). Хотя атака и получилась скоординированной, противник успел к ней подготовиться, а технические характеристики американских торпед и торпедоносцев не шли ни в какое сравнение с японскими.
Торпедоносцы преследуемые “Зеро” сбрасывали торпеды на очень большой дистанции и все они прошли мимо, а унтер-офицер Такео Миядзава таранил своим “Зеро” один “Девастэйтор” до того как он сбросил торпеду. Низкие потери у торпедоносцев (по сравнению с разгромом у Мидуэя) объясняются тем, что F4F-3 прикрывали свои ударные самолёты и вступили в бой с “Зеро”, а так же плохими погодными условиями, “Девастэйторы” умело прятались в низкой облачности. Двадцать четыре “Донтлесса” из эскадрилий VВ-5 и VS-5 дождавшись, когда торпедоносцы лягут на боевой курс начали пикирование с высоты 5000 метров, в этот момент на них набросились “Зеро” воздушного патруля под командованием капитана Окадзима пытаясь сорвать атаку, помимо истребителей противника пилотам пикировщиков мешало запотевание прицелов и лобового стекла кабины. Точка сброса бомб пикировщиками была на высоте 750–800 метров за время пикирования козырёк кабины, и бомбовый прицел запотевали, впервые такой факт отмечается американскими источниками во время атаки Лаэ и Саламауа 10 марта. Видимо за два месяца ещё не придумали, как справиться с этой проблемой, странно, но на довоенных учениях ничего подобного не отмечалось, возможно, это было связано с атмосферными особенностями экваториальных широт. «Сёкаку» получил от этих 24 бомбардировщиков два бомбовых попадания (8,4 %), одно разрушило носовую часть полётной палубы, сделало невозможным взлёт самолётов и вызвало пожар, второе разрушило мастерскую по ремонту авиамоторов.
После атаки оставшиеся самолёты «Йорктауна» собрались в условленной точке за облаками и благополучно вернулись на авианосец, по возвращению они доложили о трёх торпедных и шести бомбовых попаданиях, а также об 11 истребителях сбитых их воздушными стрелками, пилоты истребители «сбили» три «Зеро», один торпедоносец и один самолёт разведчик.
Командир авиагруппы «Лексингтона» коммандер Олт смог довести до противника только 4 пикировщика, 12 торпедоносцев и 6 истребителей, проблуждав в облаках они появились над японским соединением только в 10:40. Олт пытался связаться с пропавшей эскадрильей VВ-2, но не смог этого сделать, тогда он решил атаковать оставшимися силами, их целью опять оказался «Сёкаку». Торпедоносцы под прикрытием истребителей снизились и пошли в атаку, «Зеро» попытались помешать им, в завязавшейся схватке были сбиты два “Уайлдкэта”, все торпеды прошли мимо. Четыре пикировщика добились одного попадания в палубу «Сёкаку» (25 %), на выходе из пикирования их настигли «Зеро», видимо двое были сбиты, а самолёт коммандера Олта повреждён и оба они со стрелком ранены. Уходя от атаки Олт потерял ориентировку, навигационные приборы были разбиты, он вышел на связь и попросил по данным радиолокатора вывести его на авианосец, но попытки определить его место среди других отметок и указать обратный курс не удались. В последней радиограмме он передал: “Помните, что мы добились попадания 1000-фунтовой бомбы в авианосец и ещё один самолёт тоже”, видимо после этого он потерял сознание и упал в море. Из четырёх пикирующих бомбардировщиков участвовавших в атаке на авианосец вернулся один. Истребители японского воздушного патруля по окончании атак противника доложили о победах над тринадцатью F4F-3, пяти SBD-3 и шести TBD-1, сами они за день потеряли два истребителя в бою и несколько по другим причинам.
Торпедоносная эскадрилья VТ-2 под командованием лейтенант-коммандера Бретта, собравшись после атаки и отбившись от преследовавших её “Зеро” (стрелки доложили о двух сбитых), направилась в долгий обратный путь. Так как расстояние, которое пролетели торпедоносцы, в поисках противника превышало их возможности, приходилось экономить каждую каплю горючего, когда на горизонте показались свои корабли, один из самолётов упал в море, экипаж найти не удалось. На “Лексингтоне” их уже перестали ждать, по всем расчётам бензин у них кончился час назад, когда они без всякого предпосадочного маневрирования пошли прямо на авианосец зенитчики с кораблей соединения открыли огонь, правда ни в кого не попали, прежде чем их остановили. По возвращению они доложили о попадании во вражеский авианосец пяти торпед и двух бомб, при этом они считали, что ими был атакован другой не повреждённый самолётами “Йорктауна” авианосец и они своими глазами видели, как он начал быстро погружаться.
