Литература 17 века
В истории культуры между Возрождением и Просвещением 17 век занимает срединное звено. Хронологические рамки здесь обусловлены индивидуальной писательской деятельностью на рубеже 16 -17 и 17-18 веков.
В истории развития литературы 17 века (западноевропейская) отчетливо выделяются три основных художественных направления: ренессансный реализм (Лопе де Вега), продолжающий традиции литературы эпохи Возрождения; классицизм, основной литературный стиль эпохи, получивший преимущественное развитие на французской почве; литература барокко (Кальдерон, Расин, Мильтон, немецкие писатели и поэты 17 века).
Свои поиски и находки 17 век передает в наследство 18 веку. Плутовской роман, во многом натуралистичный, уступает место просветительскому роману. Свое художественное самовыражение появилось в лаконичности афоризма и в своеобразии мемуаров. Публицистическая стихия ощутимо проявляется в утопиях 17 века и в повествовательных жанрах странствий. Сжатую новеллу теснит социально-бытовой роман. Богословская проза проникает в беллетристские жанры.
Литература 18 века
Восемнадцатый век входит в литературу творчеством писателей – просветителей.
В испанской литературе остроумие возводилось в ранг основного эстетического требования.
В Англии, Германии, Франции идея самоутверждения личности основывалась на преобразовании чувства над классицистической рассудочностью.
В 18 столетии в западноевропейских странах развивается мощное идеологическое движение, известное под названием Просвещения. Свое название просветители получили потому, что главным средством преобразования общества они считали просвещение народа. В просветительской литературе выделяют три больших направления: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Высшую цель искусства классицисты видят в перевоспитании человека, в превращении его в идеального героя. Ведущим жанром литературы просветительского классицизма стала трагедия. В поисках образцов – примеров гражданской доблести – просветители ориентировались на античное искусство и французский классицизм 17 века.
Просветительский реализм, творчески переработав традиции плутовского и бытового романов 17 века, обратился к изображению реальных людей в бытовой обстановке. В творчестве писателей-реалистов важное значение приобретают прозаические жанры и особенно роман.
Сентиментализм возникает во второй половине 18 века. В этом течении рационализм уступает место сенсуализму, что способствует психологическому насыщению романа и драмы и расцвету лирической поэзии. Просветительская литература дала человечеству таких великих художников, как Дефо, Свифт, Филдинг, Бернс, Вольтер, Дидро, Руссо, Бомарше, Лессинг, Шиллер и Гете.
Испанские писатели 17 века
Де Вега
Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635) – знаменитый испанский драматург и поэт. Родился в семье золотошвея. Творческая одаренность была заметна в нем еще в ранние годы. Окончил университет. Принимал участие в военной экспедиции на Азорские острова. Позже, из-за семейных неурядиц (похищение своей возлюбленной) был вынужден жить в Валенсии, Севильи, Толедо на службе у разных вельмож в качестве секретаря. Много занимался литературной деятельностью – писал лирические стихи, поэмы, пасторальные романы и пьесы, которых достигло около тысячи. Историки считают, что наибольшей славы удостоены его народно-историческая драма «Овечий источник», пьеса «Звезда Севильи», комедии «Девушка с кувшином», «Собака на сене», «Учитель танцев». Своей возлюбленной Марте он посвятил пьесы «Валенсианская вдова», «Женщины без мужчин» и множество стихов. С личностью Марты связаны четыре новеллы («Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый»).
«Приключение Дианы» (1621) – это странствия прекрасной девушки, покинувшей отчий дом, чтобы избежать позора и соединится с верным возлюбленным.
Лопе де Вега много писал для театра. Ряд сценических триумфов сделал Лопе идолом толпы. Литераторы всего мира специально приезжали в Мадрид, чтобы только взглянуть на «Феникса Испании».
Комедии Лопе де Вега направлены не на исправление людских пороков, а только автор желает позабавить публику. Но надо заметить, что в его комедиях чувствуется высокое понятие о человеческом достоинстве; комедии проникнуты добродушным юмором и представляют галерею картин людских страстей. Особенно глубоко проникал писатель в тайны женского сердца. Ему равно знакомо и глубокое чувство любящей девушки, и капризы влюбленной кокетки.
Из комедии «Дурочка»:
Студент
«Две дочери у старика,
Но Нисса – пальма, а Финею
Дубиной я назвать посмею.
Учена Ниса и тонка,
Красноречива и умна.
Финея – дурочка, к тому же –
Невежественна, неуклюжа…
Однако именно она
Уже просватана. Что, чудо?..
А разгадка в том,
Что хоть бедна она умом –
Богата звонкими эскудо.
С такой женой несчастный муж
Зачахнет в месяц от скучищи.
Все ж не один дворянчик нищий
Позарился на крупный куш.
Да, несмотря на бестолковость,
Она в девицах не умрет:
Ведь трутней привлекает мед…»
Де Молина
Тирсо де Молина (1584-1648) – испанский драматург, последователь драматургической школы Лопа де Веги. В юношеские годы принял постриг в монахи. Был настоятелем монастыря в Сории. Увлекался литературным трудом – писал веселые, озорные пьесы. Им было написано 400 пьес – сохранилось 76. В числе сохранившихся: «Севильский озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль Зеленые штаны». В 1621 году писатель напечатал своеобразный сборник бесед «Толедские виллы», построенный по типу «Декамерона», в который вошли разные поучительные истории, рассказанные в повествовательной, драматической и стихотворной форме.
«Толедские виллы» представляют собой смесь любовных приключений, картин празднеств, полемики о театре, лирических романсов, стихотворных комедий и бытовых новелл. Роль завязки здесь выполняет пространственный пролог, в котором рассказывается, что после долгих путешествий судьба сводит одним жарким днем в Толедо, нескольких молодых дам и кавалеров на торжество по случаю счастливого завершения любовной истории одного из них и возвращения другого в компанию. Каждому по жребию отводится вилла на берегу Тахо, и временный хозяин должен развлекать гостей. На первой вилле разыгрывается комедия «Стыдливый во дворце», на второй – происходят рыцарский и любовный турниры, на третьей – рассказана авантюрная повесть о доне Хуане де Сальседо и каталонке Дионисии…
В 1635 году писатель напечатал книгу «Полезные досуги», которая повторяла схему предыдущего сборника, но с иным, обратным ему по смыслу, содержанием. Вместо веселых комедий здесь появились священные мистерии, церковные легенды. Все это рассказывают члены трех благочестивых семей на мадридском карнавале.
Из «Севильского озорника»:
«…Дон Хуан
Что такое? Я боюсь?
(Подает ему руку)
Как ты жжешься! Весь в огне я.
Дон Гонсало
Что ж ты скажешь, очутившись
В вечном пламени гиены?
Неисповедим господь
В праведных своих решениях.
Хочет он, чтоб был наказан
Ты за все свои злодейства
Этой мертвою рукою.
Вышний приговор гласит:
По поступкам и возмездье…»
Де ла Барка
Кальдерон де ла Барка (1600-1681) – испанский драматург. Родился в Мадриде. Учился в иезуитской школе. Свое первое литературное произведение «небесная колесница» он написал в тринадцать лет. Продолжил учебу Кальдерон в саламанском университете, где изучал каноническое право и богословие. Он много увлекался литературой и после 1622 года оставил университет. Позже он поступил на военную службу и там не забывал литературную деятельность. В это время им была написана одна из его лучших пьес – «Врач своей чести»; немного позже – «Жизнь есть сон».
После смерти Лопе де Веги он был назначен придворным драматургом. После 1651 года Кальдерон принял духовный сан, был священником в Толедо и в 1663 году стал капелланом при особе короля.
Духовный сан не мешал Кальдерону заниматься литературой: он пишет для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Им было написано 73 духовных и 108 светских пьес. В духовных драмах, он удачно передавал поэтическую сторону – «Поклонение кресту». В этом произведении проводится мысль, что вера в силу святого Креста спасет человека. Сюжет другой духовной драмы Кальдерона «Волшебный маг», заимствован из легенды о св. Киприане, в основе которой лежит древнее восточное сказание о договоре человека с дьяволом. Многие историки называют героя пьесы испанским Фаустом. Если сравнить это произведение с «Фаустом» Гете, то мы увидим, что испанский Фауст томится жаждой любви, а не жаждой постигнуть тайны природы.
Светские пьесы Кальдерона литературоведы делят на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедии содержатся три чувства испанца – честь, ревность и любовь. Честь играет в испанской драме почти ту же роль, как судьба в древней трагедии. В драме «Врач своей чести» муж, заподозрив жену в измене, велит врачу открыть ей жилу и оставляет ее истекать кровью. В пьесе «За тайное оскорбление, тайное мщение» ревнивый муж убивает свою жену, зажигает свой дом и объявляет всем, что жена задохнулась от дыма.
Чувство любви является преобладающим в трагедиях: «Любовь, после смерти», «Нет чудовища ужаснее ревности».
Философских драм у Кальдерона весьма немного, но одна из них, «Жизнь есть сон», приобрела всемирную известности. В произведении говорится, что наша земная жизнь не более как сон, в сравнении с реальностью вечной жизни. Кальдерон сумел облечь эту мысль в драму, богатую поэтическими достоинствами.
В драме Кальдерон довел до совершенства форму, но оставил неприкосновенной ее сущность. Уступив Лопе де Вега в трагической силе, энергии стиля и обрисовке характеров, Кальдерон превосходит его в сложности плана, обилия идей и тщательной разработки деталей. Звучный стих подчеркивается восточной роскошью красок. По искусству завязывать интригу, поражать зрителя эффектными сценами и неожиданной развязкой он не имеет соперников.
Из «Дама приведение»:
«… Дон Мануэль
… Едва ее освобожу я,
Вернусь к предмету нашей ссоры,
И так, как между нами было,
Что честь и шпага стали нам
Два разных довода, и ценных.
Позвольте мне пойти за честью,
Как я позволил вам – за шпагой…»
Де Гевара
Луис Велес де Гевара (1579-1644). Родился в семье, принадлежавшей к судейскому сословию. Занимался военной деятельностью. В литературном мире был известен, как автор драмы «Хромой бес» (1641). Произведение написано в жанре «плутовской повести». Образ ее героя – Хромого Беса взят из испанского фольклора. Это самый озорной из всех духов ада бес изворотливости, прожигания жизни и практической мудрости. В повести он выступает в роли наставника своего спутника – вечного студента дона Клеофаса, который его освободил из заколдованного сосуда. Приключения двух приятелей и составляют основу повести.
«Хромой бес» лист 1
«Хромой бес» лист 2
«Хромой бес» лист 3
«Хромой бес» лист 4
Вильегас
Франсиско Гомес де Кеведо-и-Вильегас (1580-1645). Происходил из старинного аристократического рода. Жизненные обстоятельства подорвали его веру в разумность всего сущего, поэтому в своем творчестве он выявлял сложность мира, принесенную «могущественным рыцарем Доном Деньги». Он пишет сатирико-юмористическое объяснение происхождения дури. Вся беспорядочность его жизни представлена в романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» (1626). Образ плута Паблоса, сына парикмахера и уличной женщины, был взят из жизни. По ходу своих злоключений Паблос меняет профессии: выступает актером, притворяется калекой-нищим, примыкает к воровской шайке… Сам роман, написанный ясным, литературным языком, проникнут горечью и сарказмом.
Солорсано
Алонсо де Кастильо и Солорсано (1584-1648) – драматург, поэт и прозаик. Жизнь писателя прошла при дворах знатных представителей Испании. Его литературная слава связана с несколькими сборниками новелл и плутовскими романами, из которых три объединены единством сюжета и родством персонажей: «Плутовка Тереса из Мансареса» (1632), «Похождения бакалавра Трапасы» (1634), «Севильская Куница» (1634).
Солонсаро был мастером остроумного рассказа, занимательной интриги и живого нравоописания. Поводом для развлекательного и поучительного наставления писатель избрал женщину, прозванную Куницей за повадки, напоминающие вороватого зверька. Автор о ней пишет: «бойкая и бесстыжая, она выросла в семье, где родители, хотя бы и занялись ее воспитанием, сами были такого склада, что не могли бы исправить беспутные замашки дочери; вот и удалась она в отца и мать – дурными склонностями, чрезмерной бойкостью и безудержной наглостью. При столь порочном нраве юность свою она провела в отчаянно дерзких похождениях – никакие кошельки, никакие ларцы не могли бы уберечь свое содержимое от крючков ее коварства и отмычек ее хитрости».
Сам роман строится на идее непредсказуемости, непостижимости тайн человеческих судеб. Ирония в повествовании тесно переплелась с пронырливостью и изворотливостью людей, попадающих в сложные жизненные ситуации.
Моралес
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601-1658). Его отец был врачом. Учился в иезуитской школе. Затем получил образование в университете Сарагосы. Работал в колледжах и университетах Испании. В первых своих книгах – «Герой» (1637) и «Политик» (1640) писатель затрагивает тему об идеальной личности. В произведении «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (1647) – разум выдвигается, как главный ориентир поведения и инструмент постижения смысла жизни.
Он писал: «Неразумно идти покорно навстречу бедам, нет, надо идти на бой с ними, дабы их победить…»
В романе «Критикон» (1657) человеческая жизнь изображена в трех возрастных состояниях: юности, зрелости и старости. Герой романа, терзаемый душевными переживаниями, в своем путешествии терпит кораблекрушение и попадает на остров св. Елены, где встречается с «естественным» человеком Андренио, вскормленным животными и обитающим в пещере. В духе Дантовых кругов ада Критило вместе с Андренио совершает воспитательное путешествие, чтобы помочь ему уяснить смысл жизни. Писатель считает, что настоящая жизнь – это великая обманщица, которая обволакивает добро и мудрость всесилием зла, скорби, боли. Этот прием был использован в эпоху Просвещения Вольтером, автором «Простодушного».
Французская литература 17 века
Корнель
Корнель (1606-1684) – французский драматург. Родился в Руане. Сын чиновника. Учился в иезуитской школе. Позже, изучал право и получил место прокурора. Свою первую комедию он поставил в 1629 году – «Мелита». За ней последовали – «Клитандр» (1632), «Вдова, или Наказанный предатель» (1633), «Компаньонка», «Королевская площадь».
С 1635 года Корнель пишет трагедии. Его первые произведения были подражанием Сенеке («Медея»). Под влиянием испанского театра он написал пьесу «Иллюзия», главный герой – испанский матадор. В 1636 году он представил на суд зрителям трагедию «Сид», которую сразу признали шедевром. Вершины творчества Корнеля – «Гораций» (1640), «Цинна» (1640), «Полиевкт» (1642).
После появления пьес «Андромеда», «Дон Санчо Арагонский» (1647) он был избран членом французской академии. Хотя, многие историки считают эти пьесы довольно слабыми.
Значение Корнеля для французского театра заключается в создании национальной трагедии. В дни Корнеля начинали складываться нормы классического театра – правила о трех единствах: времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их не всегда. Писатель оживил французскую драму, дополнив ее испанскими элементами движения и силы страсти. Корнель изображает идеальных людей с непреклонной волей. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, которая вносит гармонию в разъединенные долгом души. А в «Горации», первенствующее значение принадлежит патриотизму. Литературоведы считают, что великий Мольер взял из творчества Корнеля все самое лучшее.
Из «Сида»:
«…Дон Родриго
«Для славы короля, для власти над любимой,
Чего я не свершу рукой неодолимой?
Вдали от милых глаз приговорен страдать,
Я счастлив, что могу надеяться и ждать.
Дон Фернандо
Надейся на себя, на царственное слово;
Химена сердце вновь отдать тебе готова,
А успокоить в ней не отжитую боль
Помогут смена дней, твой меч и твой король…»
Расин
Жан-Батист Расин (1639-1699) – французский драматург. Родился в Ферте-Милоне. Рано потерял родителей. Учился в Пор-Рояле, где получил серьезные познания в греческом языке и греческой литературе. После окончания учебы, в 1663 году Расин устраивает свою жизнь в Париже, где жил в обществе художников и писателей (Мольер, Лафонтен, Буало). Первые его драматические труды – трагедия «Фиваида» (1664), «Александр» (1665). В это время он находился под влиянием двух направлений: Корнелевского и нового, в котором были основные элементы романтизма.
В 1667 году Расин представил публике «Андромаху» – произведение, в котором он проявил себя вполне самостоятельным писателем. Последующие трагедии (по 1677 г.) – «Британик», «Береника», «Баязет», «Митридат» окончательно утвердили за ним славу выдающегося драматурга. После написания этих блистательных трагедий у Расина произошел психологический перелом, и он двенадцать лет не писал ничего для театра. Нарушил он творческое молчание написанием «Эсфирь» и «Аталия» – эти произведения были написаны для Сен-Сирского монастыря. Историки утверждают, что эти последние работы сохранили всю творческую мощь автора – прекрасной характеристикой действующих лиц, эффективностью драматизма, художественным воспроизведением борьбы между духовным и светским.
Кроме произведений драматических, Расин написал много од, лучшими из которых считаются – духовные, несколько эпиграмм и произведений в прозе. Значение Расина в литературе – это его драматургия. Историко-литературное новаторство Расина заключается в замене героического элемента человеческим. В его произведениях заметно господство героев-женщин. У Расина женщины (Андромаха, Федра, Гермиона) – это независимые, сильные личности.
В стихах Вергилия находим сюжет трагедии «Андромаха». Там же представлены почти все герои произведения Расина.
У Вергилия, в третьей книге «Энеиды» Эней говорит:
«Мимо проходили Эпира брегов, и Хаонии в гавань
Внидя, мы пристаем к высокому граду Буфроту…
В самый тот праздник, когда трапезу и грустные жертвы
Праху Андромаха мужа, и Ман на могилу
Гектора гласом звала, что, пустую, зеленым почтила
Дерном она и двумя, как поводом слез, алтарями…»
У Расина – Андромаха говорит Пирру:
«Нет, государь, теперь ему не нужно трона.
Когда был жив отец, его ждала корона.
Но больше никогда не узрим мы опять
Тех стен, что Гектор был не в силах удержать…»
Мольер
Мольер (Жан-Батист Поклен), (1622-1673). Родился в семье обойщика при дворе короля. Окончил привилегированное учебное заведение, куда его определил отец. Позже, с труппой друзей организовал в Париже «Блистательный театр», где выступал на трагических ролях. Этот театр успеха не имел и вскоре закрылся. С 1646 по 1658 годы Мольер разъезжал по Франции в составе группы комедиантов. По желанию короля его труппа была оставлена в Париже. В этот период Мольер и создал свои знаменитые комедии (более тридцати). В них он осмеял всевозможные пороки. Буало сказал:
«Его комедии, что все сегодня чтут,
С презреньем отвергал тупой и чванный шут,
Надев роскошные придворные одежды,
На представленье шли тупицы и невежды.
И пьеса новая, где каждый стих блистал,
Была обречена их кликой на провал,
Иного зрелища хотелось бы вельможе,
Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
Готов был автора отправить на костер,
И не жалел виконт проклятий самых черных
За тою, что осмеять поэт посмел придворных…»
Его пьесы были предметом критики и беспощадной, порой горькой, редко – доброй. Глубокие по мысли, человечные, по сути, и виртуозные по форме были комедии – «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Тартюф» (1664), «Плутни Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673).
Семнадцатый век был временем классицизма. Мольер являлся сыном этой эпохи, хотя, жанр комедии предоставлял ему больше свободы. В его комедиях оживает народная карнавальная стихия; писатель нарушает принцип «трех единств» (единство места, времени и действия). Мольер пробовал соединять традиции и новшества, разрабатывая жанр комедии-балета («Мещанин во дворянстве»).
Вольтер так писал об этом произведении: «Мещанин во дворянстве» обладает одним из самых счастливых сюжетов, в котором используется смешная сторона человеческих натур. Тщеславие, свойственное человеческому роду, делает то, что принцы захватывают титулы королей, а вельможи желают стать принцами. Это та же самая страсть, что и у нашего мещанина, который хочет стать аристократом. Но только безумие мещанина настолько комично, что может возбудить в театре смех: от полнейшего несоответствия повадок и языка этого типа с манерами и речью, которые он хочет усвоить, – отсюда происходит комический эффект».
Из «Мещанина во дворянстве»:
«…Г-н Журден.
Ну, господа? Как там у Вас? Покажите вы мне нынче вашу безделку?
Учитель танцев.
Что? Какую безделку?
Г-н Журден.
Ну эту самую… Как это у вас называется? Не то пролог, не то диалог с песнями и пляской… Я немного замешкался, но дело вот в чем: одеваюсь я теперь, как одевается знать, мой портной прислал мне шелковые чулки, до того узкие – право, я уж думал, что мне их так никогда не натянуть…»
«Мещанин во дворянстве» лист 1
«Мещанин во дворянстве» лист 2
«Мещанин во дворянстве» лист 3
«Мещанин во дворянстве» лист 4
«Мещанин во дворянстве» лист 5
«Мещанин во дворянстве» лист 6
«Мещанин во дворянстве» лист 7
«Мещанин во дворянстве» лист 8
«Мещанин во дворянстве» лист 9
Ларошфуко
Франсуа де Ларошфуко (1613-1680). Происходил из старинной аристократической семьи. Его литературное наследие включает "Мемуары", в них он выступил противником абсолютизма и критиком своих врагов, раскрывая их беспринципность и продажность. Итоги его наблюдений и философских раздумий о своей эпохе были им представлены в сочинении "Максимы и моральные размышления". Там он раскрыл движущую силу человеческого поведения – себялюбие и эгоистический расчет отдельных индивидов.