Книга T-human VI - читать онлайн бесплатно, автор Филипп Альбинович Дончев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
T-human VI
T-human VI
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

T-human VI

Филипп Дончев


T-human

VI


Абсолютное равенство

Именно об этом мы можем говорить, когда дело касается однозначных вещей. Когда мы сами создаем правила, объекты и продумываем алгоритмы. Человек самостоятельно воспринимает мир, и на его основе создает определенные модели, как поведения, так и прототипы реальности. Наполняет их смыслом, иными объектами и в результате мы получаем разного рода системы. Наибольшим спросом пользуются те из них, которые являются сбалансированными. И одной из таких систем, является наука.

В чистом виде, она состоит из массы элементов, каждый из которых изучает определенные особенности, критерии, факторы. И во главе системы стоит равенство ее компонентов. Ведь сказать, что одна наука лучше другой можно лишь в определенный момент, но в целом, соблюдается полное равенство в том, чему обучается человек. Физика, психология, химия, программирование, математика, лингвистика – они учат человека понимать и взаимодействовать с миром. И сила не в каждой из них, а именно на стыке отдельных течений.

Наука оперирует конкретными фактами. В этом ее главное отличие от философии или религии. И именно факты позволяют определить то, что знает человек. Но при этом, наука не дает объяснений касательно многих вопросов, которые ставит человек. Мы склонны предполагать, строить теории и представлять себе устройство мира. Мы буквально «создаем» его, а после «тестируем на истинность». И в чем-то, мы оказываемся правы, а в чем-то – нет. Именно подобным методом проб и ошибок, человечество познавало и познает мир. Но вскоре, мы можем переложить эту задачу на свои собственные творения.

Вычислительные системы переживают определенную цикличность в разрастании и мгновенном уменьшении. Компьютеры, что раньше занимали ангары, сейчас умещаются в наручных часах. Со временем, те кластерные сети, что моделируют Искусственный Интеллект, станут настолько малы, что смогут интегрироваться в человеческий организм. Но уже сегодня, подобные системы ставят диагнозы, пишут романы, рисуют картины и «видят сны». Машина становится все больше похожей на человека. И вполне возможно, может быть равной ему. Переложив ответственность в поиске ответов на машины, мы дали им право стать важными элементами грядущей эпохи. Увеличивая их вычислительные возможности, можно утверждать, что ряд рутинных забот, которые мы ставим перед собой, можно будет решать в весьма сжатые сроки. И именно это уравняет ценность каждого человека на планете. Не важно, как мы выполняем работу, не важно, какие мы ставим цели. Лишь ценность идей и предположений будет котировать важность человека.

В мире, где контроль жизнеобеспечения будут осуществлять роботы и системы ИИ, человек сможет заниматься тем, ради чего появился на свет. Изменением мира. Воспользуемся ли мы этой возможностью, станем творцами или нет – зависит только от наших желаний.


Алгоритм

Математика – прекрасный язык, который способен описать вселенную. Мы можем заметить определенные закономерности, порядки и правила всюду, где существуем. Мы высчитываем и обрабатываем огромные объемы данных. Мы живем среди цифр, хотя совершенно это не замечаем. Вопрос только в том, нужно ли нам рассматривать мир, как набор символов, а не образов и причуд восприятия?

Холодный разум ценится в современном обществе. Герои самых разных жанров – холодны, загадочны, рациональны. Их слабости нужны только для того, что бы передать характер, не более. Интеллект воспевается как дар свыше и преподносится как нечто такое, что способно изменить нас к лучшему. Эмоции делают человека слабым, чувства – уязвимым. Мы склонны соглашаться с этим, и тут же нивелируем в пределах реальной жизни. Почему? Потому, что отрекаясь от чувств, мы ничего не приобретаем взамен.

Наш мир не унифицирован. В нем нет четких правил, алгоритмов и задач которые можно высчитывать в любой ситуации. Мир уникален и неповторим, и задача эмоций, чувств и инстинктов именно в моментальном реагировании. Без них, наш разум не успевает справиться со всем объемом окружающих данных. Пока не может.

Задача трансгуманизма, это не избавить людей от эмоций. Не сделать из них повальных киборгов с контролируемым разумом. Наиболее гуманное и правильное решение, создать условия, в которых человек может максимально реализовать свой потенциал. Это выгодно. Не стоит тратиться на средства защиты рабов, следить за тем, что бы они не сбежали. «Рабы» самостоятельно будут добывать ресурсы, не примитивные, горючие и ограниченные. А интеллектуальные, культурные. Добывать и радоваться этому. Да и статус «рабов» давно отменен. Ведь свобода выбора, самовыражения и свободы слова, стала основой для демократии, которая стремительно распространяется по планете.

Мы сожжем рассчитывать на алгоритмы, когда дело касается глобальных стратегий и перемен. Мы способны предугадывать масштабные изменения, но проигрываем, когда дело касается частных случаев. А суть в том, что человек крайне лабилен и непредсказуем, когда начинает мыслить, используя когнитивный потенциал.

В толпе, человек не успевает обрабатывать все образы и схемы поведения, которые его окружают. Как следствие – мы начинаем полагаться скорее на ощущения, инстинкты и эмоции, тем самым, представляя собой идеальный материал для манипуляций. И выбор, в конечном счете, крайне прост.

Мы можем сознательно выбрать сферу развития, расставить приоритеты и смело двигаться в их сторону. С другой – полностью положиться на мнение общества. Мир дает нам массу ресурсов, и тут же создает системы регулярного стимулирования. Реклама, маркетинг, кредиты, мода, СМИ. Мир искусственно создает предметы, потребляя и приобретая которые мы получаем социальное поощрение, но – получаем ли мы истинное удовольствие?

Полагаться на волю случая и действовать, согласно обстоятельствам – исключительно животный подход, что вписывается в систему «стимул-реакция». Действовать осознано – выбор человека. Какая сторона правильна, определяет каждый из нас.


Архитекторы

Род приходит и род уходит. И ничто не будет новым под луной. Именно это и было основой мира, который разрушился несколько веков назад. Человек изначально боялся сил природы. Мы испытываем естественный страх перед тем, что не можем контролировать. Но при этом, мы не можем признаться себе, что боимся. Мозг находится в западне, когда вынужден одновременно подтвердить свою силу и власть над ситуацией, или окончательно сдаться на волю случая. И именно поэтому человек начал искать. Искать судорожно, беспорядочно и отчаянно. Если не смысл жизни, то нечто такое, что позволило бы нормально существовать, оправдываясь перед природой. В этом поиске мы открывали как великие истины, так и находили опасные заблуждения. Если искать, то в каждой религии, мировоззрении, философском течении, культуре и области науки можно найти зерна истины и огромные тонны противоречивой информации. Проблема заключается в том, что нельзя наверняка сказать, где правда, а где ложь. И мы продолжаем наступать на некие «грабли», даже не подозревая об этом.

Предрассудки, стереотипы, нездорово заниженная толерантность к новому опыту, нежелание развиваться, отказ от новых знаний и вера в собственную исключительность. Пока наше восприятие закрыто, мы обречены жить в замкнутом цикле ошибок и разочарований. Разорвать это можно, и есть масса инструкций касательно данной темы.

Но наш интеллект достаточно силен. Мы вольны, не получая нового опыта, двигаться дальше, при наличии ожидаемых результатов. Если захотим верить, что Земля плоская – она будет для нас плоской. Человек строит мир, повторяясь или внедряя инновации. Вопрос лишь в том, осознаем ли мы свою роль в этом процессе?


Аугментация сознания

Еще со времен первобытных людей, человек осознавал, что его разум «замкнут» в системе, которая резко ограничивает его потенциал. Убедиться в этом крайне легко, так как каждый из нас видит сны и, более того, может научиться управлять ими. В этом мы находим подтверждение того, что разум человека обладает определенными умениями и навыками, которые можно развить, не прибегая к употреблению определенных веществ. Но в каждом племени существовали шаманы, задача которых была в убеждении остальных членов племени, что за пределами существования человека, есть что-то большее. Регулярные ритуалы, душистые травы, монотонные звуки барабанов и танцы вокруг костров – все это позволяло снять определенные «рамки» сознания, и взглянуть на мир шире, не отфильтровывая и не распределяя информацию.

Подобные вмешательства в сознание практиковались и практикуются во всех видах религии, так называемых «братствах», различных психотехниках, массовых забастовках и среди прочих обстоятельств, которые подразумевают контроль больших групп населения. Именно благодаря «снятию границ», человек повышает уровень личной толерантности по отношению к ближайшему окружению. Организм воспринимает себя, как часть толпы, как функциональную единицу одной общей системы. Что, в свою очередь, позволяет использовать его потенциал в каких угодно сферах. Но как насчет того, что бы «прокачать сознание» добившись прироста тех характеристик, которые ценны лично для нас?

Рынок фармацевтики дает нам массу препаратов, которые находятся в широком доступе и продаются без рецепта, которые позволяют развить компоненты сознания. Волю, память, скорость мышления, силу нервной системы… В целом, это не проблема, и многие, очень многие студенты, ученики, кибер-спортсмены пользуются этими благами. Так же не стоит забывать и об различных электронных аппаратах. Суть их заключается в стимуляции мозга электрическими импульсами. О безопасности обоих методов ведутся споры, но есть способы, более затратные в плане времени и концентрации, но более безопасные для человека.

Различные медитативные техники, способы рефлексии, методы концентрации и саморазвития. Огромный багаж знаний разных культур, религий и наук. Познания психологии, эксперименты Станислава Грофа, способы психоанализа. Все это направлено лишь на то, что бы человек мог здраво судить о мире.

Аугментация сознания, это не искусственное вмешательство ради вмешательства. Это долгий процесс, направленный на развитие, совершенствование и извлечение пользы из того, что мы привыкли не замечать или использовать не рационально.

Продолжать наслаждаться счастливой жизнью, прибегая к искусственным стимулам в виде социальных сетей, телешоу и игр, или попробовать ограничить себя и узнать, на что способен мозг? Выбор всегда остается только за нами.


Барьер выживания

Естественный отбор продолжается, не смотря на значимую позицию человека в мире. Адаптивность востребована все больше, поскольку человеку недостаточно одной профессии на всю жизнь. Мир изменяется, и сегодня, благодаря технологиям, скорость внедрения инноваций неуклонно растет. На место рабочих приходят машины, вместо проектировщиков трудятся вычислительные программы, секретарей заменяют на электронных ассистентов.

Сегодня человечество уперлось в невидимую преграду и не знает, как ее обойти. Точнее, решение лежит у всех на виду, но нуждается в доработке и совершенствовании. Наука и технологии поднялись на такие вершины, что стали затмевать нормы привычной морали и допустимых границ. Обратите внимание, насколько шаткой стали личностные тайны и секреты. Жизнь любого человека, имеющего выход в интернет, стала публичной.

Кто-то быстро адаптируется под мир технократии и беспрерывного потока инноваций. Кто-то остается здоровым консерватором и упрямо продолжает хранить верность старым убеждениям. Сложно предугадать, какая именно позиция окажется верной. Но ясно одно, умение лабильно переключаться, действовать согласно обстоятельствам и учитывать максимальное количество последствий – важно. В противном случае, человек не сможет выжить в мире, в котором состояние покоя эквивалентно смерти.


Верховенство рационализма

Люди не роботы. Именно такое заявление слышат те, кто начинает говорить о важности рационального. К сожалению, представления о взвешенности, дисциплине и порядке, граничат с представлениями о строгих режимах, антиутопиях и тоталитаризме. Но это не так. Более того, торжество рационализма лишь увеличивается, со степенью «созревания» человечества. Мы стремительно приближаемся к эпохе, когда именно рациональность будет котировать любые виды отношений, поведения, культуры. Почему? Потому, что мир человека, все больше начинает зависеть от достижений науки и прогресса, которые в свою очередь держатся на рациональных убеждениях.

Важно знать то, что рациональный человек меньше всего похож на робота. У каждого из нас, свой взгляд на мир. У каждого – своя система убеждений, целей и правил. То, что является взвешенным решением для одного, другому может казаться абсурдом. Но дело не только в причине и следствии тех или иных поступков. Ведь человек, который стремится все делать разумно, лишает себя ряда возможностей. Вопрос теперь упирается в стоимость подобного рода «возможностей». Для кого-то, крайне важным событием, является прогулка в клуб, езда на огромной скорости, прыжки с парашютом или прекрасное времяпровождение с друзьями. Да, все эти вещи могут быть важны, исходя из контекста. Возможно, в клубе будет шеф, с которым можно сблизить отношения, необходимо было быстро ехать, что бы довести приятеля в больницу, прыжки с парашютом – элемент реабилитации, после наркозависимости и так далее. Все зависит от того, что получает человек.

И здесь мы сталкиваемся с очередной преградой. Зачастую, что бы поступать рационально, необходимо представлять желанную цель. Иметь хоть какой-то ориентир, линию горизонта, образ. Нечто такое, что находится достаточно далеко, и к чему стоит стремиться. Не инструмент, не бренд, не статусную вещь (потому, что вещь нужно для реализации чего-то), а нечто высшее. Идею, Цель, Проект. Что-то, что заставит нас совершенствоваться, расти над собой, двигаться к большему. А это, зачастую, у нас отсутствует напрочь.

Искусственно созданные ценности, рекламные бренды, да и вся культура потребительства – не рациональна. Здесь нет места «практичному применению», так как основная цель торговых марок – заявить о себе. Не принести пользу, а подчеркнуть статус. Еда покупается не для того, что бы «поесть», а для того, что бы «насладиться вкусом». Мы идем в клуб, играем в игры или смотрим ТВ для участия в «шоу» а не для «отдыха» как заявляем окружающим. Мир нерационален, поскольку рационализм невыгоден.

Для того, что бы отстаивать независимость, выбирать то, что необходимо и жить в удовольствие, человек должен несколько напрячь мозг. Не сильно. Буквально чуть-чуть. Хотя бы для того, что бы установить фильтры в интернете, которые блокируют рекламу. Для того, что бы пересчитать бюджет. Что бы не срываться в очередной кредит, а грамотно откладывать сумму денег, и приобрести в перспективе желанный продукт.

Что ж, можно жить «в кайф». Можно учиться доставлять себе удовольствие, пользуясь доступностью окружающего мира. Но разве мы будем иметь право называться людьми? Ведь неважно, что мы используем, высокоскоростной интернет, или страницы газеты. Но кто-то, будет искать новости технологий и способы саморазвития. А кто-то, смешные картинки с котиками.

Кем же быть, в это непростое время? Выбор зависит только от нас.


Взгляд на мир

Специфичность восприятия обусловлена кругозором. Мы воспринимаем только тот опыт, который интересен или понятен для нас. С детства, нам стоили определенную картину мира. Нас воспитывали родители, родственники, друзья, учителя… Масса факторов, которая все-таки оказала влияние на человека, как личность. Как следствие такого воспитания, мы обрели специфичную картину, к которой относимся определенным образом. Кто-то может считать свое видение мира абсолютным и совершенным. Кто-то, осознает ничтожность органов чувств и готов признать ошибочность восприятия. Но природе не нужно покаяние или самоуверенность. Природе необходим вид, который будет выживать. А то, как мы видим мир, дает нам определенные возможности для взаимодействия с ним.

Отношение человека к реальности на 10% зависит от тех событий, с которыми мы сталкиваемся. На 90% мир зависит от того, как мы его воспринимаем. Кто-то видит врагов повсюду, а кто-то взирает из-под розовых линз. Человек субъективен и специфика его восприятия во многом зависит не только от отношения к предмету «здесь и сейчас» но и от социального и культурного опыта. Можно относится к болезням, как к испытаниям и стойко переносить невзгоды. А можно жаловаться на жизнь потому, что недавно приобретенный телевизор на дюйм меньше, нежели у соседа. Все зависит от восприятия и системы ценностей.

Но где заканчивается «влияние общественности» и начинается личная ответственность? Как понять, самостоятелен человек, или действует под контролем чего-то, что не в силах даже осознать?

Есть много концепций и критериев оценки. Но здесь разумнее рассматривать человека сквозь призму бихевиоризма. Следовательно, что человек делает, тем он и является. Можно требовать от каждого из нас взять в руки ружье, и пойти убивать «врагов». Но только единицы согласятся, поверят и пойдут выполнять «высшее предназначение». В силу ограниченности, отсутствия самореализации, ряда психических отклонений или массы иных причин (которые могут быть оправданы как с точки зрения личности, так и эволюции в целом). И спустив курок, отняв жизнь, такой человек станет убийцей, и неважно, чем он руководствовался на тот момент. Да, ошибочно пропагандировать гуманизм, в мире, где человек в большей степени остается приматом. Но все же, глупым является истребление тех, кто мог бы оказаться полезным.

Мы можем воспринимать мир как угодно. Слушать любые источники, черпать любую информацию. Наши вкусы – человечны, многообразны и специфичны. Мы можем исповедовать любую идеологию и быть сторонником любого мировоззрения. Но остается лишь один, нерешенный вопрос. Наш взгляд на мир определяется тем, что мы «видим», «чувствуем», «переживаем» в конкретный момент. Теми «внутренними чувствами», что есть в каждом из нас. Или же, наш взгляд определяется только во взаимодействии с миром? Потому, что только в реальном мире мы утверждаем его значимость.

Вопрос, которому суждено остаться без ответа. Пока еще, без ответа.


Вмешательство в геном

Человеческий организм представляет собой набор химический соединений, которые контролируются непосредственно теми или иными генетическими паттернами. Наше ДНК представляет собой инструкцию, набор команд для организма, которые выполняются в той или иной последовательности на молекулярном уровне. Данные команды извлекаются из организма наших предков и подстраиваются под новые условия окружающей среды.

Из-за нашей неосведомленности, до недавнего времени, мы не могли напрямую вмешиваться в структуру генома. Да, человек и сегодня остается лишь объектом генетический реакций и условностей. Но наука не стоит на весте. Мы внедряемся, совершенствуем и модернизируем различные аспекты нашей ДНК. Человек способен вмешиваться в естественные процессы, создавая новый продукт природы.

Ранее, мы могли лишь наблюдать следствие того или иного вмешательства. Не всегда оно было успешным. Не имея знаний, но располагая мощными ресурсами, мы начали творить новую природу мира, основываясь лишь на субъективных представлениях о конечном результате. Были ошибки, которые повлекли за собой множество смертей. Но разве эволюция не отобрала у нас больше? Совершенно естественным путем ежедневно гибнет огромное количество людей от болезней, старости, неумения приспособиться к новым условиям. Но вмешательство в ДНК сделает нас более адаптивными, лучшими и совершенными. Тем более что новые исследования позволят нивелировать негативные результаты.

Положиться на природу или совершенствоваться самостоятельно, исходя из здравого смысла? Выбор всегда будет только за нами.


Внедрение

Работая с человеком, мы сталкиваемся с проблемой понимания. Интерпретация речи, невербальных данных и принятие тех или иных убеждений, во многом зависит как от нас, так и от самого собеседника. Но одно дело – донести мысль посредством возможностей нашего организма. И совсем другое, сделать это технологически грамотно.

Нанороботы рассматриваются как инструмент избавления от болезней и старости. Они способны предотвращать риски, уничтожая угрозу еще тогда, когда мы ее не чувствуем и не замечаем. Путешествуя внутри нас, эти крошечные устройства являются гарантом нашего здоровья. Разумеется, существует масса теорий заговоров и параноидальных фантазий, касательно того, как могут быть использованы подобные устройства. Как они могут менять наше поведение, делать зависимыми и уничтожать человека по команде, изнутри, мгновенно. Так же ходят разговоры о рисках «сбоя» этих существ. Ведь первая команда, которую получит первый наноробот, это команда о самокопировании. При отсутствии лимита, мы получим армию существ, которая будет бесконтрольно увеличиваться в геометрической прогрессии. Словно онкология технологического мира. Но каждый из этих рисков может быть предупрежден и ограничен здравым смыслом.

У правительств и корпораций и так достаточно средств для контроля. Более того, человечество особо не сопротивляется установленным порядкам. Проблема бесконтрольного деления может и будет выявлена еще на тестовом этапе. Мы слишком акцентируемся на рисках и угрозах того, чего еще нет. Раздуваем проблему и боимся того, что придумали сами. Но стоит немного задуматься, и мы поймем, как много могут дать наши страхи.

При должном синтезе, нанороботы дадут возможность не только жить без болезней, но и контактировать друг с другом без посредства рудиментарных средств связи. Не нужно будет искать телефон, подносить руку к уху, идти к компьютеру, что бы включить Skype. Достаточно лишь волевого усилия и связь будет налажено непосредственно между собеседниками. Сотрясать воздух словами? Пытаться передать то, о чем думаешь? Дурацкие атрибуты уходящей эпохи.

Оперирование целыми комплексами образов, впечатлений, мечтаний. Передача напрямую того, что хотелось выразить, но не находилось слов, потому, что наш язык остается слишком примитивным. И какой язык? Разве нам нужно будет придумывать слова, для описания впечатлений? Скорее всего – нет.

Мы стоим на грани эпохи, которую Вернадский описывал как конечную, в эволюции нашего вида. Человек перестал быть животным, когда начал использовать мозг. Теперь, мы совершенствуемся в этом направления, создавая общее пространство, позволяющее напрямую задействовать наш интеллект. Ноосфера – это лишь вопрос времени. А инструмент ее создания, уже под рукой.


Вопрос анонимности

Обращаясь к технологиям современного мира, мы ежедневно сталкиваемся с мощностями, позволяющими нам слишком многое. Службы и сервисы обрабатывают огромные массивы данных, при этом меры обеспечения анонимности крайне условные. Мы оставляем за собой след в цифровой сети. И этот след крайне сложно уничтожить. Если раньше можно было сменить внешность, переехать в другую страну, залечь на дно, то в сети невозможно «подделать» свою истинную суть. Наши привычки, скорость набора букв, движение мыши, часто посещаемые страницы… Все это выступает более точным методом идентификации, нежели отпечаток пальца.

Мир не заинтересован в том, что бы мы были анонимны. Интернет дал нам такую возможность, но ненадолго. Мы сами наполняем его продуктами деятельности, и их анализ крайне быстро приведет интересующихся лиц прямиком к порогу нашего дома. Анонимность будет мифом, чем-то таким, что было у лордов и баронов средневековья, когда они имели полное право выбирать себе наложниц, казнить крестьян и властвовать на территории своих феодов. Время разгульной свободы и полной анархии, когда правила каждый устанавливал сам. Когда мир стремится к лучшему, ему необходимо содействие всех сторон. Каждый человек важен для будущего. Каждый ресурс представляет ценность, и глупо тратить его на борьбу с обиженными на мир личностями. Те, кто прячутся в тени, рано или поздно выйдут на свет. Принудительно или добровольно – вопрос времени.

Стоит ли надеяться на торжество единиц, беспечно взламывающих частных лиц или крупные корпорации в мире недалекого будущего? Маловероятно. Не потому, что «система» поработит их или сотрет с лица земли. А потому, что они сами, с радостью станут ее частью.


Вопрос уместности

Технологии помогают людям компенсировать многие функции. Человек, лишенный возможности разговаривать, сможет переписываться с друзьями. Потерявший конечность – приобретет протез, мало чем отличающийся от руки или ноги. Для того, что бы создавать лекарства, проектировать дома, обеспечивать города электричеством – мы используем вычислительные мощности. Но как скоро искусственные предметы станут частью нас самих? И нужно ли нам это?