Ударные авиагруппы обоих противников, вернее то, что от них осталось к полудню вернулись на свои авианосцы, по докладам оставшихся в живых пилотов получалось, что у противника авианосцев больше нет, в худшем случае остался один повреждённый и командующим с обеих сторон надлежало принять решения на дальнейшее ведение операции. Что удивительно ни тот ни другой командующий не отправили самолётов на контроль результатов атаки. Подчиненным, конечно, доверять надо, но и проверять тоже желательно.
За несколько минут до взрыва.
На кораблях соединения T.F.17 не было повода для беспокойства, “Лексингтон” постепенно возвращался в норму после полученных повреждений, крен был ликвидирован путём перекачивания водяного балласта, пожары взяты под контроль, полётная палуба не имела повреждений, могли проводиться взлетно-посадочные операции и корабль мог идти полным ходом. Корабль начал принимать самолёты для заправки и пополнения боекомплекта, готовиться к отражению возможной новой атаки, начальник службы борьбы за живучесть доложил командиру, что скоро все повреждения будут ликвидированы. Но в результате сотрясений от взрывов в бензоцистернах и трубопроводах открылись течи и скопившиеся в закрытых помещениях пары бензина взорвались, это случилось через 1 час 15 минут после окончания вражеской атаки.
Корабль охватило пламя, в результате взрыва погиб начальник службы борьбы за живучесть с большинством своих подчинённых, водяная пожарная магистраль была разорвана в районе взрыва. Оба элеватора были заклинены в верхнем положении, не смотря на всё это корабль продолжал принимать самолёты, именно в это время вернулась эскадрилья торпедоносцев. Огонь продолжал распространяться по кораблю, сопровождаясь взрывами боезапаса, из-за большой температуры пришлось эвакуировать людей из машинных отделений, В одном из отделений ангара находились снаряженные для подвески на самолёты торпеды, их постоянно поливали водой опасаясь взрыва, но вскоре “Лексингтон” остановился, прекратилась подача электроэнергии и огонь подошел к ним вплотную. Команда продолжала бороться с огнём, но адмирал Фитч видя бесполезность её действий посоветовал командиру “убрать ребят с корабля”, около 17 часов был отдан приказ приступить к эвакуации.
После 18 часов эвакуация 2735 человек закончилась, на корабле остались тела погибших 216 человек и 36 самолётов, адмирал Флетчер вновь принял командование соединением и приказал добить авианосец торпедами. Около 19 часов эсминец выпустил по “Лексингтону” 5 торпед, 4 из них взорвались и через час горящий авианосец на ровном киле скрылся под водой.
“Йорктаун” закончил устранение своих неисправностей к 14:00, принял все самолёты “Лексингтона” которые были в воздухе на момент потери им хода. Кажется, что в распоряжении адмирала Флетчера имелось достаточно сил для организации повторного удара по противнику, но из этих 70 самолётов в исправном состоянии было менее 50. Положение с боезапасом было также удручающим, торпеды закончились, а 1000-фунтовых бомб оставалось не более трёх десятков, начиная с 4 мая запасы авиабензина так же не пополнялись. Флетчер не решился рисковать столь дорогим кораблём, который в результате ещё одного вылета мог вообще остаться без авиагруппы и оказался прав, в случае отсутствия «Йорктауна» при Мидуэе Тихоокеанский флот США оказался бы на грани катастрофы. Приняв личный состав погибшего авианосца Флетчер начал отход на юг, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Нимиц, получив сообщение о результатах боя подтвердил его решение. На следующий день разведчики, высланные Флетчером на север, сообщили ему о двух преследующих его соединение вражеских авианосцах, T.F.17 развив предельную скорость начало отход, предупредив Порт-Морсби и Таунсвил об обнаружении противника, но скоро разведчики разглядели, что это коралловый риф о который разбиваются волны прибоя. «Йорктаун» прибыл в Перл-Харбор как раз вовремя к началу своей последней битвы у Мидуэя.
Когда вернулись оставшиеся самолёты группы Такахаси «Сёкаку» получивший три бомбы горел в нескольких местах, сесть на него решился только один истребитель, всех остальных принял “Дзуйкаку”, несколько повреждённых машин были сброшены с его палубы в море для приёма самолётов «Сёкаку». Повреждённый корабль со скоростью 5 узлов шёл на север, пожары постепенно были потушены, водонепроницаемость корпуса не пострадала, только палуба была непригодна для полётов, на авианосце было 108 погибших и 40 раненых. Хотя на “Дзуйкаку” из состава авиагрупп с обоих авианосцев имелся 71 самолёт, в исправном состоянии, способными немедленно взлететь были только 24 истребителя, 9 пикировщиков и 6 торпедоносцев. Видимо с такими силами адмирал Хара пока не думал о повторной атаке, тем более пилоты доложили об уничтожении обоих авианосцев противника. Японское соединение медленно отходило на север прикрывая повреждённый авианосец, когда в 18:00 был получен приказ из Рабаула от адмирала Иноуэ: “Ударному соединению прекратить бой и отходить”. Командующий 4-м флотом оценив обстановку решил, что без авиационного прикрытия высадка десанта в Порт-Морсби не возможна, он принял решение отложить операцию “МО" до 3 июля, Транспортное соединение так же получило приказ отходить в Рабаул. С таким решением подчинённого не согласился Командующий Объединённым флотом адмирал Ямамото, он был недоволен, что Иноуэ не смог развить успех, достигнутый в бою с соединением противника, видимо опасаясь, что один из авианосцев может быть повреждён и ему удастся уйти. В приказе, отправленном в Рабаул, он требовал принять все меры к окончательному разгрому вражеского соединения, но он не отменил решение Иноуэ об отмене высадки десанта. После полуночи адмирал Такаги получил новый приказ вновь войти в соприкосновение с противником, “Дзуйкаку” и корабли охранения повернули на юг, хотя и Такаги и Хара считали, что это вряд ли им удастся. Следующие два дня самолёты с крейсеров и “Дзуйкаку” вели поиск кораблей противника, в полдень 10 мая к соединению Такаги присоединился адмирал Гото со своими тяжёлыми крейсерами и эсминцем, только ночью 11 мая убедившись в бесполезности поиска им разрешили следовать в базы.
