Алена пришла в условленное место и сразу увидела парня в синей куртке, он стоял задом к ней. «Высокий, стройный» – с удовольствием отметила она. И тут молодой человек повернулся и Алена увидела его лицо. «Нет, только не он!» Это был Виталий. Алена не смогла скрыть разочарования, она собиралась развернуться и уйти. Но на лице молодого человека сияла такая счастливая улыбка, а в руках он держал такую красивую коробку, что Алене показалось будет невежливо вот так убежать.
– Я тебя не слишком разочаровал? – спросил Виталий, протягивая девушке подарок. – Есть немного – созналась Алена.– А что там? – она вертела в руках блестящую зеленую коробку, перевязанную красной ленточкой.
– Небольшой сувенир для тебя, но с большим смыслом. Откроешь дома. – он загадочно улыбнулся.
– Любопытно. Давно я не получала подарков на Новый год.
– А ты веришь в гороскопы? – неожиданно спросил молодой человек.
– Нет, конечно. А ты?
– Вообще – то, я тоже.– рассмеялся Виталий, – Но в этом году все обязательно сбудется.
Они долго гуляли по ночным улицам, сверкающим новогодними огнями. Всюду им встречались веселые, счастливые люди и как ни странно, Алена чувствовала себя так – же. Виталий оказался очень приятным в общении человеком, с оригинальным чувством юмора, время с ним летело незаметно. Алена пришла домой под утро и сразу же открыла коробку с подарком. Там лежали три фарфоровые статуэтки – обезьянки. Самая большая была явно мужского пола с галстуком и в шляпе. Вторая чуть поменьше, в юбочке и с накрашенными губами. А третья совсем маленькая с бантиком и куклой. Очень красивые статуэтки, все обезьянки ярко красного цвета. Но какой смысл он вложил в этот подарок? «Год огненной обезьяны» – всплыло в памяти не раз слышанное по телевизору. «Да ведь это семья – папа, мама и дочка! В наступившем году обезьяны я создам семью, это он хотел сказать?»
Прошло три года. За красиво накрытым новогодним столом сидели трое. Елка переливалась огнями, под ней беззаботно спал большой рыжий кот.
– Здорово ты меня тогда разыграл, «Вальдемар», – улыбнулась Алена.
– Если бы не мой невинный обман, не было бы сейчас у нас ни семьи, ни нашей Настюши. – сказал Виталий и подмигнул веселой голубоглазой девчушке.
Все таки в Новый Год чудеса случаются.
Письмо из дома
Наталья Швец
Впечатления от воинской службы Леонид Пастернак отразил в картине
Впечатления от воинской службы нашли отражение в первой большой работе Леонида Пастернака «Вести с родины», которую ещё называют «Письмо из дома». Художник дебютировал с ней на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1889 году и сразу обрёл успех. Увидев это полотно, Павел Третьяков прямо с мольберта купил его для своей коллекции…
На картине изображены три солдата, двое из которых нарисованы в полном военном облачении. Персонажи во время отдыха находятся в маленьком простом помещении казармы. Один из них лежит, курит папиросу, второй сидит у него в ногах, третий расположился рядом на простом деревянном некрашеном табурете и читает письмо.
Судя по выражению лица солдата, сидящего на кровати, письмо адресовано ему, и новости с родины пришли неутешительные. Все впечатления от вестей написаны на лице. А тот факт, что послание ему читает другой человек, свидетельствует, что сам герой неграмотный.
Детали
Мелкие детали, которым молодой художник уделил большое внимание, позволяют увидеть быт солдат. Ведь каждая картинка на стене – будь то бумажная иконка, вырезанная из журнала иллюстрация или же присланная из дома фотография, может рассказать о героях многое. Более того, это своего рода исторический срез, отображение действительности того времени.
Взяв для картины прозаическую тему (художник отбыл положенный в армии срок – авт.), Леонид Пастернак сумел создать выразительные образы и вдохнуть жизнь в своих героев, сделав оставшиеся от службы собственные впечатления по-настоящему выразительными и запоминающимися…
Солдатский быт
Помещение казармы с белёными стенами скудно обставлено. На простой кровати лежит грубое солдатское одеяло, а стены украшены незамысловатыми картинками. Из окна можно увидеть внутренний плац, со всех сторон окруженный такими же безликими казармами.
Невольно начинаешь сравнивать с теми условиями, в которых служат солдаты сегодня. Бытовые условия, конечно, соответствуют времени, да и срок службы у них всего год. К примеру, в царской армии конца XIX – начала XX века этот срок составлял семь лет, а перед этим и вовсе – двадцать пять… Служба была обязательной, но для тех, кто имел образования, как в случае с Пастернаком, время было несколько сокращено.
Третьякову эта картина безусловно понравилась, прежде всего, своей жизненностью, ведь художник отразил подлинные впечатления от воинской службы…
Лекарь или аптекарь
Семья Пастернаков настолько гордилась своими древними корнями, что считала – их род берёт начало от самого царя Давида. Мать с отцом мечтали, что их младшенький, самый любимый из шести детей, станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, ходатаем по делам».
Но мальчика, кстати, настоящее имя его Аврум Ицхок-Лейб, очень увлекало рисование. Зная, что родители не в восторге от этого, рисовал тайком и создавал свои «шедевры» обычным чёрным углём. Однажды дворник попросил нарисовать картинки на охотничью тему, чтобы потом развесить их в дворницкой. За каждую работу пообещал заплатить по пять копеек. С заданием шестилетний парнишка справился на отлично. К нему сразу пришло признание и первый заработок. Но родителей успех не убедил и они по-прежнему стояли на своём.
Кстати, даже спустя много лет Леонид Пастернак будет с благодарность вспоминать своего первого заказчика и назовёт его «мой Лоренцо Медичи». А любовь рисовать углём и простым карандашом останется у художника навсегда.
Коллекционеры раскупили всё
Леонид уступил родителям и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Однако предмет «Анатомическое строение человека» сразу оттолкнул его от медицины. Он так и не смог преодолеть впечатления, оставшиеся от работы в анатономичке, и отвращение к трупам, но при этом надо отдать должное, всё, что следовало знать художнику, тщательно изучил.
Проучившись немного, Пастернак перевёлся на юрфак, а потом и вовсе отправился в Одессу. Теперь уже продолжать образование в Новороссийском университете. Этот вуз был единственным во всей Российской империи, который давал право студентам выезда за границу.
Естественно, Леонид тут же воспользовался первым удобным случаем и отправился в Германию. Там он поступил в одну из старейших художественных школы Европы – Мюнхенскую королевскую академию художеств, где учился у Людвига ван Гертериха и Александра Лицен-Мейера. Кроме того, брал уроки офорта у известного пейзажиста Ивана Шишкина. По конкурсному отбору он прошёл первым номером и закончил академию с золотой медалью, умудрившись параллельно отучиться экстерном на юридическом факультете и получить диплом юриста.
Талантливый молодой художник вернулся в Москву с огромным количеством учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры…
Судьба благоволит художнику
1889 год смело можно назвать одним из самых лучших в жизни художника. В этом году исполняется его давняя мечта съездить в Париж, что стало возможным благодаря покупке картины Павлом Третьяковым. Знакомство с работами художников импрессионистов сильно изменило его стиль. Теперь, по общему мнению, его кисть и карандаш стала более изысканными и выразительными.
Но не только Парижем отметился тот памятный период. Леонид Патернак женится на талантливой пианистке Розалии Исидоровне Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества. Забегая вперёд, скажу – брак будет очень счастливым. У супругов родится четверо детей. Сыновья: Борис, в будущем талантливый поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе и Леонид – известный архитектор, дочери Жозефина и Лидия.
Судьба явно благоволит ему. Он постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников, и его работы принимаются зрителями с восторгом. На одной из них он знакомится с писателем Львом Толстыми и создаёт много прекрасных работ, в частности к романам «Война и мир» и «Воскресенье». К слову, эти иллюстрации были отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года. У него есть своя художественная школа. Кроме того, Пастернака позвали преподавать вначале в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, а затем – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии – ВХУТЕМАС).
Интересная работа
Интересная деталь: кандидатуры профессоров в Московское училище утверждались главой совета училища Великим князем Сергеем Александровичем Романовым, который был известен в обществе как ярый юдофоб. Обычно все российские евреи, дабы продолжить карьеру принимали крещение. Однако Леонид Пастернак проявил характер и в письме инспектору училища князю Львову заявил: «Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения».
После этого высказывания никто не стал настаивать на перемене вероисповедания и художник прослужил в этом учебном заведении более четверти века.
Как известно, Леонид Пастернак как художник внёс серьёзный вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Именно он в числе первых начал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр. А после Великой Октябрьской революции стал первым основоположником ленинианы, делая зарисовки с натуры вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Глядя на них, можно понять, какие у него были впечатления от происходящего в стране.
При этом его имя, благодаря постоянно участию в международных выставках, было хорошо известно и в Европе. В 1921 году мастер с супругой отправляются в Германию. Официальная причина – художнику необходима операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья остаются в Москве. Только близкие знали, Пастернак разочаровался в революции, прежние восторженные впечатления исчезли, потому-то он и спешит покинуть страну, дабы получить возможность все обдумать и оценить.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, поэтому и сохранили советские паспорта. Но всё получилось иначе – в Германии ему предложили много интересной работы, и в итоге он задержался там. Да и как можно было отказаться! Когда можно создавать портреты Эйнштейна, Рильке, Осборна… Никаких тебе правил и условности – только бери и твори! В 1927 и 1932 годах за рубежом организуют две его персональные выставки. К тому же, в этот период он издаёт на русском и иврите интереснейшую монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве».
Память
Всё закончилось в 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Гитлер. Фашизм и происходящее в стране приносит ужасные впечатления и Пастернакам ничего не остаётся, как уехать к дочерям в Англию… В
В принципе, художник мог быть счастлив – в его творческой карьере все сложилось как нельзя лучше. В семье тоже. Рядом любящая жена и дочери. Тосковал ли он по России? Никто не знает… Тем более, что на родине, с которой его связывала только переписка с сыновьями, он был надолго забыт.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Сейчас в доме, где он жил, открыт музей. А работы художника представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.
После смерти Леонида Пастернака были организованы выставки его работ в Англии и Германии. А вот в нашей стране его первая персональная выставка состоялась лишь в 1979 году в Третьяковской галерее. Её посетители долго находились под впечатлением от работ автора. В 2001 году там же прошла выставка «Л. О. Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения выставка работ художника состоялась и на его родине – в Одессе. Тогда же на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.
Кроме того, именем Леонида Пастернака названа улица в Тель-Авиве.
Прямо по кругу
Наталия Варская
К тридцати семи годам Павел вдруг, будто бы, прозрел. С женой Викой он прожил шестнадцать лет, сыну уже скоро одинадцать, но ощущение счастья ушло.
Жизнь превратилась в рутину, в сплошные обязанности, скандалы, а на сердце была пустота.
Но самое главное – Павел обнаружил, что жена, которая и так была старше мужа на четыре года, превратилась в какую-то возрастную тётку, тогда как Павел видел и ощущал себя парнем двадцати пяти лет, не более.
Мужчина стал засматриваться на молодых девчат и видел в них задор, огонь, энергию, которых ему так нехватало теперь в браке.
И вот полюбил Павел молодую девушку Веру. Повстречались они тайком три месяца, пока об этом романе не стало известно жене, которая сказала:
– Рановато у тебя седина в бороду стукнула. Эта твоя девица скорее нашему сыну лет через десять подойдёт, а не тебе. Ты на себя посмотри, выглядишь старше меня, а туда же. Геморрой-любовник!
От этих слов Павел преисполнился негодованием. Это он-то старше выглядит?! На себя бы посмотрела.
– Вика, разуй глаза! Когда мы с тобой идём по улице, я от стыда не знаю куда себя девать. Я же вижу насмешливые взгляды прохожих, которые думают:
– Такой взрослый, а с матушкой гуляет!
Жена была возмущена до крайности:
– Ну и убирайся к своей малолетке! Ей от тебя только деньги нужны. Был бы ты человеком бедным, она бы и рядом с тобой не стояла.
И Павел «убрался», съехал от семьи и поселился с Верой в квартире, которая досталась ему в наследство от бабушки.
Сначала Павлу казалось, что жизнь наладилась, что он движется вперёд и впреди его ожидает что-то грандиозное, но прожив с Верой полтора года, мужчина ощутил усталость и скуку. Говорить с Верой было не о чем, девушка желала только развлекаться, ходить по ночным клубам, салонам красоты и ездить на курорты.
Уюта в доме не было.
И стал Павел тосковать по своей семье, всё чаще навещать сына, разговаривать по душам с бывшей женой.
Кончилось тем, что Павел вымолил у жены прошения и вернулся в семью.
Через год Павел понял, что вернулся зря. Жена стремительно старела, а сам он молодел, как ему казалось, и телом и душой.
И повстречал Павел девушку Ирину двадцати двух лет.
Когда жена Вера узнала об изменах мужа, она церемониться не стала и выставила мужа за дверь.
Прожив с Ириной год, Павел понял, что снова совершил ошибку. Ирина оказалась капризной пустышкой, а однажды оскорбила Павла до глубины души:
– Ты на себя посмотри. Мне стыдно с тобой по улице ходить. Все прохожие думают: «Такая взрослая девушка, а с отцом гуляет».
Этого Павел простить не мог и снова вымолил у жены Вики прощения.
Прошёл год. На жену он смотреть не мог: это уже не тётка, а бабка какая-то.
И встретил Павел молодую красавицу Светлану.
По заведённой традиции жена выставила Павла за дверь и он счастливо зажил с новой своей избранницей.
Через год Света стала требовать, чтобы Павел оформил на неё часть квартиры, так как ей живётся неспокойно. Павел заартачился, а Света обозвала его стариком и ушла.
Павел привычно стал вымаливать у жены прощения, но она сообщила сногсшибательную новость:
– Паш, надоел ты своим движением прямо по кругу. Я встретила человека, он моложе тебя на пять лет и с ним я тоже молодею.
Павел был сражён: кому могла понадобиться женщина в возрасте? Наверняка, альфонс какой-нибудь.
Но когда Вика познакомила бывшего мужа со своим избранником, стало ясно, что Алексей (так звали поклонника Вики) матариально обеспечен лучше, чем сам Павел.
Ну как такое может быть?! Неужели этот Алексей не мог молодую девушку найти?!
Совершенно убитый, Павел разговорился в баре с незнакомцем.
Незнакомец этот оказался психологом.
И сказал незнакомец:
– Всё дело в вашем эгоцентризме. Вы приписываете другим людям свои ощущения, своё видение, а ведь существует известный факт, что несколько человек, смотрящих на один и тот же предмет, а тем более на одного и того же человека, видят его поразному. Восприятие мало зависит от реалий, оно связано с ассоциациями, психотипом, генетикой, воспитанием и с ещё многими факторами. Даже себя человек видит не так, как его видят другие люди. Так что не удивляйтесь, что вашу бывшую жену полюбил молодой и достойный человек. Он увидел в ней то, что не дано было увидеть вам. А возможно, вам это и не нужно, и не ценно. Жизнь ваша идёт по привычному кругу, а вам кажется, что она идёт вперёд. Попытайтесь из круга вырваться. Хотя это уже произошло: из круга человека часто выбивают неожиданные события. В вашем случае – изменения в жизни вашей бывшей жены.
Прошло два года, Павел встретил женщину, не такую уж молодую, как обычно, но она виделась ему молодой и самой красивой.
Эта история движения прямо по кругу окончилась счастливо для всех участников. Так бывает не всегда, но бывает и это вселяет надежду.
Граница чая и безумия…
Наталья Швец
– Не будете настолько любезны, – раздался с веранды незнакомый писклявый голос, – не сочтите за трудность и откройте тайну: куда вы спрятали нашего Чеширского Кота?
Интересно, мелькнуло в голове, кто это к нам пожаловал да еще неизвестным котом интересуется. Я сладко потянулся и выглянул в дверь. Подобной картины просто никак не ожидал увидеть. В центра любимого места общения всех без исключения обитателей нашего дома стоял Белый Кролик в синих штанах, синем в белую клетку пиджаке, высоком цилиндре и с бабочкой на шее. Туалет дополняли карманные часы в лапке. Он постоянно посматривал на них, словно спешил куда-то, но думаю, просто хотел показать свою крутость.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги