Еще до школы поднималась тема, кем мне быть в будущем. Мне хотелось красиво вышивать, как Марья-искусница или, например, хорошо вязать, как мама; печь пироги, лечить людей, учить детей. Еще я хотела хорошо петь. Мне хотелось всего и сразу. И, спустя много лет, могу сказать, что во многом себя попробовала, и даже смогла кое —в чем реализоваться. Да, скромнее, чем хотелось бы: врачебная практика была небольшая, обучала я, в основном, дочь некоторым вещам, и новых сотрудников в колл-центрах, и еще нескольких человек учила рукоделию. Вышивать и вязать научилась, но немного не так, как мама. Пироги пекла, с удовольствием пою для себя. Благодарю Бога за эти скромные достижения. Позже у меня появились и другие мечты, связанные с трудовой деятельностью и творчеством. Но об этом в других главах.
Подросший брат звал меня Юя, Люлёк, потому что ему тогда трудно было правильно произносить имя Юля. Я с удовольствием с ним гуляла и играла.
А в детском саду были свои развлечения.
Фотография из детского сада. Рот в первый раз был открыт, потому что нос плохо дышит. А это второе фото, на котором я по команде старательно рот закрываю.
Мне нравилось лепить из пластилина. Особенно привлекала идея слепить колокольчики, как в заставке к передаче «Спокойной ночи, малыши!», которую мы регулярно смотрели. Воплотить замысел получилось не сразу. Но, в конце концов, усилия увенчались успехом – я слепила «семейство колокольчиков»: папу, маму и малыша.
Еще в детском саду мы занимались выжиганием, по-научному, пирографией. Это очень интересное занятие, результат тоже впечатляет. Но мои глаза как-то слишком болезненно воспринимают дым. Из-за этого я не люблю выжигать, даже самые прекрасные картины. Но мне приятно смотреть на разделочные доски, оформленные в этой технике. Я подарила набор для выжигания племянникам. Недавно увидела статью в журнале, где описывается, как в технике пирографии можно работать по некоторым видам ткани и создавать ажурные шляпки и жилетки. Так что, детсадовский опыт по-своему уникален, поскольку нам давали азы творчества, которые пригодились в жизни.
Конечно, были и более традиционные занятия. Помню, как вырезала из картона фигурку жирафа, а потом приклеивала к нему цветные «пятна».
Помнится, мебель в детском саду была расписана хохломскими узорами. Тогда я без особого интереса и иногда очень сонными глазами смотрела на эти листочки, извивающиеся стебли и ягодки. Но теперь этот стиль мне приятен, и я хочу повторить его в своем рукоделии.
Были и утренники с песнями, чтением стихов, танцами. Меня пытались научить танцу, в котором надо было плавно идти навстречу другому танцору. Но плавная походка у меня упорно не получалась, поэтому через некоторое время эту идею отбросили.
Интересно складывались мои отношения с другими детьми. Например, с мальчиком по имени Игорь. По какому-то не особо, как мне думается сейчас, значимому поводу, он разозлился и ударил меня в лицо. Кулак у него был крепкий, ударил довольно сильно, но нос не разбил. Воспитатели потом нас мирили – его заставляли просить прощения, а меня уговаривали простить. Иногда сложно простить, особенно, если еще испытываешь боль. Но я простила, простила от всей души. И потом я продолжала развивать в себе способность прощать людей.
Пожалуй, таким вещам лучше учиться в детстве. И еще, я думаю, что сложно простить только в первый раз, а потом появляется навык. А случай с Игорем научил меня быть осторожнее.
В общем теперь, по прошествии лет, меня восхищает мудрость наших воспитателей. Помню, как они отучили меня от глупой привычки есть снег с помощью опыта. Собрали снег с улицы, положили на блюдце и оставили в тепле, поближе к сушилке. А потом показали мне грязную воду на блюдце, где плавало много разноцветных ворсинок, разных соринок. Убедительно и наглядно.
И еще именно тогда со мной случилось то, что я называю нулевой влюбленностью. Потому что 5—6 лет – слишком рано для первой любви. Звали его Паша. Фамилию не знаю, цвет глаз и волос не помню. Помню имя и наш разговор. Что я признаюсь ему в любви и обещаю дружбу. А он с ласковой усмешкой говорит, что я скоро его забуду. Не забыла, его имя и эта ситуация —до сих пор в моей памяти.
Удивительный разговор двух маленьких философов… Откуда мы это знали, почему оба оказались по-своему правы? Может быть, Павел был из многодетной семьи и видел за счет этого много ситуаций? Или его фраза была из какого-то фильма? А я просто слушала своё сердце, когда говорила, что буду помнить.
Мы дружили, говорили на разные темы, по-своему важные, но память сохранила мирное и светлое, доверительное настроение наших бесед, а не слова.
И с Пашей и с моей «любовью» к нему связан сон, который я увидела тогда. Как будто я хожу в чем-то длинном и воздушном, вся такая нежная и говорю: «Я сама любовь» и зову Пашу.
Я не придаю большого значения снам, они для меня вроде ярких картинок, забавных иллюстраций к жизни, выражение моей фантазии. В следующей главе я расскажу о некоторых снах и шутках моего детства.
Фото в старшей группе детского сада, выпускное.
9 глава. Забавные ситуации и сны
Однажды мама принесла в плетеной пластиковой корзинке 2 килограмма помидоров. Я оказалась в одиночестве и решила их попробовать. Мне очень понравились помидоры, но я стеснялась их съедать целиком. В результате надкусывала и клала надкусанной стороной вниз, воображая, что так никто ничего не заметит. Но маме это очень не понравилось, она потом провела со мной беседу, что так делать не стоит. И еще долго мы смеялись в последующие годы над историей про надкусанные помидоры. Тут я конечно была совсем не права. Я бы ругалась на свою дочь, если бы она так поступила. Но такого она не делала.
Услышав песню «Мои года – мое богатство», я была очарована ею и начала её напевать. Но понятно, что в исполнении ребенка детсадовского или школьного возраста это странно выглядело. Не помню точно, в какой период это было, но мама очень быстро прекратила это безобразие, запретив мне петь эту песню.
Брат после еды говорил иногда «Я наевся и напився». Со временем эти слова стали вроде нашей семейной присказки про сытость.
Но в основном присказки и забавные стихи детства будут в следующей главе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги