По окончанию трапезы все расходились по своим уголкам и отдыхали, кто как мог.
К вечеру, когда стрелка показывала XX, они собирались на очередную трапезу и уже после этого располагались на ночной отдых.
Так и проходил выходной день, за которым следовал еще один, такой же, а затем уже и рабочий. Во второй день празднеств не устраивалось, и племя отдыхало по своему усмотрению.
Кто купался в реке, кто смотрел за купающимися, оберегая их от огромных зеленых чудовищ с помощью палок и порошков, которые они сами добывали из дерева, перетирая его кору.
Этот порошок не нравился этим диким животным, и они почти мигом уносились в сторону, хотя и не далеко.
Опасность, конечно, всегда присутствовала, и люди тщательно смотрели за теми, кто мог причинять им вред.
Но случаев открытого нападения со стороны животных все же не было. Возможно, что так было еще потому, что им самим доставалось кое-что из остатков пищи людей, и они не были особо голодны. К тему же, в реке было полним полно рыбы, а в отдельных местах и птиц, а также и других видов животных.
Наверное, самую большую опасность таили в себе мелкие змеи, укус которых мог погубить человека.
Именно такую змею демонстрировал Анамнехон собравшимся на небольшой совет представителям других племен.
Правда, против них существовали другие средства, добытые с помощью антабиусов из растений, животных и рыб, не исключая и тех огромных чудовищ, но все же лучше было быть всегда внимательным, чем подвергнуться укусу этой змеи.
Были и другие развлечения во второй выходной день. Можно было половить рыбу из реки с помощью обычной тонкой палки, к которой привязывалась длинная волокнистая нить, имеющая на конце тонкий, согнутый и хорошо обточенный дротик с наживкой в виде червя или пресного зернового теста.
Правда, не всегда такая ловля доставляла удовольствие. Бывало, что на средство ловли попадались не очень большие зеленые рыбы, которые еще не достигли огромных размеров. Приходилось расставаться со своим снадобьем и искать другую нить с таким же дротиком, так как по большей части они заглатывали наживку, а достать ее изнутри не было возможности.
Сам же процесс рыбной ловли осуществлялся большим количеством людей несколько раз за полный оборот луны.
Для этого были сплетены большие сети, которые перегораживали реку, а люди использовались как загонщики, начиная идти издалека. Только раз допускалось ловить рыбу ночью в момент полной луны.
Для этого отбирались охотники из состава племени, и все осуществлялось под контролем самого вождя.
Из рыбных костей делали муку, перетирая их большими камнями. Саму рыбу вялили на солнце и сохраняли под слоем листьев, оберегая при этом от муравьев с помощью того же древесного порошка.
Были у племени и своеобразные игры. Из воднорастущей травы они связывали большие шары и гоняли их по полю, усеянному травой.
Особенно это нравилось детям. Взрослые, как правило, занимались, или даже можно сказать, упражнялись метанием дротиков, метая их в какое-нибудь сооруженное чучело или бросая копья и пуская стрелы, стараясь, как можно точнее угодить в цель.
Были такие, что попадали в небольшой плод с расстояния двадцати-тридцати шагов. Но особенно отличался один человек из их племени. Он мог попасть рыбе в глаз с расстояния сорока шагов. Среди женщин были свои занятия.
В основном, они обучались разному шитью у своих матерей и более старших, разным рецептам по приготовлению пищи и мазей, а также всякому мастерству по изготовлению предметов для забав их детей.
Практически, второй выходной чем-то был похож на рабочий день, хотя бы в плане подготовки к нему, хотя, конечно же, предпочтение отдавалось отдыху, и каждый мог свободно оставить занятия и просто отдохнуть.
В рабочие дни существовала строгая трудовая обязанность. Люди занимались своим конкретным делом, и в целом, племя напоминало пчелиный рой, где каждый исполнял порученное ему вождем дело, или кем-то из его помощников, которые также избирались всем племенем по тому же принципу, что и сам вождь.
У всех были свои конкретные обязанности, и даже музыканты, время от времени, привлекались для каких-то работ.
В общем, трудились все, не исключая самого вождя и это, естественно, приносило пользу всем людям.
Но вот наступала пора смены вождя и к этому событию готовились всем племенем.
Сегодняшняя задержка с отдыхом и вечерний разбор рыбы как раз и был связан именно с этим.
Вдоволь наговорившись и обсудив свои юношеские проблемы, юнцы вскоре закончили свою работу и разошлись отдыхать, оставив часть добычи здесь, под опекой назначающейся охраны.
Анамнехон также пошел отдыхать и вскоре уснул самым обыкновенным сном, ничуть не волнуясь и не переживая о предстоящем.
Тем временем, сам вождь еще долго не мог уснуть, все время думая о том, как провести очередную смену верховной власти в племени, и как согласовать решения других вождей племен или глав родов.
Вдоволь поразмыслив об этом и устав после обычного рабочего дня, он все же вскоре отошел ко сну, предоставив возможность ночи самой разобраться с этими мыслями и возможно что-либо ему сообщить.
В племени воцарилась тишина. И только часовые, время от времени пересвистываясь, нарушали ее покой.
Только в нескольких местах еще горели небольшие огни, дающие понять любому приближающемуся о том, что эта территория занята и охраняема.
И надо было быть, действительно, осторожным, чтобы не попасть в какую-нибудь ловушку или хоть как-то нарушить покой спящего племени. Пересечение границы огней строго каралось и в большей части об этом знали все, кто обосновывался где-то неподалеку. Это была предосторожность от возникновения какой-либо эпидемии болезни и не нанесения вреда племени.
Так жили в то время не только они, а многие, которых также обучали антабиусы и определяли им их вид деятельности в целом составе племен.
Пока на земле был мир, царствовало спокойствие и дружелюбное отношение друг к другу.
Возможно, причиной этому послужила общая беда, а возможно, люди после долгих, трудных битв и гибели в сражениях, просто немного поумнели. Хотя где-то далеко были и войны.
Об этом рассказывали очевидцы, проходящие через их земли одинокие люди. Их посылал в путь Большой Дух и заставлял оповещать всех о грозящих бедах.
Так люди приучались сами понимать, как нужно общаться между собой и как вести дела, не мешая друг другу.
Именно этим и объяснялось появление в их племени других представителей племен, желающих объединить усилия и создать единую дружную семью.
Время шло вперед и заставляло людей двигаться вместе с ним, хотя мало кто тогда знал, как творилось это самое время и почему оно, вообще, шло вперед, а не стояло на месте, подобно земле под ногами.
Но об этом предстояло только узнать многим, и Большой Дух готовил своего ученика времени для создания общего обучения племен и сохранения постоянного мира и дружелюбия на всей Земле.
Большой дух собирался наделить его особым умом и создать из него настоящего человека, способного победить любую нужду и устоять в любой борьбе.
Тот человек еще спал и имя ему было Анамнехон, и, конечно, он сам не ведал и, естественно, даже не думал, что Большой Дух так вoт наградит его и осчастливит общим повиновением людским.
Не думал и не мог подумать о том же и сам вождь, мирно отдыхающий в своем жилище, ничем не отличающемся от таких же других.
Его мысли были заняты текущими делами, а голова набита ними до отказа.
И Большой Дух, опускаясь откуда-то сверху в само племя, решил не нарушать их покой и оставить до дня возведения в ранг его сына. А сейчас он прошелся по еще горячему песку и почему-то потрогал его руками.
– Да, – сказал тогда Большой Дух, – это земля ваша, но не моя, и царствовать вам на ней, а не мне. Что ж, дам людям волю и посмотрю, что получится с этого. Возможно, станет больше им яснее что, где и как. А я пока сам осмотрюсь за это время и надо думать, примкну к другой 3емле, может меньше горячей, но способной дать постоянное жилье и мне.
Дух ступил дальше и вскоре скрылся в ночной темноте. Далее вспыхнула небольшая искра, и что-то тихо вознеслось в небеса.
Никто не заметил его присутствия, никто даже подумать не мог, что Большой Дух может придти сам.
Часовые удивленно переглянулись, и один из них сказал другому:
– Наверное, это от костра. Только почему сюда занесло? Ветра вроде бы нет. – А может это Вождь выпустил свой огонь в небеса? – ответил ему второй.
– Может, – согласился первый и их разговор прекратился.
Выглянула Луна и осветила всем лица. Где-то вдалеке, на ее свету, была видна какая-то темноватая точка. Но никто не придал этому значения, и вскоре в племени стало совсем тихо.
Часовые разошлись по сторонам и продолжили свой ночной маршрут.
Подул небольшой ветерок, и земля немного освежила собою дневную усталость. Ей нужно было набраться сил, чтобы наутро дать нужные всходы и в очередной раз накормить людей.
– Слава Большому Духу, – хотелось сказать ей самой в ту минуту, но Земля не могла этого сделать.
У нее был свой голос: дрожащий и монотонно возрастающий до гула в ушах.
И пока он молчал, люди спали спокойно, благодаря свою землю за тишину, ее теплоту и доброту.
Это лучшее, что она могла предложить им в их же растущий день и для их же вечного блага.
Глава 4. Анамнехон – творец
Ночь прошла, и солнце озарило лица проснувшихся.
Наступал день. Очередной из трудовой недели, и нужно было подниматься, чтобы снова трудиться, а уже затем вновь обрести отдых.
Такова она жизнь людская. И ничто, и никто не способны ее изменить или сделать какой-то другой, более удачной или счастливой.
Труд и отдых, как день и ночь, как живое и не таковое. Все это соединено воедино, и из одного выходит другое, а из другого первое.
Правда, есть еще одно. Это вечный мрак. Но для людей он не нужен, ибо там они жить не могут. Ибо мрак – он и называется так, как в прямом, так и в переносном смысле. Место человека среди живого, среди такого, как и он сам.
И этому также обучали антабиусы, подтверждая своим трудом и образом жизни.
С тех вот пор и повелось ходить и обучать кого-то, и идти дальше, дабы сделать то же, принося пользу другому, а не только во благо себе.
Это закон жизни и он храним, и чтим будет всегда, пока жива сама жизнь, пока существует человек, пока существует сама природа.
Это есть закон всего и ему есть на то подтверждение.
Как и все другие, Анамнехон занялся своими делами. Но, спустя какое-то время, за ним пришел вождь и увел в сторону.
– Ты был сегодня у святого камня? – спросил он, строго глядя ему в глаза.
– Нет, – даже испугался юноша.
– Значит, Большой Дух посетил наше племя ночью. Пойдем со мной. Я покажу тебе кое-что, – и вождь повел его за собой в сторону их святого места.
Спустя немного времени, они входили внутрь окруженного обычными камнями сооружения без крыши. Вождь подвел юношу к камню и указал на одно место.
– Видишь, этого не было раньше. Значит, Большой Дух побывал здесь и оставил тебе письмо.
– Мне? – удивился Анамнехон, и лицо его мгновенно залилось краской.
– Да, тебе. В свое время я также получил его и сохранил вот здесь, – и вождь показал рукой на сердце. – Возьми и прочитай его, а потом сожги своим огнем, добытым изнутри. Так сделал я в свое время, и так делали все прежние вожди из рода суреков и атлахамонов. Значит, так должен сделать и ты.
– Хорошо, Великий Вождь, – ответил юноша, и потянулся было к небольшому свертку, перевязанному тонкой красной нитью, которая крепилась к камню чем-то липким и тягучим.
– Подожди, – остановил его вождь, – вначале поклянись в своей верности и преданности ему.
Юноша кивнул и исполнил указания вождя.
– Теперь, я пойду, – сказал он, – ты же оставайся здесь, пока не сделаешь всего того, что необходимо. Встретимся на рабочем месте. Там и поговорим.
– Хорошо, Великий Вождь, – ответил Анамнехон и снова потянулся к рулону.
Вождь повернулся и вышел наружу.
Юноша отлепил от камня сверток и развернул, чтобы прочитать.
По знакам он прочитал вслух:
"Сын Великого Вождя племени суреков и атлахомонов. Днем этим я объявляю тебя самого учеником своим и доверяю тебе свою мудрость и знания. Будет горько тебе и тяжело в труде твоем, но ты терпи и будь верен делу и труду своему. Слушайся голоса моего и доверяй ему, как себе самому и Великому Вождю вашему. Вскоре он пребудет в мир иной, и я окроплю его святостью своею. Согласись с избранием своим и не посрами доверия моего, тебе одному наиболее оказанного. Даю время тебе на приготовления ко Дню великому и на подготовку к твоему избранию Великим Вождем своего племени. Предстоит исполнить тебе многое. Такое, что еще никому не удавалось. Слушай меня и делай то, что говорить буду. Если не ясно – спрашивай в уме своем. Отвечу по-новому. Для побед твоих великих пришлю новых антабиусов. Они помогут разобраться во многом и научат кое-чему. Жди их прихода и будь готов встретить вежливо и всем объяви о том со дня твоего вступления в ранг Вождя Великого. Поклонись в ноги отцу своему, Вождю прежнему. Поблагодари его от себя и от меня самого. Поклянись в верности своей еще раз и сохрани лист сей до дня другого, и дня другого величия. Имя твое в устах людских жить долго будет, хотя и претерпит изменения разные. Но сам ты запомнишь его и сквозь пронесешь дальше. Под камнем найдешь пилурет небольшой и в него вложишь письмо это. Закопай его здесь же и никому не говори никогда. Это воля моя и должна быть исполнена первой. Вождю Великому скажи, что я так велел тебе поступить первому из всех, кому и ранее доверял свои знания.
Совершенствуй язык свой и добейся исполнения этого от других. Не давай коверкать слова или искажать их значение. Создай школу свою первую. в которой все обучаться должны, читать, считать, писать научились бы. Это на будущее тебе работа такая. Сейчас же займись сам собою под эгидой Вождя Великого и пройди с ним путь умственный по жизни племени вашего, что в труде и заботе повседневной отмечен. Постарайся понять главное из того, что он тебе скажет. По скончанию
трудов ваших и когда ты готов будешь к своему определению, мне самому скажешь возле камня этого, где это письмо и храниться будет. Это пока все на сейчас. Иди и готовься. Работу свою не покидай. Вами время на то другое должно быть взято. Прощай, Анамнехон, и докажи свою верность делом. Возможно, ты сможешь увидеть меня, пройдя время твоей участи жизненной. Это подарком будет для тебя и для тех, кем тогда окружен будешь. Это все. Иди и трудись, и не забывай обо всем, что в письме этом говорится".
Анамнехон закончил читать и еще долго обдумывал прочитанное. К некоторым местам он возвратился вновь и постарался запомнить то, что требовал и ждал от него Большой Дух.
Затем, еще раз пробежав глазами по всему листу, он свернул его обратно, аккуратно сунув в найденный под камнем пилурет, и затем надежно спрятал до дня другого, как и велел Большой Дух.
После этого Анамнехон отправился к Великому Вождю и занялся обычным трудом, кратко изложив то, что было написано в послании.
Великий Вождь кивнул головой в знак своего согласия и понятия, а затем удалился по своим делам, предупредив, что они встретятся после вечерней трапезы.
Остаток дня прошел, как обычно, а к вечеру пожаловали гости, о чем сообщили вестовые, стоящие в дозоре.
Вождь собрал своих помощников, включая и Анамнехона, и встретил гостей на входе в их поселение.
Они поприветствовали друг друга, прикладывая руки вначале к груди, потом ко лбу, а затем, поднимая их к небу, и совместно прошли вглубь селения к святому камню, где обычно и проходили подобные встречи.
Расположившись кружком по небольшим группам, гости завели разговор.
Речь шла об объединении нескольких родов и племен в одно под покровительственное начало Великого Вождя племени суреков и атлахомонов. После продолжительного обсуждения всех, связанных с этим процессом дел, пришли к выводу перенести объединение на другое время, когда во главе станет Анамнехон.
Времени до этого дня оставалось совсем немного, и гости согласились с таким предложением.
Тем более, что им самим предстояло практически то же и нужно было как следует подготовиться к такому объединению.
Здесь же решили, что переселения, как такового, не будет. Просто границы их совместных территорий расширятся далее и будет осуществляться полный контроль за любыми передвижениями иных родов и племен силами объединившихся.
Также было решено сформировать своеобразное общее правление под началом будущего вождя суреков и атлахомонов.
На этом совет завершился, и гости последовали обратно к своим племенам. Их проводили до конца селения, где все, проделав те же знаки приветствия, разошлись по своим сторонам.
Солнце уже катилось к закату, и пора было готовиться ко сну.
Великий Вождь отпустил всех и задержал только Анамнехона.
– С завтрашнего восхода солнца мы приступаем к исполнению воли Большого Духа, – сообщил он юноше, – будешь при мне, и будешь учиться тому, что делаю я сам. С этого дня моя работа становится и частью твоей.
– Хорошо, Великий Вождь, повинуюсь слову твоему и велению Большого Духа.
– Иди, готовься ко сну и не забудь, что с восходом солнца ты уже не простой человек, а часть Вождя Великого и Духа Большого.
– Слушаюсь, Великий Вождь и об этом буду помнить. Разреши мне удалиться к себе?
– Ступай и пускай в эту ночь приснится тебе видимый сон. Постарайся запомнить его и сохранить, как тайну твоего будущего во главе нашего племени. Доброй ночи, Анамнехон.
– Доброй ночи, Великий Вождь, – ответил юноша, и они разошлись.
А со дня следующего и началось настоящее обучение будущего вождя, которое включало в себя великое множество ступеней развития, обоснованных на самой жизни их предков и знаниях, обретенных самостоятельно путем собственного доиска.
Немаловажную роль в обучении Анамнехона сыграли и полученные уроки от антабиусов настоящим вождем. Все это совместно в итоге дало тот нужный результат, который должен был со временем перерасти в настоящую силу ума и знаний, обоснованных самой жизнью и величиной понятия окружающего.
Спустя месяц обучение подошло к концу. К этому же времени подоспели гонцы из других родов и доложили о готовности к объединению и о произведенных там сменах власти.
Таким образом, получалось, что Анамнехон выступал в роли одного единого вождя племен, по своему возрасту мало уступая всем остальным, подобным по рангу.
Своеобразно, это давало какое-то преимущество в обозначении своей воли решения и не создавало помех в склонности к уму более почтенного возраста, в основном закрепощенного на старых традициях предков.
Было принято решение о совмещении возведения в ранг нового вождя и объединения родов племен. Всего насчитывалось десять родов из состава шести племен.
Только в самом племени Великого Вождя было два рода. Практически, то же наблюдалось и у других, за исключением двух примкнувших, имеющих одно родовое начало и более многочисленную группу людей.
Вскоре состоялись и сами торжества по этому случаю, где Анамнехон во весь голос объявил то, что требовал от него и от других Большой Дух.
Он также указал на его благосклонность к таким делам и выразил надежду на то, что люди поймут друг друга и смогут жить в мире.
Так начиналась новая эра в истории развития людей, и так потихоньку с простого объединения начинала возводиться вверх история развития одного единого государства, существовавшего на тот период на территории Земли.
Естественно, не все племена вошли в группу объединившихся и большая часть, как говорят, пока оставалась за пределами досягаемости той цивилизации умственно состоящих существ.
Но то был ранний период становления будущего государства, и то был период зацветья нового вида отношений между людьми.
Не все стразу образовалось так, как оно уже было унаследовано потом. Многое из поведанного уже сейчас самими историками, да и просто людьми, присоединялось по ходу развития и как-то незаметно становилось единым целым какого-то общего понятия существовавшего строя.
После торжеств и ухода предыдущего вождя племени суреков и атлахамонов на заслуженный отдых, власть непосредственно перешла к Анамнехону, и он начал вершить дела согласно завету Вождя и Большого Духа.
Были избраны главы общего руководства племенами, и на последующем общем совете приняли решение о создании единой силы по сохранению территорий объединившихся от незваных гостей, которые пока оставались сами по себе.
И для этого было предложено новым вождям создать отряд воинов из людей всех объединившихся племен, образовав дозоры на границах их совместных территорий.
Здесь же был принят и своеобразный устав того времени по воинской обязанности, в котором говорилось, что каждому воину положена лошадь из табуна племени и паек на момент несения им службы за пределами поселения.
Таким образом, возникала первая необходимость в организации обеспечения людей из составов родов и племен продуктами питания и дополнительной материальной помощью.
То есть, образовывалась дополнительная рабочая единица, ничего конкретно не производящая. И ее нужно было обеспечить всем племенем совместно. Решено было также создать базу подготовки воинов и сделать их постоянно исполняющими обязанности по охране.
По сути, назрела необходимость создания воинского подразделения и базы его подготовки.
Эту заботу взял на себя сам Анамнехон, чем заслужил определенное уважение со стороны подчиненных ему других вождей племен.
После некоторого обсуждения дополнительно возникших вопросов по ходу общего разговора, совет закончился, и люди разошлись по своим домам.
Надо отметить, что другие рода располагались не так уж и далеко друг от друга. В большей части, протяженность расстояний не составляла более десяти километров. Поэтому, особого труда не составляло ходить пешком и вовремя добираться куда необходимо.
На другой день после совета и оглашения принятого решения всем народом племени, в селение начали прибывать люди, посланные вождями для обучения делу охраны границ.
Все они были с лошадьми, и у каждого при себе находился положенный ему паек питания.
Людей расположили немного в стороне от селения, и Анамнехон занялся их обучением.
По ходу этого процесса, люди из состава его племени готовили прибывшим жилье и своеобразное место для общей трапезы.
Через три дня на краю селения ярко обозначилось воинское поселение, построенное как общее для всех жилье и обустроенное необходимыми для проживания предметами обихода.
Спустя еще несколько дней в селение приехали другие, и собрался очередной совет.
Анамнехон вел это небольшое собрание, по очереди предоставляя слово каждому.
В конце он выступил сам.
– Думаю, что мы хорошо потрудились в этом, – и он указал рукой в сторону воинского поселения, и все в ответ на это дружно закивали головами, – но надо решить другое. Питание нужно постоянно пополнять будущим воинам. Также потребуется и корм их лошадям. Потому, нужно решить, сколько необходимо поставлять продуктов и корма, и составить поочередно их доставку сюда. Как считаете, вожди? – и Анамнехон обвел всех взглядом.
– Это нужно, – согласились сразу же все, понимая, что одно племя не способно прокормить всех собранных людей.
– Я также построил им жилье, – продолжил Великий Вождь суреков и атлахомонов, – потому, нужно возместить затраты моих людей. Давайте поступим так. Вы силами своих людей обустроите на границах ваших земель дозорные пункты примерно по такому же образцу. Воины будут сменяться вместе со сменой луны и солнца. Также потребуется дополнительный корм животным и пайки для людей, которые будут удалены в своих дозорах. Это также ляжет на ваши плечи. Согласны с моим решением?
– Да, согласны, – отвечали собравшиеся по очереди и продолжали внимательно слушать.
– Это еще не все, – предупредил Анамнехон, продолжая свою речь, – думаю, необходимо увеличить численность воинов вдвое. Хотя это и накладно для всех нас, но все же жизни наших людей дороже продуктов и еды. Одни будут стоять в дозоре и поочередно менять друг друга для отдыха. Другие будут пока находится здесь и обучаться этому делу. Они же смогут выступить в нужное время и дать отпор кому бы то ни было. Понимаю, это тяжелая задача, потому как кормить нужно будет больше. Потому, не тороплю. Подумайте, посоветуйтесь с людьми в своих родах, племенах. А завтра соберемся в это же время здесь и все обсудим.
Гости разошлись, и на этом совет завершился. Дел было великое множество, и Анамнехон заторопился в свое племя, как это и подобало его вождю.