У братьев и сестер могут учиться не только младшие дети. Родители также извлекают уроки из воспитания старших детей, запоминая, что сработало лучше всего, и работая над тем, что не принесло положительного опыта. В своем исследовании Хопвуд обнаружила, что «родители лучше ориентируются в спортивной системе к тому времени, когда их второй ребенок начинает тренироваться. Они уже знают хорошие клубы, хороших тренеров, объем необходимых затрат, а потому действуют не вслепую, как с первым ребенком, они лучше осведомлены и подготовлены».
После того как Якоб выиграл свое первое золото в Берлине, Хенрик сказал: «И Филип, и он учились на моих ошибках[28]. А я их совершил немало! Каждый год мы пытаемся оптимизировать свою программу тренировок, и Якоб начал заниматься по идеально составленной программе… Мой отец, я и Филип потратили годы на оптимизацию и совершенствование программы тренировок. Надеюсь, нам удастся окончательно ее доработать, чтобы она стала безупречной и принесла каждому из нас еще по одной золотой медали».
Джейми и Энди: «команда-семья»Джейми и Энди Мюрреи, выросшие в Данблейне, городке на 9000 жителей в Центральной Шотландии, чем-то похожи на братьев Ингебригтсен. Они постоянно играют друг с другом, но обычно в их играх присутствует мяч.
Местный теннисный клуб был в минуте ходьбы от дома, рядом с парком, где братья Мюррей играли в футбол с друзьями, и полем для гольфа. Джейми вспоминает: «Мы могли просто выйти и поиграть. И играли – одни или с друзьями. Или просто пинали мяч. Летом в Данблейне темнеет около десяти, так что можно заниматься спортом до самого вечера».
«Дома мальчики всегда изобретали свои игры и свою систему начисления очков, – говорит их мать Джуди. – Они играли в рестлеров, клеили себе пояса из картона – Энди обычно был Скалой, – в теннис с воздушными шарами, перекидывая их через диван, в пинг-понг на столе и даже в гольф в прихожей».
Джейми вспоминает, как дома выигранные в детстве призы служили им сеткой. «У нас были маленькие ракетки и поролоновый мячик, мы играли часами, и нам это нравилось. Но именно так мы, сами того не замечая, научились чувствовать игру и приобрели многие навыки».
Единственным детям в семье приходится ждать, когда с ними поиграют родители, или играть с другими детьми в формальном окружении – школах или спортивных клубах, а дети, у которых есть братья и сестры того же возраста, легко играют в неформальной обстановке с другими детьми помладше. «Мы всегда все делали вместе», – вспоминает Джейми. Братья Мюррей демонстрируют то, что канадские социологи называют «семейной командой», когда спорт выступает в качестве контекста для развития отношений между братьями и сестрами, в котором и создается среда для отработки навыков, формального и неформального наставничества, общей идентичности и цели[29].
Игры в неформальной обстановке помогают развивать двигательные навыки и думать самостоятельно. В футболе и крикете звезды, обладающие выдающимся талантом принимать решения, в детстве проводили больше времени в неконтролируемых и неструктурированных уличных играх, чем звезды спорта, хуже принимающие решения[30]. Неформальная игра дает участникам намного больше переменных – и, таким образом, больше новых ситуаций, – чем традиционная формальная тренировка.
Во что бы ни играли братья, в доме Мюрреев всегда шла ожесточенная борьба. «Энди развил в себе такой невероятный дух соперничества, потому что рос рядом со старшим братом, который был немного крупнее и сильнее. Все, чего он каждый раз хотел, – обставить Джейми», – вспоминает Джуди.
Благодаря этим детским играм Энди стал тем теннисистом, которым является сейчас. «У Энди просто невероятная стойкость. В нем присутствует чертова упертость истинного шотландца: только скажите мне, что я чего-то не могу, и я покажу вам, что еще как могу».
Успех и самопожертвованиеМногие звезды спорта преодолели различные трудности на пути к вершинам мастерства и славы. Это приводит к заблуждению, что спортивный талант может развиться независимо от семейного окружения. Но даже спортсмены, пережившие в детстве психологическую травму – смерть близкого человека или материальные трудности, – получали значимую поддержку семьи.
«Вся моя семья сыграла огромную роль в моей жизни. Не будь их, вы не услышали бы обо мне», – написал Рахим Стерлинг для The Players’ Tribune[31]. История о том, как Стерлинг стал одним из лучших футболистов в мире, началась с самопожертвования его семьи.
Когда Рахиму было два года, его отца убили на Ямайке. Мать переехала в Лондон, чтобы работать, учиться и обеспечивать детей. Рахим остался в Кингстоне с бабушкой и переехал к матери в Англию, только когда ему исполнилось пять.
Мать Стерлинга сыграла важную роль в его карьере. «Мама настоящий боец. Она знает, как выживать в этом мире», – писал он. Когда Arsenal предложил Стерлингу присоединиться к ним, мать посоветовала ему играть за Queens Park Rangers, менее престижный клуб, в котором у Рахима было бы больше игрового времени.
Ехать до клуба нужно было на трех автобусах. Стерлинг писал: «Мы выходили в 3:15 дня и возвращались домой в 11 вечера. И. Так. Каждый. День». С ним всегда ездила старшая сестра. «Представьте, что вам 17 лет, а вы отвозите младшего брата на тренировки. Но я никогда не слышал от нее “Нет, я не хочу с ним ездить”. Моя мать положила свою жизнь на то, чтобы я достиг всего, что у меня есть. Моя сестра положила жизнь на то, чтобы я достиг всего, что у меня есть. Моей миссией было заключение контракта с профессиональным клубом, чтобы матери и сестре не пришлось больше волноваться. День, когда я купил для мамы дом, стал, наверное, самым счастливым в моей жизни».
История Стерлинга показывает, насколько важна роль поддержки семьи в становлении звезд спорта. У детей, которым недостает поддержки со стороны родителей или опекунов, меньше шансов преуспеть в любой сфере. Консультант по профессиональному развитию футболистов Робин Расселл пришел к выводу, что практически у каждого игрока, даже у выросших в самых неблагополучных семьях, все равно был хоть один источник значимой поддержки со стороны семьи – по крайней мере один любящий и надежный родитель или опекун, дедушка или бабушка, старший брат или сестра, который бы помогал в становлении карьеры. Так что даже в футболе, самом демократичном и доступном в мире виде спорта, роль поддержки со стороны семьи чрезвычайно важна. Положительное отношение семьи к спорту, которым занимается ребенок, повышает его уверенность в себе и мотивацию для продолжения занятий[32].
Родителям нужно убедиться, что у их детей есть необходимые условия и инвентарь, достойные тренеры и соперники, как в спортивном клубе, так и в дворовых играх с друзьями или братьями и сестрами, или когда они сами выходят с детьми «попинать мячик». Во многих видах спорта поддержка связана с вложением большого количества времени и денег[33].
Крупное капиталовложениеКогда братья Мюррей начали играть в теннис, «в окру`ге не было тренеров, так что я стала тренером-волонтером на пару часов в неделю», – вспоминает Джуди. В 1995 году, когда Энди исполнилось восемь лет, а Джейми – девять, она уже была национальным теннисным тренером Шотландии. «Я получала 25 000 фунтов в год, притом что бюджет на всю Шотландию составлял 90 000: для игроков от семи лет до взрослых, и эти деньги нужны были для аренды кортов, оплаты дополнительных тренеров, тренировок по фитнесу и расходов на соревнования». Она начала с группы из 20 детей, в которой были и ее сыновья.
«У меня не было всего необходимого, и я привлекла других родителей. Невозможно делать все самому. Если хочешь достигнуть цели, нужно задействовать всех родителей, потому что никто, кроме них, не хочет для их детей лучшего. Мы составили расписание, кто и когда кого подвозит по вечерам. Я научила их работать на матчах, проводить турниры. В результате сложилась семейная атмосфера, в которой все были вместе. Мы ездили группами в микроавтобусах. Для детей это было приключением. Дважды в месяц на выходные мы ездили в Англию в микроавтобусе, полном детей, и в таких поездках они учились заботиться о себе и присматривать друг за другом. Часто за рулем микроавтобуса с 16 детьми была я, и больше с нами никого не было. Сейчас такое невозможно, но тогда было другое время. Старшие дети должны были следить за младшими. Если бы я снова оказалась в той же ситуации, я сделала бы все точно так же, потому что это было нормально, и всем было весело».
Джуди и другие родители убедились на собственном опыте, что теннисистам каждый раз приходится сталкиваться с новыми проблемами. «В теннисе очень легко стать крупной рыбой в крохотном пруду, и, как только ты становишься этой крупной рыбой, ты должен искать пруд побольше. Нам приходилось проезжать огромные расстояния в поисках соревнований».
Уровень мастерства сыновей Джуди рос, и вот Джейми уехал тренироваться в Париж, а Энди – в Барселону, и требования к самой Джуди тоже возросли. «Нам было не по карману платить за чужие услуги, так что я научилась очень многому, в том числе и вести налоговую отчетность по стандартам четырех разных стран. Я прошла курс массажа и могла “заминать” мальчишек после матчей, чтобы не платить за это дополнительно. Мне пришлось самостоятельно освоить огромное количество навыков, потому что это было просто необходимо. Отчасти именно поэтому многих теннисистов в поездках сопровождают родители. Они тоже не могут платить кому-то еще. За матчи, сыгранные юниорами за границей, не дают денежных призов – это напоминает еженедельные поездки в отпуск. Ты оплачиваешь перелет или билеты на поезд, питание, отели, перетяжку ракеток, взносы за участие в турнире и телефонные разговоры. Чтобы вырастить молодого теннисиста, нужны огромные суммы денег и уйма времени», – вспоминает она. И это относится не только к теннису. В США исследование, проведенное среди родителей игроков женских национальных сборных по футболу, показало, что 63 % матерей игроков вели в разном качестве волонтерскую деятельность при клубах, где играют их дети, 56 % отцов тренировали дочерей индивидуально и 50 % добровольно вызывались тренировать команды своих детей[34]. Родители и другие члены семьи, способные должным образом помочь детям, повышают шансы этих детей стать звездами большого спорта.
Чем опасна родительская гиперопека«Они постоянно рядом и спасают своего ребенка от любой случившейся беды. Они то и дело приносят в школу обеды, разрешения, музыкальные инструменты и домашние задания. Они всегда вытаскивают ребенка из передряг».
Детские психологи и исследователи развития детей Фостер Клайн и Джим Фэй первыми ввели в обращение термин «родители-вертолеты», называя им тех родителей, которые настойчиво вмешиваются в жизнь собственных детей, чтобы оградить от опасности и пытаясь решить все проблемы ребенка[35].
Хотя вовлеченность родителей зачастую имеет решающее значение для начинающих атлетов, особенно в индивидуальных видах, она должна быть разумной. Помимо того что родительская гиперопека снимает с детей всю ответственность, она еще и крайне неблагоприятно сказывается на перспективах их спортивных достижений.
«Родители-вертолеты» не только управляют жизнью ребенка на микроуровне, но и не дают ему принимать участие в неформальных, неконтролируемых со стороны играх.
«Чем больше такие родители влезают в жизнь своих детей, тем меньше их детям хочется физической активности, в частности неконтролируемых извне игр в неформальной обстановке», – объясняет Йен Янсен из канадского Университета Квинс.
«Установить четкие границы и предоставить ребенку свободу и независимость в этих границах намного эффективнее с точки зрения положительного результата в учебе и спорте», – прокомментировал Николас Холт, специалист по развитию спортсменов из Университета Альберты.
Чрезмерное давление и завышенные ожидания со стороны родителей ведут к высокой тревожности, занижению самооценки и уверенности в себе у молодых спортсменов и даже к выгоранию и прекращению обучения. Из-за родительской гиперопеки у детей в Северной Америке снижается интерес к спорту и физической активности[36].
Думать своей головойАктивное участие Джуди в становлении спортивной карьеры ее сыновей с самых юных лет и ее собственное развитие в мире тенниса вполне могли сделать ее «родителем-вертолетом». Но все же она сознательно отказалась от этой практики. «Больше всего я верю в то, что дети должны думать своей головой, – говорит она. После сыгранных матчей, особенно тех, которые дались нелегко, Джуди предпочитала задавать сыновьям вопросы, а не говорить им, что делать. – В большинстве случаев чем больше вопросов ты задаешь им о том, что им нужно сделать во время матча, тем лучше. Что произошло в определенные моменты игры, что бы вы сделали иначе, если бы вам предстояло сыграть этот матч завтра, над чем хотите поработать? Это всегда попытка понять, что они вынесли из того или иного матча. Им всегда было важно совершать собственный выбор и принимать решения, к которым они сами же и пришли. Разумеется, ты вмешиваешься на правах родителя, если видишь, что они совершают большую ошибку, но я также верю в то, что нужно позволять детям ошибаться и учиться на этих ошибках».
Джейми вспоминает, что мать «всегда считала важным поговорить с нами о том, почему что-то пошло не так, как нам хотелось, или почему что-то не сработало, или что такого сделал соперник, что тебе пришлось нелегко в этом матче, и ты не смог приспособиться. Она всегда предпочитала говорить с нами, а не просто сообщать: “Так, сегодня твои подачи были плохими, удар слева вообще никуда не годился, и мяч все время уходил в сетку”. Она постоянно говорила о нас, о том, чтобы мы контролировали свои действия, и об ответственности за происходящее на корте. Потому что, в конце концов, кому решать, если не нам, правда?»
Поскольку Джуди тренировала и других спортсменов, она уделяла внимание не только игре своих сыновей. «Мне помогло, что я была национальным тренером и отвечала за множество ребят, а это значило, что я не могла заниматься только собственными детьми, что для большинства родителей, я думаю, нормально. Мне нужно было следить за множеством других детей, и это позволяло мне не уделять слишком много внимания собственным, когда те были маленькими».
Родитель может помочь ребенку развиваться в спорте, но может и затормозить его развитие. «Весь треугольник родитель—спортсмен—тренер должен работать в трех направлениях, – говорит Джуди. – Например, работе тренера по развитию в ребенке максимальной стойкости сильно мешает, если тот избалован и дома с ним обращаются как с принцем или принцессой… Для родителей крайне важно понимать свою роль».
Родителям юных спортсменов нужно поддерживать своего ребенка, следить за собой и собственным благополучием и общаться с родителями других детей, тренерами и администраторами в сфере молодежного спорта[37]. «Родителям необходимо развивать и эффективно использовать огромный спектр личностных и организационных навыков, а также навыков межличностного взаимодействия, чтобы наилучшим из возможных образом поддержать своих детей, распоряжаться собственной жизнью и эффективно действовать в спортивной среде», – объясняет Крис Харвуд, спортивный психолог из Университета Лафборо.
Разная работа: быть родителем и быть тренеромТренеры часто ворчат о необходимости открывать академии не только для одаренных детей, но и для их родителей. В знаменитой французской футбольной академии Клерфонтен[38] каждый новый набор начинается с обращения к родителям обучающихся. «Я устраиваю встречу с родителями всех учеников и говорю: я выполняю свою работу, а вы выполняйте свою. Какова ваша работа? Просто оставайтесь родителями, и все будет здорово», – говорит директор академии Клерфонтен Кристиан Бассила.
Бассила терпеть не может родителей, которые рекламируют своих детей. «Как-то отец одного из учеников позвонил мне, сказав, что какой-то журналист хочет написать статью о его сыне, и спросил, возможно ли это. Про себя я сказал: “Нереально”. Ребенку 14 лет. Эти родители просто замечтались. Сейчас он не поймет, но в дальнейшем это на нем еще скажется».
Некоторые дети приезжают в Клерфонтен вместе с родителями, которые несут за ними все вещи. «Такое особое отношение не привьет детям правильных ценностей, – размышляет Бассила. – Просто относись к своему ребенку как нормальный родитель, а не думай о том, какой твой сын замечательный футболист».
«Родители могут стать твоим секретным тренерским оружием, – делится наблюдениями Джуди Мюррей. – Они действительно могут оказать огромную помощь в профессиональном развитии ребенка, прививая ему правильное отношение к делу, уча его быть сильным соперником, самому собирать сумку, покупать еду в магазинах и понимать суть того вида спорта, которым он занимается». Выезжая с детьми на юношеские турниры, Джуди готова к ситуациям, когда у их ракеток рвется струнная поверхность. Когда она говорит, что ракетку нужно перетянуть, они отвечают: «Я позову маму, она знает как, она всегда перетягивает мне ракетку». На что Джуди возражает: «Но ведь это твоя ракетка, а не мамина».
Спортивный психолог Дейв Коллинз проанализировал, что отличает суперчемпионов – спортсменов, принявших участие в 50 или более международных соревнованиях или выигравших награды пяти или более чемпионатов мира, – от менее успешных, подававших большие надежды юниорами, но так и не вышедших из второго эшелона или не выигравших никаких наград во взрослом возрасте. Родители менее успешных спортсменов были намного более озабочены становлением спортивной карьеры своих детей[39].
«Суперчемпионы, когда им было 13 лет, приходили из школы домой и просто шли на тренировку. Родители расспрашивали их, как прошел день, а потом говорили: “Ладно, иди делай уроки”. А вот родители менее успешных спортсменов вечно обрывали телефон: “Почему наш мальчик не играет центральным нападающим? Давайте-ка увеличим ему нагрузку здесь и еще там”», – говорит Коллинз.
«Гиперопеку со стороны родителей я сейчас наблюдаю чаще, чем раньше, – говорит Джуди Мюррей. – Но она не поможет вырастить бойца, которого не пугает конкуренция, воина на корте. Ничего этого не будет, если родители делают за ребенка все. Нельзя решить за ребенка все его проблемы, нельзя защитить его от всего на свете. И это крайне неблагоприятно сказывается на шансах продолжать карьеру и стать одним из лучших».
Разные путиУдивительно, но оба брата Мюррей не только заняли первые строчки в мировом рейтинге теннисистов. Они еще и пришли к вершине разными путями: Энди – праворукий теннисист в одиночном разряде, знаменитый своей игрой на задней линии, а Джейми – леворукий, выступает в парном разряде и специализируется на активной игре у сетки.
«У нас есть и левша, и правша, игрок одиночного и игрок парного разряда, один любит яркую игру у самой сетки, второй сражается как бешеный на задней линии. Они совершенно разные, но их стиль игры характеризует их физическую силу и их личность. Они выбрали совершенно разные направления в теннисе, но оба в конце концов оказались на вершине, хотя и пришли к ней разными дорогами. Было бы, конечно, легче, если бы они шли одним и тем же путем, – говорит Джуди и, усмехнувшись, добавляет: – Но это лишь показывает, как важно помнить, что один размер подходит далеко не всем».
2
Место, место и еще раз место
Почему в маленьких городах вырастает большинство чемпионов и откуда появилась школа, завоевавшая больше олимпийских наград, чем Мексика: как школа, город и страна влияют на становление будущих спортсменов
Я обычно говорил: тут тебя младенцем берут за пятку, как Ахилла, и окунают в мутные воды Маррамбиджи… Мы сочетаем городской быт с деревенским.
Джефф Лоусон, австралийский игрок в крикет, один из множества успешных спортсменов, родившихся в городке Уогга-УоггаС 1956 года одна из британских школ выпускала по спортсмену-олимпийцу к каждым летним Играм. Обычно таких выпускников бывало даже больше – 26 учеников школы Миллфилд приняли участие в летних Олимпийских играх с 2008 по 2016 год. В Олимпиаде 2016 года участвовали восемь выпускников Миллфилда – это больше, чем вся олимпийская сборная Пакистана[40]. Эти спортсмены выиграли одну золотую и три серебряные медали – столько же, сколько олимпийская сборная Турции. На Играх 2012 года выпускники Миллфилда завоевали больше золотых наград, чем все олимпийские сборные Мексики, Индии, Египта и Бельгии… вместе взятые.
Миллфилд служит тренировочной площадкой не только будущим олимпийцам. Среди окончивших эту школу регбистов легенда сборной Уэльса Гарет Эдвардс, признанный одним из лучших игроков за всю историю регби, Крис Робшоу, капитан сборной Англии на Кубке мира 2015 года, и один из нынешних звезд английской сборной столб Мако Вунипола. Четверо бывших миллфилдцев играли за сборную Англии на международных соревнованиях по крикету с 2000 года. В 2019 году выпускник Миллфилда Тайрон Мингс дебютировал в сборной Англии по футболу.
Эпицентр высшего спортивного мастерстваМорозным декабрьским утром в конце 2019 года несколько сотен учеников Миллфилда и их родителей столпились вокруг главного регбийного поля школы, наблюдая за игрой против команды Седберга, частной школы из Камбрии, их постоянных соперников. Для Миллфилда этот день – один из главных в учебном году.
Уровень обеих команд говорил о том, что этот матч обещает быть лучшим из сыгранных в Англии за год среди школьников. За обе команды выступали игроки, вызывавшиеся в национальные сборные Англии, Шотландии или Уэльса до 18 лет. Седберг начинал матч с пробития штрафного с 46 метров, но миллфилдцы под шумные подбадривающие крики своих товарищей тут же повели в счете и не собирались уступать. Это образцово-показательная игра из всех девяти запланированных матчей в соревновании между Миллфилдом и Седбергом – по регби среди юношей и по хоккею на траве среди девушек. Этот ритуал повторяется каждый год в одно и то же время.
Возможность Миллфилда принимать у себя соревнования такого уровня свидетельствует об их отличной спортивной базе. Это первое и наиболее очевидное объяснение, почему из этой школы выпускается так много спортсменов, становящихся звездами. Учащимся предлагается на выбор 27 различных видов спорта, и во многих из них материально-технической базе для тренировок позавидовали бы даже профессионалы, не говоря уже о командах-соперниках из других школ. Помимо трех полей для гольфа на территории находится также закрытый гольф-центр, в распоряжении которого шесть сеток для отработки ударов, грин для работы над паттами площадью 81 квадратный метр и уникальный монитор, фиксирующий угол и скорость ударов и анализирующий возможности их улучшения. В закрытом крикетном центре есть искусственное травяное покрытие четвертого поколения, чтобы полевые игроки могли падать так же, как на натуральном газоне, и сетки, приближенные к условиям в Австралии и Индии, что помогает спортсменам привыкнуть и адаптироваться.
Среди персонала школы 44 работающих на полную ставку спортивных тренера, включая пятерых, принимавших участие в Олимпийских играх в качестве либо атлета, либо тренера, а также психологи, нутрициологи и физиотерапевты. Количество тренеров позволяет разрабатывать программу тренировок с учетом специфики деятельности каждого, о чем постоянно говорят самые перспективные юные спортсмены школы.
«Все очень индивидуально, – говорит 17-летний Джейми Шлютер, подающий надежды участник олимпийской сборной по десятиборью. – Составляется долговременный план, и Миллфилд поддерживает тебя все время, что ты его выполняешь. Вместе с тренером в начале каждого года мы намечаем цели перед сезоном, потом расписываем процессы для их достижения и как будем проверять их успешность, и это помогает нам не сбиться с пути».
Большинство учеников живут на полном пансионе, что дает программе тренировок определенную гибкость. График можно составить с учетом индивидуальных потребностей – начало в семь часов утра и окончание в девять вечера позволяет спортсменам экспериментировать и определять, какое время им больше всего подходит для тренировок, а также привыкать к занятиям в непривычное для себя время. За день до нашего интервью у 17-летней Люси Мэттьюз, подающей олимпийские надежды в беге с препятствиями, была тренировка для верхней части тела в тренажерном зале в 7:30 утра, персональная тренировка (когда под руководством тренера занимаются не более четырех учащихся) в свободное время, а потом, после школьных занятий, еще одна тренировка с командой легкоатлетов, закончившаяся в четыре часа дня. График очень плотный – от 12 до 14 часов в неделю, – но наличие великолепно оснащенной базы позволяет разнести тренировки по времени в течение дня, сделать их короче, но при этом более сфокусированными, благодаря чему у спортсменов больше возможностей восстановиться между ними. У нетболисток обычно сначала идут тренировки на площадке или в тренажерном зале, а потом – полноценная тренировка с семи до девяти часов вечера.