Книга «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть IX. Очерки по истории Зауралья - читать онлайн бесплатно, автор Василий Алексеевич Игнатьев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть IX. Очерки по истории Зауралья
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть IX. Очерки по истории Зауралья
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть IX. Очерки по истории Зауралья

Около церкви была торговая площадь. По понедельникам здесь были базары. На базарной площади стояли массивные весы на двух кирпичных столбах. Около них ящик с гирьками разных размеров и другие принадлежности. Около ящика много двухпудовых гирь с продёрнутой в ручки их цепью, замкнутой замком. Это были церковные весы, за взвешивание на которых взыскивалась плата в пользу церкви. На площади были ещё деревянные лавки для сдачи в аренду. Они имели прилавок, полки для раскладывания товаров. Они тоже принадлежали церкви, но торговцы избегали пользоваться ими, а делали для торговли палатки. В некотором отдалении от церкви стояло деревянное здание типа амбара: это был церковный склад. Здесь хранились разные церковные принадлежности, вышедшие из употребления: старые иконостасы и прочее. Иногда здесь хранился хлеб – зерно, которое поступало в пожертвование на ремонт церкви и пр. Хранились также здесь принадлежности для ремонта.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 711. Л. 91–103 об.

Деревни Теченского прихода

[1961 г. ]


Деревня Черепанова

Эта деревня была самой близкой к Тече. Собственно говоря, её следовало бы считать заречной улицей Течи, примыкающей к Горушкам. Деревня эта не имела изгороди, отделяющей её от Течи, а граничила только рекой, которая, однако, настолько была мелкой, что не могла выполнять роль настоящей границы. Обычно каждая деревня имела часовню, как некий признак её суверенитета. В Черепановой не было часовни. При въезде в поскотину каждой деревни обязательно нужно было проезжать через ворота деревенской поскотины. При проезде из Течи через Черепанову никаких ворот не было. Не поэтому ли Черепанову иногда называли «Серёдкиной», т. е. наполовину только суверенной деревней.

Деревня была расположена на левом берегу реки Течи. Против её на правом высоком берегу реки находились Горушки, одна из теченских улиц, небольшой берёзовый лес и начало бора. Между гористой частью реки и рекой была широкая пойма с низким березняком, в которой были гумна «горушинцев». Деревня была почти только в одну улицу и растянулась по берегу реки с юга на север почти на версту. В ней было около пятидесяти дворов. По берегу реки были устроены огороды, и летом весь берег украшали жёлтые головы подсолнухов. Гумна были расположены на задах улицы в западной части деревни, со стороны села Сугояк.

Население занималось только земледелием. На южной окраине деревни была мельница с использованием течения реки, но владелец её не был коренным жителем деревни, а пришельцем в неё. Поля черепановцев, в основном – пашни граничили с полями жителей сёл Течи и Сугояка и деревень – Баклановой и Пановой. Вокруг деревни была голая поскотина, на которой трава была больше пригодна только для овец. Деревня, в общем, имела довольно бедный вид. Только один дом имел шатровую деревянную крышу, а прочие имели преимущественно дерновые крыши, часто состояли только из одной кухни, т. е. являлись тем, что называлось избой. На севере деревни были две землянки, которые ещё более подчёркивали бедноту деревни. Землянки эти в наших краях всё-таки были уникальным явлением, т. е. редким, исключительным, и владельцы их – мужички Тит и Борис – были предметом шуток. Так, известная поговорка – «Тит, иди молотить…» считалось, что конкретно относился к этому Титу – Титу Семёновичу. Сказать по правде, жить в землянке Тита и Бориса вынуждала не настоящая нужна, а то, что делает человека лежебоком, так что шутки в их адрес были направлены по заслугам. Дом, о котором сказано выше, принадлежал Семёну Ивановичу Черепанову. Семья его, между прочим, прославилась тем, что дочь его – Мария Семёновна самоуком выучилась на учительницу и учительствовала в Сугояке. Здесь же она вышла замуж за мужичка-землероба. Такое сочетание членов семьи было редкостным в наших краях. В деревне распространёнными фамилиями были Черепановы и Курбатовы. Дети из этой деревни ходили в школу в Течу. Зимой они всегда ходили по льду, и это было кратчайшей дорогой в школу. Как своеобразную бытовую деталь нужно указать на то, что черепановская мужская молодёжь и теченская враждовали: не могли поделить девиц, однако это [не] мешало «играть» свадьбы между теми и другими.

Черепанова лежала на пути из Течи в село Сугояк и деревню Панову.

В 1961–1962 гг. из-за заражения реки Течи отходами от выработки элементов атома деревня полностью снесена – жители переселены в Сугояк.

Деревня Бакланова

Деревня была тоже на левом берегу р[еки] Течи, ниже села версты на две. За селом река делала излучину, на правом берегу которой находился бор, который так и назывался Баклановским. Летом для проезда в Бакланову приходилось по левому берегу реки огибать эту излучину и делать лишних одну-полторы версты, а зимой при ледоставе можно было проезжать через бор, что сокращало расстояние на тоже расстояние, т. е. на одну-полторы версты. В деревне было две улицы в направлении реки полных и одна неполная в западной части. Дворов было до ста, или около ста. Население – исключительно землеробы. Земли – пашни граничили с теченскими, черепановскими, кирдинскими и нижновскими (с[ело] Нижне-Петропавловское).

В деревне была целая группа богатеев, например: два брата Богатырёвых, оба Васильи, которых так и различали – старший и младший, третий брат их Иван Яковлевич и однофамилец – Пётр Кирилович Богатырёв. Все эти Богатырёвы пользовались широкой славой, были до некоторой степени законодателями цен на хлеб на Теченском базаре, а Пётр Кирилович имел хороших лошадей и при проезде губернатора поставлял резвача для гонца. В деревне также было порядочное количество мужичков, которые жили, как говорили у нас, справно. Деревня имела другой вид по сравнению с Черепановой: встречались дома с железной крышей, хорошим пристроем и пр. Известны были, кроме Богатырёвых, фамилии Бобыкиных, Чесноковых и др.

Лично знакомыми в этой деревне у нас были: Павел Игнатьевич[69], б[ывший] трапезник, Варвара Ивановна[70], постоянный посетитель нашего дома в праздничные дни перед богослужением и особенно Илья Петрович Ерёмин[71], б[ывший] гвардеец в охране Александра III-го, который временами, зимой, жил у нас за работника.

В деревне была деревянная часовня, близко от берега реки. Часовенным праздником в деревне был Димитриев день, 26-го октября по старому стилю. На северной окраине деревни была общественная мельница. Мельником были люди по найму, которые были обязаны производить помол муки баклановцам на льготных условиях.

До 1900 г. дети баклановцев ходили в школу в Течу. Их было мало – трое-четверо, но в 1902-м году школа была открыта в самой деревне в частном доме. Условия были для обучения детей плохие – помещение было тесным, холодным. Перед первой европейской войной земство выстроило в деревне прекрасное кирпичное здание с просторными классами и комнатой с кухней для учителя.

Были попытки со стороны некоторых предприимчивых людей открыть торговлю в деревне, однако они потерпели неудачу: деревня была близко от Течи, где «царствовал» Антон Лазаревич Новиков, который в корне пресекал всякие поползновения вступить с ним в конкуренцию при самом начале их. Позднее, уже после первой империалистической войны, в деревне обосновался один кузнец – пришелец из одного уральского завода. Однако он недолго работал: умер в Свердловске от рака.

В истории этой деревни нужно отметить два любопытных явления, а именно: а) пробуждение интереса к продолжению образования и б) появление подвижника в окрестностях деревни.

В 1901 году в Далматове при монастыре, где раньше существовало духовное училище, позднее переведённое в Камышлов, открыто было двухгодичное училище для подготовки учителей в церковно-приходские школы. В это училище из Баклановой направил учиться трёх своих сыновей баклановский мельник Попов А. В. Его примеру последовал ещё один баклановский мужичок Бобыкин И. С. Так проявилась тяга к дальнейшему обучению детей у деревенских жителей при первой посильной предоставившейся им возможности. Известно, что кончивший это училище Димитрий Бобыкин после Октябрьской революции продолжил ещё образование и работал юристом.

Подвижник объявился после революции 1905 г. Никто не знал, откуда он явился, кто такой, но первыми открыли его баклановские богобоязненные тётушки и добились того, что ему на высокой горе против деревни за рекой кто-то из богобоязненных тоже мужичков построил избушку. У подошвы горы оказался ключик, неизбежный спутник поселений таких подвижников. Началось паломничество к этому подвижнику и, конечно, приношения. Был он мужчина лет тридцати с небольшим. Опустил волосы. Всё рассказывал о том, что ему бывают видения, и он может угадывать события вперёд. Например, придёт к нему кто-либо, и он начинает рассказывать о том, что ему было видение во сне и он знал, что тот к нему придёт. Пустыннику женщины приносили свои лучшие кухмастерские изделия: шаньги, пироги и пр. На зиму ему заготовляли дрова. Одним словом, житие его подвижническое было не из бедных.

По праздникам он торжественно шествовал в церковь в веригах: на груди у него был подвешен на цепях тяжёлый чугунный литой крест. Все с почтением на него взирали и уступали дорогу. Что это было? Это был отзвук прежней «древлей» Руси, перед тем предстояла её сильная встряска в 1917 г. И это была тень Григория Распутина…. Однажды нашли подвижника убитым. Ходили слухи, что это сделали баклановские парни, потому что паломничать к нему начинали и баклановски девки.

Деревня была связана дорогами с Течей, Кирдами, Нижне-Петропавловским селом и деревней Черепановой. Через неё проходила дорога из Сугояка в Нижне-Петропавловское село.

После Октябрьской революции деревня пережила коренные изменения, а в 1962 г. снесена по тем же мотивам, что и Черепанова. Жители были переведены в Кирды.

Деревня Кирды

Деревня Кирды была в десяти верстах от Течи, на запад, за Баклановой. Дорога в неё проходила через Бакланову. Деревня эта была большой и богатой; расположена была на берегу озера одноимённого названия. В соседстве с этой деревней находятся башкирские деревни – Аширова, Курманова и в некотором отдалении на расстоянии 25–30 вёрст за известным в Зауралье озером Маян – Иксанова.

Это соседство и было причиной того, что жители этой деревни жили зажиточнее других. Башкиры были в этих краях аборигенами и они владели большими пространствами земли – пашен и лугов. Эти «князья», как их иногда у нас называли, жили за счёт земельной ренты, а сами не обрабатывали землю за редкими исключениями. Предприимчивые кирдинские мужички по дешевле арендовали у них землю – пашни и луга, что и давало им возможность жить зажиточнее. Среди обитателей Кирдов известен был, например, Сергей Данилович Черепанов, который помимо земельной обработки, значительной по объёму, занимался ещё молочным делом: у него было значительное стадо коров, были сепараторы и вырабатывалось масло, известное под названием сибирского. Бывало даже так, что мужички свой молодняк – жеребят на летний период переводили на выпас на башкирские луга. Этим способом пользовался и Сергей Данилович для разведения и использования молочного скота. Зимой этот мужичок направлял целые обозы с пшеницей в Каменский завод, нынешний Каменск-Уральский, и во всех сёлах и деревнях, через которые следовали эти обозы, знали, кому они принадлежат. Сергей Данилович был, конечно, уже уникальным явлением, но в деревне было значительное количество богатеев, у которых хлеба было много. Одно время в Тече был организован банк на паях, и участниками его были главным образом кирдинские богатеи.[72]

Не зря в Кирдах именно был филиал торгового предприятия теченского «купца» Антона Лазаревича Новикова. Операции вёл здесь брат благоверной супруги Антона Лазаревича – Марии Егоровны – Василий Егорович. У него был добротный дом на три комнаты и лавочка. Сюда же, в Кирды, из ирбитских краёв искать счастья на торговой стезе приезжал в 1905–1906 г. изгнанник из Пермской дух[овной] семинарии Миша Петров, но пролетел в трубу, что и требовалось доказать: не тягайся с Антоном Лазаревичем!

На берегу озера в деревне была каменная часовня, большая, похожая на церковь. Часовенным праздником был Покров – 1-го октября по старому стилю. К этому времени обмолот урожая в основном уже заканчивали, и праздновали Покров на широкую ногу. Своеобразным явлением празднества было то, что на него съезжались к кирдинским мужичкам много «родни» по аренде земли: Ухваты, Карымы, Фазылы. Приезжали с апайками. К этому времени уже научились «ара́ка аша́ть» – пить водку, и ублажать их нужно было во всю: давай им и барана, и масла, и яиц, и чаю густого с сахаром. Обходительные мужички умели «вести с ними дело».

В числе деревень, входящих в Теченский приход, Кирды были как бы жемчужиной, а кирдинцы сознавали свою силу и издавна мечтали выстроить у себя церковь и отделится от Течи. В этом направлении на дороге им стоял настоятель теченской церкви – протоиерей Владимир Александрович Бирюков. Он так и объявлял в кругу своих сослуживцев: «Пока я жив, Кирды не отделятся от Течи». Умер протоиерей – и в Кирдах появилась церковь, но не долго ей пришлось красоваться: Октябрь «перешерстил» все Кирды.

В Кирдах долго не было школы, и дети кирдинцев нигде не учились. Школа была открыта только в 1900 г., и первым учителем в ней был сын теченского протоиерея – Михаил Владимирович Бирюков. Позднее в этой школе работал проживающий ныне в Тече на положении пенсионера – Михаил Аркадиевич Рычков, выпускник Камышловского дух[овного] уч[илища] в 1902 г.

После тридцатых годов мало что осталось от Кирдов, но теперь в них вливается новая кровь – переселенцы из Баклановой.

В своё время в Кирдах у нас было много знакомых. Так, ежегодно на первой и Страстной неделе Великого поста у нас останавливались две богобоязненные тётушки: Анна Ивановна и Мария Ильинична.[73] Мы были свидетелями трагической гибели мужа Марии Ильиничны – Андриана Тимофеевича. Был он великан и богатырь, но при постройке нового дома надсадился («что-то оборвалось внутри») и умер в страшных мучениях. Мы были очевидцами последнего.

В Кирдах жил знаменитый староста Теченской церкви – Пётр Данилович Черепанов. Типичный церковный староста, достойный кисти художника.[74]

Из Кирдов происходил Проня, наш работник в течение одной зимы, а потом работавший в Сугояке. Добрейшая, простецкая душа. Излюбленным ругательным словом его было – эквивалентом матерщины – было слово «жаба». «Эы, вы, жабы-деушки» – как-то обругал он наших барышень.[75]

Кирды были связаны дорогами с сёлами: Течей и Сугояком и деревнями: Баклановой, татарскими Ашировой и Курмановой.

Деревня Панова

Эта деревня была в шести верстах от Течи на юг. В неё вели две дороги: одна по тракту, другая – полями по заречной стороне через Черепанову. Последняя дорога – короче. Эта деревня, небольшая, была как-то в стороне и поэтому мы её плохо знали. Мы знали в ней только одного мужичка – Егора Николаевича, у которого не раз бывали в гостях. У него был единственный в деревне кирпичный дом, в котором в 1904–1905 г. помещалась церковно-приходская школа. Она была единственной школой этого типа в наших краях. Организована она была протоиереем В. А. Бирюковым для устройства в учителя его сына – Николая, изгнанника из Камышловского дух[овного] училища. Известно было, что жители этой деревни в большинстве носили фамилию Пановы, отчего, очевидно, и деревня именовалась Пановой.

В 1962 г. снесена как находившаяся на реке Тече.

Дорогами была связана с Течей и Осоловкой.

* * *

Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 05 января 1964 г.

Дорогой Иван Степанович!

Я как-то, давненько уже, послал Вам описание деревень, которые входили в Теченский приход. На днях я получил от своего друга, поживающего сейчас в Тече – Михаила Аркадиевича Рычкова – кое-какие статистические и др. сведения об этих деревнях, которые посылаю Вам. Их нужно или приписать к написанному о каждой деревне, или приложить этот листок. Сведения эти следующие.

* * *

Деревня Черепанова.

1. Дворов в ней было всего 44.

2. При ликвидации деревни 22 двора переселились в Течу и 22 – в Сугояк.

3. Мельница, владельцами которой были кержаки Мизгирёвы, перестала существовать в [19]30-х годах, а семейство Мизгирёвых вымерло.

Деревня Бакланова.

1. Дворов было не менее 75-ти.

2. Самыми распространёнными фамилиями были – Ческидовы, Бобыкины, Богатырёвы.

3. Мельница прекратила своё существование из-за убыточности («прогорела»).

4. Жители были переселены в д[еревню] Кирды.

Деревня Панова.

1. Дворов было 35.

2. Мельницу ликвидировали после того, как в половодье снесло плотину, а деревню перенесли в другое место, создав новый посёлок «Усольцево» в шести километрах от села Бродокалмакского и 16-ти от Сугояка. Для населения были выстроены двухкомнатные и трёхкомнатные дощатые (sic!) дома. Посёлок связан с соседними посёлками автобусным движением.

Деревня Кирды.

1. Дворов было 90.

2. Распространёнными фамилиями были: Кузнецовы, Кокшаровы.

3. В 1914 г. перед самой войной была открыта церковь, в которой в настоящее время устроено зернохранилище.

4. Первым священником был некий Наумов.

5. М. А. Рычков сообщает, что первым учителем в деревне был в [18]60-х годах какой-то ссыльный поляк, который учил детей грамоте, переходя из дома в дом и тут же питаясь.

6. Школа была открыта в [1]900-м году и первым учителем был кончивший Тобольскую семинарию сын Теченского протоиерея – Михаил Владимирович Бирюков. Позднее – с 1905 г. по 1908 г. и в 1936–1937 – работал учителем сам М. А. Рычков.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 711. Л. 720–733 об.

Публикуется только по «пермской коллекции» воспоминаний автора. В «свердловской коллекции» имеется очерк «Ближайшие к Тече деревни – Черепаново, Бакланово, Кирды, Паново» в составе «Очерков по истории села Русская Теча Шадринского уезда Пермской губернии». Часть I. (1965 г.). (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 378).

Теченское кладбище

[1965 г. ]


Теперь оно нарушено, а новое находится немного восточнее того, старого. Сразу хочется сказать, что перемена эта сделана к худшему. В своём описании я буду говорить о том, старом, сохранившемся в моей памяти, через которое теперь устроена дорога, как раз по могилам когда-то захороненных людей. Когда-то в средней школе мы читали «Сельское кладбище» [В. А.] Жуковского и относили его к типу элегий. Да, говорить вообще о каком-либо кладбище, это значит вести рассказ в тоне элегии. Тем более, говорить о кладбище, на котором похоронены родные или близкие знакомые. Печаль по ним отложилась в нашей душе, как частица раннего пессимизма.

Теченское кладбище находилось на тракту, непосредственно у домов южной части села. Тракт периодически очищали от зелени, которую сбрасывали на обочину дороги, и кладбище было за невысоким земляным валом, по линии которого проходила изгородь. Оно было огорожено со всех сторон и защищено от посещения его животными. К чести сказать, в адрес настоятеля Теченской церкви, протоиерея Владимира Бирюкова, что он ревниво следил за порядком на этом месте успокоения и побуждал к этому своих прихожан.

Всё кладбище было покрыто маститыми берёзами, под сенью которых могилы с дерновыми покрытиями и крестами содержались в порядке. Здесь были захоронены теченцы, кирдинцы, баклановцы, пановцы и черепановцы, в разных местах, в перемешку. Можно было заметить, что каждый хозяин могилы старался выбрать место позаметнее: или у дерева, или у дороги.

В середине кладбища стояла часовня, в которой в Радоницу (вторник второй пасхальной недели) совершались молебны. Мы, дети, всегда со страхом заглядывали в это мрачное деревянное квадратное здание, в котором стояли иконы, необходимые для совершения в нём молебнов. Могилы были с деревянными крестами и сохранялись от разрушения. Очевидно, они подправлялись в Радоницу. Между прочим, был обычай оставлять на могилах в Радоницу крашеные пасхальные яички, сбором которых занимались мальчишки.

Кладбище было предметом, как это водится, разных рассказов о страшных событиях: то у кого-либо на могиле светил огонёк, то бродил по нему какой-либо покойник. На почве этих измышлений однажды произошло событие, если можно так выразиться, в духе гоголевских рассказов о «Вечерах на хуторе близ Диканыки». Летом, однажды, гостил у брата писарь сугоякского земского начальника Д. Ф. Лебедев. Он носил белый пиджак и брюки и имел обыкновение гулять по бору, который окружал кладбище. Возвращался домой мимо кладбища. И вот пошла молва о покойнике. Первыми подняли бучу женщины, отказавшиеся проходить домой поздно вечером мимо кладбища. Шире, дале! Вопрос подняли на сходе и потребовали, чтобы злополучный писарь прекратил прогулки по бору в вечернее время. Что говорить, мы проходили мимо кладбища вечером тоже «со страхом и трепетом».

Если трапезник с саженью направлялся на кладбище, то это был верный признак того, что предстоят чьи-то похороны.

Я видел различные виды похорон: лошадка тянула телегу или дровни с двумя-тремя седоками – это один вид.

Так, помню, хоронили нашего работника Проню. Раздавался тягучий звон колоколов, на дороге были разбросаны веточки сосен, в центре толпы провожающих шли члены причта – поп и псаломщик, они тягуче пели «со святыми упокой» – это вторая картина.

А я помню ещё проводы с плакальщицей, притом, плакавшей по найму. Это третья картина.

Вот из этих «причитаний», как известно, и получили своё происхождение элегии. Процессия проходила через ворота и вступала в гущу леса, среди которого находилась часовня. Последний путь усопшего. Провожающие расходились, и на кладбище слышался только заунывный шелест бора, окружавшего кладбище. Вечный покой!

Из нашей семьи здесь покоилась только сестричка Катя, умершая в возрасте 3–4 лет. А сколько знакомых?!

Приходиться с тоской и грустью сказать, что от этого кладбища остались только пни: нужно было спрямить немного дорогу, и его уничтожили.

Новое кладбище, как уже выше сказано, было восточнее этого в мелком леске с корявыми березками. Оно не было огорожено, и на нём всё было затоптано. Такими раньше были скотские кладбища. По совести говоря, что это было? Мягко сказать: бескультурье и неуважение к человеку, прошедшему по дороге жизни. Один мой знакомый, побывав в Риге на кладбище, говорил мне: «я хотел бы там умереть». Едва ли так же отозвались бы о новом теченском кладбище бывавшие хоть раз на нём. На нём под кривой березкой похоронена наша матушка.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 391. Л. 95–103 (рукопись), 104–107 (машинопись).

Находится только в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. В «пермской коллекции» отсутствует.

[Экономика Течи]

Теченский базар, рыночные отношения и окрестные ярмарки

[1961 г. ]


Еженедельно, по понедельникам, в Тече бывали базары на площади, расположенной около церкви с северной и восточной стороны её. В северной стороне были расположены деревянные «лавки» для торговли, а в восточной стороне массивные весы: и те, и другие принадлежали церкви и эксплуатировались за известную плату, впрочем, больше весы, чем «лавки». В лучшую пору существования базаров и ярмарок в дни последних поднимался флаг на высокой штанге…

Когда были учреждены в Тече базары – не известно. Почему именно в Тече? Очевидно, потому, что она являлась узлом для значительного района Шадринского уезда. Во всяком случае, теченцы гордились базарами, а Антон Лазаревич Новиков благодарил Бога за них.

К понедельнику у населения было особое отношение: рабочим днём он считался на половину – после базара, примерно с 11–12 ч. дня. Если даже у кого и не было прямой необходимости в базаре: купить или продать что-либо, шёл на базар посмотреть, что творится на белом свете, «чем люди живы» и шёл не как-нибудь, а приодевшись, как в церковь, а на базаре разгуливал или беседовал в группе мужичков о ценах, урожае, о разных новостях, которые привезли «заморские» гости – из Бродокалмака или Сугояка. Богатенькие мужички, скажем, баклановские Богатырёвы приезжали на рысаках: Пётр Кириллович, например, приезжал на своём знаменитом Савраске прямо с маху на рысях чуть не до половины базара. Зимой у него на голове была бархатная вроде скуфьи шапка с меховой оторочкой по низу, романовский полушубок, подпоясан он красным кушаком, на ногах казанские валенки с вышивкой. Идёт он по рядам и у него вид такой, что он хочет сказать: «достану кисет с деньгами и всех вас в карман положу». А Антон Лазаревич – что твой именник: глаза сияют радугой, голос медоточит, руки прикованы к аршину. «С прибылью торговать» – несётся ему со всех сторон.

Кто из «купцов» откуда и с чем приезжал на базар в Течу?

Прежде всего, нужно отметить, что мало кто приезжал с мануфактурой, которая по существу являлась главным промышленным предметом торговли. Из Сугояка приезжал Максим Алексеевич, да и то не столько на торговлю, сколько в гости к родным. Приезжал кто-нибудь из Шишкиных тоже из Сугояка. Объяснялось это тем, что все ближайшие торговые точки контролировались Антоном Лазаревичем: им просто в Тече нечего было делать, а более отдалённым не было смысла расходоваться на дорогу, потому что они знали, что им с Новиковым тягаться не посильно. В области торговли мануфактурой Новикову была обеспечена полная монополия. Мелкие «купцы» из Сугояка привозили на продажу разного рода бакалейные товары: чай, сахар, орехи, пряники; летом сезонные: серпы, косы; привозили и мануфактуру.