Книга Погоня за солнцем - читать онлайн бесплатно, автор Roza Hayrapetyan. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Погоня за солнцем
Погоня за солнцем
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Погоня за солнцем

Становление и развитие села

Очень много работы предстояло выполнить основателям села. Нужно было прежде всего строить небольшие временные жилища. Эти жилища назывались «гарадамами». Название жилища образовано из двух слов- «гара» (чёрный) – на турецком, «дам» – искажённое слово «дом», то есть «чёрный дом». Жилище было каменное, с отверстием в потолке, через которое выходил дым от горящего костра. Костёр разводили в середине жилища, вход в жилище был низкий. Не трудно представить, какими чёрными становились стены помещения. Сама конструкция позволяла, чтобы тепло от костра оставалось в помещении. Вот в таких времянках жила целая семья, возможно, и не одна, пока рядом строился новый добротный двухэтажный дом. Одновременно нужно было разбивать сады, обрабатывать пахотные земли, разводить скот. В период становления, все руководители села были из рода «Тлибац». И староста, и дьякон, и судья, а через много лет и священник были из этого рода.

Всё село было разбито на три участка – по числу родов, «Тлибац», «Бозуц», «Кясуц».

Родовые отношения были крепкие. Крепость этих отношений служила лучшей организации быта людей. Был взаимный контроль. Осуждение нехороших поступков представителем другого рода было более действенным, чем осуждение родичем. Хорошие примеры служили стимулом для самодисциплины. Родовые связи со временем несколько ослабли, но по-прежнему оставались крепкими и играли положительную роль в укладе жизни сельчан. Характеризуя особые характерные черты жителей по родовой принадлежности, говорили: «Если говорит отойдём в сторону, мне нужно что-то сказать, то это представитель рода «Тлибац», они по природе своей дипломаты, если идёт громкий разговор в защиту собак, то это представители рода «Бозуц», если хвастаются смелостью и умением из дальних мест привезти, например, лошадей, то это, точно, находчивые и смелые представители рода «Кясуц».

Строительство домов жителей каждого рода производилось на своём участке. Это видно из представленного «Плана села». План села соответствует состоянию на май 1991 года – времени депортации и разрушения села, с учётом изменений за предыдущие периоды. Разбивка на кварталы – в соответствии с устоявшимся условным разделением.

План села

Дома рода «Кясуц» занимают склон холма с северной стороны вместе с подножьем.

Дома рода «Тлибац» занимают территорию, начиная от утёса и выше средней части села.

С приходом представителей рода «Гюгазац» и его двоюродного брата – Григора – верхнюю часть этой территории представители рода «Тлибац» передали им (Средний квартал, дома № № 4, 5, 6 – дома «Хатаюц» и дома №№ 28, 29, 30, 31, 32 и 34 – «Гюгазац»), кроме того, в дальнейшем, в качестве приданого, передали ещё часть роду «Кясуц», между домами «Тлибац» находятся дома, принадлежащие ветвям этого рода, «Несуц» и «Балуц» (Средний квартал, дома №.2, № 3 – «Балуц» и Нижний квартал – дома № 13, № 14 – «Несуц»).

Род «Бозуц» занимает территорию между южной скалой утёса, выше участка «Тлибац», и участком рода «Кясуц», и простирается почти до вершины восточного холма.

В середине участка имеются дома, также принадлежащие роду «Тлибац». Это – дом рода «Анаюц». Он находится в центре села (Средний квартал, дом № 23). Анаи-женщина. Её дочь вышла замуж за парня, который был сыном второй жены Овсепа из рода «Тлибац», его звали Карабед. Выше этого дома – дом Ваняна Кости Макаровича, тоже из рода «Тлибац» (Верхний квартал, дом № 12). Когда Ванян Кости переехал в Махачкалу, в его доме стала жить семья Саркисяна Мехака Бадаевича, а выше, через дорогу, уже была территория брата – Мусрупа. С Мусрупом жила семья Ваняна Мисака Авшаровича из рода «Тлибац» (Верхний квартал, дом № 6).

В целом, после прихода представителей рода «Гюгазац» – рода кузнецов-, село было самодостаточным, появилась и возможность принять новых жителей, так, в селе обоснавались представители рода «Мулкумац», «Витуц». Установился определённый налаженный уклад жизни. Кузница рода «Гюгазац» находилась в центре села, недалеко находилась церковь.

Связь с соседними сёлами была большая. Об этом можно судить по тому факту, что многие женщины родом из соседних сёл.

Из Хандзадзора жена Моси апера из рода «Бозуц», жена Багдасаряна Симона из рода «Кясуц» – ветвь «Балуц»-Хонар.

Из Мулкудары – жена моего деда Аванеса – Хонар, жена Атаяна Симона – Джаваир.


На фото перед кузницей, слева направо,

ряд I: Айрапетян Шаген, Степанян Шаген,

ряд II: Арзуманян Николай из Цамдзора – отец Лусик Арзуманян, Айрапетян Авак, Оганян Алексан из Мулкадара – председатель «Совхоза», Мелкумян Сергей,

ряд III: Гаспарян Герасим, С. Хосровян из Мулкудара, Мовсесян Сурен, Айрапетян Сурен, Атаян Арафель.


Из Аракюля – мать Мовсесяна Мехака и Артема – Калина, жена Атаяна Макара – Агнан, мать жены Мелкумяна Арустама – Хатун, мать Саркисян Саяд – Ханум. (Ханум и Хатун родные сёстры), жена Гаспаряна Левона – Ури.

Из Цамдзора – жена Нерсесяна Саркиса – Софян, жена Мелкумяна Макара-Нубар, мать Ванян Амаил – Шамам, жена Петросяна Симона – Пужи, его невестка – жена Герасима – Айкануш, мать Атаян Валинки – Мина, жена Аветисяна Беглара – Хорасан, жена Атаяна Петроса – Ануш, Ваняна Симона – Шуги, мать Каграманяна Гури – Набат, жена Степаняна Багдасара – Шахниса.

Из Сарушена – жена Гаспаряна Тикрана – Арюсак, Гаспаряна Оганеса – Варсеник, (Арюсак и Варсеник родные сёстры), Гаспаряна Ванеса – Манушак, Айрапетяна Айрапета – Сатеник, Степаняна Бахши – Манушак (Манушак и Сатаник – мать и дочь), Мелкумяна Хачатура-Арфеник, Нерсесяна Симона – Егина, Гаспаряна Арсена – Арфеник.

Из Баназура – жена Гукасяна Карабеда – Ануш, его невестка – жена Сергея – Арюсак, Айрапетяна Мукаела – Хурда, Каграманяна Симона – Малинка.

Из Туме – жена Гаспаряна Саши – Птох, Нерсесяна Мисака-Лусик.

Из Акаку – жена Атаяна Макара – Багум.

Из Джилана – жена Айрапетяна Николая – Хонар.

Из Доланрара – жена Мовсесяна Мехака – Арюсяк.

И девушки нашего села тоже выходили замуж за мужчин соседних сёл. Так две дочери Моси апера (Зара и Манушак) вышли замуж в Цамдзор, а Сара – в Мулкудара. Сестра моего дедушки Аванеса – Айат акер – тоже вышла замуж в Мулкудара. Примеров много.

Дома рода «Мулкумац» были построены на самом каменистом участке села. Этот участок так и называется «Кар» (Камень). Через много лет жители рода «Мулкумац» получили возможность строить дома на участке рода «Бозуц» после того, как Моси апер, в качестве приданого, своей дочери подарил земельный участок. Так, Карабед даи из рода «Мулкумац», ставь мужем Еван акер, построил новый дом на участке, полученной женой в качестве приданого (Верхний квартал, дом № 14). Через много лет родственник Карабеда даи – Мелкумян Сергей Арустамович – на части этого участка получил разрешение строить новый дом, куда переселилась вся его семья с участка «Кар» (Верхний квартал, дом № 13).

Предствители рода «Витуц» построили два дома между домами рода «Гюгазац»-дома Аветисяна Ависа и Беглара (Средний квартал, дома № 32 и № 33), а два дома – в непосредственной близости от домов «Бозуц»-«Амуц» (Средний квартал, дом № 17 и в квартале Кар – дом № 3). Дорога из села выходила через северный холм, через квартал «Кясуц». Холм назывался «Люсонца хут» («Холм Люсонца»), хотя к оврагу «Люсонц» имел лишь то отношение, что овраг был виден с вершины холма.

Со временем, численость населения росла. В селе не могли жить все члены семьи. Они заранее думали, где будут жить в дальнейшем. В селе оставались те, у кого была такая возможность. Из-за отсутствия места для строительства новых домов, две семьи рода «Гюгазац» свои небольшие дома построили ниже домов рода «Мулкумац», на самом каменистом участке, дома были без двора. Они недолго жили в селе, дома быстро подверглись разрушению, так как были непрочные, типа времянок (квартал Кар, дома № 1 и № 2). Один из семи братьев рода «Гюгазац» – Гукасян Николай – свой дом построил недалеко от домов рода «Сякуц» (Верхний квартал, дом № 10), а для Григоряна Агаджана не нашлось места для строительства дома рядом со своими родичами – «Хатаюц», которые изначально построили свои дома в центре села (Средний квартал, дома №№ 4, 5, 6). Он свой дом построил на самой вершине восточного холма, недалеко от сельского кладбища (Верхний квартал, дом № 4).

Фактически, процесс образования села был завершён. Отток населения носил естественный характер.

Образовались новые ответвления родов. Так, род «Тлибац» разросся ветвями: «Атуц», «Вануц», «Мосуц», «Судац» («Аби амуц»). Соответственно, возникли фамилии: Атаян, Ванян, Мовсесян, Айрапетян.

Род «Кясуц», уже кроме «Кясуц» с фамилиями Гаспарян, Алексанян, имел ветви «Несуц» с фамилиями Нерсесян и Саркисян и «Балуц» – Багдасарян.

Род «Бозуц» – ветвь «Моси апруц» – Айрапетяны, ветви: «Амуц», «Кич апруц», «Бахши амуц» – Степаняны, «Сякуц» – Саркисяны, «Джавуц» – Петросяны, «Гагруц»-Каграманяны и Аванесяны.

Джави – женщина. Её дочь вышла замуж за Петроса из рода «Бозуц». Петрос с семьёй жил в её доме, но потомки Петроса – Петросяны, и, естественно, они из рода «Бозуц», хотя их называют «Джавуц» (Средний квартал, дом № 19).

Атаян Зилфи Симонович тоже жил в семье своей жены, у тёщи не было сыновей. Тем не менее, этот дом (Верхний квартал, дом № 8) стали называть домом «Атуц Зилфи», а рядом находящийся дом – «Сякуц». Видимо, сама Джави была волевая и самолюбивая женщина, а зять доволен был тем, что его дети – Петросяны.

В маленьком роде «Витук», кроме Аветисянов, появились и Хачяны.

Образовалась новая ветвь и в роде «Гюгазац» – «Пухусац» без изменения фамилии.

Налаженный уклад жизни продлился до 20-х годов ХХ столетия, когда в Карабахе установилась Советская власть. Новая власть вскоре стала устанавливать своё правление.

Селом стал руководить председатель, был избран Сельсовет, образовались общественные организации партийная и комсомольская – проводили новую идеологию, в том числе направленную против религии, начался период коллективизации, в результате которой собственность на землю перешла государству, обобществили весь частный скот, кроме ишаков. Сплошная коллективизация оказалась настолько губительной, что очень скоро, уже через три года, в 1933 году, стали частникам выделять земельные наделы.

Некоторые жители, уехавшие из села после сплошной коллективизации, снова стали возвращаться. Формально, вхождение в колхоз сделали делом добровольным, но практически, кто не входил в колхоз, им давали самые неплодородные земельные участки. Было разрешено держать очень ограниченное количество скота.

После установления новой власти, лишившись собственности, многие всё же безвозвратно уехали из села. Переселились семьи Атаянца Оганеса, его брата – Атаянца Мелика, Степаняна Парсега, Ваняна Кости. Они переехали в Махачкалу. В Кировабад (Гянджа) уехали Гаспарян Крюкер, Гаспарян Николай. Атаян Крюкер переселился на Кубань.

Началась Великая Отечественная война. После войны начался новый отток населения. Молодые люди имели большой спрос в строящихся после войны городах, и они уезжали. Многие дома пустели. Они, в лучшем случае, стали использоваться под магазин, канцелярию.

Дом, где жила семья Гукасяна Сантри, находился над кузницей (Средний квартал, дом № 34). Через много лет кузница перестала работать, дом Гукасяна Сантри и кузницу снесли и объединили со двором школы. При строительстве школы взорвали северо-западную часть скалы, проложили автомобильную дорогу через овраг «Джрин дзор» и широкую дорогу от родника до села. Вход в село стал уже с центра села. Семья Гукасяна Сантри перешла жить в дом через дорогу, где раньше жила семья Атаяна Арустама, переехавшая на Северный Кавказ. Этот дом ранее принадлежал Аветисяну Ванесу из рода «Витук» (Средний квартал, дом № 33), его семья выехала из села гораздо раньше. Дом Атаяна Арустама был около дома его брата – Атаяна Петроса (Нижний квартал, дома № 9 и № 8), рядом с его домом были дома Атаяна Оганеса и его брата Атаяна Мелика (дома № 10 и № 11), все эти дома находились над средней частью утёса. Во время войны семьи, выехавшие в Махачкалу, приехали в село. Дома Атаянцев были вполне пригодны для жилья. После войны один из родственников разобрал эти дома и использовал дрова для топки. Оганес Атаян выразил недовольство такому решению проблем родственником, и особенно ему стало неприятно, когда его внуки приехали и увидели только первый этаж дома – хлев, который был пригоден для содержания в нём скота.

С развитием страны улучшался и быт людей, особенно после ликвидации колхоза и образования государственного хозяйства – совхоза. На этот период (с 1970 года) приходится строительство домов Аванесяна Юры Мехаковича, Саркисяна Мехака Мовсесовича (квартал Кар, дома № 5, 6), Гаспаряна Сурена Ванесовича (Средний квартал, дом № 4), Мовсесяна Сурена Аванесовича (новый дом построил после возгорания дома, где он жил. Квартал «Кясуц», дом № 11). Атаян Мадат Атаевич и Айрапетян Мушег Николаевич на месте дома Атаяна Макара Овсеповича построили второй этаж (по одной комнате для каждого) и приезжали туда в летнее время (Нижний квартал, дома №№ 3,4). Многие улучшали свои жилищные условия дополнительными пристройками, закрытием балконов, капитальным ремонтом. Так, мой отец поднял высоту комнат, заменил крышу, поменял окна, построил новую лестницу и остеклил балкон. (Средний квартал, дом № 10). Капитально отремонтировали свои дома Гукасян (Айрапетян) Лариса Амбарцумовна, семья Степаняна Авшара, Айрапетян Беник Айрапетович, Айрапетян Эдик Амбарцумович, Петросян Эдик Арсенович, Агабекян Шура Сергеевич (дом своей тёщи, где он жил с женой – Ванян Соней). За счёт остекления балконов, многие расширили жилое помещение. Окна заказывали в Степанакерте, изготовители сами привозили и устанавливали.

Многие жители были уверены, что их дети будут приезжать только в летнее время или по какому-нибудь случаю, но, тем не менее, хотели жить в нормальных условиях пока живы, и к ним приезжают родные люди.

К началу Карабахского движения – 1988 год, более чем было понятно, что для дальнейшего существования села главным тормозом является политика государства, в котором жил армянский Нагорный Карабах – эта политика была направлена на выдавливание армянского населения со своих земель по примеру Нахичиванской Автономной Республики. Никакие косметические улучшения не могли решить главную причину опустошения сёл. Главная причина – это невозможность сохранения своей культуры, своего языка, политика создания условий, при которых человек не видит будущего своих детей. Другой политики в составе Азербайджана не могло быть, и это лучшим образом доказала история.

Принадлежность домов села

К Плану села

Нижний квартал

Дом № 1 – Это был самый красивый двухэтажный дом. Принадлежал роду «Тлибац» – «Баламуц». Его хозяин – Атаян Крюкер после коллективизации переехал на Кубань, некоторое время в доме жила его дочь – Ангин, но после войны она тоже уехала. В восьмидесятые годы в нём жила Атаян Минавар с младшим сыном – Темуром. Минавар тота скончалась, Темур обоснавался в Раздане. В 1991 году дом пустовал.

Дом № 2 – Дом одноэтажный. Принадлежал Атаяну Ате, после его кончины по наследству перешёл к сыну – Арафелу. Вплоть до 1991 года летом и осенью в доме жили члены его семьи. Дом был в хорошем состоянии.

Дома № 3 и 4 – Хозяин дома был Атаян Овсеп и его потомки – Маркара, Манучар, Завен. После войны дети Макара переехали в Баку. Дом некоторое время использовался под сельмаг. После, второй этаж пришёл в ветхое состояие. Атаян Мадат Атаевич и Айрапетян Мушег Николаевич на втором этаже построили комнаты, которые использовались как дачные жилища. Дома всегда находились под присмотром родственников.

Дом № 5 – Дом двухэтажный, принадлежал первоначально Атаяну Вани Агаджановичу.

В дальнейшем передавался по наследству Атаяну Тавиту, Ваняну Маркаре, Ваняну Саркису, Ваняну Валерику. В 1991 году в доме жила большая семья Валерика: родители Саркис и Маруся, Валерик, жена, четверо детей. Дом был в хорошем состоянии. Во дворе был турун, который использовался во все времена.



Дом № 6 – Этот дом принадлежал Атаяну Мовсесу, родному брату Атаяна Тавита. В нём жила семья одного из сыновей – Мухи. Дом стал ветхим и непригоден для проживания.

В 1991 году от дома Мухи только видны были остатки.

Дом № 7 – Двухэтажный. Принадлежал первоначально Атаяну Беци – сыну Атаяна Вани. После, в доме жили его потомки – Ванян Симон, его дочь Соня с семьёй. К 1991 году дом был отремонтирован капитально, в нём жили Соня с мужем – Шурой Агабекяном.

Дом № 8 – Двухэтажный. Принадлежал Атаяну Петросу. В доме в разное время жили сыновья Петроса – Темур с семьёй, Мадат. Долгое время вплоть до 1991 года, в доме жила дочь Петроса – Ангин Атаян. Дом был в хорошем состоянии.

Дом № 9 – Двухэтажный. Принадлежал брату Петроса – Атаяну Арустаму. Семья Арустама в этом доме жила до 1945 года. После, переселилась в освободившийся дом в среднем квартале. Его хозяин – Аветисян Беглар – переехал на постоянное жительство на Северный Кавказ. Дом Арустама использовала семья его брата – Петроса. В 1991 году дом находился в ухоженном состоянии.

Дом № 10 – Двухэтажный. Принадлежал Атаяну Оганесу Макаровичу. В 1935 году с семьёй переехал в Махачкалу. В 1942 году, на время военных действий на Кавказе, семья приехала в село. Дом был в нормальном состоянии. Его разрушил родственник до превращения села в руины азербайджанцами в мае 1991 года. Напротив дома имеется большой хлев (на плане № 12) со сводчатым каменным покрытием. Он сохранился и после депортации и разрушения села.

Дом № 11 – Двухэтажный. Принадлежал Атаяну Мелику – брату Атаяна Оганеса. Его дому постигла та же участь, что и дому брата.

Дом № 13 – Двухэтажный. Принадлежал Нерсесяну Саркису. В доме жила семья Саркиса и семья его сына – Мисака. Мисак погиб на войне. В пору депортации дом находился в хорошем состоянии, за домом был постоянный присмотр старшей дочери Мисака – Грачьи, постоянно живущей в селе.

Дом № 14 – Двухэтажный. Половина дома принадлежала Нерсесяну Мухану Саркисовичу, другая половина – его брату – Симону. Семья Мухана после войны вместе с сыном Завеном и семьёй старшего сына – Гургена переехала в Кировабад. Сын Мухана – Мушег – погиб на фронте.

При депортации села в 1991 году в доме жила жена Симона – Егина.

Дом № 15 – Дом одноэтажный. Принадлежал сыну Атаяна Мухи – Мовсесяну Мехаку. После возвращения с фронта, вся семья уехала из села в город Грозный, там прожила недолго, вернулась, прожила два года и в 1951 году навсегда переехала в город Дербент.

Дом № 16 – Дом одноэтажный. Принадлежала другому сыну Атаяна Мухи – Мовсесяну Артему. Семья Артема переехала в Дербент в 1951 году.

В домах №№ 15,16 жили семьи их родственников – Мовсесяна Сурена и его дочери – Риты. По неосторожности жены Мовсесяна Сурена – Анаит – дома сгорели до основания.

Средний квартал

Церковь Богородицы. После установления Советской власти, часть здания была превращена в клуб, большая часть – в колхозный склад. В последние годы, после превращения колхоза в совхоз, помещение склада стали использовать для общественных мероприятий, главным образом, для панихид. С западной стороны церкви были захоронения священнослужителей, они были из рода «Тлибац». Останки этих захоронений обнаружились при строительных работах около клуба. Представитель этого рода – Атаян Мадат Атаевич – собрал эти останки, завернул в белом материале и похоронил на территории сельского кладбища.

Школа. Построена в 1946-47 годах. Расширена одним классом в семидесятые годы, тогда же двор школы увеличен за счёт сноса одноэтажного дома Гукасяна Сантри и кузницы. Кузница находилась под домом Гукасяна Сантри (Средний квартал, дом № 34) в центре села.

Дом № 1 – Двухэтажный. Принадлежал Гаспаряну Ванесу – последнему сельскому кёхе – старосте. Одна комната дома некоторое время служила школьной классной комнатой. В 1991 году в нём жила семья одного из его сыновей – Гаспаряна Сократа и семья сына Сократа – Камо. Всего пять человек. Дом был добротный.

Дом № 2 – Двухэтажный. Принадлежал Багдасаряну Симону. Во взрослой жизни в нём жила семья его сына Рубена. В 1991 году в доме жила жена Рубена – Аракся. Средний сын – Андрюша (Гурген) с семьёй жил в Гадруте.

Дом № 3 – Двухэтажный. Принадлежал Багдасаряну Бабаме. Семья выехала из села в начале войны. Его сын – Мушег – погиб на фронте. В доме некоторое время временно жила семья Гукасяна Мадата, мать которого – Валинка – была племянницей Бабами. В одной комнате дома была открыта дверь на улицу, и комната служила сельмагом. Дом купил официально директор сельской школы – Мовсесян Беглар. Он родом из Мулкудары, был женат на женщине из нашего села – Аванесян Анесе Симоновне. Вместе с семьёй сына жили в селе до выхода директора школы на пенсию, после купили дом в Ереване и переехали в Ереван. В 1991 году в доме никто не жил.

Дома № 4, № 5 – Двухэтажный. На месте этого дома был дом, который принадлежал Григоряну Самвелу Абагимовичу. Его семья незадолго до войны переехала в Кировабад. В доме № 4 после войны жила семья Степаняна Айка Бахшиевича. Через несколько лет семья Гаспаряна Ермии из квартала «Кясуц» (квартал Кясуц дом № 1) переехала на Северный Кавказ, Степанян Айк переехал жить в этот освободившийся дом, и в доме стала жить семья Гаспаряна Сурена Ванесовича. В конце 80-х годов Гаспарян Сурен на месте дома № 4 построил большой двухэтажный дом. Вместе с женой – Модей и младшим сыном – Варужаном – жили в этом доме. В 1990 году, в разгар Карабахского движения, азербайджанцы Варужана арестовали для получения выкупа. В 1991 году его выкупили. В том же году село подверглось депортации.

Дом № 6 – Двухэтажный. Принадлежал Григоряну Симону Абагимовичу. Два сына Симона – Егиша и Левон – погибли на фронте. Вернулся только сын Гриша. Его сыновья Андрей и Лентруша – после армии переехали жить на Северный Кавказ.

При депортации села в 1991 году в доме жили Гриша и его жена – Шадана.

Дом был в хорошем состоянии.

Дом № 7 – Двухэтажный. Принадлежал Айрапетяну Николаю Аветисовичу.

До коллективизации в доме на первом этаже был собственный магазин, дверь выходила на улицу. До 1955 года дом был жилой. В нём жила семья младшего сына Отца Николая – Гранта. Семья переехала в Баку. Часть дома обветшала. В 1991 году дом пустовал.

Дом № 8 – Двухэтажный. Принадлежал Айрапетяну Макару Аветисовичу. До 1976 года в доме жила невестка – жена сына Гургена, погибшего на войне. Дом был капитально отремонтирован. За домом был постоянный присмотр. В 1991 году в доме никто не жил, были все домашние принадлежности, необходимые для проживания.