«Сёкаку» под эскортом трёх эсминцев ушёл на ремонт в Японию, во время перехода попав в шторм он принял много воды и чуть не затонул, авианосец прибыл в Куре 17 мая, и простоял в ремонте до августа. “Дзуйкаку” пришёл в Куре 21 мая, за пять дней до выхода авианосцев 1-й и 2-й дивизий к Мидуэю, по официальной японской версии он не участвовал в сражении из-за больших потерь в авиагруппе. При внимательном рассмотрении версия эта кажется не убедительной, на авианосце в тот момент имелось самолётов и экипажей с обоих кораблей 5-й дивизии даже больше штатной численности его авиагруппы, а переучивать пилотов полётам с однотипного авианосца не требовалось.
Разбор полётов
Сражение в Коралловом море было первым в своём роде, когда корабли участников даже не видели друг друга или приблизились бы на расстояние пушечного выстрела. Вместо этого, самолёты выполняли роль артиллерии. Поэтому адмиралы боевых групп участвовали в новом виде морского противостояния: авианосец против авианосца. Оба адмирала не имели соответствующего опыта подобных сражений. Из-за потребности в быстром принятии решений, японцы оказались в проигрышной ситуации, поскольку адмирал Иноуэ находился на базе Рабаул, а Флетчер непосредственно на одном из кораблей
25 мая на борту флагмана Объединённого флота линкора “Ямато” вице-адмирал Такаги перед командирами и штабными офицерами сделал подробный доклад о бое в Коралловом море, но это не помогло. Времени на изучение уроков, разбор ошибок и принятия мер к их недопущению в дальнейшем у японцев уже не осталось. На следующий день Ударное авианосное соединение адмирала Нагумо вышло в море, что бы погибнуть у Мидуэя. Все промахи и ошибки, допущенные в Коралловом море, повторятся у Мидуэя часто в большей степени и с более тяжелыми последствиями.
Противник ничего не знает о наших планах, его силы появятся в районе операции только через некоторое время после нанесения нами первого удара, он никогда не сможет прочитать наши закодированные радиограммы, вот те три ошибочных мнения которые не позволили японскому флоту победить в Коралловом море и привели к разгрому у Мидуэя. Бой в Коралловом море японцы могли выиграть 4 мая уничтожив «Йорктаун» во время его атак на суда у Тулаги, если бы адмирал Иноуэ не сорвал выдвижение соединения Такаги (он был уверен в отсутствии противника), оставшийся в одиночестве «Лексингтон» в лучшем случае был бы отозван, в худшем тоже потоплен. Появление американского авианосца на следующее утро после начала высадки в районе Тулаги должно было стать сигналом японцам о том, что противник получает информацию о планах их операций. Подводные лодки не успели занять позиции на путях выдвижения противника, так как он уже был в районе проведения операции, из этого тоже не сделали выводов, через месяц то же повторится у Мидуэя.
Ведение разведки и связь между авианосными соединениями и береговыми штабами с обеих сторон, не выдерживает ни какой критики. Если бы 6 мая одна из сторон провела разведку в полном объёме, с участием палубных самолётов и обнаружила противника, то был бы не встречный бой авианосцев, а внезапный удар по не подготовившемуся противнику. Если японские базовые разведчики 6 мая обнаружили противника и только плохая связь, не позволила организовать удар палубной авиацией, то американские базовые самолёты так ни разу и не смогли найти японское авианосное соединение. Да и палубные самолеты, когда им поручили ведение разведки, в свой первый вылет 7 мая показали себя не на высоте. Ведение разведки палубными авиагруппами в японском флоте считалось не желательным, чем больше разведчиков, тем меньше ударных самолётов, поэтому самых опытных пилотов оставили, а в разведку полетели менее подготовленные, что и привело к опознаванию танкера как авианосца и потере эффективности первого удара.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги