Гиппократ тесно связывал свои четыре классических темперамента с учением о четырех основных жидкостях человеческого тела: кровью, флегмой, желтой желчью и черной желчью. У людей с преобладанием крови был холерический темперамент, флегмы флегматический, желтой желчи соответствовали сангвиники и черной желчи – меланхолики. Эти основные жидкости Гиппократа можно соотнести и с четырьмя стихиями: черная желчь – земля, желтая – огонь, кровь – это воздух и флегма – вода. Кроме того, эти 4 основных темперамента разделяются обычно на активные и пассивные, а также на уравновешенные и неуравновешенные. Активные темпераменты – это холерики и сангвиники им соответствуют стихии огня и воздуха, все знаки этих темпераментов мужские или горячие, позитивные. К пассивным темпераментам относятся флегматики и меланхолики, все знаки образующие эти темпераменты относятся к стихиям земли и воды, это женские, холодные знаки.
Уравновешенные темпераменты – это сангвиники и флегматики это тригоны воздуха и воды, все знаки образующие их влажные. Неуравновешенные темпераменты – холерики и меланхолики – это стихии земли и огня, им соответствуют сухие знаки.
Таково, по Аристотелю, соответствие знаков Зодиака, стихий, жидкостей организма, темпераментов и четырех основных качеств.
Тригон Огня
Огонь самое древнее и самое универсальное начало, посредством которого люди пытались объяснить мир. Огонь одновременно сочетает в себе множество противоречивых понятий. Он одновременно и глубоко личен и в то же время универсален. Он и все сжигает и без него не возможна жизнь. С ним связано понятие внутреннего Священного пламени, Райского сияния и в то же время понятие адского пламени. Гераклит считал, что все вещи родились из огня и в огонь возвращаются. В этом смысле он посредник между формами исчезающими и формами создающимися и это сближает его с его антиподом – водой. Поэтому, подобно воде в древних эзотерических учениях огонь был символом преобразования и перерождения, а также связанным с этими понятиями посвящением в мистерии и второго рождения. Древние различали два типа огня в зависимости от его направленности: то ли это направление огонь – земля, то ли направление огонь – воздух. Направление огня в сторону земли означает чистый эротизм, солнечную энергию и физическую энергию. Направление же огня в сторону воздуха связывает его с мистическим очищением, вознесением в небеса и эмпиреи, это чистейшая духовная энергия. Иными словами, огонь – это та энергия, которая обнаруживает себя как на уровне животной страсти, так и в плоскости духовной силы. В средневековой алхимии и более раннем герметизме огонь понимался как стихия, действующая в центре всех вещей. Это фактор, объединяющий и стабилизирующий. Великий немецкий оккультист Парацельс всегда проводил параллель между жизнью и огнем, они питают друг друга, чтобы не погибнуть. В более глубокой древности огонь понимался как Сверхогонь. Этот сверхогонь охватывает собой как хорошее – жизненное тепло, так и плохое – разрушение и сожжение. Этот огонь стремится уничтожить все, даже время и привести все вещи к их концу. Такой огонь является архетипическим образом всех явлений в себе. Прохождение через сверхогонь символизирует собой выход за пределы человеческих возможностей. Герметизм различал женский – отрицательный и мужской – положительный виды огня. Это соответствовало представлениям древних о дополнительности. Женское начало вещей – это начало поверхностно-облекающее, лоно, теплое убежище. Мужское начало – это начало центральное, источник силы, активной и стремительной, как искра, как волеизъявление. Женское тепло воздействует на вещи с внешней стороны. Мужской огонь воздействует на них изнутри, проникая в самое средоточие их существа. Этому огню в мистической традиции розенкрейцеров приписывалась способность «отворять тела». В писании Христиана Розенкрейца говорится: «Искусство, подражая природе, отворяет тело посредством огня, но гораздо более сильного, чем Огонь огня закрытых огней». Сверхогонь – это прообраз грядущего сверхчеловека. И наоборот: мистический образ сверхчеловека – это воплощение образа об исключительной личной силе – это не что иное, как Сверхогонь. В писаниях алхимиков можно найти длинный рассказ о «браке Огня и Земли». В нем описан символический процесс растворения земли в воде и последующая возгонка раствора, его дистилляция. Если при этом «подрезать крылья духу», как выражались алхимики, то происходит сублимация, образуется чистая «соль» или «небо земляной смеси». Этот процесс – символическое описание священного брака – иерогамии элементов земли и неба. Плодом этого брака была Ураногея или соединение неба и земли. Кроме того, огонь являясь источником наших мыслей и грез, тесно связывался древними с зарождением жизни, его образом был зародыш, эмбрион.
Начало семени есть огонь, говорится в герметических трактатах. А материалом для этого были два других мировых начала: Вода и Земля. Огонь только оформляет их, придает им должную форму. Он объединяет в себе все три мужских и сухих знака: Овен, Лев и Стрелец. С ним связан холерический темперамент, отличающийся быстрой и сильной реакцией. Им свойственна глубина устремлений, склонность к быстрой смене настроений, к бурным эмоциональным переживаниям, неуравновешенности и цикличности. Эти люди очень подвижны у них очень живая и разнообразная мимика. Они всегда верят во что-то, они активны, целеустремленны и обычно ставят себе всякие идеалы. Они склонны к экспансии, внешней активности и напряжению. У них сильная воля. Это типичный человек действия. Им свойственно проявлять больше страсти чем любви. К типичным людям стихии огня можно отнести Пушкина, Суворова, Петра Первого, Карла Двенадцатого.
Тип нервной системы – подвижный и неуравновешенный.
Кардинальный огонь это – Овен. Его воля обращена на «я». Символ – пламя.
Фиксированный огонь – Лев. У него уже больше «огня», духовности. Это синтез страсти и доброты. Его воля обращена на взаимоотношения «я – ты». Символ его лучи Солнца.
Мутабельный огонь – это Стрелец. Его воля обращена уже на «ты». В нем больше доброты чем страсти. Его символ неугасимый свет свечи.
Гармоничное проявление стихии огня: Сильная спонтанная энергия. Импульсивность и решительность действий. Смелость и отвага. Предприимчивость. Вера в идеал.
Дисгармоничное проявление стихии огня: Склонность к насилию. Большая поспешность в действиях. Нетерпеливость и неусидчивость. Излишняя и необдуманная смелость. Склонность к хвастовству, резонерству и блефу. Им во что бы то ни стало требуется проявить и утвердить свой авторитет. Несмотря на это, им свойственна излишняя доверчивость и легковерие.
Тригон Земли
Стихия Земли сочетает в себе два качества: сухое и холодное. Это значит, что в ней мы имеем дело, с одной стороны, с рациональной видимой стороной бытия, с другой, что динамика ее пассивна, ей свойственна инертность и пассивность. Все это типично женские качества, по мнению древних. И знаки Зодиака ее четные – женские. Древние считали Землю самым тяжелым элементом в Космосе и помещали ее всегда в центре мироздания. Аристотель полагал, что благодаря своей тяжести, Земля сконцентрировалась и собралась в центре мира, как бы осела в нем. По более древним космологиям Земля, уже как центральный материк, окружена мировым Океаном или Рекой, за пределами которых – царство предвечного Хаоса. В этой модели Космоса, отражающей горизонтальную его структуру, Земля так же занимает центральное положение. В другой, о которой мы тоже уже говорили, и которая связана с архетипом Мирового Древа и вертикальной структурой Космоса, Земля также занимала центральное положение. В ней она отделяла мир небесный от мира подземного – хтонического, занимая среднее положение между ними. У всех народов мира Земля теснейшим образом связана с плодородием и рождением. Это прежде всего «Мать Земля», Terra Mater.
Эта Мать – Земля, в силу своей первозданности и самодостаточности способна зачать сама. Для первого акта творения у нее нет необходимости в мужском начале. Гесиод в своей «Теогонии» пишет, что Гея – Земля выносила в чреве своем Урана – древнее божество Неба и пространства. «Существо, равное ей самой, способное накрыть ее всю». В дальнейшем от брака Геи и Урана родились все боги, герои и люди, и родились они от Земли. Здесь у Гесиода мы видим изложение древнейшего представления о первоначальной Иерогамии – священного брака Неба и Земли, причем, что важно для нас, Земля, в силу своей самодостаточности, родила и само Небо. Нам для лучшего понимания астрологии важно усвоить, что в этом Космосе древних Земля всегда занимала горизонтальное положение и символизировала собой акт рождения. Из горизонтальной Земли рождалось все: на востоке из нее каждый день рождались звезды, планеты, Луна и Солнце, символизируя рождение нового дня. Поэтому восточная точка края Земли – ASC, так сильно связана с рождением всего нового, и прежде всего человека. Это переход из жизни невидимой в жизнь видимую – настоящую. Поэтому, Земля – ASC и символизируется в графике гороскопа горизонтальной линией. Небо же – Отец и мужское, активное начало символизируется вертикальной линией меридиана или мировой осью – «axis mundi». Поэтому гороскоп и есть мандала изображающая эту Иерогамию в момент рождения человека. Такая или подобная космология существовала у большинства народов. Небо, как мужское творческое начало позже было репрезентировано стихией Огня, или Небесного Огня, как самого легкого элемента. Часто акт Иерогамии, или священного Зачатия, символизировался ударом в Землю молнии – образом огненной стихии, бьющей вертикально сверху.
В более поздние времена герметизма, эти образы получили дальнейшее развитие в алхимии. Алхимические трактаты заполнены длинными описаниями брака Огня и Земли, результатом которого было рождение Ураногеи, или заземленного неба. По учениям алхимиков Землю надо было сначала растворить в универсальном растворителе, а затем путем ее дистилляции на Огне, или браке с Огнем, получить чистую алхимическую соль, так называемое «небо земляной смеси». Это описание, по существу, является описанием посвящения. С понятием Земли у древних было связано не только понятие плодородия и рождения, но и понятие смерти. «Из Земли родился и в Землю ушел». Это два важнейших перехода в жизни человека, из состояния небытия к этой жизни и, снова, переход в новую жизнь. Обычай закапывать в Землю умерших уходит своими корнями в глубокое доисторическое прошлое. Этот обычай моделирует древнюю земледельческую магию, когда в Землю закапывается зерно. Как зерно прорастает в Земле и меняя свою форму, рождается вновь, прорастая из Земли вверх, так и человек дождавшись своего часа родится из Земли вновь в новом обновленном и преображенном теле. С этими двумя важнейшими моментами жизни человека: рождением и смертью, связывалось еще и третье – посвящение. Обряд посвящения часто воспроизводил обряд похорон, иногда посвящаемого даже закапывали в Землю. Считалось, что после посвящения человек рождался заново для новой жизни. В этом заключается еще и скрытое эзотерическое значение земляного кардинального знака Козерога, символизирующего собой низшую, земную точку процесса эволюции и инволюции Космоса и человека.
Этот тригон объединяет три сухих и холодных знака Зодиака, которые соответствуют меланхолическому темпераменту, реакции его всегда замедлены, но часто сильны и с выдержкой. Людям этого тригона свойственна пониженная активность, быстрая утомляемость, внешнее спокойствие. Все это несмотря на большую глубину переживаний, свойственную этим людям. Они робки и застенчивы, нерешительны и легко ранимы. Смена настроений у них замедленна. Физиологически им свойственно преобладание слабости нервных процессов. Это приводит к тому, что очень трудно определить их отдельные свойства. Несмотря на эти традиционные и отрицательные их свойства, а это слабость и неясность типологических особенностей, у людей этого типа отмечается и целый ряд положительных особенностей и среди них высокая абсолютная чувствительность. Среди людей этого типа много очень одаренных, особенно в искусстве. Многие гении родились под этим тригоном. Примеры: Байрон, Леопарди, Ницше, Клагес, Гоголь, Жуковский, Райнис.
Преобладание знаков земли влияет на духовное бытие человек тем, что порождает в нем сомнение, критику, стремление опереться на что-то твердое.
Кардинальная земля – это Козерог. Здесь земля – хранитель и защитник тлеющей в ней под глубокими снегами жизни. Символ ее мудрый старец – хранитель устоев и законов.
Фиксированная земля – Телец. Весенняя земля оплодотворена Овном для продолжения жизненного цикла. Ее символ: змея, вылезшая из старой кожи.
Мутабельная земля – это Дева. Конец лета и сбора плодов.
Гармоничное проявление стихии земли: Тишина и покой. Человек спокоен никуда не торопится, все действия его обдуманы и наполнены смыслом. Поведение его осторожно, неторопливо и сдержано. В повседневной жизни он практичен, склонен все учитывать и экономен. Это верный друг и партнер, на которого можно положиться. Часто можно наблюдать привязанность к земле и одному месту. Иногда склонность к аскетическому образу жизни. Человек больше делает чем говорит.
Дисгармоничное проявление стихии земли: Излишняя привязанность к личным удобствам и привычному образу жизни. Боязнь всего нового, человек склонен держаться за старое и привычное. Он боится потерять нажитое и с сомнением относится ко всяким нововведениям. Иногда может появиться ипохондрия – сосредоточенность на себе, личных проблемах и болячках, чаще всего им же и выдуманных. Иногда подчеркнутая материалистичность и практицизм. Духовная и физическая неподвижность. Склонность к консерватизму. Некоторая закоренелость и вялость. Отсутствие каких-либо духовных интересов. Такого человека трудно воодушевить на что – либо. Человек может быть подавлен чувством собственной несостоятельности, неуверенности в себе и, как следствие, различные явления гиперкомпенсации.
Тригон Воздуха
Стихия воздуха образуется путем сочетания категорий влаги и тепла, по Аристотелю. Также, как и огонь, воздух это активная, мужская стихия и знаки Зодиака, образующие воздушный тригон нечетные – мужские. В некоторых древних космогониях первичным элементом считался огонь, а в некоторых – воздух. Считалось, что из воздуха произошли все другие элементы. Если воздух сжимается и конденсируется, то, как считали древние, образуется жар и огонь. А из огня впоследствии образуются все формы жизни.
Воздух считался тесно связанным с такими фундаментальными понятиями как: созидающее дыхание жизни, речь, ветер, как созидающее начало, и, наконец, космическое пространство, как вместилище всего сущего. С ним связывались такие понятия как свет, полет, легкость, а также запахи. Это была совершенно особая форма материи, тончайшая форма, из которой соткана свобода человека. Отличительной чертой этой стихии было то, что она основывалась на динамике дематериализации. С этой стихией связывались так же мысли, чувства и воспоминания т.е. психе – душа. С идеей воздуха была связана и идея чистоты свежих прохладных, горных вершин.
Символизму воздушных знаков присуща двойственность. Двое близнецов, Весы с двумя чашами и Водолей, который всегда изображался с двумя амфорами, наполненными водой. Эта двойственность воздушных знаков следствие присутствия в стихии воздуха двух жизненно необходимых первоначальных качеств: влаги и тепла.
Зарождается стихия воздуха в кардинальном знаке Весов – знаке, которого Солнце достигает в середине осени. Концентрируется и накапливается воздушная стихия в фиксированном знаке Водолея – зимой. И, распределяется в природе в мягких Близнецах – в самом начале лета. Здесь объединены три теплых и влажных знака, все это соответствует сангвиническому темпераменту и основной жидкости – крови.
Реакции этого темперамента быстры, живы, но не выдержаны. Эти люди подвижны, речь их сопровождается богатой жестикуляцией. Они эмоционально отзывчивы на все воздействия окружающей действительности. Для них характерна быстрая смена настроений и сравнительная легкость с которой они переносят различные жизненные невзгоды и неудачи. Для них характерна также и некоторая поверхностность в отношении к делам. Они редко способны глубоко вникать в суть вещей и явлений. Однако это с лихвой компенсируется чрезвычайной общительностью и приветливостью к людям. Несмотря на частое отсутствие глубины чувств и понимания, эти люди все же часто проявляют участие и внимание по отношению к ближним. Они жизнерадостны, общительны и всегда готовы прийти на помощь и оказать внимание. Несмотря на некоторую поверхностность, а иногда и верхоглядство, люди этого тригона всегда всем интересуются, они как правило, хорошие эрудиты, они всегда готовы учиться и осваивать новые знания. Они всем понемногу интересуются, читают журналы, посещают лекции и кружки, выступают в прениях и успешно решают кроссворды. Они любят блеснуть своей эрудицией, знаниями и очень счастливы, когда окружающие это замечают. Человек воздуха, обладая часто незаурядной эрудицией, склонен проводить параллели между различными областями знания и стремиться создать синтез различных порою мало совместимых вещей и идей.
Физиологическая характеристика – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы. Примеры: Моцарт, Герцен, у Толстого в романе «Анна Каренина» Стива Облонский. В духовной сфере жизни воздушный тригон способствует живой и быстрой готовности что- то воспринять и делать, большой душевной впечатлительности и впечатляемости.
Кардинальный воздух это Весы. Это гармоничное мышление. Промежуточная точка между тем, что «здесь» и тем, что «там». Символ его – затухание ветра между двумя порывами.
Фиксированный воздух – Водолей. Мышление о запредельном – метафизика. Символ – сильный, непрестанно дующий ветер.
Мутабельный воздух – Близнецы. Мышление о том, что здесь и теперь. Его символ порывистый ветер.
Гармоничное проявление стихии воздуха: Живость восприятия. Сильная впечатлительность. Человек легко осваивает и подхватывает новое. Он с энтузиазмом и большим воодушевлением проводит это новое в жизнь. Его легко вовлечь в какое – либо новое начинание. Натура увлекающаяся и импульсивная. Человек этот большой оптимист и с большими надеждами устремлен в будущее. В повседневной жизни он часто проявляет находчивость. Благодаря большой общительности и многочисленным знакомствам, он может легко устроить самые сложные дела.
Дисгармоничное проявление стихии воздуха: Человек часто неусидчив, непостоянен и не может по долгу сосредоточиться на какой-либо работе. Излишняя возбужденность мешает серьезно подходить к делам. Часто интеллектуальная разбросанность и всеядность. Плохая выдержка. Человек рассеян, берется сразу за много дел и не может довести их до конца. Излишняя общительность часто переходит в болтливость, навязчивость. Человек во все сует свой нос. Является туда куда его не приглашали. Несерьезное поверхностное отношение к делам. Легкая нервная возбудимость. Иногда неоправданные и беспричинные выпады и непредсказуемые поступки.
Тригон Воды
Элемент Воды произошел, как мы помним, путем соединения качеств Холодного и Влажного. Он принадлежит женской, отрицательной и горизонтальной оси мироздания и знаки Зодиака, образующие водный тригон все четные. Это кардинальный Рак, фиксированный Скорпион и мягкие Рыбы.
Вода – один из первичных элементов Космоса и некоторые Учителя древности считали ее первичной. Вода, как первичный безбрежный Океан, предшествовала сотворенному миру – Космосу. По древним, этот элемент существовал еще до Земли. Как сказано в Библии: вначале была «тьма над бездной; и Дух Божий носился над Водою». Эти мировые Воды предшествуют всем проявлениям любой формы, они первичны и составляют основу всякого создания. Во всех древних космогониях земная твердь, как начало всякой формы возникает внезапно посреди волн, в самом центре первозданного Океана. Таким образом, поднятие из Вод – это символ творения. Обратный же процесс: погружение в Воду, символизирует собой возврат к состоянию доформенному, в однообразный мир предсуществования. Всплытие – это проявление форм, а погружение равноценно разложению форм. Именно так Вода связывается с процессами возрождения и смерти. Этот процесс возрождения к новой жизни, и последующее возвращение к состоянию первозданной бесформенности циклически повторяется как на уровне человека – микрокосмоса, так и на уровне макрокосмическом: согласно преданиям Всемирный Потоп и является таким символом возврата Космоса к его первоначальному состоянию бесформенности. Этот процесс на уровне человека символизируется в момент физического его рождения, так называемым «отходом вод» при родах. Второе рождение человека уже в Духе это инициация – посвящение, которое тоже связано с Водой, или символическим погружением в Воду – смертью Ветхого человека, растворением и смыванием его грехов и всего старого, обременяющего его душу. В христианстве это обряд крещения, после которого человек заново рождается к духовной жизни.
Такое символическое погружение в Воду для смывания старых форм и очищения, омовения происходит не только на уровне Космоса с его Всемирным Потопом, и микрокосмоса – человека, но и на уровне отдельных стран и континентов: примером этого могут служить предания об Атлантиде и Лемурии, о Беловодье и многие другие. Везде Вода выполняет одну и ту же функцию: разложения и разрушения форм, «смывания грехов». Но при этом, Вода всегда бесформенна и не в силах облечься в какие-либо видимые формы. Все, что облечено в форму, проявляется уже над Водами и отрывается от них.
В древности делали различие между верхними, небесными Водами и водами нижними, глубинными. Верхние Воды – это Воды жизни, aqva-vita – живая вода, чистая Вода. Нижние, глубинные Воды – это темные Воды глубоких пучин, с ними связывалась смерть это была «мертвая Вода», находящаяся на самом дне Космоса, в нее были погружены корни Мирового Древа и в ней обитали особые, хтонические чудовища, такие как Змей, Левиафан и другие.
Вода служила особым связующим звеном между Огнем – Духом и Землей женской, пассивной частью Космоса. Посредством ее осуществлялся процесс мировой жизни, ее циркуляция. Солнце, мужское начало и символ Духа, погружало свои огненные лучи в пучины Океана, оплодотворяя их, при этом процессе Иерогамии темная, нечистая Вода очищалась и испарялась, она поднималась вверх в небеса, где собиралась в виде облаков уже как чистая, живительная Вода Жизни. Этот процесс очищения мертвых, соленых Вод Океана и поднятия их в Небеса, символизирует собой процесс эволюции – процесс воспарения к Духу. Когда же Небесная Вода падала вниз в виде живительного дождя, этот процесс олицетворял собой инволюцию – погружение в материю и фиксированные формы бытия. Вода жизни становилась соками растений и всего живого, при этом, она отдавала свою живительную эссенцию, полученную от Солнца, насыщалась солями и превращалась в мертвую Воду. Так происходит круговорот воды и всего процесса жизни.
Для астрологии важна связь Воды с процессами вынашивания жизни и процессом рождения, с одной стороны, и с моментом ей противоположным – смертью. Все водные знаки Зодиака так или иначе связаны с рождением, эротикой, сексом и смертью. Рак, как кардинальный знак Воды, отвечает за материнство и рождение и это полностью соответствует правящей в нем Луне. Фиксированный Скорпион олицетворяет собой сексуальную энергию и процесс смерти, а Рыбы соответствуют полному погружению в состояние бессознательного, в бесформенные глубины первозданности, непосредственно перед новым циклом проявления в Овне.
С Водой так же связано и ее свойство проникать и просачиваться в глубины, достигая при этом самых основ и корней бытия. Еще в древнем Вавилоне глубины Вод рассматривались как символ неизмеримой и безличной Мудрости. Это интуитивное, чувственное проникновение в суть вещей. В старину, морские пучины олицетворяли собой все безмерное и таинственное. Люди в чьих гороскопах силен элемент воды отличаются большой интуитивностью, чувственностью, их влечет все таинственное и загадочное, их притягивают глубины и основы вещей.
Здесь три женских, холодных и мокрых знака: Рак, Скорпион и Рыбы. Все это соответствует основной жизненной жидкости – флегме и соответственно флегматическому темпераменту. Реакция флегматиков медленная и слабая. Духовно водный тригон в основном воздействует на фантазию.
Люди этого тригона медлительны и спокойны. Внешние проявления их переживаний относительно небогаты и бледны, смена чувств и настроений происходит у них медленно и постепенно. Это упорные и постоянные труженики жизни. Все начатое они доводят до конца. Они всегда неизменны, невозмутимы и сосредоточены. Они неохотно берутся за новые дела, но однажды взявшись, относятся к ним серьезно, вдумчиво и делают их без спешки, медленно, но верно. Замедленность их реакций отнюдь не свидетельство отсутствия у них чувств. Наоборот чувства их могут быть глубоки и серьезны, но они не всегда лежат на поверхности и заметны для других. Им очень свойственна привязанность к ближним и постоянная забота о них. Они часто проявляют опекунские, материнские и родительские чувства, даже если у них нет своих детей. У них сильны инстинкты и интуиция. Люди воды легко могут вчувствоваться в настроения и внутренний мир другого человека. Им свойственно действительно глубокое сопереживание и понимание людей. Некоторым из них свойственна фантазия и часто они предаются грезам и мечтам.