Книга Печать Мирского Духа - читать онлайн бесплатно, автор Иеромонах СПИРИДОН ТУРНЯ. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Печать Мирского Духа
Печать Мирского Духа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Печать Мирского Духа

Святитель Феофан Затворник говорит: «Благодать, как говорит нам Преподобный Симеон Новый Богослов, заставляет нас пренебрегать всем». Не позволять себе наполняться мирским духом, который нападает на нас со всех сторон, есть работа благодати, помощь и дар Господа нашего. Благодать даёт нам силы выстоять мирскому духу. Только с помощью благодати Святого Духа, мы можем противостоять притягательности мира. От того очень важно не терять её, чтобы быть в состоянии противостоять этому потоку, который кажется, что захлестнул всё: духу мирской суеты. Если мы не сможем удержать благодать, то наша духовная жизнь будет пустой, мирской, карикатурной, даже если мы будем частью Православной Церкви. У нас будет доступ к благодати Святого Духа, но у нас не будет никакой возможности сохранить её. И очевидно будет всё сложнее сохранять благодать по мере приближения конца света. Сказано, что лукавому: «должно быть освобожденным на малое время» (Откровения Иоанна Богослова 20, 3).

Это есть секуляризация: у тебя есть всё та же благодать, но ты не знаешь, как её применять, потому что не знаешь, как, или не хочешь её сберечь. Те, кто так поступает, находится на месте неразумных дев. Они, хоть и девы, то есть делают добрые дела, благодаря которым получают благодать, имеют, однако, пустые светильники, то есть без благодати Святого Духа.

Дух мирской, или дух суетный, или дух антихриста

Святитель Тихон Задонский говорит: когда суета входит в сердце, тогда вечность отходит. Но что есть суета? В египетском патерике сказано: «всё о чём думает человек, от небес и до низа, есть суета». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: «А мирские похоти – все то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни; все, что исчезает вместе с настоящей жизнью, ест мирская похоть. Поэтому мы не должны иметь к этому никакого отношения».

Суета – это тоже, что и мирской дух. Таким образом, суетность имеет своей целью привлечь человека, и увести его от Господа. Суетность постоянно старается увлечь человека на широкий путь.

Паисий Святогорец говорит: «разум подсказывает мне, что самый большой враг спасения нашей души, больше, даже чем дьявол, это мирской дух, потому что он приятно притягивает нас, однако огорчит в итоге навсегда».

Про важность понимания этого духа, чтобы остерегаться его, предупреждает нас Святой Иоанн Кронштадтский: не узнавши духа убивающего, не узнаешь и Духа Животворящего.

Всё же, как нам следует это понимать? Святитель Феофан Затворник говорит: «Не думайте, что всё, что вы делаете по дому или по хозяйству суета. Нет, для этого существуют заповеди и достойное выполнение этих дел находится среди дел приятных Господу. Только выполняйте их все, как волю Господа, как Его поручение, данное вам. Переде началом каждого дела зовите Господа себе в помощь и впоследствии обращайтесь к Господу за советом, а после завершения дела, отблагодарите Его. И выполняя работы по дому, будет будто вы выполняете молитвенное правило». «Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завести эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная».

Святой Апостол Павел говорит: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29—31).

Святой Иоанн Богослов говорит: Не люби? те мира, ни того, что в мире (1 Иоанна 2, 15).

Преподобный Никодим Святогорец говорит: «Святитель Василий Великий утверждает: О попирающих земное и о ставших выше него свидетельствует пророк, что они достойны дара Святого Духа (О Святом Духе, 22). Ибо единственная причина, почему сегодня мы христиане и монахи не удостаиваемся дарами благодати Святого Духа, в том, что в нас присутствует зависимость и любовь к тленным и временным вещам этого мира и в том, что мы любуемся ими и не презираем, как следовало бы. От того, как и умный родитель, заметив, что его ребёнок любуется мелкими и никчёмными вещами, вроде игрушек и игральных костей, не убеждён, что следует отдать детям своё богатство, ибо они, не зная чего оно стоит, пренебрегают ими и теряют, но даёт его тогда, когда замечает, что ребёнок накопил взрослого разума и пренебрегает детскими вещами, так и Господь, не убеждён в надобности давать нам богатство Своей благодати, ибо видит нас похожих на незнающих детей, мы любуемся проходящим и тщетным, и не любим духовное и небесное, как следует настоящим мужам. Ибо, если Он нам даст её, мы её не оценим и легко потеряем и будем ещё строже наказаны. Так толкует и красноречивый Златоуст: Тот, кто любуется нынешним никогда не будет почтён наблюдением будущего, но тот, кто не замечает, что окружающее ничем не лучше тени и грёз, в скорости достигнет великого и духовного. Ибо и мы, когда показываем детям, богатство, которое полагается взрослым мужам, когда мы видим, как они возмужали и не замечают всё детское; но доколе они любуются мирским, мы считаем их недостойными того».

Как изгоняется святой дух

Святой Дух изгоняется в первую очередь большими грехами, как например гордыня, осуждение близкого, отсутствие милосердия или гнев. О том, как дух гнева стесняет и изгоняет благодать описано в Пастыре: «Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться, ибо подавляется злым духом и, оскорбляемый гневом, не имеет возможности служить Господу, как желает».

Однако так происходит не только с духом гнева, но и с любым другим духом чуждым Христу, с хитрым духом, нечистым духом, лживым духом, которые кто-то принимает в своём сердце. Святой Дух изгоняется не только большими грехами, но и другими путями, с помощью которых хитрый, лживый дух проникает в сердце. Преподобный Силуан Афонский говорит: «кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души». «Не должно быть любопытным, не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение». Что за грех это: просмотр газет? Такого и не существует в обычных наставлениях для исповеди. Однако… он изгоняет благодать. Значит это очень и очень важно. Потому что газеты создают атмосферу, дух, лукавый и лживый, который притесняет и в итоге изгоняет благодать Святого Духа. Он отвлекает внимание к чем-то другому, коверкая значения, опьяняя, притупляя и уводя христианина от тесного пути.

Тесный путь есть Святой Дух, а широкий путь имеет множество и множество духов, лукавых, лживых и суетных. Имя им «легион». Это страна обмана, страна, удалённая от Святого Духа, где души людей голодны и полны духа суетности. Когда сердце наполняется духом суеты, благодать покидает нас. В крайнем случае если и не покидает тотчас, то печалится, и мы близки к Его утрате. Мы знаем с уверенностью, что благодать печалится, когда мы перелистываем газеты и предполагаем, что печалится и во множестве других житейских ситуациях.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Дух, но пока душа научится хранить благодать, то много намучается». «Блажен кто не теряет благодать Божию, а восходит от силы в силу».

Благодати нужно время, чтобы приумножаться в сердце человека; так же, как и растение, вырванное, после того как оно проросло и вновь посеянное в землю и вновь вырвано, никогда не будет плодоносить, даже если мы будем засевать ту же землю сотни или тысячи, или миллионы раз. Как говорит и Святитель Иоанн Златоуст: «Потому что и Павел, после крещения, с течением времени становился всё светлее и ярче, благодать расцветала в нём ещё больше».

О мирских людях

Бизнесмены, артисты или даже мастера, которые с уверенностью и восторгом говорят о своём ремесле, уме, мыслях и своих возможностях, прибыли, качестве и уровню культуры, многом другом, изливают волны суетности, которые притягивают, покоряют и подчиняют сердца ненаполненные ничем кроме суетности. А тем, кто наполнен Святым Духом, они кажутся глупыми, грубыми, жадными, любителями наслаждений, которые не произносят и не делают ничего, что было бы похоже на жития святых, на их поступки или было бы в соответствии с напутствием Евангелия. Будь осторожен с тем, что привлекает тебя!

Святитель Василий Великий говорит: «Если кто хвалится красотою телесною или знаменитостью рода, то не о Господе хвалится душа его; такой человек хвалится суетностью. Не заслуживают также истинной похвалы искусства средние и занимающиеся ими: кормчие, врачи, е, которые созидают города или пирамиды, или лабиринты, или другие какие дорогостоящие пышные громады зданий. Те, кто хвалится этим, не восхваляют в душе своей Господа». Преподобный Силуан Афонский говорит: Кто носит в себе мир Духа Святого, тот и на других изливает мир; а кто носит в себе злого духа, тот и на других изливает зло..

Так же, как живот святых станет источником живой воды, дающей жизнь, так же и люди полные духа суеты будут изливать вокруг себя мутные воды, приносящие смерть.

Очевидно, что люди, переполненные духом, суеты изливают вокруг себя что-то и этим кормят, поят души других людей.

В этом смысле каждый ремесленник или интеллектуал, который с вдохновением говорит о своём ремесле или о своих занятиях, то есть о мирском, изливает вокруг мутные воды, не дающие жизнь.

Любой человек, который с упоением рассказывает о своём образовании, о своих путешествиях, о своём имуществе и даже о свей семье, изливает вокруг себя мутную воду, несущую смерть.

Так же, те, кто рассказывает о своих увлечениях, дипломах, талантах, и даже о своих качествах, не говоря уже о развлечениях, роскоши и удобствах, и удовольствиях, распространяет вокруг себя воду, несущую смерть, а не воду жизнь дающую.

По началу, журчание разливающейся воды притягивает, потому что, как и святые, эти служители суетности, изливают из себя что-то, однако, вода их мутная и несущая смерть, но для тех, кто не видел другой воды, она представляет главную еду и питьё, и запрет из неё пить означает для них, что ты хочешь их заставить отказаться от еды и питья. Поэтому они возненавидят тебя и отрекутся от тебя, как от зла.

Святой иоанн кронштадтский о мирском дух

«Поэтому христианину, позванному в небесное отечество, страннику и пришельцу земному, не должно ни к чему земному прилагать сердца». «Дьявол живет и действует в наших сердцах чрез разные привязанности наши к предметам земным». «Прилепление к миру есть заблуждение и дух дьявола». «Материя, когда мы к ней прилепляемся сердцем, страстно ее желаем или жалеем другим, убивает душу чрез удаление от Бога, Источника жизни».

«Пристрастие к земным вещам – есть идолопоклонство». «Сердце, пекущееся о житейских вещах, особенно излишних, оставляет Господа». «Пристрастие к земным вещам будет пропорционально усиливаться, а вера в небесные блага и любовь к ним ослабевать все больше и больше, любовь к Богу и ближнему – тоже». «Мгновенное почувствование привязанности к земному, или мгновенное склонение сердца ко греху, мгновенное усомнение в истине, – и диавол проник в сердце, он же и производит в одно мгновение какую-либо страсть в сердце и потом, по мере нашего ей сочувствия, овладевает нами и влечет нас, куда ему угодно, как пленников, связанных по рукам и ногам».

Мы замечаем в себе борьбу веры с неверием, доброй силы со злою, а в свете – духа церковности с духом мира. Там по духу различите вы явно две противоположные стороны: сторону света и сторону тьмы, добра и зла, церковности, религиозности и светскости, безверия. Знаете отчего это? – от борьбы двух противоположных сил: силы Божией и силы дьявольской. Господь действует в покорных Себе сынах, а дьявол – в сынах противления (дух иже ныне, действует в сынех противления [Ефес. 2, 2]). И я чувствую в себе нередко борьбу двух противоположных сил. Когда я стану на молитву, то иногда злая сила давит мучительно и погружает мое сердце, чтобы не могло оно возноситься к Богу».

«Не радуйся приобретению, но да будет для тебя всегдашняя и единственная радость, всегдашнее и единственное приобретение – Господь. Положись на Него совершенно: Он знает, как тебя провесть безбедно чрез настоящую жизнь и привести к Себе – в вечное Свое царство». «На все в мире смотри, как на преходящую тень, и ни к чему не прилепляйся сердцем, ничего не считай за великое, ни на что не полагай надежды. Прилепляйся к единому нетленному, невидимому, премудрому Богу. Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. [2 Кор. 4, 18]».

Сияние духа суеты

Меня всегда сильно удивляло выражение блаженства, мудрости и спокойствия, которое курильщики часто имеют на своих лицах. Я считаю, что благодаря этой жертве они соприкасаются с духом тленности. И так как Святой Дух учит скрытно людей, невыразимым секретам, так и их нечистый дух скрытно учит секретам беззакония и отрицания Бога. Они ощущают себя в какой-то мере ещё больше обогащёнными, чем простые люди от контакта с духом суеты. И не только курильщики, но и пьяницы, гуляки, распутники, баловни, певцы, йоги, сектанты думают, что имеют что-то больше чем другие. Так же, как люди полные Духа, называются духовными, и служат Господу, так и этих мы можем назвать нечистыми духами, работающими во зло. Это есть состояние, к которому стремятся те, кто по сути есть плоть, чтобы одушевиться, мотивироваться и иметь смысл. «Рождение от Духа, есть дух» (Иоанн 3, 6). Иоанн Кронштадтский говорит: «или приближаемся к Богу, бываем один дух с Ним, или удаляемся от Него и делаемся одним духом с дьяволом и споспешной его силой».

Встреча с сильными мира сего наполняет нашу душу тщеславием. Также как лицезрение и посещение их домов, машин, владений, магазинов и фирм, оценка их суетных и блестящих вещей, которые желаются и которым поклоняются толпами тех, у кого нет Святого Духа в сердце. Дух тщеславия проявляется, иногда только при упоминании имени служителей мамоны, по новостям о них в газетах и по телевизору.

Тщетный восторг является знаком того, что человек находится под влиянием суетного духа. Он может восторгаться своей работой или работой других, своими или чужими вещами, аппаратурой, успехами своего или чужого тела. Нередко человек наполняется тщетным восторгом посещая церкви и монастыри, беседуя со знаменитыми духовниками, или даже беседуя с христианами о Господе. После чего переходят на другие вещи, которые их восторгают. Конечно, они могут благодарить Господа, за то, что цивилизованны, что у них хорошие манеры, которые тоже будут «восхитительными», но сердце их будет опьянено суетностью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги