Книга Экономика России - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Петрович Буров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономика России
Экономика России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономика России

Михаил Буров

Экономика России

© Буров МП, 2017

Введение в «Экономику России»

Ядро экономической науки функционирует и развивается как трехполюсная система – макроэкономика (национальная экономика как целое), микроэкономика (экономика предприятия (организации)) и региональная экономика.

Экономика России (национальная экономика) – одна из наиболее важных системообразующих отраслей экономического знания, общественная наука, которая изучает состояние, закономерности формирования и тенденции развития хозяйственной системы страны и регионов с целью разработки и реализации социальной, демографической, экономической, структурной, научно-технической, производственно-технологической, инвестиционно-инновационной, кредитно-денежной и других политик государства.

Экономика России является частью мировой хозяйственной системы, в которой на данном этапе ее развития все более явственно проявляются контуры нового, постиндустриального общества. Впервые это понятие было введено в экономическую науку известным американским социологом Д. Беллом еще в 1959 г. в том значении, в котором оно используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе.

Экономическая система будущего многими учеными и хозяйственными деятелями характеризуется превращением знаний в главный экономический ресурс. Наиболее рельефно процессы, характерные для «знаниевой», «инновационно-интеллектуальной», «постиндустриальной экономики» проявляются в развитых странах. Однако, в связи с глобализацией мирового хозяйства, отдельные тенденции развития новой экономики наблюдаются и в других странах, включая Россию, для экономики которой характерны: сравнительно быстрое распространение новейших информационных технологий; все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи; рост уровня образования, повышение его качества.

Подключение России к глобализационным процессам создает предпосылки для формирования в ней новой модели управления развитием общества. Это необходимо также и потому, что действующая система управления национальной экономикой и ее регионами устарела и не может справиться с имеющимися проблемами и возникающими угрозами в процессе своего развития. Она на сегодняшний день не обладает необходимой и достаточной степенью восприимчивости и действенности к устранению множества угроз и противоречий, характерных не только для кризисных, но также и для посткризисных состояний.

В настоящее время экономика России по номинальному объему ВВП находится на 13-м месте в мире, а в расчете на душу населения она занимает 71-е место. При этом, общая площадь земельных ресурсов в нашей стране составляет немногим более 12 %, численность населения – около 2 %, а доля национального хозяйства в мировой экономике в настоящее время составляет примерно 3,3 %.

В 2017 году, по оценке Минфина России, темп роста ВВП составит 1,5 %. Замедление развития российской экономики началось еще в 2012 году. С конца 1990-х до 2013 года инвестиции в России росли медленнее, чем в других странах мира. Вместе с этим с 2007 года замедлялся и рост общеэкономической производительности. Единственным фактором, поддержавшим экономический рост, оказался чистый экспорт, тогда как частное потребление и инвестиции резко сократились. Действие двух шоков (падение цен на нефть и санкции, введенные США и ЕС, способствующие ограничению доступа к внешнему финансированию и инвестициям) лишь усилили негатив структурной стагнации.

Противостоять указанным негативным последствиям экономика нашей страны может единственным путем, а именно – кардинальным улучшением действующих механизмов государственного и регионального управления социально-экономическим развитием страны и ее регионов. Необходимо срочно устранить присущие этим механизмам недостатки, потому что невозможно создать действенную систему управления новой (знаниевой) экономикой на традиционных, в ряде случаев устаревших теоретико-методических и не всегда оправдывающим себя практическом опыте «ручного управления», часто осуществляемого профессионально не подготовленными кадрами в условиях несоответствия современным требованиям информационно-статистического, институционального, организационно-структурного и других видах обеспечения процесса выработки, финансирования, реализации и контроля выполнения принятых решений.

Особенность осуществляемых в стране преобразований заключается в том, что они должны формироваться и осуществляться всегда, как правило, в местах расселения и проживания населения, на пространстве жизнедеятельности социума, создавая условия для органического объединения региональных экономик с национальной хозяйственной системой. Управление развитием этих систем должно быть взаимно скоординировано, сбалансировано и органически взаимосвязано между собой по срокам, целям, имеющимся возможностям, ресурсам, достигнутым результатам.

К сожалению, действующие в стране механизмы управления национальной и региональными экономиками и местным хозяйством не соответствуют этим требованиям. Они, как правило, оторваны от интересов населения и общества, не связаны между собой и преследуют прежде всего решение текущих проблем и удовлетворение личных целей и задач. Можно привести много примеров подтверждающих недостаточную действенность применяемых механизмов и методов регулирования экономических процессов по существу на всех уровнях управления. Так, например, в настоящее время на уровне федерального центра это проявляется в строгой зависимости темпов и пропорций социально-экономического развития страны от конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы, курсов доллара и евро, складывающейся геополитической ситуации и т. п. На региональном уровне уже на протяжении более двух с половиной десятилетий ежегодно отмечается несбалансированность финансовой системы государства с доходами и расходами субъектов федерации. На муниципальных и местных уровнях управления ощущается постоянная нехватка ресурсов для выполнения муниципалитетами и местными органами конституционных обязанностей и закрепленных за ними мандатов.

Экономика страны и регионов сильно монополизирована. Процесс монополизации общественного производства имеет длительную историю, в течение которой цели и формы монопольных образований эволюционировали от простейших, связанных с увеличением масштабов производства выпускаемой продукции и услуг на конкретных предприятиях до высших, нацеленных на трансформацию сфер деятельности, связанных с расширением присутствия монопольных предприятий и объединений на региональных, национальном и мировом рынках соответствующих видов товаров и услуг.

Монополизм на данном этапе развития страны характеризуется весьма разнообразными, а порой непредсказуемыми методами и моделями распространения, включая коррупцию, нелегальную и другие виды противоправной деятельности, нецелевое использование средств, охватывая банковскую сферу, рыболовство, строительство жилых домов и гаражей, рынки, медицину и т. п. Сложившаяся ныне структура естественных монополий была сформирована в основном инфраструктурными отраслями экономики (электроэнергетикой, железнодорожным транспортом, нефтяной и газовой промышленностью и т. п.). Особенностью управления этими структурами является недостаточная встроенность механизмов и методов управления ими в систему государственного управления и национального счетоводства. Однако такое отношение к управлению названными и другими монопольными структурами в нашей стране недопустимо, потому что процесс монополизации (природной, пространственной, территориальной, региональной, муниципальной, инфраструктурной и т. п.) можно и следует рассматривать в качестве базовой, скелетно-каркасной основы национальной экономики, ее фундаментально-интегрирующей, земельно-ландшафтной, научно-технологической, интеллектуально-демографической, пространственно-расселенческой структур, функционированием и развитием которых должны управлять федеральные, региональные и местные органы власти.

В действующей системе государственного управления естественными монополиями недостаточно учитываются особенности земельно-имущественных отношений, присущие этой форме организации общественного производства, характеризуемой в качестве технологического ресурса и в качестве товара. Использование земли как технологического ресурса в производстве подразумевает рациональную эксплуатацию народнохозяйственных параметров земельного фонда, обеспечивающую соединение общественных и частных интересов в вопросе достижения эффективности функционирования хозяйственной системы, ориентированной на использование земельных ресурсов для воспроизводства проживающего здесь населения. Использование земли как товара в социально-экономических отношениях подразумевает, что земля, приобретая рыночную стоимость, становится движущей силой экономики и универсальным производственным фактором, основополагающим объектом развития системы общественно-хозяйственных и воспроизводственно-демографических отношений в стране.

Эти и другие особенности экономических отношений порождают различные виды земельной ренты, которая изымается через систему платности землепользования, что позволяет перевести землю в сферы воспроизводства, социальных и рыночных ориентиров. Все это обусловливает необходимость создания уникальной системы государственного управления земельными ресурсами с имеющимися и вновь создаваемыми на данной территории активами и позволяет реализовать механизм управления административными органами управления взаимоотношений между людьми, возникающих по поводу распоряжения, сохранения и улучшения земельных ресурсов и размещенных активов.

Недостаточная эффективность институциональной среды российской экономики и ее центрального звена – института собственности – находит отражение в активизации рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов во всех слоях российского общества, которое направлено на перераспределение стандартных и специализированных активов, что ведет к увеличению трансакционных издержек, легитимации (регистрации, лицензирования, сертификации, стандартизации) и индивидуализации предпринимательских организаций, приобретения контрактов на государственные закупки, преодоления административных барьеров на отраслевых и региональных рынках.

По имеющимся оценкам специалистов эти потери приблизительно составляют 5-7% ВВП. Фактически они сильно преуменьшены. Расширение сферы иррационального присвоения результатов функционирования активов является источником глубоких противоречий между интересами отдельных экономических агентов и государства, создает угрозу для системы экономической безопасности государства и препятствует выходу на устойчивую траекторию экономического развития.

Переход к постиндустриальному обществу (обществу исследований и знаний) не может и не должен происходить в отрыве от пространства жизнедеятельности социума без учета масштабов, времени, особенностей его организации и условий использования. История развития человечества и всего живого на Земле во все времена была связана с борьбой за пространство – базис жизнедеятельности и воспроизводства населения. В течение столетий огромные пространства России от Балтики до Тихого океана являлись символом величия страны. Экономическое пространство всегда играло важную роль в развитии России. Его размеры, как и рациональное использование, определяли и будут определять политическое, национальное, демографическое, социальное и экономическое своеобразие российского государства.

В условиях освоенности большей части мировой поверхности, пригодной для проживания, экономическое пространство Российской Федерации становится фактором, который может сыграть как глубоко положительную роль в социально-экономическом развитии России, так и не менее глубоко отрицательную роль при формальном его использовании. Именно поэтому научно обоснованное управление экономическим пространством, постоянный анализ тенденций его развития, всестороннее исследование теоретических, методологических и методических аспектов его управляемого развития не только становится общероссийской проблемой, но и приобретает возрастающее геополитическое значение.

Вовлечение (в пределах государственных границ) необъятных территорий России в систему мирохозяйственных связей, когда страна использует свой «ресурс положения», предоставляя территорию для различных видов экономической деятельности, приобретает особую значимость в новой хозяйственной и геополитической ситуации. Ее пространство в ближайшие годы объективно выдвигается в один из центров мировой хозяйственной жизни, находясь на торговых путях между интенсивно интегрирующейся Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Территория России является местом для создания так называемых международных и транспортных коридоров, определяющим возможность и интенсивность экономических связей между отдельными частями и элементами пространства. Наряду с этим, пространство страны все более действенно и ощутимо выступает геостратегическим фактором и ресурсом сохранения устойчивого и нормального состояния природной среды, поддержания экологического равновесия во многих регионах мира. Таким образом, усиливается необходимость и расширяются возможности объединения ориентиров стран при осуществлении больших проектов, начинает складываться общемировое экономическое, финансовое, информационное, транспортное, телекоммуникационное пространство.

Это обусловлено рядом факторов и условий управления, когда научные знания, информация, интеллект превращаются в важнейший самостоятельный ресурс и фактор производства; экономический рост и социально-экономическое развитие сопровождается усилением приоритетного значения; главной компонентой перемен в общественном производстве становится его гуманизация, выражающаяся, с одной стороны, в коренном изменении роли человека, а с другой – в переориентации производства на удовлетворение его потребностей, конечный продукт начинает расти быстрее промежуточного, обрабатывающая промышленность – быстрее добывающей; неотъемлемым фактором современного прогресса выступает экологизация всех сторон общественной жизни как необходимое условие выживания человечества, сохранения жизни на Земле и др.

За последние 50 лет население планеты увеличилось в 2,5 раза. Ожидается, что в ближайшее десятилетие оно превысит 9 млрд. человек. При этом возрастет количество стран (включая Россию), оказавшихся в состоянии депопуляции. Их число достигнет четырех десятков (включая даже Китай). Быстро растут потребление энергоресурсов и выбросы парниковых газов, хищнически вырубаются леса («зеленые легкие планеты»), увеличивается число экологических и технологических катастроф, террористических угроз, чрезмерны масштабы виртуальности финансовых рынков. Человечество стоит у порога предкризисного состояния своего развития.

Причины этого многие ученые и международные организации усматривают в неолиберальной модели глобализации, ориентированной на инерционное развитие экономики, своекорыстные интересы транснационального капитала, в отсутствии реальных и конструктивных механизмов модернизации траектории экономического развития.

Тенденции и особенности глобализационных процессов оказывают все более сильное воздействие на развитие национальных хозяйственных систем и их региональных подсистем.

Объявив курс на трансформацию экономических отношений, передел собственности, либерализацию внешнеэкономической деятельности, начав демократические преобразования всех сторон жизни общества, государство обязательно должно было поставить вопрос о необходимости исследований определяющих допустимые уровни, скорость и продолжительность этих процессов, масштабы, темпы и пропорции их распространения.

В результате незавершенности экономических реформ, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные социальные индикаторы в условиях кризиса значительно снизились. При этом крайне низкой в России остается доля самодостаточного населения, наблюдается увеличение относительной и сохранение абсолютной бедности при уменьшении общей численности населения, расширяется сфера рентоориентированного присвоения не создаваемых, а перераспределяемых ценностей, что не позволяет адаптировать основные отрасли социальной сферы к рыночной экономике и обеспечить принятые в мировой практике нормы социальной защищенности человека.

1. Основные понятия и статистические данные

Экономический рост – это реальное увеличение объемов созданных в хозяйственной системе страны за определенный промежуток времени материальных и нематериальных благ и услуг. Этот критерий по своей сути и содержанию связан с количественным увеличением объемов произведенных общественных благ в национальной экономической системе. Он оценивается с помощью количественных и качественных показателей и измерителей. С помощью количественных измерителей осуществляется оценка степени изменения объемов валового общественного или валового национального продукта за определенный промежуток времени. Качественные показатели используются в процессе оценки и анализа возможностей национальной экономики обеспечивать удовлетворение возрастающих потребностей населения в материальных и нематериальных благах.

Важными критериями экономического роста является его сбалансированность, стабильность, устойчивость и эффективность. Это позволяет обеспечить возможность национальной экономики в каждом последующем периоде переходить на более высокий и качественно новый уровень своего функционирования и развития при рациональном использовании имеющихся ресурсов и постоянном повышении уровня жизни населения. Повышение качественных характеристик экономического роста предполагает взаимосвязанное и взаимозависимое увеличение темпов экономического роста с усилением социальной ориентации национальной экономики.

Экономический рост связан с такими экономическими категориями как совокупный спрос и совокупное предложение, общественные потребности и ресурсные возможности, сбережения и накопления, цели и задачи развития общества и др.

Процесс экономического роста органически переплетен с процессом социально-экономического развития национальной экономики. Однако это не однозначные процессы. Если экономический рост осуществляется при увеличении объемов и темпов производства общественного продукта, то социально-экономическое развитие может происходить при нулевом, а иногда и при отрицательном росте ВВП и национального дохода.

Экономический рост и социально-экономическое развитие – это две категории, характеризующие состояние национальной экономики, связанное как с экономическими, так и неэкономическими факторами функционирования.

Факторами экономического роста являются ресурсы, вовлекаемые в общественное производство для осуществления процессов и явлений, способствующих реальному увеличению объемов производства общественных благ. Выделяют объективные и субъективные факторы экономического роста. К объективным относят факторы, которые оказывают непосредственное и определяющее влияние на темпы экономического роста. В их составе можно выделить: увеличение объемов, структуры и качественного состава основного капитала; изменение и модернизацию технологий производства продукции и услуг; увеличение объемов вовлекаемых ресурсов в экономическую деятельность; рост предпринимательской активности населения; увеличение количества и качественного состава трудовых ресурсов; активизация платежеспособного спроса населения на товары и услуги и др.

Субъективными являются факторы, оказывающие опосредованное и косвенное влияние на темпы и масштабы экономического роста. К ним относятся: совершенствование структуры и механизмов управления общественным производством; применение новых информационно-коммуникационных технологий и систем регулирования распределения ресурсов и результатов производственной деятельности; совершенствование методов анализа и прогнозирования направлений экономической деятельности; внедрение более прогрессивных и стимулирующих налоговых платежей; реализация мер, способствующих пресечению монополизма и улучшению конкурентной среды и др.

В экономической литературе в составе экономических факторов общественного производства выделяют труд, землю, капитал, предпринимательскую способность и научно-технический прогресс (НТП).

Кроме этого, факторы экономического роста подразделяются на: факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии); факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания); факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения: количество и качество трудовых ресурсов; количество и качество природных ресурсов; объем основного капитала; технология и организация производства; уровень развития предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы – это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения, а также уровнем развития институционального обеспечения. В частности, в составе этих факторов можно назвать: степень монополизации рынка; налоговый климатом в экономике; эффективность кредитно-банковской системы; уровень и динамика потребительских, инвестиционных и государственных расходов; объем экспортных поставок; действенность механизмов перераспределения производственных ресурсов в экономике и распределения доходов.

Социально-экономическое развитие означает формирование новых прогрессивных пропорций в национальной хозяйственной системе, создание предпосылок для обеспечения устойчивого экономического роста в будущем, расширенное воспроизводство человеческого капитала, накопление национального благосостояния, стабильное улучшение условий и уровня жизни населения. Таким образом, экономический рост характеризует скорость, интенсивность темпов изменения данного процесса, а социально-экономическое развитие – это функция, отображающая состояние, качество осуществленных преобразований системы. С точки зрения теории систем процесс социально-экономического развития представляет собой последовательность периодически сменяющих друг друга экономических систем нового качества, обладающих предпосылками для прогрессивного, стабильного и устойчивого развития в ближайшем будущем.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов, материальных ценностей и нематериальных активов, необходимый для обеспечения производства общественных благ-товаров и услуг в количестве достаточном для удовлетворения потребностей общества. Оно состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономической выгоды. Национальное богатство исчисляется на определенный момент времени и может характеризоваться натуральными и стоимостными измерителями.

Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или же имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. Это часть общественных ресурсов, изымаемых из текущего потребления и вкладываемых в производство в расчете на получение будущего дохода.

Инвестиционный потенциал национальной экономики характеризует возможности обеспечения ее развития инвестиционными ресурсами. Он представляет собой совокупную способность хозяйствующих субъектов обеспечить привлечение и рациональное использование имеющихся и заемных инвестиционных ресурсов для прироста национального богатства страны, повышения ее абсолютных и сравнительных конкурентных преимуществ в мировой хозяйственной системе. Этот вид совокупного экономического потенциала формируется на основе консолидации определенного объема финансовых и инвестиционных ресурсов и механизмов их рационального распределения и использования в процессе регулирования социально-экономического развития страны, ее отраслевых и региональных звеньев. Номинальное значение инвестиционного потенциала можно, таким образом, представить как абсолютную величину потенциальных возможностей государства и частного сектора мобилизовать на тот или иной период времени имеющиеся внутренние (собственные) и заемные средства. Фактическое (реальное) состояние инвестиционного потенциала национальной экономики в настоящее время характеризуется следующей структурой: примерно 50 % инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий; столько же – за счет привлеченных (заемных) средств, в том числе: 20 % – из консолидированного бюджета, 15 % – из бюджетов субъектов РФ местных, 7 % – составляют займы других организаций, 3 % – банковский кредит, 0,5 % – размещение акций, остальное – нераскрытые источники.