Книга Краткая история. Монголы - читать онлайн бесплатно, автор Джордж Лейн. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Краткая история. Монголы
Краткая история. Монголы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Краткая история. Монголы

Несмотря на принятие новой религии, многие монгольские неофиты по-прежнему сталкивались со скептическим и циничным отношением к себе, отчасти из-за нежелания полностью отказываться от глубоко укоренившихся шаманских убеждений и практик. Даже хан Газан (прав. 1295–1304), главный защитник чингисидского ислама в Иране, оставался уязвим перед уколами недоброжелателей из-за непоколебимой приверженности ясе и некоторым шаманистским ритуалам [16].

Шаманизм, практиковавшийся тюркомонголами, основывался на анимизме с заметными вкраплениями китайской космологии и зороастризма[47]. Отсутствие публичных и коллективных ритуалов, а также священнослужителей, которые четко выделялись бы из общей массы верующих, заставляло многих полагать, что монголы не придерживались вообще никакой религии и были просто безбожными язычниками. Другая крайность представлена взглядами ученого персидского сановника Ата-Мелика Джувейни, который игнорировал противоречия между верой своих монгольских господ и законами шариата. Он утверждал, что Чингисхан «отменил дурные обычаи, которые соблюдались теми племенами и признавались ими, и установил обычаи, достойные похвалы, диктуемые благоразумием. Среди тех установлений есть многие, которые согласуются с шариатом»[48].

Шаман был могущественным человеком в племени. Когда влияние Тэмуджина и число его последователей начало расти, шаман Тэб-тэнгри, также известный как Кокочу, бросил ему вызов[49], намереваясь стать по меньшей мере закулисным правителем. Чингисхан был так напуган, даже несмотря на то, что его окружали верные тысячники и множество надежных последователей, что не чувствовал себя в безопасности до тех пор, пока Тэб-тэнгри не был убит, а его позвоночник – переломлен пополам. Крайняя степень тревоги Чингисхана ярко показана на страницах монгольского великого эпоса «Сокровенное сказание». Из него следует, что поспешное удаление погребального шатра и всех останков шамана было продиктовано страхом перед последователями Тэб-тэнгри, которые могли отомстить за убийство своего предводителя[50].

Для монголов шаманизм был в первую очередь способом поклонения духам предков, а также горных вершин и речных вод. До Тэнгри, небесного божества, можно было достучаться, находясь на вершине горы. Для установления контакта нужно было отбросить шапку или иной головной убор и перебросить через плечо пояс. Джувейни описывает страстные мольбы Чингисхана к Тэнгри, в которых он просил совета о том, как отреагировать на провокацию хорезмшаха. Чингисхан не желал начинать войну с соседом, которого считал могущественным и опасным противником. «В лихорадочном возбуждении Чингисхан взобрался один на вершину горы, обнажил голову, обратил лицо к земле и три дня и три ночи возносил молитву, говоря: “Не я причина этой беды, дай мне силы осуществить возмездие”»[51].

СТЕПЬ ДО ЧИНГИСХАНА

Чингисхан и его объединенные тюрко-монгольские орды не были первыми завоевателями, которые приходили из степи, чтобы нарушить шаткое перемирие на севере Китая. Когда-то кидани, известные впоследствии под именем Ляо, прорвались из-за «Великой стены»[52] и захватили богатые пахотные земли Северного Китая. Полуоседлые кидани не просто грабили и уничтожали все на своем пути, но заселили эти территории, и вскоре цивилизация, с которой они столкнулись, поглотила и приручила их. Именно тогда они приняли китайское имя Ляо[53] и постепенно, ведя все более оседлый образ жизни, переняли китайские нравы и обычаи. Таким образом, кидани распространили «китайское» правление в глубь Монголии, основав гарнизоны в долине реки Орхон и вытеснив к западу те тюрко-монгольские племена, которые не хотели подчиниться. Тем не менее около 1120 года удача резко изменила киданям, которым пришлось уступить свою власть много превосходящей военной силе с севера. Чжурчжэни, пришедшие из Маньчжурии, вытеснили правящий класс киданей из тех земель, которые они заселили на севере Китая, а оставшихся обрекли на жизнь в рабстве[54].

Чжурчжэни основали империю Цзинь (1115–1234)[55] и сразу же объявили войну соседям на юге, древней империи Сун (960–1279), хотя изначально они заключили союз против Ляо, а противоречия возникли на почве споров о дележе захваченной добычи и территорий. Империя Цзинь доминировала во всем регионе, распространив свое влияние вплоть до центральных земель Монголии и Китая. Хотя цзиньский император Си-цзун[56] (прав. 1135–1149) изучал китайскую классику и принял культурные традиции китайцев, ключевые позиции в государстве занимали знатные чжурчжэни, а кидани по-прежнему подвергались угнетению и дискриминации. Еще будучи в состоянии влиять на своих кочевых соседей, чжурчжэни тем не менее запустили масштабную строительную программу по сооружению двух важных секций Великой стены – Пограничной крепости или Пограничного рва. Сперва выкапывались рвы, промеж которых затем размещались участки стен. В некоторых местах для придания дополнительной надежности сооружалось несколько рвов и стен. Работы начались около 1123 года и были завершены примерно в 1198 году, в результате было построено более 2000 километров стен, известных как Старые Минчанские стены или Новые великие стены.

В 1161 году чжурчжэни заключили союз с татарами и помогли им установить контроль над другими тюрко-монгольскими племенами, положив конец амбициям своего бывшего союзника хана Хабула (прав. 1130–1146), прадеда Чингисхана. Чжурчжэни постоянно предлагали помощь воюющим между собой соседям, в том числе кереитам, и таким образом обеспечивали свое господство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Использующиеся системы транскрипции монгольских имен обычно предоставляют не фонетически близкую транскрипцию, а транслитерацию (причем не всегда последовательную), опирающуюся на написание имени традиционным старомонгольским письмом. Монгольский язык совсем не так богат гласными, как может показаться по транскрипциям. Имя Тэмуджин, вероятно, звучало скорее как Тэмджин, Угэдэй – как Угдэй, Мункэ – как Мöнх, и т. п. – Здесь и далее, если не указано иное, за исключением источника цитирования, прим. науч. ред.

2

К 1206 г. под властью Тэмуджина находилась не вся Великая степь, а лишь ее восточная часть – Монгольское плато.

3

Кереиты, меркиты – различные монгольские племена. – Прим. перев.

4

Вади – сухое русло реки. – Прим. перев.

5

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. Т. 1. Кн. 2. С. 12. (Сейчас принято написание Рашид ад-Дин.)

6

«Пришли неизвестные народы, и никто о них ясно ничего не знает: ни кто они, ни откуда пришли, ни языка их, ни какого они племени, ни веры их». См.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / АН СССР, Институт истории; отв. ред. М.Н. Тихомиров; под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 264.

7

Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2004. С. 72.

8

Ибн Ал-Асир. Ал-камил фи-т-та’рих («Полный свод истории»). Избранные отрывки / Пер. с араб. языка, примеч. и коммент. П.Г. Булгакова. Дополнения к пер., примеч. и коммент., введ. и указ. Ш.С. Камолиддина. Ташкент – Цюрих: АН РУз, 2005. С. 355.

9

То есть потомки. – Прим. перев.

10

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. О.И. Смирновой. Т. 1. Кн. 2. С. 262.

11

Кидани правили в собственной империи Великая Ляо, уничтоженной в 1125 г. чжурчжэнями, которые до того были вассалами киданей. Часть киданей (каракитаи) ушла на запад, основав новое государство в Джунгарии и Семиречье; но большинство осталось, покорившись чжурчжэням. К временам Чингисхана основная масса киданей заметно китаизировалась.

12

Держава хорезмшахов на пике могущества контролировала часть Восточного Ирана, а также населенные ираноязычными народами земли Мавераннахра. Династия Ануштегинидов была тюркской.

13

Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 17.

14

То, что верно в отношении чжурчжэней, и правда предпочитавших контролировать степи опосредованно, стравливая между собой кочевых властителей, не вполне точно передает политику киданей, которые управляли степями напрямую и даже возвели там целую сеть крепостей, ныне плодотворно исследуемых археологами.

15

Арабские источники о тюрках в раннее Средневековье / Пер. Ф.М. Асадова. Баку: Элм, 1993. С. 78, 79, 93.

16

Хулуньбэйэр в нормативной китайской транскрипции. – Прим. автора.

17

Кидани были буддистами, а татары почти наверняка – нет, но для мусульманского историка различий тут никаких, конечно, не было.

18

Далеко не все татары относились к цзюйиням (киданьский термин, обозначавший доверенные войска из числа племен степи); чаще всего этот термин упоминается в отношении «белых татар» – онгутов.

19

Свидетельств этому «роспуску» в источниках нет – при создании монгольской державы к племенной самоидентификации кереитов, онгутов и проч. добавилась надплеменная – монгольская.

20

Стоит учитывать, что по-монгольски термин улус (улс) обозначал не государство в нашем понимании, которое прежде всего осознается как географическая территория, а подвластный народ, который благодаря своей кочевой сути мог свободно перемещаться, делая географические привязки сугубо второстепенными.

21

Степи регулярно объединялись под властью сменявших друг друга кочевых империй, последняя из которых – Уйгурский каганат (744–840) – пала всего за 300 лет до рождения Тэмуджина и не была забыта. Власть киданей, народа с очень сильными кочевыми традициями, пала за несколько десятков лет до его появления на свет.

22

Киданей и чжурчжэней. – Прим. перев.

23

Так персы называли наньжэней – жителей южнокитайской империи Сун.

24

Уйгуры – тюркский народ. После уничтожения Уйгурского каганата енисейскими киргизами уйгуры создали ряд полуоседлых государств, самым долговечным из которых было Турфанское княжество (IX–XIII вв.).

25

Карлуки – тюрский народ, населявший западную часть Восточного Туркестана и частично Мавераннахр. В X в. первыми из тюрок приняли ислам и создали государство Караханидов, просуществовавшее до времен Чингисхана.

26

Калач (халадж) – одно из огузских племен, известно с VI в. Ныне потомки халаджей живут в Иране и Афганистане (возможно, пуштуны-хильджи), Халачский этрап (район) входит в Лебапский велаят Туркменистана.

27

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. А.А. Хетагурова. Т. 1. Кн. 1. С. 103.

28

К степному поясу могут быть отнесены лишь некоторые северные районы тибетского региона Амдо (ныне – китайская провинция Цинхай).

29

То есть Китая. – Прим. перев.

30

Ибн Ал-Асир. Полный свод истории / Пер. П.Г. Булгакова. С. 356.

31

См.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Ред. М.П. Шастина. М.: Географгиз, 1957. С. 73.

32

Не все ученые признают обоснованность выделения этой языковой семьи, объясняя значительный пласт общей лексики не родством, а долгим совместным проживанием и схожим типом хозяйства.

33

То есть киданей. – Прим. перев.

34

Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 17.

35

Не существует убедительных данных касательно близких контактов Кучлука с уйгурами – он нашел убежище в государстве каракитаев.

36

Киргизы покинули опустошенные ими монгольские степи задолго до прихода туда киданей – к концу IX в.

37

Влияние несторианства отмечено еще среди кереитов и в меньшей степени меркитов.

38

Тибетская империя была заклятым врагом уйгуров, которые десятилетиями воевали с ней за влияние в оазисах вокруг пустыни Такла-Макан.

39

Уйгурский алфавит создан на базе сирийского эстрангело при посредстве согдийского и используется поныне во Внутренней Монголии.

40

Монгольское «квадратное» письмо. – Прим. перев.

41

Во времена Чингисхана еще никто не подозревал о ДНК, да и конфликты между сородичами в истории свидетельствуют о эфемерности этой «подсознательной связи» людей по общей ДНК. – Прим. ред.

42

Известно, что, во-первых, подразделения монгольской армии (десятки, сотни, тысячи и тумэны) крайне редко состояли из точного числа воинов. Десятки чаще всего действительно насчитывали десять бойцов, но сотни и тысячи – уже намного реже, а тумэны и вовсе никогда не могли похвастаться десятком тысяч сабель. В среднем даже в имперские времена они включали в свой состав не более 5000–7000 воинов. Во-вторых, основой имперской армии были все те же родоплеменные связи – десяток обычно составляли близкие родственники, сотню – люди из одного клана, тысяча набиралась из небольшого, а тумэн – из крупного племени, вождь которого и возглавлял это подразделение. Военная организация была неразрывно связана с административной и оставалась основой всех кочевых государств как до, так и после Чингисхана. Уничтожение этой древней системы было бы непосильным, а главное, вредным делом. Чингисхан требовал от племенных вождей лишь полной преданности себе и своему роду.

43

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. А.К. Арендса. Т. 3. С. 24.

44

То есть правом наследования младшего сына. – Прим. перев.

45

Нет сомнения, что монголы использовали многие практики, которые близки шаманским, но все-таки шаманизм в чистом виде характерен прежде всего не для скотоводческих, а для охотничьих народов, особенно остро ощущающих свое единство с природой. Главным же нервом монгольской религии времен Чингисхана был культ Вечного Синего Неба, многие детали которого ошибочно воспринимались носителями авраамических религий как склонность монголов к единобожию.

46

Не стоит забывать и про тибетский буддизм, которым Хубилай интересовался еще со времен, когда он был одним из принцев, и который, вероятно, исповедовал на протяжении всего своего правления.

47

Связь монгольского культа Неба с аналогичным китайским пока невозможно доказать. Нелегко обнаружить в источниках аргументы в пользу дуализма монгольской религии, без которой немыслим зороастризм (причем скорее можно было бы подозревать наличие влияния на монголов деривата зороастризма – манихейства, бывшего государственной религией Уйгурского каганата, – но и этого влияния обнаружить не удается). Некоторые (очень слабые) связи с зороастризмом могут быть заметны в шаманизме монголов нового времени, но их верования довольно далеки от религии, на которую опирался Чингисхан.

48

Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 19.

49

В течение довольно долгого времени Тэб-тэнгри деятельно поддерживал Тэмуджина.

50

См.: Сокровенное сказание монголов / Пер. С.А. Козина. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 177–179 [245, 246].

51

Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира / Пер. Е.Е. Харитоновой. С. 53.

52

Великая Китайская стена, которую мы можем наблюдать в наши дни, была сооружена не раньше эпохи Мин. Во времена Чингисидов она представляла собой не более чем разбросанные земляные валы и не могла быть серьезным препятствием для армий, настроенных пересечь ее (в любом направлении). – Прим. автора.

53

Китайское наименование киданьской империи Да Ляо (Великая Ляо), указывавшее на реку Ляохэ в Западной Маньчжурии – родину киданей, насколько мы знаем, существовало одновременно с собственно киданьским названием Китай гур (Киданьское государство).

54

Основная масса киданьской знати и простонародья довольно успешно адаптировалась к чжурчжэньской власти. Из жестких мер новых властей известен только запрет обеих киданьских письменностей.

55

Да Цзинь – Великое Золотое – китайский перевод чжурчжэньского наименования их государства Амбань аньчунь (Золотое государство).

56

Давней (и неудачной) традицией в китаеведении является унаследованная от китайских летописей практика именования правителей не по их личным, а по храмовым именам, которые монархам присваивались только после их смерти. Таким образом, Си-цзун (его личное имя – Вонгьянь Хэла) не знал, что потомки будут звать его именно так.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги